Инфоурок Другое Другие методич. материалыНаучная статья на тему: "Теория и практика модульного обучения в Казахстане"

Научная статья на тему: "Теория и практика модульного обучения в Казахстане"

Скачать материал

Теория и практика модульного обучения в Казахстане

 

Сафронова Е.Н.

КГУ «ПТКЛ», г.Темиртау

 

     Современное школьное образование в Республике Казахстан выходит на более высокий технологиче­ский уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, который свя­зан, прежде всего,  с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, гуманизации, личностно-ориентированного подхода, приоритета субъект-субъектных отношений.

     В условиях вариативного образования предлагаются разнообразные педагогические системы, а, следовательно, и самые различные модели обучения и воспитания учащихся в разных типах школ (гимназии, лицеи, школы диалога культур, частные, авторские), использу­ются собственные подходы к организации учебно-воспитательного процесса, оригинальные технологии обучения и воспитания, разраба­тываются свои педагогические технологии.

     Процесс становления своей национальной модели образования в Казахстане сопровождается изменением образовательной парадигмы. На смену старому содержанию образования идёт новое: традиционная объект -субъектная педагогика Я.А.Коменского, И.Гербарта заменяется иной, обращённой к ребёнку как к самоактуализации, самовыражению и самореализации. В этих условиях  важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие субъектов учебной деятельности учителя и ученика [1].

     Законом  «Об образовании» Республики Казахстан утверждён принцип вариативности в выборе форм, методов, технологий обучения, позволяющий учителям, педагогам образовательных учреждений использовать наиболее оптимальный, на их взгляд, вариант, конструировать педагогический процесс по любой модели, включая и авторские [2].

     Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ребёнка, её развитие посредством образования.

Характерной чертой современной педагогической науки является стремление к созданию новых образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие ребёнка.Поэтому возникает необходимость предпринять попытки найти конкретные способы деятельности, выработать те методы обучения и воспитания, которые бы обеспечили эффективность учебно-воспитательного процесса.Одной из таких технологий можно считать технологию блочно-модульного обучения.

     Модульная технология обучения была известна еще с 1972 года. Так, один из основателей модульного обучения Дж. Рассел, определял модуль как учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписанных учащимся действий. После Всемирной конференции ЮНЕСКО 1972 г. в Токио, обсуждавшей проблемы просвещения взрослых, модульная система была рекомендована как наиболее пригодная для непрерывного обучения. Затем ценность этой системы (технологии) была определена не только для взрослых, но и для молодежи.

     Технология блочно-модульного обучения появилась при слиянии блочной и модульной, которые являются самостоятельными технологиями. Блочно-модульная педагогическая технология переняла из блочной технологии структуризацию обучающей программы в блоки, что способствует формированию у учащихся целостного представления об изучаемом блоке учебного материала, помогает им выявить и осознать «ядро» изучаемого в блоке материала и его научно-практическое приложение [3].

     Модульная организация учебного процесса на современном этапе развития образования в Республике Казахстан позволяет модернизировать традиционные методы обучения: предполагает уровненную дифференциацию, адаптивную систему обучения, коллективные способы обучения. Индивидуализация как вид дифференцированного обучения наиболее полно воплощается лишь в данной технологии.

     Важнейшая черта модульного подхода увязана с актуальнейшей и главной задачей современного образования в Республике Казахстан – перестройкой и адаптацией сознания учащихся к сегодняшним реалиям, привитие им навыков самообразования, творческого использования полученных знаний [4, 69-74]. Изменение методики преподавания, связанное с внедрением в учебный процесс модульной технологии, затрагивает изменение не только содержания обучения, но и его методы, ориентируя их на возвышение, развитие личности учащегося, на создание благоприятных условий для её становления и развития. Перспективность модульной технологии – воспитание высокообразованной, эстетически развитой личности.

     В чем же заключается практическая и научная актуальность данной технологии?

-В модульной технологии сочетаются новые подходы к обучению и традиции, накопленные с момента возникновения обычного комбинированного урока.

-Применение этой технологии полезно учителю постепенностью, что облегчает  детям работу на этапе её освоения. Модульная технология позволяет избежать шока у учащихся, потому что постоянная рефлексия дает информацию учителю о состоянии учебного процесса.

-Технологии предполагает такую организацию учебной деятельности, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, что, безусловно, ведёт к более прочному и осознанному усвоению материала.

-Технология интегрировала многое из того, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, идея активности ученика в процессе его чётких действий в определённой логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности - всё это влияние теории программированного обучения. С теорией развивающего обучения модульную технологию связывает идея ориентировочной основы деятельности - поэтапное формирование умственных действий. Из психологии взят рефлексивный метод.

-Технология имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития, таким образом, в ней заложена энергия постоянно развивающейся системы. Опыт применения технологии неизбежно приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся, что особенно важно в условияхкомпетентностного подхода  в реформировании.

     В Казахстане проведены фундаментальные исследования по блочно-модульной технологии Н.Г. Нуртаевой, СА. Абдиманапова, но в их исследова­

нияхосновной акцент делается на технологию рейтингового контроля знаний. Значительно расширился круг авторов научных статей по данной проблеме -С.С.Кунанбаева, К Жаксылыкова, Г.З Адильгазинова, К.О Осмоналиев, К.Т. Вершинина, Д.У. Байсалов, P.P. Масырова, Д.Е. Сагимбаева и другие. Интерес к модульному обучению широк и в аудитории практических работников. Проведенный самоанализ деятельности преподавателей вузов республики - слушателей курсов ИПК КазГУ имени Аль-Фараби (596человек с 1997по 1999гг.) свидетельствует о достаточно низкой разработанности прикладного аспекта модульного обучения: преподаватели чаще всего номинально называют модули, практически излагая план лекций; испытывают затруднения в модулировании локальных (простых), системных и функциональных знаний; слабо представляют методические приемы организации модульного обучения [5].

     В  школе № 34 города Алматы реализуется внедрение и апробация технологии модульного интерактивного обучения (ТМИО) М.М.Жанпеисовой. Это казахстанский вариант технологии обучения, особенностью которого является организация личностно-мотивированной, познавательной деятельности учащихся в учебном процессе и построение этого процесса на основе диалогического общения. Особенностью данной технологии является применение интерактивного  обучения совместно с модульной технологией. Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого происходит пополнение новыми знаниями в результате взаимодействия учителя и ученика,а такжеучеников между собой.

     В чем же специфика развития модульного обучения в Республике Казахстан? Какие особенности преобладают в данной технологии?

- Поскольку модульное обучение в Казахстане в качестве одной из основных целей преследует формирование у ученика навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного целеполагания с иерархией ближних (знаний, умений и навыков), средних (общеучебных умений и навыков) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Ведущая роль его сохраняется, но в рамках субъект-субъектных отношений в системе “учитель-ученик”. Данный метод обеспечивает возможность выбора обучаемым пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, делегирует модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления.

     Модульные программы и модули строятся с целевым назначением информационного материала, с сочетанием комплексных, интегративных и частных дидактических целей, при полноте учебного материала, относительной самостоятельности элементов в модуле, с реализацией обратной связи, при оптимальной передаче информации и методического обеспечения.

     Критерии содержания модулей предполагают диагностичность целей, адекватность учебного материала целям, организацию познавательной деятельности и перспективное использование ее результатов, иерархичность структуры опыта, значимость контролируемых характеристик и открытость диагностики.

     Модульная система организации учебно-воспитательного процесса, ориентируясь на развитие ребенка, предполагает в начале каждого цикла деятельности обязательность мотивационного этапа. Взаимосвязанные, они обеспечивают переход от знаний к умениям. Многократно повторяющаяся учебная деятельность учащихся в ходе самостоятельной работы на адекватном и индивидуализированном уровне сложности и трудности учебного материала переводит умения в навыки. На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя последовательности проблем, разрешение которых приводит к заранее определенной структуре знаний, умений и навыков. Создание природосообразной структуры деятельности является промежуточной задачей в формировании общей системы общеучебных умений и навыков, служащих развитию ребенка[6].

      Особенности модульного обучения в Казахстане:

-содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных комплексах - модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по ее усвоению. Дидактическая цель формулируется для учащегося и содержит в себе указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения.

-взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе осуществляется на принципиально иной основе - с помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня предварительного подготовленности к каждой педагогической встрече;

-сама суть модульного обучения требует неизбежного соблюдения паритетных, субъект-субъектных взаимоотношений между педагогом и обучающимся в учебном процессе.

Модульный подход имеет массу преимуществ по сравнению с традиционным учебным процессом как для учащихся, так и для преподавателей.

     Преимущества для учеников:

-учащиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после изучения модуля;

-учащиеся могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности;

-учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на преподавателе.

     Преимущества для учителей:

-учитель имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах обучающихся;

-учитель своевременно идентифицирует проблемы в обучении;

-учитель выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления учащихся, активизации их внимания, мышления и памяти, активизации нужных реакций, оказании всевозможной помощи учащимся.

     Основные трудности для учащихся:

-ученики должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей;

-ученики должны выполнять большой объем самостоятельной работы;

-ученики сами несут ответственность за свое обучение.

     Основные трудности для учителей:

-учителям трудно изменить привычный образ мыслей и действий, так как им необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником ученика в достижении поставленных целей;

-учителю необходимо изменить структуру и стиль своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого ученика [7].

     Таким образом, задача современной школы Республики Казахстан – научить ученика осваивать свой и общественный опыт, сделать его компетентным в решении проблемных   ситуаций.     Решению  этой задачи способствует организация учебного процесса по модульной технологии  обучения. Блочная подача материала предполагает его разделение  на определенные, законченные по смыслу части.   Модуль - это определенный вид работы,  который выполняютучащиеся. Методическая сущность модульной  технологии -  это предоставление учащемуся центрального места в системе «учитель- ученик».

     При систематическом использовании данной технологии реализуются всенавыки «само» учащихся: самообучение, самоопределение, самоконтрольсамооценка, самоанализ, самореализация. А рейтинговая система оценкизнаний позволяет  учащимся  реально оценить уровень своих достижений.

 


1. Жанпеисова М.М. Модульная технология как средство развития ученика.-Алматы, 2001

2. Закон Республики Казахстан "Об образовании" от 07.06.1999г. № 389-1,  #"mailto:markin@chemwood.dcn-asu.ru">markin@chemwood.dcn-asu.ru

3. Сайт электронной библиотеки - http://bibliofond.ru/view.aspx?id=6053

4. Ахметова Н.А. Сущность технологии модульного обучения. // Творческая педагогика. 2001. № 1. – С. 69-74

5. Кудебаева Г. С. Влияние модульного обучения на формирование педагогических знаний студентов -Алматы , 2000

6. Проворова О.Г. Принципы модульного обучения: Методическая разработка для преподавателей- Красноярск, 2006

7. Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технология. - “Биология в школе”,1994  № 5

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Научная статья на тему: "Теория и практика модульного обучения в Казахстане""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Дефектоскопист

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Характерной чертой современной педагогической науки является стремление к созданию новых образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие ребёнка. Поэтому возникает необходимость предпринять попытки найти конкретные способы деятельности, выработать те методы обучения и воспитания, которые бы обеспечили эффективность учебно-воспитательного процесса. Одной из таких технологий можно считать технологию блочно-модульного обучения.

 

    Модульная технология сочетает в себе элементы дифференцированного, проблемного обучения, а также укрупнения дидактических единиц. Но, сочетая в себе элементы многих технологий, модульное обучение превращает отдельные элементы в логически продуманную систему с эффективными результатами и активной самостоятельной деятельностью детей. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 986 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 1134
    • DOCX 29.8 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сухоловская Екатерина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 101762
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Мини-курс

Мастерство влияния и успешных переговоров

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов

Мини-курс

After Effects: продвинутые техники

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Особенности патриотического воспитания

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 49 человек