Главная / Русский язык и литература / научно-исследовательская работа по краеведению "Возрождая - сохраним!" (О праздновании Николы Зимнего в селе Ермаковка ТЬарского района Омской области"

научно-исследовательская работа по краеведению "Возрождая - сохраним!" (О праздновании Николы Зимнего в селе Ермаковка ТЬарского района Омской области"


Бюджетное общеобразовательное учреждение «Ермаковская средняя общеобразовательная школа» Тарского муниципального района

Омской области









XIХ муниципальная научно-практическая конференция школьников


Направление «Литературное творчество»



«Возрождая - сохраним!»

(О праздновании Николы Зимнего в селе Ермаковка

Тарского района Омской области)








Выполнила:

Трахачева Валентина Николаевна,

учащаяся 11 класса.

Руководитель:

Патрахина Тамара Владимировна,

учитель русского языка и литературы

БОУ «Ермаковская СОШ».







г.Тара- 2014 г.



Оглавление



  1. Введение…………………………………………………………………3-5

  2. Основная часть………………………………………………………….6-11

Глава 1. Из истории праздника Николы Зимнего…………………..6-8

Глава 2. Празднование Николы Зимнего в селе Ермаковка Тарского района Омской области………………………………………………………9-11

Часть 1. 22 декабря 2012 года- День Казака…………………..9-10

Часть 2. 23 декабря 2013 года - Праздник Николы Зимнего становится традицией……………………………………………….10-11

Глава 3. Практическая часть………………………………………...12-22

Часть 1.Анкетирование «Отношение жителей к празднику»….12-15

Часть 2. «Невыдуманные истории»(Из интервью с жителями)15-18

Часть 3. «Славься, казачья песня!» (Анализ казачьей песни «Шел казак на побывку домой..»)…………………………………….....................18-22

3.Заключение………………………………………………………………..23

4.Спосок использованной литературы…………………………………….24

5.Приложения № 1-11…………………………………………………… .с 25


















Введение

    В XXI веке наше современное общество начинает всё яснее осознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам возродить, сохранить и приумножить богатейшее наследие народной культуры.
    Печальный опыт прошлых десятилетий показал, что забвение лучших народных традиций, отрыв от выработанных ценностей  и идеалов ведёт к системному кризису всех сфер общественной жизни: политики, экономики, образования, культуры и др. Сегодня, как никогда, прежде, важно укрепить национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без создания нами собственной культурной самобытности.
    В последние годы постепенно возвращаются из прошлого праздники  народного календаря. Нас заинтересовал один из праздников - праздник казачьей культуры «Никола Зимний». Кто такой Никола, чей день ежегодно отмечают 6 (19 декабря) ?

Познакомившись с научными трудами Сахарова И.П, Колесниковой В.П, Валенцовой М.М, Аничкова, мы подробно узнали об истории православного праздника Николы Зимнего, о традициях, сложившихся на Руси.

Также мы узнали то, что «…Святой Николай был покровителем казачества…». [14] В сибирском таежном селе Ермаковка Тарского района Омской области с 2012 года не только собирается казачество всей тарской округи, но и прибывают на этот праздник гости из других районов и областного центра. «…Примечательно, что в 2012 году Сибирскому казачьему войску исполнилось 430 лет с момента прихода Ермака в Сибирь, и 15 лет, как началось возрождение казачества в Тарском Прииртышье…».[14]


 Целью данной работы является изучение зарождающихся традиций празднования Николы Зимнего, оказывающих на сельский социум духовно-нравственное и эстетическое развитие.

Для решения цели были поставлены следующие задачи:

- изучить историю празднования Николы Зимнего;

-узнать о зарождающихся традициях данного праздника в Ермаковском сельском поселении;

- осмыслить ценности, которые несет собой праздник Николы Зимнего;

- провести опрос среди населения и выявить отношение к празднованию Николы Зимнего в селе Ермаковка;

- систематизировать и проанализировать собранный материал, показать талантливость жителей села Ермаковка;

- привлечь внимание и приобщить к участию в возрождении духовных ценностей.
Объектом исследования является село Ермаковка Тарского района Омской области.

Предметом исследования – Праздник Николы Зимнего со своими традициями, особенностями.

Структура данной работы традиционна.

 В первой главе нами представлено теоретическое обоснование темы, рассказывается об истории календарного праздника, об его традициях.

Во второй главе мы познакомились из СМИ о проведении праздника казачьей культуры «Никола Зимний» в селе Ермаковка Тарского района Омской области в 2012 и 2013 годах.

В третьей главе содержится практическая часть, в которой в 1 части представлены результаты анкетирования с учащимися и представителями сельского социума с целью выявления отношения к празднику, во 2 части имеются выдержки из 4 интервью с творческими односельчанами, в 3 части дан анализ казачьей песни из репертуара Ермаковкого коллектива «Сударушки» «Шел казак на побывку домой».

В заключении содержится вывод по выполненной работе и содержится призыв к односельчанам продолжать и сохранять добрую традицию проведения праздника казачьей культуры в селе Ермаковка.

При исследовании были использованы источники:

* Литература;

* Справочная литература;

* Результаты анкетирования, интервью с представителями сельского социума;

* Статьи из периодической печати (Из районной газеты «Тарское Прииртышье»);

* Интернет-ресурсы.

В приложениях помещены вопросы для анкетирования, интервью, копии фотографий с праздника «Никола Зимний» в основном 2013 года.

Практическая значимость работы- материалы работы можно применять во внеклассной работе в школе при проведении классных часов, для пополнения архивного фонда сельского музея.

В  своей  работе  использовались методы  исследования:

-  анализ,

- сравнение,

- синтез,

- анкетирование,

- интервью.





Глава 1.

1.Из истории праздника

«…Нико́ла зи́мний — день народного календаря, в который почитают святого Николая Чудотворца. Отмечают 6 (19) декабря. Николай Чудотворец (Угодник Божий, Миколай Милостивый, Никола) на Руси почитался наравне с Иисусом Христом и Богородицей, превыше всех других святых…».[1]

«…В народе даже бытовала легенда, что он должен был стать Богом, да отказался…». [2] (Приложение № 1)На Руси существовали и другие названия этого дня: Николин день, Никола, Никольщина[3] , Никола морозный, Никола холодный, Микола зимний.[4][5]

«…По поверьям, Никола оказывает помощь в сложных жизненных ситуациях, бытовых и хозяйственных проблемах, нелегком крестьянском труде. Порой людям даже не приходится просить об этом святого – Николай-Угодник чудесным образом сам является и помогает нуждающимся.
Народу Николай Чудотворец представлялся в виде старика с посохом, ходящего по Руси-матушке и помогающего деревенским жителям явно или тайно. Люди говорили: «Всем богам по сапогам, а Николе боле, что ходит боле»…».[1]

«…В отличие от других святых Никола не только молится, повелевает, указывает, предостерегает, он занят вполне земными делами, никогда не чурается даже черной работы и готов оказать помощь при любых обстоятельствах: сам идет за плугом, помогает мужику вытащить воз из грязи, берет в руки корабельный руль во время бури и благополучно доводит судно до пристани, лечит простых смертных…»[16]

«…Распространенным праздничным весельем являлась на Руси Никольщина. Посетив ярмарку, запасшись всевозможными угощениями, крестьяне устраивали праздничные гуляния, главными особенностями которых были хождение в гости и совместные застолья. Затягивалось народное празднование, именуемое в народе Никольщиной, дня на три.
По традиции, на Николу Зимнего все родственники собирались в доме самого старшего в роду – большака.
Вместе варили пиво, выставляли брагу из нового зерна, пекли пироги, вскладчину покупали угощения.
На стол непременно ставили каравай, который делился между всеми участниками застолья. То, что его съедали вместе, символизировало примирение, которым заканчивалась Никольщина. Также о завершении вражды и размолвок говорил обряд «женитьбы пива»: хмельной напиток из разных домов сливали в один сосуд, из которого его разливали всем собравшимся за столом…».[3] «…Молодёжь начинает подготовку к святочным посиделкам, договаривались об откупе избы у какой-нибудь бедной одинокой старухи или вдовы, заготавливали дрова, лучины, наряды, принимались за изготовление святочных масок для ряженых и костюмов для разыгрывания пьес и сценок из репертуара традиционного народного театра…».
[10]

Отправляясь в дальний путь, говорили: «Никола в путь, Христос подорожник!».

«…Перед свадьбой жениха часто благославляли образом Николая Угодника…». [11]

«…В старинных русских легендах рассказывается о том, например, как Николай Угодник помог крестьянину вытащить застрявшую в грязи тяжело груженную телегу, помог вдове покрыть крышу соломой, защитил женщину от разбойников и т.п. …». [16] Русские люди верили, что Николай Угодник помогает людям и без специального обращения к нему. Николай Угодник считается также хорошим врачевателем, целителем: верили, что он может воскресить умершего, избавить человека от любой болезни, а среди знахарей было распространено мнение, что Николин день – самый благоприятный для лечения тяжелых заболеваний.

Верили, что Николай Угодник помогает крестьянам пережить зиму. «…В день Николы Зимнего в северных губерниях Европейской России, например, закалывали в его честь бычка-микольца, которого специально три года откармливали всей деревней. Лучший кусок мяса «отдавали» Николаю Угоднику, то есть относили в церковь, а остальное съедали мужчины деревни во время совместного пира…».[6].

2. Празднование Николы Зимнего в Тарском районе

В Тарском районе отмечают народный праздник, проводя детский фестиваль казачьей культуры с 2012 года. Организатором явились Комитет по образованию Администрации Тарского муниципального района и Станция юных туристов в Таре. Двадцать первого декабря 2012 года прошел детский фестиваль «Казачьему роду нет переводу». Четверо учащихся КОУ «Ермаковская СОШ» приняли активное участие, представив работы: поделки, сочинение, рисунки. Победителем в номинации «Сочинение» явился учащийся 10 класса Осинцев Виктор. В 2013 году в районном детском фестивале казачьей культуры «Сибирь казачья» число участников возросло. [13].

Из десяти участников нашей школы трое стали призерами, и победителем в номинации «Фотография» явилась я, Трахачева Валентина (Приложение № 2 ).









Глава 2.

Празднование Николы Зимнего в селе Ермаковка Тарского района Омской области

Часть 1. 22 декабря 2012 года- День Казака

Село Ермаковка Тарского района Омской области становится казачьей станицей праздника Никола Зимний. И не случайно, в 2008 году завершено строительство Михаило-Архангельского Храма. Из 457 жителей постоянных прихожан по праздникам насчитывается около 30 человек. Молодежь смело пополняет ряды казаков, а сельский атаман Веремчук Анатолий Александрович является ярким примером для подражания. Именно он поддержал инициативу провести в декабре 2012 года День казака, т.е. праздник Николы Зимнего в родном селе. (Приложения № 3,4)В районной газете «Тарское Прииртышье» Сергеем Алферовым был ярко описан этот праздник казачества в селе Ермаковка: «…Как и всякое доброе дело, праздничные мероприятия начались с молебна в местном храме, после чего переместились к Дому культуры. Там любой желающий мог прокатиться в санях, запряженных лошадью, а вот игры и забавы из-за мороза пришлось проводить в теплом помещении. Казаков зимняя стужа не пугает, но праздник проводился для всего села, поэтому, чтобы не заморозить стариков и детвору, трюки с шашками, награждение и посвящение в казаки происходили прямо на сцене, перемежаясь с номерами танцевального коллектива «Юность», фольклорного ансамбля «Небылицы», сельских коллективов: «Ладушки» и «Катюшина горка» из Екатерининского, «Раздолье» из Мартюшево, «Капельки» из Черняево и других. А после каждого выступления из зрительного зала неслось громогласное «Любо!».На Николу принято пополнять казачьи ряды, поэтому праздник не обошелся без обряда верстания в казаки. Трое новобранцев после клятвы верности казачеству, Отечеству и вере православной, а также обязательных трех символических ударов по спине нагайкой, заняли свое место в строю.    А потом Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации «Казачество России» за вклад в возрождение традиций наградило крестом Платова ермаковского атамана, есаула Анатолия Веремчука, а также урядника Максима Донченко из Бешметовки…Улицы Ермаковки встретили гостей множеством снежных фигур. Лучшей была признана змея, символ нынешнего года, Марии Казанцевой, получившей за свое детище Диплом и приз. В конкурсе детских рисунков «Никола зимний» победителем стала Евгения Карасева. А в конкурсе караваев, которые мог попробовать каждый и проголосовать за понравившийся, самым вкусным оказался испеченный руками Натальи Волковой. Кстати, здесь же гостеприимные ермаковцы накрыли большой щедрый стол, где можно было отведать картошечки в мундире, холодца, винегрета, всевозможных пирожков, калачей и прочих вкусностей, а также выпить стаканчик чая и казачьего кваса, за которым даже выстраивалась очередь.  Первый праздник вышел вполне даже не комом, и, возможно, он станет традиционным…».  [12].

Часть 2. 23 декабря 2013 года -

Праздник Николы Зимнего становится традицией

«…В селе Ермаковка во второй раз прошел праздник казачьей культуры «Никола Зимний», который становится уже традицией. О празднике, проходившем в нашем таежном селе, было уже кратко сказано в газете «Тарское Прииртышье» «… праздник продолжился в Ермаковке, где жителей села и гостей ждало представление, подготовленное местной администрацией, Домом Культуры и Комитетом культуры и искусств…».[13].

Улицы села украшены были снежными фигурами и нарядными елочками. Фасад сельского ДК украшали Дед Мороз и Снегурочка, плавающие лебеди, и ярко выделялась снежная Лошадь, символ года.( Приложения № 6,7)

По словам зав. сельским ДК Веремчук Лии, «праздник, прошедший в 2013 году, носил больше народный и прикладной характер.Праздничная программа, интересные выставки. Поделки были представлены Батыгиной Людмилой, сельским умельцем Пастушковым Константином, Полубоярцевыми Ларисой и ее дочерью Марией, кружевницей Болдасовой Татьяной. Интересная выставка выполнена Гутовой К.Д. В вестибюле также ждало гостей угощение: можно было отведать кулинарные изделия. (Приложение № 8) Затем состоялась развлекательная программа. В репертуар праздника в основном входили казачьи песни. «Изюминкой» концерта явились казачьи песни, исполненные хором под руководством преподавателя ОмГПУ Быструшкиной Т.В. ..». (Приложения № 10).




















Глава 3. Практическая часть

Часть 1.Анкетирование

«Отношение жителей к празднику»

Ермаковка – сельское поселение, имеющее 120 - летнюю историю, насчитывающее 475 жителей. Религиозные и народные праздники очень знакомы и любимы местному населению. Традиционным становится праздник казачьей культуры «Никола Зимний».

Для того, чтобы выявить отношение к празднику, мы провели анкетирование с детьми и взрослыми, представителями сельского социума. (Приложение № 5) В анкетировании приняло участие среди детей – школьники 2-11 классов (33 человека) и 33 взрослых людей, в число которых вошли педагоги (24%),родители обучающихся (18%), постоянных прихожан Храма (9%), пожилых людей (9%), представителей сельского социума (40%).

На первый вопрос: «Что для Вас праздник Николы Зимнего?» респонденты (взрослые и дети) ответили:

- это церковный праздник- 16 чел.- 24%;

- это народный праздник- 28 чел.- 42%;

- это казачий праздник- 19 чел.-29%;

- это праздник Деда Мороза с подарками- 3 чел. из числа детей.-5%.

На второй вопрос: «Кто такой Николай Чудотворец?»

Трое из детей отметили: «Дед Мороз»- 5%, остальные учащиеся не знают ничего о святом Николае.

Взрослые, особенно постоянные прихожане, отметили следующее:

-«это Николай Угодник, спасал от случайной смерти, телесных недугов,

- прославился еще при жизни, как умиротворил тень враждующих, защитник невинно осужденных.» . Педагоги и родители в основном, отметили: «Никола считается покровителем моряков, детей, в давние времена – купцов…». «Никола бывает вешний и зимний..».

Содержательным был ответ одного из респондентов: «Никола Чудотворец- второй после Бога заступник. Он покровитель земледелия и скотоводства, заступник от бед и напастей. Раньше праздновали в течение нескольких дней, обязательно в складчину. Мужики в церковь приносили жареных петухов, баранину и каравай хлеба. Часть этого отдавалась на молебен, а остальное шло на угощение съезжающихся. С Николы Зимнего молодежь начинала подготовку к святочным посиделкам».

На третий вопрос: «Что Вы знаете о традициях празднования Николы Зимнего на Руси?».

Дети (33 чел.- 100%) не знают ничего о традициях на Руси.

Из числа взрослых затруднились в ответе 17 человек- 51%. Лишь 16 чел.-49% попытались объяснить:

- «Раньше Святого очень чтили. В этот день ходили в Храм, проводилась служба в честь Николы Чудотворца»,

- « Праздновали в течение нескольких дней с обязательной складчиной, с большим количеством пива, браги из зерна нового урожая»,

- «Существовали традиция славить праздник пирогами»….

На четвертый вопрос: «Ваше участие на празднике Николы Зимнего, проходившем в селе Ермаковка».

Из 33 учащихся школы зрителями на празднике были 9 чел. – 27%, приняли участие в праздничной программе – 14 чел. – 43 %, в районном фестивале «Сибирь казачья» -10 чел.- 30%. Следует отметить активность детей.

Среди взрослых пассивных людей из 33 человек оказалось всего 5 чел. – 15%. Остальные участники анкетирования принимали активное участие: участвовали в хоре, в Крестном ходе, готовили выставки прикладного творчества и т.п.

Пятый вопрос был адресован детям: «Чем Вам запомнился праздник Николы Зимнего?» Ответы были интересными и отчасти нас порадовали:

«Был вкусный квас, на лошадях катались, топили печку, веселились, пробовали разные угощения», «запомнилась сценка про Николая –Чудотворца», «хороший концерт, проводились разные конкурсы», «песни народные, пляски, красивый убранный стол, интересные сценки», « участие в народных играх», «запомнился хор», «понравилась выставка «Молодые таланты». Старшеклассники отметили следующее: «праздник запомнился разными сладостями, красивыми поделками, нарядными костюмами», « широтой русской души», «Было очень весело! Русские народные песни радуют душу».

В завершении респондентам был задан последний вопрос:

«Какие традиции праздника Николы Зимнего следует сохранить?»

Дети ответили:

-«проводить различные выставки»,

- «продолжать казачьи традиции: верстание в казаки, катание на лошадях, исполнять казачье и народные песни».

Взрослые отмечают возрождение традиций:

- церковная служба,

- развлекательная программа,

- изготовление кулинарных блюд,

- изготовление изделий народного промысла,

- славить праздник пирогами.

Таким образом, из проведенного анкетирования с детьми и взрослыми, мы выяснили следующее:

Праздник Николы Зимнего понимается по-разному: церковный праздник- 16 чел.- 24%, народный праздник- 28 чел.- 42%, казачий праздник- 19 чел.-29%. Но в основном воспринимается жителями села как народный. Жители, особенно подрастающее поколение, мало знают об истории праздника, тем более о чудесах святого Николая. Отмечена активность детей и взрослых на празднике. Ермаковцы желают продолжать и сохранять традиции казачьей культуры.

Часть 2. «Невыдуманные истории»

(Из интервью с жителями)

Ермаковцев можно отметить в гостеприимстве и почитании народных традиций. Нам удалось провести интервью с пятью жителями таежного села, творческими людьми: Гутовой Капитолиной Дмитриевной, основателем сельского музея, а ныне пенсионеркой (Приложение № 9), атаманом села Веремчуком Анатолием Александровичем, постоянной прихожанкой Храма Яковлевой Фаиной Павловной, жителями Новоермаковки Черненко Владимиром Алексеевичем и сельской поэтессой Отбойщиковой Екатериной Александровной. Цель интервью- выявить их отношение к празднику и ознакомиться личными историями о чудесах Николая-Угодника.

Из интервью, взятого у жительницы села Ермаковка - Гутовой Капитолины Дмитриевны, русской, 1943 года рождения, активисткой села. Относится к празднику положительно, считает его православным народным праздником. От нее мы узнали о том, как раньше «широко» отмечали его и в Ермаковке : наряжали лошадей и катались по деревням. Но она всегда почитает святого Николу- Чудотворца. Привела пример из личной жизни о чудесах Святого: «Это произошло в 1992 году: ночью загорелся большой дом. Пламя уже перекидывалось на соседний дом. Мы, жители села, бросились тушить пожар, но ничего не помогало. Я знала, что надо быстро взять икону Николая, поднять ее вверх и молиться, просить живой помощи у Святого. Пробежала вокруг дома три раза, читая молитву, и чудо произошло: ни с того ни с сего пошел мелкий дождичек, а огонь стал сбиваться в кучи. Нам удалось ликвидировать огонь и спасти соседний дом. Второй раз случился пожар позже. Загорелся днем дом напротив нынешнего здания музея. Все люди опять закричали: «Несите икону Николая!». Мне вскоре принесли мне икону Николая Чудотворца. Я также обежала вокруг горевший дом три раза и молилась. Удалось сбить огонь опять..». Также Капитолина Дмитриевна за восстановление культуры на селе через проведение различных праздников, в том числе и Николы Зимнего.

Яковлева Фаина Павловна, чувашка, 1962 года рождения, постоянная прихожанка Храма к празднику Николы относится положительно. Считает праздник церковным: в этот день происходит почитание святого Николая. Обратила наше внимание на книгу , в которой описываются различные чудеса.[8,9]

Веремчук Анатолий Александрович, 1957 года рождения, сельский атаман, выходец из Белоруссии., основатель собственного музея казачьего быта. В своем интервью отметил: «..В селе складывается добрая традиция – отмечать праздник казачьей культуры «Никола Зимний».В этом он видит положительные моменты: «..возрождается казачество, а значит, нет места преступлениям, так как казаки – крепкая и здоровая нация..И не случайно Никола-Угодник стал покровителем казачества. ..». Анатолий Александрович назвал несколько 14 примет, связанных с этим праздником:

У казаков: Никола- второй после Бога заступник.

Николин день хлебом-солью славен.

Коли зима до Николина дня след заметёт, дороге не стоять.

Коли на Михайлов день зима закуёт, то на Николу раскуёт.

Перед Николой иней — овсы хороши будут.

Иней на Николу — к урожаю.

Какой день в Миколу Зимнего, такой и в Миколу Летнего..

Подошёл бы Николин день, а зима будет.

Хвали зиму после Николина дня.

Зима — за морозы, а мужик — за праздники.

На Никольщину зови друга и недруга.

Никольщина красна пивом да пирогами.

Первые морозы на Николу.

Нельзя на Николу грустить- морозы суровые будут.

Из интервью с жителем д.Новоермаковка Черченко Владимиром Алексеевичем, 1952 года рождения, бывшим художником. Он верит в чудодейственную силу Николая – Угодника и поведал нам свою историю:

«…Шел 1997 год. Я был назначен мастером участка на «Омском Беконе». Для меня и моей семьи достраивалось жилье, поэтому временно я проживал у одной доброй бабули, снимал две комнаты второго этажа ее двухуровневой квартиры. И вот- то ли в цехе продуло, то ли со штангой перестарался - спину так скрутило. Ломота жуткая. Кажется: кто-то щипцами кости мне дробит. Одним словом, боль адская. А в больницу не хочется – работа не ждет. Хожу скрипя зубами. Пришел домой под вечер и , не ужиная, сразу к себе наверх. Ни ходить, ни сидеть- боль душит. Смотрю: на тумбочке в углу маленькая иконка лежит, самодельная, а на ней Николай-Угодник и так внимательно смотрит. Но больно уж маленькая. А я неплохо рисую. И вот, чтобы отвлечься от нестерпимой боли, я взял краски и прямо на стене стал рисовать изображение Николая-Угодника, но только гораздо большего размера. Рисовал до глубокой ночи. А когда закончил- внизу иконы на стене прилепил спичечный коробок, зажег небольшой кусочек свечи. Зажег, полежал да и не заметил, как уснул. Проснулся утром. Слышу: хозяйка к чаю зовет. Я подскочил и вниз бегом, не опоздать бы на работу. Позавтракал и поспешил на автобус, который возит рабочих. Тороплюсь и тут про спину вспомнил: а ведь не болит. Абсолютно ничего не тревожит! И с той поры я всегда вспоминаю Николая-Угодника. Чудотворец он, да и только!...».

Отбойщикова Екатерина Александровна, сельская поэтесса, русская, 1957 года рождения. К празднику Николы Зимнего относится положительно. Она уверила нас в том, что «Чудеса на самом деле существуют- надо только верить и делать добро окружающим людям». У нее имеется стихотворение «Посвящение», написанное от лица мужчины и адресованное женщине:

Я много лет на свете жил,

Терял друзей и находил,

Из многих женщин ни одна

Душой мне не была верна.

И если Бог на свете есть,

Тогда хвала ему и честь-

Пусть знает он, как я люблю

И каждый миг его молю,

Чтоб эта женщина в окне

Принадлежала только мне.

2009 г.

В конце нашей встречи она прочла четверостишие:

Мимо церкви летите, как птица,

А сомнение душу гложет,-

Приходите сюда помолиться,

Николай-Угодник поможет!

27.01.2014 г.

Таким образом, мы познакомились с двумя реальными историями из жизни наших односельчан, о том, какую роль сыграл Никола-чудотворец в из жизни. Также мы узнали из разговора с сельским атаманом Веремчук Анатолием приметы на Николу Зимнего.

Часть 3. «Славься, казачья песня!»

(Анализ казачьей песни «Шел казак на побывку домой..»)

Праздник Николы Зимнего – это праздник казачьей культуры. Как мы выяснили из проведенного анкетирования с жителями села после проведения Николы Зимнего в 2013 году, всем понравилась праздничная программа, в репертуар которой входили в основном казачьи песни. Вот где можно было полюбоваться нарядными костюмами и исполнительским искусством артистов! На празднике прозвучали такие лирические песни, как: «Шел казак в поход», «Ой загулял, загулял казак», «Ехали казаки домой», «Шел казак на побывку домой». Нас заинтересовала одна казачья песня «Шел казак на побывку домой», исполненная нашим коллективом «Сударушки». Из разговора с заведующей сельским ДК Веремчук Лией, мы узнали: коллективу нужно было исполнить любую казачью песню, они внимание свое остановили на песне «Шел казак на побывку домой» (Приложение № 11).

Мы выяснили, что слова и музыка этой песни неизвестного автора. Есть и еще другое название этой песни – «Обломилась доска». Приводим текст этой песни:

Шел казак на побывку домой,

Шел он лесом, доpогой пpямой,

Обломилась доска,

Подвела казака-

Искупался в воде ледяной.


Он взошел на крутой бережок

И костер над рекою зажег.

Мимо девушка шла,

И к нему подошла:

- Что случилось с тобой , дpужок?


Отвечает ей казак молодой:

- Я осетpа ловил под водой.

Буйна pечка быстpа –

Не поймал осетpа,

Зачерпнул я воды сапогом.


Говорила казачка ему:

- Не коптись ты, казак, на дыму.

Уходить не спеши,

Сапоги просуши-

Разведем мы костер на дому.


Был казак тот еще молодой,

Да к тому же еще холостой,

Эх, дощечка-доска,

Подвела казака-

Не дошел он до дому весной.

Это лирическая и напевная песня военных лет. Героями являются молодая девушка и холостой казак, возвращавшийся весной домой на побывку. Но по чистой случайности он не сумел дойти до дому. Но приятный момент в его жизни – встреча с молодой девушкой.

Пытаясь в интернете найти текст, для того чтобы проверить пунктуацию и поэтический строй песни, мы нашли еще три варианта песни (Интернет ресурсы) и решили их сравнить.

1 вариант

Название песни

«Шел казак на побывку домой»

2 вариант

Название песни

«Шел казак на побывку домой»

Шел со службы казак молодой
Через речку дорогой прямой.
Подломилась доска,
Подвела казака -
Искупался в воде ледяной.

Он взошел на крутой бережок
И костёр над рекою разжёг.
Мимо девица шла
И к нему подошла:
- Что случилось с тобою, дружок?

Отвечает казак молодой:
- Я осетра ловил над мостом.
Больно речка быстра -
Не поймал осетра,
Зачерпнул я воды сапогом.

Тут сказала казачка ему:
- Не коптись, дорогой, на дыму.
Ты людей не смеши,
Сапоги не суши,
Разведём мы очаг на дому.


А казак был совсем молодой
И к тому же
еще холостой.
Эх, дощечка-доска,
Подвела казака –
Не дошел он до дому весной.

Шел казак на побывку домой,
Шел он лесом дорогой прямой.
Обломилась доска - подвела казака,
Искупался в воде ледяной.


Он зашел на крутой бережок
И костер над рекою зажег,
Мимо девушка шла, к казаку подошла:
«Что случилось с тобой, мой дружок?»

Отвечал ей казак молодой:
«Я осетра ловил под водой.
Буйна речка, быстра - не поймал осетра,
Зачерпнул я воды сапогом».

Говорила казачка ему:
«Не сиди, дорогой, на Дону,
Уходить не спеши, сапоги просуши,
Разведем мы костер на дому».

Был казак тот еще молодой,
Да к тому же еще холостой,
Эх, дощечка-доска, подвела казака,
Не дошел он со службы домой.

Сиреневый туман: Песенник / Сост. А. Денисенко. Новосибирск, «Мангазея», 2001, стр. 293-294

Антология военной песни / Сост. и автор предисл. В. Калугин. - М.: Эксмо, 2006.


3 вариант

Название песни

«Обломилась доска»

Шел казак на побывку домой.
Шел он лесом, дорогой прямой.
Обломилась доска,
Подвела казака,
Искупался в воде ледяной.

Он зашел на крутой бережок
И костер над рекою разжег.
Мимо девушка шла
И к нему подошла:
«Что случилось с тобою, дружок?»

Отвечал ей казак молодой:
«Шел я лесом, дорогой прямой.
Буйна речка быстра,
Не поймал осетра,
Зачерпнул я воды сапогом».

Говорила девчина ему:
«Не коптись ты, казак, на дыму.
Уходить не спеши,
Сапоги просуши,
Разведем мы костер на двоих».

Шел казак на побывку домой.
Шел он лесом, дорогой прямой.
Обломилась доска,
Подвела казака,
Не дошел он до дому весной.


Расшифровка фонограммы Жанны Бичевской, альбом «Старые русские народные деревенские и городские песни и баллады», Часть 4, Moroz Records, 1998.


Мы сделали следующие выводы по размышлению:

Текст песни первого варианта существенно отличается от остальных, начиная с первой строки: «Шел со службы казак молодой». В других вариантах: «Шел казак на побывку домой».Также в 1 варианте мы узнали о том, что казак шел «через речку». «Подломилась доска» только в 1 варианте, во всех – «обломилась доска».

Во 2 куплете во второй строке в 1 и 3 вариантах используется глагол «разжег» вместо «зажег» , что вызвало трудности в розжигании костра после погружения казака в ледяную воду. В 1 варианте использовано слово «девица» вместо «девушка», что подтверждает выражении симпатии автора к молодой девушке. Во 2 варианте текста песни обращение девушки к казаку отличается: она говорит: «мой дружок» вместо «дружок».

Третий куплет отличается во 2 варианте: вместо глагола «отвечает» использовано слово «отвечал», действие прошедшего времени. Также нарушена последовательность действий героя.

В 1 варианте песни сказано о том, что казак ловил осетра «над мостом», в остальных случаях- «под водой».

В четвертом куплете в 1 и в 3 вариантах первая строка отличается: вместо «говорила казачка ему», используется в 1 варианте «тут сказала казачка ему», в 3 варианте – «говорила девчина ему». В 1 и во 2 вариантах, особенно во 2 варианте отличается обращение к герою: надо «казак», используется «дорогой на Дону, в остальных случаях «на дыму». В 1 варианте девушка заигрывает с казаком, предлагая ему: «Ты людей не смеши/ Сапоги не суши/разведем мы очаг на дому», в других вариантах девушка советует солдату «просушить сапоги и развести костер на дому», в 3 варианте – «на двоих».

Пятый куплет 3 варианта повторяет 1 куплет: «Шел казак на побывку домой/
Шел он лесом, дорогой прямой/Обломилась доска/Подвела казака/».Отлична и последняя строчка во 2 варианте текста: «Не дошел он со службы домой» вместо «Не дошел он до дома весной». Отличается также синтаксический и пунктуационный строй песни во 2 и 3 вариантах.

Таким образом, проанализировав лирическую казачью песню «Шел казак на побывку домой», мы доказали то, что народная песня любима народом, вариативна, а главное – это произведение искусства.



Заключение

В ходе изучения данной проблемы мы выяснили следующее: народные праздники всегда у человека существовали и будут существовать.

В ходе анкетирования мы выявили: жители положительно относятся к празднованию Николы Зимнего. Но день Николы 24% опрошенных считают церковным праздником, 42% - народным, 29% - праздником казачьей культуры. Но вместе с тем, это народный праздник казачьей культуры со своими зарождающими добрыми традициями: запряганием наряженных лошадей, исполнением казачьих песен, угощением. Встречаясь с жителями села, мы не можем не признать талантливость и гениальность наших земляков таких, как: Гутовой К.Д, Черненко В.А., Отбойщиковой Е.А., знатоком народных примет Веремчуком А.А.

Поэтому сегодня важно укрепить национальное достоинство и авторитет России в современном мире. Необходимо помнить о богатейшем духовно-нравственном наследии, завещанном нам далёкими предками и продолжать начатое, которое зарождается и начинает давать «хорошие ростки» и в Омском Прииртышье, и в нашем родном селе Ермаковка Тарского района Омской области.

В завершении следует передать пожелание от организаторов проведения праздника казачьей культуры «Никола Зимний»: «Хотелось бы, чтобы люди, односельчане, активней принимали участие в проведении и подготовке праздника, чувствовали свою причастность». А значит, нам удастся возродить и сохранить культуру нашей нации и сформировать в себе духовно-нравственную и здоровую и творческую личность.





Список использованной литературы

Литература:

1.Аничков Е.В. Микола угодник и св. Николай. – Записки неофилологического общества. – СПб.: Типография В.С.Балашева, 1892.- 55с.

2.Беловинский Л.В. Энциклопедический словарь российской жизни и истории. – М. Олма-пресс, 2003.- 912 с.

3.Валенцова М. М., Узенева Е. С. Никола зимний // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2004. — Т. 3. — С. 396. — ISBN 5-7133-1207-0.

4. Колесникова В. С. Русь православная. Праздники и обряды. — М.: Олма-пресс, 2005. — 606 с. — ISBN 5-224-05162-2

5.Коринфский А.А.Народная Русь.-Смоленск: Русич,1995.

6. Мадлевская Е.Л.Святочные игрища. РЭМ.

7.Обряды народные и обряды церковные/Сост. А.Г.Вольская, Уральский государственный университет им. А.М.Горького.- Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство,1964.

8. Православные чудеса: от древности до наших дней. М, Артос- Медиа, .2010.

9. Православный календарь на 2004 год. М, «АСТ- Пресс СКД», 2003.

10.Сахаров И. П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи. — СПб, Издательство МГУ, 1985.-245с.

11.Терещенко А.В. Быт русского народа.: забавы, игры, хороводы.- М.: Русская книга, 1999.-245с.


Статьи из периодической печати:

12.Алферов С. День Казака  //  Тарское Прииртышье - №52 от 26 декабря 2012 года  /

13.Сельская жизнь. О зиме и Николе //  Тарское Прииртышье - №52 от 25 декабря 2013 года.

14.«Мои земляки»//Национально-культурный журнал Омского Прииртышья. № 3 (7), 2012. – 9 с.


Интернет- ресурсы:


15.Wikipedia- Никола Зимний.

16. http://ped-kopilka.ru/raznoe/semeinye-prazdniki/19-dekabrja-den-nikoly-chudotvorca.html 19 декабря - День Николая Чудотворца


25



научно-исследовательская работа по краеведению "Возрождая - сохраним!" (О праздновании Николы Зимнего в селе Ермаковка ТЬарского района Омской области"
  • Русский язык и литература
Описание:

    В XXI веке наше современное общество начинает всё яснее осознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам возродить,  сохранить и приумножить богатейшее наследие народной культуры.
    Печальный опыт прошлых десятилетий показал, что забвение лучших народных традиций, отрыв от выработанных ценностей  и идеалов ведёт к системному кризису всех сфер общественной жизни: политики, экономики, образования, культуры и др. Сегодня, как никогда, прежде, важно укрепить национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без создания нами собственной культурной самобытности.
    В последние годы постепенно возвращаются из прошлого праздники  народного календаря.       Нас заинтересовал один из праздников - праздник казачьей культуры «Никола Зимний».  Кто  такой Никола, чей день ежегодно отмечают 6 (19 декабря) ?

  Познакомившись с научными трудами  Сахарова И.П, Колесниковой В.П, Валенцовой М.М, Аничкова, мы подробно узнали об истории православного праздника Николы Зимнего, о традициях, сложившихся на Руси.

  Также мы узнали то, что «…Святой Николай был покровителем казачества…». [14] В сибирском таежном селе Ермаковка Тарского района Омской области  с 2012 года не только собирается казачество всей тарской округи, но и прибывают на этот праздник  гости из других районов и областного центра. «…Примечательно, что в 2012 году Сибирскому казачьему войску исполнилось 430 лет с момента прихода Ермака в Сибирь, и 15 лет, как началось возрождение казачества в Тарском Прииртышье…».[14]

 

 Целью данной работы является изучение зарождающихся традиций празднования Николы Зимнего, оказывающих  на сельский социум духовно-нравственное  и эстетическое развитие.

Для решения цели были поставлены следующие задачи:

- изучить историю празднования Николы Зимнего;

-узнать о зарождающихся традициях данного праздника в Ермаковском сельском поселении;

- осмыслить ценности, которые несет собой праздник Николы Зимнего;

- провести опрос среди населения и выявить отношение  к празднованию Николы Зимнего в селе Ермаковка;

-  систематизировать и проанализировать собранный материал, показать талантливость жителей села Ермаковка;

  - привлечь внимание и приобщить к участию в возрождении духовных ценностей.
Объектом исследования является село Ермаковка Тарского района Омской области.

Предметом исследования – Праздник Николы Зимнего со своими традициями, особенностями.

Структура данной работы традиционна.

 В первой  главе нами представлено теоретическое обоснование темы, рассказывается об истории календарного праздника, об его традициях.

Во второй главе мы познакомились из СМИ о проведении праздника казачьей культуры «Никола Зимний» в селе Ермаковка Тарского района Омской области  в 2012 и 2013 годах.

В третьей главе содержится  практическая часть, в которой в 1 части представлены результаты анкетирования с учащимися и представителями сельского социума с целью выявления отношения к празднику, во 2 части  имеются выдержки из 4 интервью с творческими односельчанами, в 3 части дан анализ казачьей песни из репертуара Ермаковкого коллектива «Сударушки» «Шел казак на побывку домой».

Автор Патрахина Тамара Владимировна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 578
Номер материала 17848
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓