Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыНаучная статья Читательская конференция как одна из форм развития коммуникативных УУД в урочной и внеурочной деятельности.

Научная статья Читательская конференция как одна из форм развития коммуникативных УУД в урочной и внеурочной деятельности.

Скачать материал

Каширина С.В.,

 преподаватель русского языка и литературы

 высшей квалификационной категории, к.п.н.

 

Читательская конференция как одна из форм развития коммуникативных УУД в урочной и внеурочной деятельности.

 

Современная система образования,  развивающаяся в условиях внедрения и реализации ФГОС, понимается как процесс целенаправленного формирования и становления социально активной, творческой личности, «способной к саморазвитию и личностному самоопределению»[4]. ФГОС выдвигает требование к формированию универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности  обучающихся. Учитывая тот факт, что «формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность» [4], мы все же позволим себе обозначить особую роль развития коммуникативных  УУД  в образовательной системе.  

 Очевидно, что проблема формирования коммуникативной компетенции учащихся становится приоритетной и требует скорейшего разрешения. Во-первых, «повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения»[5]. Во- вторых, коммуникативные УУД  являются неотъемлемой частью формирования общепредметных компетенций в целом и языковых  в частности. В- третьих, «содержание и способы коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе…». [3].

 Каковы же концептуальные основы формирования коммуникативных УУД?  Наряду с существующими традиционными формами, которые прививают коммуникативные навыки на уроках и внеурочной деятельности,  определяются и разрабатываются новые.  

Читательская конференция, на наш взгляд, пока еще не популярная, но очень эффективная образовательная форма, которую можно рассматривать и как вид учебного, и  внеучебного  взаимодействия.  Конечный результат данной деятельности предполагает развитие всех видов универсальных учебных действий. Остановимся на личностных и коммуникативных компетенциях.

Личностные универсальные учебные действия включают в себя «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок…»[4]. Коммуникативные компетенции  формируются через умение учащихся вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемных вопросов, строить правильные взаимоотношения с участниками, имеющими принципиально другую позицию, уважать и считаться с мнением других людей и т.д.  Мы убеждены, что читательская конференция способствует развитию перечисленных универсальных учебных действий, потому что в процессе подготовки и проведения конференции формируется навык самостоятельной деятельности учащихся на всех его этапах, осознанное отношение к чтению предлагаемой литературы, ее восприятию и обсуждению, определяется дальнейший индивидуальный подход к выбору книг для чтения. Кроме того, данная форма работы «непосредственно и опосредованно влияет на формирование или коррекцию ценностных личностных установок благодаря  диалогу между читателем и автором, между самими участниками конференции»[1]. Как диалогическая или дискуссионная форма, а значит, как особая форма коммуникативного процесса, читательская конференция «отвечает потребности человека в глубоком личностном контакте и развивает  способность критически мыслить»[5].

  Следует отметить значимость читательской конференции  в плане формирования и развития предметных и метапредметных универсальных учебных действий. Если говорить о развитии предметных УУД, то читательская конференция способствует закреплению таких  способностей,  как работа с критической литературой, анализ художественного текста, выразительное чтение, сравнение, сопоставление, обобщение. Несомненно, что учащиеся овладевают целым комплексом специфических УУД, полученных  на уроках литературы и при подготовке к читательской конференции.

Значимость развития метапредметных УУД при использовании данной формы работы огромна, так как они включают в себя «освоенные обучающимися  межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике…» [4]. Уже с подготовки учащихся к конференции начинается процесс формирования  и «накопления» определенных  УУД. Каждый этап, который проходит участник конференции, от целеполагания,  планирования, смыслового чтения, отбора материала, сбора информации до  самостоятельного построения и выступления  способствует  развитию метапредметных УУД.  

Учитывая, что основой  любой конференции является  дискуссия,   развитие коммуникативных способностей, как правило, происходит  через совместное постижение авторской идеи, поиск ответов на поставленные вопросы и т.д. Такое  взаимодействие понимается,  как непосредственная межличностная коммуникация,  важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», «представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и, соответственно, интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия[2]  

Процесс формирования коммуникативных УУД невозможно рассматривать без интеграции урочных и внеурочных занятий.  Эффективность данной интеграции очевидна: активизируется самостоятельная познавательная деятельность учащихся, коммуникативные и творческие виды деятельности; в полной мере обеспечивается дифференциация и индивидуализация обучения.  В нашем случае, роль внеурочной деятельности  при подготовке к читательской конференции  значительна. Во-первых, используемые формы внеурочной деятельности интегрируются с уроками литературы, являясь своеобразным их продолжением. Это чтения-обсуждения, литературные игры, диалоги и путешествия, литературно-музыкальные композиции, викторины. Во-вторых, подготовка кадет к читательской конференции чаще всего проходит во внеурочное время, и эту работу воспитатель выстраивает так, чтобы помочь участникам не только прочитать произведение (возможно коллективное прочтение), но и понять в процессе обсуждения смысл отдельных глав, эпизодов. Форма  читательской конференции достаточно строга, чтобы учащиеся отнеслись к работе серьёзно, и достаточно свободна для высказывания собственных мыслей и формирования собственных взглядов на книгу. Поэтому коллективные обсуждения помогают «увидеть» проблемы, обозначенные автором произведения, выявить разное отношение к поступкам и персонажам, сформировать свою позицию и т.д.

   Таким образом, для решения задачи формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся  в современной образовательной системе необходима организация особых коммуникативных взаимосвязей, педагогических методов и форм, одной из которых является читательская конференция.

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1.     Данилова  О.А. Читательская конференция для школьников по роману Лоис Лоури «Дающий» - Екатеринбург,2012

2.     Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие - Минск: ТетраСистемо, 2011. 

3.     Ромаданова Е.В. Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы -  Сергиевск, 2013

4.     Федеральный государственный стандарт  основного общего образования / М-во образования и науки  Рос.Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

5.     Хаюц О.Ю. Средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий в основной школе. - Железнодорожный, 2012.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Научная статья Читательская конференция как одна из форм развития коммуникативных УУД в урочной и внеурочной деятельности."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Овощевод

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Для решения задачи формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся  в современной образовательной системе необходима организация особых коммуникативных взаимосвязей, педагогических методов и форм, одной из которых является читательская конференция.

Форма  читательской конференции достаточно строга, чтобы учащиеся отнеслись к работе серьёзно, и достаточно свободна для высказывания собственных мыслей и формирования собственных взглядов на книгу. Поэтому коллективные обсуждения помогают «увидеть» проблемы, обозначенные автором произведения, выявить разное отношение к поступкам и персонажам, сформировать свою позицию и т.д.

Вашему вниманию представлена статья на тему: «Читательская конференция как одна из форм развития коммуникативных УУД в урочной и внеурочной деятельности».

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 115 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по русскому языку на тему "Глаголы переходные и непереходные" (6 класс)
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Словообразование. Орфография. Культура речи
  • 06.10.2020
  • 311
  • 6
«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 451
    • DOCX 30.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Каширина Светлана Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Каширина Светлана Викторовна
    Каширина Светлана Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 16116
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 253 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 334 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 705 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Мини-курс

Галерейный бизнес: медиа, PR и cотрудничество

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Нейропсихология в школе: путь к успеху и благополучию детей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 54 человека

Мини-курс

Родительство

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 12 регионов