Главная / История / Научная работа на тему" Жизнь и творчество Ибрая Алтынсарина"

Научная работа на тему" Жизнь и творчество Ибрая Алтынсарина"

КГУ: Лермонтовская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского р...
Автор: Мукужанова Наргиз
Оценка жизненного и творческого наследия Ибрая Алтынсарина , раскрытие литера...
1 ) Ознакомиться с жизнью и творчеством Ибрая Алтынсарина; 2) Раскрыть духовн...
Если жизнь и деятельность Ибрая Алтынсарина значима для нашего края, то памят...
Ыбырай Алтынсарин Если будете учиться, дети. Свет, как в светильниках, зажжет...
БИОГРАФИЯ Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин - видный казахский педагог-просветитель...
БИОГРАФИЯ После окончания школы работал секретарем у деда, Балгожи Жанбыршыу...
В своей практической деятельности выступил как инициатор создания в Казахстан...
Литературное наследие и педагогическая деятельность Ибрай Алтынсарин  занимал...
  «Киргизская хрестоматия» Алтынсарина по своей идейной направленности служил...
 Создавая учебники, Ибрай,  в то же время, стал одним из замечательных детски...
Памятник Ибраю Алтынсарину
Музей Ибрая Алтынсарина
Исследование было проведено анкетирование среди 33 школьников 5-11 классов Ле...
Исследование было проведено анкетирование среди 33 школьников 5-11 классов Ле...
Исследование было проведено анкетирование среди 33 школьников 5-11 классов Ле...
Итоги исследования: В результате анкетирования среди 33 школьников 5-11 класс...
Итоги исследования № 2 Социологический опрос. Кем является Ибрай Алтынсарин ?...
Учащиеся 9-11 классов хорошо владеют биографией Ибрая Алтынсарина знают его ...
3.Заключение «Школы – главные пружины образования казахов, … в них же будущно...
Завещанием потомкам можно считать стихотворные строки И.Алтынсарина: Строит д...
Наши смелые шаги. Пусть пословица живёт В каждой ясной голове «Честь джигита,...
Спасибо за внимание
1 из 26

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 КГУ: Лермонтовская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского райо
Описание слайда:

КГУ: Лермонтовская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района Тема: Жизнь и творчество Ибрая Алтынсарина

№ слайда 2 Автор: Мукужанова Наргиз
Описание слайда:

Автор: Мукужанова Наргиз

№ слайда 3 Оценка жизненного и творческого наследия Ибрая Алтынсарина , раскрытие литератур
Описание слайда:

Оценка жизненного и творческого наследия Ибрая Алтынсарина , раскрытие литературной ценности и педагогической деятельности его творчества. Цель научной работы :

№ слайда 4 1 ) Ознакомиться с жизнью и творчеством Ибрая Алтынсарина; 2) Раскрыть духовный
Описание слайда:

1 ) Ознакомиться с жизнью и творчеством Ибрая Алтынсарина; 2) Раскрыть духовный мир поэта; 3) Гордиться за историко- литературное наследие казахской литературы; Развивать интерес к творчеству и личности писателя. Для достижения поставленной цели были определены задачи:

№ слайда 5 Если жизнь и деятельность Ибрая Алтынсарина значима для нашего края, то память о
Описание слайда:

Если жизнь и деятельность Ибрая Алтынсарина значима для нашего края, то память о нём сохранится в сердцах Казахстанцев. Гипотеза:

№ слайда 6 Ыбырай Алтынсарин Если будете учиться, дети. Свет, как в светильниках, зажжется.
Описание слайда:

Ыбырай Алтынсарин Если будете учиться, дети. Свет, как в светильниках, зажжется. Все желания ваши Без поисков сбудутся... Давайте, дети, учиться. И выученное в памяти Внимательно закрепим!

№ слайда 7 БИОГРАФИЯ Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин - видный казахский педагог-просветитель, п
Описание слайда:

БИОГРАФИЯ Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин - видный казахский педагог-просветитель, писатель, этнограф, фольклорист. Родился и вырос в Аракарагае Костанайского района Костанайской области. Учился в школе, открытой Оренбургской пограничной комиссией для казахских детей (1850). 

№ слайда 8 БИОГРАФИЯ После окончания школы работал секретарем у деда, Балгожи Жанбыршыулы,
Описание слайда:

БИОГРАФИЯ После окончания школы работал секретарем у деда, Балгожи Жанбыршыулы, работал переводчиком в Оренбургском областном управлении. В 1860 году ему поручили открыть в Оренбургском укреплении (Торгай) школу для казахских детей, заодно определили его преподавателем русского языка в этой школе. 

№ слайда 9 В своей практической деятельности выступил как инициатор создания в Казахстане р
Описание слайда:

В своей практической деятельности выступил как инициатор создания в Казахстане ряда школ для детей степной бедноты и училищ (женских, сельскохозяйственных, ремесленных)

№ слайда 10 Литературное наследие и педагогическая деятельность Ибрай Алтынсарин  занимался 
Описание слайда:

Литературное наследие и педагогическая деятельность Ибрай Алтынсарин  занимался   не только открытием школ, он обращал особое внимание на воспитательную работу в школе и сам учебный процесс. Он использует труды   русских просветителей,  пишет учебные пособия  на казахском языке.

№ слайда 11   «Киргизская хрестоматия» Алтынсарина по своей идейной направленности служила п
Описание слайда:

  «Киргизская хрестоматия» Алтынсарина по своей идейной направленности служила принципу народности и воспитывала детей в духе любви к Родине. В«Руководстве» дано около 500 слов и фраз, взятых из самых различных областей жизни.

№ слайда 12  Создавая учебники, Ибрай,  в то же время, стал одним из замечательных детских п
Описание слайда:

 Создавая учебники, Ибрай,  в то же время, стал одним из замечательных детских писателей.  Его детские книжки очень полюбились детям.  Его бессмертные стихи «Давайте, ребята, будем  учиться»,  «Искусство и знания народа», вошли в сборник  литературных трудов просветителя

№ слайда 13 Памятник Ибраю Алтынсарину
Описание слайда:

Памятник Ибраю Алтынсарину

№ слайда 14 Музей Ибрая Алтынсарина
Описание слайда:

Музей Ибрая Алтынсарина

№ слайда 15 Исследование было проведено анкетирование среди 33 школьников 5-11 классов Лермо
Описание слайда:

Исследование было проведено анкетирование среди 33 школьников 5-11 классов Лермонтовской средней школы

№ слайда 16 Исследование было проведено анкетирование среди 33 школьников 5-11 классов Лермо
Описание слайда:

Исследование было проведено анкетирование среди 33 школьников 5-11 классов Лермонтовской средней школы

№ слайда 17 Исследование было проведено анкетирование среди 33 школьников 5-11 классов Лермо
Описание слайда:

Исследование было проведено анкетирование среди 33 школьников 5-11 классов Лермонтовской средней школы

№ слайда 18 Итоги исследования: В результате анкетирования среди 33 школьников 5-11 классов
Описание слайда:

Итоги исследования: В результате анкетирования среди 33 школьников 5-11 классов выяснилось, не все учащиеся смогли ответить когда была издана казахская хрестоматия, в каком городе была открыта школа для девочек, Но радует то что все учащиеся знают биографию, круг научных интересов писателя, а так же, то, что Ибрай Алтынсарин внес наибольший вклад в педагогику и культурное наследие народов.

№ слайда 19
Описание слайда:

№ слайда 20 Итоги исследования № 2 Социологический опрос. Кем является Ибрай Алтынсарин ? С
Описание слайда:

Итоги исследования № 2 Социологический опрос. Кем является Ибрай Алтынсарин ? С какими произведениями писателя Вы знакомы ? Какие известные люди нашей области были последователями его идей? Как повлияла роль Ибрая Алтынсарина на жизнь знаменитых деятелей Казахстана ?

№ слайда 21 Учащиеся 9-11 классов хорошо владеют биографией Ибрая Алтынсарина знают его про
Описание слайда:

Учащиеся 9-11 классов хорошо владеют биографией Ибрая Алтынсарина знают его произведения переводы стихотворения, а также отвечали на сложные вопросы о последователях его идей которыми являлись наши земляки Бекет Утетлеуов, Ильяс Омаров, Ахмет Байтурсынов , Чокан Уалиханов на жизнь и деятельность которых сильно повлияли наследие и идеи просветителя.

№ слайда 22
Описание слайда:

№ слайда 23 3.Заключение «Школы – главные пружины образования казахов, … в них же будущность
Описание слайда:

3.Заключение «Школы – главные пружины образования казахов, … в них же будущность казахского народа». Ибрай Алтынсарин Более  века назад, так сказал о школе Ибрай Алтынсарин. Именно от этих «пружин», зависит  воспитание   казахстанского патриотизма. Имя  И.Алтынсарина знакомо каждому казахстанцу.

№ слайда 24 Завещанием потомкам можно считать стихотворные строки И.Алтынсарина: Строит дивн
Описание слайда:

Завещанием потомкам можно считать стихотворные строки И.Алтынсарина: Строит дивные - дивные дворцы Умный, знающий народ. Сильный знанием своим, Он уверено живёт. О достоинстве коня Не узнаешь без байги. Пусть услышит мир большой                  

№ слайда 25 Наши смелые шаги. Пусть пословица живёт В каждой ясной голове «Честь джигита, кр
Описание слайда:

Наши смелые шаги. Пусть пословица живёт В каждой ясной голове «Честь джигита, красота – В совершенстве, мастерстве». Уповаю лишь на вас, Радость в сердце затаив, Так примите в добрый час Пожелания мои.  

№ слайда 26 Спасибо за внимание
Описание слайда:

Спасибо за внимание

Научная работа на тему" Жизнь и творчество Ибрая Алтынсарина"
  • История
Описание:

«Алтынсарин ауданы әкімдігінің білім бөлімінің

 « Лермонтов орта мектебі»  КММ-сі

КГУ «Лермонтовская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района »

 

 

 

 

 

Жизнь и творчество Ибрая Алтынсарина

 

 

 

Секция: История

Выполнила: Мукужанова Наргиз

Лермонтовская средняя школа

Костанайская школа

Алтынсаринский район

 

 

 

Научный руководитель: Абдрахманова Маржан Султанбековна

Учитель истории и географии

Классный руководитель

 

 

 

Село им. И.Омарова 2014 год.

Оглавление

1.                Введение_____________________________________________стр.4

2.                Исследовательская часть________________________________стр.5-7

2.1           Биография____________________________________________стр.5-6

2.2           Литературное наследие_________________________________стр.8-11

2.3           Исследование_________________________________________стр.12-15

Анкетирование_____________________________________________стр.12-14

3.                Заключение___________________________________________стр.16-17

4.                Список литературы_____________________________________стр.18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Абстракт

Цель исследования: В оценке жизненного и творческого наследия Ибрая Алтынсарина , в раскрытии литературной ценности и педагогической деятельности его творчества.

Гипотеза: Если жизнь и деятельность Ибрая Алтынсарина значима для нашего села, то память о нем сохранится в сердцах Казахстанцев.

Процедура исследования состояла изанкетирования, с целью выявления у учащихся 5- 11 классов знаний о жизни и творчестве казахского писателя.

Новизна исследования заключается в значимости творческой деятельности Ибрая Алтынсарина для будущего поколения.

На основании полученных данных я пришла к следующему выводу, что Ибрай  Алтынсарин сыграл огромную роль в становлении  просветительской деятельности Казахстана.

Область практического использования результатов работы – используя данные исследования я провела беседу и анкетирование для учащихся 5-11 классов, выступила на школьной конференции, и планирую выступление перед родителями.

 

Абстракт

Зерттеудің мақсаты: Ыбырай Алтынсаринның өмірі мен шығармашылық мұрасына баға беру, оның педагогикалық қызметінің және шығармашылығының әдеби құндылығын айқындау.

Гипотеза: Ыбырай Алтынсариның өмірі мен қызметінің жерлестері үшін маңызы зор. Оның бұл - есімі қазақстандықтардың есінде сақталып қалады деген сөз.

Зерттеудің жаналығы Ыбырай Алтынсаринның шығармашылық қызметінің келер ұрпақ үшін маныздылығы. Алынған деректердің негізінде мен Ыбырай Алтынсарин Қазақстандағы оқу-ағарту ісінің қалыптасуында өлшеусіз зор рөл атқарған деген қорытындыға келдім.

Жұмыс нәтижелерінің іс жүзінде қолданылу аясы  төмендегідей: Зерттеу нәтижелерін пайдалана отырып, 5-11 сынып оқушылары арасында әнгіме, сауалнама жүргіздім, мектепшілік конференцияда сөз сөйледім және ата-аналар алдында сөз сөйлеуді жоспарлап отырмын.

 

 

1.                    Введение

Если будете учиться, дети.

Свет, как в светильниках, зажжется.

Все желания ваши Без поисков сбудутся...

Давайте, дети, учиться.

И выученное в памяти

 Внимательно закрепим!

Ибрай Алтынсарин

 

 

 

Я назвала данную работу «Жизнь и творчество Ибрая Алтынсарина» и посвятила ее первому учителю, переводчику, просветитель, этнографу, общественному деятелю, нашему земляку Ибраю Алтынсарину.

Цель данной работы:

Оценка жизненного и творческого наследия Ибрая Алтынсарина, раскрытие литературной ценности и педагогической деятельности его творчество.

Задачи исследования:

Ознакомиться с жизнью и творчеством Ибрая Алтынсарина, раскрыть духовный мир поэта; познакомиться с жанровым разнообразием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2) Исследовательская часть

2.1 Биография

 

 

 


     Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин - видный казахский педагог-просветитель, писатель, этнограф, фольклорист. Родился и вырос в Аркарагае Костанайского района Костанайской области. Ибрай Алтынсарин  - великий просветитель, педагог, открывший  первую школу   в казахской степи. Выдающаяся личность, всю свою сознательную жизнь  призывал  свой родной народ к знаниям и просвещению.    

Ибрай Алтынсарин, с детства,  стремился к знаниям и не удивительно, что он выбрал путь учителя.   Отец его  - Алтынсары Балгожы умер, когда  Ибраю не  исполнилось и четырёх лет. Алтынсары  воспитывался у своего деда, известного бия Балгожи  Жанбурчина,  состоявшего на службе в Оренбургской пограничной комиссии. Он заранее записал 9-летнего  Ибрая  в  Оренбургскую казахскую школу.  Здесь обучались дети,  родители которых были не просто образованной элитой, но и занимали определенные посты, будучи имперским ставленниками.

После окончания учёбы, Ибрай  успешно  работает  переводчиком. Таким образом,  когда в начале 1860 года открывается  начальная школа для казахских детей, Ибрай сам  просит разрешения  преподавать  в ней.  Именно тогда он написал: « Школа  даёт  казахам знания, будущее казахского народа связано с просвещением».  

Вот так началась просветительско-педагогическая работа, которой он посвятил всю свою жизнь. На средства, собранные народом, при его непосредственном участии были построены школа и интернат, и 8 января 1864 года состоялось торжественное открытие нового здания. 
         Вместе с просветительской и педагогической работой на Ибрая были возложены и другие обязанности. По прямому поручению Оренбургского генерал-губернатора он 4 раза был уездным судьей (1868-1874), а также старшим помощником начальника Торгайского уезда. 
         Приступив к инспекторской службе, Ибрай еще больше оживил учебно-просветительскую работу. В Елекском, Костанайском, Торгайском, Иргизском уездах были поочередно открыты двуклассные русско-казахские школы. Ибрай Алтынсарин помогал в снабжении этих школ книгами.   

         Учитывая кочевой образ жизни народа, Ибрай предложил Российской системе народного просвещения новые оптимальные методы и формы работы. В результате 10 апреля 1888 года в Омске была открыта учительская школа по подготовке преподавателей из числа казахской молодежи.

 Ибрай продолжил эту работу, он приложил много усилий, чтобы открыть училища, готовящие необходимых специалистов по экономике, сельскому хозяйству, различным отраслям художественного ремесла. Он оставил даже завещание, по которому принадлежавшая ему земля могла быть использована под постройку сельскохозяйственного училища, открываемого в Костанае. Исторически важное значение имело открытие Ибраем Алтынсариным женских школ-интернатов в Торгае, Костанае, Карабутаке, Актобе. 
     И. Алтынсарин занимался не только учебно-просветительской работой. Он живо участвовал в общественно-политической жизни, писал статьи, имеющие отношение к науке, образованию, труду, искусству, религии, этнографии. Его художественные работы оказали особое влияние на формирование казахской литературы. Имя Ибрая Алтынсарина встречается во всех уголках Казахстана, его именем названы районы, аулы, учебные заведения, улицы. 

 

 

И. Алтынсарин с учащимися Кустанайского
двухклассного русско-казахского училища 1889г
.

 

 

Первая школа

 

 

Школа—интернат для одаренных детей имени Ибрая Алтынсарина

2.2    Литературные наследие и педагогическая деятельность

Ибрай Алтынсарин  занимался   не только открытием школ, он обращал особое внимание на воспитательную работу в школе и сам учебный процесс.  В 1876 годы он посещает Петербург, Казань.  Он использует труды   русских просветителей,  пишет учебные пособия  на казахском языке.

С этой целью он написал учебник в 1879 году   "Қазақ хрестоматиясы", дидактическое учебное пособие "Начальное пособие по обучению казахов русскому языку". Ибраем Алтынсариным были написаны произведения, воспитывающие у детей любовь к родине, трудолюбие, благородство. Они не потеряли своей актуальности до сегодняшнего дня.

 

Учёный, просветитель,  двадцать лет своей жизни посвятил открытию школ для казахских детей, их обучению, воспитанию, созданию методических  и учебных пособий.  Создавая учебники, Ибрай,  в то же время, стал одним из замечательных детских писателей.  Его детские книжки очень полюбились детям.  Его бессмертные стихи «Давайте, ребята, будем  учиться»,  «Искусство и знания народа», вошли в сборник  литературных трудов просветителя «Казахская хрестоматия», который и сегодня актуален в наших школах.

Одним из жанров, где Ибрай Алтынсарин   является проза. В его произведениях   «Сын богача и сын бедняка», «Кыпшак Сейткул», «Дом из кошмы и дом из дерева», «Невежество», «Хаким Лукпан» и других,  описана  жизнь во всех ее проявлениях.   

 В своих литературных произведениях, посвящённых народному образованию, Ибрай  и в своих  небольших  произведениях  воспевает о достижения  науки и техники, призывает казахскую молодёжь к знаниям, к освоению новых  культурных традиций.  

Ибрай Алтынсарин  скончался 17 июля  1889 года в возрасте 48 лет.  На месте захоронения великого просветителя построен мавзолей, в городе Костанае открыт музей. В Алматы есть  Казахская Государственная академия имени  Ибрая Алтынсарина. В 1992 году гимназии № 159 присвоено имя Ибрая Алтынсарина. В этих стенах, в  каждом классе, проходят циклы уроков, посвящённые Ибраю Алтынсарину и его наследию. Материалы по ибраеведению собраны  в библиотеке гимназии.   

Талантливый педагог-писатель Ибрай  занял достойное место среди русской интеллигенции, был уважаем, пользовался авторитетом. Находясь  в близком  знакомстве  с известным учёным востоковедом, профессором В.В.Григорьевым, Ибрай перечитал из его библиотеки произведения русских писателей и труды видных учёных. Таким образом, формированию педагогических взглядов Алтынсарина повлияли труды русского педагога Ушинского и чешского мыслителя Я. Коменского.

В 1864 году, в год  открытия школы в Торгае, в письме известному востоковеду Н.И. Ильминскому он   пишет: « В этом году 8 января  исполнилась моя заветная мечта, осуществилось дело, которого я долго ждал  - наконец открыли школу. Туда поступило учиться  14 казахских детей. Все сознательные, хорошие дети. Я приступил к процессу обучения детей, как «голодный волк, нападающий на баранов».

 И. Алтынсарин  был всесторонне образованным человеком.  

Ибрай Алтынсарин    был  широко известен  и как учёный-этнограф, поэт. Он был полноправным членом Русского географического общества в Оренбурге. По заданию этого общества он готовил и публиковал доклады и статьи по казахской этнографии.  Он понимал насколько важно стремление казахского народа к прогрессу и знаниям.

Обращение к педагогическому наследию И.Алтынсарина сегодня как никогда актуально. В наше время необходимо обращение к исторической основе воспитания, ибо без осмысления исторического педагогического наследия невозможно приобщение подрастающего поколения к человеческим идеалам. Жизненный и творческий путь Ибрая Алтынсарина, отдельные страницы его биографии, отдельные аспекты его философских и педагогических воззрений вызывают особый интерес и способствуют духовно - нравственному развитию современной личности. Судьба Ибрая Алтынсарина - нравственный пример для всех, кто жил и живет после него. Это пример служения своему народу. Его педагогические идеи используют лучшие учителя области, его стихи и проза любимы народом.

Ибрай  Алтынсарин -  талантливый сын своего народа, гордость нации. Он внёс большой вклад в развитие  культуры казахского народа, его труды и все его творчество вошло  золотой фонд нашей  истории, оставив последующим поколениям неисчерпаемое богатое наследие.

Жайсанбек  Молдагалиев написал роман «Первый учитель», посвящённый  Ибраю Алтынсарину, роман был экранизирован

К 170-летию со дня рождения Ибрая Алтынсарина сотрудники ОУНБ им. Л.Толстого подготовили мультимедийное методическое пособие «Ибрай Алтынсарин: выдающийся казахский педагог-просветитель». 5 декабря 2011 года в рамках 20-ти звездных дней – «Двадцать Вершин Независимости» была проведена презентация мультимедийного пособия.

       Отдавая дань уважения Алтынсарину за его выдающуюся деятельность в качестве первого народного учителя, первого организатора народных школ в Казахстане и первого педагога-теоретика, вышедшего из среды казахского народа, Приказом от 20 ноября 2007 года № 373-к в целях поощрения и морального стимулирования работников в сфере образования и науки был утвержден нагрудный знак Министерства образования и науки Республики Казахстан «Ибрай Алтынсарин».

 

 

Нагрудным знаком награждаются педагогические работники органов и организаций образования:

·                     за значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного и воспитательного процессов, обеспечении единства обучения и воспитания, реализации образовательных и воспитательных программ;

·                     за успехи в практической подготовке учащихся, воспитанников, в развитии их творческой активности;

·                     за достижения в областных (районных), республиканских международных образовательных программах и проектах.

 

 Идеи И. Алтынсарина и в наши дни не теряют своей актуальности, когда школа развивается в условиях новых реалий суверенного Казахстана. Еще почти полтора столетия назад он в системе школьного образования главное место отводил естествознанию, обучению русскому и казахскому языку. Именно такая постановка вопроса актуальна сегодня, когда говорится об утверждении полиязычия, как нормы жизни в нашей стране.

 

Вывод для меня:

 

1. Любить свой народ! Быть полезным своему народу!

2. Горячо любить детей! "Зажигать их, как свет в светильниках"!

3. Не считаясь со временем, прилагая максимум усилий, энергии, ума, опыта и творчество заниматься просвещением!

4. Учиться, учиться и учиться самой! 

 

 

2.3 Исследование

Анкетирование:

1.     Область науки, в которую в которую внес И. Алтынсарин наибольший свой вклад:

А) педагогика

Б) математика

В) ИЗО

Г) география

2.     Год издания казахской хрестоматии:

А) 1875

Б) 1879

В) 1880

Г) 1889

3.     Где в 1887 И. Алтынсариным была открыта первая школа для девочек;

А) В Торгае

Б) В Иргизе

В) В Оренбурге

Г) В Костанае

4.     Количество слов и фраз в учебнике «Руководство к обучению русского языка»:

А) 550

Б) 500

В) 600

Г) 1500

5.     Произведения в которых И.Алтынсарин показывает ложь и лицемерие мулл и биев:

А) «Лицемерному судье»

Б) «Давайте, дети, учиться»

В) «Друзьям и молодежи»

Г) «Кобланды Батыр»

6.     Алтынсарин в Оренбургском областном правлении работал :

А) Разнорабочим

Б) Судьёй

В) Учителем

Г) Преводчиком

7.     Область в которой родился И. Алтынсарин :

А) Кызылординская

Б) Костанайская

В) Торгайская

Г) Актауская

8.     Как звали деда И. Алтынсарина:

А) Батырбек

Б) Адильхан

В) Балгожа

В) Байсултан

9.     Алтынсарин изображает кочевой быт казахов в произведении:

А) «Милосердная лиса»

Б) «Кипчак Сейткул»

В) «Лицемерному судье»

Г) «Паук, муравей и ласточка»

10.                        Круг научных интересов Алтынсарина:

А) Педагогика и языкознание

Б) Астрономия и физика

В) Биология и химия

Г) Математика и география

 

      В результате анкетирования  среди 33 школьников 5-11 классов

 

      в 1-ом вопросе выбрали:

правильный вариант – 100% опрошенных

неправильный вариант – 0%  опрошенных

 

      в 2-ом вопросе выбрали:

правильный вариант – 81,8%  опрошенных

неправильный вариант – 18,2% опрошенных

 

      в 3-ем вопросе выбрали:

правильный вариант – 72,7%  опрошенных

неправильный вариант – 27,3%  опрошенных

 

      в 4-ом вопросе выбрали:

правильный вариант – 90,9% опрошенных

неправильный вариант –  9,1% опрошенных

 

      в 5-ом вопросе выбрали:

правильный вариант – 63,6% опрошенных

неправильный вариант – 36,4%%  опрошенных

 

      в 6-ом вопросе выбрали:

правильный вариант – 100% опрошенных

неправильный вариант – 0% опрошенных

 

      в 7-ом вопросе выбрали:

правильный вариант – 87,9%  опрошенных

неправильный вариант – 12,1% опрошенных

 

      в 8-ом вопросе выбрали:

правильный вариант –84,8% опрошенных

неправильный вариант – 15,2%  опрошенных

 

      в 9-ом вопросе выбрали:

правильный вариант – 60,6% опрошенных

неправильный вариант – 39,4% опрошенных

 

      в 10-ом вопросе выбрали:

правильный вариант – 78,8% опрошенных

неправильный вариант – 21,2% опрошенных

 

Итоги исследования:  В результате анкетирования среди 33 школьников 5-11 классов выяснилось, не все учащиеся смогли ответить  когда была издана казахская хрестоматия, в каком городе была  открыта школа для девочек, около   40 % школьников не читали произведения Ибрая Алтынсарина «Лицемерному судье», и « Кыпчак Сейткул». Но радует то что все учащиеся знают  биографию, круг научных интересов писателя, а так же, то, что Ибрай Алтынсарин внес наибольший вклад в педагогику и культурное наследие народов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Исследование 2

Социологический опрос.                                                          

Также среди учащихся 9-11 классов был проведен социологический опрос.

                                                          

Его цель: выяснить, что учащиеся Лермонтовской средней школы знают о Ибрае Алтынсарине , отражена ли  роль Ибрая Алтынсарина в творческой деятельности знаменитых людей Казахстана?

 

Вопросы:

1.     Кем является Ибрай Алтынсарин ?

2.     С какими произведениями писателя Вы знакомы ?

3.     Какие известные  люди нашей  области были последователями его идей?

4.     Как повлияла роль Ибрая Алтынсарина на жизнь знаменитых деятелей Казахстана ?                                                      

Итоги второго исследования : Учащиеся 9-11 классов хорошо владеют биографией Ибрая Алтынсарина знают его произведения переводы стихотворения, а также отвечали на сложные вопросы о последователях его идей которыми являлись наши земляки Бекет Утетлеуов, Ильяс Омаров, Ахмет Байтурсынов , Чокан Уалиханов на жизнь и деятельность которых сильно повлияли наследие и идеи просветителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Заключение

«Школы – главные пружины образования казахов, … в них же будущность казахского народа».

Ибрай Алтынсарин

Более  века назад, так сказал о школе Ибрай Алтынсарин. Именно от этих «пружин», зависит  воспитание   казахстанского патриотизма.
Имя  И.Алтынсарина знакомо каждому казахстанцу. С его именем связано создание в Казахстане совершенно новых для того времени народных школ. Именно он стоял у истоков нашего национального образования. Великая память о нем сохранилась, как о педагоге, просветителе, а самое главное – патриоте своей страны.
        Вся  педагогическая  и культурная  деятельность И.Алтынсарина   была связана   с патриотизмом . Особое внимание уделял формированию  интереса к науке, любви к труду, призывал служить народу, развивал чувства человеколюбия и справедливости.  Литературное наследие  произведений Ибрая  Алтынсарина носит  не описательный, а  четко  выраженный воспитательный характер  в духе идей просветительства и патриотизма.            В процессе своей работы , изучив биографические данные писателя  и проведя опрос, я обратила внимание  что большинство детей знают биографию Ибрая  Алтынсарина его произведения.                                      Мне бы хотелось, чтобы произведения, переводы были доступны каждому читателю, редкие архивные произведения опубликованы, ну а молодое поколение с благодарностью изучало творчество талантливого поэта и переводчика.

Завещанием потомкам можно считать стихотворные строки И.Алтынсарина:

Строит дивные - дивные дворцы

Умный, знающий народ.

Сильный знанием своим,

Он уверено живёт.

О достоинстве коня

Не узнаешь без байги.

Пусть услышит мир большой

Наши смелые шаги.

Пусть пословица живёт

В каждой ясной голове

«Честь джигита, красота –

В совершенстве, мастерстве».

Уповаю лишь на вас,

Радость в сердце затаив,

Так примите в добрый час

Пожелания мои.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Список использованной литературы:

1.К.Т. Джумагулов. Ибрай Алтынсарин и развитие культуры казахского   народа, Алма-Ата, 1984, 126 с.


2.А.С. Ситдыков. Педагогические идеи и просветительская деятельность Ибрая Алтынсарина, Алма-Ата, 1968, 73с.


3. А.Б.Штаер.Ы.Алтынсарин «Щедрый человек»// начальная школа Казахстана №1, 2007, 20 с.


4.А.Х. Касымжанов. Портреты. Кайнар, Алматы, 1995, 77 с.
5.Республикансий педагогический журнал. Внеклассная работа в школе № 7, 2007, 35 с.

 

6.Дербисалин А. О литературном наследии И.Алтынсарина // Сборник статей о казахской литературе. – Алма-Ата, 1957. – С.31-42 


7.Джумагулов К.Т. Ибрай Алтынсарин . – Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1975. – 158 с. . 


8.Ибрай Алтынсарин (1841-1889) // Антология педагогической мысли Казахстана / Сост. К.Жарикбаев, С.Калиев. – Алматы, 1995. – С.125-135 


Ибрай Алтынсарин // Касымжанов А.Х. Портреты. – Алматы, 1995. – С.77-80 

9.Ильминский Н. Воспоминания об Ибрае Алтынсарине // Русские о казахской литературе. – Алма-Ата, 1957. – С.69-79 


10.Сатпаева Ш. Связи казахской литературы XIX века с европейскими литературами: [Об И.Алтынсарине] // Сатпаева Ш. Казахско-европейские литературные связи XIX в. – Алма-Ата, 1972. – С.99-110 


11.Соколов Ф.Д. Письмо об Алтынсарине // Русские о казахской литературе. – Алма-Ата, 1957. – С.80-81 


12.Симашко М. Колокол: Ист. роман: [Об И.Алтынсарине] / Худож. 13.Е.Сидоркин. – Алма-Ата: Жазушы, 1984. – 336 с., илл. 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

на научный проект Мукужановой Наргиз на тему: « Жизнь и творчество Ибрая Алтынсарина ».                                                                   

      Научный  проект направлен на раскрытие литературной ценности и педагогической деятельности творчества Ибрая Алтынсарина.В частности отражена роль Ибрая Алтынсарина в творческой деятельности знаменитых людей Казахстана.

     В исследовательской части приведены результаты анкетирования учащихся 5-11 классов.

 

 

 

Мукужанова Наргиздың « Ыбрай Алтынсариннің өмірі мен шығармашылығы»  тақырыбы бойынша жасаған ғылыми жобасына

аннотация.

Ғылыми жоба Ыбырай Алтынсаринның педагогиялық қызметі мен

шығармашылығының  әдеби құндылығын айқындауға бағытталған.

Сонымен қатар Ыбырай Алтынсаринның Қазақстандағы атақты адамдардың

шығармашылық қызметіндегі атқарған рөлі көрініс тапқан.

Зерттеулер бөлімінде 5-11 сыныптарда откізілген сауалноманың нәтижелері көрсетілген.

 

Annotation

Abstract on scientific work of Mukuzhanova Nargiz on “Life and creative work of Ibrahim Altynsarin”.  Research project aims at discovering of literary values and educational activity of Ibrahim Altynsarin’s creative work. Particularly it reflects Ibrahim Altynsarin’s role in creative works of famous people of Kazakstan. In the research part the results of the survey of students in the 5th-11th grade are given. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзыв научного руководителя на научный проект жизнь и творчество Ибрая Алтынсарина по секций « История»

( об актуальности)

 

     Научный проект состоит из введения, исследовательской части, состоящей из трех глав, заключения и списка литературы.

     Научный проект Мукужановой Наргиз ученицы 11 класса Лермонтовкой средней школы посвящена актуальной теме, связанной с оценкой жизни и творчества первого учителя, переводчика, писателя.

     Ученица действительно провела большую исследовательскую работу, элементы которой соответствуют научному исследованию.

Мукужанова Наргиз провела беседу и анкетирование  среди 5-11 классов.

     Для успешного выполнения поставленных задач от Мукужановой Наргиз потребавалось развитие следующих личностных качеств: любознательность,

Интерес и любовь к историй, широта кругозора, трудолюбие и усидчивость. оригинальность мышления.

      В ходе работы она приобрела элементарные практические навыки: поиск литературы и информаций о жизни и творчестве Ибрая Алтынсарина, фотографирование.

      Приобретен опыт написание текста итогов научной работы и отлично освоена программа создания презентации итогов исследования в виде научного доклада на конференцийи.

      В целом можно заключить, что научная работа Мукужановой Наргиз отвечает самым высоким требованиям и заслуживает отличной оценки. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзыв научного руководителя на научный проект жизнь и творчество Ибрая Алтынсарина по секций « История»

( об актуальности)

 

     Научный проект состоит из введения, исследовательской части, состоящей из трех глав, заключения и списка литературы.

     Во введений автор раскрывает актуальность проблемы, цель и методы ее достижения, науную новизну и практическую значимость работы.

      В первой главе описывается биография Ибрая Алтынсарина, во второй главе о литературном наследии и педагогической деятельности писателя, в третьей главе приведено анкетированние.

      Работа посвящена жизни и творчеству  Ибрая Алтынсарина.

В ходе проекта  оцененно жизненное и творческое наследие Ибрая Алтынсарина и раскрыта литературная ценность и педагогическая деятельность его творчества.

      В целом работа по актуальности соответствуют требованиям, предъявляемым к научным проектам, оценивается как законченное научное  исследование, имееющее научную новизну и практическую ценность и допускается к защите.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Науный консультант                                   Козел В.Н

 

 

 

 

 

 

                                 Журнал научных исследований

                                                Исследование

Анкетирование:

1.     Область науки, в которую в которую внес И. Алтынсарин наибольший свой вклад:

А) педагогика

Б) математика

В) ИЗО

Г) география

2.     Год издания казахской хрестоматии:

А) 1875

Б) 1879

В) 1880

Г) 1889

3.     Где в 1887 И. Алтынсариным была открыта первая школа для девочек;

А) В Торгае

Б) В Иргизе

В) В Оренбурге

Г) В Костанае

4.     Количество слов и фраз в учебнике «Руководство к обучению русского языка»:

А) 550

Б) 500

В) 600

Г) 1500

5.     Произведения в которых И.Алтынсарин показывает ложь и лицемерие мулл и биев:

А) «Лицемерному судье»

Б) «Давайте, дети, учиться»

В) «Друзьям и молодежи»

Г) «Кобланды Батыр»

6.     Алтынсарин в Оренбургском областном правлении работал :

А) Разнорабочим

Б) Судьёй

В) Учителем

Г) Преводчиком

7.     Область в которой родился И. Алтынсарин :

А) Кызылординская

Б) Костанайская

В) Торгайская

Г) Актауская

8.     Как звали деда И. Алтынсарина:

А) Батырбек

Б) Адильхан

В) Балгожа

В) Байсултан

9.     Алтынсарин изображает кочевой быт казахов в произведении:

А) «Милосердная лиса»

Б) «Кипчак Сейткул»

В) «Лицемерному судье»

Г) «Паук, муравей и ласточка»

10.                        Круг научных интересов Алтынсарина:

А) Педагогика и языкознание

Б) Астрономия и физика

В) Биология и химия

Г) Математика и география

 

 В результате анкетирования  среди 33 школьников 5-11 классов

 

      в 1-ом вопросе выбрали:

правильный вариант – 100% опрошенных

неправильный вариант – 0%  опрошенных

 

      в 2-ом вопросе выбрали:

правильный вариант – 81,8%  опрошенных

неправильный вариант – 18,2% опрошенных

 

      в 3-ем вопросе выбрали:

правильный вариант – 72,7%  опрошенных

неправильный вариант – 27,3%  опрошенных

 

      в 4-ом вопросе выбрали:

правильный вариант – 90,9% опрошенных

неправильный вариант –  9,1% опрошенных

 

      в 5-ом вопросе выбрали:

правильный вариант – 63,6% опрошенных

неправильный вариант – 36,4%%  опрошенных

 

      в 6-ом вопросе выбрали:

правильный вариант – 100% опрошенных

неправильный вариант – 0% опрошенных

 

      в 7-ом вопросе выбрали:

правильный вариант – 87,9%  опрошенных

неправильный вариант – 12,1% опрошенных

 

      в 8-ом вопросе выбрали:

правильный вариант –84,8% опрошенных

неправильный вариант – 15,2%  опрошенных

 

      в 9-ом вопросе выбрали:

правильный вариант – 60,6% опрошенных

неправильный вариант – 39,4% опрошенных

 

      в 10-ом вопросе выбрали:

правильный вариант – 78,8% опрошенных

неправильный вариант – 21,2% опрошенных

 

Итоги исследования:  В результате анкетирования среди 33 школьников 5-11 классов выяснилось, не все учащиеся смогли ответить  когда была издана казахская хрестоматия, в каком городе была  открыта школа для девочек, около   40 % школьников не читали произведения Ибрая Алтынсарина «Лицемерному судье», и « Кыпчак Сейткул». Но радует то что все учащиеся знают  биографию, круг научных интересов писателя, а так же, то, что Ибрай Алтынсарин внес наибольший вклад в педагогику и культурное наследие народов.

 

 

 

 

 

 

                                            

 Исследование 2

Социологический опрос.                                                          

Также среди учащихся 9-11 классов был проведен социологический опрос.

                                                          

Его цель: выяснить, что учащиеся Лермонтовской средней школы знают о Ибрае Алтынсарине , отражена ли  роль Ибрая Алтынсарина в творческой деятельности знаменитых людей Казахстана?

 

Вопросы:

11.                       Кем является Ибрай Алтынсарин ?

12.                       С какими произведениями писателя Вы знакомы ?

13.                       Какие известные  люди нашей  области были последователями его идей?

14.                       Как повлияла роль Ибрая Алтынсарина на жизнь знаменитых деятелей Казахстана ?                                                      

Итоги второго исследования : Учащиеся 9-11 классов хорошо владеют биографией Ибрая Алтынсарина знают его произведения переводы стихотворения, а также отвечали на сложные вопросы о последователях его идей которыми являлись наши земляки Бекет Утетлеуов, Ильяс Омаров, Ахмет Байтурсынов , Чокан Уалиханов на жизнь и деятельность которых сильно повлияли наследие и идеи просветителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Алтынсарин ауданы әкімдігінің білім бөлімінің

 « Лермонтов орта мектебі»  КММ-сі

КГУ «Лермонтовская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района »

 

 

 

 

 

Жизнь и творчество Ибрая Алтынсарина

 

 

 

Секция: История

Выполнила: Мукужанова Наргиз

Лермонтовская средняя школа

Костанайская школа

Алтынсаринский район

 

 

 

Научный руководитель: Абдрахманова Маржан Султанбековна

Учитель истории и географии

Классный руководитель

 

 

 

Село им. И.Омарова 2014 год.

Оглавление

1.                Введение_____________________________________________стр.4

2.                Исследовательская часть________________________________стр.5-7

2.1           Биография____________________________________________стр.5-6

2.2           Литературное наследие_________________________________стр.8-11

2.3           Исследование_________________________________________стр.12-15

Анкетирование_____________________________________________стр.12-14

3.                Заключение___________________________________________стр.16-17

4.                Список литературы_____________________________________стр.18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Абстракт

Цель исследования: В оценке жизненного и творческого наследия Ибрая Алтынсарина , в раскрытии литературной ценности и педагогической деятельности его творчества.

Гипотеза: Если жизнь и деятельность Ибрая Алтынсарина значима для нашего села, то память о нем сохранится в сердцах Казахстанцев.

Процедура исследования состояла изанкетирования, с целью выявления у учащихся 5- 11 классов знаний о жизни и творчестве казахского писателя.

Новизна исследования заключается в значимости творческой деятельности Ибрая Алтынсарина для будущего поколения.

На основании полученных данных я пришла к следующему выводу, что Ибрай  Алтынсарин сыграл огромную роль в становлении  просветительской деятельности Казахстана.

Область практического использования результатов работы – используя данные исследования я провела беседу и анкетирование для учащихся 5-11 классов, выступила на школьной конференции, и планирую выступление перед родителями.

 

Абстракт

Зерттеудің мақсаты: Ыбырай Алтынсаринның өмірі мен шығармашылық мұрасына баға беру, оның педагогикалық қызметінің және шығармашылығының әдеби құндылығын айқындау.

Гипотеза: Ыбырай Алтынсариның өмірі мен қызметінің жерлестері үшін маңызы зор. Оның бұл - есімі қазақстандықтардың есінде сақталып қалады деген сөз.

Зерттеудің жаналығы Ыбырай Алтынсаринның шығармашылық қызметінің келер ұрпақ үшін маныздылығы. Алынған деректердің негізінде мен Ыбырай Алтынсарин Қазақстандағы оқу-ағарту ісінің қалыптасуында өлшеусіз зор рөл атқарған деген қорытындыға келдім.

Жұмыс нәтижелерінің іс жүзінде қолданылу аясы  төмендегідей: Зерттеу нәтижелерін пайдалана отырып, 5-11 сынып оқушылары арасында әнгіме, сауалнама жүргіздім, мектепшілік конференцияда сөз сөйледім және ата-аналар алдында сөз сөйлеуді жоспарлап отырмын.

 

 

1.                    Введение

Если будете учиться, дети.

Свет, как в светильниках, зажжется.

Все желания ваши Без поисков сбудутся...

Давайте, дети, учиться.

И выученное в памяти

 Внимательно закрепим!

Ибрай Алтынсарин

 

 

 

Я назвала данную работу «Жизнь и творчество Ибрая Алтынсарина» и посвятила ее первому учителю, переводчику, просветитель, этнографу, общественному деятелю, нашему земляку Ибраю Алтынсарину.

Цель данной работы:

Оценка жизненного и творческого наследия Ибрая Алтынсарина, раскрытие литературной ценности и педагогической деятельности его творчество.

Задачи исследования:

Ознакомиться с жизнью и творчеством Ибрая Алтынсарина, раскрыть духовный мир поэта; познакомиться с жанровым разнообразием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2) Исследовательская часть

2.1 Биография

 

 

 


     Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин - видный казахский педагог-просветитель, писатель, этнограф, фольклорист. Родился и вырос в Аркарагае Костанайского района Костанайской области. Ибрай Алтынсарин  - великий просветитель, педагог, открывший  первую школу   в казахской степи. Выдающаяся личность, всю свою сознательную жизнь  призывал  свой родной народ к знаниям и просвещению.    

Ибрай Алтынсарин, с детства,  стремился к знаниям и не удивительно, что он выбрал путь учителя.   Отец его  - Алтынсары Балгожы умер, когда  Ибраю не  исполнилось и четырёх лет. Алтынсары  воспитывался у своего деда, известного бия Балгожи  Жанбурчина,  состоявшего на службе в Оренбургской пограничной комиссии. Он заранее записал 9-летнего  Ибрая  в  Оренбургскую казахскую школу.  Здесь обучались дети,  родители которых были не просто образованной элитой, но и занимали определенные посты, будучи имперским ставленниками.

После окончания учёбы, Ибрай  успешно  работает  переводчиком. Таким образом,  когда в начале 1860 года открывается  начальная школа для казахских детей, Ибрай сам  просит разрешения  преподавать  в ней.  Именно тогда он написал: « Школа  даёт  казахам знания, будущее казахского народа связано с просвещением».  

Вот так началась просветительско-педагогическая работа, которой он посвятил всю свою жизнь. На средства, собранные народом, при его непосредственном участии были построены школа и интернат, и 8 января 1864 года состоялось торжественное открытие нового здания. 
         Вместе с просветительской и педагогической работой на Ибрая были возложены и другие обязанности. По прямому поручению Оренбургского генерал-губернатора он 4 раза был уездным судьей (1868-1874), а также старшим помощником начальника Торгайского уезда. 
         Приступив к инспекторской службе, Ибрай еще больше оживил учебно-просветительскую работу. В Елекском, Костанайском, Торгайском, Иргизском уездах были поочередно открыты двуклассные русско-казахские школы. Ибрай Алтынсарин помогал в снабжении этих школ книгами.   

         Учитывая кочевой образ жизни народа, Ибрай предложил Российской системе народного просвещения новые оптимальные методы и формы работы. В результате 10 апреля 1888 года в Омске была открыта учительская школа по подготовке преподавателей из числа казахской молодежи.

 Ибрай продолжил эту работу, он приложил много усилий, чтобы открыть училища, готовящие необходимых специалистов по экономике, сельскому хозяйству, различным отраслям художественного ремесла. Он оставил даже завещание, по которому принадлежавшая ему земля могла быть использована под постройку сельскохозяйственного училища, открываемого в Костанае. Исторически важное значение имело открытие Ибраем Алтынсариным женских школ-интернатов в Торгае, Костанае, Карабутаке, Актобе. 
     И. Алтынсарин занимался не только учебно-просветительской работой. Он живо участвовал в общественно-политической жизни, писал статьи, имеющие отношение к науке, образованию, труду, искусству, религии, этнографии. Его художественные работы оказали особое влияние на формирование казахской литературы. Имя Ибрая Алтынсарина встречается во всех уголках Казахстана, его именем названы районы, аулы, учебные заведения, улицы. 

 

 

И. Алтынсарин с учащимися Кустанайского
двухклассного русско-казахского училища 1889г
.

 

 

Первая школа

 

 

Школа—интернат для одаренных детей имени Ибрая Алтынсарина

2.2    Литературные наследие и педагогическая деятельность

Ибрай Алтынсарин  занимался   не только открытием школ, он обращал особое внимание на воспитательную работу в школе и сам учебный процесс.  В 1876 годы он посещает Петербург, Казань.  Он использует труды   русских просветителей,  пишет учебные пособия  на казахском языке.

С этой целью он написал учебник в 1879 году   "Қазақ хрестоматиясы", дидактическое учебное пособие "Начальное пособие по обучению казахов русскому языку". Ибраем Алтынсариным были написаны произведения, воспитывающие у детей любовь к родине, трудолюбие, благородство. Они не потеряли своей актуальности до сегодняшнего дня.

 

Учёный, просветитель,  двадцать лет своей жизни посвятил открытию школ для казахских детей, их обучению, воспитанию, созданию методических  и учебных пособий.  Создавая учебники, Ибрай,  в то же время, стал одним из замечательных детских писателей.  Его детские книжки очень полюбились детям.  Его бессмертные стихи «Давайте, ребята, будем  учиться»,  «Искусство и знания народа», вошли в сборник  литературных трудов просветителя «Казахская хрестоматия», который и сегодня актуален в наших школах.

Одним из жанров, где Ибрай Алтынсарин   является проза. В его произведениях   «Сын богача и сын бедняка», «Кыпшак Сейткул», «Дом из кошмы и дом из дерева», «Невежество», «Хаким Лукпан» и других,  описана  жизнь во всех ее проявлениях.   

 В своих литературных произведениях, посвящённых народному образованию, Ибрай  и в своих  небольших  произведениях  воспевает о достижения  науки и техники, призывает казахскую молодёжь к знаниям, к освоению новых  культурных традиций.  

Ибрай Алтынсарин  скончался 17 июля  1889 года в возрасте 48 лет.  На месте захоронения великого просветителя построен мавзолей, в городе Костанае открыт музей. В Алматы есть  Казахская Государственная академия имени  Ибрая Алтынсарина. В 1992 году гимназии № 159 присвоено имя Ибрая Алтынсарина. В этих стенах, в  каждом классе, проходят циклы уроков, посвящённые Ибраю Алтынсарину и его наследию. Материалы по ибраеведению собраны  в библиотеке гимназии.   

Талантливый педагог-писатель Ибрай  занял достойное место среди русской интеллигенции, был уважаем, пользовался авторитетом. Находясь  в близком  знакомстве  с известным учёным востоковедом, профессором В.В.Григорьевым, Ибрай перечитал из его библиотеки произведения русских писателей и труды видных учёных. Таким образом, формированию педагогических взглядов Алтынсарина повлияли труды русского педагога Ушинского и чешского мыслителя Я. Коменского.

В 1864 году, в год  открытия школы в Торгае, в письме известному востоковеду Н.И. Ильминскому он   пишет: « В этом году 8 января  исполнилась моя заветная мечта, осуществилось дело, которого я долго ждал  - наконец открыли школу. Туда поступило учиться  14 казахских детей. Все сознательные, хорошие дети. Я приступил к процессу обучения детей, как «голодный волк, нападающий на баранов».

 И. Алтынсарин  был всесторонне образованным человеком.  

Ибрай Алтынсарин    был  широко известен  и как учёный-этнограф, поэт. Он был полноправным членом Русского географического общества в Оренбурге. По заданию этого общества он готовил и публиковал доклады и статьи по казахской этнографии.  Он понимал насколько важно стремление казахского народа к прогрессу и знаниям.

Обращение к педагогическому наследию И.Алтынсарина сегодня как никогда актуально. В наше время необходимо обращение к исторической основе воспитания, ибо без осмысления исторического педагогического наследия невозможно приобщение подрастающего поколения к человеческим идеалам. Жизненный и творческий путь Ибрая Алтынсарина, отдельные страницы его биографии, отдельные аспекты его философских и педагогических воззрений вызывают особый интерес и способствуют духовно - нравственному развитию современной личности. Судьба Ибрая Алтынсарина - нравственный пример для всех, кто жил и живет после него. Это пример служения своему народу. Его педагогические идеи используют лучшие учителя области, его стихи и проза любимы народом.

Ибрай  Алтынсарин -  талантливый сын своего народа, гордость нации. Он внёс большой вклад в развитие  культуры казахского народа, его труды и все его творчество вошло  золотой фонд нашей  истории, оставив последующим поколениям неисчерпаемое богатое наследие.

Жайсанбек  Молдагалиев написал роман «Первый учитель», посвящённый  Ибраю Алтынсарину, роман был экранизирован

К 170-летию со дня рождения Ибрая Алтынсарина сотрудники ОУНБ им. Л.Толстого подготовили мультимедийное методическое пособие «Ибрай Алтынсарин: выдающийся казахский педагог-просветитель». 5 декабря 2011 года в рамках 20-ти звездных дней – «Двадцать Вершин Независимости» была проведена презентация мультимедийного пособия.

       Отдавая дань уважения Алтынсарину за его выдающуюся деятельность в качестве первого народного учителя, первого организатора народных школ в Казахстане и первого педагога-теоретика, вышедшего из среды казахского народа, Приказом от 20 ноября 2007 года № 373-к в целях поощрения и морального стимулирования работников в сфере образования и науки был утвержден нагрудный знак Министерства образования и науки Республики Казахстан «Ибрай Алтынсарин».

 

 

Нагрудным знаком награждаются педагогические работники органов и организаций образования:

·                     за значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного и воспитательного процессов, обеспечении единства обучения и воспитания, реализации образовательных и воспитательных программ;

·                     за успехи в практической подготовке учащихся, воспитанников, в развитии их творческой активности;

·                     за достижения в областных (районных), республиканских международных образовательных программах и проектах.

 

 Идеи И. Алтынсарина и в наши дни не теряют своей актуальности, когда школа развивается в условиях новых реалий суверенного Казахстана. Еще почти полтора столетия назад он в системе школьного образования главное место отводил естествознанию, обучению русскому и казахскому языку. Именно такая постановка вопроса актуальна сегодня, когда говорится об утверждении полиязычия, как нормы жизни в нашей стране.

 

Вывод для меня:

 

1. Любить свой народ! Быть полезным своему народу!

2. Горячо любить детей! "Зажигать их, как свет в светильниках"!

3. Не считаясь со временем, прилагая максимум усилий, энергии, ума, опыта и творчество заниматься просвещением!

4. Учиться, учиться и учиться самой! 

 

 

2.3 Исследование

Анкетирование:

1.     Область науки, в которую в которую внес И. Алтынсарин наибольший свой вклад:

А) педагогика

Б) математика

В) ИЗО

Г) география

2.     Год издания казахской хрестоматии:

А) 1875

Б) 1879

В) 1880

Г) 1889

3.     Где в 1887 И. Алтынсариным была открыта первая школа для девочек;

А) В Торгае

Б) В Иргизе

В) В Оренбурге

Г) В Костанае

4.     Количество слов и фраз в учебнике «Руководство к обучению русского языка»:

А) 550

Б) 500

В) 600

Г) 1500

5.     Произведения в которых И.Алтынсарин показывает ложь и лицемерие мулл и биев:

А) «Лицемерному судье»

Б) «Давайте, дети, учиться»

В) «Друзьям и молодежи»

Г) «Кобланды Батыр»

6.     Алтынсарин в Оренбургском областном правлении работал :

А) Разнорабочим

Б) Судьёй

В) Учителем

Г) Преводчиком

7.     Область в которой родился И. Алтынсарин :

А) Кызылординская

Б) Костанайская

В) Торгайская

Г) Актауская

8.     Как звали деда И. Алтынсарина:

А) Батырбек

Б) Адильхан

В) Балгожа

В) Байсултан

9.     Алтынсарин изображает кочевой быт казахов в произведении:

А) «Милосердная лиса»

Б) «Кипчак Сейткул»

В) «Лицемерному судье»

Г) «Паук, муравей и ласточка»

10.                        Круг научных интересов Алтынсарина:

А) Педагогика и языкознание

Б) Астрономия и физика

В) Биология и химия

Г) Математика и география

 

      В результате анкетирования  среди 33 школьников 5-11 классов

 

      в 1-ом вопросе выбрали:

правильный вариант – 100% опрошенных

неправильный вариант – 0%  опрошенных

 

      в 2-ом вопросе выбрали:

правильный вариант – 81,8%  опрошенных

неправильный вариант – 18,2% опрошенных

 

      в 3-ем вопросе выбрали:

правильный вариант – 72,7%  опрошенных

неправильный вариант – 27,3%  опрошенных

 

      в 4-ом вопросе выбрали:

правильный вариант – 90,9% опрошенных

неправильный вариант –  9,1% опрошенных

 

      в 5-ом вопросе выбрали:

правильный вариант – 63,6% опрошенных

неправильный вариант – 36,4%%  опрошенных

 

      в 6-ом вопросе выбрали:

правильный вариант – 100% опрошенных

неправильный вариант – 0% опрошенных

 

      в 7-ом вопросе выбрали:

правильный вариант – 87,9%  опрошенных

неправильный вариант – 12,1% опрошенных

 

      в 8-ом вопросе выбрали:

правильный вариант –84,8% опрошенных

неправильный вариант – 15,2%  опрошенных

 

      в 9-ом вопросе выбрали:

правильный вариант – 60,6% опрошенных

неправильный вариант – 39,4% опрошенных

 

      в 10-ом вопросе выбрали:

правильный вариант – 78,8% опрошенных

неправильный вариант – 21,2% опрошенных

 

Итоги исследования:  В результате анкетирования среди 33 школьников 5-11 классов выяснилось, не все учащиеся смогли ответить  когда была издана казахская хрестоматия, в каком городе была  открыта школа для девочек, около   40 % школьников не читали произведения Ибрая Алтынсарина «Лицемерному судье», и « Кыпчак Сейткул». Но радует то что все учащиеся знают  биографию, круг научных интересов писателя, а так же, то, что Ибрай Алтынсарин внес наибольший вклад в педагогику и культурное наследие народов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Исследование 2

Социологический опрос.                                                          

Также среди учащихся 9-11 классов был проведен социологический опрос.

                                                          

Его цель: выяснить, что учащиеся Лермонтовской средней школы знают о Ибрае Алтынсарине , отражена ли  роль Ибрая Алтынсарина в творческой деятельности знаменитых людей Казахстана?

 

Вопросы:

1.     Кем является Ибрай Алтынсарин ?

2.     С какими произведениями писателя Вы знакомы ?

3.     Какие известные  люди нашей  области были последователями его идей?

4.     Как повлияла роль Ибрая Алтынсарина на жизнь знаменитых деятелей Казахстана ?                                                      

Итоги второго исследования : Учащиеся 9-11 классов хорошо владеют биографией Ибрая Алтынсарина знают его произведения переводы стихотворения, а также отвечали на сложные вопросы о последователях его идей которыми являлись наши земляки Бекет Утетлеуов, Ильяс Омаров, Ахмет Байтурсынов , Чокан Уалиханов на жизнь и деятельность которых сильно повлияли наследие и идеи просветителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Заключение

«Школы – главные пружины образования казахов, … в них же будущность казахского народа».

Ибрай Алтынсарин

Более  века назад, так сказал о школе Ибрай Алтынсарин. Именно от этих «пружин», зависит  воспитание   казахстанского патриотизма.
Имя  И.Алтынсарина знакомо каждому казахстанцу. С его именем связано создание в Казахстане совершенно новых для того времени народных школ. Именно он стоял у истоков нашего национального образования. Великая память о нем сохранилась, как о педагоге, просветителе, а самое главное – патриоте своей страны.
        Вся  педагогическая  и культурная  деятельность И.Алтынсарина   была связана   с патриотизмом . Особое внимание уделял формированию  интереса к науке, любви к труду, призывал служить народу, развивал чувства человеколюбия и справедливости.  Литературное наследие  произведений Ибрая  Алтынсарина носит  не описательный, а  четко  выраженный воспитательный характер  в духе идей просветительства и патриотизма.            В процессе своей работы , изучив биографические данные писателя  и проведя опрос, я обратила внимание  что большинство детей знают биографию Ибрая  Алтынсарина его произведения.                                      Мне бы хотелось, чтобы произведения, переводы были доступны каждому читателю, редкие архивные произведения опубликованы, ну а молодое поколение с благодарностью изучало творчество талантливого поэта и переводчика.

Завещанием потомкам можно считать стихотворные строки И.Алтынсарина:

Строит дивные - дивные дворцы

Умный, знающий народ.

Сильный знанием своим,

Он уверено живёт.

О достоинстве коня

Не узнаешь без байги.

Пусть услышит мир большой

Наши смелые шаги.

Пусть пословица живёт

В каждой ясной голове

«Честь джигита, красота –

В совершенстве, мастерстве».

Уповаю лишь на вас,

Радость в сердце затаив,

Так примите в добрый час

Пожелания мои.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Список использованной литературы:

1.К.Т. Джумагулов. Ибрай Алтынсарин и развитие культуры казахского   народа, Алма-Ата, 1984, 126 с.


2.А.С. Ситдыков. Педагогические идеи и просветительская деятельность Ибрая Алтынсарина, Алма-Ата, 1968, 73с.


3. А.Б.Штаер.Ы.Алтынсарин «Щедрый человек»// начальная школа Казахстана №1, 2007, 20 с.


4.А.Х. Касымжанов. Портреты. Кайнар, Алматы, 1995, 77 с.
5.Республикансий педагогический журнал. Внеклассная работа в школе № 7, 2007, 35 с.

 

6.Дербисалин А. О литературном наследии И.Алтынсарина // Сборник статей о казахской литературе. – Алма-Ата, 1957. – С.31-42 


7.Джумагулов К.Т. Ибрай Алтынсарин . – Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1975. – 158 с. . 


8.Ибрай Алтынсарин (1841-1889) // Антология педагогической мысли Казахстана / Сост. К.Жарикбаев, С.Калиев. – Алматы, 1995. – С.125-135 


Ибрай Алтынсарин // Касымжанов А.Х. Портреты. – Алматы, 1995. – С.77-80 

9.Ильминский Н. Воспоминания об Ибрае Алтынсарине // Русские о казахской литературе. – Алма-Ата, 1957. – С.69-79 


10.Сатпаева Ш. Связи казахской литературы XIX века с европейскими литературами: [Об И.Алтынсарине] // Сатпаева Ш. Казахско-европейские литературные связи XIX в. – Алма-Ата, 1972. – С.99-110 


11.Соколов Ф.Д. Письмо об Алтынсарине // Русские о казахской литературе. – Алма-Ата, 1957. – С.80-81 


12.Симашко М. Колокол: Ист. роман: [Об И.Алтынсарине] / Худож. 13.Е.Сидоркин. – Алма-Ата: Жазушы, 1984. – 336 с., илл. 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

на научный проект Мукужановой Наргиз на тему: « Жизнь и творчество Ибрая Алтынсарина ».                                                                   

      Научный  проект направлен на раскрытие литературной ценности и педагогической деятельности творчества Ибрая Алтынсарина.В частности отражена роль Ибрая Алтынсарина в творческой деятельности знаменитых людей Казахстана.

     В исследовательской части приведены результаты анкетирования учащихся 5-11 классов.

 

 

 

Мукужанова Наргиздың « Ыбрай Алтынсариннің өмірі мен шығармашылығы»  тақырыбы бойынша жасаған ғылыми жобасына

аннотация.

Ғылыми жоба Ыбырай Алтынсаринның педагогиялық қызметі мен

шығармашылығының  әдеби құндылығын айқындауға бағытталған.

Сонымен қатар Ыбырай Алтынсаринның Қазақстандағы атақты адамдардың

шығармашылық қызметіндегі атқарған рөлі көрініс тапқан.

Зерттеулер бөлімінде 5-11 сыныптарда откізілген сауалноманың нәтижелері көрсетілген.

 

Annotation

Abstract on scientific work of Mukuzhanova Nargiz on “Life and creative work of Ibrahim Altynsarin”.  Research project aims at discovering of literary values and educational activity of Ibrahim Altynsarin’s creative work. Particularly it reflects Ibrahim Altynsarin’s role in creative works of famous people of Kazakstan. In the research part the results of the survey of students in the 5th-11th grade are given. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзыв научного руководителя на научный проект жизнь и творчество Ибрая Алтынсарина по секций « История»

( об актуальности)

 

     Научный проект состоит из введения, исследовательской части, состоящей из трех глав, заключения и списка литературы.

     Научный проект Мукужановой Наргиз ученицы 11 класса Лермонтовкой средней школы посвящена актуальной теме, связанной с оценкой жизни и творчества первого учителя, переводчика, писателя.

     Ученица действительно провела большую исследовательскую работу, элементы которой соответствуют научному исследованию.

Мукужанова Наргиз провела беседу и анкетирование  среди 5-11 классов.

     Для успешного выполнения поставленных задач от Мукужановой Наргиз потребавалось развитие следующих личностных качеств: любознательность,

Интерес и любовь к историй, широта кругозора, трудолюбие и усидчивость. оригинальность мышления.

      В ходе работы она приобрела элементарные практические навыки: поиск литературы и информаций о жизни и творчестве Ибрая Алтынсарина, фотографирование.

      Приобретен опыт написание текста итогов научной работы и отлично освоена программа создания презентации итогов исследования в виде научного доклада на конференцийи.

      В целом можно заключить, что научная работа Мукужановой Наргиз отвечает самым высоким требованиям и заслуживает отличной оценки. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзыв научного руководителя на научный проект жизнь и творчество Ибрая Алтынсарина по секций « История»

( об актуальности)

 

     Научный проект состоит из введения, исследовательской части, состоящей из трех глав, заключения и списка литературы.

     Во введений автор раскрывает актуальность проблемы, цель и методы ее достижения, науную новизну и практическую значимость работы.

      В первой главе описывается биография Ибрая Алтынсарина, во второй главе о литературном наследии и педагогической деятельности писателя, в третьей главе приведено анкетированние.

      Работа посвящена жизни и творчеству  Ибрая Алтынсарина.

В ходе проекта  оцененно жизненное и творческое наследие Ибрая Алтынсарина и раскрыта литературная ценность и педагогическая деятельность его творчества.

      В целом работа по актуальности соответствуют требованиям, предъявляемым к научным проектам, оценивается как законченное научное  исследование, имееющее научную новизну и практическую ценность и допускается к защите.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Науный консультант                                   Козел В.Н

 

 

 

 

 

 

                                 Журнал научных исследований

                                                Исследование

Анкетирование:

1.     Область науки, в которую в которую внес И. Алтынсарин наибольший свой вклад:

А) педагогика

Б) математика

В) ИЗО

Г) география

2.     Год издания казахской хрестоматии:

А) 1875

Б) 1879

В) 1880

Г) 1889

3.     Где в 1887 И. Алтынсариным была открыта первая школа для девочек;

А) В Торгае

Б) В Иргизе

В) В Оренбурге

Г) В Костанае

4.     Количество слов и фраз в учебнике «Руководство к обучению русского языка»:

А) 550

Б) 500

В) 600

Г) 1500

5.     Произведения в которых И.Алтынсарин показывает ложь и лицемерие мулл и биев:

А) «Лицемерному судье»

Б) «Давайте, дети, учиться»

В) «Друзьям и молодежи»

Г) «Кобланды Батыр»

6.     Алтынсарин в Оренбургском областном правлении работал :

А) Разнорабочим

Б) Судьёй

В) Учителем

Г) Преводчиком

7.     Область в которой родился И. Алтынсарин :

А) Кызылординская

Б) Костанайская

В) Торгайская

Г) Актауская

8.     Как звали деда И. Алтынсарина:

А) Батырбек

Б) Адильхан

В) Балгожа

В) Байсултан

9.     Алтынсарин изображает кочевой быт казахов в произведении:

А) «Милосердная лиса»

Б) «Кипчак Сейткул»

В) «Лицемерному судье»

Г) «Паук, муравей и ласточка»

10.                        Круг научных интересов Алтынсарина:

А) Педагогика и языкознание

Б) Астрономия и физика

В) Биология и химия

Г) Математика и география

 

 В результате анкетирования  среди 33 школьников 5-11 классов

 

      в 1-ом вопросе выбрали:

правильный вариант – 100% опрошенных

неправильный вариант – 0%  опрошенных

 

      в 2-ом вопросе выбрали:

правильный вариант – 81,8%  опрошенных

неправильный вариант – 18,2% опрошенных

 

      в 3-ем вопросе выбрали:

правильный вариант – 72,7%  опрошенных

неправильный вариант – 27,3%  опрошенных

 

      в 4-ом вопросе выбрали:

правильный вариант – 90,9% опрошенных

неправильный вариант –  9,1% опрошенных

 

      в 5-ом вопросе выбрали:

правильный вариант – 63,6% опрошенных

неправильный вариант – 36,4%%  опрошенных

 

      в 6-ом вопросе выбрали:

правильный вариант – 100% опрошенных

неправильный вариант – 0% опрошенных

 

      в 7-ом вопросе выбрали:

правильный вариант – 87,9%  опрошенных

неправильный вариант – 12,1% опрошенных

 

      в 8-ом вопросе выбрали:

правильный вариант –84,8% опрошенных

неправильный вариант – 15,2%  опрошенных

 

      в 9-ом вопросе выбрали:

правильный вариант – 60,6% опрошенных

неправильный вариант – 39,4% опрошенных

 

      в 10-ом вопросе выбрали:

правильный вариант – 78,8% опрошенных

неправильный вариант – 21,2% опрошенных

 

Итоги исследования:  В результате анкетирования среди 33 школьников 5-11 классов выяснилось, не все учащиеся смогли ответить  когда была издана казахская хрестоматия, в каком городе была  открыта школа для девочек, около   40 % школьников не читали произведения Ибрая Алтынсарина «Лицемерному судье», и « Кыпчак Сейткул». Но радует то что все учащиеся знают  биографию, круг научных интересов писателя, а так же, то, что Ибрай Алтынсарин внес наибольший вклад в педагогику и культурное наследие народов.

 

 

 

 

 

 

                                            

 Исследование 2

Социологический опрос.                                                          

Также среди учащихся 9-11 классов был проведен социологический опрос.

                                                          

Его цель: выяснить, что учащиеся Лермонтовской средней школы знают о Ибрае Алтынсарине , отражена ли  роль Ибрая Алтынсарина в творческой деятельности знаменитых людей Казахстана?

 

Вопросы:

11.                       Кем является Ибрай Алтынсарин ?

12.                       С какими произведениями писателя Вы знакомы ?

13.                       Какие известные  люди нашей  области были последователями его идей?

14.                       Как повлияла роль Ибрая Алтынсарина на жизнь знаменитых деятелей Казахстана ?                                                      

Итоги второго исследования : Учащиеся 9-11 классов хорошо владеют биографией Ибрая Алтынсарина знают его произведения переводы стихотворения, а также отвечали на сложные вопросы о последователях его идей которыми являлись наши земляки Бекет Утетлеуов, Ильяс Омаров, Ахмет Байтурсынов , Чокан Уалиханов на жизнь и деятельность которых сильно повлияли наследие и идеи просветителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

Автор Абдрахманова Маржан Султанбековна
Дата добавления 26.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 2187
Номер материала 12542
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓