Главная / Русский язык и литература / Научная статья "Проблема формирования речевой компетенции школьников в процессе обучения русскому языку"

Научная статья "Проблема формирования речевой компетенции школьников в процессе обучения русскому языку"

Материалы для участия

в конференции Русское слово и диалог культур в современном мире,

Бухарест, Румыния, 2013 г.



Фамилия: Лактюхина

Имя: Анастасия

Отчество: Владимировна

Место работы: Россия, город Тула, МБОУ «Лицей №1»

Ученая степень и звание: учитель русского языка и литературы

Тема сообщения: Проблема формирования речевой компетенции школьников в процессе обучения русскому языку

E-mail: lav-pluss@mail.ru



Аннотация доклада:

Тема доклада является довольно актуальной в связи с тем, что в последнее время все чаще отмечается влияние на литературный язык ненормированной разговорной речи, проникновение просторечных слов, жаргонизмов, немотивированное использование иноязычной лексики, не свойственное русскому языку интонирование и т.д. Вот почему современная концепция содержания обучения русскому языку в школе предусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции школьников. Работа по развитию речи проводится на всех уроках изучения школьного курса русского языка и на специальных уроках развития связной речи, где отрабатываются в соответствии с программой определенные коммуникативно-речевые умения.

В статье рассматривается наиболее распространенная типология упражнений, применяемых учителем-словесником на уроках развития речи.

Первый тип упражнений – аналитические, суть которых заключается в том, что учащийся анализирует готовый лингвистический материал по определенным критериям.

Вторая группа – это задания аналитико-синтетического типа, представляющие собой преобразование исходного языкового материала.

Третий тип - синтетические упражнения, при выполнении которых школьник практикуется в создании собственного высказывания.

Подобные задачи придется решать нашему ученику в его будущей взрослой жизни, поскольку практически любой вид деятельности предполагает речевое взаимодействие и проявление коммуникативной компетенции.

Именно поэтому воспитание речевой культуры на уроках русского языка предполагает овладение учащимися знаниями о закономерностях системы языка и ее функционирования, формирование на этой основе умений и навыков нормативного, уместного и этичного использования языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения.



Ключевые слова:

языковая компетенция, речевая компетенция, язык, развитие речи, коммуникативно-речевые умения и навыки, типология упражнений (аналитические, аналитико-синтетические, синтетические), текст, лингвистический анализ, учебная деятельность, восприятие и создание речи, устная и письменная форма.





Проблема формирования речевой компетенции школьников в процессе обучения русскому языку.

В настоящее время вопросы речевой культуры широко обсуждаются не только специалистами (лингвистами, методистами и преподавателями русского языка), но и широкой общественностью. Этой теме посвящаются радио- и телепередачи, статьи в газетах и журналах. Речь наших современников многими воспринимается и оценивается как сниженная, ненормативная. Отмечается влияние на литературный язык ненормированной разговорной речи, проникновение просторечных слов, жаргонизмов, немотивированное использование иноязычной лексики, не свойственное русскому языку интонирование и т.д. В связи с этим многие современные русисты озабочены низкой языковой компетенцией большинства населения, а также недостатками языкового воспитания, основы которого закладываются в школьном возрасте.

Вот почему современная концепция содержания обучения русскому языку в школе предусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции школьников. Попутно вспомним, что под компетенцией принято понимать совокупность тех знаний и умений, которые формируются в процессе обучения русскому языку и способствуют овладению им. А речевая компетенция - это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных моделей речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи, умения и навыки анализа текста и собственно коммуникативные умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения с учетом адресата и стиля речи. Другими словами, речевая компетенция - это умение правильно, точно, логично, уместно и выразительно передавать свои мысли средствами языка с учетом речевой ситуации.

Главная цель школьного курса – дать основы знаний о языке, позволяющие обеспечить достаточно высокий уровень речевого общения и грамотного письма, необходимый для успешной индивидуальной и социальной деятельности.

Реализация этой цели требует решения задач, заключающихся в том, чтобы помочь учащимся:

1) осознать богатство русского языка и его выразительные возможности;

2) овладеть всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом), необходимыми в важных для человека сферах общения;

3) работать с текстом: извлекать и преобразовывать необходимую информацию, осмысливать структуру, содержание и языковые особенности текстов разных жанров и стилей и создавать такие тексты самостоятельно;

4) правильно выражать свои мысли, развивать способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, организовывать свою и чужую речевую деятельность;

5) овладеть знаниями стратегий речевого поведения, способствующих успешному общению.

Работа по развитию речи проводится на всех уроках изучения школьного курса русского языка и на специальных уроках развития связной речи, где отрабатываются в соответствии с программой определенные коммуникативно-речевые умения. Однако небольшое количество учебных часов, отводимых на развитие речи, а также недостаточный тренинг умений и навыков приводят к тому, что учащиеся обычно знают о возможностях речи, но не умеют ими пользоваться.

Вопросами методики развития речи на уроках русского языка занимаются многие ученые (Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Н.А. Пашковская, Е.П. Голобородько, Г.А. Михайловская и др.). Исследователи отмечают, что формированию речевой (коммуникативной) компетенции учащихся способствует работа, обеспечивающая развитие умений и навыков анализа текста на уроках русского языка. Внимание к закономерностям построения текстов разных типов речи, стилей, жанров помогает ученикам создавать свои высказывания, целенаправленно отбирая языковые средства для выражения своих мыслей.

Рассмотрим наиболее распространенную типологию упражнений, применяемых учителем-словесником на уроках развития речи.

Первый тип упражнений – аналитические (анализ готового материала):

- наблюдение по специально подобранным вопросам и заданиям (анализ текста-образца);

- выделение и характеристика нужных элементов (например, найти диалектные слова, назвать причину их употребления);

- сравнение сопоставимых явлений языка (прямая и косвенная речь);

- комплексный анализ текста с точки зрения соотносительности использованных в нем языковых средств и задач, условий, содержания высказывания (определить главную мысль текста и средства ее выражения).

Лингвистический анализ художественного текста включает в себя всестороннее исследование лексического значения слов, синтаксических конструкций, классов слов, их структурных, морфологических и фонетических свойств, что составляет базу для правописания. Текст, объединяющий в себе все языковые уровни, является средством, позволяющим научить детей мыслить системно, исходя из содержания, из контекста.

Вторая группа представляет собой задания аналитико-синтетического типа (преобразование данного языкового материала):

- лингвистический эксперимент (к примеру, изучение неизвестного понятия через известное);

- синонимические замены языковых фактов;

- построение различных единиц языка по опорным схемам;

- распространение или сжатие исходного материала;

- редактирование.

Умение оценить и, если нужно, совершенствовать написанное - это тоже одно из направлений развития речи учащихся. Специалисты предлагают анализировать работы по следующим критериям: лексический самоконтроль (отбор слов, наиболее подходящих для данного контекста), грамматический самоконтроль (правильность формально-грамматической стороны речи) и стилистический самоконтроль (уместное использование языковых средств).

Третий тип - синтетические упражнения (создание собственного высказывания):

- выбор языковых средств и типа речи в зависимости от темы и ситуации;

- конструирование элементов высказывания с учетом предложенной речевой ситуации;

- подготовка плана и рабочих материалов;

- сочинение по теме в определенном стиле речи.

Этот вид учебной деятельности, способствующий формированию коммуникативных умений и навыков школьников, развитию творческих способностей, может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.

Именно эти задачи придется решать нашему ученику в его будущей взрослой жизни, поскольку практически любой вид деятельности предполагает речевое взаимодействие и проявление коммуникативной компетенции. Ведь доказано, что примерно 70—80% того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, иными словами, занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием.

Итак, воспитание речевой культуры на уроках русского языка предполагает овладение учащимися знаниями о закономерностях системы языка и ее функционирования, формирование на этой основе умений и навыков нормативного, уместного и этичного использования языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения. При этом необходимо исходить из того, что «многие науки обогащают сознание дитяти, давая ему новые и новые факты. Грамматика начинает развивать самосознание человека!.. Она является началом самонаблюдения человека над своей душевной жизнью» (К.Ушинский).

Но чтобы учебный предмет «Русский язык» мог выполнить эту задачу, необходимо воспитать у «дитяти», у школьника сознательное отношение к своей речи, речи окружающих, способность воспринимать язык как национальную и общечеловеческую ценность, воспитать у него личную ответственность за каждое сказанное слово.

Литература

  1. Ахметова Г.Д. Тайны художественного текста: каким должен быть лингвистический анализ. – М.: Просвещение, 1997. – 285с.

  2. Ладыженская Т.А. Обучение различным видам речевой деятельности // Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед. ин – тов по специальности № 2101 “Русский язык и литература” / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. и др. / Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – С. 264 – 290.

  3. Мурина Л.А. Проблема формирования коммуникативной компетенции школьников // Рус. язык и литература. - 2001. - № 1. - С. 10-14. 

  4. Пашковская Н.А., Повхан Е.З. Коммуникативная направленность обучения русскому языку // Русский язык и литература в средних учебных заведениях. – 1985. - № 4. – С. 64 – 65.





Научная статья "Проблема формирования речевой компетенции школьников в процессе обучения русскому языку"
  • Русский язык и литература
Описание:

     Тема доклада является довольно актуальной в связи с тем, что в последнее время все чаще отмечается влияние на литературный язык ненормированной разговорной речи, проникновение просторечных слов, жаргонизмов, немотивированное использование иноязычной лексики, не свойственное русскому языку интонирование и т.д.  Вот почему современная концепция содержания обучения русскому языку в школе предусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции школьников.Работа по развитию речи проводится на всех уроках изучения школьного курса русского языка и на специальных уроках развития связной речи, где отрабатываются в соответствии с программой определенные коммуникативно-речевые умения.

     В статье рассматривается наиболее распространенная типология упражнений, применяемых учителем-словесником на уроках развития речи.

     Первый тип упражнений – аналитические, суть которых заключается в том, что учащийся анализирует готовый лингвистический материал по определенным критериям.

     Вторая группа – это задания аналитико-синтетического типа, представляющие собой преобразование исходного языкового материала.

     Третий тип - синтетические упражнения, при выполнении которых школьник практикуется в создании собственного высказывания.

     Подобные задачи придется решать нашему ученику в его будущей взрослой жизни, поскольку практически любой вид деятельности предполагает речевое взаимодействие и проявление коммуникативной компетенции.

 

     Именно поэтому воспитание речевой культуры на уроках русского языка предполагает овладение учащимися знаниями о закономерностях системы языка и ее функционирования, формирование на этой основе умений и навыков нормативного, уместного и этичного использования языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения.

Автор Лактюхина Анастасия Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 486
Номер материала 31307
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓