Главная / Русский язык и литература / научная статья Учитель-стержень преобразований практики преподавания и обучения русскому языку и литературе.

научная статья Учитель-стержень преобразований практики преподавания и обучения русскому языку и литературе.

Учитель-стержень преобразований практики преподавания и обучения русскому языку и литературе.

Ожидаемыми результатами преобразования педагогической деятельности для учителя является сформированность у учеников навыков обучения тому, как обучаться, и, как следствие, становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях.

Как часто, анализируя свои уроки, я задумывалась над тем, как же стать таким учителем, который смог бы обеспечить успешное обучение, которого бы дети любили не просто за его доброту, а за креативность, объективность, профессионализм.

Мне очень хотелось, чтобы мои ученики спешили на мои уроки, и уроки эти были познавательны, а знания и умения, приобретенные на них, пригодились в дальнейшей жизни. Невольно пришлось задуматься, а что я делаю для этого? Какой методикой преподавания я пользуюсь ? И сама себе даю ответ: «Стандартные уроки, традиционные формы работ, однообразные задания, использование доски только для выполнений письменных заданий». Интересно ли мне самой было на таких уроках, оставляют ли такие уроки хорошие воспоминания? Конечно – нет! Все это ведет к низкому уровню мышления, механическому запоминанию, которое не обеспечивает долговременное хранение информации, и как следствие, я наблюдаю низкую мотивация к предмету. Я не скажу, что все мои уроки такие, но, к сожалению, зачастую.

Волей- неволей приходится изменить методику моего преподавания. Если раньше я не считала работу в группах эффективной, то после первого же занятия (не открытого урока, а именно рабочего занятия, не для гостей – для своих учеников) нашла такой вид работы достаточно результативным. Так как происходит обмен знаниями, мыслями, различными точками зрения на одну проблему. Если сам не знаешь, более опытный коллега поможет справиться с трудностью, ну а в данном случае более сильный ученик может прийти на помощь своим одноклассникам. Я думала, что проблемой будет организация дисциплины при делении на группы и во время работы этих групп. На первых уроках так и было, организационный момент затягивался, в кабинете было шумно, но я надеялась, что при постоянном использовании этого этапа он достигнет совершенства, и таких проблем возникать не будет. В конечном итоге надежды оправдались, может быть не на все 100%, но, тем не менее, прогресс был очевиден всем участникам образовательного процесса. Ученики, совместно работающие в команде, стали проявлять активное участие при решении заданий, слушали друг друга, поправляли, вносили дополнения в ответы друг друга, но когда дело доходило до, взаимопрослушивания групп, ребята не всегда были терпимы к ошибкам друг друга, не проявляли заинтересованности в ответах других групп. Делаю вывод, что этому еще предстоит учиться, а для этого нужно чаще прибегать к правилам, разработанным самими учениками для работы в группах. В общем, такой вид работы считаю, достаточно результативным.

Что мой взгляд на ученика и учителя, а также модель образования в целом поменяется, можно сказать однозначно. Свою «новую» педагогическую деятельность я решила начать незамедлительно, с того дня, когда в голове созрел четкий план действий. Нужно было определить пути решения, выявленных ранее проблем: низкая мотивация к предмету, низкий уровень мышления, механическое запоминание, а самое важное отсутствие навыка обучения тому, как обучаться. Так как я являюсь классным руководителем 11 класса, а в основном это уже сложившиеся личности, со своим мировоззрением, мнением, взглядами на жизнь, то на одном из классных часов, я разделила детей на группы и попросила составить рецепт идеального, по их мнению, учителя. Выполнение такого рода заданий явилось достаточно интересным, как я помню и для меня, и как я убедилась, для моих учеников, потому что было направлено на развитие критического мышления, а лично меня заставило заглянуть глубоко в себя и задуматься, а что я за личность?, кем я являюсь для учеников? Не очень – то хочется быть учителем, дающим информацию. Хочется быть авторитетом, которому доверяют, ценят и уважают. Анализируя результаты работ учеников, я пришла к выводу, что меня можно отнести к категории «между», нежели к учителю, который способен научить детей учиться. Невольно задаешься вопросом: «А что нужно сделать, чтобы изменить себя, как учителя в лучшую сторону, как расти профессионально и вообще с чего начать?». Если раньше я считала, что, чем больше я передам ученикам собственных знаний, то тем самым обеспечу большую результативность освоенности материала. Я предполагала, что дети уйдут с богатым багажом знаний с такого урока. Как же я была неправа! Только теперь осознала, что знания, приобретенные собственным трудом, надолго останутся в памяти и будут полезными в последующей жизни. Перемены должны начаться, по – моему мнению, с глубокого анализа своей ежедневной педагогической деятельности, чему может способствовать рефлексия каждого этапа урока, классного часа и т.д.

Я уверена, что развитие у детей критического мышления, использование преподавателем новейших как образовательных, так и воспитательных технологий поможет приблизить образование к «идеальному», то есть такому, при котором будет возможным научить детей учиться.

Получить все, то идеальное, о чем говорится выше, я думаю можно с помощью технологии «Обучение критическому мышлению», потому что именно эта всем известная технология проходит «красной нитью» через все виды и формы работ на любом уроке. На мой взгляд, используя возможности данной стратегии в конечном результате, мы воспитаем такого ученика, который станет задаваться вопросами:

·         Что я знаю?

·         Что я узнал нового?

·         Как изменились мои знания?

·         Что я буду с этим делать?

Народная мудрость гласит: хочешь изменить мир – измени себя.

Так я и сделала: начала менять себя, не как личность со своими характерными человеческими качествами, как раз их – то я и стараюсь сохранить, а как учителя «новой формации». Я надеюсь, что буду иметь право так себя называть.

Теперь я понимаю, как хорошо, что провела работу по созданию образа идеального учителя и ученика, потому что четко увидела, как выстраивать педагогическую практику, к чему стремиться. Экспериментальной площадкой по преобразованию практики преподавания и обучения русскому языку и литературе я выбрала десятый класс общественно- гуманитарного направления, к счастью, в нашей школе фунциклирует и естественно-математическое направление. Отсюда следует, что у меня, как учителя русского языка и литературы есть возможность анализировать перемены в себе и своих учениках в разрезе гуманитарного и математического склада классных коллективов, что является богатым материалом для наблюдения, анализа и синтеза. Узнав об этом, мои коллеги изъявили желание посетить мои уроки, особенно потому, что считают не выигрышным брать литературу, так как дети не читают тексты произведений, мало говорят на уроке. Но я предприняла такое решение обоснованно, учитывая возрастные особенности данного класса, творческие возможности учеников, способности их к саморегуляции.

Присутствие более опытных коллег и их мнение для меня очень ценно, так как обсуждение с коллегами острых вопросов определяет пути моего личного развития. Поэтому на каждом проведенном уроке я выступала лидером и, не могу скрыть, это приятное чувство. Приглашенные на урок учителя, также были вовлечены в работу, и в конце урока признались, что участие в процессе урока вызвало у них много положительных эмоций.

Работая с учениками, изо дня в день я стала стараться искать методы и приемы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Все мы любим глубокие уроки, с использованием ИКТ, проведенные в нестандартной форме, где чередуются разновидовые задания. Такие уроки хорошо спланированы, продуманы и приносят пользу не только ученикам, но и коллегам, посещающим их. Я стремилась провести именно такие занятия.

В современных условиях каждая школа и каждый учитель вольны выбирать себе свое педагогическое кредо, свою философию образования. От этого выбора зависит очень многое. Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять, задавать вопросы и находить ответы, радоваться процессу поиска?»

Решение многих проблем я вижу в освоении и применении на своих уроках новых подходов, активизирующих познавательную и творческую деятельность школьников. Одним из современных педагогических модулей, которые я использую на своих уроках – это модуль развития критического мышления.

Одна из задач уроков литературы — воспитание талантливого читателя, читателя-собеседника, соавтора.

Критическое мышление – это дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления удругих

По пословице, доброе начало полдела откачало, приёмы стадии вызова в развитии критического мышления — это то доброе начало, которое задаёт тон урока — поисковый, диалоговый, помогает заинтересовать учеников, сформулировать цели работы. На первом уроке по пьесе Островского «Гроза» я использовала такие символы: сердце, крылья, ключ и просила ребят связать с темой урока и эпиграфом, что и явилось стадией вызова. Предположения были различные.

Вопросы и

Как подобрать нужный ключ к сердцу человека? Ключ от дверей к дому Катерины, от ее калитки, а значит и к ее сердцу.

Ответы учеников

Крылья белые – взлет главных героев, черные – их падение. Сердце – это символ любви, значит, трагедия произошла из - за неразделенной, несчастной любви. А почему в жизни вообще случаются такие трагедии?

Анализируя данное задание, я констатирую тот факт, что при его выполнении у ребят возник круг вопросов, на которые они захотели получить в течение урока ответы, а это и явилось целями, которые учащиеся самостоятельно определили каждый для себя.

Всегда глубоким и удачным бывает урок, с использованием приёма «Дневник двойной записи». Я использовала такой прием на 4-ом уроке по теме: «Причины нравственного падения Катерины Измайловой».

- Дайте определение понятию “социальные нормы”.

- Дайте определение понятию «отклоняющееся поведение»

Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что главная героиня демонстрирует отклоняющее поведение.

- Дайте определение социологическим причинам отклоняющегося поведения человека.

Учащиеся делают вывод о том, что к нравственному падению главной героини приводит комплекс причин: социологические, культурологические, психологические. Но ни одна причина не возымеет своего разрушающего действия на человека нравственного, имеющего Бога в душе.

Так как вопросы достаточно сложные, требующие знаний из области других предметов, мы с учениками возвращаемся к дневникам двойной записи и оцениваем их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Так эти вопросы можно отнести к «толстым». Для экономии времени я раздавала таблички в распечатанном виде, чтобы учащиеся прямо в карточке могли делать соответствующие пометки и имели возможность оставить её у себя. Независимо от того, каким способом учащиеся выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют её ключевые моменты. А сам момент угадывания вносит элемент соревновательности, заинтересованность, которая не покидает учеников до конца урока. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей осмысленностью и заинтересованностью отнестись к лекции, учебному фильму или учебной статье. Вот именно такого отношения от обучающихся к материалу урока мне зачастую не достает.



На завершающем уроке по очерку Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» я предложила ребятам, учитывая свои собственные представления о любви и видение Лескова, создать диаграмму Вена.





жертвенность

счастье, свобода, страсть нравственное падение

Радость жизни смысл жизни унижение

Взаимопонимание обреченность

Взаимоуважение преступление

поддержка сумасшествие

безысходность





Выполнение такого задания позволяет мне обобщить и систематизировать пройдённый на уроке материал, проверить глубину понимания этого материала обучающимися. Я посмотрела на своих учеников другими глазами, так, по – моему мнению, ребята показали свой широкий кругозор, извлекли нужные слова из своего пассивного словарного запаса, следовательно, смогли активизировать мыслительную деятельность и, несомненно, такой вид работы ведет к развитию критического мышления.

Уже не представляю себе стадию вызова на уроке без составления кластера, так как все мои четыре урока были посвящены теме «любви» я посчитала целесообразным на первом уроке предложить учащимся составить кластер, что для вас значит любовь? Я боялась не совсем положительной реакции некоторых учащихся на данную проблему, потому что из бесед с моими учениками я знаю о первых разочарованиях их в любви, безответной любви, переживаемой на данный момент, и я переживала , что этот этап может быть болезненным для них. После составления и озвучивания кластера я предложила просмотреть видеоролик для поднятия настроения «Желаю тебе сил для всех жизненных дел», который положительно воздействовал на рабочее настроение урока, да и эмоционального настроя дня в общем. Оценка доказательств о том, что жизнь прекрасна, используемых в этом мини - фильме ведет к рассмотрению и признанию множества возможных точек зрения, отличных от своих собственных. Данный ролик влияет на более глубокое осознание жизненных ценностей.

И мне, и моим ребятам нравится завершение урока эмоциональной рефлексией. Могу привести в пример, один вид такой рефлексии, который называется «благодарю». Учащимся предлагается закончить урок фразой, начинающейся со слов: «Благодарю…» Здесь они предлагали различные варианты, в частности, в конце урока – игры в форме телевизионного шоу «Умники и умницы» ребята благодарили друг друга за достойную игру, за знание деталей текста, за уважительное отношение к сопернику, а также выразили благодарность объективным судьям за их работу. Этот урок завершился на высоком эмоциональном уровне, что, по – моему мнению, ведет к повышению мотивации. Рефлексия предполагает критические размышление над тем, чему и как научился ученик, что привело его к достижению целей, а это в свою очередь требует исследования и анализа собственных действий, оценки поведения.

Раньше в моем понимании «развитие критического мышления» было лишь технологией, наполненной различными элементами, которые я могла использовать на различных этапах занятия. Сейчас же произошло переосмысление и воспринимается мной в более широком понимании.

Как известно, исследовательский разговор, аргументация и диалог способствуют развитию высокого уровня мышления. Так на этапе применения знаний своим учащимся я предложила продолжить тему анализируемого текста в дискуссии ПАДЕНИЕ или ВЗЛЕТ КАТЕРИНЫ – ее самоубийство? ( Полемика обучающихся). Класс самостоятельно разбился на два лагеря, те, кто выступал «за» и «против». Меня удивило то, как умело использовала одна из групп критическую статью Добролюбова «Луч света в темном царстве» для доказательства своей точки зрения. Делая вывод о результативности данной работы, следует отметить, что такая форма работы оказала позитивное влияние на уровень самомотивации детей. Но заданный регламент времени не был выдержан из-за недостаточно сформированного умения саморегулироваться и самодисциплинироваться в группе. Поэтому в перспективе я планирую применять групповую работу, так как это позволит в дальнейшем развить навыки саморегуляции. Хотя не могу сказать, что этот навык совсем отсутствует у моих учеников. На уроке по пьесе Островского «Отчего люди не летают» я запланировала инсценировку понравившегося ученикам отрывка из пьесы на их выбор. Этот вид работы, был достаточно удачным, потому что ребята самостоятельно распределили роли, определили импровизированную сцену, месторасположение актеров. Здесь же прослеживался и модуль «управление и лидерство». В каждой группе активно проявил себя представитель, который следил за мини – репетицией, обращал внимание на ремарки, делал замечания насчет интонации актеров и сам участвовал в инсценировке.

Использование ИКТ в данном контексте позволяет организовать концентрацию внимания учащихся на информации по заданной проблеме с целью ее последующего анализа и применения. Например, для глубокого понимания и анализа очерка Лескова я демонстрировала моменты из кинофильма. Важный этап урока, на мой взгляд, – работа с киноэпизодом. Анализ фрагментов из художественного фильма “Леди Макбет Мценского уезда” (1989, Р.Балаян) позволяет вернуться к содержанию и выводам урока по повести на новом уровне мышления. Мною был задан такой вопрос: - “Какими средствами художественного текста и экрана передаётся психологическое состояние лесковских героев?” – он заставил учащихся сравнить поведение героини в повести и в фильме.

Учащиеся обращают внимание на то, что в отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу, так как загублена чистая, безгрешная душа. Перед очередным убийством “собственный ребенок у неё впервые повернулся под сердцем. И в груди у неё потянуло холодом”. Я могу с радостью отметить, что класс приходит к осознанному выводу: Не случайно у Лескова упоминание этой детали. Сама женская природа предостерегает её от задуманного преступления.

урок целей достиг.

Чтобы научить детей искусству критически мыслить я использую задания высокого уровня. В основном это были задания на сбор и анализ дополнительной информации по теме урока. Здесь я максимально старалась реализовать и творческие возможности ребят этого класса.

- Подготовить выразительное чтение монолога Катерины (В классе есть ученица способная за короткое время выучить стихотворение, мне практически не приходится работать над ее интонацией). Такое задание дает возможность глубоко прочувствовать образ главной героини, и продемонстрировать ее тонкий душевный настрой, что окажет воздействие на понимание проблемы пьесы.

- Изобразить портреты главных героев пьесы. (Двое моих учеников посещают художественную школу, но в силу своей скромности и застенчивости, они не показывают одноклассникам свои творения.) Через такой вид работы можно проследить глубину восприятия и осознания идеи всего произведения в целом и образов пьесы в отдельности этими учащимися, и продемонстрировать свою точку зрения, что, несомненно, содействует умению мыслить нестандартно, а значит критически.

- Проанализировать значение снов в тексте и сделать выводы. Это задание направленно на развитие критического мышления, так как формирует более высокий уровень мышления. Мало знать содержание текста, здесь сильные учащиеся предстают в роли умелых толкователей снов, критиков, доносящих до читателей идею автора. После выполнения сильными учениками этого задания, мне самой захотелось проконсультироваться с ними по своим собственным снам, т.е. спросить их мнения. Что уж говорить об одноклассниках, пораженных такими способностями и знаниями в этой области ребят, которые большинство своего времени проводят за одной партой, а они даже и не догадывались о таких талантах.

Я думаю, что обучение критическому мышлению является одним из самых эффективных подходов к обучению.

Проанализировав свою деятельность, направленную на реализацию этой технологии в моей практике убедилась, что у учеников повышается интерес к изучаемому материалу, к процессу обучения; формируется навык критически мыслить; работать в сотрудничестве с другими.

А мне, как учителю, помогает создать в классе атмосферу открытости, возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения. Подводя итог, скажем, что приёмы развития критического мышления помогают организовать диалог читателя и автора, погрузить ребёнка в мир художественного текста.

Я планирую и дальше формировать эти умения в свои уроки, так как это требования нового времени. Времени свободных творческих идей, людей, которые могут анализировать свой практический опыт, находить нестандартные пути решения. А самое важное то, что этот опыт - это не только теоретические знания, приобретенные в школе за партами, это тот опыт, который поможет решать молодым людям жизненноважные ситуации, грамотно планировать свою жизнь, не бояться рисковать и исследовать.

И моей главной целью, которую я постараюсь достичь в дальнейшем, будет воспитание только таких учеников: способных адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельных и конкурентоспособных, имеющих навык наблюдения, анализа, оценки преимуществ и недостатков, а также умения обобщать и делать заключения, выходящих за рамки предложенных доказательств.

















научная статья Учитель-стержень преобразований практики преподавания и обучения русскому языку и литературе.
  • Русский язык и литература
Описание:

 

 

 

Ожидаемыми результатами преобразования педагогической деятельности для учителя является сформированность  у учеников навыков обучения тому, как обучаться, и, как следствие, становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях.

 

Как часто, анализируя свои уроки, я задумывалась над тем, как же стать таким учителем, который смог бы обеспечить успешное обучение, которого бы дети любили не просто за его доброту, а за креативность, объективность, профессионализм.

 

Мне очень хотелось, чтобы мои ученики  спешили на мои уроки, и уроки эти были познавательны, а знания и умения, приобретенные на них, пригодились в дальнейшей жизни. Невольно пришлось задуматься, а что я делаю для этого? Какой методикой преподавания я пользуюсь ? И сама себе даю ответ: «Стандартные уроки, традиционные формы работ, однообразные задания, использование доски только для выполнений письменных заданий». Интересно ли мне самой было на таких уроках, оставляют ли такие уроки хорошие воспоминания? Конечно – нет! Все это ведет к низкому уровню мышления, механическому запоминанию, которое не обеспечивает  долговременное хранение информации, и как следствие, я наблюдаю низкую мотивация к предмету. Я не скажу, что все мои уроки такие, но, к сожалению, зачастую.

 

Волей- неволей приходится изменить методику моего преподавания. Если раньше я не считала работу в группах эффективной, то после первого же занятия (не открытого урока, а именно рабочего занятия, не для гостей – для своих учеников) нашла такой вид работы достаточно результативным. Так как происходит обмен знаниями, мыслями, различными точками зрения на одну проблему. Если сам не знаешь, более опытный коллега поможет справиться с трудностью, ну а в данном случае более сильный ученик может прийти на помощь своим одноклассникам.  Я думала, что проблемой будет организация дисциплины при  делении на группы и во время работы этих групп. На первых уроках так и было, организационный момент затягивался, в кабинете было шумно, но я надеялась, что при постоянном использовании этого этапа он достигнет совершенства, и таких проблем возникать не будет. В конечном итоге  надежды оправдались, может быть не на все 100%, но, тем не менее, прогресс был очевиден всем участникам образовательного процесса. Ученики, совместно работающие в команде, стали проявлять активное участие при решении заданий, слушали друг друга, поправляли, вносили дополнения в ответы друг друга, но когда дело доходило до, взаимопрослушивания групп, ребята не всегда были терпимы к ошибкам друг друга, не проявляли заинтересованности в ответах других групп. Делаю вывод, что этому еще предстоит учиться, а для этого нужно чаще прибегать к правилам, разработанным самими учениками для работы в группах.  В общем,  такой вид работы считаю, достаточно результативным.

 

Что мой   взгляд  на ученика и учителя, а также модель образования в целом поменяется, можно сказать однозначно. Свою «новую» педагогическую деятельность я решила начать незамедлительно, с того дня, когда в голове созрел четкий план действий. Нужно было определить пути решения, выявленных ранее проблем: низкая мотивация к предмету, низкий уровень мышления, механическое запоминание, а самое важное отсутствие  навыка обучения тому, как обучаться. Так как я являюсь классным руководителем 11 класса, а в основном это уже сложившиеся личности, со своим мировоззрением, мнением, взглядами на жизнь, то на одном из классных часов, я разделила детей на группы и попросила составить рецепт идеального, по их мнению, учителя. Выполнение такого рода заданий явилось достаточно интересным, как я помню и для меня, и как я убедилась, для моих учеников, потому что было направлено на развитие критического мышления, а лично меня заставило заглянуть глубоко в себя и задуматься, а что я за личность?, кем я являюсь для учеников? Не очень – то хочется быть учителем, дающим информацию. Хочется быть авторитетом, которому доверяют, ценят и уважают. Анализируя результаты работ учеников, я пришла к выводу, что меня можно отнести к категории «между», нежели к  учителю, который  способен научить детей учиться. Невольно задаешься вопросом: «А что нужно сделать, чтобы изменить себя, как учителя в лучшую сторону, как расти профессионально и вообще с чего начать?».  Если раньше  я считала, что, чем больше я передам ученикам собственных знаний, то тем самым обеспечу большую результативность освоенности материала. Я предполагала, что  дети уйдут с богатым багажом знаний с такого урока. Как же я была неправа! Только  теперь осознала, что знания, приобретенные собственным трудом, надолго останутся в памяти и будут полезными в последующей жизни. Перемены должны начаться, по – моему мнению, с глубокого анализа своей ежедневной педагогической деятельности, чему может способствовать рефлексия каждого этапа урока, классного часа и т.д.

 

Я уверена, что развитие у детей критического мышления, использование преподавателем новейших как образовательных, так и воспитательных технологий поможет приблизить образование к «идеальному», то есть такому, при котором будет возможным научить детей учиться.

 

Получить все, то идеальное, о чем говорится выше, я думаю можно с помощью технологии «Обучение критическому мышлению», потому что именно эта всем известная технология проходит «красной нитью» через все виды и формы работ на любом уроке. На мой взгляд, используя возможности данной стратегии в конечном результате, мы  воспитаем такого ученика, который  станет задаваться вопросами:

 

·         Что я знаю?

 

·         Что я узнал нового?

 

·         Как изменились мои знания?

 

·         Что я буду с этим делать?

 

Народная мудрость гласит: хочешь изменить мир – измени себя.

 

Так я и сделала: начала менять себя, не как личность со своими характерными человеческими качествами, как раз их – то я и стараюсь сохранить, а как учителя «новой формации». Я надеюсь, что буду иметь право так себя называть.

 

Теперь я понимаю, как хорошо, что провела работу по созданию образа идеального учителя и ученика, потому что четко увидела, как выстраивать педагогическую практику, к чему стремиться. Экспериментальной площадкой по преобразованию практики преподавания и обучения русскому языку и литературе  я выбрала десятый класс общественно- гуманитарного направления, к счастью, в нашей школе фунциклирует и естественно-математическое направление. Отсюда следует, что у меня, как учителя русского языка и литературы есть возможность анализировать перемены в себе и своих учениках в разрезе гуманитарного и математического склада классных коллективов, что является богатым материалом для наблюдения, анализа и синтеза. Узнав об этом, мои коллеги изъявили желание посетить мои уроки, особенно потому, что считают не выигрышным брать литературу, так как дети не читают тексты произведений, мало говорят на уроке. Но я предприняла такое решение обоснованно, учитывая возрастные особенности данного класса, творческие возможности учеников, способности их к саморегуляции.

 

    Присутствие более опытных коллег и их мнение для меня очень ценно, так как обсуждение с коллегами острых вопросов определяет пути моего личного развития. Поэтому на каждом проведенном уроке я выступала лидером и, не могу скрыть, это приятное чувство. Приглашенные на урок учителя, также были вовлечены в работу, и в конце урока признались, что участие в процессе урока вызвало у них много положительных эмоций.

 

Работая с учениками, изо дня в день я стала стараться искать методы и приемы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Все мы любим глубокие уроки, с использованием ИКТ, проведенные в нестандартной форме, где чередуются разновидовые задания. Такие уроки хорошо спланированы, продуманы и приносят пользу не только ученикам, но и коллегам, посещающим их. Я стремилась провести именно такие занятия.

 

В современных условиях каждая школа и каждый учитель вольны выбирать себе свое педагогическое кредо, свою философию образования. От этого выбора зависит очень многое. Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех?  Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять, задавать вопросы и  находить ответы,  радоваться процессу поиска?»

 

          Решение многих проблем я  вижу в освоении и применении на своих уроках новых подходов, активизирующих познавательную и творческую деятельность школьников. Одним  из современных педагогических модулей, которые я использую на своих уроках – это модуль развития критического мышления.

 

Одна из задач уроков литературы — воспитание талантливого читателя, читателя-собеседника, соавтора.

 

Критическое мышление – это дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления удругих

 

 По пословице, доброе начало полдела откачало, приёмы стадии вызова в  развитии критического мышления — это то доброе начало, которое задаёт тон урока — поисковый, диалоговый, помогает заинтересовать учеников, сформулировать цели работы. На первом уроке по пьесе Островского «Гроза» я использовала такие символы: сердце, крылья, ключ и просила ребят связать с темой урока и эпиграфом,  что и явилось стадией вызова. Предположения были различные.

 

Вопросы и

Как подобрать нужный ключ к сердцу человека?  Ключ от дверей к дому Катерины, от ее калитки, а значит и к ее сердцу.

Ответы учеников

Крылья белые – взлет главных героев, черные – их падение. Сердце – это символ любви, значит, трагедия произошла из - за неразделенной, несчастной любви. А почему в жизни вообще случаются такие трагедии?

 

 Анализируя данное  задание, я констатирую тот факт, что при его выполненииу ребят возник круг вопросов, на которые они захотели получить в течение урока ответы, а это и явилось целями, которые учащиеся самостоятельно определили каждый для себя.

 

 Всегда глубоким и  удачным бывает урок, с использованием  приёма «Дневник двойной записи». Я использовала такой прием  на 4-ом уроке по теме: «Причины нравственного падения Катерины Измайловой».

 

- Дайте определение понятию “социальные нормы”. 

 

- Дайте определение понятию «отклоняющееся поведение»

 

Учащиеся самостоятельно приходят к  выводу, что главная героиня демонстрирует отклоняющее поведение.

 

- Дайте определение социологическим причинам отклоняющегося поведения человека.

 

Учащиеся делают вывод о том, что к  нравственному падению главной героини приводит комплекс причин: социологические, культурологические, психологические. Но ни одна причина не возымеет своего разрушающего действия на человека нравственного, имеющего Бога в душе.

 

Так как вопросы достаточно сложные, требующие знаний из области других предметов, мы с учениками возвращаемся к дневникам двойной записи и  оцениваем  их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Так эти вопросы можно отнести к «толстым».  Для экономии времени я  раздавала таблички в распечатанном виде, чтобы учащиеся прямо в карточке могли делать соответствующие пометки и имели возможность оставить её у себя. Независимо от того, каким способом учащиеся выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют её ключевые моменты. А сам момент угадывания вносит элемент соревновательности, заинтересованность, которая не покидает учеников до конца урока. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей осмысленностью и заинтересованностью отнестись к лекции, учебному фильму или учебной статье. Вот именно такого отношения от обучающихся к материалу урока мне зачастую не достает.

 

 

 

На завершающем уроке по очерку Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» я предложила ребятам, учитывая свои собственные представления о любви и видение  Лескова, создать диаграмму Вена.

 

 

   

 

 

 

 


                                                                                  жертвенность

 

                    счастье, свобода, страсть   нравственное падение

 

                     Радость жизни      смысл жизни              унижение 

 

               Взаимопонимание                                     обреченность

 

                  Взаимоуважение                                    преступление

 

                       поддержка                                         сумасшествие

 

                                                                                  безысходность

 

 

 

 

 

Выполнение  такого задания позволяет мне обобщить и  систематизировать пройдённый на  уроке материал, проверить глубину понимания этого материала обучающимися. Я посмотрела на своих учеников другими глазами, так, по – моему мнению, ребята показали свой широкий кругозор, извлекли нужные слова из своего пассивного словарного запаса, следовательно,  смогли активизировать мыслительную деятельность и, несомненно, такой вид работы ведет к развитию критического мышления.

 

Уже не представляю себе стадию вызова на уроке  без составления кластера, так как все мои четыре урока были посвящены теме «любви» я посчитала целесообразным   на первом уроке предложить учащимся составить кластер, что для вас значит любовь? Я боялась не совсем положительной  реакции  некоторых учащихся  на данную проблему, потому что из бесед с моими учениками я знаю о первых разочарованиях их в любви, безответной любви, переживаемой на данный момент, и я переживала , что этот этап может быть болезненным для них.  После составления и озвучивания кластера я предложила просмотреть видеоролик для поднятия настроения «Желаю тебе сил для всех жизненных дел», который положительно воздействовал на рабочее настроение урока, да и эмоционального настроя дня в общем. Оценка доказательств о том, что жизнь прекрасна, используемых в этом мини - фильме ведет к рассмотрению и признанию множества возможных точек зрения, отличных от своих собственных. Данный ролик влияет на более глубокое осознание жизненных ценностей.

 

И мне, и моим ребятам нравится завершение урока эмоциональной рефлексией. Могу привести в пример, один вид такой рефлексии, который называется «благодарю». Учащимся предлагается закончить урок фразой, начинающейся со слов: «Благодарю…» Здесь они предлагали различные варианты, в частности, в конце урока – игры в форме телевизионного шоу «Умники и умницы» ребята благодарили друг друга за достойную игру, за знание деталей текста, за уважительное отношение  к сопернику, а также выразили благодарность объективным судьям за их работу. Этот урок завершился на высоком эмоциональном уровне, что, по – моему мнению, ведет к повышению мотивации. Рефлексия предполагает критические размышление над тем, чему и как научился ученик, что привело его к достижению целей, а это в свою очередь требует исследования и анализа собственных действий, оценки поведения.

 

Раньше в моем понимании  «развитие критического мышления»  было лишь технологией, наполненной различными элементами, которые я могла использовать на различных этапах занятия. Сейчас же произошло переосмысление и воспринимается мной в более широком  понимании.                

 

Как известно, исследовательский разговор, аргументация и диалог способствуют развитию высокого уровня мышления. Так на этапе применения знаний своим учащимся я  предложила продолжить тему анализируемого текста в дискуссии ПАДЕНИЕ или ВЗЛЕТ КАТЕРИНЫ – ее самоубийство? ( Полемика обучающихся). Класс самостоятельно разбился на два лагеря,  те, кто выступал «за» и «против». Меня удивило то, как умело использовала одна из групп критическую статью Добролюбова «Луч света в темном царстве» для доказательства своей точки зрения.  Делая вывод о результативности данной работы, следует отметить, что такая форма работы оказала позитивное влияние на уровень самомотивации детей. Но заданный регламент времени не был выдержан из-за недостаточно сформированного умения саморегулироваться и самодисциплинироваться в группе.   Поэтому в перспективе я планирую применять групповую работу, так как это позволит в дальнейшем развить навыки саморегуляции. Хотя не могу сказать, что этот навык совсем  отсутствует у моих учеников.  На уроке по пьесе Островского «Отчего люди не летают» я запланировала инсценировку понравившегося ученикам  отрывка из пьесы на их выбор. Этот вид работы, был достаточно удачным, потому что ребята самостоятельно распределили роли, определили импровизированную сцену, месторасположение актеров. Здесь же  прослеживался и модуль «управление и лидерство». В каждой группе активно проявил себя представитель, который следил за мини – репетицией, обращал внимание на ремарки, делал замечания насчет  интонации актеров и сам участвовал в инсценировке.

 

Использование ИКТ в данном контексте позволяет организовать концентрацию внимания учащихся на информации по заданной проблеме с целью ее последующего анализа и применения. Например, для глубокого понимания и  анализа очерка Лескова я демонстрировала моменты из кинофильма. Важный этап урока, на мой взгляд, – работа с киноэпизодом. Анализ фрагментов из художественного фильма “Леди Макбет Мценского уезда” (1989, Р.Балаян) позволяет вернуться к содержанию и выводам урока по повести на новом уровне мышления.  Мною был задан такой вопрос: -  “Какими средствами художественного текста и экрана передаётся психологическое состояние лесковских героев?” – он заставил учащихся сравнить поведение героини в повести и в фильме.

 

Учащиеся обращают внимание на то, что в отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу, так как загублена чистая, безгрешная душа. Перед очередным убийством “собственный ребенок у неё впервые повернулся под сердцем. И в груди у неё потянуло холодом”. Я могу с радостью отметить, что класс приходит к осознанному  выводу: Не случайно у Лескова упоминание этой детали. Сама женская природа предостерегает её от задуманного преступления.

 

урок целей достиг.

 

Чтобы научить детей искусству критически мыслить я использую задания высокого уровня. В основном это были  задания на сбор и анализ дополнительной информации по теме урока. Здесь я максимально старалась реализовать и творческие возможности ребят этого класса.

 

- Подготовить выразительное чтение монолога Катерины (В классе есть ученица способная за короткое время выучить стихотворение, мне практически не приходится работать над ее интонацией). Такое задание дает возможность глубоко прочувствовать образ главной героини, и продемонстрировать ее тонкий душевный настрой, что окажет воздействие на понимание проблемы пьесы.

 

- Изобразить портреты главных героев пьесы. (Двое моих учеников посещают художественную школу, но в силу своей скромности и застенчивости,  они не показывают одноклассникам свои творения.) Через такой вид работы можно проследить глубину восприятия и осознания идеи  всего произведения в целом и образов пьесы в отдельности этими учащимися, и продемонстрировать свою точку зрения, что, несомненно, содействует умению мыслить нестандартно, а значит критически.

 

- Проанализировать значение снов в тексте и сделать выводы. Это задание направленно на развитие критического мышления, так как формирует более высокий уровень мышления. Мало знать содержание текста, здесь сильные учащиеся предстают в роли  умелых толкователей снов, критиков, доносящих до читателей идею автора. После выполнения сильными учениками этого задания,  мне самой захотелось проконсультироваться с ними по своим собственным снам, т.е. спросить их мнения. Что уж говорить об одноклассниках, пораженных такими способностями и знаниями в этой области ребят, которые большинство своего времени проводят за одной партой, а они даже и не догадывались о таких талантах.

 

Я думаю, что обучение критическому мышлению является одним из самых эффективных подходов к обучению.

 

           Проанализировав свою деятельность, направленную на реализацию этой технологии в моей практике  убедилась, что у учеников повышается  интерес к изучаемому материалу, к процессу обучения; формируется навык критически мыслить; работать в сотрудничестве с другими.

 

 А мне, как учителю, помогает создать в классе атмосферу открытости, возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения. Подводя итог, скажем, что приёмы развития критического мышления помогают организовать диалог читателя и автора, погрузить ребёнка в мир художественного текста.

 

Я планирую и дальше формировать  эти умения в свои уроки, так как это требования нового времени. Времени свободных творческих идей, людей, которые могут анализировать свой практический опыт, находить нестандартные пути решения. А самое важное то, что этот опыт - это не только теоретические знания, приобретенные в школе за партами, это тот опыт, который поможет решать молодым людям жизненноважные ситуации, грамотно планировать свою жизнь, не бояться рисковать и исследовать.

 

   И  моей главной целью, которую я постараюсь достичь в дальнейшем, будет воспитание только таких учеников: способных адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельных и конкурентоспособных, имеющих навык наблюдения, анализа, оценки преимуществ и недостатков, а также умения обобщать и делать заключения, выходящих за рамки предложенных доказательств.

 

 

 

 

Ожидаемыми результатами преобразования педагогической деятельности для учителя является сформированность  у учеников навыков обучения тому, как обучаться, и, как следствие, становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях.

 

Как часто, анализируя свои уроки, я задумывалась над тем, как же стать таким учителем, который смог бы обеспечить успешное обучение, которого бы дети любили не просто за его доброту, а за креативность, объективность, профессионализм.

 

Мне очень хотелось, чтобы мои ученики  спешили на мои уроки, и уроки эти были познавательны, а знания и умения, приобретенные на них, пригодились в дальнейшей жизни. Невольно пришлось задуматься, а что я делаю для этого? Какой методикой преподавания я пользуюсь ? И сама себе даю ответ: «Стандартные уроки, традиционные формы работ, однообразные задания, использование доски только для выполнений письменных заданий». Интересно ли мне самой было на таких уроках, оставляют ли такие уроки хорошие воспоминания? Конечно – нет! Все это ведет к низкому уровню мышления, механическому запоминанию, которое не обеспечивает  долговременное хранение информации, и как следствие, я наблюдаю низкую мотивация к предмету. Я не скажу, что все мои уроки такие, но, к сожалению, зачастую.

 

Волей- неволей приходится изменить методику моего преподавания. Если раньше я не считала работу в группах эффективной, то после первого же занятия (не открытого урока, а именно рабочего занятия, не для гостей – для своих учеников) нашла такой вид работы достаточно результативным. Так как происходит обмен знаниями, мыслями, различными точками зрения на одну проблему. Если сам не знаешь, более опытный коллега поможет справиться с трудностью, ну а в данном случае более сильный ученик может прийти на помощь своим одноклассникам.  Я думала, что проблемой будет организация дисциплины при  делении на группы и во время работы этих групп. На первых уроках так и было, организационный момент затягивался, в кабинете было шумно, но я надеялась, что при постоянном использовании этого этапа он достигнет совершенства, и таких проблем возникать не будет. В конечном итоге  надежды оправдались, может быть не на все 100%, но, тем не менее, прогресс был очевиден всем участникам образовательного процесса. Ученики, совместно работающие в команде, стали проявлять активное участие при решении заданий, слушали друг друга, поправляли, вносили дополнения в ответы друг друга, но когда дело доходило до, взаимопрослушивания групп, ребята не всегда были терпимы к ошибкам друг друга, не проявляли заинтересованности в ответах других групп. Делаю вывод, что этому еще предстоит учиться, а для этого нужно чаще прибегать к правилам, разработанным самими учениками для работы в группах.  В общем,  такой вид работы считаю, достаточно результативным.

 

Что мой   взгляд  на ученика и учителя, а также модель образования в целом поменяется, можно сказать однозначно. Свою «новую» педагогическую деятельность я решила начать незамедлительно, с того дня, когда в голове созрел четкий план действий. Нужно было определить пути решения, выявленных ранее проблем: низкая мотивация к предмету, низкий уровень мышления, механическое запоминание, а самое важное отсутствие  навыка обучения тому, как обучаться. Так как я являюсь классным руководителем 11 класса, а в основном это уже сложившиеся личности, со своим мировоззрением, мнением, взглядами на жизнь, то на одном из классных часов, я разделила детей на группы и попросила составить рецепт идеального, по их мнению, учителя. Выполнение такого рода заданий явилось достаточно интересным, как я помню и для меня, и как я убедилась, для моих учеников, потому что было направлено на развитие критического мышления, а лично меня заставило заглянуть глубоко в себя и задуматься, а что я за личность?, кем я являюсь для учеников? Не очень – то хочется быть учителем, дающим информацию. Хочется быть авторитетом, которому доверяют, ценят и уважают. Анализируя результаты работ учеников, я пришла к выводу, что меня можно отнести к категории «между», нежели к  учителю, который  способен научить детей учиться. Невольно задаешься вопросом: «А что нужно сделать, чтобы изменить себя, как учителя в лучшую сторону, как расти профессионально и вообще с чего начать?».  Если раньше  я считала, что, чем больше я передам ученикам собственных знаний, то тем самым обеспечу большую результативность освоенности материала. Я предполагала, что  дети уйдут с богатым багажом знаний с такого урока. Как же я была неправа! Только  теперь осознала, что знания, приобретенные собственным трудом, надолго останутся в памяти и будут полезными в последующей жизни. Перемены должны начаться, по – моему мнению, с глубокого анализа своей ежедневной педагогической деятельности, чему может способствовать рефлексия каждого этапа урока, классного часа и т.д.

 

Я уверена, что развитие у детей критического мышления, использование преподавателем новейших как образовательных, так и воспитательных технологий поможет приблизить образование к «идеальному», то есть такому, при котором будет возможным научить детей учиться.

 

Получить все, то идеальное, о чем говорится выше, я думаю можно с помощью технологии «Обучение критическому мышлению», потому что именно эта всем известная технология проходит «красной нитью» через все виды и формы работ на любом уроке. На мой взгляд, используя возможности данной стратегии в конечном результате, мы  воспитаем такого ученика, который  станет задаваться вопросами:

 

·         Что я знаю?

 

·         Что я узнал нового?

 

·         Как изменились мои знания?

 

·         Что я буду с этим делать?

 

Народная мудрость гласит: хочешь изменить мир – измени себя.

 

Так я и сделала: начала менять себя, не как личность со своими характерными человеческими качествами, как раз их – то я и стараюсь сохранить, а как учителя «новой формации». Я надеюсь, что буду иметь право так себя называть.

 

Теперь я понимаю, как хорошо, что провела работу по созданию образа идеального учителя и ученика, потому что четко увидела, как выстраивать педагогическую практику, к чему стремиться. Экспериментальной площадкой по преобразованию практики преподавания и обучения русскому языку и литературе  я выбрала десятый класс общественно- гуманитарного направления, к счастью, в нашей школе фунциклирует и естественно-математическое направление. Отсюда следует, что у меня, как учителя русского языка и литературы есть возможность анализировать перемены в себе и своих учениках в разрезе гуманитарного и математического склада классных коллективов, что является богатым материалом для наблюдения, анализа и синтеза. Узнав об этом, мои коллеги изъявили желание посетить мои уроки, особенно потому, что считают не выигрышным брать литературу, так как дети не читают тексты произведений, мало говорят на уроке. Но я предприняла такое решение обоснованно, учитывая возрастные особенности данного класса, творческие возможности учеников, способности их к саморегуляции.

 

    Присутствие более опытных коллег и их мнение для меня очень ценно, так как обсуждение с коллегами острых вопросов определяет пути моего личного развития. Поэтому на каждом проведенном уроке я выступала лидером и, не могу скрыть, это приятное чувство. Приглашенные на урок учителя, также были вовлечены в работу, и в конце урока признались, что участие в процессе урока вызвало у них много положительных эмоций.

 

Работая с учениками, изо дня в день я стала стараться искать методы и приемы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Все мы любим глубокие уроки, с использованием ИКТ, проведенные в нестандартной форме, где чередуются разновидовые задания. Такие уроки хорошо спланированы, продуманы и приносят пользу не только ученикам, но и коллегам, посещающим их. Я стремилась провести именно такие занятия.

 

В современных условиях каждая школа и каждый учитель вольны выбирать себе свое педагогическое кредо, свою философию образования. От этого выбора зависит очень многое. Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех?  Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять, задавать вопросы и  находить ответы,  радоваться процессу поиска?»

 

          Решение многих проблем я  вижу в освоении и применении на своих уроках новых подходов, активизирующих познавательную и творческую деятельность школьников. Одним  из современных педагогических модулей, которые я использую на своих уроках – это модуль развития критического мышления.

 

Одна из задач уроков литературы — воспитание талантливого читателя, читателя-собеседника, соавтора.

 

Критическое мышление – это дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления удругих

 

 По пословице, доброе начало полдела откачало, приёмы стадии вызова в  развитии критического мышления — это то доброе начало, которое задаёт тон урока — поисковый, диалоговый, помогает заинтересовать учеников, сформулировать цели работы. На первом уроке по пьесе Островского «Гроза» я использовала такие символы: сердце, крылья, ключ и просила ребят связать с темой урока и эпиграфом,  что и явилось стадией вызова. Предположения были различные.

 

Вопросы и

Как подобрать нужный ключ к сердцу человека?  Ключ от дверей к дому Катерины, от ее калитки, а значит и к ее сердцу.

Ответы учеников

Крылья белые – взлет главных героев, черные – их падение. Сердце – это символ любви, значит, трагедия произошла из - за неразделенной, несчастной любви. А почему в жизни вообще случаются такие трагедии?

 

 Анализируя данное  задание, я констатирую тот факт, что при его выполненииу ребят возник круг вопросов, на которые они захотели получить в течение урока ответы, а это и явилось целями, которые учащиеся самостоятельно определили каждый для себя.

 

 Всегда глубоким и  удачным бывает урок, с использованием  приёма «Дневник двойной записи». Я использовала такой прием  на 4-ом уроке по теме: «Причины нравственного падения Катерины Измайловой».

 

- Дайте определение понятию “социальные нормы”. 

 

- Дайте определение понятию «отклоняющееся поведение»

 

Учащиеся самостоятельно приходят к  выводу, что главная героиня демонстрирует отклоняющее поведение.

 

- Дайте определение социологическим причинам отклоняющегося поведения человека.

 

Учащиеся делают вывод о том, что к  нравственному падению главной героини приводит комплекс причин: социологические, культурологические, психологические. Но ни одна причина не возымеет своего разрушающего действия на человека нравственного, имеющего Бога в душе.

 

Так как вопросы достаточно сложные, требующие знаний из области других предметов, мы с учениками возвращаемся к дневникам двойной записи и  оцениваем  их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Так эти вопросы можно отнести к «толстым».  Для экономии времени я  раздавала таблички в распечатанном виде, чтобы учащиеся прямо в карточке могли делать соответствующие пометки и имели возможность оставить её у себя. Независимо от того, каким способом учащиеся выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют её ключевые моменты. А сам момент угадывания вносит элемент соревновательности, заинтересованность, которая не покидает учеников до конца урока. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей осмысленностью и заинтересованностью отнестись к лекции, учебному фильму или учебной статье. Вот именно такого отношения от обучающихся к материалу урока мне зачастую не достает.

 

 

 

На завершающем уроке по очерку Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» я предложила ребятам, учитывая свои собственные представления о любви и видение  Лескова, создать диаграмму Вена.

 

 

   

 

 

 

 


                                                                                  жертвенность

 

                    счастье, свобода, страсть   нравственное падение

 

                     Радость жизни      смысл жизни              унижение 

 

               Взаимопонимание                                     обреченность

 

                  Взаимоуважение                                    преступление

 

                       поддержка                                         сумасшествие

 

                                                                                  безысходность

 

 

 

 

 

Выполнение  такого задания позволяет мне обобщить и  систематизировать пройдённый на  уроке материал, проверить глубину понимания этого материала обучающимися. Я посмотрела на своих учеников другими глазами, так, по – моему мнению, ребята показали свой широкий кругозор, извлекли нужные слова из своего пассивного словарного запаса, следовательно,  смогли активизировать мыслительную деятельность и, несомненно, такой вид работы ведет к развитию критического мышления.

 

Уже не представляю себе стадию вызова на уроке  без составления кластера, так как все мои четыре урока были посвящены теме «любви» я посчитала целесообразным   на первом уроке предложить учащимся составить кластер, что для вас значит любовь? Я боялась не совсем положительной  реакции  некоторых учащихся  на данную проблему, потому что из бесед с моими учениками я знаю о первых разочарованиях их в любви, безответной любви, переживаемой на данный момент, и я переживала , что этот этап может быть болезненным для них.  После составления и озвучивания кластера я предложила просмотреть видеоролик для поднятия настроения «Желаю тебе сил для всех жизненных дел», который положительно воздействовал на рабочее настроение урока, да и эмоционального настроя дня в общем. Оценка доказательств о том, что жизнь прекрасна, используемых в этом мини - фильме ведет к рассмотрению и признанию множества возможных точек зрения, отличных от своих собственных. Данный ролик влияет на более глубокое осознание жизненных ценностей.

 

И мне, и моим ребятам нравится завершение урока эмоциональной рефлексией. Могу привести в пример, один вид такой рефлексии, который называется «благодарю». Учащимся предлагается закончить урок фразой, начинающейся со слов: «Благодарю…» Здесь они предлагали различные варианты, в частности, в конце урока – игры в форме телевизионного шоу «Умники и умницы» ребята благодарили друг друга за достойную игру, за знание деталей текста, за уважительное отношение  к сопернику, а также выразили благодарность объективным судьям за их работу. Этот урок завершился на высоком эмоциональном уровне, что, по – моему мнению, ведет к повышению мотивации. Рефлексия предполагает критические размышление над тем, чему и как научился ученик, что привело его к достижению целей, а это в свою очередь требует исследования и анализа собственных действий, оценки поведения.

 

Раньше в моем понимании  «развитие критического мышления»  было лишь технологией, наполненной различными элементами, которые я могла использовать на различных этапах занятия. Сейчас же произошло переосмысление и воспринимается мной в более широком  понимании.                

 

Как известно, исследовательский разговор, аргументация и диалог способствуют развитию высокого уровня мышления. Так на этапе применения знаний своим учащимся я  предложила продолжить тему анализируемого текста в дискуссии ПАДЕНИЕ или ВЗЛЕТ КАТЕРИНЫ – ее самоубийство? ( Полемика обучающихся). Класс самостоятельно разбился на два лагеря,  те, кто выступал «за» и «против». Меня удивило то, как умело использовала одна из групп критическую статью Добролюбова «Луч света в темном царстве» для доказательства своей точки зрения.  Делая вывод о результативности данной работы, следует отметить, что такая форма работы оказала позитивное влияние на уровень самомотивации детей. Но заданный регламент времени не был выдержан из-за недостаточно сформированного умения саморегулироваться и самодисциплинироваться в группе.   Поэтому в перспективе я планирую применять групповую работу, так как это позволит в дальнейшем развить навыки саморегуляции. Хотя не могу сказать, что этот навык совсем  отсутствует у моих учеников.  На уроке по пьесе Островского «Отчего люди не летают» я запланировала инсценировку понравившегося ученикам  отрывка из пьесы на их выбор. Этот вид работы, был достаточно удачным, потому что ребята самостоятельно распределили роли, определили импровизированную сцену, месторасположение актеров. Здесь же  прослеживался и модуль «управление и лидерство». В каждой группе активно проявил себя представитель, который следил за мини – репетицией, обращал внимание на ремарки, делал замечания насчет  интонации актеров и сам участвовал в инсценировке.

 

Использование ИКТ в данном контексте позволяет организовать концентрацию внимания учащихся на информации по заданной проблеме с целью ее последующего анализа и применения. Например, для глубокого понимания и  анализа очерка Лескова я демонстрировала моменты из кинофильма. Важный этап урока, на мой взгляд, – работа с киноэпизодом. Анализ фрагментов из художественного фильма “Леди Макбет Мценского уезда” (1989, Р.Балаян) позволяет вернуться к содержанию и выводам урока по повести на новом уровне мышления.  Мною был задан такой вопрос: -  “Какими средствами художественного текста и экрана передаётся психологическое состояние лесковских героев?” – он заставил учащихся сравнить поведение героини в повести и в фильме.

 

Учащиеся обращают внимание на то, что в отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу, так как загублена чистая, безгрешная душа. Перед очередным убийством “собственный ребенок у неё впервые повернулся под сердцем. И в груди у неё потянуло холодом”. Я могу с радостью отметить, что класс приходит к осознанному  выводу: Не случайно у Лескова упоминание этой детали. Сама женская природа предостерегает её от задуманного преступления.

 

урок целей достиг.

 

Чтобы научить детей искусству критически мыслить я использую задания высокого уровня. В основном это были  задания на сбор и анализ дополнительной информации по теме урока. Здесь я максимально старалась реализовать и творческие возможности ребят этого класса.

 

- Подготовить выразительное чтение монолога Катерины (В классе есть ученица способная за короткое время выучить стихотворение, мне практически не приходится работать над ее интонацией). Такое задание дает возможность глубоко прочувствовать образ главной героини, и продемонстрировать ее тонкий душевный настрой, что окажет воздействие на понимание проблемы пьесы.

 

- Изобразить портреты главных героев пьесы. (Двое моих учеников посещают художественную школу, но в силу своей скромности и застенчивости,  они не показывают одноклассникам свои творения.) Через такой вид работы можно проследить глубину восприятия и осознания идеи  всего произведения в целом и образов пьесы в отдельности этими учащимися, и продемонстрировать свою точку зрения, что, несомненно, содействует умению мыслить нестандартно, а значит критически.

 

- Проанализировать значение снов в тексте и сделать выводы. Это задание направленно на развитие критического мышления, так как формирует более высокий уровень мышления. Мало знать содержание текста, здесь сильные учащиеся предстают в роли  умелых толкователей снов, критиков, доносящих до читателей идею автора. После выполнения сильными учениками этого задания,  мне самой захотелось проконсультироваться с ними по своим собственным снам, т.е. спросить их мнения. Что уж говорить об одноклассниках, пораженных такими способностями и знаниями в этой области ребят, которые большинство своего времени проводят за одной партой, а они даже и не догадывались о таких талантах.

 

Я думаю, что обучение критическому мышлению является одним из самых эффективных подходов к обучению.

 

           Проанализировав свою деятельность, направленную на реализацию этой технологии в моей практике  убедилась, что у учеников повышается  интерес к изучаемому материалу, к процессу обучения; формируется навык критически мыслить; работать в сотрудничестве с другими.

 

 А мне, как учителю, помогает создать в классе атмосферу открытости, возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения. Подводя итог, скажем, что приёмы развития критического мышления помогают организовать диалог читателя и автора, погрузить ребёнка в мир художественного текста.

 

Я планирую и дальше формировать  эти умения в свои уроки, так как это требования нового времени. Времени свободных творческих идей, людей, которые могут анализировать свой практический опыт, находить нестандартные пути решения. А самое важное то, что этот опыт - это не только теоретические знания, приобретенные в школе за партами, это тот опыт, который поможет решать молодым людям жизненноважные ситуации, грамотно планировать свою жизнь, не бояться рисковать и исследовать.

 

   И  моей главной целью, которую я постараюсь достичь в дальнейшем, будет воспитание только таких учеников: способных адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельных и конкурентоспособных, имеющих навык наблюдения, анализа, оценки преимуществ и недостатков, а также умения обобщать и делать заключения, выходящих за рамки предложенных доказательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Зубова Надежда Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 494
Номер материала 37167
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓