Главная / Русский язык и литература / Научно-исследовательская работа на тему:

Научно-исследовательская работа на тему:

Открытая

Международная

научно – исследовательская

конференция

старшеклассников и студентов

«Образование. Наука. Профессия».


СЕКЦИЯ «Лингвистика русская».






Отражение имён славянских языческих богов в этимологии некоторых слов современного русского языка.



Автор: Вуколова Екатерина,

учащаяся 9в класса

ГБОУ СОШ№2

п.г.т. Суходол,

Сергиевский район,

Самарская область.

Научный руководитель:

Тряскина Л.Г., учитель

русского языка

и литературы








Отрадный 2015

РЕЦЕНЗИЯ

на исследовательскую работу ученицы 9в класса ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Суходол

Вуколовой Екатерины по теме:

«Отражение имён славянских богов в этимологии некоторых слов современного русского языка»


В работе, представленной на рецензию, раскрывается интересная и актуальная тема, связанная с этимологией и историей языка.

Мотивацией выбора данной темы послужило то, что ученица уловила связь между именами языческих богов и некоторыми словами современного русского языка и установила, что у этих слов один корень. В связи с этим автор работы ставит цель: выяснить, какие слова русского языка произошли от имён славянских богов. Исходя из

цели, автор формулирует задачи: изучить славянский языческий «Олимп», создать генеалогическое древо славянских богов и выявить как можно больше слов, произошедших от имён славянских богов. Занимаясь данной темой, ученица проделала большую работу: изучала литературу по славянской мифологии, обращалась к этимологическим словарям (в частности, словарю Фасмера). Безусловно, в ходе работы Екатерина узнала много полезного и познавательного о славянской мифологии, открыла для себя много нового в области этимологии. Был изучен достаточно большой объем теоретического материала.

Проведенная исследовательская работа способствует формированию умений и навыков исследовательского характера, развивает интерес к нашему языку, истории и культуре, воспитывает нравственные качества. Тема мало изучена и может представлять интерес для филологов и историков. Работа будет полезна учащимся, сможет расширить их кругозор, значительно углубит их знания в области этимологии русского языка. Считаю, что данная работа заслуживает достойной оценки.


Рецензент: Попова Т.В., учитель русского языка и литературы

высшей категории





Оглавление.

  1. Рецензия с.2

  2. Оглавление с.3

  3. Введение с.4-5.

  4. Основная часть

4.1. Славянский языческий «Олимп» с.6-11.

    1. Отражение имён славянских богов в словах русского языка с.12-15

5. Заключение с.16.

6. Список литературы с.17.

7. Аннотация с.18.




















Введение.

Мифы-сказания о богах и героях - особенно интересны для нас тем, что показывают для нас древность народов, глубину их исторических корней. Древние славяне были язычниками, т.е. поклонялись множеству богов, олицетворявших явления природы. Они делились на три ветви: восточные славяне, южные славяне и западные славяне. К восточным славянам относились русские, украинцы, белорусы, к западным- поляки, чехи и словаки, а к южной ветви относились болгары, македонцы, сербы, хорваты, словенцы. Мифологический словарь утверждает, что славянская мифология- это «совокупность мифологических представлений древних славян времени их единства (до конца 1-го тысячелетия н.э.)». Больше всего повезло древним грекам - у них были Гомер и Гесиод. Хорошо мы знаем римскую мифологию, у индийцев была «Махабхарата», даже у индейцев появилась «Песнь о Гайавате», созданная Лонгфелло.

Славяне чувствуют себя обделёнными. Славянская мифология не была записана (судя по всему, этому активно препятствовали христианские священники). Что осталось нам сегодня? Редкие свидетельства летописей, отголоски языческих культов в сказках и народных песнях, записанных лишь в 19 веке. Также свидетельства о древних, почти потерявших свой сакральный смысл обрядах - таких, например, как например, обряд похорон кукушки.

Желание славян быть «как все» и иметь свою мифологию привело к возникновению различных художественных произведений и научных исследований, в которых писатели и учёные пытались воспроизвести славянский языческий пантеон (например, «Велесова книга» нашего современника, сотрудника журнала «Наука и религия», выступающего под псевдонимом Бус Кресень). Порой это приводило к возникновению лжебожеств ( божеств, придуманных писателями и исследователями).

Так как же можно выявить имена подлинных славянских богов? На помощь может прийти современный русский язык, так как в некоторых словах сохранились отголоски имён богов и божеств. Особую роль тут играют топонимы (названия мест) и гидронимы (названия водных объектов), а также другие слова (предметы быта, названия природных явлений и т.д.).

В связи с этим цель нашей работы - выяснить, какие слова современного русского языка произошли от имён славянских языческих богов.

Объект нашего исследования - языческая славянская мифология (верховные славянские боги).

Гипотеза: сначала древние славяне называли божество, а потом от этого названия рождались другие слова с таким же корнем.

Исходя из цели нашей работы, мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Изучить литературу по славянской мифологии.

2. Составить приблизительное генеалогическое древо славянских богов.

3. Выявить как можно больше слов современного русского языка, образованных от имён славянских богов.

Почему мы обратились к данной теме? Мы считаем, что обращение к истории и этимологии всегда актуально, поскольку мы не должны забывать наши национальные корни, культуру и традиции, истоки нашего языка. Тема мало изучена и может представлять интерес для филологов и историков. Работа будет полезна учащимся, сможет расширить их кругозор, значительно углубит их знания в области этимологии русского языка.




















Основная часть.

Славянский языческий «Олимп».

Как уже говорилось во введении, древние славяне были язычниками, поклонялись своим божествам и богам. Поскольку мифологические славянские тексты не сохранились, реконструировать основные элементы славянской мифологии возможно на базе вторичных письменных , фольклорных и вещественных источников ( поучений, хроник, летописей, сочинений, византийских писателей, географических описаний отдельных мотивов, персонажей, предметов).

Учёные различают в славянской мифологии несколько уровней. Высший уровень характеризуется обобщённым типом функций богов. К нему относятся два праславянских бога- Перун и Велес, другие боги- Сварог, Дажьбог, богиня Макошь.

К более низкому уровню относятся божества, связанные с хозяйственными циклами - Род, Ярило, Хорс. Другие уровни характеризуются большей абстрагированностью- Лада, Леля, Доля, Лихо.

С началом славянской мифологии связываются и герои – Кий, Щек, Хорив.

К низшей мифологии относят духов и тотемных животных (домовые, лешие, водяные, русалки, кикиморы, медведь, волк).

Человек соотносится со всеми предыдущими уровнями. Связующим все уровни звеном является Мировое древо. Мир описывается системой двоичных противопоставлений (доля- недоля, счастье- несчастье, чёт- нечёт, правый- левый, небо- земля, солнце – луна, старый – молодой, белый- черный, близкий- дальний и т.д. Рассмотрим вершину славянского «Олимпа».

Сварог был у славян богом Неба, отцом всего сущего. Сварог - отец ряда богов (Перун, Даждьбог, Огонь-Рарог-Семаргл, Стрибог); бог огненной стихии, творец, соотносимый с Гефестом орфической традиции и с ригведовским Тваштаром. По одной из мифологических версий, Сварог - сын Крота и внук Ситоврата, потому уже не может быть отцом всех богов. Сварог связан с небесным огнем и небесной сферой. Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. Кроме того, он установил законы, которые могли бы соблюдать люди. "Дид божий" Сварог, по древнему преданию, предается покою, предоставляя управление своим богам-детям и внукам - Сварожичам.

Славянским громовержцем был Перун. Его культ является одним из древнейших и восходит еще к 3 тысячелетию до н. э., когда воинственные индоевропейцы (арии) на боевых колесницах, обладавшие бронзовым оружием, подчиняли себе соседние племена.

Перун был в большей степени богом-воином, чем воплощение оплодотворяющих землю весенних гроз, поэтому неудивительно, что вплоть до X в. - времени военных походов киевлян - его культ не занимал центрального места, а в некоторых областях славянского мира был вообще неизвестен.

Культ Перуна, бога грозы, войны и оружия возник сравнительно поздно в связи с развитием дружинного, военного элемента общества. Перун, или как его еще называли Перун-Сварожич, представлялся славянам вооруженным воином, мчащимся на золотой колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, белыми и черными.

Возвышение культа Перуна, превращение его в верховного языческого бога начинается с военными походами киевлян - они побеждают хазар, воюют на равных с Византией, подчиняют себе многие славянские племена.

Перуна называли "княжьим богом", поскольку он был покровителем князей, символизировал их власть. Такой бог был чужд большинству общинных славян-земледельцев. Это бог воинов и дружинников. В известных договорах славян с греками говорится, что князья-воители клялись Перуном, и только на втором месте в договорах фигурирует Велес. В историко-социологическом плане культ Перуна следует относить к поздней эпохе, когда обозначились черты военной демократии, и князья-воители у славян стали обладать большей властью, нежели жреческое сословье, имевшее своих богов (мудрости и магии). Характерной чертой ритуалов, связанных с Перуном, является их соотнесение с дубами и дубовыми рощами и возвышенностями, на которых ставили в древности статуи Перуна и его святилища. Молнии - это стрелы бога-громовника. Перун, по легенде, в левой руке носит колчан стрел, а в правой лук, пущенная им стрела поражает противника и производит пожары. Его палица (молот), как знак карающего божественного орудия, стала символом власти, ее функции перенесли на царский скипетр, жреческий и судейский жезлы.

Есть версия, что Егорий Храбрый (Георгий Победоносец), поражающий змея - никто иной как Перун, "затесавшийся" в святцы, прикрывшись христианским именем. Причем сам образ "бога-громовержца, бога скалы, камня" реконструируется лингвистически как праиндоевропейское (санскритское) "Перун-Перунт". Тот, кто ищет покровительства у Перуна - "зациклен" на идее противоборства, у него сознание борца, воина, готового ответить ударом на удар, силой на силу. Его совершенство особого толка. Он не склонен ни к какому договору или сотрудничеству, потому что считает "принцип Громовика" единственно справедливым и сверяет с этой Идеей каждый свой шаг. Он приносит нерушимую клятву и верит, что владыка громов и молний следит за ее соблюдением свысока. Однако, "громопоклонничество", как почитание Солнца или Огня, это лишь один из Путей в язычестве; существуют и другие...

Богом плодородия, связанным с Навью (нижним миром), был Велес (Волос). Велес - сын небесной Коровы и первобога Рода, один из самых древних индоарийских богов, сначала как покровитель охотников, затем скотоводства и богатства; он приходил в мир под разными именами - Рудра и Шива (в разных временных рамках), Тот, Гермес, Меркурий, Луг, Велунд, и наконец Один-Вили-Ве и Локи. Это имена одного бога из разных культур и разных времен (все они, в том числе Велес, боги мудрости и магического знания). Это Велес благословляет путешественника и помогает ему в дороге. Именно Велес открывает тайны ремесла и медицины. Мудрость и волшебные ремесла, действительно, всегда идут рука об руку. Любимец Велеса - совершенный человек. Он может быть талантливым ученым, гениальным поэтом и певцом, непревзойденным мастером по части приготовления кушаний, лучшим из садовников или лесничим, удачливым крестьянином, наконец, дельцом.

Славяне почитали Велеса как бога богатства. В древности часто расплачивались домашними животными, слово "скот" имело значение "деньги ,"имущество" и так же было показателем богатства; слово "скотолюбие" означало корыстолюбие; "скотник" - финансовый чиновник, стоящий между посадником и старостой; "скотница" - казна. В Древней Руси Велес был и покровителем купцов, которые в своих договорах часто клялись его именем. Язычники-славяне чтили обоих божественных противников - и Перуна, и Велеса. Только святилища Перуна устраивались по высоким местам, а святилища Велеса - в низинах.

Т.о., вершина славянского «Олимпа» - Сварог – Перун- Велес.

Повелитель Нави, Пекельного царства, Тьмы - есть могучий властитель Чернобог, он же Кащей, Вий, Касьян. Велика власть Черного бога, стремится он повергнуть Светлых богов и подчинить все своей власти, сковать вечным холодом. Вечным оппонентом Чернобога является Белобог, воплощение сил Яви. Вечно бьются они и ни один не может одержать решающей победы. Но раз в год Чернобог превращается в сияющего златовласого Белобога и ведет ожесточенную борьбу с Богом Тьмы (с самим собой). Так в мифе проиллюстрирована взаимосвязь и цикличность света и тьмы. Таким образом, Чернобог связан со смертью и миром мертвых, Кощей как раз и управляет этим миром и не случайно царство Пекельное именуют еще и Кощным, а попросту - это один из уровней Нави.

Несколько столетий одним их почитаемых на Руси богов был Дажьбог (Даждьбог) - бог солнечного света, тепла, и плодородия вообще. Славяне называли его "Солнце-царь, сын Сварогов", символами этого бога были золото и серебро. Культ Дажьбога особенно расцвел на Руси в XI-XII вв., в эпоху государственной раздробленности, сосуществуя с христианством. Русские люди почитали Дажьбога как своего защитника, называя себя его внуками. О Дажьбоге - Солнце-царе - говорили как о первом правителе, учередителе календарного счета дней, законодателе. Дажьбог изображался летящим на колеснице, в которую запряжены четверо огнегривых коней с золотыми крыльями; в руках бога - ритуальные жезлы с изображением листьев папоротника; солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Дажьбог был богом солнечного света, но отнюдь не самого светила.

Богами хозяйственного цикла, связанными с календарными обрядами, были Ярила и Хорс.

Ярила - сын (или ипостась) Велеса, он бог весеннего солнца, погибающий и возрождающийся. Ярила (Ярило) был у древних славян также богом плодородия, размножения и физической любви. Именно эта сторона любви, которую поэты называют "страстью кипучей", и находилась в "ведении" славянского бога Ярилы. Его представляли себе юным, красивым мужчиной, пылким влюбленным женихом. Ярило - так же и весеннее солнце. Язычники-славяне считали, что весенний расцвет должен пробуждать в людях страсть, а людская любовь - увеличивать плодородие полей.

Имя Хорс, имеющее индоиранские корни, означает "солнце", "круг". Хорс воплощает в себе движущееся по небу светило. Это очень древнее существо, не обладающее человеческим обликом и представлявшееся просто золотым диском. Анализ известных сведений о Хорсе показывает, что в большинстве сочинений Хорс соседствует с небесными богами: Перуном, соотносимым с громом и молнией, и с Дажьбогом, что позволяет интерпретировать его принадлежность к солярным божествам. Хорc - божество солнечного светила, но не солнечного света и тепла, он представлял собою некое дополнение к образу Дажьбога-солнца, подателя земных благ.

Стрибог является верховным царем ветров - "Слово о полку Игореве" называет ветры "Стрибожьими внуками". Его почитали и как истребителя всяческих злодеяний, разрушителя злоумышлений. По другой версии, Стрибог или Стриба(га) - древнее верховное божество Пространства, а затем и просто властитель воздушной стихии, времени.С громом и молниею тесно связываются ветры, внуки Стрибога, они придают стремительность стрелам (лучам) солнца, которыми оно оплодотворяет все способное к развитию и преследует темную силу смерти." Этим подчеркивается функция Стрибога, как посредника между Вышним и Нижним мирами...

Главными женскими божествами древних славян были Макошь и Лада. Макошь - Богиня, прядущая Нити Судеб - на Небе, а также покровительница женских рукоделий - на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме. Связана с Землей (в этом ее культ близок к культу Матери Сырой Земли) и Водой (которая здесь также выступает в роли материнской, жизнезарождающей среды). Ткать Пряжу Судеб ей   помогают Богинии Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми или злыми. (Покута - то, что связывает начало и конец всякого  дела, причину и следствие, делаемое и делающего, творение и творца, намерение и  результат и т.п.) 
   Макошь(Яга)- единственное женское божество древнерусского пантеона, чей идол в Киеве стоял на вершине холма рядом с кумирами Перуна и других божеств. При перечислении кумиров богов Киевской Руси в «Повести временных лет» Макошь замыкает список, начинающийся с Перуна. Обособленное место занимает она и в последующих списках языческих богов, хотя в них Макошь, при сохранении её противопоставления мужским богам, может быть выдвинута на первое место. Память о Макоши на Украине сохранялась до середины 19 века. По данным северорусской этнографии, Макошь представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая по ночам в избе: поверья запрещают оставлять кудель, а «то Мокоша опрядёт».

Лада - богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. Ее культ прослеживался (в частности, у поляков) вплоть до XV века; в древности он был распостранен у всех славян, а так же балтов. К богине обращались с мольбами поздней весной и в течение лета, приносили в жертву белого петуха (белый цвет символизировал благо). Имя ее повторялось в припевах песен: "Ой, Ладо!". Богинь-Рожаниц было две: Мать и Дочь. Ладу называли "матерью Лелевой". Лада связывалась славянами с периодами летнего плодородия, когда созревает и тяжелеет урожай.

Леля - дочь Лады, младшая Роженица. Богиня весны, первой зелени и первых цветов, юной женственности и нежности. Славяне считали, что именно Леля заботится о весенних всходах - будущем урожае. Особо почитали Лелю молодые девушки, справляя в ее честь весенний праздник - Ляльник; выбирали самую красивую из подруг, надевали на ее голову венок, усаживали на дерновую скамью (символ проростающей молодой зелени), водили вокруг нее хороводы и пели песни, прославляющие Лелю, затем девушка - "Леля" одаривала подруг заранее приготовленными венками. Культ Рожаниц связывался как с плодородием и земледелием, так и с понятиями брака, любви и деторождения.

Марена (Мара) - богиня Зимы, мира мертвых и... плодородия земли. Следы ее культа у славян прослеживались вплость до недавнего времени: Марой или Мареной в деревнях называли соломенное чучело - олицетворение зимней стужи, которое на масленицу разрывали и разбрасывали по полям, чтобы те дали богатый урожай. Это символично тому, как происходит в природе: из мертвой смерти (зимы) и живородится жизнь (весна).

Таким образом, славянский языческий «Олимп» выглядит приблизительно так:

Сварог - Макошь Велес- Кащей

(боги- прародители)

Перун- Даждьбог- Стрибог (дети Сварога), Лада (дочь Макоши)

(повелители небесных стихий и человеческой жизни)

Ярило (сын Велеса), Леля (дочь Лады), Марена (дочь Кащея), Хорс

(боги хозяйственного цикла)









Отражение имён славянских богов в этимологии некоторых слов русского языка.

Сварог.

Сварог связан с небесным огнем и небесной сферой. Имя бога проиходит от ведического "svargas" - небо; так же в этом слове представлен и корень "var" - горение, жар. В связи с этим от имени этого славянского божества произошли все слова с корнем –вар-. –жар-

варить утварь жарить

варежки варёный жаркое

отвар повар пожар

заварка варенье Стожары

Таким образом, можно сделать вывод о том, что от имени этого бога произошло очень большое количество слов современного русского языка.

Перун.

Перун- бог- громовежец. По нашей версии, от слова Перун могли произойти слова с корнем -р-: отразить, поразить, сразить, ранить и др., а также слова перо, перья, оперенье и все производные от них. ).

Велес (Волос).

Имя Велеса восходит к древнейшему корню "вел" со значением "мертвый". Но поскольку с миром мертвых связывались представления о магической силе, обладатель которой подчиняет себе людей, то этот же корень означает могущество и встречается в словах "власть", "велеть", "владеть","великий". По мнению многих исследователей, имя этого бога происходит от слова «волохатый» – мохнатый, что ясно указывает на связь божества со скотом, покровительством которого он являлся. (Так же, возможно что слово «волхв» происходит от имени этого бога и от обычая его жрецов одеваться в вывороченные мехом наружу «волохатые» шубы для подражания своему божеству) 
Нисхождение в иной мир приносит герою всеведение, особую мудрость, нередко связанную с поэтическими особенностями, поэтому Велес - одновременно бог мудрости и поэзии (вещий певец Боян в "Слове о полку Игореве" назван внуком "внуком Велеса"). Велес есть ВОЛЯ, связующая самые противоречивые тенденции - к созиданию и к разрушению. Он бог волшебства, мудрости и искусства, покровитель ремесел и повелитель мертвых. Велес - бог ВЕДающий и ВЕДущий (ВЕЛикий ВОДчий) для всех, кто следует путями магии. "Скотий бог" Велес так же следит за соблюдением договора (а любой договор так или иначе предполагает доверие). Слова «волосы», «медведь» также происходят от имени Велеса.

Чернобог (Кощей ).

Черный бог руководит чернотой во всех пространствах. До сих пор большинство проклятий связано с пожеланием смерти или отправиться в то место, откуда вышел. Черный день, черная душа, черный ворон... Черный цвет у большинства народов - это цвет земли, символ принадлежности к подземному или смертному миру. Чернобог связан со смертью и миром мертвых, живёт в Пекле. Кощей как раз и управляет этим миром и не случайно царство Пекельное именуют еще и Кощным. Утка, как хранительница яйца со смертью Кощея, почиталась его птицей.В православии заменен злым святым Касьяном, чей день отмечался 29 февраля. "Касьян на что ни взглянет - все вянет. Касьян на скот взглянет, скот валится; на дерево - дерево сохнет." "Касьян на народ - народу тяжело; Касьян на траву - трава сохнет; Касьян на скот - скот дохнет." "Касьян все косой косит..." Любопытно, что Касьяну подчинены ветра, которые он держит за всевозможными запорами. Обращает на себя внимание родство слов КОЧерга, КОШевой, КОЩей и КОШ-МАР. Кощ - случай, жребий (ср. Макощ). Кости мертвецов - Игральная кость - Кощь (жребий) - Кощей Бессмерный - Кощевой (Управитель козаков) - Кочерга (палка,символ управления костями мертвецов). Предполагалось, что Чернобог кочергами ворошит угли в пекле, чтобы из этой мертвой материи народилась новая жизнь. Б.А.Рыбаковым установлена связь между понятиями КОЩ и жребий, гадание, судьба. Дажьбог.

Имя этого бога происходит не от слова "дождь" (как иногда ошибочно думают), оно означает - "дающий Бог", "податель всех благ". Часто употребляемая фраза "дай бог" служит отражением древнего имени Дажьбога (в древнерусском вместо "дай" было "дажь"). Восточнославянскому Дажьбогу соответствуют Дабог и Дajбoг у южных славян и Dac'bog у западных. У всех славян он выступает как "дающий бог" (deus dator). Восточнославянскому Дажьбогу соответствуют Дабог и Дajбoг у южных славян и Dac'bog у западных. У всех славян он выступает как "дающий бог" (deus dator). Слово ДОЖДЬ, по нашему предположению, также произошло от имени этого божества ( а не наоборот).



Ярило.

Ярило- Яростный – значит неукротимый, яровать – неистовать забываясь Ярун – глухарь во время тока, не видящий и не слышащий ничего кроме подруги и ревнивых соперников, которых надо прогнать. И еще много родственных слов, и все они рассказывают о сильных эмоциях, неподконтрольных рассудку и часто связанных с идеей плодородия, размножения. Корень –яр- присутствует в таких сочетаниях, как яровая корова- Ярка, ярмо, яровая пшеница, яровые хлеба, ярость, доярка, ярина ( овечья шерсть), яра (весна). Очень часто корень –яр- можно встретить в составе топонимов (Красный Яр, Зелёный Яр и др.).

Хорс.

Хорc - божество солнечного светила, но не солнечного света и тепла, он представлял собою некое дополнение к образу Дажьбога-солнца, подателя земных благ. С культом Хорса был связан ритуальный весенний танец - ХОРовод (движение по кругу), обычай печь на Масленицу блины, напоминающие по форме солнечный диск, и катать зажженные колеса, так же симвользирующие светило. Приветствуя Хорса, славяне водили хороводы и строили ему святилища- хоромы, хоромины. С именм Хорса, вероятно, связаны такие слова, как хорошо, хор, хоругвь, хоронить, похороны.

Стрибог.

Стрибог или Стриба(га) - древнее верховное божество Пространства, а затем и просто властитель воздушной стихии, времени. Индоиранское "бог" (авестийское "бага") в этом имени объединено со славянским "СТРЪга"- распространять, простирать. По функциям, как отмечает Б.А. Рыбаков, Стрибог близок к скифскому Папаю и греческому Зевсу. Согласно восточно-славянской традиции, СТРИба является в образе гусляра, перебирающего струны, с луком за спиной, а на поясе - сагайдак со СТРЕлами. Ветер играет СТРУями - СТРУнами дождя и лучами - СТРЕлами света, тот же ветер колышет СТРуны высоких трав в поле на равнине, где властвует Стрибог. Несомненна фонетическая связь со словами стрела, струна, СТРЕмя, СТРЕмительный (один из главных эпитетов Ветра в сказках), а также со словами Стриж, Стричь.

Марена.

Марена (Мара, Морана, Марцана и т.д.)- богиня плодородия и жатвы, а также зимы и смерти. Для изгнания Мары использовалась кочерга и опахало. От её имени произошли слова: мор, морока, море, кошмар, мрак, мрачный, муравей, мурава, мерзость, мерещиться, умереть, смерть, сумерки, смердеть).

Макошь.

Очень древнее женское божество. Рыбаков выделяет в этом слове два корня- МА-КОШ (мать- судьба). От этого древнего имени произошло множество слов: мокнуть, мокша, макушка, кошка, кошель, куш, кошница, мокрица, макать, мякиш и др.

Лада.

Лада- старшая Рожаница, покровительница родов, женщин, детей, брака, любви, женских дел, пар, урожая, плодородия.  Богиня Земли. 
   Лада считается семейным божеством, широко распространенным в славянском фольклоре.  Имя ЛАДа имеет отношение к установлению порядка :ЛАДИть, наЛАЖивать и т.д. Все слова с корнем –лад- образовались от имени этой богини. Некоторые исследователи признают Великую Ладу матерью 12-ти месяцев, на которые делиться год.

Леля

Богиня девичьей любви, младшая Рожаница, покровительница влюбленных,  красоты, счастья. Дочь Лады. От этого имени в русском языке образовалось слово лелеять. Праздник "лельник" обычно праздновали 21 апреля, на кануне Юрьева дня.Эти дни называли также Красной горкой, поскольку местом действия становился холм, расположенный неподалеку от деревни. Там устраивали небольшую деревянную или дерновую скамью. На нее сажали самую красивую девушку, которая исполняла роль Лели. Справа и слева от девушки на холме на скамью укладывали приношения. До сих пор принято называть девушек Лёля или Ляля (как отголосок древнего культа).





Заключение.

Объектом нашего исследования являлась славянская языческая мифология, а точнее, верховные славянские языческие боги. Мы ставили перед собой несколько задач, в частности, изучить как можно больше материала по данной теме и выяснить, какие слова современного русского языка произошли от имён славянских богов. В ходе работы мы попытались выстроить иерархию славянских богов и их роль в жизни наших далёких предков.

Пользуясь этимологическими словарями и собственными наблюдениями, мы постарались выявить как можно больше слов современного русского языка, в происхождении которых видны отголоски имён древних языческих богов. В результате нашего исследования выяснилось, что таких слов в русском языке очень много. Тысячелетняя славянская языческая культура не ушла бесследно - она продолжает жить в нашем языке. Этимология – очень увлекательная и интересная наука.

Тема нашего исследования является достаточно широкой, и её несомненно нужно продолжить, более подробно рассмотрев некоторые праславянские корни (например, корень –вел-, -вар-, кош- или -мок-, связанные с именами древних богов). Более детальное изучение каждого из этих корней может явиться темой для самостоятельного исследования. Мы считаем, что наша работа будет полезна и интересна как учащимся, так и педагогам, а также всем, кто интересуется родным языком, нашими корнями и нашей культурой.













Список литературы:

  1. Гаврилов Д., Ермаков С. Время богов и время людей. Основы славянского язычества. www. ukazka.ru

  2. Гаврилов Д., Наговицын А. Языческие боги славян. М.: «Рефл- Бук, 2002.

  3. Градация славянских языческих божеств. www.ref.by/refs/70/26432/1.html

  4. Ерёмина О.А. Божества славянского язычества. М.: «Портфель учителя», 2007.

  5. Зурабова К.А.,Сухачевский В.В. Мифы и предания. М.: Терра, 1993.

  6. Иванов В.В., Топоров В.Н. Мифы народов мира. М.: Просвещение, 1990.

  7. Мифологический словарь (под ред. Е.М. Мелетинского). М.: Советская энциклопедия, 1993.

  8. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Просвещение, 1994.

  9. Славянская слобода. Пантеон славянских богов. www.magiaworld.org.ru.

  10. Славянские языческие боги. www.webs:b.ru/~gardarika/kapishe/volxv/html

  11. Славянское язычество. Славянская библиотека. www.slavib.ru

  12. Тёмные боги. www.pagandom.ru/slavyanskoe

  13. Шанский Н.Н. Школьный этимологический словарь русского языка. М.: Дрофа, 2004.

  14. Этимологический словарь (под ред. М. Фасмера) М.: Этимология, 1975.

  15. Язычество. Великие боги славян. festival 1september.ru/articles/581304.



















Аннотация.

Работа ученицы 9в класса Вуколовой Екатерины представляет собой исследование на тему: «Отражение имён славянских языческих богов в этимологии некоторых слов современного русского языка». В своей работе Екатерина обратилась к славянской мифологии и этимологии, изучила литературу о верованиях древних славян, составила приблизительное генеалогическое древо славянского языческого «Олимпа». Обратив внимание на имена богов, автор работы решила выяснить, какие именно слова русского языка могли произойти от имён славянских божеств. Обратившись к этимологическим словарям, Екатерина проанализировала множество праславянских корней и выяснила, какие именно слова произошли от имён Перун, Велес, Макошь, Стрибог, Морана, Ярило, Хорс, Лада. Оказалось, что таких слов в русском языке немало. Ученица высказала гипотезу о том, что сначала древние славяне называли божество, а потом от этого названия рождались другие слова с таким же корнем.

В заключении автор работы говорит о том, что тема исследования является достаточно широкой, и её несомненно нужно продолжить, более подробно рассмотрев некоторые праславянские корни (например, корень –вел-, -вар-, кош- или -мок-, связанные с именами древних богов). Более детальное изучение каждого из этих корней может явиться темой для самостоятельного исследования. Автор считает, что работа будет полезна и интересна как учащимся, так и педагогам, а также всем, кто интересуется родным языком, славянскими корнями и культурой. Тема мало изучена и может представлять интерес для филологов и историков. Тысячелетняя славянская языческая культура не ушла бесследно - она продолжает жить в нашем языке.



19


Научно-исследовательская работа на тему:
  • Русский язык и литература
Описание:

Данная работа представляет собой исследование в области этимологии и славянской языческой мифологии. В ней рассматривается связь имён славянских языческих богов с некоторыми словами современного русского языка. Мотивацией выбора данной темы послужило то, что ученица уловила связь между именами языческих богов и некоторыми словами современного русского языка и установила, что у этих слов один корень.  В связи с этим автор работы ставит цель: выяснить, какие слова русского языка произошли от имён славянских богов. Исходя из

 

цели, автор формулирует задачи: изучить славянский языческий «Олимп», создать генеалогическое древо славянских богов и выявить как можно больше слов, произошедших от имён славянских богов. Занимаясь данной темой, ученица проделала большую работу: изучала литературу по славянской мифологии, обращалась к этимологическим словарям (в частности, словарю Фасмера). Безусловно, в ходе работы Екатерина узнала много полезного и познавательного о славянской мифологии, открыла для себя много нового в области этимологии. Был изучен достаточно большой объем теоретического материала.

      Проведенная исследовательская работа способствует формированию умений и навыков исследовательского характера, развивает интерес к нашему языку, истории и культуре, воспитывает нравственные качества. Тема мало изучена и может представлять интерес для филологов и историков. Работа будет полезна учащимся, сможет расширить их кругозор, значительно углубит их знания в области этимологии русского языка.     

Автор Тряскина Лариса Геннадьевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1634
Номер материала 52675
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓