Главная / Русский язык и литература / Научная статья на тему "Читательские стратегии на уроке литературы"

Научная статья на тему "Читательские стратегии на уроке литературы"

О. Н. Сафонова,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №68»

г. Барнаула


Читательские стратегии на уроке литературы


Главная задача филолога-педагога – помочь школьнику научиться самостоятельно вступать в диалог с автором и его произведением.

Долгое время школа основывалась на традиционном подходе обучения, сущность которого заключается в том, что на уроке ведущую роль играет учитель, преобладает монологическая форма общения, ставится единственная цель – получение знаний. С. Ю. Курганов указывает на то, что при таком подходе «учитель одинок на уроке».

В современной школе осуществляется переход от традиционного подхода обучения к системно-деятельностному, в основе которого лежит диалог, равноправие учителя и учеников, их совместная деятельность на уроке.

При системно-деятельностном подходе зарождаются новые формы и методы работы на уроках словесности, входит такое понятие, как «читательская стратегия».

Впервые о наличии «стратегий, которые управляют, ведут процесс чтения, восприятия и понимания читаемого материала заговорили в 70 гг. XX в. в рамках психолингвистики (К. Гудман, П. Колерс)». В настоящее время известно более ста стратегий.

Обобщающим, центральным понятием является термин «учебные стратегии».

Учебные стратегии – это «набор действий, которые предпринимает обучающийся для того, чтобы облегчить обучение, сделать его эффективнее, результативнее, быстрее, приятнее, нацелить и приблизить деятельность ученика к своим собственным целям».

Обобщив понятия «читательских стратегий», данных в работах И. О. Загашева, Н. Н. Сметанниковой, И. А. Зимней, можно дать следующее определение «читательским стратегиям». Читательские стратегии – это набор действий, сознательно используемых на уроках словесности при организации непосредственной работы с текстом.

Учебные стратегии имеют множество классификаций, основанных на разных критериях и основаниях. На основании использования наглядности на уроке читательские стратегии подразделяются на две группы:

  1. Читательские стратегии, предполагающие заполнение таблиц.

  1. «Вопросительные слова».

  2. «Толстый и тонкий вопрос».

  3. «Таблица-синтез».

  4. «З – Х – У» (Знаю – Хочу узнать - Узнал).

  5. «До и после».

  6. «Модель Фрейера».

  1. Читательские стратегии с созданием различных графических изображений.

  1. «Дерево предсказаний».

  2. «Ромашка вопросов».

  3. «ИНСЕРТ».

  4. «Фишбон».

  5. «Пузыри».

  6. «Магнит».

  7. «Проблема - решение».

  8. «За персонажем».

Данная классификация может помочь учителю при выборе читательской стратегии для применения ее на уроке словесности в зависимости от поставленной цели.

Ярким примером использования читательской стратегии на уроке литературы является применение стратегии «Шесть шляп мышления» на уроке внеклассного чтения в 6 классе при изучении рассказа В. Железникова «Первое письмо».

В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение «put on your thinking hat (cap)» (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Э. де Боно предлагает «поразмыслить» шестью различными способами.

На уроке данная стратегии реализуется следующим образом: школьники делятся на шесть групп. Каждой группе принадлежит шляпа определенного цвета, в соответствии с которой ученикам и предстоит поразмыслить над произведением.

Белая шляпа – мыслим фактами, без эмоций, без субъективных оценок. Учитель задает следующие вопросы: Каков сюжет этого рассказа? О чем он? Перечислите персонажей произведения, назовите их имена. Расскажите о каждом персонаже в общем. Какие истории рассказывает бабушка Кате? Сколько раз приезжает Володя? Что он привозит Кате? Как Володе удается уложить Катю спать? Что думает бабушка, когда Володя перестает писать? Как поступает Катя, чтобы помочь бабушке? Кто находит письмо Кати? Таким образом, у учащихся складывается общее впечатление от произведения.

Желтая шляпа - позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и аргументировать, почему они являются позитивными. Ученики, работавшие на уроке в этой шляпе, выражали свои симпатии Кате, ее бабушке и дяде Володе, находили фрагменты текста, подтверждающие «положительность» этих персонажей: «Больше всего с Катей возилась, конечно, бабушка <…> она рассказывала Кате истории из жизни своего сына Володи. <…> А он сделал удивлённое лицо и отвечает: «Новое? Ах, новое! Я его одолжил на денёк приятелю. К нему гости из деревни приехали, вот и захотелось ему покрасоваться в новом пальто».

Надев черную шляпу, ученики определяют, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, почему так произошло. В рассказе В. Железникова «Первое письмо» школьникам не понравился папа Кати. Доказывая свою точку зрения, они зачитывали следующие строки произведения: «Отец говорил, что это нежности. Он был сторонником сурового воспитания. <…> Отец даже накричал на Катю и гневно сверкнул на неё глазами…»

Красная шляпа – это эмоциональная шляпа. Школьники связывают изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. В процессе работы над произведением у шестиклассников изменилось отношение к отцу Кати, негативные эмоции сменились сочувствием.

Зеленая шляпа – это творческое мышление. На уроке внеклассного чтения ученикам была дана возможность «переиграть» сюжет произведения. Школьники размышляли над рядом вопросов: Как вы думаете, почему бабушка вместо сказок рассказывает Кате истории о своем сыне Володе? Как могла поступить Катя, когда бабушка расстраивалась, думая о своем сыне? Имел ли право отец Кати читать ее письмо, адресованное Володе? Что происходит с отцом Кати после прочтения этого письма? А что было бы, если он его не прочел? Из вопросов видно, что эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале.

Синяя шляпа – это философская, обобщающая шляпа. Ученики, мыслящие в «синем» русле, стараются обобщить высказывания других «шляп», сделать выводы, найти обобщающие параллели. Так, учащиеся 6 класса в конце урока пришли к заключению, что первый самостоятельный поступок – важное и ответственное дело, совершить которое может только решительный человек. Кроме этого, школьники отметили важность воспитания, которое дают родители своим детям.

Подобным образом учителем-словесником могут быть применены читательские стратегии на уроке литературы при изучении художественного произведения. Используя читательские стратегии, учитель-словесник решает одну из главных задач литературного образования – формирование и развитие культуры читательского восприятия и понимания феноменов литературы как явлений искусства.


Литература


  1. Загашев И. Лекция 1. Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма: Стратегия «Чтение с остановками» / И. Загашев // Библиотека в школе: Приложение к газете «Первое сентября». – М., 2004. – 1 – 15 сентября (№ 17). – с. 57 – 61.

  2. Загашев И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма: Лекция 8. Учеб. стратегии развития письменной речи / И. Загашев // Библиотека в школе: Приложение к газете «Первое сентября». – М., 2004. – 16 – 31 декабря (№ 24). – с. 52 – 56.

  3. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. – М., 1989. – 127 с.: ил.

  4. Лавлинский С. П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход. – М., 2003. – 384 с. Слов. – 4-е изд., стер. – М., 1997. – 832 с.

  5. Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / Авт. – сост.: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М., 2008. – 200 с.

  6. Сметанникова Н. Н. Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности). – М., 2005. – 512 с.



Научная статья на тему "Читательские стратегии на уроке литературы"
  • Русский язык и литература
Описание:

         Главная задача филолога-педагога – помочь школьнику научиться самостоятельно вступать в диалог с автором и его  произведением.

       В современной школе осуществляется переход от традиционного подхода обучения к системно-деятельностному, в основе которого лежит диалог, равноправие учителя и учеников, их совместная деятельность на уроке.

 

При системно-деятельностном подходе зарождаются новые формы и методы работы на уроках словесности, входит такое понятие, как «читательская стратегия».

В данной статье осуществляется обзор стратегий чтения и письма, приводится пример реализации стратегии "Шесть шляп мышления" на уроке внеклассного чтения по произведению В.Железникова "Первое письмо".

 

Автор Сафонова Ольга Нодаровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 511
Номер материала 29285
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓