Каширина
С.В.,
преподаватель
русского языка и литературы
высшей
квалификационной категории, к.п.н.
Читательская
конференция как одна из форм развития коммуникативных УУД в урочной и
внеурочной деятельности.
Современная система образования, развивающаяся
в условиях внедрения и реализации ФГОС, понимается как процесс
целенаправленного формирования и становления социально активной, творческой
личности, «способной к саморазвитию и личностному самоопределению»[4]. ФГОС выдвигает требование к формированию
универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных,
регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной
учебной деятельности обучающихся. Учитывая тот факт, что «формирование УУД
является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все
предметные области и внеурочную деятельность» [4], мы все же позволим себе
обозначить особую роль развития коммуникативных УУД в образовательной системе.
Очевидно, что проблема формирования
коммуникативной компетенции учащихся становится приоритетной и требует
скорейшего разрешения. Во-первых, «повышается
научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных
идей Стандартов второго поколения»[5]. Во- вторых, коммуникативные
УУД являются неотъемлемой частью формирования общепредметных компетенций в
целом и языковых в частности. В- третьих, «содержание
и способы коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции
поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему
представлений о себе…». [3].
Каковы же
концептуальные основы формирования коммуникативных УУД? Наряду с существующими
традиционными формами, которые прививают коммуникативные навыки на уроках и
внеурочной деятельности, определяются и разрабатываются новые.
Читательская
конференция, на наш взгляд, пока еще не популярная, но очень эффективная образовательная
форма, которую можно рассматривать и как вид учебного, и внеучебного взаимодействия.
Конечный результат данной деятельности предполагает развитие всех видов
универсальных учебных действий. Остановимся на личностных и коммуникативных
компетенциях.
Личностные
универсальные учебные действия включают в себя «готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их
мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы
значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок…»[4].
Коммуникативные компетенции формируются через умение учащихся вступать в
диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемных вопросов, строить
правильные взаимоотношения с участниками, имеющими принципиально другую
позицию, уважать и считаться с мнением других людей и т.д. Мы убеждены, что читательская
конференция способствует развитию перечисленных универсальных учебных действий,
потому что в процессе подготовки и проведения конференции формируется навык
самостоятельной деятельности учащихся на всех его этапах, осознанное отношение
к чтению предлагаемой литературы, ее восприятию и обсуждению, определяется дальнейший
индивидуальный подход к выбору книг для чтения. Кроме того, данная форма работы
«непосредственно и опосредованно влияет на формирование или коррекцию
ценностных личностных установок благодаря диалогу между читателем и автором,
между самими участниками конференции»[1]. Как диалогическая или дискуссионная форма,
а значит, как особая форма коммуникативного процесса, читательская конференция «отвечает
потребности человека в глубоком личностном контакте и развивает способность
критически мыслить»[5].
Следует отметить значимость читательской
конференции в плане формирования и развития предметных и метапредметных универсальных
учебных действий. Если говорить о развитии предметных УУД, то читательская конференция
способствует закреплению таких способностей, как работа с критической
литературой, анализ художественного текста, выразительное чтение, сравнение,
сопоставление, обобщение. Несомненно, что учащиеся овладевают целым комплексом
специфических УУД, полученных на уроках литературы и при подготовке к
читательской конференции.
Значимость
развития метапредметных УУД при использовании данной формы работы огромна, так
как они включают в себя «освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике…» [4].
Уже с подготовки учащихся к конференции начинается процесс формирования и
«накопления» определенных УУД. Каждый этап, который проходит участник
конференции, от целеполагания, планирования, смыслового чтения, отбора
материала, сбора информации до самостоятельного построения и выступления
способствует развитию метапредметных УУД.
Учитывая, что основой любой
конференции является дискуссия, развитие коммуникативных способностей, как
правило, происходит через совместное постижение авторской идеи, поиск ответов
на поставленные вопросы и т.д. Такое взаимодействие понимается, как
непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой
признается способность человека «принимать роль другого», «представлять, как
его воспринимает партнер по общению или группа, и, соответственно,
интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия[2]
Процесс формирования
коммуникативных УУД невозможно рассматривать без интеграции урочных и
внеурочных занятий. Эффективность данной интеграции очевидна: активизируется
самостоятельная познавательная деятельность учащихся, коммуникативные и
творческие виды деятельности; в полной мере обеспечивается дифференциация и
индивидуализация обучения. В нашем случае, роль внеурочной деятельности при
подготовке к читательской конференции значительна. Во-первых, используемые
формы внеурочной деятельности интегрируются с уроками литературы, являясь
своеобразным их продолжением. Это чтения-обсуждения, литературные игры, диалоги
и путешествия, литературно-музыкальные композиции, викторины. Во-вторых, подготовка
кадет к читательской конференции чаще всего проходит во внеурочное время, и эту
работу воспитатель выстраивает так, чтобы помочь участникам не только прочитать
произведение (возможно коллективное прочтение), но и понять в процессе
обсуждения смысл отдельных глав, эпизодов. Форма читательской конференции
достаточно строга, чтобы учащиеся отнеслись к работе серьёзно, и достаточно
свободна для высказывания собственных мыслей и формирования собственных
взглядов на книгу. Поэтому коллективные обсуждения помогают «увидеть» проблемы,
обозначенные автором произведения, выявить разное отношение к поступкам и
персонажам, сформировать свою позицию и т.д.
Таким
образом, для решения задачи формирования и развития коммуникативной компетенции
учащихся в современной образовательной системе необходима организация особых
коммуникативных взаимосвязей, педагогических методов и форм, одной из которых является
читательская конференция.
Список использованной
литературы.
1. Данилова
О.А. Читательская конференция для школьников по роману Лоис Лоури «Дающий» -
Екатеринбург,2012
2.
Кашлев
С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие - Минск:
ТетраСистемо, 2011.
3. Ромаданова
Е.В. Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы -
Сергиевск, 2013
4. Федеральный
государственный стандарт основного общего образования / М-во образования и
науки Рос.Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
5.
Хаюц О.Ю. Средства формирования
коммуникативных универсальных учебных действий в основной школе. -
Железнодорожный, 2012.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.