Главная / Физкультура / Научно-исследовательская работа секция физкультуры:"Роль физкультуры в семье"

Научно-исследовательская работа секция физкультуры:"Роль физкультуры в семье"

hello_html_254dd450.gifhello_html_22bbfed1.gifhello_html_3c006e05.gifhello_html_m597f5a4a.gifhello_html_6bd95780.gifhello_html_6a7f8d61.gifhello_html_m5874acbc.gifXII городская научно-исследовательская конференция

«Познание и творчество»

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»







Секция: физкультура





Роль физкультуры в семье




Автор:

Спиридонова Александра Юрьевна

ученица 10 «А» класса;

Научный руководитель:

учитель физкультуры

Курилова Надежда Александровна







Новодвинск

2012



Оглавление

Введение………………………………………………………………………………… ……3

Глава I. Физкультура и семья……………………………………………………………………..4

1.1Физическая культура в семье………………………………………………………………...4-5

1.2 Составляющие здорового образа жизни……………………………………………………5-6

1.3 Виды физкультурных занятий в режиме дня семьи……………………………………….6-7

Глава II. Результаты исследования…………………………………………………………8-9

Заключение…………………………………………………………………………………...10

Библиографический список…………………………………………………………………11

Приложения……………………………………………………………………………….12-17

























Введение

Нужно всегда помнить, что здоровье – великое благо и достояние всего общества. Недаром народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова!» Быть здоровым это счастье для каждого человека. Некоторые семьи о здоровье не думают. Как правило, молодость и здоровье сопутствуют друг другу. Но чем старше становится человек, тем больше начинает понимать, какое это благо – здоровье, и тем больше начинает ценить его.

Семья и общество — понятия тесно связанные. «Семья находится под защитой государства» — гласит одна из статей нашей Конституции. Но далеко не все семейные проблемы решаются «извне» — благодаря помощи, оказываемой обществом. В первую очередь от нас самих зависит, будет ли наша семья счастливa. Семья – это коллектив единомышленников. Все члены семьи должны неуклонно соблюдать правила, от которых зависит их здоровье. Нужно всегда помнить, что главное в занятиях физической культурой, спортом – систематичность и регулярность.

В совместных семейных занятиях физкультурой кроются огромные возможности и для повышения воспитательного потенциала семьи, улучшения отношений родителей с детьми [5]. Физкультура и спорт раскрепощают родителей и детей, увеличивают «потенциал доверия» семьи.

Актуальность исследования в поиске ответа на вопрос: Нужно ли заниматься физкультурой в семье?

Цель: выяснить, как жители нашего города относятся к физкультуре в семье.

Задачи:

1.Изучить существующую литературу по теме: «Семья и физическое воспитание детей»;

2.Выделить основные особенности роли семьи в физическом воспитании детей;

3.Взять интервью у жителей города Новодвинска с целью выяснения их отношения к физкультуре в семье.

Методы исследования: 1.Изучение литературы.

2. Сбор информации.

3. Опрос, интервью.

4. Анализ и обобщение полученных данных.

Гипотеза: если развитию физических навыков и физической культуре в семье уделять внимание, то это способствует формированию интереса к занятиям физкультурой.

Объект исследования – занятия физкультурой в семье

Предмет исследования – семьи учащихся младших классов.


ГЛАВА I. Физкультура и семья

1.1 Физическая культура в семье

Все мы прекрасно знаем, что воспитание детей происходит не только в дошкольных и школьных детских учреждениях, но и дома, в семье. Именно поэтому в каждой семье, желающей вырастить здоровых и умных детей, необходимо заботиться об их правильном физическом развитии. Но взрослые должны контролировать физическое состояние не только своих детей, но и самих себя. Если вся семья будет вести правильный образ жизни, то дети будут расти здоровыми, а у их родителей будет гораздо меньше проблем со здоровьем, бабушки и дедушки будут жить дольше, не придется принимать множество лекарственных препаратов, которые, как известно, «одно лечат, а другое калечат»[4].Таким образом, чем больше семей будут культурными в физическом плане, тем здоровее и умнее будет население всей нашей страны в целом.

Физкультура в семье нужна на протяжении всей жизни. Для исследования нашей работы мы взяли возраст от 9 до 10 лет. Младший школьный возраст (9-10 лет) – наиболее активный период в формировании двигательных координаций ребенка. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Однако при дозировании занятий необходимо учитывать то, что у ребенка еще не завершился процесс формирования двигательного аппарата, и то, что в связи с началом посещения школы изменился его режим, и увеличились нагрузки. Основная задача в этом возрасте – развитие двигательных координаций. Возраст от 9 до 10 лет можно назвать благоприятным для закладки практически всего спектра физических качеств и координационных способностей, реализуемых в физической активности человека. Если такой закладки в этот период не произошло, то время для формирования физической и физиологической основы будущего физического потенциала человека можно считать безвозвратно упущенным. В это время начинают формироваться интересы ребенка к определенным видам физической активности, выявляется предрасположенность его к тем или иным видам спорта. Определенную часть забот о физическом воспитании ребенка берет на себя школа, но кроме школьных уроков физкультуры физическая активность младшего школьника должна обязательно дополняться ежедневной утренней зарядкой и двумя-тремя домашними тренировочными занятиями в неделю. Семейные тренировки строятся на основе систематического выполнения предлагаемых учителем физкультуры домашних заданий или являются самостоятельными занятиями родителей с детьми [1].

Правильная физическая, или двигательная, активность является одним из главных условий для сохранения и поддержания здоровья и правильного развития. Движение свойственно каждому человеку без исключения, без него нормальное функционирование организма невозможно. Врачам давно известно, что малоподвижные дети нередко отстают в развитии, они быстрее других устают, страдают нарушениями сна и т.д. Следовательно, здоровый человек из такого ребенка уже не вырастет. Статистические данные показывают, что ограничения физической активности повышают заболеваемость и смертность как детей, так и взрослых. Последствия недостаточной двигательной активности могут быть следующие:

- атрофия мышечной и костной ткани;

- уменьшение жизненной емкости легких;

- нарушения деятельности сердечнососудистой системы;

- застой крови в конечностях;

- ненормальная деятельность центральной нервной системы;

- неправильный обмен веществ и др.

Содержание физической активности человека составляют занятия физическими упражнениями, в основе которых лежат целенаправленные движения. В самом общем виде природное в физической активности определяется тем, что лежащие в ее основе движения человека являются результатом деятельности его организма как живой системы. Физическая активность человека, в конечном счете, направляется на изменение состояния его организма, на приобретение нового уровня физических качеств и способностей. Регулярная физическая активность оказывает заметное влияние на функциональный статус в состоянии здоровья занимающихся физкультурой людей. В процессе физической активности происходят существенные изменения морфологического и функционального порядка, становится очевидной роль физической активности как регулятора и стимулятора морфологического и функционального развития человека[6].

1.2 Составляющие здорового образа жизни

Вообще понятие «физической культуры» весьма многогранно. Оно включает в себя и вышеупомянутую двигательную активность, и закаливание, и рациональное питание, и правильный режим дня, и др. Для того, чтобы ребенок в семье вырос здоровым, прежде всего родители должны вести здоровый образ жизни. Также родители должны знать особенности роста и развития детей, возрастную динамику деятельности нервной, дыхательной, сердечнососудистой и других систем организма ребенка. Без этих сведений невозможно добиться оптимального результата в воспитании подрастающего

поколения. Здоровый ребенок не болеет, он жизнерадостен, активен и доброжелателен, быстр, ловок и силен, в нем преобладают положительные эмоции. Здоровый ребенок рационально питается, проходит закаливающие процедуры и поэтому не болеет, следовательно, и не нуждается в лекарствах. Но для того, чтобы вырастить ребенка здоровым, нужно приложить к этому немало усилий, труда и терпения. Втянув своего ребёнка в мир физического совершенства и гармонии, родитель «привьет» ему иммунитет против никотина, алкоголя и других вредных привычек, возбудит как бы цепную реакцию, которая приведет в будущем к появлению здоровых внуков.

А мы хотим остановиться на двух составляющих:

- утренняя гимнастика;

- закаливание.

1.3.Виды физкультурных занятий в режиме дня семьи

Утренняя гимнастика благотворно действует на весь организм, оказывая большое оздоровительное и воспитательное влияние. Утреннюю зарядку желательно проводить на свежем воздухе. Если она проводится в помещении, то комнату необходимо проветрить и довести температуру воздуха до 16-17оС. Для упражнений, выполняемых сидя или лежа, необходимо иметь гимнастический мостик или коврик. При выполнении упражнений всегда нужно помнить о правильном дыхании – дышать глубоко, спокойно, не забывая о полном выдохе.

При составлении комплексов утренней гимнастики необходимо учитывать определенные требования к содержанию и характеру упражнений. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы организма. Схема составления комплекса примерно такова[2]:

- потягивание; ходьба (на месте или в движении); упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса; упражнения для мышц туловища, живота; упражнения для мышц ног (приседания, прыжки); упражнения для общего воздействия с участием мышц ног, рук (махи, выпады вперед, в сторону); упражнения силового характера; упражнения на расслабление; дыхательные упражнения.

Комплексы упражнений утренней гимнастики следует менять в зависимости от интереса занимающихся примерно через месяц, начиная постепенно заменять упражнения с третьей недели. Но рано или поздно упражнения могут повторяться.

Дети от природы подвижны и активны, а потому, если ребенок не хочет делать утреннюю зарядку – то это, большей частью, вина нас, взрослых. А между тем приучить ребенка к ежедневной утренней зарядке очень легко, надо лишь начать! Важно всегда помнить главное правило: утренняя зарядка должна приносить только положительные


эмоции, бодрость. Делайте утреннюю зарядку вместе с ребенком, ведь утренняя зарядка – залог хорошего настроения и бодрости на весь день!

Выше уже было сказано, что закаливание – одна из основных составляющих физической культуры. Закаливание как средство повышения защитных сил организма возникло еще в древности. В России оно издавна было массовым. Те родители, которые закрывают окна и укутывают ребенка, заботясь о его здоровье, неправы. Существует закономерность: чем в более «тепличных» условиях растет ребенок, тем чаще у него будут возникать острые респираторные и другие заболевания. Закаливание – это комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам[3].

Сущность закаливания заключается в тренировке терморегуляторного аппарата, в развитии защитных реакций, снижающих чувствительность организма к вредному действию раздражителей внешней среды. В результате закаливания повышается устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям различных погодных факторов, таких как холод, жара, сырость и других, которые плохо влияют на работоспособность и могут привести к заболеваниям. Все виды закаливания обладают общим благоприятным воздействием на организм, улучшают деятельность всех его систем и органов. Процесс закаливания является специфичным, то есть холодовые процедуры повышают устойчивость к холоду, воздействие высоких температур – к жаре. Закаливание может проводиться с помощью воздушных и солнечных ванн. Более сильным закаливающим средством является вода. Это различные обливания, обтирания, купания в бассейне и открытом водоеме, контрастный душ, посещение бани, сауны и т.д.

Итак, солнце, воздух и вода, тепло и холод могут и должны быть друзьями ребенка с первых дней его жизни. Задача родителей – в содружестве с медиками и педагогами сделать все возможное, чтобы закаливание стало обязательным компонентом здорового образа жизни наших детей. Все больше мам и пап берут на вооружение закаливание, справедливо полагая, что такие процедуры особенно нужны растущему организму. В совместных занятиях родителей и детей заключен большой воспитательный смысл. Даже самый маленький ребенок стремится посоревноваться с папой, мамой, братом или сестрой. Закаливание укрепляет нервную систему, способствует правильному обмену веществ и гармоничному физическому развитию ребенка. Заложить прочный фундамент формирования здоровья, можно только в процессе серьезной совместной с семьей работы.

Глава II.Результаты исследования

В процессе написания данной работы было опрошено 156 семей о том, интересуются ли родители успехами своих детей по физическому воспитанию, следят ли они за выполнением утренней зарядки, за поддержанием режима дня, принимают ли родители активное участие в физическом развитии.

В результате исследования было выявлено, что только 65% из опрошенных сами занимаются спортом и вовлекают в активное участие детей. Большинство детей, а это 64% ходят в секции по разным видам спорта: по волейболу, футболу, теннису, баскетболу, гимнастике. Только 36% детей не посещает никакой спортивной секции, где родители ограничиваются только уроками физического воспитания, которые проводятся в школах, и считают, что этого вполне достаточно. У 84% семей дети придерживаются режима дня, а вот выполняют утреннюю зарядку всего 72%. Дети - это 100%, соблюдают дома правила личной гигиены. По мнению 67% родителей необязательно проводить закаливающие мероприятия с детьми. В результате этого опроса мы выяснили, что большинство родителей помогают детям овладению техникой движений, укреплению здоровья, развитию физических качеств, установлению добрых, доверительных отношений между друг другом (приложение 1).

Так же в ходе исследования мы взяли интервью у врача она поделилась с нами мнением о том, что именно в этом возрасте ребенок лучше всего развивается физически. Родители должны научить своих детей заниматься спортом и делать это они должны вместе, с раннего детства. На параллели 1-х и 4-х классов часто болеют всего 11% детей, которые занимаются спортом, а у детей не занимающихся спортом болеющих детей больше – 36% (приложение 2). Когда ребенок хорошо развит физически, то он меньше болеет. Мы сделали вывод, что если вся семья будет вести правильный образ жизни, то дети будут расти здоровыми.

Провели на параллели 1-х и 4-х классов веселые старты «Папа, мама и я – спортивная семья». Нашей целью было: пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать приобщению семьи к физкультуре и спорту. Привлечь детей и их родителей к занятиям физической культурой и спортом. Доставить детям и родителям удовольствие от совместных занятий физкультурой, способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи. Мы хотели привить умения и навыки воспитанникам в процессе сотрудничества с родителями:

-умение взаимодействовать друг с другом,

-умение оказывать взаимопомощь, поддержку в решении основных задач, в достижении общей цели.

В ходе нашего исследования мы выяснили, что совместные занятия родителей с детьми, приносят, следующие положительные результаты:

- пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствует развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;

- углубляют взаимосвязь родителей и детей;

- предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;

- позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствует всестороннему развитию ребенка (приложение 3).

Мы предложили детям сделать «Спортивный фотоальбом класса», а для этого каждый ученик должен был сделать свою спортивную страничку, на которой он изобразит свой любимый вид спорта. Затем они должны были рассказать, как они начали заниматься спортом. Ведь не зря говорят, что если ребенка не направить, не объяснить, для чего ему нужно заниматься спортом, если конечно он сам этого не захочет, ребенок этим заниматься не будет. Как рассказывало большинство детей - родители помогли определиться с выбором вида спорта. Учащиеся, рассказали о том, как родители объясняли им, какое влияние окажет тот вид спорта, которым хочет заниматься ребенок, на его организм, как он сможет помочь в будущем. Помогли найти ту спортивную секцию, в которой ребенок хотел бы заниматься. Некоторые учащиеся выбрали тот вид спорта, которым занимаются их родители. Как отметили дети, родители с большой радостью играют с ними в спортивные игры, если есть такая возможность. У нас получились «Спортивные альбомы» (параллель 1-х и 4-х классов), в которых есть спортивная страничка каждого ученика класса и почти каждый родитель внес свою лепту в то, чтобы ребенок рос здоровым (приложение 4).









Заключение

Культура семейная и физическая — нерасторжимое диалектическое единство. Культура физическая — составная часть семейной. Роль физкультуры в семье воспринимается по – разному. Многие родители относятся к этому положительно. Дети усваивают образ жизни родителей, в семье закладываются основы многих умений и привычек, вырабатываются оценочные суждения и определенной мерой определяется жизненная позиция подрастающего поколения. Это определенной мерой касается и отношение к физической культуре, к активному использованию ее средств в быте — для укрепления здоровья, всестороннего развития и содержательной организации досуга.

Некоторые родители, к сожалению, ставят под сомнение ценность занятий физическими упражнениями, поэтому и целесообразность расходования времени на этот вид деятельности. В частности, о том, как строить мосты, вести математические расчеты, говорить тяжело: разговор угасает через недостаточность знаний. Спорт, по мнению этих родителей, дело другое. В нем «разбираются» все. И начинаются болтовни о сущности спорта, но без глубокого знания проблемы. Люди точно не знают, но что-то слышали, что-то читали, что-то видели. Этих «что-то» якобы достаточно, чтобы иметь собственную точку зрения и навязывать его другим.

В ходе работы мы выяснили, что участие родителей в закаливании, обучении физическим упражнениям своих детей, а также совместные с ними тренировочные занятия формируют у детей устойчивый интерес. Влечение к занятиям физической культурой и спортом совершенствуют их физическое развитие и физическую подготовку, способствуют расширению у родителей и детей общих интересов.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что наша гипотеза о том, что если развитию физических навыков и физической культуре в семье уделять внимание, то это способствует формированию интереса к занятиям физкультурой.










Библиографический список

  1. Абрамов М.С., Рыбалко А.И. Современные подходы к оценке уровня физического развития – важного показателя общественного здоровья // Гигиена и санитария. – 1983. - №6. – с. 69-71.

  2. Зациорский В.М. Спортивная метрология. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 256с.

  3. Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств. – М.: Советский спорт, 1990

  4. Книга учителя физической культуры. – М.: Просвещение, 1973. – 304 с.

  5. Матвеев А.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543с.

  6. Полиевский С.А., Гук Е.П. Физкультура и закаливание в семье. – М.: Медицина, 2004. – 80с.

  7. Теория и методика физического воспитания /Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287с.
























Приложение 1

Результаты социологического опроса среди жителей г. Новодвинска

hello_html_m6b3d6947.gif

1.











hello_html_m573a857c.gif

2.













hello_html_7915616c.gif3.










hello_html_68b402c3.gif4.












hello_html_m1614dcee.gif

5.












hello_html_m1c5675cd.gif6.












Приложение 2


Статистика учета заболеваний детей



hello_html_1db0ec8b.gif




hello_html_4aa3efea.gif




Приложение 3

«Спортивный фотоальбом»





















Приложение 4

Веселые старты «Папа, мама и я – спортивная семья»







Научно-исследовательская работа секция физкультуры:"Роль физкультуры в семье"
  • Физкультура
Описание:

XII городская научно-исследовательская конференция

«Познание и творчество»

Муниципальное образовательное учреждение

                         «Средняя общеобразовательная школа №6»

 

 

 Секция: физкультура

 

Роль физкультуры в семье

 

                  

 

 

                                                                                      Автор:

Спиридонова Александра Юрьевна

                 ученица 10 «А» класса;                                                                                                 

                                       Научный руководитель:

учитель физкультуры

                                                       Курилова Надежда Александровна

 

  

Новодвинск

2012

 

 

                                                     Оглавление                 

Введение……………………………………………………………………………… ……3

ГлаваI.Физкультура и семья……………………………………………………………………..4

1.1Физическая культура в семье………………………………………………………………...4-5

1.2 Составляющие здорового образа жизни……………………………………………………5-6

1.3 Виды физкультурных занятий в режиме дня семьи……………………………………….6-7

Глава II. Результаты исследования…………………………………………………………8-9

Заключение…………………………………………………………………………………...10

Библиографический список…………………………………………………………………11

Приложения……………………………………………………………………………….12-17

 

Введение

Нужно всегда помнить, что здоровье – великое благо и достояние всего общества. Недаром народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова!» Быть здоровым это счастье для каждого человека. Некоторые семьи о здоровье не думают. Как правило, молодость и здоровье сопутствуют друг другу. Но чем старше становится человек, тем больше начинает понимать, какое это благо – здоровье, и тем больше начинает ценить его.

Семья и общество — понятия тесно связанные. «Семья находится под защитой государства» — гласит одна из статей нашей Конституции. Но далеко не все семейные проблемы решаются «извне» — благодаря помощи, оказываемой обществом. В первую очередь от нас самих зависит, будет ли наша семья счастливa. Семья – это коллектив единомышленников. Все члены семьи должны неуклонно соблюдать правила, от которых зависит их здоровье. Нужно всегда помнить, что главное в занятиях физической культурой, спортом – систематичность и регулярность. 

В совместных семейных занятиях физкультурой кроются огромные возможности и для повышения воспитательного потенциала семьи, улучшения отношений родителей с детьми [5]. Физкультура и спорт раскрепощают родителей и детей, увеличивают «потенциал доверия» семьи.  

Актуальность исследования в поиске ответа на вопрос: Нужно ли заниматься физкультурой в семье?

Цель: выяснить, как жители нашего города относятся к физкультуре в семье.  

Задачи:

1.Изучить  существующую литературу по теме: «Семья и физическое воспитание детей»;

2.Выделить основные особенности роли семьи в физическом воспитании детей;

3.Взять интервью у жителей города Новодвинска с целью выяснения их отношения к физкультуре в семье.

Методы исследования: 1.Изучение литературы.

2. Сбор информации.

3. Опрос, интервью.

4. Анализ  и обобщение полученных данных.

Гипотеза: если развитию физических навыков и физической культуре в семье уделять внимание, то это способствует формированию интереса к   занятиям физкультурой.

Объект исследования – занятия физкультурой в  семье

Предмет  исследования – семьи учащихся  младших классов.

 

ГЛАВА I. Физкультура и семья     

1.1 Физическая  культура в семье

Все мы прекрасно знаем, что воспитание детей происходит не только в дошкольных и школьных детских учреждениях, но и дома, в семье. Именно поэтому в каждой семье, желающей вырастить здоровых и умных детей, необходимо заботиться об их правильном физическом развитии. Но взрослые должны контролировать физическое состояние не только своих детей, но и самих себя. Если вся семья будет вести правильный образ жизни, то дети будут расти здоровыми, а у их родителей будет гораздо меньше проблем со здоровьем, бабушки и дедушки будут жить дольше, не придется принимать множество лекарственных препаратов, которые, как известно, «одно лечат, а другое калечат»[4].Таким образом, чем больше семей будут культурными в физическом плане, тем здоровее и умнее будет население всей нашей страны в целом.

Физкультура в семье нужна на протяжении всей жизни. Для исследования нашей работы мы взяли возраст от 9 до 10 лет. Младший школьный возраст (9-10 лет) – наиболее активный период в формировании двигательных координаций ребенка. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Однако при дозировании занятий необходимо учитывать то, что у ребенка еще не завершился процесс формирования двигательного аппарата, и то, что в связи с началом посещения школы изменился его режим, и увеличились нагрузки. Основная задача в этом возрасте – развитие двигательных координаций. Возраст от 9 до 10 лет можно назвать благоприятным для закладки практически всего спектра физических качеств и координационных способностей, реализуемых в физической активности человека. Если такой закладки в этот период не произошло, то время для формирования физической и физиологической основы будущего физического потенциала человека можно считать безвозвратно упущенным. В это время начинают формироваться интересы ребенка к определенным видам физической активности, выявляется предрасположенность его к тем или иным видам спорта. Определенную часть забот о физическом воспитании ребенка берет на себя школа, но кроме школьных уроков физкультуры физическая активность младшего школьника должна обязательно дополняться ежедневной утренней зарядкой и двумя-тремя домашними тренировочными занятиями в неделю. Семейные тренировки строятся на основе систематического выполнения предлагаемых учителем физкультуры домашних заданий или являются самостоятельными занятиями родителей с детьми [1].

Правильная физическая, или двигательная, активность является одним из главных условий для сохранения и поддержания здоровья и правильного развития. Движение свойственно каждому человеку без исключения, без него нормальное функционирование организма невозможно. Врачам давно известно, что малоподвижные дети нередко отстают в развитии, они быстрее других устают, страдают нарушениями сна и т.д. Следовательно, здоровый человек из такого ребенка уже не вырастет. Статистические данные показывают, что ограничения физической активности повышают заболеваемость и смертность как детей, так и взрослых. Последствия недостаточной двигательной активности могут быть следующие:

- атрофия мышечной и костной ткани;

- уменьшение жизненной емкости легких;

- нарушения деятельности сердечнососудистой системы;

- застой крови в конечностях;

- ненормальная деятельность центральной нервной системы;

- неправильный обмен веществ и др.

Содержание физической активности человека составляют занятия физическими упражнениями, в основе которых лежат целенаправленные движения. В самом общем виде природное в физической активности определяется тем, что лежащие в ее основе движения человека являются результатом деятельности его организма как живой системы. Физическая активность человека, в конечном счете, направляется на изменение состояния его организма, на приобретение нового уровня физических качеств и способностей. Регулярная физическая активность оказывает заметное влияние на функциональный статус в состоянии здоровья занимающихся физкультурой людей. В процессе физической активности происходят существенные изменения морфологического и функционального порядка, становится очевидной роль физической активности как регулятора и стимулятора морфологического и функционального развития человека[6].

1.2 Составляющие здорового образа жизни

Вообще понятие «физической культуры» весьма многогранно. Оно включает в себя и вышеупомянутую двигательную активность, и закаливание, и рациональное питание, и правильный режим дня, и др. Для того, чтобы ребенок в семье вырос здоровым, прежде всего родители должны вести здоровый образ жизни. Также родители должны знать особенности роста и развития детей, возрастную динамику деятельности нервной, дыхательной, сердечнососудистой и других систем организма ребенка. Без этих сведений невозможно добиться оптимального результата в воспитании подрастающего

поколения. Здоровый ребенок не болеет, он жизнерадостен, активен и доброжелателен, быстр, ловок и силен, в нем преобладают положительные эмоции. Здоровый ребенок рационально питается, проходит закаливающие процедуры и поэтому не болеет, следовательно, и не нуждается в лекарствах. Но для того, чтобы вырастить ребенка здоровым, нужно приложить к этому немало усилий, труда и терпения. Втянув своего ребёнка в мир физического совершенства и гармонии, родитель «привьет» ему иммунитет против никотина, алкоголя и других вредных привычек, возбудит как бы цепную реакцию, которая приведет в будущем к появлению здоровых внуков.

А мы хотим остановиться на двух составляющих:

- утренняя гимнастика;

- закаливание.

1.3.Виды физкультурных занятий в режиме дня семьи

Утренняя  гимнастика благотворно действует на весь организм, оказывая большое оздоровительное и воспитательное влияние. Утреннюю зарядку желательно проводить на свежем воздухе. Если она проводится в помещении, то комнату необходимо проветрить и довести температуру воздуха до 16-17оС. Для упражнений, выполняемых сидя или лежа, необходимо иметь гимнастический мостик или коврик. При выполнении упражнений всегда нужно помнить о правильном дыхании – дышать глубоко, спокойно, не забывая о полном выдохе.

При составлении комплексов утренней  гимнастики необходимо учитывать определенные требования к содержанию и характеру упражнений. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы организма. Схема составления комплекса примерно такова[2]:

- потягивание;  ходьба (на месте или в движении);  упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса; упражнения для мышц туловища, живота;  упражнения для мышц ног (приседания, прыжки); упражнения для общего воздействия с участием мышц ног, рук (махи, выпады вперед, в сторону); упражнения силового характера; упражнения на расслабление; дыхательные упражнения.

Комплексы упражнений утренней  гимнастики следует менять в зависимости от интереса занимающихся примерно через месяц, начиная постепенно заменять упражнения с третьей недели. Но рано или поздно упражнения могут повторяться. 

 Дети от природы подвижны и активны, а потому, если ребенок не хочет делать утреннюю зарядку – то это, большей частью, вина нас, взрослых. А между тем приучить ребенка к ежедневной утренней зарядке очень легко, надо лишь начать! Важно всегда помнить главное правило: утренняя зарядка должна приносить только положительные

эмоции, бодрость.  Делайте утреннюю зарядку вместе с ребенком, ведь утренняя зарядка – залог хорошего настроения и бодрости на весь день!

Выше уже было сказано, что закаливание – одна из основных составляющих физической культуры. Закаливание как средство повышения защитных сил организма возникло еще в древности. В России оно издавна было массовым. Те родители, которые закрывают окна и укутывают ребенка, заботясь о его здоровье, неправы. Существует закономерность: чем в более «тепличных» условиях растет ребенок, тем чаще у него будут возникать острые респираторные и другие заболевания. Закаливание – это комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам[3].

 Сущность закаливания заключается в тренировке терморегуляторного аппарата, в развитии защитных реакций, снижающих чувствительность организма к вредному действию раздражителей внешней среды. В результате закаливания повышается устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям различных погодных факторов, таких как холод, жара, сырость и других, которые плохо влияют на работоспособность и могут привести к заболеваниям. Все виды закаливания обладают общим благоприятным воздействием на организм, улучшают деятельность всех его систем и органов. Процесс закаливания является специфичным, то есть холодовые процедуры повышают устойчивость к холоду, воздействие высоких температур – к жаре. Закаливание может проводиться с помощью воздушных и солнечных ванн. Более сильным закаливающим средством является вода. Это различные обливания, обтирания, купания в бассейне и открытом водоеме, контрастный душ, посещение бани, сауны и т.д.

Итак, солнце, воздух и вода, тепло и холод могут и должны быть друзьями ребенка с первых дней его жизни. Задача родителей – в содружестве с медиками и педагогами сделать все возможное, чтобы закаливание стало обязательным компонентом здорового образа жизни наших детей.  Все больше мам и пап берут на вооружение закаливание, справедливо полагая, что такие процедуры особенно нужны растущему организму.  В совместных занятиях родителей и детей заключен большой воспитательный смысл. Даже самый маленький ребенок стремится посоревноваться с папой, мамой, братом или сестрой. Закаливание  укрепляет нервную систему, способствует правильному обмену веществ и гармоничному физическому развитию ребенка. Заложить прочный фундамент формирования здоровья, можно только в процессе серьезной совместной с семьей работы.

Глава II.Результаты исследования

            В процессе написания данной работы было опрошено 156 семей о том, интересуются ли родители успехами своих детей по физическому воспитанию, следят ли они за выполнением утренней зарядки, за поддержанием режима дня, принимают ли родители активное участие в физическом развитии. 

            В результате исследования было выявлено, что только 65% из опрошенных сами занимаются спортом и вовлекают в  активное участие детей. Большинство детей, а это 64% ходят в секции по разным видам спорта: по волейболу, футболу, теннису, баскетболу, гимнастике. Только 36% детей не посещает никакой спортивной секции, где родители ограничиваются только уроками физического воспитания, которые проводятся в школах, и считают, что этого вполне достаточно. У 84%  семей дети придерживаются режима дня, а вот выполняют утреннюю зарядку всего 72%. Дети - это 100%, соблюдают дома правила личной гигиены. По мнению 67% родителей  необязательно проводить закаливающие мероприятия с детьми. В результате этого опроса мы выяснили, что большинство родителей помогают детям овладению техникой движений, укреплению здоровья, развитию физических качеств,  установлению добрых, доверительных отношений между друг другом  (приложение 1).

            Так же в ходе исследования мы взяли интервью у врача   и она поделилась с нами мнением о том, что именно в этом возрасте ребенок лучше всего развивается физически. Родители должны научить своих детей  заниматься спортом и делать это они должны вместе, с раннего детства. На параллели 1-х и 4-х классов часто болеют всего 11% детей, которые занимаются спортом, а у детей не занимающихся спортом болеющих детей больше – 36% (приложение 2). Когда ребенок хорошо развит физически, то он меньше болеет. Мы сделали вывод, что если вся семья будет вести правильный образ жизни, то дети будут расти здоровыми.   

              Провели на параллели 1-х и 4-х  классов  веселые старты «Папа, мама и я – спортивная семья». Нашей целью было: пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать   приобщению семьи к физкультуре и спорту. Привлечь детей и их родителей к занятиям физической культурой и спортом. Доставить детям и родителям удовольствие от совместных занятий физкультурой, способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи. Мы хотели привить умения и навыки воспитанникам в процессе сотрудничества с родителями:                                                                                                                                   

-умение взаимодействовать друг с другом,                                    

-умение оказывать взаимопомощь, поддержку в решении основных задач, в достижении общей цели.

В ходе нашего исследования мы выяснили, что совместные занятия родителей с детьми, приносят, следующие положительные результаты:

- пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствует развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;

- углубляют взаимосвязь родителей и детей;

- предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;

- позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствует всестороннему развитию ребенка (приложение 3).

              Мы предложили детям сделать «Спортивный фотоальбом класса», а для этого каждый ученик должен был сделать свою спортивную страничку, на которой он изобразит свой любимый вид спорта. Затем они должны были рассказать, как они начали заниматься спортом. Ведь не зря говорят, что если ребенка не направить, не объяснить, для чего ему нужно заниматься спортом, если конечно он сам этого не захочет, ребенок этим заниматься не будет.   Как рассказывало большинство  детей -  родители помогли определиться с выбором  вида спорта. Учащиеся, рассказали о том, как родители объясняли им, какое влияние окажет   тот  вид спорта, которым хочет заниматься ребенок,  на его организм, как он сможет помочь в будущем.  Помогли найти ту спортивную секцию, в которой ребенок  хотел бы заниматься.  Некоторые учащиеся выбрали тот вид спорта, которым занимаются их родители.  Как отметили дети, родители с большой радостью играют с ними в спортивные игры, если есть такая возможность. У нас получились   «Спортивные альбомы» (параллель 1-х и 4-х классов), в которых есть спортивная страничка каждого ученика класса и почти каждый родитель внес свою лепту в то, чтобы ребенок рос здоровым (приложение 4).

 Заключение

Культура семейная и физическая — нерасторжимое диалектическое единство. Культура физическая — составная часть семейной. Роль физкультуры в семье воспринимается по – разному.  Многие  родители относятся к этому положительно. Дети усваивают образ жизни родителей, в семье закладываются основы многих умений и привычек, вырабатываются оценочные суждения и определенной мерой определяется жизненная позиция подрастающего поколения. Это определенной мерой касается и отношение к физической культуре, к активному использованию ее средств  в быте — для укрепления здоровья, всестороннего развития и содержательной организации досуга.

Некоторые родители, к сожалению, ставят под сомнение ценность занятий       физическими упражнениями, поэтому и целесообразность расходования времени на этот вид деятельности. В частности, о том, как строить мосты, вести математические расчеты, говорить тяжело: разговор угасает через недостаточность знаний. Спорт, по мнению этих родителей, дело другое. В нем «разбираются» все. И начинаются болтовни о сущности спорта, но без глубокого знания проблемы. Люди точно не знают, но что-то слышали, что-то читали, что-то видели. Этих «что-то» якобы достаточно, чтобы иметь собственную точку зрения и навязывать его другим.

            В ходе работы мы выяснили, что участие  родителей в закаливании, обучении физическим упражнениям своих детей, а также совместные с ними тренировочные занятия   формируют у детей устойчивый интерес.  Влечение к занятиям физической культурой и спортом  совершенствуют их физическое развитие и физическую подготовку, способствуют расширению у родителей и детей общих интересов.  

            Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что наша гипотеза о том, что если развитию физических навыков и физической культуре в семье уделять внимание, то это способствует формированию интереса к   занятиям физкультурой.

Библиографический список

1.                  Абрамов М.С., Рыбалко А.И. Современные подходы к оценке уровня физического развития – важного показателя общественного здоровья // Гигиена и санитария. – 1983. - №6. – с. 69-71.

2.                  Зациорский В.М. Спортивная метрология. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 256с.

3.                  Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств. –  М.: Советский спорт, 1990

4.                  Книга учителя физической культуры. – М.: Просвещение, 1973. – 304 с.

5.                  Матвеев А.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт,  1991. – 543с.

6.                  Полиевский С.А., Гук Е.П. Физкультура и закаливание в семье. – М.: Медицина, 2004. – 80с.

7.                  Теория и методика физического воспитания /Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Курилова Надежда Александровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Физкультура
Подраздел
Просмотров 3455
Номер материала 23351
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓