Главная / Русский язык и литература / Наследие Даля: воспитание мудростью.

Наследие Даля: воспитание мудростью.

Наследие Даля: воспитание мудростью.


Габбасова Г.С. – преподаватель русского языка и литературы высшей категории Уральского педагогического колледжа им. Ж. Досмухамедова

«Зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище: оно возвышает душу, мирит с жизнью, возбуждает деятельность». В.Г. Белинский

Изучать наследие В.И. Даля можно бесконечно, ведь оно огромно. В наши дни так много говорят о патриотическом, нравственном и духовном воспитании, принята ……..программа на государственном уровне. Духовно-нравственное становление молодежи, подготовка ее к самостоятельной жизни - важнейшая составляющая развития нашего общества.

В связи с этим повышенного внимания требуют вопросы формирования у подрастающего поколения целостной картины мира и человека в нём, включая представления о национальных и общечеловеческих ценностях, воспитание чувства гражданственности и ответственности за все происходящее,  поддержка вхождения молодежи в открытое информационное сообщество.

Решение этих вопросов невозможно без глубокого изучения исторических корней и национальных традиций, позитивного наследия прошлого. Большое значение принадлежит региональной системе образования, отличающейся автономностью, мобильностью, гибкостью, учетом и развитием национальных и региональных особенностей.

Региональная направленность образования тем более важна, что в последние годы в нашей стране сложилась неординарная ситуация: с одной стороны, демократизация общества привела к всплеску национального самосознания, повышению интереса к национальным обычаям и культуре, с другой стороны, происходят забвение нравственных идеалов, смена ценностных ориентиров, особенно в среде молодежи. В ситуации острого духовно-нравственного кризиса в стране разовые и локальные меры не приведут к кардинальному изменению ситуации. Необходимы комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Для этого необходимо в педагогической теории и практике учитывать национальные ценности духовной культуры, ее традиции, особенности и должным образом оценить опыт народной педагогики. Еще К.Д. Ушинский отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью».

Большой интерес представляет педагогическое наследие В. И. Даля, который заявил себя не только выдающимся лингвистом, автором «Толкового словаря живого великорусского языка», просветителем-практиком, снискавшим всеобщее признание, но и теоретиком педагогической мысли. Свой главный педагогический принцип В.И. Даль сформулировал так: «Воспитатель сам должен быть тем, чем хочет сделать воспитанника»

Даль акцентировал внимание на главном недостатке в воспитании. «На деле нередко упускается из виду безделица (безделица, безделка мн. малоценная, неважная, ничтожная вещь или дело, «Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х т., т. 1, стр. 119), которая важнее всего остального - личный пример учителя» Он считал, что в процессе воспитания этот фактор самый верный и надежный, без которого данную задачу не решить. А способ поучительного назидания без личного примера Владимир Иванович категорически отвергал как бесплодный и даже вредный, потому что порождал двоедушие и лицемерие.

Успехи современного образования определяются не только тем, чему человек научился и каковы его знания, умения и навыки, но также и способность добывать новые знания и использовать их в новых условиях. Современные подходы в педагогике и психологии обучения предполагают, что каждый человек - творческая личность.

На уроках русского языка и литературы применяю «Пословицы русского народа» В.И. Даля, в которых содержится много мудрых мыслей, связанных с учением, получением знаний: 

«Идти в науку – терпеть муку»

«Без муки нет науки»

«Божьей волей свет стоит, наукой люди живут»

«Век живи – век учись» и др.

Анализ пословиц и поговорок, собранных великим Далем, позволяет согласиться с К.Д.Ушинским и сделать вывод, что формирование личности должно идти через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающим сокровища человеческой мысли и опыта.

Мотивируя свою позицию, Владимир Иванович советовал учителям: «Что вы хотите сделать из ребенка? Правдивого, честного, деятельного че­ловека, который думал бы не столько об удобствах и выгодах личности своей, сколько о пользе общей? - Будьте же сами таковыми, другого наставления вам не нужно... Вот в чем заключается наука нравственного воспитания»

Нравственное влияние составляет главную задачу воспитания. Нравственность следует любовно прививать и заботливо холить, так как она - благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой, требует большого ухода и присмотра, чтобы вырастить и окрепнуть. Формируя воспитательные цели из национальных особенностей , нужно исходить, прежде всего, из психологических особенностей развития личности ребенка. Духовный, внутренний мир ребенка действительно складывается под воздействием духовно-нравственного воспитания, которое желательно начинать с младшего школьного возраста. В эпоху всеобщего школьного образования. рыночных отношений в сфере просвещения проблема духовно-нравственного кризиса общества повернулась к нам новыми гранями, и быть может, с новой силой требует осмысления.

Восхищает нравственная оригинальная фигура Владимира Даля, с отчетливыми очертаниями. Точность слова, точность намерений, точность действий, точность в жизни ... всё у Даля было точное и словно точеное. И вся эта нравственная особенность и сила применена была к труду.

На примере В.Даля, его жизни, творчества, воспитываем новые поколения таким образом, чтобы каждый любил свою землю, свою  родину, испытывал к ней глубокое уважение и гордился тем, что родился именно здесь  и способен стать гражданином и продолжателем славных дел тех, кто был созидателем благосостояния и духовности родного края. У В. Даля есть чему поучиться современной молодежи: его бережному отношению к языку, как сокровищнице народной мудрости.

Как руководитель литературного клуба «Вдохновение» акцентирую внимание студентов педагогического колледжа на творческом наследии и жизни великих мастеров слова. Одно из заседаний нашего литературного клуба было посвящено жизни и деятельности В.И. Даля.

Студенты подготовили сообщения, раскрывающие многогранную деятельность ученого. Выполняя опережающее задание преподавателя, по толковому словарю В.И Даля студенты выяснили, что слово "патриот" означает "любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник"'. Сообщаю студентма, что патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме — уважение и солидарность с другими народами и странами.

В результате своих многочисленных поездок в Уральск Даль досконально изучил жизнь местного населения- казачьего и казахского; он сочувственно относился к казахскому народу, был в дружеских отношениях с Махамбетом Утемисовым, Исатаем Таймановым, встречался с Жангир-ханом. Все это дало ему богатый материал для художественного творчества, в частности им были написаны повести «Бекей и Мауляна» и «Майна». В деле ознакомления русских читателей с малоизвестной жизнью других народов повести В. Даля сыграли свою положительную роль. Эта работа наиболее эффективна на уроках литературы, истории, родного и русского языков, во внеклассной воспитательной деятельности.

Большой интерес у студентов вызывают различные дидактические игры, например, предлагаю членам клуба следующую дидактическую игру:

.в эпоху, когда жил Даль, в народном языке было слово, которое означало то, что болтается, «висюлька, подвеска, мелкая вещица, пришиваемая для прикрас; кисточка; одна из побрякушек при часах; подвеска к серьгам; крупная висячая ягода; висячий нарост на теле». В современном русском языке так называют человека, любящего заниматься пустой болтовней, пустомелю. Назовите это слово.

В результате игры студенты приходят к выводу: это слово-балаболка.В.И. Даль пустомелей не бывал никогда. Ценил время, и слово, а главное – был человеком дела, поступка.

«Воспитывать надо личным примером», - писал Даль. Он считал, что нравственность выше образованности. У слова «нравственность» замечательные синонимы – духовность, добродетельность. Подтверждением этих слов является вся его жизнь.

Владимир Даль оставил нам в наследство традиции, неприкосновенные богатства языковой культуры, на которых сегодня необходимо воспитывать подрастающее поколение.

Литература:

  1. В.И. Даль и Общество любителей российской словесности: Сборник/Отв. Ред. В.П. Нерознак. Сост. Р.Н. Клеймёнова. – СПб.:”Златоуст”, 2002г. – 312с.

  2. Даль В.И. Письмо к издателю А.И. Кошелеву. - М.: Литературная учеба. 1993. №5-6.

  3. Ушинский К. Д. Педагогическая энциклопедия. Под ред. А. Г. Калашникова //Из собрания сочинений в 11 томах Т.1//. – М., 1927.

4. Пословицы русского народа: Сборник В.Даля: В3т. Т.3. – М.: Русская книга, 1993. – 736с

Наследие Даля: воспитание мудростью.
  • Русский язык и литература
Описание:

 Наследие Даля: воспитание мудростью.

 Габбасова Г.С. – преподаватель русского языка и литературы высшей категории  Уральского педагогического колледжа им. Ж. Досмухамедова

«Зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище: оно возвышает душу, мирит с жизнью, возбуждает деятельность».   В.Г. Белинский

         Изучать  наследие В.И. Даля можно бесконечно, ведь оно огромно. В наши дни так много говорят о патриотическом, нравственном и духовном воспитании,  принята  ……..программа на государственном уровне.   Духовно-нравственное становление молодежи, подготовка ее к самостоятельной жизни - важнейшая составляющая развития  нашего общества.

 В связи  с   этим повышенного внимания требуют вопросы формирования у подрастающего поколения целостной картины мира и человека в нём, включая представления о национальных и общечеловеческих ценностях, воспитание чувства гражданственности и ответственности за все происходящее,  поддержка вхождения молодежи в открытое информационное сообщество.

 

   Решение этих вопросов невозможно без глубокого изучения исторических корней и национальных традиций, позитивного наследия прошлого.  Большое значение принадлежит региональной системе образования, отличающейся автономностью, мобильностью, гибкостью, учетом и развитием национальных и региональных особенностей.

Автор Габбасова Гулнар Сагатовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 443
Номер материала 48701
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓