Инфоурок География Другие методич. материалыНаучная работа "Страницы истории Детского Дома №2 г. Вольска"

Научная работа "Страницы истории Детского Дома №2 г. Вольска"

Скачать материал

Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся

«Шаги в науку».

 

 



Направление: краеведение


Тема: «Страницы истории

Детского дома №2 г.Вольска».


Палутина Юлия МОУ СОШ №3 г. Вольска Саратовской области, 9 класс.

 

 

 

Научный руководитель:
Палутина Т.Б., учитель истории и обществознания

МОУ СОШ №3.

 

 

 

 

 

 

г. Обнинск, 2013/2014 учебный год

Аннотация.

Данная работа представляет собой изучение истории Детского Дома №2 г. Вольска. Исследование проводилось в ходе проекта «Подарим тепло и заботу детям». Работая над проектом, возник интерес к истории данного учреждения.

Важно, что при написании работы автор самостоятельно проводит поиск нужной информации, работает с архивами Детского дома, проводит социологический опрос, берёт интервью у окружающих. Отобрав нужные документы, фотографии, проанализировав, помещает их в работу.

Проведённая работа способствовала выработке навыка исследования, систематизации и обобщения полученных знаний; воспитанию гражданственности, патриотизма, ответственности и гордости за свою малую родину.

Abstract.
This work is a study of the history of the orphanage № 2 Vol'sk . The study was conducted during the project " Give a warm and caring for children ." Working on the project , an interest in the history of the institution .
It is important that when you write yourself , the author conducts a search of the necessary information , working with archives Orphanage , Sociological surveys , interviewing others. After selecting the desired documents, photographs , analyzed , put them to work.
The work carried out contributed to the development of research skills , systematization and synthesis of knowledge; citizenship education , patriotism , responsibility and pride in their small home .

 

 

Содержание.

Введение.

1.Страницы истории.

2.Данные социологического опроса по проблеме.

3.«Слёт 100».

4.Благотворительность.

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

…Нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать.

Ф. Тютчев

Введение.

В этом учебном году наш класс работает над проектом «Подарим тепло и заботу детям». В рамках проекта мы оказываем помощь дошкольным учреждениям нашего города, в частности подшефным детским садам «Ласточка» и «Сказка». Помощь  заключается в следующем:

 очищение  прилегающей к детским садам территории от листьев и мусора;

оформление детских площадок;

организация и проведение игр, конкурсов для детей,  как в помещении, так и на свежем воздухе.

Особое внимание в рамках проекта также  уделяем шефской работе в детском доме №2 г. Вольска.  Осенью текущего года мы объявили и провели школьную акцию «Протяни руку помощи детям», в ходе которой собрали игрушки, канцелярские товары для воспитанников детского дома. Еженедельно ребята нашего класса посещают данное учреждение. Приносим гостинцы, играем, рисуем, гуляем с детьми, проводим конкурсы, эстафеты. В апреле планируем сооружение детских  деревянных конструкций  для ребят при помощи Вольского лесничества. В частности, большое внимание уделяем семье №4, в которой проживают 10 ребятишек 3 – 5 лет.  Их мамы находятся в женской колонии нашего города, отбывая срок за различные преступления в течение 5 – 7 лет. Дети живут в хороших условиях, материально обеспечены, однако для них  важно общение с новыми людьми. Мы, в свою очередь, пытаемся помочь, принося детям радость, заряд энергии и эмоций.

Посещая детский дом, нам захотелось узнать историю его становления и развития. Администрация и воспитатели детского дома охотно предоставили нам всю интересующую нас информацию.

Цель работы: изучение истории развития детского дома №2 г. Вольска.

Задачи:

выяснить время и причины открытия детского дома;

познакомиться с архивными документами данного учреждения;

показать значимость существования детского дома;

проследить судьбу его выпускников;

определить важность общения подростков с воспитанниками детского дома.

Объект исследования – детский дом №2 г. Вольска.

Предмет исследования  - место данного учреждения в истории нашего города.

Актуальность изучения заявленной темы связана с учетом насущных потребностей современного общества, в частности с необходимостью изучения региональной истории с целью  формирования чувства гордости за свою малую родину.

Страницы истории Детского Дома№2.

 Ознакомившись с архивным материалом, я выяснила, что ГОУ «Детский дом №2» г. Вольска  является одним из старейших образовательных учреждений Саратовской области для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

История детского дома уходит своими корнями в далёкий 1943 год. И это не случайно. Это время невозможно было пережить без проявления сострадания и милосердия.  Шесть долгих месяцев вывозил Яков Антонович  Мегердичев (в будущем директор детского дома №2) 370 испанских детишек из осажденной Одессы в Саратовскую область  через Херсон, Запорожье, Краснодар. Где на пароходе, где на поезде, а то и просто пешком. В 1943 году Якова Антоновича назначили директором Вольского детского дома, который тогда размещался в двух плохо отапливаемых деревянных домах рядом с базаром. Дети голодали, спали, не раздеваясь. Первым делом новый директор приобрел лошадь, что было делом нелегким: практически весь гужевой транспорт отправили в действующую армию, даже в селе лошадей почти не осталось. Сами начали заготавливать дрова. Завели подсобное хозяйство, небольшой свинарник. Он объединил ребят в 5 строительных и 2 транспортные бригады. Уже летом 1944 года появились новые дома под жилье. Потом были клуб со зрительным залом на 350 мест, 2-этажный корпус мастерских, прачечная, спортивный зал, летний лагерь отдыха, который даже превосходил городской пионерский лагерь "Цементник". Все это сотворили мальчишки и девчонки своими руками.

В 1979 году детский дом был реорганизован в общеобразовательную 8-летнюю школу-интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.   В 1981 году школа-интернат преобразована  в  смешанный детский дом №2.

2001 год. Смешанный детский дом реорганизован в Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №2» г. Вольска.  

С 1999 года    руководит учреждением Заслуженный учитель России Пенькова Татьяна Васильевна.

Сегодня в детском доме  живут и воспитываются    65 человек, из которых 5 человек дети – сироты, остальные 60 человек, оставшиеся без попечения родителей. В эту категорию входят дети, родители которых лишены родительских прав, находятся в розыске, в местах лишения свободы.

Большая работа проводится по защите прав и законных интересов воспитанников. Все дети, достигшие 14-летнего возраста, имеют паспорта. Закреплённую жилую площадь имеют  21 чел. Гарантию предоставления жилого помещения имеют 44 чел. На всех воспитанников открыты сберегательные книжки, на лицевые счета которых своевременно поступают алименты и пенсии.

 35 мальчиков и 30 девочек в возрасте от 3 до 18 лет проживают в 6 разновозрастных семьях-группах по 10-12 человек.   Основной принцип формирования семьи - сохранение родственных связей. Условия жизни воспитанников максимально приближены к домашним. Каждая семья оборудована современной мебелью, теле - видео  аппаратурой и бытовой техникой. 

Воспитанием детей занимаются высококвалифицированные педагоги, люди с живыми душами. Они вместе с ребятами постоянно участвуют в мероприятиях и конкурсах  городского, регионального,  федерального уровня (неоднократно занимали призовые места в областном и городском фестивале детского творчества «Созвездие»,  1 место в областном конкурсе «Семья года-2008»). На базе детского дома работают секции карате, общей физической подготовки. Занятия проходят в новом спортивном комплексе, оснащённом современным спортивным оборудованием. Команда легкоатлетов участвовала и побеждала не только в городских, но и в областных соревнованиях (2008 год - областная спартакиада по лёгкой атлетике среди воспитанников детских домов – воспитанники детского дома №2  заняли  3 место). Ежегодно ребята также  принимают  участие в соревнованиях «Лыжня России», городских соревнованиях по армрестлингу, карате. Воспитанница Мамкаева Кристина является членом сборной команды Саратовской области по лёгкой атлетике.

В детском доме есть и свои традиции.  Одной из них является духовой оркестр. Оркестр - это своеобразная «визитная карточка» данного учреждения. Это единственный в городе детский коллектив духовой музыки. Руководит оркестром выпускник детского дома1958 года -  Шульгин Ян Григорьевич, сын которого играет в этом же оркестре, продолжая дело отца (см. приложение)

 Покупка дорогих музыкальных инструментов для оркестра стала возможной благодаря помощи волонтёров.

Большую работу по воспитанию патриотизма, гражданственности и позитивного отношения к службе в РА оказывает шефская работа, проводимая курсантами Вольского высшего военного училища тыла.

Одним из показателей эффективности воспитательной работы является отсутствие побегов, самовольных уходов  и правонарушений среди воспитанников.

Вывод: детский дом №2 является одним из старейших учреждений города Вольска. Можно по праву гордиться историей и традициями, выпускниками детского дома.

Социологический опрос.

В ходе проводимого мною исследования захотелось узнать мнение окружающих о проекте. Вот некоторые из них.

«Я считаю, что общение наших детей с детишками детского дома приносит пользу. Вы делаете нужное  дело, несёте детям добро». (Тишкина Е.А. - родительница)

«Сейчас  у подростков один интерес – компьютер. Посещение детского дома очень полезно, с целью формирования гуманности, милосердия по отношению к маленьким воспитанникам детского дома». ( Оргинова Н.А. – родительница)

«Каждую неделю я с удовольствием бегу к малышам в детский дом. Мне нравится с ними возиться. Они милые, добрые. Я бы взяла маленького Диму себе домой на воспитание. (Неговорова Дарья, ученица 9а класса)

«Вначале  я стеснялся идти в детский дом. Но сходив туда однажды, я понял, как здорово играть, мастерить что – то с ребятнёй. Мне понравилось. Теперь я хожу к ним каждую неделю.  Особенно я подружился с мальчиком Бахтаваром». (Кабанов Данила, ученик 9а класса)

«Я вижу, как загораются глаза моих детей от общения с малышами детского дома. Сколько положительных эмоций испытывают и маленькие, и большие дети. Мы действительно дарим тепло и заботу детям». (Палутина Т.Б., классный руководитель 9а класса)

Как видим, выразили своё мнение люди разного возраста и жизненных позиций, но все они  говорят о необходимости и важности нашего совместного проекта.

Сегодня в современном мире много эгоизма, людской чёрствости, зла. «Эрой равнодушия», порой, называют наш век. Живя в постиндустриальном обществе, люди подобно винтикам огромной машины, стремительно мчатся вперёд. Порой некогда остановиться, оглянуться по сторонам. Может кто – то попал в беду и нуждается в помощи. Да, повсюду успешно работают различные благотворительные организации, но важно, чтобы  каждый из нас внёс свою лепту,  оказав  помощь нуждающимся детям.  Подобные социальные проекты дают уроки любви, являются своеобразной ступенью во взрослую жизнь, даже вчерашние хулиганы учатся жертвовать собой.

Далее работая по проекту, я провела социологический опрос среди обучающихся 8 – 11 классов. Всего было опрошено  157 респондентов.  Для них я подготовила следующие вопросы:

Как вы думаете, чего больше в современном мире – добра или зла?

Кто больше воспитывает современное поколение?

Почему дети попадают в детские дома?

Что вы знаете о детских домах нашего города?

Взяли бы вы ребёнка из детского дома на воспитание?

Результаты оказались следующими.

1)             67%  - считают, что преобладает  добро, 33% – зло;

2)             34% - полагают, что воспитывает детей интернет, 27% - улица, 20% - родители, 19% - школа;

3)             в детские дома попадают по причине безответственности родителей, считают-58%, гибели родителей – 42%;

4)              знают, что есть несколько детских домов в нашем городе – 46%, не знают – 32%, оказывают помощь – 22%;

5)             не возьмут приёмных детей  – 43%, сомневаются  – 33%, возьмут – 24%

Делаем вывод, что большинство респондентов считают, что добра больше в современном мире, чем зла, что нынешнее поколение воспитывает в основном интернет и дети попадают в детские дома  по причине безответственности родителей; про детские дома респонденты знают мало; приёмных детей брать боятся, ссылаясь в основном на плохую наследственность.

«Слёт сто».

В ходе проекта мы  решили изучить историю детского дома №2 более детально, познакомиться с судьбами его выпускников, доказать значимость данного учреждения в деле воспитания подрастающего поколения. Работники детского дома, в частности воспитатель 4 семьи, с которой мы сотрудничаем, Носкова Наталья Николаевна,  отдавшая воспитанию детей без малого 30 лет, посоветовала нам обратиться к сайту « Слёт сто», на котором размещена интересующая нас информация. Первоначально, мы нашли информационное письмо. Вот его содержание: «Добрый день! Я разыскиваю воспитанников детского дома №2  города Вольска Саратовской области. В этом году директору детского дома Якову Антоновичу Мегердичеву исполнилось бы 100 лет. Это был выдающийся педагог, который отдал воспитанию детей всю свою жизнь и умер за рабочим столом.  Каждые 4 года при жизни директора, которого дети всегда называли не иначе как – «батя», отец, бывшие воспитанники собирались на слёт. Они приезжали со своими детьми, внуками мужьями и женами. Это был настоящий праздник! В этом году мы собираем слет бывших воспитанников спустя 43 года. Нас уже больше 500 человек, но многих мы найти не можем! Пожалуйста, помогите нам. Слёт состоится в городе Вольске Саратовской области в конце июля». (Мегердичева Анна Яковлевна, дочь)

Л. Самохина: "На мой взгляд,  детский дом дал мне хорошее воспитание, и в нем я приобрела такие качества, как доброта, взаимопомощь, умение добиваться в жизни всего  самостоятельно,  уважение к людям, понимание прекрасного, любовь к спорту. Все это в жизни мне очень пригодилось благодаря моим воспитателям: Н. Д. Тумановой, Н. Ф. Борщевой, Н. К. Карелиной. И, конечно же, самому главному педагогу-отцу с большой буквы - МЕГЕРДИЧЕВУ ЯКОВУ АНТОНОВИЧУ".

 О. Баран (Долганова): "Детдом № 2 - это мое детство, юность, познание прекрасного, верности, отзывчивости и всего хорошего, что во мне есть.

 B. Безручкин: "Я рад, что у многих ребят все в жизни хорошо, это заслуга нашего ОТЦА. Я горжусь тем, что мне от него много хорошего досталось!!! Он не только своих детей воспитал, но и чужих как своих, это очень редкие люди. Светлая память ему…"

Вывод. Спустя годы, воспитанники детского дома не забывают своих наставников, тех, кто вложил в них душу, дал путёвку во взрослую жизнь.

Обращаясь к страницам истории детского дома №2, мы получили доступ к старым фотографиям 50 – 60 годов, в которых отражена жизнь, традиции, судьба выпускников. Мы узнали, что ежегодно дети отдыхали в местном лагере «Берёзка», где для них устраивали соревнования по волейболу, праздники, смотры песен, шахматные турниры. Также, дети бывали на отдыхе в санаториях на Чёрном море, ездили в Польшу, так как у детского дома налажены связи с польским военным училищем, есть дети, матери которых находятся в польской колонии. Дети регулярно контактируют с ветеранами войны и труда, поддерживается тесная связь с выпускниками детского дома. В детском доме работают кружки, где дети своими руками изготавливают чудесные поделки: вазы, сувениры, шкатулки и пр.  Бывает даже так, что в детском доме празднуются свадьбы. Они приходят, не забывают, возвращаются. Кроме того, дети в этом детском доме действительно участвуют в самоуправлении. Присутствуют на совещаниях, учатся слушать людей и общаться с ними. Словом, подход к воспитанию детей тут далеко не формальный. Дети здесь не просто воспитываются. Их здесь любят и дают возможность полноценно развиваться, делая для этого все возможное. Детский дом жил и живёт активной жизнью, выполняя важную  функцию – воспитание детей, оставшихся без попечения родителей (см. приложение).

Окунувшись в будни детского дома, мы поняли, насколько важно уделять внимание этим малышам. Для нас – подростков 15 лет это хорошая школа нравственного  воспитания.  Здорово осознавать, что  ты приносишь пользу обществу, «топишь лёд равнодушия» (см. приложение).

Благотворительность.

Большую помощь детскому дому оказывают различные учреждения, частные лица по всей стране. К примеру, «Волонтёры в помощь детям – сиротам. Благотворительный фонд».16.05.2011г.

Как обычно, по мере накопления и сбора вещей  организаторы регулярно развозят их по заведениям. В детский дом №2 города Вольска  отвезли предметы личной гигиены, моющие средства. А также игрушки, вещи и новую обувь. Дети очень ценят помощь и подарки, т.к. воспитатели всегда не просто раздают игрушки или вещи, а делают это в качестве поощрения (за учебу, за уборку, за поведение, за участие в мероприятиях заведения и т.д.)

Спасибо большое, что есть такие неравнодушные люди  (организационный комитет фонда).

Не остаётся в стороне и Православная Церковь. Ежегодно в детском доме №2 проводится праздник  Рождества Христова воспитанниками воскресной школы храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы Вольска. Благочинный Вольского округа протоиерей Алексий Земцов поздравил детей с праздником, рассказал о важности прихода в мир Спасителя.  Дети и взрослые подготовили костюмированное представление и Рождественскую сказку, хор Благовещенской церкви исполнил праздничные песнопения. Ребята, посещающие воскресную школу Благовещенской церкви и воспитанники детского дома,  получили сладкие подарки.

19 февраля текущего года в Информационно-просветительском центре Кафедрального собора во имя Живоначальной Троицы Вольска состоялся детский праздник, посвященный Масленичной неделе. Участниками праздника стали воспитанники воскресной школы, воспитанники детского дома №2, прихожане, жители города. Ребята и педагоги подготовили праздничное представление, в котором было выступление   кукольного театра, игры, блины и сладости с горячим чаем.

Добра гораздо больше, чем нам кажется, просто его не видят. Надо только зрение своё сделать благородным, способным замечать труд любви другого человека. С личным равнодушием и неспособностью видеть добро и любовь в людях следует бороться, учась быть благородным и снисходительным, учась христианской мудрости.

 

 

Заключение.

Безусловно, в ходе работы над проектом, нам удалось познакомиться лишь  с отдельными  страницами  истории детского дома №2. Предстоит ещё немалая работа по изучению богатого  прошлого данного учреждения. Однако уже сегодня можно сделать следующие выводы:

1.Детский дом №2 города Вольска – учреждение с уникальной историей.

2.Воспитанники детского дома поддерживают традицию – встречи в «родном доме», спустя многие годы.

3.Сотни неравнодушных людей по всей стране  оказывают благотворительную помощь воспитанникам детского дома.

4.Взаимодействие нашего класса с малышами детского дома способствует формированию чувства ответственности, милосердия и понимания у подрастающего поколения.

Вывод: Таким образом, реализация нашего коллективного проекта «Подарим тепло и заботу детям» имеет огромную социальную значимость в деле нравственного воспитания детей, изучения региональной истории. Мы надеемся, что благодаря таким проектам и мир, и люди вокруг нас станут чище, честнее, благороднее.

 

Данная работа написана на основании архивного материала, предоставленного администрацией Детского дома №2, интервью, социологического опроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Строительство корпусов, мастерских воспитанниками детского дома.

 

 

На отдыхе в лагере «Берёзка» 1975г.

 

 

 

 

 

 

 

Традиции детского дома.

 

 

 

 

Встреча выпускников

 

В гостях у курсантов ВВВУТТ

 

 

 

 

Мы в детском доме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Научная работа "Страницы истории Детского Дома №2 г. Вольска""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Маркетолог

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Представленная работа была написана в ходе реализации проекта "Подарим тепло и заботу детям".  Мы с ребятами моего, ныне 11 класса  с 2011 года посещаем  детский дом, у нас возникла идея изучения истории этого учреждения. Выяснилось, что создан он был ещё в 1943 году и первыми воспитанниками стали дети, вывезенные Я. Мегердичевым (впоследствии директор) из осаждённой Украины.

Информацию нам предоставила администрация детского дома (фото-видео документы). Также мы взяли интервью у воспитателей, полученную информацию обработали и поместили в представленную работу.

 Хочется сказать, что такая работа имеет большое значение в деле нравственного воспитания ребят, помогает воспитать в них чувство сострадания, понимания, милосердия.

Думаю, что в каждом городе есть такие учреждения. Навестите их воспитанников. Им очень нужны ваши внимание и забота!

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 269 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа внеурочной деятельности . Математика. 11 класс.
  • Учебник: «Математика (базовый уровень) », Мордкович А.Г., Смирнова И.М.
  • Тема: Глава 4. Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятностей
Рейтинг: 4 из 5
  • 03.10.2020
  • 2995
  • 305
«Математика (базовый уровень) », Мордкович А.Г., Смирнова И.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 608
    • DOCX 6.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Палутина Татьяна Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Палутина Татьяна Борисовна
    Палутина Татьяна Борисовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5108
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 219 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Мини-курс

Основы профессиональной деятельности эксперта в области индивидуального консультирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Теория вероятности и комбинаторика в современной математике

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление запасами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе