Главная / Другое / Научно-исследовательская работа по развитию координационных способностей учащихся школы 8 вида

Научно-исследовательская работа по развитию координационных способностей учащихся школы 8 вида


Развитие координационных способностей у учащихся начальных классов как важное условие успешного освоения СФГСОО детей с ограниченными возможностями здоровья

М.Г.Бородкина

Краевое Государственное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа VIII вида № 1» г. Комсомольск-на-Амуре

В эпоху научно-технической революции, развития автоматизации, механизации производства, специализации различных трудовых процессов, значительно возрастает роль кратковременных, координированных и точных движений.

Способность человека осуществлять сложные по координации движения, управлять ими и переключаться с одних движений на другие, быстро производить новые двигательные действия в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды - все это обусловлено двигательной функцией человека [6, с. 8; 1, с. 89; 4, с.111].

Формирование двигательной функции человека происходит с рождения и совершенствуется на протяжении длительного периода [10, с. 8; 8, с. 26; 9, с. 16]. Именно поэтому вопросы, связанные с изучением физической подготовленности школьников привлекают самое пристальное внимание педагогов, врачей, физиологов, психологов [14, с. 102; 18, с.11; Т.И.Осокина, 19; В.В.Змановский, 19 ; Э.И.Адашкявичене, 1993; и др.).

В младшем школьном возрасте закладывается основной объем естественных двигательных навыков, формируется уровень развития двигательных способностей, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Значительное место в целевых установках на этот период занимает развитие тех физических качеств и психомоторных способностей, которые в будущем послужат фундаментом для овладения сложными по координации движениями и их совершенствование. [12, с. 15; 7, с. 32; 5, с. 42].

Большое место среди физических упражнений в этот период займут те из них, которые способствуют выработке умения правильно, в соответствии с заданием перемещать тело в пространстве, точно воспроизводить заданные траектории, направление, скорость и темп движений. Это особенно важно для детей коррекционных школ, которые в своем большинстве имеют нарушения именно со стороны координации.

В процессе жизнедеятельности человека выполнение большинства трудовых, бытовых и спортивных действий в значительной степени зависит от уровня развития координационных способностей (КС). Анализ литературных данных [2, с. 25; 3, 47; 11, с. 17; 15, с.8; 16, с. 11; 17, с. 15; 19, с. 38] свидетельствует, что хорошо развитая координация движений оказывает существенное влияние на показатели внимания и памяти, а, следовательно, положительно влияет на усвоение детьми учебного материала.

Вместе с тем анализ научной и методической литературы [8, с.26; 13. с. 5; 5, с. 42 и др.] показал, что методика воспитания и контроля координационных способностей детей младшего школьного возраста, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья, изучена недостаточно и требует дальнейших исследований.

Исходя из вышеизложенного, объектом исследования нами был выбран педагогический процесс, направленный на совершенствование координационных способностей у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Цель нашей работы заключалась в дальнейшем совершенствовании методики развития КС в процессе физического воспитания учащихся начальных классов в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида г.Комсомольска-на-Амуре.

Для достижения цели перед исследованием ставились следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста, посещающих специальную (коррекционную) школу VIII вида.

2. Определить степень влияния двигательной активности на организм школьников.

3. Выявить методические особенности развития КС человека.

4. Изучить и определить наиболее оптимальные критерии оценки КС детей младшего школьного возраста.

5. Разработать комплексы упражнений для развития КС у учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья.

6. Экспериментально проверить эффективность применения упражнений для развития КС.

При решении задач исследования использовались теоретические и экспериментальные методы:

1. Анализ литературных источников, в ходе которого применялись методы теоретического анализа и синтеза.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Педагогические контрольные испытания (тестирование).

4. Педагогический эксперимент.

5. Методы математической статистики.

Выбор методов исследования определялся в соответствие с существующими требованиями к проведению педагогических исследований (Ашмарин Б.А., 1978).

Для решения поставленных в работе задач было организовано исследование, которое проходило в несколько этапов.

Первый этап был посвящен изучению литературных источников, освещающих состояние проблемы исследования.

Второй этап педагогического эксперимента продолжался с 1 октября 2013 года по 31 марта 2014 года. Частными задачами этого этапа явились:

1) определение контрольных и экспериментальных групп;

2) первоначальное тестирование;

3)разработка комплексов упражнений для развития КС у учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья.

На третьем этапе изучалось влияние разработанных комплексов упражнений на развитие КС способностей у учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья.

В исследовании приняли участие учащиеся 1-4 классов МОУ СОШ № 7 и КГСКОУ СКОШ 8 вида 1 г.Комсомольска-на-Амуре. Из них 82 учащихся МОУ СОШ № 7 и 61 учащийся СКОШ № 1. Мы посчитали нецелесообразным изучать различия в исследуемых показателях, связанные с половыми признаками, так как в ряде исследований было показано, что в данном возрасте эти признаки не существенно влияют на физическую подготовленность детей (Филин В.П., 1974; Букреева Д.П., 1975; Смирнов Ю.И., 1975; Никитский Б.Н., 1978; Юрко Г.П. с соавт., 1978; Андропова М.В., 1982; Волков В.М., Филин В.П., 1983).

Для определения уровня развития КС детям были предложены специальные тесты: прыжки боком за 10 секунд - отражающий уровень развития вестибулярного аппарата; перепрыгивание с подлезанием - отражающий уровень развития пространственной ориентировки; бег зигзагом – сочетание развития вестибулярного аппарата и ориентировки в пространстве и, общепринятый тест - челночный бег - ловкость.

Тестирование проводилось 2 раза в год: в октябре 2013г и в марте 2014г. Анализ результатов исследования показал, что у детей младшего школьного возраста как в массовой, так и в коррекционной школе имеет место прирост показателей развития координационных способностей.

Таблица № 1

Динамика развития координационных способностей учащихся начальных классов МОУ СОШ № 7 г.Комсомольска-на-Амуре.

Тесты

1 классы

2 классы

3 классы

4 классы

Прыжки боком за 10 секунд

(к-во раз)

Осень

10,3

9,0

12,3

16,9

Весна

12,0

11,0

15,2

18,4

%прироста

14,2

27,2

25,3

8,2

Перепрыгивание с подлезанием – 5 движений

(сек)

Осень

16,8

18,8

18,6

20,2

Весна

19,9

21,0

21,2

22,4

%прироста

15,6

10,5

9,5

9,8

Челночный бег 3Х10м

(сек)

Осень

11,0

10,8

10,6

9,8

Весна

9,8

9,2

9,2

9,0

%прироста

11

14,8

13,2

8,2

Бег зигзагом

(сек)

Осень

14,0

12,8

12,6

11,4

Весна

12,5

12,0

12,0

10,8

%прироста

10,7

8,6

4,8

5,3

Из таблицы видно, что за учебный год произошел существенный прирост показателей развития координационных способностей. По всем тестам наблюдается положительная динамика. Наибольший прирост наблюдается во 2-х и 3-х классах в тесте «прыжки боком за 10 секунд», отражающего развитие вестибулярного и зрительного аппаратов. Здесь прирост результатов составил 27.2, 25.3 % соответственно. Во втором тесте наибольший прирост показали дети 1 классов (15,6%). В третьем – 2-х и 3-х классов (14.8, 13.2%) и в четвертом – 1-х, 2-х классов (10.7, 8.6%). Можно сделать вывод, что самым балгоприятным периодом для развития КС в массовой школе является возраст 8-9 лет.

Таблица № 2

Динамика развития координационных способностей учащихся начальных классов КГС(К)ОУ «Общеобразовательная школаVIII вида № 1» г.Комсомольска-на-Амуре.

Тесты

1 классы

2 классы

3 классы

4 классы

Прыжки боком за 10 секунд

(к-во раз)

Осень

6,2

7,2

10,0

12,4

Весна

8,6

8,4

13,4

15,3

%прироста

38,7

14,3

25,4

18,9

Перепрыгивание с подлезанием – 5 движений

(сек)

Осень

14,4

17,6

15,2

13,6

Весна

19,9

20,3

16,8

15,4

%прироста

27,6

13,3

9,5

11,7

Челночный бег 3Х10м

(сек)

Осень

13,1

12,4

11,2

10,6

Весна

10,6

10,6

9,7

9,6

%прироста

19,1

14,5

13,4

9,4

Бег зигзагом

(сек)

Осень

17,0

14,0

14,0

12,8

Весна

13,8

12,8

12,4

11,8

%прироста

37,6

8,6

11,4

7,8

И в данном случае мы также наблюдаем существенный прирост показателей развития координационных способностей в течение учебного года. Однако, в ходе исследование была выявлена тенденция значительного увеличения показателей по всем тестам в 1 классе. Это говорит о том, что данный возраст (7-8 лет) является наиболее благоприятным для развития КС в коррекционной школе.

Для того, чтобы оценить, как результаты тестирования КС учащихся начальных классов коррекционной школы соотносятся с аналогичными, полученными в массовой школе, был проведен сравнительный анализ исследуемых показателей.

Таблица №3

Сравнительная характеристика развития координационных способностей у учащихся начальных классов

Тесты

1 классы

2 классы

3 классы

4 классы

Прыжки боком за 10 секунд (%)

Осень

48

10

18,7

26,6

Весна

16,5

10

11,8

16,8

Перепрыгивание с подлезанием – 5 движений (%)

Осень

14,3

6,4

18,3

32,7

Весна

0

3,3

5,2

31,3

Челночный бег 3Х10м (%)

Осень

16

12,9

5,4

7,5

Весна

7,5

13,2

5,2

6,3

Бег зигзагом

(%)

Осень

17,6

8,6

10

11

Весна

9,4

6,3

3,2

8,5

Как видно из таблицы разница в большинстве показателях между учащимися массовой и коррекционной школ на начало и конец учебного года значительно сократилась. Так в 1 классе в тесте «прыжки боком» на начало учебного года разница в показателях составляла 48%, а на конец учебного года всего 16.5%. В тесте «челночный бег» разница сократилась с 16% до 7,5%, «бег зигзагом» - с17,6% до 9,4%.

В тесте «перепрыгивание с подлезанием» на конец учебного года разница в показателях была сведена к 0%. Аналогичную картину мы можем наблюдать практически во всех тестах. Не произошло прироста показателей только во 2 классах в тесте «перепрыгивание с подлезанием», отражающем уровень развития пространственной ориентировки. Здесь необходимо учитывать физиологические особенности развития учащихся коррекционной школы, имеющих специфические заболевания.

Итак, по результатам исследования можно сделать заключение, что учащиеся коррекционной школы VIII вида, занимающиеся по разработанным нами комплексам упражнений на развитие КС успешно осваивают сложные двигательные навыки и хорошо развиваются. Можно констатировать, что для учащихся данной категории возраст от 7 до 10 лет является сенситивным периодом для развития координационных способностей.

ВЫВОДЫ

  1. Изучив психолого-педагогчиеские особенности детей с ограниченными возможностями здоровья можно говорить о необходимости проведения коррекционно-воспитательной работы на основе активного использования сохранных возможностей аномального ребенка. Это позволит развивать нарушенные и ослабленные функции, высшие психические процессы, без которых немыслимы деятельность и существование человека. Все формы и методы работы должны быть направлены на разностороннее физическое и психическое развитие детей.

  2. Исследуя влияние двигательной активности на здоровье и жизнедеятельность человека, можно сказать, что движение является жизненно необходимой потребностью и стоит на втором месте после потребности в дыхании. Чем разнообразнее движения, тем большее количество информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Двигательная активность находится в тесной взаимосвязи со степенью созревания центральной нервной системы, развитием речи, письма, умственных способностей.

  3. Исходя из анализа литературных источников можно выделить некоторые специфические особенности развития координационных способностей. К таковым относятся: сложность, нетрадиционность, новизна, возможность многообразных и неожиданных решений двигательных задач; меняющиеся условия выполнения знакомого двигательного действия; использование различных методических приемов. Широко применяются подвижные игры и специальные упражнения.

В отличии от методик развития других физических качеств, упражнения на координационные способности можно включать в любую часть урока физической культуры и во все внеклассные мероприятия.

4. Рекомендаций по методике контроля за развитием координационных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста в доступной литературе обнаружено небыло. Многими авторами предлагаются общеизвестные тесты (челночный бег и метания в вертикальную и горизонтальную цель), которые в большей степени отражают уровень развития ловкости – составляющей координационных способностей. Однако, Юрко Г.П. с соавторами предлагает специфические тесты для контроля изучаемых способностей. К таковым относятся: бег зигзагом – отражает уровень развития вестибулярного аппарата; прыжки боком за 10 секунд – уровень развития вестибулярного и зрительного аппарата; перепрыгивание с подлезанием – пространственная ориентировка.

5. Учащиеся коррекционной школы VIII вида, занимающиеся по разработанным нами комплексам упражнений на развитие КС успешно осваивают сложные двигательные навыки и хорошо развиваются. Можно констатировать, что для учащихся данной категории возраст от 7 до 10 лет является сенситивным периодом для развития координационных способностей.

В массовой школе наибольший прирост показателей развития КС пришелся на 2-3 класс, а в коррекционной школе на 1 класс. Это говорит о том, что большинство детей из массовых школ до поступления в школу посещали ДОУ и уже имеют определенный уровень развития и приобретенные навыки. Учащиеся 1 классов коррекционной школы в большинстве своем до школы неорганизованны. Поэтому, организм детей, как бы наверстывая упущенное, развивается наиболее интенсивно.



Библиографический список

1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – С. 89-96.

2. Валынко В.В., Лебедев В.М. Некоторые аспекты в изучении координационных способностей спортсменов / В.В.Валынко // Вестник спортивной Беларуси. - № 1, - С. 25 – 27,

3. Ванюшкин В.А. Коррекция координационных способностей учащихся младших классов с недостатками интеллектуального развития / В.А.Ванюшкин // Дефектология. - № 1, 2000. – С. 47-51.

4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов.- М.: Физкультур и спорт, 1988. – С. 111-122.

5. Горохова М.В. «Круговая тренировка» как метод коррекции двигательных нарушений у младших школьников / М.В.Горохова // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. - №5, 2005. – С. 42-47.

6. Гуляйкин В.А. Методика физической подготовки детей 4-6 лет на основе воспитания комплекса основ двигательных качеств: Автореф.дис… канд. пед. наук . – Омск, 1986. – 21С.

7. Дворкин А.С., Чернышенко Ю.К. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет средствами физического воспитания / А.С.Дворкин // Физическая культура. – № 2, 1997. – С. 32 – 34.

8. Лях В.И. Развивая координационные способности / В.И.Лях // Физическая культура в школе. - № 4, 1994. – С. 26-28.

9. Лях В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования // Теория и практика физической культуры.- М.: Российская Государственная Академия физической культуры, 1995.- № 11.- С. 16-23.

10. Любомирский Л.Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков. – М.: Педагогика, 1979. – С. 8-11.

11. Мозговой В.М. Развитие и коррекция нарушений двигательной функции детей и подростков с нарушениями интеллекта в процессе физического воспитания / В.М.Мозговой // Дефектология. - № 6, 2004. – С. 17-21.

12. Нестеров В.А. Этапность развития физических качеств у детей школьного возраста, проживающих в различных климато-географических условиях /В.А.Нестеров // Физическая культура. - № 1, 1998. – С. 15 -17.

13. Панов В. Координационные способности детей // Спорт в школе, 1996.- № 43.- С. 5-20.

14. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.- М.: Просвещение, 1979. – 192 С.

15. Староста В. Новый способ измерения двигательной координации // Физическая культура, 1998.-№ 6.- С. 8-12.

16. Фомина Н.А. Формирование двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей детей 4-6 лет средствами ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности: Автореф. дисс… к. п. н.- Волгоград, 1996.- 21 С.

17. Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Мокиенко Г.С., Сироткина Е.Б. Зависимость произвольного контроля интеллектуальной деятельности от двигательной активности и межполушарной асимметрии.// Теория и практика физической культуры, 1987.- № 7.- С. 15-17.

18. Юрко Г.П., Спирина В.п., Сорочек Р.Г., Уварова З.С. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Медицина, 1978. – 245С.

19. Якубович М.А., Преснова О.В. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания.-М.:ВЛАДОС, 2006.-287с. ISBN 5-691-01587-7



Научно-исследовательская работа по развитию координационных способностей учащихся школы 8 вида
  • Другое
Описание:

Данная исследовательская работа проводилась с целью выявления наиболее перспективных физических упражнений на развитие координационных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Учащиеся школы 8 вида имеют ,как правило, кроме основного заболевания и ряд сопутствующих, которые приводят к нарушению координации движений. Координация движений является основой для развития всех остальных физических качеств и формирования необходимых жизненных компетенций (движения в быту, на улице, на производстве и т.п.). В тексте приведен табличный материал, свидетельствующий о том, что учащиеся школы 8 вида при правильно подобранных упражнениях и формах занятий, могут значительно улучшить свои координационные способности.

Автор Бородкина Марина Григорьевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 704
Номер материала 36072
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓