Главная / История / Научно-исследовательская деятельность учащихся на уроках истории.

Научно-исследовательская деятельность учащихся на уроках истории.

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

Дергаевской СОШ № 23

Иванова О.В.




Научно-исследовательская деятельность учащихся.

Развитие творческого потенциала личности учащегося является одним из ведущих направлений деятельности Дергаевской средней школы № 23. В школе сложилась определенная система работы с одаренными детьми: это научное общество учащихся, научная поисково-исследовательская и учебно-опытная работа по предметам, школьные предметные недели; участие в школьных, городских, районных и Всероссийских олимпиадах, традиционные конкурсы «Оскар», «Ученик года» и др.

Одаренные дети, как правило, проявляют разностороннюю творческую активность, во всех вопросах они ищут самостоятельные решения, в трудных ситуациях отвечают за себя сами, не прибегая ни к чьей помощи, критичны по отношению к себе и к другим. Именно такие ребята становятся активными участниками олимпиад, конкурсов и конференций. Задача учителя заключается в том, чтобы выявить, заметить таких учеников и помочь им самореализоваться. С этой целью в нашей школе и работает научное общество учащихся (НОУ).

Накоплен положительный опыт организации исследовательской деятельности в школьном научном обществе. Наиболее перспективные темы разрабатываемые учащимися это:

  • Исторические и культурные связи России и стран Зарубежья, Европы, стран Азии и Востока;

  • Проблемы демографии региона;

  • Работа в музейных архивах;

  • Экологические проблемы региона.

Основные задачи НОУ заключаются в содействии повышения престижа и популяризации научных знаний, в развитии у школьников познавательной деятельности, исследовательских умений и навыков, в знакомстве учащихся с методами и приемами научного поиска, в формировании умений работать с научной литературой, архивными источниками, умением брать интервью, отбирать, анализировать, систематизировать материал, выявлять и формировать проблемы, грамотно оформлять научную работу, овладеть искусством дискуссии, ораторским искусством.



Для развития творческой активности одаренных детей выделяются дополнительные часы по работе с учащимися, имеющими повышенный уровень учебной мотивации.

Учебно-исследовательская деятельность – это та сфера, где реализуются познавательные потребности детей, склонных к интеллектуальной деятельности, формируются навыки работы с информацией, приобретается опыт общения и публичного выступления, когда идет сбор информации с последующим ее предоставлением на аудиторию.

Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, неустанно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности.

Исследовательская деятельность осуществляется уже с учащимися младших классов. Эта работа проводится в рамках внеучебной деятельности. Так, в 2013/2014 учебном году с учащимися 1-4 классов провели школьный исторический исследовательский конкурс «Война в истории моей семьи» по четырем номинациям:

  • «Я гляжу на фотографию»,

  • «Семейная реликвия»,

  • «Судьба семьи в истории страны».

ЕЕ методическая сторона может быть условно поделена на 4 относительно самостоятельных этапа:

  • Ребенок выбирает тему и обосновывает мотив выбора;

  • Собирает материал, документы, фотографии и т.д.;

  • Готовит доклад, сообщение, в котором делает выступление, обобщение, обобщение, выводы;

  • Защищает работу.







Учащиеся младших классов, на удивление, всем выступили достойно, материал, который они собрали, был очень интересен и пополнил фонды школьного музея. А самое главное, учащиеся получили первые навыки в исследовательской деятельности.

Очень важно, что родители приняли самое непосредственное участие в сборе материала и подготовке докладов, сообщений. Они посещают с детьми музеи города, района. Учителями разработаны рекомендации по формированию навыков научно- исследовательской деятельности учащихся.

5 класс

  1. Развивать умение и навыки анализа.

  2. Развивать умение выделять главное.

  3. Разделять информацию на логические части.

  4. Сравнивать заголовки одной темы.

  5. Заполнять обобщающие таблицы по готовым данным.

  6. Оформлять результаты в виде схемы, плана, таблицы.

  7. Совершенствовать опыт доказательства.

  8. Подбирать дополнительную литературу к урокам.

  9. Собирать материалы к учебным темам, обращаться к словарям, к детским энциклопедиям.

Практические задания учащимся

  1. Составление опорных конспектов.

  2. Сбор дополнительного материала по разделам Древнего мира и составление книги «За страницами учебника».

  3. Написание проблемных мини-сочинений. Например. «С какими трудностями я встретился если бы попал к древнейшим людям».

  4. Написание сочинений- рассуждений от имени героев эпохи.

  5. Представить, что вы сценарист и режиссер диафильма «Основание Рима», расписать его по кадрам.

  6. Составить диалог участников афинского обеда. Не забыть, что самым распространенным развлечением была игра – «Вопрос-Ответ».

6 класс

  1. Продолжать формирование анализа различной учебной информации.

  2. Выделять и анализировать причинно-следственные связи.

  3. Учиться находить ключевые слова и понятия в тексте.

  4. Расшифровывать информацию на основе простых таблиц, схем.

  5. Решать познавательные задачи.

  6. Переносить усвоенные умения на другие учебные предметы.

  7. Систематически работать со словарями. Энциклопедиями.

  8. Делать выписки из книг и журналов.

  9. Уметь делать выводы по теме.

Практические задания учащимся

  1. Вести творческий альбом.

  2. Самостоятельно составлять опорный конспект.

  3. Составлять развернутый план ответа.

  4. Выполнять творческие задания в альбом:

- изобразить схематично, как вы представляете, что такое государство;

- нарисовать герб своей семьи;

- составить кроссворд.

5) Составить рассказ от лица «очевидца». Например, «Какие проблемы могли обсуждаться на цеховых собраниях ремесленников?»

6) Записать интервью у исторического деятеля. Например, интервью о Хлодвиге у состарившегося в походах франка- крестьянина.

7 класс

  1. Развивать умение, выделять главное в текстах, рассказе учителя, ответе товарища, учебном фильме.

  2. Учиться читать предложенные учителем опорные конспекты.

  3. Выделять главное в наглядности.

  4. Отвечать на вопросы творческого характера.

  5. Сравнивать разные пути решения, оформлять результаты решения в различной форме.

  6. Учиться вести диалог в целях получения информации.

  7. Владеть разными видами типовых ответов.

  8. Использовать при ответе иллюстрации, составлять характеристики.

Практические задания учащимся

  1. Представьте, что Вы работаете экскурсоводом по «Золотому кольцу России» (Ярославль, Суздаль, Владимир, Ростов). Подготовьте рассказ экскурсовода об одном из сооружений Владимиро- Суздальской земли.

  2. Составить маршрут для иностранца путешественника, который позволил бы ему в короткий срок как можно больше узнать о русской культуре 16 века.

  3. Составить опорный конспект по параграфу, разделу.

  4. Составить диалог участников съезда русских князей.

8 класс

  1. Учиться сравнивать информацию более широкого объема (двух параграфов).

  2. Применять разные обобщения для осмысления и систематизации знаний.

  3. Ознакомиться с видами проблемного обобщения.

  4. Передавать содержание учебного материала в графической форме.

  5. Уметь обобщать, систематизировать учебный материал в пределах учебной темы.

  6. Слушать лекцию учителя, доклад ученика с опорой на план и без него.

Практические задания учащимся

  1. Составлять опорный конспект по теме.

  2. Участвовать в научно- практической школьной конференции по краеведению

  3. Принимать участие в работе «Открытый микрофон», в конкурсе ораторов.

  4. Составить выступление поэта 19 века, либо зодчего, живописца или скульптора, представив, что находишься на заседании Академии художеств.

  5. Взять интервью по теме «Почему Россия в начале 19 века не стала конституционной монархией?» у одного из следующих лиц:

- члена Государственного Совета;

- министра;

- чиновника;

- члена тайного общества.

9 класс

  1. Упражняться в анализе учебной информации более широкого объема (нескольких параграфов, учебной темы).

  2. Переносить умение выделять главное на усвоение нескольких параграфов.

  3. Учиться сравнивать информацию более широкого объема.

  4. Учиться связно излагать мысли в виде рассказа и отчета (как письменного, так и устного).

  5. Учиться строить доказательства в связном рассуждении и.

  6. Уметь обобщать, систематизировать учебный материал в пределах учебной темы.

Практические задания учащимся

  1. Принимать участие во Всероссийском заочном конкурсе «Интеллектуально- творческий потенциал России», «Познание и творчество», г. Обнинск в различных номинациях.

  2. Принимать участие в школьной краеведческой научно-практической конференции «Мой любимый город».

  3. Принимать участие в республиканских конкурсах.

  4. Писать эссе.

  5. Принимать участие в работе «Открытый микрофон», «Я хочу сказать, что…», конкурсе ораторов.

10-11 классы

  1. Принимать участие во Всероссийском заочном конкурсе «Интеллектуально- творческий потенциал России», «Познание и творчество», г. Обнинск в различных номинациях.

2) Принимать участие в школьной краеведческой научно-практической конференции «Мой любимый город».

3) принимать участие в республиканских конкурсах.

4) принимать участие во Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории России 20 век».

5) Принимать участие в конкурсе научно- практических чтений.







Научно-исследовательская деятельность учащихся на уроках истории.
  • История
Описание:

       Учебно-исследовательская деятельность – это та сфера, где реализуются познавательные потребности детей, склонных к интеллектуальной деятельности, формируются  навыки работы с информацией, приобретается опыт общения и публичного выступления, когда идет сбор информации с последующим ее предоставлением на аудиторию.

 

       Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, неустанно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности.

Автор Иванова Ольга Вячеславовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 771
Номер материала 43992
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓