Главная / Русский язык и литература / Научная статья "Организация урока-диалога в системе интегрированных уроков".

Научная статья "Организация урока-диалога в системе интегрированных уроков".


Каширина С.В.,

преподаватель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории, к.п.н.


Организация урока-диалога в системе интегрированных уроков.


Эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.

Современный урок формирования представлений и знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. В этом случае используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, диалоги и дискуссии. Формы работы разнообразны: групповая, фронтальная, парная, индивидуальная. На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности учащегося.

Осознание уроков истории, литературы, обществознания как диалога все более утверждается в современной методике преподавания гуманитарных наук в школе.

Актуальность исследования природы диалога в связи с возможностями и перспективами его развития и практического применения на уроках очевидна. Диалог в обучении, или учебный диалог, может пониматься, как своеобразная форма общения, как взаимодействие между людьми в условиях учебной ситуации, осуществляющееся в разных речевых формах. В процессе использования этих форм на уроке происходит информационный обмен между всеми участниками диалога и регулируются их взаимоотношения. По мнению М.М. Бахтина, истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно открывающими истину, в процессе их диалогического общения.

Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия. Задача преподавателя заключается в том, чтобы помочь учащемуся увидеть в общей проблеме то индивидуальное решение, которое соприкасается с его личными проблемами и размышлениями, поэтому основная часть учебного диалога, обсуждение проблем, вопросов, ситуаций, является ключевой в решении поставленных задач.

Диалогичность урока, обсуждение разных взглядов, сопоставление точек зрения, спор, дискуссия ведут обучающихся к более глубокому пониманию темы и восприятию изучаемых произведений, которое, всегда оставаясь личностным, все ближе и ближе приближается вместе с тем к постижению объективного смысла слова писателя. 
Форма урока-диалога может относиться к типу уроков обучения умениям и навыкам, закрепления и совершенствования знаний, формирования нового проблемного видения.

В основе урока-диалога лежат идеи сотрудничества и «диалога культур». Урок может рассматриваться с разных позиций:

- как диалог различных научных точек зрения на решение «вечных вопросов» бытия;

- как диалог преподавателя и обучающегося в качестве равных собеседников;

- как диалог учащегося с учащимся в качестве носителей разных подходов и точек зрения;

- как внутренний диалог учащегося-мыслителя с самим собой (взгляд на проблему с точки зрения современника).

Урок-диалог чаще всего имеет цель формирования нетрадиционного взгляда на изучаемые проблемы. При этом решаются задачи развития и воспитания.

Задачи развития:

- аналитического мышления, особенно на этапе постановки проблемы и нахождения путей их решения;

- творческих способностей;

- коммуникации и речевой культуры;

- интереса к изучаемым предметам.

Воспитательные задачи:

- формирование, развитие и воспитание творческой, инициативной и самостоятельно мыслящей личности.

Преподаватель руководит диалогом, направляет его, допускает плюрализм мнений и дает свободу суждениям. Чтобы урок соответствовал обозначенной форме, преподавателю нужно провести предварительную работу с учащимися для того, чтобы научить их «парадоксальному разуму культуры». Имеется в виду, что следует научить их грамотно излагать личную точку зрения, терпимо относиться к возражениям и критике, уметь разворачивать положения своей позиции, уметь четко и последовательно выстраивать аргументацию. В связи с этим выделим ряд условий, без учета которых диалог не может быть эффективен:

- предмет обсуждения должен давать принципиальную возможность рассмотрения его с альтернативных точек зрения;

- важно направлять диалог в конструктивное русло, избегая переключения на другие темы;

- обязательно соблюдать правила ведения диалога между всеми его участниками;

- организовать процесс обсуждения, чтобы не оставлять без внимания явные противоречия в высказываниях отдельных участников диалога, нелогичность их рассуждений, а также неаргументированные или необоснованные мнения. 

Таким образом, в центре содержания урока находятся участники образовательного процесса как носители смыслов - контекстов мышления, поведения и отношений. Учебный предмет, да и само учебное занятие, рассматриваются не сами по себе, а в соответствии с задачей определения их роли и места в широком контексте жизни учащихся. Цель такого урока - накопление опыта диалога как опыта целостного восприятия, интерпретации, понимания и создания смысла, отраженного в тексте. Возможности интегрированного урока-диалога мы рассматриваем в данном случае как возможность «встречи» разных суждений, мировоззрений и ее рефлексии, как возможность индивидуального и коллективного сотворчества.

 Работу на данном уроке можно представить как смену трех этапов деятельности: презентационно - ориентировочного, коллективно-аналитического и рефлексивно-творческого. В связи с этим отметим, что существует разная структура урока-диалога, последовательность элементов которой может меняться и использование всех структурных элементов на каждом уроке не является обязательным.

Рассмотрим отдельные структурные части, которые мы считаем важными в уроке-диалоге:

1. Вхождение в диалог. Для того чтобы учебный диалог состоялся, необходимо предварительно подготовить его участников. Во-первых, требуется эмоционально-психологическая настройка. Преподаватель объясняет специфику формы работы, снимает поведенческие барьеры и т.д. Во-вторых, следует обсудить организационные вопросы (регламент диалогического урока, время и очередность выступлений и т. п.). В-третьих, важно провести предметную (содержательную) подготовку, чтобы учащиеся владели учебным знанием, имели материал для дискуссии. При вхождении в диалог применяют несколько приемов. Например, опережающее домашнее задание, как установку на проблему, или предварительное обсуждение вопроса в малых группах.

Опережающее домашнее задание предоставляет возможность учащимся создать «ответный текст». Учебный материал рассматривается участником диалога в контексте его разнообразных трактовок и одновременно объективной культурной значимости. Учащийся учится трансформировать учебный материал в субъективный текст культуры и представлять контекст мышления в разнообразных формах, в том числе и в форме презентации.
Таким образом, необходимым элементом структуры урока-диалога является предварительное пояснение вопроса, проблемы, ситуации. Вводную часть обычно строят так, чтобы актуализировать имеющиеся у участников диалога сведения, ввести нужную новую информацию, пробудить интерес к предмету.

2. Работа в группах (свободный обмен мнениями). Основная часть учебного диалога является ключевой в решении поставленных задач (обсуждении проблем, вопросов, ситуаций). Участники диалога представляют разные концепции, точки зрения, отстаивают свою позицию и интерпретируют учебный материал. Происходит обмен идеями, мнениями. Проблема, которая возникает в этой части урока, - это проблема понимания разных культурных смыслов, субъективных языков самовыражения. Цель данного этапа - формирование диалогического отношения как способа постижения смысла. И учебный предмет, и сама личность, и ее высказывание, и коллективное общение предстают как отражение культуры, «встроенной» в общую систему культуры и систему отношений.
Основное средство удержания внимания и развития диалога — это вопросы, их вправе задавать все участники обсуждения. Однако именно ведущий, часто эту функцию берет на себя преподаватель, способен создать интерактивную ситуацию, вызвать ответную реакцию. Также преподаватель может использовать такие приемы активизации мыслительной деятельности учащихся, как:

а) резюме сказанного по основной теме дискуссии;

б) панорамный обзор представленных данных, фактических сведений;

в) суммирование того, что уже обсудили, и определение вопросов, подлежащих дальнейшему рассмотрению;

г) повторение, переложение сложных высказываний;

д) анализ хода обсуждения материала.

3. Рефлексия, связанная с пониманием изучаемого на уроке материала, а также к собственной деятельности на уроке, анализ характера соавторства.

Преподаватель ставит перед участниками диалога задачи нового, более сложного уровня, связанные с пониманием изучаемого на уроке материала. Это может быть система вопросов, связанных с подведением содержательных итогов, обобщением сказанного или задания творческого характера. Выводы, которые формулируются по ходу урока и по окончании разговора, должны быть краткими, емкими и должны охватывать весь спектр идей-мнений. Для проведения итоговой рефлексии можно использовать такие вопросы:
1. Ответили ли мы на вопрос, поставленный в начале диалога?
2. В чем мы не достигли успеха и почему?
3. Отклонялись ли мы от темы?
4. Все ли принимали участие в обсуждении?
5. Были ли факты нарушения порядка во время ведения диалога? Кем и когда?
В системе уроков-дискуссий выводы предыдущего урока могут стать отправной точкой для перехода к следующей теме. Тогда отдельный урок становится составной частью педагогической деятельности диалогического типа.
Выполнение творческих задач также является структурным элементом урока-диалога. В этом случае перед учащимися ставятся нестандартные задачи и предлагаются разные виды технологий для их решения.


Список литературы.


1. Брагина М.А. Интегрированный урок: суть, возможности, методика // Журнал  « История и обществознание в школе» № 10, 2012 г. с. 12-14.

2.Баварин Н.И. Начала анализа и математическое моделирование в естествознании и экономике. - М:, Просвещение 2010г.

3. Новик Л.В. Интегрированные уроки в школе // Компьютерные инструменты в образовании, - СПб: Изд-во ЦПО «Информатизация образования», 2010, №9 с. 39-47 .

4.Мельникова Е.Л. Проблемный диалог как средство самореализации учителя. Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011. № 3. С.48-49.

5.Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. Образовательная система "Школа 2100" - качественное образование для всех. Сборник материалов.- М., Баласс. 2010. С.144-180.

6.Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. Образовательные технологии. Сборник материалов. - М., Баласс, 2008. С. 5-55.

7.Мельникова Е.Л. Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе. Образовательная система "Школа 2100". Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования. Сборник материалов -.М., Баласс, 2009. С. 164-283.

8. Браже Т.Г.,Шаманова Т.И. Межпредметная интеграция и её роль в повышении качества знаний и развитии школьников.//Наука и школа -1996 №5
9.Зарецкая И.,Тарников И.Интеграционный урок в системе гуманитарного образования .// Школа- 1999-№4.
10. Ю. И. Дик. Интеграция учебных предметов. Современная педагогика.-2008.-№9
11. Е. А. Глинская. Межпредметные связи в обучении. – 3-е издание.- Тула: инфо 2007
12. Коложевари И., Соченикова Л. Как организовать интегрированный урок?// Народное образование-1996-№1
13. Е. Ю. Сухаревская. Технология интегрированного урока. Практическое пособие для учителей/ 2-е издание – Ростов на Дону: РПИ, 2007

14. Интегрированное обучение: организация учебных диалогов. // РЯШ № 5, 1999



Научная статья "Организация урока-диалога в системе интегрированных уроков".
  • Русский язык и литература
Описание:

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

  Диалог выступает не как запланированная ситуация на учебном занятии, а как способ жизнедеятельности субъектов в образовании. Под диалогом понимается «определенная коммуникативная среда, заключающая в себе механизм становления личности».

 

Автор Каширина Светлана Викторовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 458
Номер материала 34332
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓