Теория и практика
модульного обучения в Казахстане
Сафронова Е.Н.
КГУ «ПТКЛ»,
г.Темиртау
Современное
школьное образование в Республике Казахстан выходит на более высокий
технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, который
связан, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания, с
идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории
общечеловеческих ценностей, гуманизации, личностно-ориентированного подхода,
приоритета субъект-субъектных отношений.
В
условиях вариативного образования предлагаются разнообразные педагогические
системы, а, следовательно, и самые различные модели обучения и воспитания
учащихся в разных типах школ (гимназии, лицеи, школы диалога культур, частные,
авторские), используются собственные подходы к организации
учебно-воспитательного процесса, оригинальные технологии обучения и воспитания,
разрабатываются свои педагогические технологии.
Процесс становления своей национальной модели образования в Казахстане
сопровождается изменением образовательной парадигмы. На смену старому содержанию
образования идёт новое: традиционная объект -субъектная педагогика
Я.А.Коменского, И.Гербарта заменяется иной, обращённой к ребёнку как к
самоактуализации, самовыражению и самореализации. В этих условиях
важнейшей составляющей педагогического процесса становится
личностно-ориентированное взаимодействие субъектов учебной деятельности учителя
и ученика [1].
Законом «Об образовании» Республики Казахстан утверждён принцип
вариативности в выборе форм, методов, технологий обучения, позволяющий
учителям, педагогам образовательных учреждений использовать наиболее
оптимальный, на их взгляд, вариант, конструировать педагогический процесс по
любой модели, включая и авторские [2].
Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и
навыки, а личность ребёнка, её развитие посредством образования.
Характерной
чертой современной педагогической науки является стремление к созданию новых
образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие
ребёнка.Поэтому возникает необходимость предпринять попытки найти конкретные
способы деятельности, выработать те методы обучения и воспитания, которые бы
обеспечили эффективность учебно-воспитательного процесса.Одной из таких
технологий можно считать технологию блочно-модульного обучения.
Модульная
технология обучения была известна еще с 1972 года. Так, один из основателей
модульного обучения Дж. Рассел, определял модуль как учебный пакет,
охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписанных учащимся
действий. После Всемирной конференции ЮНЕСКО 1972 г. в Токио, обсуждавшей
проблемы просвещения взрослых, модульная система была рекомендована как
наиболее пригодная для непрерывного обучения. Затем ценность этой системы
(технологии) была определена не только для взрослых, но и для молодежи.
Технология
блочно-модульного обучения появилась при слиянии блочной и модульной, которые
являются самостоятельными технологиями. Блочно-модульная педагогическая
технология переняла из блочной технологии структуризацию обучающей программы в
блоки, что способствует формированию у учащихся целостного представления об
изучаемом блоке учебного материала, помогает им выявить и осознать «ядро»
изучаемого в блоке материала и его научно-практическое приложение [3].
Модульная
организация учебного процесса на современном этапе развития образования в
Республике Казахстан позволяет модернизировать традиционные методы обучения:
предполагает уровненную дифференциацию, адаптивную систему обучения,
коллективные способы обучения. Индивидуализация как вид дифференцированного
обучения наиболее полно воплощается лишь в данной технологии.
Важнейшая
черта модульного подхода увязана с актуальнейшей и главной задачей современного
образования в Республике Казахстан – перестройкой и адаптацией сознания
учащихся к сегодняшним реалиям, привитие им навыков самообразования,
творческого использования полученных знаний [4, 69-74]. Изменение методики
преподавания, связанное с внедрением в учебный процесс модульной технологии,
затрагивает изменение не только содержания обучения, но и его методы,
ориентируя их на возвышение, развитие личности учащегося, на создание
благоприятных условий для её становления и развития. Перспективность модульной
технологии – воспитание высокообразованной, эстетически развитой личности.
В чем
же заключается практическая и научная актуальность данной технологии?
-В
модульной технологии сочетаются новые подходы к обучению и традиции,
накопленные с момента возникновения обычного комбинированного урока.
-Применение
этой технологии полезно учителю постепенностью, что облегчает детям работу на
этапе её освоения. Модульная технология позволяет избежать шока у учащихся,
потому что постоянная рефлексия дает информацию учителю о состоянии учебного
процесса.
-Технологии
предполагает такую организацию учебной деятельности, при которой ученик сам
оперирует учебным содержанием, что, безусловно, ведёт к более прочному и
осознанному усвоению материала.
-Технология
интегрировала многое из того, что накоплено в педагогической теории и практике.
Так, идея активности ученика в процессе его чётких действий в определённой
логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля,
индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности - всё это
влияние теории программированного обучения. С теорией развивающего
обучения модульную технологию связывает идея ориентировочной основы
деятельности - поэтапное формирование умственных действий. Из психологии взят
рефлексивный метод.
-Технология
имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития, таким образом, в ней
заложена энергия постоянно развивающейся системы. Опыт применения
технологии неизбежно приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся,
что особенно важно в условияхкомпетентностного подхода в реформировании.
В
Казахстане проведены фундаментальные исследования по блочно-модульной
технологии Н.Г. Нуртаевой, СА. Абдиманапова, но в их исследова
нияхосновной
акцент делается на технологию рейтингового контроля знаний. Значительно
расширился круг авторов научных статей по данной проблеме -С.С.Кунанбаева, К
Жаксылыкова, Г.З Адильгазинова, К.О Осмоналиев, К.Т. Вершинина, Д.У. Байсалов,
P.P. Масырова, Д.Е. Сагимбаева и другие. Интерес к модульному обучению широк и
в аудитории практических работников. Проведенный самоанализ деятельности
преподавателей вузов республики - слушателей курсов ИПК КазГУ имени Аль-Фараби
(596человек с 1997по 1999гг.) свидетельствует о достаточно низкой
разработанности прикладного аспекта модульного обучения: преподаватели чаще
всего номинально называют модули, практически излагая план лекций; испытывают
затруднения в модулировании локальных (простых), системных и функциональных
знаний; слабо представляют методические приемы организации модульного обучения
[5].
В
школе № 34 города Алматы реализуется внедрение и апробация технологии
модульного интерактивного обучения (ТМИО) М.М.Жанпеисовой. Это казахстанский
вариант технологии обучения, особенностью которого является организация личностно-мотивированной,
познавательной деятельности учащихся в учебном процессе и построение этого
процесса на основе диалогического общения. Особенностью данной технологии
является применение интерактивного обучения совместно с модульной технологией.
Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе
которого происходит пополнение новыми знаниями в результате взаимодействия
учителя и ученика,а такжеучеников между собой.
В чем
же специфика развития модульного обучения в Республике Казахстан? Какие
особенности преобладают в данной технологии?
- Поскольку
модульное обучение в Казахстане в качестве одной из основных целей преследует
формирование у ученика навыков самообразования, весь процесс строится на основе
осознанного целеполагания с иерархией ближних (знаний, умений и навыков),
средних (общеучебных умений и навыков) и перспективных (развитие способностей
личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима
информирования в режим консультирования и управления. Ведущая роль его
сохраняется, но в рамках субъект-субъектных отношений в системе
“учитель-ученик”. Данный метод обеспечивает возможность выбора обучаемым пути
движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций,
делегирует модульной программе некоторые функции управления, которые становятся
функциями самоуправления.
Модульные
программы и модули строятся с целевым назначением информационного материала, с
сочетанием комплексных, интегративных и частных дидактических целей, при
полноте учебного материала, относительной самостоятельности элементов в модуле,
с реализацией обратной связи, при оптимальной передаче информации и
методического обеспечения.
Критерии
содержания модулей предполагают диагностичность целей, адекватность учебного
материала целям, организацию познавательной деятельности и перспективное
использование ее результатов, иерархичность структуры опыта, значимость
контролируемых характеристик и открытость диагностики.
Модульная
система организации учебно-воспитательного процесса, ориентируясь на развитие
ребенка, предполагает в начале каждого цикла деятельности обязательность
мотивационного этапа. Взаимосвязанные, они обеспечивают переход от знаний к
умениям. Многократно повторяющаяся учебная деятельность учащихся в ходе
самостоятельной работы на адекватном и индивидуализированном уровне сложности и
трудности учебного материала переводит умения в навыки. На всех этапах учитель
выступает как организатор и руководитель процесса, а ученик выполняет роль
самостоятельного исследователя последовательности проблем, разрешение которых
приводит к заранее определенной структуре знаний, умений и навыков. Создание
природосообразной структуры деятельности является промежуточной задачей в формировании
общей системы общеучебных умений и навыков, служащих развитию ребенка[6].
Особенности
модульного обучения в Казахстане:
-содержание
обучения представляется в законченных, самостоятельных комплексах - модулях,
одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по ее
усвоению. Дидактическая цель формулируется для учащегося и содержит в себе
указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его
усвоения.
-взаимодействие
педагога и обучающегося в учебном процессе осуществляется на принципиально иной
основе - с помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение
обучающимися определенного уровня предварительного подготовленности к каждой
педагогической встрече;
-сама суть
модульного обучения требует неизбежного соблюдения паритетных,
субъект-субъектных взаимоотношений между педагогом и обучающимся в учебном
процессе.
Модульный
подход имеет массу преимуществ по сравнению с традиционным учебным процессом
как для учащихся, так и для преподавателей.
Преимущества
для учеников:
-учащиеся
точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после
изучения модуля;
-учащиеся
могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои
способности;
-учебный
процесс сконцентрирован на ученике, а не на преподавателе.
Преимущества
для учителей:
-учитель
имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах
обучающихся;
-учитель
своевременно идентифицирует проблемы в обучении;
-учитель
выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления учащихся,
активизации их внимания, мышления и памяти, активизации нужных реакций,
оказании всевозможной помощи учащимся.
Основные
трудности для учащихся:
-ученики
должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей;
-ученики
должны выполнять большой объем самостоятельной работы;
-ученики
сами несут ответственность за свое обучение.
Основные
трудности для учителей:
-учителям
трудно изменить привычный образ мыслей и действий, так как им необходимо
отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником ученика в
достижении поставленных целей;
-учителю
необходимо изменить структуру и стиль своей работы для обеспечения активной,
самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого ученика [7].
Таким
образом, задача современной школы Республики Казахстан – научить ученика
осваивать свой и общественный опыт, сделать его компетентным в решении
проблемных ситуаций. Решению этой задачи способствует организация
учебного процесса по модульной технологии обучения. Блочная подача материала
предполагает его разделение на определенные, законченные по смыслу части.
Модуль - это определенный вид работы, который выполняютучащиеся. Методическая
сущность модульной технологии - это предоставление учащемуся центрального
места в системе «учитель- ученик».
При
систематическом использовании данной технологии реализуются всенавыки «само»
учащихся: самообучение, самоопределение, самоконтрольсамооценка, самоанализ,
самореализация. А рейтинговая система оценкизнаний позволяет учащимся реально
оценить уровень своих достижений.
1.
Жанпеисова М.М. Модульная технология как средство развития ученика.-Алматы, 2001
2. Закон
Республики Казахстан "Об образовании" от 07.06.1999г. № 389-1,
#"mailto:markin@chemwood.dcn-asu.ru">markin@chemwood.dcn-asu.ru
3. Сайт
электронной библиотеки - http://bibliofond.ru/view.aspx?id=6053
4. Ахметова
Н.А. Сущность технологии модульного обучения. // Творческая педагогика. 2001. №
1. – С. 69-74
5. Кудебаева
Г. С. Влияние модульного обучения на формирование педагогических знаний
студентов -Алматы , 2000
6. Проворова
О.Г. Принципы модульного обучения: Методическая разработка для преподавателей-
Красноярск, 2006
7. Шамова
Т.И. Модульное обучение: сущность, технология. - “Биология в школе”,1994 № 5
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.