Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыНаучная статья на тему "Читательские стратегии на уроке литературы"

Научная статья на тему "Читательские стратегии на уроке литературы"

Скачать материал

О. Н. Сафонова,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №68»

г. Барнаула 

 

Читательские стратегии на уроке литературы

 

Главная задача филолога-педагога – помочь школьнику научиться самостоятельно вступать в диалог с автором и его  произведением.

Долгое время школа основывалась  на традиционном подходе обучения, сущность которого заключается в том, что на уроке ведущую роль играет учитель, преобладает монологическая форма общения, ставится единственная цель –  получение знаний. С. Ю. Курганов указывает на то, что при таком подходе «учитель одинок на уроке».

В современной школе осуществляется переход от традиционного подхода обучения к системно-деятельностному, в основе которого лежит диалог, равноправие учителя и учеников, их совместная деятельность на уроке.

При системно-деятельностном подходе зарождаются новые формы и методы работы на уроках словесности, входит такое понятие, как «читательская стратегия».

Впервые о наличии «стратегий, которые управляют, ведут процесс чтения, восприятия и понимания читаемого материала  заговорили в 70 гг. XX в.  в рамках психолингвистики (К. Гудман, П. Колерс)».  В настоящее время известно более ста стратегий. 

Обобщающим, центральным понятием является термин «учебные стратегии».

Учебные стратегии – это «набор действий, которые предпринимает обучающийся для того, чтобы облегчить обучение, сделать его эффективнее, результативнее, быстрее, приятнее, нацелить и приблизить деятельность ученика к своим собственным целям».

Обобщив   понятия «читательских стратегий», данных в работах И. О. Загашева,     Н. Н. Сметанниковой, И. А. Зимней, можно дать следующее определение «читательским стратегиям».  Читательские стратегии – это набор действий, сознательно используемых на уроках словесности при организации непосредственной работы с текстом.

 Учебные стратегии имеют множество классификаций, основанных на  разных критериях и основаниях. На основании использования наглядности  на уроке читательские стратегии подразделяются на две группы:

1.      Читательские стратегии, предполагающие заполнение таблиц.

a)                  «Вопросительные слова».

b)                 «Толстый и тонкий вопрос».

c)                  «Таблица-синтез».

d)                 «З – Х – У» (Знаю – Хочу узнать - Узнал).

e)                   «До и после».

f)                  «Модель Фрейера».

2.      Читательские стратегии с созданием различных графических изображений.

a)                  «Дерево предсказаний».

b)                 «Ромашка вопросов».

c)                  «ИНСЕРТ».

d)                 «Фишбон».

e)                  «Пузыри».

f)                  «Магнит».

g)                 «Проблема - решение».

h)                 «За персонажем».

Данная классификация может помочь учителю при выборе читательской стратегии для применения ее на уроке словесности в зависимости от поставленной цели. 

Ярким примером использования читательской стратегии на уроке литературы является применение стратегии «Шесть шляп мышления» на уроке внеклассного чтения в 6 классе  при изучении рассказа В. Железникова «Первое письмо».

В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение «put on your thinking hat (cap)» (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Э. де Боно предлагает «поразмыслить» шестью различными способами.

На уроке данная стратегии реализуется следующим образом: школьники делятся на шесть групп. Каждой группе принадлежит шляпа определенного цвета, в соответствии с которой ученикам и предстоит поразмыслить над произведением.

Белая шляпа – мыслим фактами, без эмоций, без субъективных оценок. Учитель задает следующие  вопросы: Каков  сюжет этого рассказа? О чем он? Перечислите персонажей произведения, назовите их имена.  Расскажите о каждом  персонаже в общем.  Какие истории рассказывает бабушка Кате? Сколько раз приезжает Володя? Что он привозит Кате? Как Володе удается уложить Катю спать? Что думает бабушка, когда Володя перестает писать? Как поступает Катя, чтобы помочь бабушке? Кто находит письмо Кати? Таким образом, у учащихся складывается общее впечатление от  произведения. 

Желтая шляпа - позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и  аргументировать, почему они являются позитивными. Ученики, работавшие на уроке в этой шляпе, выражали свои симпатии Кате, ее бабушке и дяде Володе, находили фрагменты текста, подтверждающие «положительность» этих персонажей: «Больше всего с Катей возилась, конечно, бабушка <…> она рассказывала Кате истории из жизни своего сына Володи. <…> А он сделал удивлённое лицо и отвечает: «Новое? Ах, новое! Я его одолжил на денёк приятелю. К нему гости из деревни приехали, вот и захотелось ему покрасоваться в новом пальто».    

Надев черную шляпу, ученики определяют, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, почему так произошло. В рассказе В. Железникова «Первое письмо» школьникам не понравился папа Кати. Доказывая свою точку зрения, они зачитывали следующие строки произведения: «Отец говорил, что это нежности. Он был сторонником сурового воспитания. <…> Отец даже накричал на Катю и гневно сверкнул на неё глазами…»

Красная шляпа – это эмоциональная шляпа. Школьники связывают изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. В процессе работы над произведением у шестиклассников изменилось отношение к отцу Кати, негативные эмоции сменились сочувствием.

Зеленая шляпа – это  творческое мышление. На уроке внеклассного чтения ученикам была дана возможность «переиграть» сюжет произведения. Школьники размышляли над рядом вопросов: Как вы думаете, почему бабушка вместо сказок рассказывает Кате истории о своем сыне Володе?  Как могла поступить Катя, когда бабушка расстраивалась, думая о своем сыне? Имел ли право отец Кати читать ее письмо, адресованное Володе? Что происходит с отцом Кати после прочтения этого письма? А что было бы, если он его не прочел?  Из вопросов видно, что эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале.

Синяя шляпа – это  философская, обобщающая шляпа. Ученики, мыслящие  в «синем» русле, стараются обобщить высказывания других «шляп», сделать  выводы, найти обобщающие параллели. Так, учащиеся 6 класса в конце урока пришли к заключению, что первый самостоятельный поступок – важное и ответственное дело, совершить которое может только решительный человек. Кроме этого, школьники отметили важность воспитания, которое дают родители своим детям.

Подобным образом учителем-словесником могут быть применены читательские стратегии на уроке литературы при изучении художественного произведения. Используя читательские стратегии, учитель-словесник решает одну из главных задач  литературного образования – формирование и развитие культуры читательского восприятия и понимания феноменов литературы как явлений искусства.

 

Литература

 

1.        Загашев И. Лекция 1. Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма: Стратегия «Чтение с остановками» /  И. Загашев // Библиотека в школе: Приложение к газете «Первое сентября». – М., 2004. – 1 – 15 сентября (№ 17). – с. 57 – 61.

2.        Загашев И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма: Лекция 8. Учеб. стратегии развития письменной речи / И. Загашев // Библиотека в школе: Приложение к газете «Первое сентября». – М., 2004. – 16 – 31 декабря (№ 24). – с. 52 – 56. 

3.        Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. – М., 1989. – 127 с.: ил.

4.        Лавлинский С. П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход. – М., 2003. – 384 с. Слов. – 4-е изд., стер. – М., 1997. – 832 с.

5.        Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / Авт. – сост.: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М., 2008. – 200 с.

6.        Сметанникова Н. Н. Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности). – М., 2005. – 512 с.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Научная статья на тему "Читательские стратегии на уроке литературы""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Экономист по планированию

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

         Главная задача филолога-педагога – помочь школьнику научиться самостоятельно вступать в диалог с автором и его  произведением.

       В современной школе осуществляется переход от традиционного подхода обучения к системно-деятельностному, в основе которого лежит диалог, равноправие учителя и учеников, их совместная деятельность на уроке.

 

При системно-деятельностном подходе зарождаются новые формы и методы работы на уроках словесности, входит такое понятие, как «читательская стратегия».

В данной статье осуществляется обзор стратегий чтения и письма, приводится пример реализации стратегии "Шесть шляп мышления" на уроке внеклассного чтения по произведению В.Железникова "Первое письмо".

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 863 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2467
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3169
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 606
    • DOCX 27.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Григорьева Ольга Нодаровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Григорьева Ольга Нодаровна
    Григорьева Ольга Нодаровна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 11352
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Мини-курс

Эффективные стратегии текстовых коммуникаций в бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методики воспитания и развитие в СПО

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Методические навыки и эффективность обучения школьников на уроках литературы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе