Главная / Русский язык и литература / Научно-исследовательская работа по литературе ученицы 7 класса на тему: "Образ дождя в творчестве современных поэтов"

Научно-исследовательская работа по литературе ученицы 7 класса на тему: "Образ дождя в творчестве современных поэтов"


XX V Ставропольская краевая открытая научная конференция школьников















Секция: филология


Название работы « Образ дождя в творчестве современных поэтов»















Автор работы: Панфилова Злата


Место выполнения работы: г. Новоалександровск,

МОУ гимназия № 1, 7 класс

Научный рук.: Синицина Ольга Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ гимназия № 1










г. Ставрополь, 2014.




Оглавление:


Введение


Глава 1. Образ дождя в культурологии и мифологии


    1. Первые упоминания о дожде


    1. Стихи для детей о дожде


Глава 2. Образ дождя в русской литературе


2.1. Образ дождя в творчестве современный поэтов: Б. Ахмадулина


2.4. А. Снежина


2.5. М. Дубровина


Заключение


Библиографический список






























Введение


Души людские, как и реки и растения, тоже нуждаются в дожде. Особом дожде – надежде, вере и смысле жизни. Если дождя нет, все в душе умирает, хотя тело еще живет. Люди могут сказать: « В этом теле когда-то жил человек» (Пауло Коэльо).


Для большинства людей дождь – обычное атмосферное явление. Для романтических натур – одухотворенное действие. Для мудрецов, умеющих сопоставлять интересные факты о дожде – мозаика, из которой складывается картина мира.

Капли воды, быстро мчащиеся с небес или бережно опускающиеся на землю… Разве это не поэтично? Неудивительно, что многие поэты с удовольствием писали стихотворения о дожде, и каждый из них привносил в образ дождя что-то новое, неповторимое. У кого-то это сильная стихия, у кого-то – приятный летний дождик, а некоторые творческие люди наделяют дождь особыми свойствами: капли дождя смывают все плохое и являются источником радости и позитива, у кого-то дождь – самостоятельный образ, влияющий на время и людей.

В одном из романов британского писателя Дугласа Адамса (из серии «Автостопом по Галактике») существует герой, который классифицировал преследовавший его всю жизнь дождь. Он записал в специальную книжечку 231 тип дождя, нумеруя их и считая самыми противными «апрельские затяжные, номер 33». Не без основания, конечно. Хотя, что ему вообще-то не нравилась ни одна разновидность дождя. Ни номер 17 («грязная бешенная барабанная дробь»), ни номер 100 («разверзлись хляби небесные»), ни даже номера 87 и 88 («два слегка отличающихся друг от друга варианта яростного вертикального ливня»). Сам он, судя по описанию, был человек не совсем позитивный, немного мрачноватый, слегка параноидальный, чуть зацикленный, в общем, можно сказать, в полном смысле «дождливый».

Образ дождя привлекал писателей и поэтов разных эпох и разных стран именно как средство для раскрытия внутреннего состояние человека, его душевного мира, как самостоятельного образа.

Актуальность исследования обусловлена не угасающим интересом поэтов и писателей в своем творчестве раскрыть образ дождя, показать его влияние на судьбу человека, отобразить душевное состояние, раскрыть многообразие образа дождя, показать выразительно-художественные средства, с помощью которых раскрывается образ дождя. Оказывается, тема дождя поистине бесконечна, потому что она вдохновляет.

Объектом нашего исследования являются поэтические произведения Б. Ахмадулиной, Т. Снежиной, М. Дубровиной.

Предметом исследования стали средства и способы раскрытия образа дождя в каждом из представленных поэтических произведений.

Цель нашего исследования – исследовать образы дождя в поэтических произведениях, выявить какие душевные качества раскрываются посредством дождя, определить с помощью каких приемов раскрывается образ дождя.

Для достижения поставленной цели в нашей работе решаются следующие задачи:

- прослеживается эволюция образа дождя, начиная с мифологии до сегодняшнего дня;

- определяются основные средства, помогающие раскрыть образ дождя, манера подачи, художественно-выразительные средства поэтического образа.

Метод исследования: метод контекстологического анализа, описательный.

Практическая значимость работы заключается в применимости ее результатов при изучении современной литературы в рамках школьной программы, на факультативных занятиях, во внеурочной деятельности.

Структура работы определяется целью и задачами, характером практического материала и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.


Глава 1. Образ дождя в поэзии в культурологи и мифологии.


    1. Первые упоминания о дожде.


В культурологических источниках о дождях сказано немало. В мировой классической историографии  встречается большое количество упоминаний о грозах и проливных дождях, повлиявших на исход того или иного события, будь то неудачный «грязевой поход» французского короля, традиционные верования скандинавов, предпочитавших погребать усопших в дождь или даже знаменитая фраза Джорджа Вашингтона накануне битвы у Йорктауна: «Знаете что, а давайте-ка сначала фитили под навесы спрячем, а потом уже будем дальше настоечкой греться».

Что касается литературы, музыки, архитектурных форм и прочих проявлений искусства – здесь дождь играет великую движущую силу вдохновения. Немало великих образов было создано в умах творческих людей, принесенных музой дождя: Гомер, «Илиада. Песнь о золотом дожде Зевса, спустившегося к Данае, XIV 319», Жером Дюкенуа «Писающий мальчик».

Первые стихи о дожде уходят своими корнями в древнюю старину. Наши далекие предки-славяне часто использовали образ дождя для написания языческих гимнов и молитв об урожае и плодородии... Живительные капли дождя воспринимались древними как главный источник жизни, и это вполне объяснимо, ведь жизнь наших далеких предков полностью зависела от благосклонности природы…Первые стихотворения о дожде также воплотились в песнях-заклинаниях древних греков. Отголоски этих произведений далекой языческой культуры нашли свое отражения в «Мире» Аристофана, «Одиссее» Гомера, а также в «Георгиках» и «Буколиках» Вергилия, а также во многих других работах античных мыслителей. Стихи о дожде и о природе в целом всегда переплетены с человеческими чувствами и полны лиризма и романтики. С приходом христианства образ дождя стал восприниматься людьми как символ очищения, плодородия и божественной благодати. В связи с этим в мировой поэзии появились стихи о дожде, наделяющие это явление природы чудотворными свойствами: поэты прославляли дождь, акцентируя внимание на том, что он дарует шанс на раскаяние и искупление грехов. В русской поэзии эту традицию европейских поэтов продолжили представители поэзии «Золотого века»: Батюшков, Баратынский, Карамзин, Пушкин…

Писатели и поэты особенно любят дождливую погоду. Ведь дождь рождает лирическое настроение. Вот какими изумительными эпитетами описывал летний дождь русский поэт Иван Бунин:

« Стеклянный, редкий и ядреный,

С веселым шорохом спеша,

Промчался дождь, и лес зеленый,

Запах, прохладою дыша».

А вот это уже слова непревзойдённого певца природы Константина Паустовского («Золотая роза»): «Небо дохнуло резким холодом мирового пространства. И издалека, все приближаясь, как бы все пригибая на своем пути, начал катиться медленный и важный гром… Он сильно встряхивал землю

Вихри туч опустились к земле, как в темные свитки, и вдруг случилось чудо – солнечный луч прорвался сквозь тучи, косо упал на леса, и тотчас хлынул торопливый, подстегнутый громами, тоже косой и широкий ливень.

Он гудел, веселился, колотил с размаху по листьям и цветам, набирая скорость, стараясь перегнать самого себя. Лес сверкал и дымился от счастья».


    1. Стихи для детей о дожде.

Не стала исключением и детская литература. В детских стихах о дожде он несет положительный настрой: «теплый дождик», «дождик бегал по двору», «дождь вымыл крыши» и т.д. Когда произносят словосочетание «весенний дождь» — невольно на душе становится светлее. Пробуждается природа, распускаются почки на деревьях – все лучшее впереди. Детская беззаботность, не имеющая повода для печали и дождь, соответственно, приносит только радостные ощущения, а чудесная возможность побегать босиком по лужам, это так весело! Детвора всегда рада дождю! Так о дождике писали: Б. Заходер, А. Барто, Г.Галина, В. Берестов, Т. Белозеров, А. Введенский и многие другие. Так Г. Галина, незатейливо рассказывает детям о пользе дождя как для животного и растительного мира, так и для детей. (Приложение 1)


Глава 2. Образ дождя в русской литературе.


В творческом наследии многих поэтов и русских и зарубежных мы находим стихи про дождь. Только его образ у каждого из них свой - неповторимый и особенный. Для одних – это тоска, предвестник чего-то неотвратимого. Для других - радость, чистота, очищение. Две строчки  стихотворения способны вызвать целую картину в нашем воображении.  Какой разный образ дождя:  «две капли брызнули» - у А.Фета, быстрый летний дождик «прошумел по стройным кленам» – у И.Бунина. Как часто талантливый поэт может одной-двумя строками мгновенно создать образ дождя в нашем воображении. «Теплый дождь, сверканье вод.- Вас,  назвавши, что прибавить?», - у В. Жуковского. И действительно, что тут прибавлять, если наше воображение сразу рисует  водную гладь, солнце и весенний дождик. «…но по-прежнему парит…по-прежнему молнии в небе шарят», - у Б.Пастернака. И мы представляем себе черное небо, раскаты грома и начинающийся летний ливень.

У Пушкина дождь представляется не только легким, радостным и светлым, но и опасным природным явлением. Губителен и страшен для человека дождь, рассматриваемый в поэме «Медный всадник». Такое природное явление поэт наделил чертами человеческого характера: беспощадностью, резкостью и жестокостью. Иными словами, великий Пушкин предостерегает, что дождь может быть не только благодатью, но и карой.

Серебряный век поэзии принес символическое понимание этого явления. А.Блок, С.Есенин, М.Цветаева, Н. Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам через образ дождя передавали свою грусть и тоску, предчувствуя скорые трагические события 1917 года. Особенно это остро чувствуется в поэзии  С.Есенина.

Его стихи о красоте русской природы пронизаны сердечной дождливой грустью. Так же остро чувствовал неотвратимость наступающего хаоса А.Блок. Это чувство он излил через стихотворение «После дождя», в котором прошедший ливень очищает и оживляет природу. У И.Бунина и у М.Цветаевой  его образ еще более мрачен.  Для известной русской поэтессы Марины Цветаевой дождь является своеобразным образом времени. Под шум дождя ее герои понимают нечто ценное и неизведанное. Цветаевский дождь обладает мистическими свойствами, он успокаивает боль и лечит душевные раны.

В своих предчувствиях поэты не ошиблись. С каждым из них судьба обошлась безжалостно.

Отношение людей  к жизни, к природе совсем не меняется. Может быть, мы стали более жестокосердны, более практичны, но дождик, солнце, снег вызывают в нас все те же чувства.

И доказательством этого служат поэтические строчки наших современников. Для них дождь – все та же тоска или, наоборот, радость. «…идут обыденные... слепые дожди, ни деревьев нет, ни травы»,- у Р.Рождественского, « …дождя - шептала ночь, - дождя!»,- у Е.Евтушенко, «,,,не просто дождь,…плачу это я»,- у Ю.Шевчука, «летний дождь моей души омоет рану»,- у И.Талькова.

Всемирное поэтическое наследие дает надежду, что всегда во все времена будут рождаться  на этой земле особые люди, способные тонко, с душевной болью слышать, чувствовать и, самое главное, понимать, что хочет сказать нам дождь...


2.1. Образ дождя у Б. Ахмадулиной

Своеобразные, необычные и глубоко эмоциональные стихи про дождь и Б.А. Ахмадулиной. Поэтесса ощущала это природное явление цельно, всем своим существом.

В «Сказке о дожде» природное явление – дождь является сквозным мотивом и в то же время действующим лицом. Как точно заметила Б. Ахмадулина, что «Мы из одной купели, все мы братья…». Поэтому, явления природы у нее одушевлены.
В ее понимании образ дождя - страшно трогательный, эта беззащитность – и человеческая, и звериная, и природы – она так ранит, так терзает. Для нее не существует неважных, проходных вещей - любая деталь достойна осмысления, любования, уважения: будь это цветок или снежинка, высочайшее лирическое откровение или лепет ребенка… 
Творчество Ахмадулиной направлено на смягчение сердец и умножение любви и добра в нашей жизни. Читая ее «Сказку о дожде» (Приложение 2) сразу задаешься вопросами: каков образ Дождя у поэтессы? Есть ли у него характер? Это «сказка», значит, в поэме есть вымысел, фантастика; главным героем фантастической истории, вероятно, будет дождь. Однако «Сказка» необычная, а « в нескольких эпизодах с диалогами и хором для детей». Автор как бы подсказывает заранее, где могут скрываться ответы на вопросы, которые неизбежно возникнут. Сразу видишь основные мотивы произведения: нерасторжимая связь человека с природой, пошлость и бездуховность существования, ответственность человека за свои поступки. 

 Мы понимаем, что Дождь у Б. Ахмадулиной маленький озорной и беззащитный мальчуган. Он выбрал именно поэтессу, так как только она среди знакомых ей людей понимала и ценила природу, и влюбленный в нее Дождь – неслучайное явление. Благодаря тому, что Дождь не смог войти вместе с возлюбленной в дом, наталкивает нас на мысль о теме сиротства, одиночества. Мотив покинутости начинает звучать в поэме все более отчетливо. Героиня постепенно утрачивает детские черты.  Интересен по-своему смысл диктанта, который Дождь надиктовывал героине. Это слова откровения, которые не всегда удобно сказать людям прямо в глаза. Дождь выступает проводником совести. Здесь образ Дождя – своеобразное зеркало честности и правды героини. Не случайно, мы плавно переходим к теме пошлости среди детей – так сжимается сердце: разве могут дети впитать в себя с детства такие пороки взрослых? Убить слабое беззащитное существо, тому ли должны учить взрослые своих детей? Возникают вопросы, на которые хочется ответить… Темы жизни, смерти, творчества – сквозные в лирике Ахмадулиной. Все они присутствуют в поэме, финал которой, безусловно, трагический. Дождь, проливающийся с небес как благодать, воспринимается людьми как помеха. Они не могут понять, что природа - не просто окружающая среда, а нечто самоценное. Для лирической героини мир природы и мир собственной души равновелики и сообщаемы. Это мир нежности, доброты, душевного такта. Доверия к людям. Она не может принять условий, которые выдвигают перед ней хозяева дома. Потерявшая чувство самосохранения в чуждом ей окружении, героиня зовет в дом оставшегося на пороге товарища:

« Я Вас люблю без меры и стыда!

Как небеса, круглы мои объятья

Мы из одной купели. Все мы братья.

Мой мальчик Дождь! Скорей иди сюда»

Кульминация развития действия почти совпадает с развязкой - картина уничтожения Дождя потрясает. Не замечая его живой природы, изначального родства со всем сущим на земле, Дождь убивают, как что–то омерзительное, не имеющее права на существование. Поэтому прогноз на будущее столь неутешителен:

« О, вашим детям жить в беде и муке!

Слепые, тайн не знающие руки

зачем вы окунули в кровь Дождя?»

Ахмадулина через образ дождя-природы, загнанной, опороченной, уничтоженной человеком, - видит гибель самого человека, его духовной сущности,  непоправимость произошедшего.


2.2. Образ дождя в творчестве Т. Снежиной.


Завораживает и раскрытие образа Дождя современной поэтессы, автора более 200 песен, множества стихов, рисунков, произведений музыки и прозы, к несчастью погибшей в автокатастрофе в 1995 году в возрасте 23 лет, а в 1997 году весь мир о ней узнал, услышав песню «Позови меня с собой» в исполнении Аллы Пугачевой и еще десятка шлягеров в репертуаре ведущих звезд эстрады, Татьяны Снежиной. Она однажды заметила, что в ее фамилии тоже присутствует дождь – только в виде снега. О том, чем для нее является дождь, она писала так: «Я люблю солнце, но почему-то когда идет дождь у меня сладко замирает сердце, по спине пробегают легкие мурашки и сознание настраивается на что-то непонятное, приятное, нежное, лирическое и ностальгическое». На официальном сайте поэтессы создана рубрику «Дождь в стихах и песнях», где представлен мир ее Дождя, иллюстрации с фрагментами книги, стихи о Дожде, ее музыка и анимационные ролики.

Ее дождь - особенный, наполненный грустью и печалью, одиночеством творческой души. Дождь – то ее друг, то второе я поэтессы. (Приложение 3 «То Пьеро, то Арлекино…»)

Она раскрывает с помощью образа дождя свое душу, самые затаенные мечты. Себя ассоциирует с Девочкой – Грустью из города Дождь. В строках чувствуется одиночество, тоска по тем, кого нет рядом. Она старается жить так, как все, но чувство тоски по дорогим людям, которые находятся далеко от нее, не покидает поэтессу. Они живут в ее городе Дождь, где можно остаться наедине с собой, думать в спокойствии и мечтать о желанной встрече. Развернутая метафора «Девочка – Грусть из города Дождь» помогают нам понять смысл строк Татьяны Снежиной – желание противостоять обстоятельствам. Противопоставления: Пьеро – Арлекино, дальняя страна – здесь, ночь – день, белая маска – черная, - указывают на переменчивость настроения человека, на поиск счастья в мире, на несогласие на вынужденную разлуку. Но понимаешь, что это не только обстоятельства, в которых оказалась героиня – это ее судьба (Приложение 3 «А вот иной дождь души поэтессы»).

Здесь дождь воплощает в себе душевную боль поэтессы, насколько ей тоскливо и больно – это ритм дождя: то усиливающийся, то затихающий. Прием олицетворения также помогает ярко представить картину вечера. Ее спутниками стала Печаль, которая постоянно является в пустынный дом, льстит, но героиня не пытается с ней бороться, она понимает – это неизбежно. Без любви, близких, работы по вечерам – Печаль постоянная спутница. Она тоже чем-то похожа с поэтессой. Обеих сближает дождь: для героини – это сердечная боль, с ее ритмом, для Печали – это черта характера. Не случайно поэтесса пишет в настоящем времени – тем самым указывая нам, что это не мимолетное, а повторяющееся явление в ее жизни. В мыслях героиня хочет бороться с Печалью, закрыть дверь, но в настоящем – не хватает сил противостоять ей. Эпитеты «пустынный, дождливое, грустное», используемые поэтессой, помогают увидеть картину одиночества молодой женщины (Приложение 3 «Отчего- то всегда очень грустно»).

Дождь здесь – способ забыть печаль. Вода - вещество, способ заполнить пустоту, не видную невооруженным глазом, пустоту души. Необычные образования существительных и прилагательных: денность, слезливые… Это особый прием – акцентировать внимание читателя на состоянии человека. Прием олицетворения помогает ярко представить окружение героини. Ее спутницы – денность и леность, удачно подобранный глагол «плетется». Проводит параллель с прошлым: стертые временем вожжи, прошедшее, запыленные полки времен, и настоящее – опустелый взгляд, тоска, плот, затаенный в сердце. Необычные сравнения: «любовь – плот, что в сердце всегда затаен». Прием олицетворения «дождь выплывает», «дожди умывают» показывает, что дождь в понимании поэтессы – живое существо, способное переживать, печалится, любить. Именно он помогает героини вспомнить о самом замечательном - о любви, подтолкнуть к действию, заставить задуматься о прошлом и настоящем. Мне кажется, дождь – это мостик из прошлого в будущее. Именно героиня может изменить свою жизнь, именно она может пустить в свое сердце любовь или закрыть душу на замок. Необычно сравнение взгляда героини (потухший, печальный) и взгляд Зевса (мечущий стрелы, негодующий на бездействие героини).


2.3. Образ дождя у М. Дубровиной


Марина Дубровина в Интернете выставила свое стихотворение о дожде (Приложение 4). Необычно и смело поэтесса представила дождь. Ее сравнения сразу обращают на себя внимание. У нее дождь: то доблестный рыцарь, то свеча золотая, то детская слезинка, то брызг росного луга, то ласка дремучих деревьев. Здесь дождь ассоциируется с живым, разумным существом. Читая стихотворение, начинаешь задумываться о смысле жизни: о ее скоротечности и непостоянстве. Дождь словно говорит: «Делай добро, не трать свою жизнь на безрассудные поступки. Постарайся все успеть, ведь жизнь так скоротечна!». Восхищает глубокий смысл поэтессы, которая рассуждает на философскую тему о смысле жизни. Мне кажется, дождь – это символ, помогающий людям, задуматься о делах и поступках. Образы, используемые поэтессой, яркие, живые. Представляется картина блуждающего в одиночестве дождя, который привык носиться вместе с ветром по дорогам и далям. Даже, когда дождю предложили кров, он прекрасно понимает, что не удержат его порывы ветра, он всегда одинок. Она умело использует прием олицетворения: у нее дождь – одинокий странник, ищущий что-то в пути. Конечно, грусть навевает стихотворение, вернее, его концовка. Сравнение дождя с жизнью, которая быстротечна, и упустив момент, можешь многое потерять. Необычное составление словосочетаний: бегут поездами года (прием олицетворение). У нее и Жизнь – самостоятельный герой, который ставит вопросы и находит ответы, пишет признания… Наперекор всему: одиночеству, отшельничеству, бродяге ветру, – дождь веселится, смеется, льется. Заканчивая читать стихотворение, мысли продолжают блуждать в моей голове. Они ищут ответы на вопросы, которые таит в себе стихотворение: что властно над временем, можем ли мы изменить время, события, поступки людей. Здесь дождь – символ раздумий, воплощение человеческого бытия.


Заключение


Проведя анализ образа дождя, пришла к выводу. Со временем образ дождя в поэзии становился более динамичным, это возможность раскрыть свой поэтический мир. Поэтические произведения о дожде всегда переплетены с человеческими чувствами. В христианстве образ дождя – символ очищения, плодородия и божественной благодати. Если раньше (в XVII веке) дождь воспринимался как статичная (визуальная или аудиальная) картинка (“нитки жемчуга”, “барабанит дождь”), своеобразный фон, то позднее он стал более “живым”, как бы вышел на первый план, сам стал объектом пристального внимания. XVII - XVIII век изобилуют довольно простыми образами (“золотой поток”), в XX веке образы становятся сложнее (“чаинок беготня”). Если образы XVII - XVIII в.в. нарочито красивы, со временем появляются более “приземленные” образы (“испарина на спине купальщиц”). В стихах XX века дождь нередко предстает совершенно самостоятельным фантастическим существом и живет своей жизнью. В творчестве русских и зарубежных поэтов образ дождя – неповторимый и особенный. Для одних – это тоска, предвестник чего-то неповторимого. Для других – радость, чистота, очищение, для кого-то – губителен и страшен. Серебряный век внес особый образ дождя. Поэты через образ дождя передавали свою грусть и тоску. Здесь появляется своеобразный образ дождя – образ времени.

Современные поэты тоже внесли свой особый образ дождя. У Б. Ахмадулиной – это сквозной мотив и одновременно действующее лицо. У нее образ дождя – страшно трогательный. Он рисует нам образ маленького озорного мальчугана, одинокого, но верящего в добро людей. Он помогает понять, что уничтожая природу (в данной сказке она ассоциируется с образом дождя), люди губят самих себя, свою духовную сущность. У Т. Снежиной образ дождя предстает маленькой грустной девочкой: «Девочка – Грусть из города Дождь». Это и душевная боль человека, и одиночество, и тоска по близким, это и несостоявшаяся любовь. Образ дождя у Снежиной печален и трогателен. У М. Дубровиной образ дождя отличен от созданных образов Ахмадулиной и Снежиной. Он в движении: то доблестный рыцарь, то свеча золотая, то детские слезы, то брызг луга, то ласка дремучих деревьев. Ее образ дождя – неугомонный подросток, бродящий по свету в поиске счастья и смысла жизни, это будущее, светлое и радостное, наполненное глубоким смыслом.

А как вы относитесь к дождю? Возможно, вы узнали себя в одном из описаний, вспомнили свои радостные и грустные моменты, связанные с дождем. Такие воспоминания нужно беречь – именно они помогают людям оставаться людьми, чувствовать природу, быть сентиментальными… Попробуйте записать свои мысли, просто закройте глаза и представьте «свой» дождь. Не смейтесь – дождь, действительно, у каждого свой. Как нет двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев, так и нет – с одинаковыми воспоминаниями, восприятием дождя, тяжелых капель, легкой измороси, зонтика на антресоли, детских босых ног в луже. А ещё дождь дарит счастье… Помните, как в фильме «Я шагаю по Москве» герои идут босиком прямо по лужам, а по их радостным лицам текут капли дождя…


























Библиографический список.


  1. littlhumar.ru. Стихи про дождь.

  2. book2.me. Книги со стихами.

  3. stixi – tebe.ru

  4. dojd.snezhina.ru

  5. odogde.ru. Стихи о дожде.

  6. Bibliokompas.blogspot.ru. Библиокомпас.Блог библиотеки № 4 г. Махайловки для читателей и библиотекарей.




































Приложение 1

Г. Галина

Дождик.

Дождик, дождик, посильней

Рассыпайся жемчугами,

Чтобы в комнате моей

Сладко пахло тополями!

Дождик, дождик, шибче лей,

Лей потоки золотые –

На траву, на голубей,

На березки молодые!

Дождик, дождик, поливай

Нашу Лизу веселее!

Лиза, Лиза, вырастай

Нам на радость поскорее!



































Приложение 2


Б. Ахмадулина

СКАЗКА О ДОЖДЕ




Со мной с утра не расставался Дождь. 
- О, отвяжись! - я говорила грубо. 
Он отступал, но преданно и грустно 
вновь шел за мной, как маленькая дочь. 

Дождь, как крыло, прирос к моей спине. 
Его корила я: 
- Стыдись, негодник! 
К тебе в слезах взывает огородник! 
Иди к цветам! 
Что ты нашел во мне? 

Меж тем вокруг стоял суровый зной. 
Дождь был со мной, забыв про все на свете. 
Вокруг меня приплясывали дети, 
как около машины поливной. 

Я, с хитростью в душе, вошла в кафе. 
Я спряталась за стол, укрытый нишей. 
Дождь за окном пристроился, как нищий, 
и сквозь стекло желал пройти ко мне. 

Я вышла. И была моя щека 
наказана пощечиною влаги, 
но тут же Дождь, в печали и отваге, 
омыл мне губы запахом щенка. 

Я думаю, что вид мой стал смешон. 
Сырым платком я шею обвязала. 
Дождь на моем плече, как обезьяна, 
сидел. 
И город этим был смущен. 

Обрадованный слабостью моей, 
он детским пальцем щекотал мне ухо. 
Сгущалась засуха. Все было сухо. 
И только я промокла до костей. 




Но я была в тот дом приглашена, 
где строго ждали моего привета, 
где над янтарным озером паркета 
всходила люстры чистая луна. 

Я думала: что делать мне с Дождем? 
Ведь он со мной расстаться не захочет. 
Он наследит там. Он ковры замочит. 
Да с ним меня вообще не пустят в дом. 

Я строго объяснила: - Доброта 
во мне сильна, но все ж не безгранична. 
Тебе ходить со мною неприлично. - 
Дождь на меня смотрел, как сирота. 

- Ну, черт с тобой, - решила я, - иди! 
Какой любовью на меня ты пролит? 
Ах, этот странный климат, будь он проклят! - 
Прощенный Дождь запрыгал впереди. 




Хозяин дома оказал мне честь, 
которой я не стоила. Однако, 
промокшая всей шкурой, как ондатра, 
я у дверей звонила ровно в шесть. 

Дождь, притаившись за моей спиной, 
дышал в затылок жалко и щекотно. 
Шаги - глазок - молчание - щеколда. 
Я извинилась: - Этот Дождь со мной. 

Позвольте, он побудет на крыльце? 
Он слишком влажный, слишком удлиненный 
для комнат. 
- Вот как? - молвил удивленный 
хозяин, изменившийся в лице. 




Признаться, я любила этот дом. 
В нем свой балет всегда вершила легкость. 
О, здесь углы не ушибают локоть, 
здесь палец не порежется ножом. 

Любила все: как медленно хрустят 
шелка хозяйки, затененной шарфом, 
и, более всего, плененный шкафом - 
мою царевну спящую - хрусталь. 

Тот, в семь румянцев розовевший спектр, 
в гробу стеклянном, мертвый и прелестный. 
Но я очнулась. Ритуал приветствий, 
как опера, станцован был и спет. 




Хозяйка дома, честно говоря, 
меня бы не любила непременно, 
но робость поступить несовременно 
чуть-чуть мешала ей, что было зря. 

- Как поживаете? (О блеск грозы, 
смиренный в тонком горлышке гордячки!) 
- Благодарю, - сказала я, - в горячке 
я провалялась, как свинья в грязи. 

(Со мной творилось что-то в этот раз. 
Ведь я хотела, поклонившись слабо, 
сказать: 
- Живу хоть суетно, но славно, 
тем более, что снова вижу вас.) 

Она произнесла: 
- Я вас браню. 
Помилуйте, такая одаренность! 
Сквозь дождь! И расстоянья отдаленность! - 
Вскричали все: 
- К огню ее, к огню! 

- Когда-нибудь, во времени другом, 
на площади, средь музыки и брани, 
мы б свидеться могли при барабане, 
вскричали б вы: 
- В огонь ее, в огонь! 

За все! За дождь! За после! За тогда! 
За чернокнижье двух зрачков чернейших, 
за звуки, с губ, как косточки черешни, 
летящие без всякого труда! 

Привет тебе! Нацель в меня прыжок. 
Огонь, мой брат, мой пес многоязыкий! 
Лижи мне руки в нежности великой! 
Ты - тоже Дождь! Как влажен твой ожог! 

- Ваш несколько причудлив монолог, - 
проговорил хозяин уязвленный. - 
Но, впрочем, слава поросли зеленой! 
Есть прелесть в поколенье молодом. 

-Не слушайте меня! Ведь я в бреду! - 
просила я. - Все это Дождь наделал. 
Он целый день меня казнил, как демон. 
Да, это Дождь вовлек меня в беду. 

И вдруг я увидала - там, в окне, 
мой верный Дождь один стоял и плакал. 
В моих глазах двумя слезами плавал 
лишь след его, оставшийся во мне. 




Одна из гостий, протянув бокал, 
туманная, как голубь над карнизом, 
спросила с неприязнью и капризом: 
- Скажите, правда, что ваш муж богат? 

- Богат ли он? Не знаю. Не вполне. 
Но он богат. Ему легка работа. 
Хотите знать один секрет? - Есть что-то 
неизлечимо нищее во мне. 

Его я научила колдовству - 
во мне была такая откровенность- 
он разом обратит любую ценность 
в круг на воде, в зверька или траву. 

Я докажу вам! Дайте мне кольцо. 
Спасем звезду из тесноты колечка! - 
Она кольца мне не дала, конечно, 
в недоуменье отстранив лицо. 

- И, знаете, еще одна деталь- 
меня влечет подохнуть под забором. 
(Язык мой так и воспалялся вздором. 
О, это Дождь твердил мне свой диктант.) 




Все, Дождь, тебе припомнится потом! 
Другая гостья, голосом глубоким, 
осведомилась: 
- Одаренных богом 
кто одаряет? И каким путем? 

Как погремушкой, мной гремел озноб: 
-Приходит бог, преласков и превесел, 
немножко старомоден, как профессор, 
и милостью ваш осеняет лоб. 

А далее - летите вверх и вниз, 
в кровь разбивая локти и коленки 
о снег, о воздух, об углы Кваренги, 
о простыни гостиницей больниц. 

Василия Блаженного, в зубцах, 
тот острый купол помните? 
Представьте - 
всей кожей об него! 

- Да вы присядьте! - 
она меня одернула в сердцах. 




Тем временем, для радости гостей, 
творилось что-то новое, родное: 
в гостиную впускали кружевное, 
серебряное облако детей. 

Хозяюшка, прости меня, я зла! 
Я все лгала, я поступала дурно! 
В тебе, как на губах у стеклодува, 
явился выдох чистого стекла. 

Душой твоей насыщенный сосуд, 
дитя твое, отлитое так нежно! 
Как точен контур, обводящий нечто! 
О том не знала я, не обессудь. 

Хозяюшка, звериный гений твой 
в отчаянье вселенном и всенощном 
над детищем твоим, о, над сыночком 
великой поникает головой. 

Дождь мои губы звал к ее руке. 
Я плакала: 
- Прости меня! Прости же! 
Глаза твои премудры и пречисты! 




Тут хор детей возник невдалеке: 
Наш номер был объявлен. 
Уста младенцев. Жуть. 
Мы - яблочки от яблонь. 
Вот наша месть и суть. 

Вниманье! Детский лепет. 
Мы вас не подведем. 
Не зря великолепен 
камин, согревший дом. 

В лопатках - холод милый 
и острия двух крыл. 
Нам кожу алюминий, 
как изморозь, покрыл. 

Чтоб было жить не скучно, 
нас трогает порой 
искусствочко, искусство, 
ребеночек чужой. 

Дождливость есть оплошность 
пустых небес. Ура! 
О пошлость, ты не подлость, 
ты лишь уют ума. 

От боли и от гнева 
ты нас спасешь потом. 
Целуем, королева, 
твой бархатный подол! 


10 

Лень, как болезнь, во мне смыкала круг. 
Мое плечо вело чужую руку. 
Я, как птенца, в ладони грела рюмку. 
Попискивал ее открытый клюв. 

Хозяюшка, вы ощущали груда, 
над мальчиком, заснувшим спозаранку, 
в уста его, в ту алчущую ранку, 
отравленную проливая грудь? 

Вдруг в нем, как в перламутровом яйце, 
спала пружина музыки согбенной? 
Как радуга - в бутоне краски белой? 
Как тайный мускул красоты - в лице? 

Как в Сашеньке - непробужденный Блок? 
Медведица, вы для какой забавы 
в детеныше влюбленными зубами 
выщелкивали бога, словно блох? 


11 

Хозяйка налила мне коньяка: 
- Вас лихорадит. Грейтесь у камина. - 
Прощай, мой Дождь! 
Как весело, как мило 
принять мороз на кончик языка! 

Как крепко пахнет розой от вина! 
Вино, лишь ты ни в чем не виновато. 
Во мне расщеплен атом винограда, 
во мне горит двух разных роз война. 

Вино мое, я твой заблудший князь, 
привязанный к двум деревам склоненным. 
Разъединяй! Не бойся же! Со звоном 
меня со мной пусть разлучает казнь! 

Я делаюсь все больше, все добрей! 
Смотрите - я уже добра, как клоун, 
вам в ноги опрокинутый поклоном! 
Уж тесно мне средь окон и дверей! 

О господи, какая доброта! 
Скорей! Жалеть до слез! Пасть на колени! 
Я вас люблю! Застенчивость калеки 
бледнит мне щеки и кривит уста. 

Что сделать мне для вас хотя бы раз? 
Обидьте! Не жалейте, обижая! 
Вот кожа моя - голая, большая: 
как холст для красок, чист простор для ран! 

Я вас люблю без меры и стыда! 
Как небеса, круглы мои объятья. 
Мы из одной купели. Все мы братья. 
Мой мальчик, Дождь! Скорей иди сюда! 


12 

Прошел по спинам быстрый холодок. 
В тиши раздался страшный крик хозяйки. 
И ржавые, оранжевые знаки 
вдруг выплыли на белый потолок. 

И - хлынул Дождь! Его ловили в таз. 
В него впивались веники и щетки. 
Он вырывался. Он летел на щеки, 
прозрачной слепотой вставал у глаз. 

Отплясывал нечаянный канкан. 
Звенел, играя с хрусталем воскресшим. 
Дом над Дождем уж замыкал свой скрежет, 
как мышцы обрывающий капкан. 

Дождь с выраженьем ласки и тоски, 
паркет марая, полз ко мне на брюхе. 
В него мужчины, поднимая брюки, 
примерившись, вбивали каблуки. 

Его скрутили тряпкой половой 
и выжимали, брезгуя, в уборной. 
Гортанью, вдруг охрипшей и убогой, 
кричала я: 
-Не трогайте! Он мой! 

Он был живой, как зверь или дитя. 
О, вашим детям жить в беде и муке! 
Слепые, тайн не знающие руки 
зачем вы окунули в кровь Дождя? 

Хозяин дома прошептал: 
- Учти, 
еще ответишь ты за эту встречу! - 
Я засмеялась: 
- Знаю, что отвечу. 
Вы безобразны. Дайте мне пройти. 


13 

Пугал прохожих вид моей беды. 
Я говорила: 
- Ничего. Оставьте. 
Пройдет и это. - 
На сухом асфальте 
я целовала пятнышко воды. 

Земли перекалялась нагота, 
и горизонт вкруг города был розов. 
Повергнутое в страх Бюро прогнозов 
осадков не сулило никогда. 




















Приложение 3


Т. Снежина


***

То Пьеро, то Арлекино,

Я сама не знаю, кто я?

В дальних странах половина,

А другая здесь в покое.


В белой маске день встречая,

Я иду навстречу свету,

И сама не замечаю,

Как в ночи меняю цвет я.


Чего ты ждешь, куда идешь,

Девочка – Грусть из города Дождь?


***

А вот иной дождь души поэтессы.

Я уже ни во что не верю,

Не могу, не хочу, как жаль…

Как всегда за закрытой дверью

Нажимает звонок печаль.


Произносит печаль свой пароль,

Что созвучен с дождем и тоской,

И проснется сердечная боль.

Ах, забить бы дверь эту доской!


Как всегда я опять дверь печали открою

И впущу в свой пустынный дом.

Она сядет за стол со мною,

И усилится дождь за окном.


Вот опять мы с печалью вместе

Проведем вечер весь вдвоем,

И дождливое грустное лестью

Вновь печаль настоит на своем.

Я ее не гоню – привыкла,

И уже каждый вечер жду

Я печального в дом визита,

Открываю окно дождю.

***

Отчего- то всегда очень грустно,

Когда дождик стучит по стеклу.

Заливает вода все что пусто,

И струится листва на ветру.


И печально – дождливая денность,

И слезливые стекла окон,

Все тоску навевает и леность,

Что плетется за мной испокон.


И мгновенно мелькнувшие стрелы

Молний, посланных где-то с небес,

Отражают в глазах опустелых

Взгляд, что с молнией выслал Зевс.


Отчего-то всегда, когда дождик,

Мне туманно хотелось любить.

Бросить стертые временем вожжи,

И обо всем прошедшем забыть.


Но всегда, когда дождь, выплывает

Плот, что в сердце всегда затаен,

Очевидно, дожди умывают

Запыленные полки времен.



































Приложение 4


М. Дубровина


***

Что может быть тише, что может быть проще?

Над маленьким миром земным

Серебряный дождь отраженья полощет

Под светом своим проливным.

Дождь капает чудно, дождь капает мерно,

И чутко стучится в окно.

Он доблестным рыцарем звался, наверно,

Когда-нибудь очень давно.

Дождь капает так, как свеча золотая,

Роняет истаявший воск.

И теплая капелька эта святая –

Светлее полуночных звезд.

Дождь капает детской слезинкой случайной –

Минута – и горе прошло.

Но в этом и есть заповедная тайна:

От слез и от ливней – светло.

Дождь капает брызгами росного луга,

Когда по нему босиком

Бегут малыши, догоняя друг друга,

А после – летят кувырком.

Дождь капает лаской дремучих деревьев

В июньскую терпкую ночь,

И тени преданий сплетаются древних

В одно золотое руно.

Дождь капает в такт беспокойному сердцу.

Попробуй, его усмири!

Но все-таки радостно будет согреться

Огнем, что пылает внутри.

Дождь капает…Проникновенно и просто.

Так жизнь сочиняет сама

Вопросы – ответы, ответы – вопросы,

Признанья в начале письма.

Проходят тревоги, сменяются лица,

Бегут поездами года.

А дождь веселиться, смеяться и литься

Над временем будет всегда.












« Образ дождя в творчестве современных поэтов»



Панфилова Злата


г. Новоалександровск,

МОУ гимназия № 1, 7 класс

Научный рук.: Синицина О.В,

учитель русского языка и литературы

МОУ гимназия № 1


Для большинства людей дождь – обычное атмосферное явление. Для романтических натур – одухотворенное действие. Для мудрецов, умеющих сопоставлять интересные факты о дожде – мозаика, из которой складывается картина мира.

Капли воды, быстро мчащиеся с небес или бережно опускающиеся на землю… Разве это не поэтично? Неудивительно, что многие поэты с удовольствием писали стихотворения о дожде, и каждый из них привносил в образ дождя что-то новое, неповторимое. У кого-то это сильная стихия, у кого-то – приятный летний дождик, а некоторые творческие люди наделяют дождь особыми свойствами: капли дождя смывают все плохое и являются источником радости и позитива, у кого-то дождь – самостоятельный образ, влияющий на время и людей.

В одном из романов британского писателя Дугласа Адамса (из серии «Автостопом по Галактике») существует герой, который классифицировал преследовавший его всю жизнь дождь. Он записал в специальную книжечку 231 тип дождя, нумеруя их и считая самыми противными «апрельские затяжные, номер 33». Не без основания, конечно. Хотя, что ему вообще-то не нравилась ни одна разновидность дождя. Ни номер 17 («грязная бешенная барабанная дробь»), ни номер 100 («разверзлись хляби небесные»), ни даже номера 87 и 88 («два слегка отличающихся друг от друга варианта яростного вертикального ливня»). Сам он, судя по описанию, был человек не совсем позитивный, немного мрачноватый, слегка параноидальный, чуть зацикленный, в общем, можно сказать, в полном смысле «дождливый».

Образ дождя привлекал писателей и поэтов разных эпох и разных стран именно как средство для раскрытия внутреннего состояние человека, его душевного мира, как самостоятельного образа.

Актуальность исследования обусловлена не угасающим интересом поэтов и писателей в своем творчестве раскрыть образ дождя, показать его влияние на судьбу человека, отобразить душевное состояние, раскрыть многообразие образа дождя, показать выразительно-художественные средства, с помощью которых раскрывается образ дождя. Оказывается, тема дождя поистине бесконечна, потому что она вдохновляет.

Объектом нашего исследования являются поэтические произведения Б. Ахмадулиной, Т. Снежиной, М. Дубровиной.

Предметом исследования стали средства и способы раскрытия образа дождя в каждом из представленных поэтических произведений.

Цель нашего исследования – исследовать образы дождя в поэтических произведениях, выявить какие душевные качества раскрываются посредством дождя, определить с помощью каких приемов раскрывается образ дождя.

Для достижения поставленной цели в нашей работе решаются следующие задачи:

- прослеживается эволюция образа дождя, начиная с мифологии до сегодняшнего дня;

- определяются основные средства, помогающие раскрыть образ дождя, манера подачи, художественно-выразительные средства поэтического образа.

Метод исследования: метод контекстологического анализа, описательный.

Практическая значимость работы заключается в применимости ее результатов при изучении современной литературы в рамках школьной программы, на факультативных занятиях, во внеурочной деятельности.

Структура работы определяется целью и задачами, характером практического материала и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.


Проведя анализ образа дождя, пришла к выводу. Со временем образ дождя в поэзии становился более динамичным, это возможность раскрыть свой поэтический мир. Поэтические произведения о дожде всегда переплетены с человеческими чувствами. В христианстве образ дождя – символ очищения, плодородия и божественной благодати. Если раньше (в XVII веке) дождь воспринимался как статичная (визуальная или аудиальная) картинка (“нитки жемчуга”, “барабанит дождь”), своеобразный фон, то позднее он стал более “живым”, как бы вышел на первый план, сам стал объектом пристального внимания. XVII - XVIII век изобилуют довольно простыми образами (“золотой поток”). Если образы XVII - XVIII в.в. нарочито красивы, со временем появляются более “приземленные” образы (“испарина на спине купальщиц”). В стихах XX века дождь нередко предстает совершенно самостоятельным фантастическим существом и живет своей жизнью, образы становятся сложнее (“чаинок беготня”). В творчестве русских и зарубежных поэтов образ дождя – неповторимый и особенный. Для одних – это тоска, предвестник чего-то неповторимого. Для других – радость, чистота, очищение, для кого-то – погибель и страх. Серебряный век внес особый образ дождя. Поэты через образ дождя передавали свою грусть и тоску. Здесь появляется своеобразный образ дождя – образ времени.

Современные поэты внесли свой особый образ дождя. У Б. Ахмадулиной – это сквозной мотив и одновременно действующее лицо. У нее образ дождя – страшно трогательный. Он рисует нам образ маленького озорного мальчугана, одинокого, но верящего в добро людей. Образ дождя Ахмадулиной помогает понять, что уничтожая природу (в данной сказке она ассоциируется с образом дождя) люди губят самих себя, свою духовную сущность. У Т. Снежиной образ дождя предстает маленькой грустной девочкой: «Девочка – Грусть из города Дождь». Это и душевная боль человека, и одиночество, и тоска по близким, и несостоявшаяся любовь. Образ дождя у Снежиной печален и трогателен. У М. Дубровиной образ дождя отличен от созданных образов Ахмадулиной и Снежиной. Это образ в движении: то доблестный рыцарь, то свеча золотая, то детские слезы, то брызг луга, то ласка дремучих деревьев. Ее образ дождя – неугомонный подросток, бродящий по свету в поиске счастья и смысла жизни. Ее образ – это будущее, светлое и радостное, наполненное глубоким смыслом.

А как вы относитесь к дождю? Возможно, вы узнали себя в одном из описаний, вспомнили свои радостные и грустные моменты, связанные с дождем. Такие воспоминания нужно беречь – именно они помогают людям оставаться людьми, чувствовать природу, быть сентиментальными… Попробуйте записать свои мысли, просто закройте глаза и представьте «свой» дождь. Не смейтесь – дождь, действительно, у каждого свой. Как нет двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев, так и нет – с одинаковыми воспоминаниями, восприятием дождя, тяжелых капель, легкой измороси, зонтика на антресоли, детских босых ног в луже. А ещё дождь дарит счастье… Помните, как в фильме «Я шагаю по Москве» герои идут босиком прямо по лужам, а по их радостным лицам текут капли дождя…







Научно-исследовательская работа по литературе ученицы 7 класса на тему: "Образ дождя в творчестве современных поэтов"
  • Русский язык и литература
Описание:

Данная научно-исследовательская работа моей ученицы 7 класс Панфиловой Златы была представлена на районной научно-практической конфренции "Шаг в будущее" и заняла 3 место, на краевой научно-практической конференции данная работа также заняла 3 место. В работе представлен образ дождя в творчестве Б. Ахмадулиной и Т. Снежиной. В работе ученица рассмотрела образ дождя в мифологии, коснулась образа в творчестве русских поэтов и провела детальный анализ образа дождя в творчестве совремнных поэтов. Рассмотрела художественно-выразительные средства с помощью которых Ахмадулина и Снежина видят образ дождя.

Автор Синицина Ольга Викторовна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2324
Номер материала 12226
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓