Главная / Иностранные языки / Научная статья по теме "Ролевые игры на уроках английского языка"

Научная статья по теме "Ролевые игры на уроках английского языка"

Михайлова Т.Н.

учитель английского языка

МБОУ «Орининская СОШ»

Моргаушского района ЧР



Использование ролевых игр на уроках

английского языка


Сегодня современная школа нуждается в методах обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности. Современное обучение направлено на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен. На уроке иностранного языка особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие в обучении каждого ученика, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык. Эти задачи можно решить с помощью игровых методов обучения. В игре способности любого человека, а особенно ребенка проявляются в полной мере. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учеников. А если учащиеся при этом говорят на иностранном языке, игра открывает богатые обучающие возможности.

Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку, помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.

При планировании уроков и подборе к ним различных игр я стараюсь учитывать не только возрастные категории учащихся, но и уровень их развития, в некоторых случаях - опору на родной язык.

Урок иностранного языка – это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих [4, с. 45]. При этом успех в обучении – это результат коллективного использования всех возможностей для обучения.

Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Ролевая игра – метод, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком [10, c. 203]. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений. При участии в ролевых играх у детей закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение учащихся на уроках, что является главной целью обучения иностранному языку. Ролевая игра – простой и естественный способ познания человеком окружающей действительности, наиболее доступный путь к овладению знаниями, умениями, навыками [3, 87 с.].

Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником, в отличие от диалога или пьесы, которые обучают тому, как сказать. Таким образом, центром внимания партнёров становится содержание беседы, что само по себе является положительным фактором. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.


Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создаёт условия равенства в речевом партнёрстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.


Игра даёт возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики - лидеры, как правило захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнёром в речевом общении.


Практически всё учёбное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий, максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнёра, соотнести её с ситуацией и правильно отреагировать на реплику.


Ролевые игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу.


Ролевые игры можно разделить на две группы.


Первую группу составляют грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков. Основное внимание уделяется грамматическим играм, так как овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие «строить» фундамент речи. Фонетические игры, предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. И, наконец, формированию и развитию речевых и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых – освоение правописания изученной лексики [15, c. 101].


Вторая группа называется «Творческие игры». Цель этих игр – способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков – характерные качества речевого умения – могут быть проявлены в аудитивных и речевых играх. Такие игры тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки.


В своей практической деятельности на уроках я всегда стараюсь использовать разные игровые методы, формы и приёмы работы. При отработке звуков я применяю фонетические игры:

1.WHO RNOWS THE SYMBOLS OF THE SOUNDS BETTER.

Учитель произносит английские звуки, а ребята показывают соответствующие транскрипционные знаки. Можно видоизменить условия игры: учитель показывает транскрипционные знаки, а вызванные ученики произносят соответствующий звук или слово, содержащее данный звук.

2.SENDING A TELEGRAM.

Класс выбирает ведущего. Учитель просит его представить себя в роли телеграфиста и послать телеграмму – сказать по буквам слова, делая паузу после каждого слова. У кого написаны все слова правильно-побеждает.

Существует множество орфографических игр:

1.ГДЕ БУКВА ?


Цель игры: формирование навыка дифференциации звукобуквенных соответствий.


Ход игры: Учитель пишет на доске несколько слов и предлагает обучаемым найти среди них три, в которых буква … читается как … . Выигрывает тот, кто быстрее это сделает.


2.TAKING STEPS


Ученики становятся у дальней стены классной комнаты. Учитель показывает написанные на доске слова, учащиеся по очереди называют слова по буквам. Если ученик правильно называет по буквам слово, он делает шаг вперёд. Тот ученик, который первым достигнет противоположной стены классной комнаты, считается победителем.


3.WORD-BUILDING [57]


Учитель записывает на доске длинное слово. Ученики должны составить (за определенный промежуток времени) слова из букв этого слова. Побеждает тот ученик, который составил наибольшее количество слов. Например, из слова personal учащиеся могут составить слова: son, pen, no,

Для того, чтобы тренировать и закрепить новую грамматическую структуру я применяю грамматические игры:

1.КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.


В третьем классе вводится структура «There is а book on the desk», которая в дальнейшем будет встречаться довольно часто. Для прочного  ­

закрепления ее можно использовать игру «Кругосветное путешествие». Я начинаю игру, например, так:


There is a blackboard on the wall. и т.д.


2.HAVE YOU …


Цель: тренировать учащихся в употреблении общих вопросов с глаголом to have. На столе учителя разложены игрушки. Ученикам предлагается посмотреть на них и запомнить. /предварительно можно повторить с учащимися все названия по-английски/. Затем ученики отворачиваются, а ведущий берёт со стола какую-либо игрушку и прячет её за спиной. Остальные игрушки закрываются газетой. Ученики задают вопросы ведущему : Have you a cat? Have you a dog? и т. д. и так до тех пор, пока кто-либо из учеников не отгадает спрятанную игрушку. Он и занимает место ведущего.


3.WHAT DO YOU LIKE TO DO?


Цель – активизация в речи общих вопросов.


Один из учащихся загадывает, что он любит делать, остальные задают ему вопросы: Do you like to swim? Do you like to play football? До тех пор, пока не отгадают. Отгадавший становится водящим.


4.ИГРА С КАРТИНКОЙ


Для лучшего усвоения учащимися структур в Present Continuous можно использовать игру с картиной. Школьникам предлагается угадать, что делает тот или иной персонаж, изображенный на картинке, которую они пока не видели. Ребята задают вопросы, например: P1: Is the girl sitting at the table?


T : No, she is not.


P2: Is the girl standing?

Побеждает ученик, который угадал действие, изображенное на картинке. Он становится ведущим и берёт другую картинку.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ.


1.СОБЕРИ ПОРТФЕЛЬ


В игре участвует весь класс. Выходят к доске по желанию.

Учитель: Поможем Буратино собраться в школу.

Ученик берёт находящиеся на столе предметы, складывает их в портфель,

называя каждый предмет по-английски:

This is a book. This is a pen (pencil, pencil-box)

В дальнейшем ученик кратко описывает предмет, который он берёт:

This is a book. This is an English book. This is a very nice book

2. ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК

Оборудование : ромашки со съемными разноцветными лепестками.


Класс делится на три команды. Школьники друг за другом по цепочке называют цвет лепестка. Если ученик ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала.

P1 : This is a blue leaf.

P2 : This is a red leaf., etc.

3.САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ РАССКАЗ


Цель: образуются две команды. Каждой даётся задание составить рассказ на определённую тему («В зоопарке», «Поездка за город», «Спортивные игры» и т. д.). Выигрывает команда, составившая самый интересный рассказ и допустившая меньше ошибок

4.ПАНТОМИМА.

Чтобы закрепить в речи лексику по теме «Утро школьника», можно провести игру «Пантомима». Ведущий выходит из класса, а группа ребят располагается у доски. Каждый жестами и мимикой изображает одно из действий по заданной теме. Затем учитель говорит ведущему: Guess what every pupil is doing.

Примерные ответы ведущего: This boy is doing morning exercises. That girl is washing her face. That boy is sleeping. etc.

При проведении творческих ролевых игр я использую средства наглядности. Вывешивается картинка, на которой изображена определенная ситуация.


Учащимся предлагается сыграть роль персонажей, изображенных на картинке, в соответствии с ситуацией, представленной на ней.


Вот какой диалог составили ребята по картинке (действующие лица –бабушка и внук):


G.: Dima, get up. It is already seven o’clock.

D.: All right, Granny. I am getting up.

G.: Make your bed, then wash your face and hands and have breakfast.

D.: First, I must do my morning exercises, Granny.

G.: All right, dear.


Развитию навыка употребления учащимися в речи структур в Present Continuous Tense помогает игра «Разговор по по телефону».Сначала в речевой практике учеников закрепляются такие речевые образцы:


Tell me how are you. I am well, thank you. I hope you are well too. Is N. at home? и т. д.


Вот один из вариантов диалога, который составили ребята:


M.: Yes?

K.: Good afternoon.

M.: Good afternoon.

K.: Is Olga at home?

M.: Yes, she is. And who is speaking?

K.: This is Kate. May I speak to her?

M.: Yes, you may.

O.: Yes?

K.: How are you, Olga?

O.: I am well, thank you. And how are you?

K.: I am well too. What are you doing?

O.: I am doing my homework, and what are you doing?

K.: I am watching TV. By the way, what is our homework?

O.: Exercise 4.

K.: Thank you, good bye.

O.: Bye-bye.


Варианты телефонных разговоров самые различные, но ролевые задания непременно ставят ребят перед необходимостью употребления Present Continuous Tense в разговоре. Во время игры ребята также практикуются в употреблении структур с глаголом to have. Школьники чаще всего задают вопрос Have you got…? в разговорах в разговорах друг с другом :”У тебя есть ручка?” и т. д. Вот пример одного диалога:


A: Can you show me that blouse, please?

B: Here you are.

A: And have you any red blouses?

B: Yes, we have some nice ones. Look.

A: Oh, yes, that is nice. How much is it ?

B: 14 roubles.


Простая, но интересная игра «В библиотеке» состоялась на одном уроке . «Библиотекарь»,ученица этого же класса, готовилась к выполнению своей роли, продумала свои реплики.


P: Good afternoon, Anna Pavlovna. Have you books about dogs? We have a little dog.

L: Let me see. Oh,take this book. I think you will like it.

P: Thank you.

P: Have you got any adventure stories?

L: Let me see. Have you read the book “Treasure island”?

P: No, I haven't. And who is the author?

L: Stevenson.

P: Is the book interesting?

L: Oh, yes. The book is very popular. Please, bring the book back in time.

P: Thank you.



По завершении ролевой игры следует мотивированная оценка учителем участия каждого ученика в подготовке и проведении конкретной ролевой игры. Кроме языковой правильности учитель комментирует выразительность ролевого поведения, а также инициативность школьников на всех этапах игры.


Таким образом, как показывают результаты обучения применение ролевой игры на уроках иностранного языка способствует положительным изменениям в речи учащихся как в качественном отношении (разнообразие диалогических единств, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи.


В заключении хочется отметить, что ролевые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого учащегося и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках ролевой игры. В процессе ролевой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, сообща определяется степень участия каждого из них в работе. В процессе ролевой игры развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться друг с другом. Потому использование ролевой игры на уроке иностранного языка повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранять интерес учащихся к изучаемому языку на всех этапах обучения.

Список литературы


1. Жилкина, Д.Н. Ролевые игры на уроках английского языка / Иностранные языки в школе – 2010 – №1. – с. 34 – 38.


2. Жуковская, Р.И. Игра и её педагогическое значение : учебник / Р.И. Жуковская. – М. : Педагогика 2006 – 132 с.


3. Конышева, А.В. Английский язык. Современные методы обучения : учебное пособие / А.В. Конышева. – Минск : Петра Системс, 2007. – 298 с.


4. Миролюбов, А. А. Общая методика преподавания иностранных языков : учебное пособие / А.А. Миролюбов. – М. : Просвещение, 2008 – 310 с.


5. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранных языков : справочное пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – Минск : Вышэйшая школа, 2005 – 279 с.


6. Миролюбов, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе : учебное пособие для учителей / А.А. Миролюбов, И.В Рахманов, В.С. Цейтлин, – М. : Наука, 2003 – 366 с.


7. Настольная книга преподавателя иностранного языка : справочное пособие / под ред. Е.А. Маслыко. – Минск : Высшая школа, 2005. – 315 с.


8. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога : пособие для студентов педагогических вузов / А.П. Панфилов. – М. : Академия, 2008. – 223 с.


9. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях : пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Г.В. Рогова. – М. : Академия, 2006. – 332 стр.



10. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка : учебное пособие / М.Ф. Стронин. – М. : Просвещение 2006. – 298 с.








8


Научная статья по теме "Ролевые игры на уроках английского языка"
  • Иностранные языки
Описание:

                                                                                                            Михайлова Т.Н.

                                                                                                  учитель английского языка

                                                                                                  МБОУ «Орининская СОШ»

                                                                                                  Моргаушского района ЧР

 

 

                   Использование ролевых игр на уроках

                                   английского языка

 

       Сегодня современная школа нуждается в методах обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности. Современное обучение направлено на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен. На уроке иностранного языка особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие в обучении каждого ученика, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык. Эти задачи можно решить с помощью игровых методов обучения. В игре способности любого человека, а особенно ребенка проявляются в полной мере. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учеников. А если учащиеся при этом говорят на иностранном языке, игра открывает богатые обучающие возможности.

      Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку,  помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.

    При планировании уроков и подборе к ним различных игр я стараюсь учитывать не только возрастные категории учащихся, но и уровень их развития, в некоторых случаях - опору на родной язык.

Урок иностранного языка – это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих [4, с. 45]. При этом успех в обучении – это результат коллективного использования всех возможностей для обучения.

   Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Ролевая игра – метод, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком [10, c. 203]. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений. При участии в ролевых играх у детей закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение учащихся на уроках, что является главной целью обучения иностранному языку. Ролевая игра – простой и естественный способ познания человеком окружающей действительности, наиболее доступный путь к овладению знаниями, умениями, навыками [3, 87 с.].

    Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником, в отличие от диалога или пьесы, которые обучают тому, как сказать. Таким образом, центром внимания партнёров становится содержание беседы, что само по себе является положительным фактором. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.

 

     Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создаёт условия равенства в речевом партнёрстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

 

     Игра даёт возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики - лидеры, как правило захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнёром в речевом общении.

 

    Практически всё учёбное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий, максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнёра, соотнести её с ситуацией  и правильно отреагировать на реплику.

 

    Ролевые игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу.

 

 Ролевые игры можно разделить на две группы.

 

   Первую группу составляют грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков. Основное внимание уделяется грамматическим играм, так как овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие «строить» фундамент речи. Фонетические игры, предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. И, наконец, формированию и развитию речевых и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых – освоение правописания изученной лексики [15, c. 101].

 

    Вторая группа называется «Творческие игры». Цель этих игр – способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков – характерные качества речевого умения – могут быть проявлены в аудитивных и речевых играх. Такие игры тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки.

 

     В своей практической деятельности на уроках я всегда стараюсь использовать разные игровые методы, формы и приёмы работы. Приотработкезвуковяприменяюфонетическиеигры:

1.WHO RNOWS THE SYMBOLS OF THE SOUNDS BETTER.

Учитель произносит английские звуки, а ребята показывают соответствующие транскрипционные знаки. Можно видоизменить условия игры: учитель показывает транскрипционные знаки, а вызванные ученики произносят соответствующий звук или слово, содержащее данный звук.

2.SENDING A TELEGRAM.

Класс выбирает ведущего. Учитель просит его представить себя в роли телеграфиста и послать телеграмму – сказать по буквам слова, делая паузу после каждого слова. У кого написаны все слова правильно-побеждает.

Существует множество  орфографических игр:

1.ГДЕ БУКВА ?

 

 Цель игры: формирование навыка дифференциации звукобуквенных соответствий.

 

 Ход игры: Учитель пишет на доске несколько слов и предлагает обучаемым найти среди них три, в которых буква … читается как … . Выигрывает тот, кто быстрее это сделает.

 

2.TAKING STEPS

 

 Ученики становятся у дальней стены классной комнаты. Учитель показывает написанные на доске слова, учащиеся по очереди называют слова по буквам. Если ученик правильно называет по буквам слово, он делает шаг вперёд. Тот ученик, который первым достигнет противоположной стены классной комнаты, считается победителем.

 

3.WORD-BUILDING [57]

 

 Учитель записывает на доске длинное слово. Ученики должны составить (за определенный промежуток времени) слова из букв этого слова. Побеждает тот ученик, который составил наибольшее количество слов. Например, из слова personal учащиеся могут составить слова: son, pen, no,

Для того, чтобы тренировать и закрепить новую грамматическую структуру  я применяю грамматические игры:

1.КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.

 

 В третьем  классе вводится структура «There is а book on the desk», которая в дальнейшем будет встречаться довольно часто. Для прочного ‑­

 закрепления ее можно использовать игру «Кругосветное путешествие». Я начинаю игру, например, так:

 

There is a blackboard on the wall. ит.д.

 

2.HAVE YOU …

 

 Цель: тренировать учащихся в употреблении общих вопросов с глаголом to have. На столе учителя разложены игрушки. Ученикам предлагается посмотреть на них и запомнить. /предварительно можно повторить с учащимися все названия по-английски/. Затем ученики отворачиваются, а ведущий берёт со стола какую-либо игрушку и прячет её за спиной. Остальные игрушки закрываются газетой. Ученики задают вопросы ведущему : Have you a cat? Have you a dog? и т. д. и так до тех пор, пока кто-либо из учеников не отгадает спрятанную игрушку. Он и занимает место ведущего.

 

3.WHATDOYOULIKETODO?

 

 Цель – активизация в речи общих вопросов.

 

 Один из учащихся загадывает, что он любит делать, остальные задают ему вопросы: Do you like to swim? Do you like to play football? До тех пор, пока не отгадают. Отгадавший становится водящим.

 

4.ИГРА С КАРТИНКОЙ

 

 Для лучшего усвоения учащимися структур в Present Continuous можно использовать игру с картиной. Школьникам предлагается угадать, что делает тот или иной персонаж, изображенный на картинке, которую они пока не видели. Ребятазадаютвопросы, например: P1: Is the girl sitting at the table?

 

T : No, she is not.

 

P2: Is the girl standing?

Побеждает ученик, который угадал действие, изображенное на картинке. Он становится ведущим и берёт другую картинку.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

 

1.СОБЕРИ ПОРТФЕЛЬ

 

 В игре участвует весь класс. Выходят к доске по желанию.

 Учитель: Поможем Буратино собраться в школу.

 Ученик берёт находящиеся на столе предметы, складывает их в портфель,    

  называя каждый предмет по-английски:

 This is a book. This is a pen (pencil, pencil-box)

  В дальнейшем ученик кратко описывает предмет, который он берёт:

 This is a book. This is an English book. This is a very nice book

2. ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК

Оборудование : ромашки со съемными разноцветными лепестками.

 

 Класс делится на три команды. Школьники друг за другом по цепочке называют цвет лепестка. Если ученик ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала.

P1 : This is a blue leaf.

P2 : This is a red leaf., etc.

3.САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ РАССКАЗ

 

 Цель: образуются две команды. Каждой даётся задание составить рассказ на определённую тему («В зоопарке», «Поездка за город», «Спортивные игры» и т. д.). Выигрывает команда, составившая самый интересный рассказ и допустившая меньше ошибок

4.ПАНТОМИМА.

Чтобы закрепить в речи лексику по теме «Утро школьника», можно провести игру «Пантомима». Ведущий выходит из класса, а группа ребят располагается у доски. Каждый жестами и мимикой изображает одно из действий по заданной теме. Затемучительговоритведущему: Guess what every pupil is doing.

 Примерныеответыведущего: This boy is doing morning exercises. That girl is washing her face. That boy is sleeping. etc.

 При проведении  творческих ролевых  игр я использую средства наглядности. Вывешивается картинка, на которой изображена определенная ситуация.

 

Учащимся предлагается сыграть роль персонажей, изображенных на картинке, в соответствии с ситуацией, представленной на ней.

 

Вот какой диалог составили ребята по картинке (действующие лица –бабушка и внук):

 

G.: Dima, get up. It is already seven o’clock.

 D.: All right, Granny. I am getting up.

 G.: Make your bed, then wash your face and hands and have breakfast.

 D.: First, I must do my morning exercises, Granny.

 G.: All right, dear.

 

Развитию навыка употребления учащимися в речи структур в Present Continuous Tense помогает игра «Разговор по по телефону».Сначала в речевой практике учеников закрепляются такие речевые образцы:

 

Tell me how are you. I am well, thank you. I hope you are well too. Is N. at home? и т. д.

 

Вот один из вариантов диалога, который составили ребята:

 

M.: Yes?

 K.: Good afternoon.

 M.: Good afternoon.

 K.: Is Olga at home?

 M.: Yes, she is. And who is speaking?

 K.: This is Kate. May I speak to her?

 M.: Yes, you may.

 O.: Yes?

 K.: How are you, Olga?

 O.: I am well, thank you. And how are you?

 K.: I am well too. What are you doing?

 O.: I am doing my homework, and what are you doing?

 K.: I am watching TV. By the way, what is our homework?

 O.: Exercise 4.

 K.: Thank you, good bye.

 O.: Bye-bye.

 

Варианты телефонных разговоров самые различные, но ролевые задания непременно ставят ребят перед необходимостью употребления Present Continuous Tense в разговоре. Во время игры ребята также практикуются в употреблении структур с глаголом to have. Школьники чаще всего задают вопрос Have you got…? в разговорах в разговорах друг с другом :”У тебя есть ручка?” и т. д. Вот пример одного диалога:

 

A: Can you show me that blouse, please?

 B: Here you are.

 A: And have you any red blouses?

 B: Yes, we have some nice ones. Look.

 A: Oh, yes, that is nice. How much is it ?

 B: 14 roubles.

 

Простая, но интересная игра «В библиотеке» состоялась на одном уроке . «Библиотекарь»,ученица этого же класса, готовилась к выполнению своей роли, продумала свои реплики.

 

P: Good afternoon, Anna Pavlovna. Have you books about dogs? We have a little dog.

 L: Let me see. Oh,take this book. I think you will like it.

 P: Thank you.

 P: Have you got any adventure stories?

 L: Let me see. Have you read the book “Treasure island”?

 P: No, I haven't. And who is the author?

 L: Stevenson.

 P: Is the book interesting?

 L: Oh, yes. The book is very popular. Please, bring the book back in time.

 P: Thank you.

 

 

По завершении ролевой игры следует мотивированная оценка учителем участия каждого ученика в подготовке и проведении конкретной ролевой игры. Кроме языковой правильности учитель комментирует выразительность ролевого поведения, а также инициативность школьников на всех этапах игры.

 

Таким образом, как показывают результаты обучения применение ролевой игры на уроках иностранного языка способствует положительным изменениям в речи учащихся как в качественном отношении (разнообразие диалогических единств, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи.

 

      В заключении хочется отметить, что ролевые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого учащегося и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках ролевой игры. В процессе ролевой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, сообща определяется степень участия каждого из них в работе. В процессе ролевой игры развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться друг с другом. Потому использование ролевой игры на уроке иностранного языка повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранять интерес учащихся к изучаемому языку на всех этапах обучения.

                                            Список литературы

 

1.     Жилкина, Д.Н. Ролевые игры на уроках английского языка / Иностранные языки в школе – 2010 – №1. – с. 34 – 38.

 

2.                 Жуковская, Р.И. Игра и её педагогическое значение : учебник / Р.И. Жуковская. – М. : Педагогика 2006 – 132 с.

 

3.   Конышева, А.В. Английский язык. Современные методы обучения : учебное пособие / А.В. Конышева. – Минск : Петра Системс, 2007. – 298 с.

 

4.    Миролюбов, А. А. Общая методика преподавания иностранных языков : учебное пособие / А.А. Миролюбов. – М. : Просвещение, 2008 – 310 с.

 

5.     Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранных языков : справочное пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – Минск : Вышэйшая школа, 2005 – 279 с.

 

6. Миролюбов, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе : учебное пособие для учителей / А.А. Миролюбов, И.В Рахманов, В.С. Цейтлин, – М. : Наука, 2003 – 366 с.

 

7. Настольная книга преподавателя иностранного языка : справочное пособие / под ред. Е.А. Маслыко. – Минск : Высшая школа, 2005. – 315 с.

 

8. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога : пособие для студентов педагогических вузов / А.П. Панфилов. – М. : Академия, 2008. – 223 с.

 

9. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях : пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Г.В. Рогова. – М. : Академия, 2006. – 332 стр.

 

 

10. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка : учебное пособие / М.Ф. Стронин. – М. : Просвещение 2006. – 298 с.

 

 

                                                                                                             Михайлова Т.Н.

                                                                                                  учитель английского языка

                                                                                                  МБОУ «Орининская СОШ»

                                                                                                  Моргаушского района ЧР

 

 

                   Использование ролевых игр на уроках

                                   английского языка

 

       Сегодня современная школа нуждается в методах обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности. Современное обучение направлено на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен. На уроке иностранного языка особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие в обучении каждого ученика, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык. Эти задачи можно решить с помощью игровых методов обучения. В игре способности любого человека, а особенно ребенка проявляются в полной мере. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учеников. А если учащиеся при этом говорят на иностранном языке, игра открывает богатые обучающие возможности.

      Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку,  помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.

    При планировании уроков и подборе к ним различных игр я стараюсь учитывать не только возрастные категории учащихся, но и уровень их развития, в некоторых случаях - опору на родной язык.

Урок иностранного языка – это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих [4, с. 45]. При этом успех в обучении – это результат коллективного использования всех возможностей для обучения.

   Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Ролевая игра – метод, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком [10, c. 203]. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений. При участии в ролевых играх у детей закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение учащихся на уроках, что является главной целью обучения иностранному языку. Ролевая игра – простой и естественный способ познания человеком окружающей действительности, наиболее доступный путь к овладению знаниями, умениями, навыками [3, 87 с.].

    Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником, в отличие от диалога или пьесы, которые обучают тому, как сказать. Таким образом, центром внимания партнёров становится содержание беседы, что само по себе является положительным фактором. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.

 

     Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создаёт условия равенства в речевом партнёрстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

 

     Игра даёт возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики - лидеры, как правило захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнёром в речевом общении.

 

    Практически всё учёбное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий, максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнёра, соотнести её с ситуацией  и правильно отреагировать на реплику.

 

    Ролевые игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу.

 

 Ролевые игры можно разделить на две группы.

 

   Первую группу составляют грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков. Основное внимание уделяется грамматическим играм, так как овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие «строить» фундамент речи. Фонетические игры, предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. И, наконец, формированию и развитию речевых и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых – освоение правописания изученной лексики [15, c. 101].

 

    Вторая группа называется «Творческие игры». Цель этих игр – способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков – характерные качества речевого умения – могут быть проявлены в аудитивных и речевых играх. Такие игры тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки.

 

     В своей практической деятельности на уроках я всегда стараюсь использовать разные игровые методы, формы и приёмы работы. Приотработкезвуковяприменяюфонетическиеигры:

1.WHO RNOWS THE SYMBOLS OF THE SOUNDS BETTER.

Учитель произносит английские звуки, а ребята показывают соответствующие транскрипционные знаки. Можно видоизменить условия игры: учитель показывает транскрипционные знаки, а вызванные ученики произносят соответствующий звук или слово, содержащее данный звук.

2.SENDING A TELEGRAM.

Класс выбирает ведущего. Учитель просит его представить себя в роли телеграфиста и послать телеграмму – сказать по буквам слова, делая паузу после каждого слова. У кого написаны все слова правильно-побеждает.

Существует множество  орфографических игр:

1.ГДЕ БУКВА ?

 

 Цель игры: формирование навыка дифференциации звукобуквенных соответствий.

 

 Ход игры: Учитель пишет на доске несколько слов и предлагает обучаемым найти среди них три, в которых буква … читается как … . Выигрывает тот, кто быстрее это сделает.

 

2.TAKING STEPS

 

 Ученики становятся у дальней стены классной комнаты. Учитель показывает написанные на доске слова, учащиеся по очереди называют слова по буквам. Если ученик правильно называет по буквам слово, он делает шаг вперёд. Тот ученик, который первым достигнет противоположной стены классной комнаты, считается победителем.

 

3.WORD-BUILDING [57]

 

 Учитель записывает на доске длинное слово. Ученики должны составить (за определенный промежуток времени) слова из букв этого слова. Побеждает тот ученик, который составил наибольшее количество слов. Например, из слова personal учащиеся могут составить слова: son, pen, no,

Для того, чтобы тренировать и закрепить новую грамматическую структуру  я применяю грамматические игры:

1.КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.

 

 В третьем  классе вводится структура «There is а book on the desk», которая в дальнейшем будет встречаться довольно часто. Для прочного ‑­

 закрепления ее можно использовать игру «Кругосветное путешествие». Я начинаю игру, например, так:

 

There is a blackboard on the wall. ит.д.

 

2.HAVE YOU …

 

 Цель: тренировать учащихся в употреблении общих вопросов с глаголом to have. На столе учителя разложены игрушки. Ученикам предлагается посмотреть на них и запомнить. /предварительно можно повторить с учащимися все названия по-английски/. Затем ученики отворачиваются, а ведущий берёт со стола какую-либо игрушку и прячет её за спиной. Остальные игрушки закрываются газетой. Ученики задают вопросы ведущему : Have you a cat? Have you a dog? и т. д. и так до тех пор, пока кто-либо из учеников не отгадает спрятанную игрушку. Он и занимает место ведущего.

 

3.WHATDOYOULIKETODO?

 

 Цель – активизация в речи общих вопросов.

 

 Один из учащихся загадывает, что он любит делать, остальные задают ему вопросы: Do you like to swim? Do you like to play football? До тех пор, пока не отгадают. Отгадавший становится водящим.

 

4.ИГРА С КАРТИНКОЙ

 

 Для лучшего усвоения учащимися структур в Present Continuous можно использовать игру с картиной. Школьникам предлагается угадать, что делает тот или иной персонаж, изображенный на картинке, которую они пока не видели. Ребятазадаютвопросы, например: P1: Is the girl sitting at the table?

 

T : No, she is not.

 

P2: Is the girl standing?

Побеждает ученик, который угадал действие, изображенное на картинке. Он становится ведущим и берёт другую картинку.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

 

1.СОБЕРИ ПОРТФЕЛЬ

 

 В игре участвует весь класс. Выходят к доске по желанию.

 Учитель: Поможем Буратино собраться в школу.

 Ученик берёт находящиеся на столе предметы, складывает их в портфель,    

  называя каждый предмет по-английски:

 This is a book. This is a pen (pencil, pencil-box)

  В дальнейшем ученик кратко описывает предмет, который он берёт:

 This is a book. This is an English book. This is a very nice book

2. ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК

Оборудование : ромашки со съемными разноцветными лепестками.

 

 Класс делится на три команды. Школьники друг за другом по цепочке называют цвет лепестка. Если ученик ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала.

P1 : This is a blue leaf.

P2 : This is a red leaf., etc.

3.САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ РАССКАЗ

 

 Цель: образуются две команды. Каждой даётся задание составить рассказ на определённую тему («В зоопарке», «Поездка за город», «Спортивные игры» и т. д.). Выигрывает команда, составившая самый интересный рассказ и допустившая меньше ошибок

4.ПАНТОМИМА.

Чтобы закрепить в речи лексику по теме «Утро школьника», можно провести игру «Пантомима». Ведущий выходит из класса, а группа ребят располагается у доски. Каждый жестами и мимикой изображает одно из действий по заданной теме. Затемучительговоритведущему: Guess what every pupil is doing.

 Примерныеответыведущего: This boy is doing morning exercises. That girl is washing her face. That boy is sleeping. etc.

 При проведении  творческих ролевых  игр я использую средства наглядности. Вывешивается картинка, на которой изображена определенная ситуация.

 

Учащимся предлагается сыграть роль персонажей, изображенных на картинке, в соответствии с ситуацией, представленной на ней.

 

Вот какой диалог составили ребята по картинке (действующие лица –бабушка и внук):

 

G.: Dima, get up. It is already seven o’clock.

 D.: All right, Granny. I am getting up.

 G.: Make your bed, then wash your face and hands and have breakfast.

 D.: First, I must do my morning exercises, Granny.

 G.: All right, dear.

 

Развитию навыка употребления учащимися в речи структур в Present Continuous Tense помогает игра «Разговор по по телефону».Сначала в речевой практике учеников закрепляются такие речевые образцы:

 

Tell me how are you. I am well, thank you. I hope you are well too. Is N. at home? и т. д.

 

Вот один из вариантов диалога, который составили ребята:

 

M.: Yes?

 K.: Good afternoon.

 M.: Good afternoon.

 K.: Is Olga at home?

 M.: Yes, she is. And who is speaking?

 K.: This is Kate. May I speak to her?

 M.: Yes, you may.

 O.: Yes?

 K.: How are you, Olga?

 O.: I am well, thank you. And how are you?

 K.: I am well too. What are you doing?

 O.: I am doing my homework, and what are you doing?

 K.: I am watching TV. By the way, what is our homework?

 O.: Exercise 4.

 K.: Thank you, good bye.

 O.: Bye-bye.

 

Варианты телефонных разговоров самые различные, но ролевые задания непременно ставят ребят перед необходимостью употребления Present Continuous Tense в разговоре. Во время игры ребята также практикуются в употреблении структур с глаголом to have. Школьники чаще всего задают вопрос Have you got…? в разговорах в разговорах друг с другом :”У тебя есть ручка?” и т. д. Вот пример одного диалога:

 

A: Can you show me that blouse, please?

 B: Here you are.

 A: And have you any red blouses?

 B: Yes, we have some nice ones. Look.

 A: Oh, yes, that is nice. How much is it ?

 B: 14 roubles.

 

Простая, но интересная игра «В библиотеке» состоялась на одном уроке . «Библиотекарь»,ученица этого же класса, готовилась к выполнению своей роли, продумала свои реплики.

 

P: Good afternoon, Anna Pavlovna. Have you books about dogs? We have a little dog.

 L: Let me see. Oh,take this book. I think you will like it.

 P: Thank you.

 P: Have you got any adventure stories?

 L: Let me see. Have you read the book “Treasure island”?

 P: No, I haven't. And who is the author?

 L: Stevenson.

 P: Is the book interesting?

 L: Oh, yes. The book is very popular. Please, bring the book back in time.

 P: Thank you.

 

 

По завершении ролевой игры следует мотивированная оценка учителем участия каждого ученика в подготовке и проведении конкретной ролевой игры. Кроме языковой правильности учитель комментирует выразительность ролевого поведения, а также инициативность школьников на всех этапах игры.

 

Таким образом, как показывают результаты обучения применение ролевой игры на уроках иностранного языка способствует положительным изменениям в речи учащихся как в качественном отношении (разнообразие диалогических единств, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи.

 

      В заключении хочется отметить, что ролевые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого учащегося и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках ролевой игры. В процессе ролевой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, сообща определяется степень участия каждого из них в работе. В процессе ролевой игры развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться друг с другом. Потому использование ролевой игры на уроке иностранного языка повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранять интерес учащихся к изучаемому языку на всех этапах обучения.

                                            Список литературы

 

1.     Жилкина, Д.Н. Ролевые игры на уроках английского языка / Иностранные языки в школе – 2010 – №1. – с. 34 – 38.

 

2.                 Жуковская, Р.И. Игра и её педагогическое значение : учебник / Р.И. Жуковская. – М. : Педагогика 2006 – 132 с.

 

3.   Конышева, А.В. Английский язык. Современные методы обучения : учебное пособие / А.В. Конышева. – Минск : Петра Системс, 2007. – 298 с.

 

4.    Миролюбов, А. А. Общая методика преподавания иностранных языков : учебное пособие / А.А. Миролюбов. – М. : Просвещение, 2008 – 310 с.

 

5.     Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранных языков : справочное пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – Минск : Вышэйшая школа, 2005 – 279 с.

 

6. Миролюбов, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе : учебное пособие для учителей / А.А. Миролюбов, И.В Рахманов, В.С. Цейтлин, – М. : Наука, 2003 – 366 с.

 

7. Настольная книга преподавателя иностранного языка : справочное пособие / под ред. Е.А. Маслыко. – Минск : Высшая школа, 2005. – 315 с.

 

8. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога : пособие для студентов педагогических вузов / А.П. Панфилов. – М. : Академия, 2008. – 223 с.

 

9. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях : пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Г.В. Рогова. – М. : Академия, 2006. – 332 стр.

 

 

10. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка : учебное пособие / М.Ф. Стронин. – М. : Просвещение 2006. – 298 с.

 

 

 

                                                                                                             Михайлова Т.Н.

                                                                                                  учитель английского языка

                                                                                                  МБОУ «Орининская СОШ»

                                                                                                  Моргаушского района ЧР

 

 

                   Использование ролевых игр на уроках

                                   английского языка

 

       Сегодня современная школа нуждается в методах обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности. Современное обучение направлено на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен. На уроке иностранного языка особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие в обучении каждого ученика, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык. Эти задачи можно решить с помощью игровых методов обучения. В игре способности любого человека, а особенно ребенка проявляются в полной мере. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учеников. А если учащиеся при этом говорят на иностранном языке, игра открывает богатые обучающие возможности.

      Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку,  помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.

    При планировании уроков и подборе к ним различных игр я стараюсь учитывать не только возрастные категории учащихся, но и уровень их развития, в некоторых случаях - опору на родной язык.

Урок иностранного языка – это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих [4, с. 45]. При этом успех в обучении – это результат коллективного использования всех возможностей для обучения.

   Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Ролевая игра – метод, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком [10, c. 203]. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений. При участии в ролевых играх у детей закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение учащихся на уроках, что является главной целью обучения иностранному языку. Ролевая игра – простой и естественный способ познания человеком окружающей действительности, наиболее доступный путь к овладению знаниями, умениями, навыками [3, 87 с.].

    Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником, в отличие от диалога или пьесы, которые обучают тому, как сказать. Таким образом, центром внимания партнёров становится содержание беседы, что само по себе является положительным фактором. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.

 

     Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создаёт условия равенства в речевом партнёрстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

 

     Игра даёт возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики - лидеры, как правило захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнёром в речевом общении.

 

    Практически всё учёбное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий, максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнёра, соотнести её с ситуацией  и правильно отреагировать на реплику.

 

    Ролевые игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу.

 

 Ролевые игры можно разделить на две группы.

 

   Первую группу составляют грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков. Основное внимание уделяется грамматическим играм, так как овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие «строить» фундамент речи. Фонетические игры, предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. И, наконец, формированию и развитию речевых и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых – освоение правописания изученной лексики [15, c. 101].

 

    Вторая группа называется «Творческие игры». Цель этих игр – способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков – характерные качества речевого умения – могут быть проявлены в аудитивных и речевых играх. Такие игры тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки.

 

     В своей практической деятельности на уроках я всегда стараюсь использовать разные игровые методы, формы и приёмы работы. Приотработкезвуковяприменяюфонетическиеигры:

1.WHO RNOWS THE SYMBOLS OF THE SOUNDS BETTER.

Учитель произносит английские звуки, а ребята показывают соответствующие транскрипционные знаки. Можно видоизменить условия игры: учитель показывает транскрипционные знаки, а вызванные ученики произносят соответствующий звук или слово, содержащее данный звук.

2.SENDING A TELEGRAM.

Класс выбирает ведущего. Учитель просит его представить себя в роли телеграфиста и послать телеграмму – сказать по буквам слова, делая паузу после каждого слова. У кого написаны все слова правильно-побеждает.

Существует множество  орфографических игр:

1.ГДЕ БУКВА ?

 

 Цель игры: формирование навыка дифференциации звукобуквенных соответствий.

 

 Ход игры: Учитель пишет на доске несколько слов и предлагает обучаемым найти среди них три, в которых буква … читается как … . Выигрывает тот, кто быстрее это сделает.

 

2.TAKING STEPS

 

 Ученики становятся у дальней стены классной комнаты. Учитель показывает написанные на доске слова, учащиеся по очереди называют слова по буквам. Если ученик правильно называет по буквам слово, он делает шаг вперёд. Тот ученик, который первым достигнет противоположной стены классной комнаты, считается победителем.

 

3.WORD-BUILDING [57]

 

 Учитель записывает на доске длинное слово. Ученики должны составить (за определенный промежуток времени) слова из букв этого слова. Побеждает тот ученик, который составил наибольшее количество слов. Например, из слова personal учащиеся могут составить слова: son, pen, no,

Для того, чтобы тренировать и закрепить новую грамматическую структуру  я применяю грамматические игры:

1.КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.

 

 В третьем  классе вводится структура «There is а book on the desk», которая в дальнейшем будет встречаться довольно часто. Для прочного ‑­

 закрепления ее можно использовать игру «Кругосветное путешествие». Я начинаю игру, например, так:

 

There is a blackboard on the wall. ит.д.

 

2.HAVE YOU …

 

 Цель: тренировать учащихся в употреблении общих вопросов с глаголом to have. На столе учителя разложены игрушки. Ученикам предлагается посмотреть на них и запомнить. /предварительно можно повторить с учащимися все названия по-английски/. Затем ученики отворачиваются, а ведущий берёт со стола какую-либо игрушку и прячет её за спиной. Остальные игрушки закрываются газетой. Ученики задают вопросы ведущему : Have you a cat? Have you a dog? и т. д. и так до тех пор, пока кто-либо из учеников не отгадает спрятанную игрушку. Он и занимает место ведущего.

 

3.WHATDOYOULIKETODO?

 

 Цель – активизация в речи общих вопросов.

 

 Один из учащихся загадывает, что он любит делать, остальные задают ему вопросы: Do you like to swim? Do you like to play football? До тех пор, пока не отгадают. Отгадавший становится водящим.

 

4.ИГРА С КАРТИНКОЙ

 

 Для лучшего усвоения учащимися структур в Present Continuous можно использовать игру с картиной. Школьникам предлагается угадать, что делает тот или иной персонаж, изображенный на картинке, которую они пока не видели. Ребятазадаютвопросы, например: P1: Is the girl sitting at the table?

 

T : No, she is not.

 

P2: Is the girl standing?

Побеждает ученик, который угадал действие, изображенное на картинке. Он становится ведущим и берёт другую картинку.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

 

1.СОБЕРИ ПОРТФЕЛЬ

 

 В игре участвует весь класс. Выходят к доске по желанию.

 Учитель: Поможем Буратино собраться в школу.

 Ученик берёт находящиеся на столе предметы, складывает их в портфель,    

  называя каждый предмет по-английски:

 This is a book. This is a pen (pencil, pencil-box)

  В дальнейшем ученик кратко описывает предмет, который он берёт:

 This is a book. This is an English book. This is a very nice book

2. ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК

Оборудование : ромашки со съемными разноцветными лепестками.

 

 Класс делится на три команды. Школьники друг за другом по цепочке называют цвет лепестка. Если ученик ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала.

P1 : This is a blue leaf.

P2 : This is a red leaf., etc.

3.САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ РАССКАЗ

 

 Цель: образуются две команды. Каждой даётся задание составить рассказ на определённую тему («В зоопарке», «Поездка за город», «Спортивные игры» и т. д.). Выигрывает команда, составившая самый интересный рассказ и допустившая меньше ошибок

4.ПАНТОМИМА.

Чтобы закрепить в речи лексику по теме «Утро школьника», можно провести игру «Пантомима». Ведущий выходит из класса, а группа ребят располагается у доски. Каждый жестами и мимикой изображает одно из действий по заданной теме. Затемучительговоритведущему: Guess what every pupil is doing.

 Примерныеответыведущего: This boy is doing morning exercises. That girl is washing her face. That boy is sleeping. etc.

 При проведении  творческих ролевых  игр я использую средства наглядности. Вывешивается картинка, на которой изображена определенная ситуация.

 

Учащимся предлагается сыграть роль персонажей, изображенных на картинке, в соответствии с ситуацией, представленной на ней.

 

Вот какой диалог составили ребята по картинке (действующие лица –бабушка и внук):

 

G.: Dima, get up. It is already seven o’clock.

 D.: All right, Granny. I am getting up.

 G.: Make your bed, then wash your face and hands and have breakfast.

 D.: First, I must do my morning exercises, Granny.

 G.: All right, dear.

 

Развитию навыка употребления учащимися в речи структур в Present Continuous Tense помогает игра «Разговор по по телефону».Сначала в речевой практике учеников закрепляются такие речевые образцы:

 

Tell me how are you. I am well, thank you. I hope you are well too. Is N. at home? и т. д.

 

Вот один из вариантов диалога, который составили ребята:

 

M.: Yes?

 K.: Good afternoon.

 M.: Good afternoon.

 K.: Is Olga at home?

 M.: Yes, she is. And who is speaking?

 K.: This is Kate. May I speak to her?

 M.: Yes, you may.

 O.: Yes?

 K.: How are you, Olga?

 O.: I am well, thank you. And how are you?

 K.: I am well too. What are you doing?

 O.: I am doing my homework, and what are you doing?

 K.: I am watching TV. By the way, what is our homework?

 O.: Exercise 4.

 K.: Thank you, good bye.

 O.: Bye-bye.

 

Варианты телефонных разговоров самые различные, но ролевые задания непременно ставят ребят перед необходимостью употребления Present Continuous Tense в разговоре. Во время игры ребята также практикуются в употреблении структур с глаголом to have. Школьники чаще всего задают вопрос Have you got…? в разговорах в разговорах друг с другом :”У тебя есть ручка?” и т. д. Вот пример одного диалога:

 

A: Can you show me that blouse, please?

 B: Here you are.

 A: And have you any red blouses?

 B: Yes, we have some nice ones. Look.

 A: Oh, yes, that is nice. How much is it ?

 B: 14 roubles.

 

Простая, но интересная игра «В библиотеке» состоялась на одном уроке . «Библиотекарь»,ученица этого же класса, готовилась к выполнению своей роли, продумала свои реплики.

 

P: Good afternoon, Anna Pavlovna. Have you books about dogs? We have a little dog.

 L: Let me see. Oh,take this book. I think you will like it.

 P: Thank you.

 P: Have you got any adventure stories?

 L: Let me see. Have you read the book “Treasure island”?

 P: No, I haven't. And who is the author?

 L: Stevenson.

 P: Is the book interesting?

 L: Oh, yes. The book is very popular. Please, bring the book back in time.

 P: Thank you.

 

 

По завершении ролевой игры следует мотивированная оценка учителем участия каждого ученика в подготовке и проведении конкретной ролевой игры. Кроме языковой правильности учитель комментирует выразительность ролевого поведения, а также инициативность школьников на всех этапах игры.

 

Таким образом, как показывают результаты обучения применение ролевой игры на уроках иностранного языка способствует положительным изменениям в речи учащихся как в качественном отношении (разнообразие диалогических единств, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи.

 

      В заключении хочется отметить, что ролевые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого учащегося и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках ролевой игры. В процессе ролевой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, сообща определяется степень участия каждого из них в работе. В процессе ролевой игры развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться друг с другом. Потому использование ролевой игры на уроке иностранного языка повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранять интерес учащихся к изучаемому языку на всех этапах обучения.

                                            Список литературы

 

1.     Жилкина, Д.Н. Ролевые игры на уроках английского языка / Иностранные языки в школе – 2010 – №1. – с. 34 – 38.

 

2.                 Жуковская, Р.И. Игра и её педагогическое значение : учебник / Р.И. Жуковская. – М. : Педагогика 2006 – 132 с.

 

3.   Конышева, А.В. Английский язык. Современные методы обучения : учебное пособие / А.В. Конышева. – Минск : Петра Системс, 2007. – 298 с.

 

4.    Миролюбов, А. А. Общая методика преподавания иностранных языков : учебное пособие / А.А. Миролюбов. – М. : Просвещение, 2008 – 310 с.

 

5.     Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранных языков : справочное пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – Минск : Вышэйшая школа, 2005 – 279 с.

 

6. Миролюбов, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе : учебное пособие для учителей / А.А. Миролюбов, И.В Рахманов, В.С. Цейтлин, – М. : Наука, 2003 – 366 с.

 

7. Настольная книга преподавателя иностранного языка : справочное пособие / под ред. Е.А. Маслыко. – Минск : Высшая школа, 2005. – 315 с.

 

8. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога : пособие для студентов педагогических вузов / А.П. Панфилов. – М. : Академия, 2008. – 223 с.

 

9. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях : пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Г.В. Рогова. – М. : Академия, 2006. – 332 стр.

 

 

10. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка : учебное пособие / М.Ф. Стронин. – М. : Просвещение 2006. – 298 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Михайлова Татьяна Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 945
Номер материала 37973
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓