Главная / Химия / Научно-исследовательская работа по теме «Использование технологии проблемного диалога на уроках химии в 8 - 9 классах».

Научно-исследовательская работа по теме «Использование технологии проблемного диалога на уроках химии в 8 - 9 классах».

Научно-исследовательская работа по теме «Использование технологии проблемного диалога на уроках химии в 8 - 9 классах».

Цель работы: изучить, как технология проблемного диалога влияет на уровень самостоятельности учащихся при изучении химии и на уровень качества обучения.

Задачи:

  1. Изучить научную литературу и имеющийся практический опыт по заявленной теме.

  2. Выбрать методы контроля уровня самостоятельности и качества обучения.

  3. Проверить уровень самостоятельности учащихся «на входе», т.е. перед использованием технологии проблемного диалога.

  4. В течении года на уроках работать с учащимися 9-ых классов, используя новые технологии.

  5. Проверить уровень самостоятельности учащихся «на выходе».

  6. Сравнить и проанализировать данные об уровне самостоятельности учащихся на «входе» и на «выходе»; проверить, как повлияло применение технологии проблемного диалога на уровень качества знаний учащихся.

Объект исследования: учащиеся 9-х классов

Предмет исследования: технология проблемного диалога.



Этапы исследовательской работы



Диагностический этап (апрель-май 2009 год)

Содержание:  

Выявление проблемы и обоснование её актуальности.

Используемые методы:  

Сбор информации. Теоретический анализ научных источников. Проектирование.  

Результат:

Осознание необходимости проведения исследования.

Прогностический этап (сентябрь - октябрь 2010 год)

Содержание:  

Формулировка цели исследования.

Конкретизация задач исследования.

Конструирование модели исследования.

Формулировка гипотезы.

Прогноз ожидаемых результатов, а также возможных негативных последствий.

Используемые методы:  

Сбор информации. Теоретический анализ научных источников. Планирование.  

Результаты: задана цель исследования, которая конкретизировалась в задачи исследования; сконструирована модель исследовательской деятельности; сформулирована рабочая гипотеза.

 

Организационный этап (ноябрь 2010 год – май 2011 год).

Содержание:  

Разработка (уточнение) модели организации и осуществление образовательного процесса, основанное на идеях исследования.

Разработка (подбор) средств контроля и обеспечения достоверности результатов исследования.  

Оценка условий, необходимых для проведения исследования.

Инструктивно-методическая работа с участниками исследования.

Используемые методы:  

Тестирование, анкетирование.  

Метод экспертных оценок.  

Результаты:  

Осознание смысла педагогической деятельности в рамках исследования, программа контроля и обеспечения достоверности результатов исследования (диагностический инструментарий).



Практический этап (сентябрь 2011 - май 2012 года).

Содержание:  

Запуск учебных программ, реализующих заявленное содержание исследования.  

Осуществление комплексной целевой программы исследования.

Апробация учебных планов, разработок уроков, диагностических методик.  

Создание системы обработки, движения и хранения информации о ходе исследования (фиксация хода исследования, промежуточных результатов).

Экспертиза деятельности участников экспериментального образовательного процесса с целью установления соответствия ее характера содержанию исходной модели.  

Используемые методы:  

Письменные и устные опросы участников исследования.  

Собственно исследование.  

Психологическое тестирование.  

Методы статистической обработки результатов.  

Результаты:  

Создание базы данных о ходе (промежуточных результатах) исследования.

Аналитические отчеты.  

Обобщающий этап (сентябрь - декабрь 2012 года).

Содержание:  

Обработка экспериментальных данных. Соотнесение результатов исследования с поставленными целями.

Подведение итогов исследования. Оформление и описание хода и результатов эксперимента

Подготовка и публикация итоговых отчетных и других материалов (документов) об исследовательской работе.

Используемые методы:  

Методы комплексной экспертизы.  

Результаты:  

Обобщение и теоретическое осмысление результатов исследования.

Сегодня учитель имеет достаточно большой выбор программ, разных систем и учебно-методических комплектов обучения. Но, если изменить только содержание, и оставить без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения.

 Поэтому стала внедрять инновационные технологии, которые помогают формированию у детей различных УУД, ведущих к увеличению качества образования. Среди множества современных образовательных технологий выбрала следующие: технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные.

 Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором совмещается самостоятельная работа учащихся с усвоением готовых знаний.

Актуальность технологии проблемного обучения определяется развитием мотивации к учебной деятельности, что становится возможным при разрешении противоречий и проблемных ситуаций на уроке. Химию невозможно выучить или зазубрить, ее нужно понимать. Только в этом случае можно говорить о качестве образования. Когда учащиеся часто преодолевают посильные трудности, сами находят ответы на различные проблемные ситуации, они лучше понимают предмет, лучше усваивают его, у них возникает потребность в получении новых знаний, умений и навыков. Решение учебных проблем создаёт хорошие условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д. 

Мои уроки на протяжении всего учебного года по изучению неорганической химии были построены таким образом, что почти на каждом была поставлена проблемная ситуация на различных этапах урока. Многие занятия были проведены с использованием видеофильмов, экспериментальных опытов, где учащиеся сами видели противоречия, сами ставили проблему и решали ее. Например, при изучении темы «Алюминий» ученикам было предложено провести опыты взаимодействия гидроксида алюминия с кислотой и со щелочью. По имеющимся у них знаниям, они в один голос сказали, что со щелочами реакция не пройдет. На опыте они убедились в обратном. И стало ясно, что есть вещества, проявляющие в разных условиях и основные, и кислотные свойства. Таким образом мы подошли к новому понятию – амфотерность. В итоге, последнюю тему «Кремний и его соединения» учащиеся разбирали полностью самостоятельно и в большей степени справились с поставленными задачами.

Как известно, познавательная мотивация самостоятельности школьника проявляется в форме поисковой активности, интереса к новизне ситуации, обнаружения нового в обычном, высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету, качеству). При изучении тем во втором полугодие учащиеся сами предлагали интересные вопросы, требующие не только знаний по химии, но знаний по другим предметам и просто опыта и наблюдений из жизни. И в виде мини-проектов сами отвечали на эти вопросы.

В результате, по окончании 9 класса выбрали сдавать ГИА по химии 5 человек. Средний балл по экзамену составил - 5. В 2012 – 2013 учебном году 11 человек выбрали изучение химии на профильном уровне, что составляет 24% от всех учащихся 10-х классов. В 2013 – 2014 учебном году профильный уровень изучения химии выбрало 16 человек, что составило уже 38% от всех учащихся 10-х классов. Если проследить средний балл по предмету, то также можно увидеть его повышение. Например, Это свидетельствует о том, что учащиеся лучше понимают предмет, а, следовательно, больше проявляют к нему интерес. Таким образом, технология проблемного диалога ведет к увеличению качества образования.

Применение данной технологии позволяет осуществить смену приори­тетов с усвоения готовых знаний в ходе классных занятий на самостоятель­ную активную познавательную деятельность каждого ученика.

Обобщив всё вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что технология проблемного диалога может с успехом применяться в старшей школе. Они позволяют формировать всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самовыражению, а это как раз те навыки, которые необходимы детям, ориентированным на дальнейшее получение образования в ВУЗе или техникуме.







Научно-исследовательская работа по теме «Использование технологии проблемного диалога на уроках химии в 8 - 9 классах».
  • Химия
Описание:

Цель работы: изучить, как технология проблемного диалога влияет на уровень самостоятельности учащихся при изучении химии и на уровень качества обучения.

Задачи: 

1.     Изучить научную литературу и имеющийся практический опыт по заявленной теме.

2.     Выбрать методы контроля уровня самостоятельности и качества обучения.

3.     Проверить уровень самостоятельности  учащихся «на входе», т.е.  перед использованием технологии проблемного диалога.

4.     В течении года на уроках работать с учащимися 9-ых классов, используя новые технологии.

5.      Проверить уровень самостоятельности учащихся «на выходе».

6.      Сравнить и проанализировать данные об уровне самостоятельности учащихся на «входе» и на «выходе»; проверить, как повлияло применение технологии проблемного диалога на уровень качества знаний учащихся.

Объект исследования:  учащиеся 9-х классов

Предмет исследования: технология проблемного диалога.

 

 

Автор Иванова Татьяна Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1228
Номер материала 29493
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓