Инфоурок Другое Другие методич. материалыНаучная статья на тему "Формирование профессиональныхкомпетенций по заочной форме обучения"

Научная статья на тему "Формирование профессиональныхкомпетенций по заочной форме обучения"

Скачать материал

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ

Аюпов Владимир Шамильевич,

преподаватель отделения гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Государственного образовательного учреждения

Среднего профессионального образования

«Новокузнецкий горнотранспортный колледж»

г. Новокузнецк Кемеровской области

 

Немаловажное значение для формирования профессиональных компетенций будущих специалистов имеет получение ими специального образования, которое осуществляется на базе средних профессиональных учебных заведений. Студенты указанных учебных заведений овладевают практическими навыками своей будущей профессии, приобретая теоретические знания о профессии на лекционных занятиях и закрепляя полученные знания на лабораторно-практических занятиях, а также в период учебно-ознакомительной и производственной практик.

Одной  из форм подготовки специалистов, получающих диплом о среднем профессиональном образовании, является заочная форма обучения.

Данная форма обучения наряду с аудиторными занятиями предполагает наличие самостоятельной деятельности студентов-заочников. Такая деятельность в основном осуществляется в период между сессиями. Цель указанной деятельности заключается в том, чтобы обучающиеся самостоятельно овладевали учебным материалом, как тем, который преподается им в процессе аудиторных занятий, так и специально предусмотренным учебной нагрузкой для самостоятельного изучения.

Учитывая  то обстоятельство, что большая часть часов согласно календарно-тематическим планам учебных дисциплин, преподаваемых в рамках заочной формы обучения в период сессий, отводится именно на самостоятельное изучение, необходимо организовывать работу студентов-заочников в данном направлении так, чтобы самостоятельная деятельность студентов проходила более качественно, а изучаемый самостоятельно материал усваивался бы надлежащим образом.

На сегодняшний день формы организации самостоятельной деятельности студентов-заочников следующие: это межсессионные консультации по выполнению письменных работ, в частности, контрольных, курсовых, а также дипломных работ. Данные консультации проводятся согласно расписанию, устанавливаемому в межсессионный период, и преследуют цель ввести обучающихся в курс преподаваемых им дисциплин уже в плане конкретной работы: определение темы указанных работ, консультирование по вопросам, касающимся актуальности темы, составление плана данного вида работ, рекомендации по подбору и изучению учебной и специальной литературы. 

Однако самостоятельная деятельность студента сводится не только к изучению материала для письменных работ. Как было сказано выше, большая часть часов согласно календарно-тематическим планам учебных дисциплин, преподаваемых в период сессий, отводится на самостоятельное изучение. Представляется, что необходимо расширить содержание межсессионных консультаций в направлении организации самостоятельной работы обучающихся по преподаваемым им дисциплинам в период сессий для того, чтобы самостоятельное изучение учебного материала шло не спонтанно и хаотично, а более организованно. С этой целью представляется целесообразным ориентировать студентов-заочников в ходе проведения с ними аудиторных занятий на более активное изучение материала в ходе самостоятельной деятельности, чтобы у них возникали вопросы, которые можно будет разрешать в ходе проведения специальных межсессионных консультациях по вопросам, возникающим при самостоятельном изучении преподаваемых в сессионный период учебных дисциплин. На наш взгляд, данная форма межсессионных консультации должна будет способствовать более глубокому изучению учебного материала обучающимися по заочной форме, что в свою очередь должно облегчить им усвоение данного материала в период сессий во время аудиторных занятий, а также во время написания письменных работ. Представляется несомненным также и то обстоятельство, что указанное выше усовершенствование содержания проводимых межсессионных консультаций будет более качественно способствовать формированию профессиональных компетенций будущих специалистов, обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях.

В качестве примеров организации самостоятельной работы студентов-заочников можно привести организацию данного вида работы в Московской государственной юридической академии (МГЮА). И хотя указанное учебное заведение относится к разряду высших учебных заведений, тем не менее, надо полагать, что предлагаемая ниже схема организации самостоятельной деятельности студентов вполне может быть применена и в средних специальных учебных заведениях. Так, в период учебно-экзаменационных сессий данного учебного заведения каждому студенту вручается полный комплект всей необходимой учебой и учебно-методической литературы, поскольку, уезжая с сессии, студент должен знать весь объем работы, который ему предстоит выполнить в межсессионный период, иметь необходимые сведения о литературе по каждому предмету, о практических и семинарских занятиях, о письменных работах. Преподаватель строит свою работу с учетом специфики состава студентов закрепленной за ним группы (учитывается место проживания, профессиональная деятельность студентов группы, общая их подготовка и так далее). Проблема «дойти до каждого студента» может быть успешно решена, если к этому будет привлечен весь преподавательский состав и работа эта будет в центре внимания кафедр и деканатов. Основная форма межсессионной работы – проверка и рецензирование письменных (курсовых и контрольных) работ. Хорошо организуемые собеседования и защиты позволяют добиться более глубокого усвоения студентами учебного материала. Серьезную помощь студентам в написании письменных работ оказывают обзорные письма, подготовленные кафедрами, о типичных, наиболее часто встречающихся в студенческих курсовых и контрольных работах недостатках. В данных письмах суммируются типичные недостатки, даются соответствующие рекомендации по их устранению. Писать обзорные письма следует оперативно – по первым поступившим работам; они должны быть невелики по объему (не более 4-6 страниц печатного текста), хорошо продуманными и конкретными по содержанию и быстро доводиться до сведения студентов, ибо данные письма служат хорошим подспорьем для подготовки студентов к экзаменам и зачетам. Следующая форма организации самостоятельной работы студентов-заочников в межсессионный период, практикуемая в данном институте – индивидуальные консультации. Их расписание доводится до всех студентов на учебно-экзаменационных сессиях и включаются в план межсессионной работы. Студент должен знать своего преподавателя по предмету, место, время, способ проведения им консультаций. Время консультаций подбирается так, чтобы оно было удобно для студентов (субботы, вечерние времена в обычные дни). Хорошо организованные индивидуальные консультации дают преподавателю возможность оказать реальную помощь студентам в самостоятельном изучении соответствующей дисциплины, проконтролировать его работу над предметом, выяснить трудности, с которыми сталкивается студент при изучении предмета, дать ему необходимые советы или консультации. Названные, и другие формы помощи студентам в условиях заочной формы обеспечивают высокое качество подготовки специалистов.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Научная статья на тему "Формирование профессиональныхкомпетенций по заочной форме обучения""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Овощевод

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Предлагаемая научная статья "Формирование профессиональных компетенций по заочной форме обучения" раскрывает содержание самостоятельной деятельности студентов, обучающихся по заочной форме обучения, которая осуществляется в межсессионный период. Цель указанной статьи заключается в исследовании содержания самостоятельной деятельности студентов, ее роли в формировании профессиональных компетенций учащихся. В настоящей статье приводится пример организации самостоятельной деятельности студентов-заочников, осуществляемый на базе одного из учебных заведений.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 895 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.02.2020 112
    • DOCX 39 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Халимова Асият Салимсолтановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 77449
    • Всего материалов: 232

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 283 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 846 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 473 человека из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 319 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 151 человек

Мини-курс

Судебные процессы и взыскание убытков: правовые аспекты и процедуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Основы искусствознания

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стартап: стратегия, развитие, и инвестиции

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе