Главная / Русский язык и литература / Научная статья Читательская конференция как одна из форм развития коммуникативных УУД в урочной и внеурочной деятельности.

Научная статья Читательская конференция как одна из форм развития коммуникативных УУД в урочной и внеурочной деятельности.

Каширина С.В.,

преподаватель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории, к.п.н.


Читательская конференция как одна из форм развития коммуникативных УУД в урочной и внеурочной деятельности.


Современная система образования, развивающаяся в условиях внедрения и реализации ФГОС, понимается как процесс целенаправленного формирования и становления социально активной, творческой личности, «способной к саморазвитию и личностному самоопределению»[4]. ФГОС выдвигает требование к формированию универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся. Учитывая тот факт, что «формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность» [4], мы все же позволим себе обозначить особую роль развития коммуникативных УУД в образовательной системе.

Очевидно, что проблема формирования коммуникативной компетенции учащихся становится приоритетной и требует скорейшего разрешения. Во-первых, «повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения»[5]. Во- вторых, коммуникативные УУД являются неотъемлемой частью формирования общепредметных компетенций в целом и языковых в частности. В- третьих, «содержание и способы коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе…». [3].

Каковы же концептуальные основы формирования коммуникативных УУД? Наряду с существующими традиционными формами, которые прививают коммуникативные навыки на уроках и внеурочной деятельности, определяются и разрабатываются новые.

Читательская конференция, на наш взгляд, пока еще не популярная, но очень эффективная образовательная форма, которую можно рассматривать и как вид учебного, и внеучебного взаимодействия. Конечный результат данной деятельности предполагает развитие всех видов универсальных учебных действий. Остановимся на личностных и коммуникативных компетенциях.

Личностные универсальные учебные действия включают в себя «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок…»[4]. Коммуникативные компетенции формируются через умение учащихся вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемных вопросов, строить правильные взаимоотношения с участниками, имеющими принципиально другую позицию, уважать и считаться с мнением других людей и т.д. Мы убеждены, что читательская конференция способствует развитию перечисленных универсальных учебных действий, потому что в процессе подготовки и проведения конференции формируется навык самостоятельной деятельности учащихся на всех его этапах, осознанное отношение к чтению предлагаемой литературы, ее восприятию и обсуждению, определяется дальнейший индивидуальный подход к выбору книг для чтения. Кроме того, данная форма работы «непосредственно и опосредованно влияет на формирование или коррекцию ценностных личностных установок благодаря диалогу между читателем и автором, между самими участниками конференции»[1]. Как диалогическая или дискуссионная форма, а значит, как особая форма коммуникативного процесса, читательская конференция «отвечает потребности человека в глубоком личностном контакте и развивает способность критически мыслить»[5].

Следует отметить значимость читательской конференции в плане формирования и развития предметных и метапредметных универсальных учебных действий. Если говорить о развитии предметных УУД, то читательская конференция способствует закреплению таких способностей, как работа с критической литературой, анализ художественного текста, выразительное чтение, сравнение, сопоставление, обобщение. Несомненно, что учащиеся овладевают целым комплексом специфических УУД, полученных на уроках литературы и при подготовке к читательской конференции.

Значимость развития метапредметных УУД при использовании данной формы работы огромна, так как они включают в себя «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике…» [4]. Уже с подготовки учащихся к конференции начинается процесс формирования и «накопления» определенных УУД. Каждый этап, который проходит участник конференции, от целеполагания, планирования, смыслового чтения, отбора материала, сбора информации до самостоятельного построения и выступления способствует развитию метапредметных УУД.

Учитывая, что основой любой конференции является дискуссия, развитие коммуникативных способностей, как правило, происходит через совместное постижение авторской идеи, поиск ответов на поставленные вопросы и т.д. Такое взаимодействие понимается, как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», «представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и, соответственно, интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия[2]

Процесс формирования коммуникативных УУД невозможно рассматривать без интеграции урочных и внеурочных занятий. Эффективность данной интеграции очевидна: активизируется самостоятельная познавательная деятельность учащихся, коммуникативные и творческие виды деятельности; в полной мере обеспечивается дифференциация и индивидуализация обучения. В нашем случае, роль внеурочной деятельности при подготовке к читательской конференции значительна. Во-первых, используемые формы внеурочной деятельности интегрируются с уроками литературы, являясь своеобразным их продолжением. Это чтения-обсуждения, литературные игры, диалоги и путешествия, литературно-музыкальные композиции, викторины. Во-вторых, подготовка кадет к читательской конференции чаще всего проходит во внеурочное время, и эту работу воспитатель выстраивает так, чтобы помочь участникам не только прочитать произведение (возможно коллективное прочтение), но и понять в процессе обсуждения смысл отдельных глав, эпизодов. Форма читательской конференции достаточно строга, чтобы учащиеся отнеслись к работе серьёзно, и достаточно свободна для высказывания собственных мыслей и формирования собственных взглядов на книгу. Поэтому коллективные обсуждения помогают «увидеть» проблемы, обозначенные автором произведения, выявить разное отношение к поступкам и персонажам, сформировать свою позицию и т.д.

Таким образом, для решения задачи формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся в современной образовательной системе необходима организация особых коммуникативных взаимосвязей, педагогических методов и форм, одной из которых является читательская конференция.





Список использованной литературы.

  1. Данилова О.А. Читательская конференция для школьников по роману Лоис Лоури «Дающий» - Екатеринбург,2012

  2. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие - Минск: ТетраСистемо, 2011.

  3. Ромаданова Е.В. Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы - Сергиевск, 2013

  4. Федеральный государственный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос.Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

  5. Хаюц О.Ю. Средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий в основной школе. - Железнодорожный, 2012.




Научная статья Читательская конференция как одна из форм развития коммуникативных УУД в урочной и внеурочной деятельности.
  • Русский язык и литература
Описание:

Для решения задачи формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся  в современной образовательной системе необходима организация особых коммуникативных взаимосвязей, педагогических методов и форм, одной из которых является читательская конференция.

Форма  читательской конференции достаточно строга, чтобы учащиеся отнеслись к работе серьёзно, и достаточно свободна для высказывания собственных мыслей и формирования собственных взглядов на книгу. Поэтому коллективные обсуждения помогают «увидеть» проблемы, обозначенные автором произведения, выявить разное отношение к поступкам и персонажам, сформировать свою позицию и т.д.

Вашему вниманию представлена статья на тему: «Читательская конференция как одна из форм развития коммуникативных УУД в урочной и внеурочной деятельности».

 

 

Автор Каширина Светлана Викторовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 441
Номер материала 33559
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓