Главная / Другое / Научная статья на тему: "Теория и практика модульного обучения в Казахстане"

Научная статья на тему: "Теория и практика модульного обучения в Казахстане"

hello_html_3ebbfe48.gifТеория и практика модульного обучения в Казахстане


Сафронова Е.Н.

КГУ «ПТКЛ», г.Темиртау


Современное школьное образование в Республике Казахстан выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, который связан, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, гуманизации, личностно-ориентированного подхода, приоритета субъект-субъектных отношений.

В условиях вариативного образования предлагаются разнообразные педагогические системы, а, следовательно, и самые различные модели обучения и воспитания учащихся в разных типах школ (гимназии, лицеи, школы диалога культур, частные, авторские), используются собственные подходы к организации учебно-воспитательного процесса, оригинальные технологии обучения и воспитания, разрабатываются свои педагогические технологии.

Процесс становления своей национальной модели образования в Казахстане сопровождается изменением образовательной парадигмы. На смену старому содержанию образования идёт новое: традиционная объект -субъектная педагогика Я.А.Коменского, И.Гербарта заменяется иной, обращённой к ребёнку как к самоактуализации, самовыражению и самореализации. В этих условиях  важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие субъектов учебной деятельности учителя и ученика [1].

Законом  «Об образовании» Республики Казахстан утверждён принцип вариативности в выборе форм, методов, технологий обучения, позволяющий учителям, педагогам образовательных учреждений использовать наиболее оптимальный, на их взгляд, вариант, конструировать педагогический процесс по любой модели, включая и авторские [2].

Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ребёнка, её развитие посредством образования.

Характерной чертой современной педагогической науки является стремление к созданию новых образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие ребёнка.Поэтому возникает необходимость предпринять попытки найти конкретные способы деятельности, выработать те методы обучения и воспитания, которые бы обеспечили эффективность учебно-воспитательного процесса.Одной из таких технологий можно считать технологию блочно-модульного обучения.

Модульная технология обучения была известна еще с 1972 года. Так, один из основателей модульного обучения Дж. Рассел, определял модуль как учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписанных учащимся действий. После Всемирной конференции ЮНЕСКО 1972 г. в Токио, обсуждавшей проблемы просвещения взрослых, модульная система была рекомендована как наиболее пригодная для непрерывного обучения. Затем ценность этой системы (технологии) была определена не только для взрослых, но и для молодежи.

Технология блочно-модульного обучения появилась при слиянии блочной и модульной, которые являются самостоятельными технологиями. Блочно-модульная педагогическая технология переняла из блочной технологии структуризацию обучающей программы в блоки, что способствует формированию у учащихся целостного представления об изучаемом блоке учебного материала, помогает им выявить и осознать «ядро» изучаемого в блоке материала и его научно-практическое приложение [3].

Модульная организация учебного процесса на современном этапе развития образования в Республике Казахстан позволяет модернизировать традиционные методы обучения: предполагает уровненную дифференциацию, адаптивную систему обучения, коллективные способы обучения. Индивидуализация как вид дифференцированного обучения наиболее полно воплощается лишь в данной технологии.

Важнейшая черта модульного подхода увязана с актуальнейшей и главной задачей современного образования в Республике Казахстан – перестройкой и адаптацией сознания учащихся к сегодняшним реалиям, привитие им навыков самообразования, творческого использования полученных знаний [4, 69-74]. Изменение методики преподавания, связанное с внедрением в учебный процесс модульной технологии, затрагивает изменение не только содержания обучения, но и его методы, ориентируя их на возвышение, развитие личности учащегося, на создание благоприятных условий для её становления и развития. Перспективность модульной технологии – воспитание высокообразованной, эстетически развитой личности.

В чем же заключается практическая и научная актуальность данной технологии?

-В модульной технологии сочетаются новые подходы к обучению и традиции, накопленные с момента возникновения обычного комбинированного урока.

-Применение этой технологии полезно учителю постепенностью, что облегчает детям работу на этапе её освоения. Модульная технология позволяет избежать шока у учащихся, потому что постоянная рефлексия дает информацию учителю о состоянии учебного процесса.

-Технологии предполагает такую организацию учебной деятельности, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, что, безусловно, ведёт к более прочному и осознанному усвоению материала.

-Технология интегрировала многое из того, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, идея активности ученика в процессе его чётких действий в определённой логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности - всё это влияние теории программированного обучения. С теорией развивающего обучения модульную технологию связывает идея ориентировочной основы деятельности - поэтапное формирование умственных действий. Из психологии взят рефлексивный метод.

-Технология имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития, таким образом, в ней заложена энергия постоянно развивающейся системы. Опыт применения технологии неизбежно приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся, что особенно важно в условияхкомпетентностного подхода в реформировании.

В Казахстане проведены фундаментальные исследования по блочно-модульной технологии Н.Г. Нуртаевой, СА. Абдиманапова, но в их исследова­

нияхосновной акцент делается на технологию рейтингового контроля знаний. Значительно расширился круг авторов научных статей по данной проблеме -С.С.Кунанбаева, К Жаксылыкова, Г.З Адильгазинова, К.О Осмоналиев, К.Т. Вершинина, Д.У. Байсалов, P.P. Масырова, Д.Е. Сагимбаева и другие. Интерес к модульному обучению широк и в аудитории практических работников. Проведенный самоанализ деятельности преподавателей вузов республики - слушателей курсов ИПК КазГУ имени Аль-Фараби (596человек с 1997по 1999гг.) свидетельствует о достаточно низкой разработанности прикладного аспекта модульного обучения: преподаватели чаще всего номинально называют модули, практически излагая план лекций; испытывают затруднения в модулировании локальных (простых), системных и функциональных знаний; слабо представляют методические приемы организации модульного обучения [5].

В школе № 34 города Алматы реализуется внедрение и апробация технологии модульного интерактивного обучения (ТМИО) М.М.Жанпеисовой. Это казахстанский вариант технологии обучения, особенностью которого является организация личностно-мотивированной, познавательной деятельности учащихся в учебном процессе и построение этого процесса на основе диалогического общения. Особенностью данной технологии является применение интерактивного обучения совместно с модульной технологией. Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого происходит пополнение новыми знаниями в результате взаимодействия учителя и ученика,а такжеучеников между собой.

В чем же специфика развития модульного обучения в Республике Казахстан? Какие особенности преобладают в данной технологии?

- Поскольку модульное обучение в Казахстане в качестве одной из основных целей преследует формирование у ученика навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного целеполагания с иерархией ближних (знаний, умений и навыков), средних (общеучебных умений и навыков) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Ведущая роль его сохраняется, но в рамках субъект-субъектных отношений в системе “учитель-ученик”. Данный метод обеспечивает возможность выбора обучаемым пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, делегирует модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления.

Модульные программы и модули строятся с целевым назначением информационного материала, с сочетанием комплексных, интегративных и частных дидактических целей, при полноте учебного материала, относительной самостоятельности элементов в модуле, с реализацией обратной связи, при оптимальной передаче информации и методического обеспечения.

Критерии содержания модулей предполагают диагностичность целей, адекватность учебного материала целям, организацию познавательной деятельности и перспективное использование ее результатов, иерархичность структуры опыта, значимость контролируемых характеристик и открытость диагностики.

Модульная система организации учебно-воспитательного процесса, ориентируясь на развитие ребенка, предполагает в начале каждого цикла деятельности обязательность мотивационного этапа. Взаимосвязанные, они обеспечивают переход от знаний к умениям. Многократно повторяющаяся учебная деятельность учащихся в ходе самостоятельной работы на адекватном и индивидуализированном уровне сложности и трудности учебного материала переводит умения в навыки. На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя последовательности проблем, разрешение которых приводит к заранее определенной структуре знаний, умений и навыков. Создание природосообразной структуры деятельности является промежуточной задачей в формировании общей системы общеучебных умений и навыков, служащих развитию ребенка[6].

Особенности модульного обучения в Казахстане:

-содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных комплексах - модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по ее усвоению. Дидактическая цель формулируется для учащегося и содержит в себе указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения.

-взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе осуществляется на принципиально иной основе - с помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня предварительного подготовленности к каждой педагогической встрече;

-сама суть модульного обучения требует неизбежного соблюдения паритетных, субъект-субъектных взаимоотношений между педагогом и обучающимся в учебном процессе.

Модульный подход имеет массу преимуществ по сравнению с традиционным учебным процессом как для учащихся, так и для преподавателей.

Преимущества для учеников:

-учащиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после изучения модуля;

-учащиеся могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности;

-учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на преподавателе.

Преимущества для учителей:

-учитель имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах обучающихся;

-учитель своевременно идентифицирует проблемы в обучении;

-учитель выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления учащихся, активизации их внимания, мышления и памяти, активизации нужных реакций, оказании всевозможной помощи учащимся.

Основные трудности для учащихся:

-ученики должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей;

-ученики должны выполнять большой объем самостоятельной работы;

-ученики сами несут ответственность за свое обучение.

Основные трудности для учителей:

-учителям трудно изменить привычный образ мыслей и действий, так как им необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником ученика в достижении поставленных целей;

-учителю необходимо изменить структуру и стиль своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого ученика [7].

Таким образом, задача современной школы Республики Казахстан – научить ученика осваивать свой и общественный опыт, сделать его компетентным в решении проблемных ситуаций. Решению этой задачи способствует организация учебного процесса по модульной технологии обучения. Блочная подача материала предполагает его разделение на определенные, законченные по смыслу части. Модуль - это определенный вид работы, который выполняютучащиеся. Методическая сущность модульной технологии - это предоставление учащемуся центрального места в системе «учитель- ученик».

При систематическом использовании данной технологии реализуются всенавыки «само» учащихся: самообучение, самоопределение, самоконтрольсамооценка, самоанализ, самореализация. А рейтинговая система оценкизнаний позволяет учащимся реально оценить уровень своих достижений.



1. Жанпеисова М.М. Модульная технология как средство развития ученика.-Алматы, 2001

2. Закон Республики Казахстан "Об образовании" от 07.06.1999г. № 389-1, #"mailto:markin@chemwood.dcn-asu.ru">markin@chemwood.dcn-asu.ru

3. Сайт электронной библиотеки - http://bibliofond.ru/view.aspx?id=6053

4. Ахметова Н.А. Сущность технологии модульного обучения. // Творческая педагогика. 2001. № 1. – С. 69-74

5. Кудебаева Г. С. Влияние модульного обучения на формирование педагогических знаний студентов -Алматы , 2000

6. Проворова О.Г. Принципы модульного обучения: Методическая разработка для преподавателей- Красноярск, 2006

7. Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технология. - “Биология в школе”,1994 № 5


Научная статья на тему: "Теория и практика модульного обучения в Казахстане"
  • Другое
Описание:

 Характерной чертой современной педагогической науки является стремление к созданию новых образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие ребёнка. Поэтому возникает необходимость предпринять попытки найти конкретные способы деятельности, выработать те методы обучения и воспитания, которые бы обеспечили эффективность учебно-воспитательного процесса. Одной из таких технологий можно считать технологию блочно-модульного обучения.

 

    Модульная технология сочетает в себе элементы дифференцированного, проблемного обучения, а также укрупнения дидактических единиц. Но, сочетая в себе элементы многих технологий, модульное обучение превращает отдельные элементы в логически продуманную систему с эффективными результатами и активной самостоятельной деятельностью детей. 

Автор Сафронова Екатерина Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 765
Номер материала 39915
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓