Материалы
для участия
в конференции
Русское слово и диалог культур в современном мире,
Бухарест,
Румыния, 2013 г.
Фамилия:
Лактюхина
Имя:
Анастасия
Отчество:
Владимировна
Место
работы: Россия, город Тула, МБОУ «Лицей №1»
Ученая
степень и звание: учитель русского языка и литературы
Тема сообщения: Проблема
формирования речевой компетенции школьников в процессе обучения русскому языку
E-mail:
lav-pluss@mail.ru
Аннотация
доклада:
Тема доклада является довольно актуальной в связи с тем, что
в последнее время все чаще отмечается влияние на литературный язык
ненормированной разговорной речи, проникновение просторечных слов, жаргонизмов,
немотивированное использование иноязычной лексики, не свойственное русскому
языку интонирование и т.д. Вот почему современная концепция содержания
обучения русскому языку в школе предусматривает формирование не только
лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции
школьников. Работа по развитию речи проводится на всех уроках изучения
школьного курса русского языка и на специальных уроках развития связной речи,
где отрабатываются в соответствии с программой определенные
коммуникативно-речевые умения.
В статье рассматривается наиболее распространенная типология упражнений,
применяемых учителем-словесником на уроках развития речи.
Первый тип упражнений – аналитические, суть которых заключается в том,
что учащийся анализирует готовый лингвистический материал по определенным
критериям.
Вторая группа – это задания аналитико-синтетического типа, представляющие
собой преобразование исходного языкового материала.
Третий тип - синтетические упражнения, при выполнении которых школьник
практикуется в создании собственного высказывания.
Подобные задачи придется решать нашему ученику в
его будущей взрослой жизни, поскольку практически любой вид деятельности
предполагает речевое взаимодействие и проявление коммуникативной компетенции.
Именно поэтому воспитание речевой культуры на уроках русского языка
предполагает овладение учащимися знаниями о закономерностях системы языка и ее
функционирования, формирование на этой основе умений и навыков нормативного,
уместного и этичного использования языковых средств в разнообразных ситуациях и
сферах общения.
Ключевые
слова:
языковая
компетенция, речевая компетенция, язык, развитие речи, коммуникативно-речевые
умения и навыки, типология упражнений (аналитические, аналитико-синтетические,
синтетические), текст, лингвистический анализ, учебная деятельность, восприятие
и создание речи, устная и письменная форма.
Проблема формирования речевой
компетенции школьников в процессе обучения русскому языку.
В настоящее время
вопросы речевой культуры широко обсуждаются не только специалистами
(лингвистами, методистами и преподавателями русского языка), но и широкой
общественностью. Этой теме посвящаются радио- и телепередачи, статьи в газетах
и журналах. Речь наших современников многими воспринимается и оценивается как
сниженная, ненормативная. Отмечается влияние на литературный язык
ненормированной разговорной речи, проникновение просторечных слов, жаргонизмов,
немотивированное использование иноязычной лексики, не свойственное русскому
языку интонирование и т.д. В связи с этим многие современные русисты озабочены
низкой языковой компетенцией большинства населения, а также недостатками
языкового воспитания, основы которого закладываются в школьном возрасте.
Вот почему
современная концепция содержания обучения русскому языку в школе
предусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но и
коммуникативной (речевой) компетенции школьников. Попутно вспомним, что под
компетенцией принято понимать совокупность тех знаний и умений, которые
формируются в процессе обучения русскому языку и способствуют овладению им. А речевая
компетенция - это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения
собственных моделей речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям
общения. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи, умения и
навыки анализа текста и собственно коммуникативные умения и навыки речевого
общения применительно к различным сферам и ситуациям общения с учетом адресата
и стиля речи. Другими словами, речевая компетенция - это умение правильно,
точно, логично, уместно и выразительно передавать свои мысли средствами языка с
учетом речевой ситуации.
Главная цель школьного курса –
дать основы знаний о языке, позволяющие обеспечить достаточно высокий уровень
речевого общения и грамотного письма, необходимый для успешной индивидуальной и
социальной деятельности.
Реализация этой цели требует решения задач,
заключающихся в том, чтобы помочь учащимся:
1) осознать богатство русского языка и его
выразительные возможности;
2) овладеть всеми видами речевой деятельности
(слушанием, чтением, говорением, письмом), необходимыми в важных для человека
сферах общения;
3) работать с текстом: извлекать и преобразовывать
необходимую информацию, осмысливать структуру, содержание и языковые
особенности текстов разных жанров и стилей и создавать такие тексты
самостоятельно;
4) правильно выражать свои мысли, развивать
способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, организовывать свою и
чужую речевую деятельность;
5) овладеть знаниями стратегий речевого
поведения, способствующих успешному общению.
Работа по развитию речи проводится на всех уроках изучения школьного курса
русского языка и на специальных уроках развития связной речи, где
отрабатываются в соответствии с программой определенные коммуникативно-речевые
умения. Однако небольшое количество учебных часов, отводимых на развитие речи, а
также недостаточный тренинг умений и навыков приводят к тому, что учащиеся
обычно знают о возможностях речи, но не умеют ими пользоваться.
Вопросами методики развития речи на уроках русского языка занимаются многие
ученые (Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Н.А. Пашковская, Е.П. Голобородько, Г.А.
Михайловская и др.). Исследователи отмечают, что формированию речевой
(коммуникативной) компетенции учащихся способствует работа, обеспечивающая
развитие умений и навыков анализа текста на уроках русского языка. Внимание к
закономерностям построения текстов разных типов речи, стилей, жанров помогает
ученикам создавать свои высказывания, целенаправленно отбирая языковые средства
для выражения своих мыслей.
Рассмотрим наиболее распространенную типологию упражнений, применяемых
учителем-словесником на уроках развития речи.
Первый тип упражнений – аналитические (анализ готового материала):
-
наблюдение по специально подобранным вопросам и заданиям (анализ
текста-образца);
-
выделение и характеристика нужных элементов (например, найти диалектные слова,
назвать причину их употребления);
-
сравнение сопоставимых явлений языка (прямая и косвенная речь);
- комплексный анализ
текста с точки зрения соотносительности использованных в нем языковых средств и
задач, условий, содержания высказывания (определить главную мысль текста и
средства ее выражения).
Лингвистический
анализ художественного текста включает в себя всестороннее исследование
лексического значения слов, синтаксических конструкций, классов слов, их
структурных, морфологических и фонетических свойств, что составляет базу для правописания.
Текст, объединяющий в себе все языковые уровни, является средством, позволяющим
научить детей мыслить системно, исходя из содержания, из контекста.
Вторая группа представляет собой задания аналитико-синтетического типа
(преобразование данного языкового материала):
-
лингвистический эксперимент (к примеру, изучение неизвестного понятия через
известное);
-
синонимические замены языковых фактов;
-
построение различных единиц языка по опорным схемам;
-
распространение или сжатие исходного материала;
- редактирование.
Умение оценить и,
если нужно, совершенствовать написанное - это тоже одно из направлений развития
речи учащихся. Специалисты предлагают анализировать работы по следующим
критериям: лексический
самоконтроль (отбор слов, наиболее подходящих для данного контекста), грамматический самоконтроль
(правильность формально-грамматической стороны речи) и стилистический самоконтроль
(уместное использование языковых средств).
Третий тип - синтетические упражнения (создание собственного высказывания):
-
выбор языковых средств и типа речи в зависимости от темы и ситуации;
-
конструирование элементов высказывания с учетом предложенной речевой ситуации;
-
подготовка плана и рабочих материалов;
-
сочинение по теме в определенном стиле речи.
Этот вид учебной деятельности, способствующий формированию
коммуникативных умений и навыков школьников, развитию творческих способностей,
может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.
Именно эти задачи придется решать нашему ученику в его
будущей взрослой жизни, поскольку практически любой вид деятельности
предполагает речевое взаимодействие и проявление коммуникативной компетенции.
Ведь доказано, что примерно 70—80% того времени, когда человек бодрствует, он
слушает, говорит, читает, пишет, иными словами, занимается речевой
деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием.
Итак, воспитание речевой культуры на уроках русского языка предполагает
овладение учащимися знаниями о закономерностях системы языка и ее
функционирования, формирование на этой основе умений и навыков нормативного,
уместного и этичного использования языковых средств в разнообразных ситуациях и
сферах общения. При этом необходимо исходить из того, что «многие науки
обогащают сознание дитяти, давая ему новые и новые факты. Грамматика начинает
развивать самосознание человека!.. Она является началом самонаблюдения человека
над своей душевной жизнью» (К.Ушинский).
Но чтобы учебный
предмет «Русский язык» мог выполнить эту задачу, необходимо воспитать у
«дитяти», у школьника сознательное отношение к своей речи, речи окружающих,
способность воспринимать язык как национальную и общечеловеческую ценность,
воспитать у него личную ответственность за каждое сказанное слово.
Литература
1.
Ахметова Г.Д. Тайны
художественного текста: каким должен быть лингвистический анализ. – М.:
Просвещение, 1997. – 285с.
2.
Ладыженская Т.А. Обучение
различным видам речевой деятельности // Методика преподавания русского языка:
Учебное пособие для студентов пед. ин – тов по специальности № 2101 “Русский
язык и литература” / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. и др. / Под
ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – С. 264 – 290.
3. Мурина
Л.А. Проблема формирования коммуникативной компетенции школьников // Рус. язык
и литература. - 2001. - № 1. - С. 10-14.
4.
Пашковская Н.А., Повхан Е.З.
Коммуникативная направленность обучения русскому языку // Русский язык и
литература в средних учебных заведениях. – 1985. - № 4. – С. 64 – 65.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.