Главная / Начальные классы / Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников в условиях уровневой дифференциации

Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников в условиях уровневой дифференциации

14



МКОУ СОШ с. Полом,

Белохолуницкого района

Кировской области








Нарушения письменной речи

и их преодоление у младших школьников

в условиях уровневой дифференциации



















Автор методической темы: учитель начальных классов Мордвина Елена Николаевна


План

    1. Нарушения письменной речи.

    1. Письменная речь и предпосылки её формирования.

    2. Нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия)

    3. Изучение детей, имеющих нарушения письменной речи.

      • А ) Задачи обучения.

      • Б ) Состояние пространственной ориентировки.

      • В ) Состояние ориентировки во времени.

      • Г ) Состояние двигательных функций руки.

      • Д ) Состояние слухо-моторных координаций.

      • Е ) Состояние речевого внимания и фонематического восприятия

      • Ё ) Особенности словарного запаса.

      • З ) Особенности грамматического строя речи.

      • И ) Особенности учебной деятельности.

      • К ) Проверка навыков письма.


2)Преодоление нарушений письма.

    1. Виды письма в коррекционной работе.

    2. Развитие и уточнение пространственно – временных представлений.

    3. Дифференциация упражнений для исправления некоторых выявленных нарушений.

      • а) фонетика.

      • б) лексика.

      • в) синтаксис.


3)Выводы.


4)Литература.













ВСТУПЛЕНИЕ.


Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Выбирая тему: «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников в условиях уровневой дифференциации» я ставила задачу не только выявить типичные нарушения письменной речи у детей своего класса, но и правильно провести коррекционную работу по их исправлению. Моя задача состояла ёщё и в том, чтоб провести наблюдения и сделать определённы выводы о том, какие изменения произошли после занятий по определённой системе коррекционных упражнений. Кроме того целью работы вижу и расширение и углубление знаний по вопросам данной темы.



Нарушение письменной речи.

1.Письменная речь и предпосылки её формирования.

Письменная речь - одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человечеством. В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо.

«Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять её во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков» *

Русское письмо относится к алфавитным системам письма. И устная, и письменная, формы речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы. Но в отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, в начале, в период обучения грамоте и совершенствуется в ходе всего дальнейшего обучения. Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, согласованной работой четырёх анализаторов:

1)речедвигательного

2)речеслухового

3)зрительного

4)двигательного.


Письмо включает ряд специальных операций:

  1. Анализ звукового состава подлежащего записи.

Первое условие письма – определение последовательности звуков в слове.

Второе уточнение звуков, т.е. превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в речевые звуки – фонемы. Анализ и синтез протекает при участии артикуляции.

  1. Перевод фонем (слышимых звуков) в графемы ( т. е. в зрительные схемы графических знаков с учётом пространственного расположения их элементов.

  2. «Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи (графемы переводятся в кинемы).


2.Нарушение письменной речи.

Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами ДИСЛЕКСИЯ и ДИСГРАФИЯ. Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дислексия и дисграфия обычно встречаются в сочетании.

ДИСГРАФИЯ является серьёзным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних - в усвоении грамматики родного языка. Иногда конечно дисграфические ошибки бывают вызваны неумением слушать объяснения, невнимательностью при письме или небрежным отношением к работе. Но всё-таки чаще в основе подобных ошибок лежат более серьёзные причины, а именно несформированность фонетико–фонематической и лексико–грамматической сторон речи.

Так например:

  1. пропуски гласных и согласных букв: «трва», «тава», (трава )

  2. перестановки и выпадение слогов: «кокродил», «кродил» ( крокодил )

  3. появление лишних букв или слогов в слове: «тарава», «мотоцикил».

  4. недописывание букв или слогов в слове – «о» вместо «он», «красны» вместо «красный», «многи» вместо «многие»;

обусловлены несформированностью фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза слова.

Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся не различают фонем родного языка. На письме это выражается в виде их смешения и замены букв: например «ожик» вместо ёжик, «корький» вместо горький, «трупочка» вместо трубочка, «шушки» вместо сушки, «сапля» вместо цапля, а также неумение правильно применять при письме некоторые грамматические правила.

Так, например одна из моих учениц – Снежана не чувствует ударную гласную и поэтому затрудняется в определении безударной и в подборе проверочного слова, допускает ошибки в подборе проверочного слова на оглушение согласных.


  • Русский язык. Энциклопедия. М. 1979. с 205.

  • Грановская Р. М. Элементы практической психологии. С 182.


Даже подобрав правильно проверочное слово, некоторые всё равно умудряются допустить ошибку: «столпы» вместо столбы, т.к. проверяли только безударную гласную, «юпочка» вместо юбочка. В данном случае знание правил как ни странно не помогает. Бывают ошибки и в написании предлогов, приставок и союзов.

Отставание в развитии лексико–грамматической стороны речи приводит к аграмматизму. На письме это выражается в виде неправильного согласования или управления различных частей речи. Например при согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже ( у меня нет красная платий ) или существительное с числительными в числе (пять белый грибы ). Дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения, поэтому не могут правильно на письме обозначить границу предложения, как следствие, не применяют правило постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в начале.

ДИСЛЕКСИЯ возникает при органических речевых расстройствах. Некоторые психологи отмечают наследственную предрасположенность к дислексии, когда передаётся качественная незрелость отдельных мозговых структур, участвующих в организации письменной речи.

Так, письмо правой рукой у ребёнка – левши может страдать из – за снижения аналитико – синтетических способностей подчиненной гемосферы. Ошибки чтения и письма не являются ни постоянными, ни идентичными для конкретного слова. Такая изменчивость нарушений показывает что ни один из патогенетических факторов не является решающим, но каждый имеет значение в совокупности с другим.

Основными специфическими ошибками дисграфии являются:

  1. ошибки на уровне буквы и слога

  2. ошибки на уровне слова

  3. ошибки на уровне предложения ( словосочетания )

Наличие некоторых ошибок, таких как:

  • отсутствие обозначения границ предложения

  • слитное написание слов

  • нетвёрдое знание ( забывание ) букв особенно прописных

  • нехарактерное смешивание

  • зеркальная обращённость букв

если они единичны и нестойки не доказывает существование дисграфии ( Еура – Юра, йолка – ёлка, пошли домоё )


2. Изучение детей имеющих нарушения письменной речи

Задачи изучения.

С целью наблюдения и коррекции я взяла двух учеников : Ширшлину Снежану и Леушина Диму. При первичном наблюдении можно говорить о следующем:

Снежана – нарушение письма в сочетании с фонетическими нарушениями,

нарушение письма на фоне задержки психического развития,

нарушение на фоне неуравновешенности и незрелости.

Дима - нарушение письма на фоне нарушения звукопроизношения, невнимательности, рассеянности, неаккуратности.

Для выявления точных причин, а также установления отклонений были проведены следующие тесты:

А) Состояние пространственной ориентировки

Снежана Ш. – 8 лет, 2 класс.

Задание выполнила единообразно: правой рукой; левой ногой; левым глазом. Схему собственного тела воспринимает правильно, но неуверенно. Правое и левое направление в исходном положении указывает верно, при поворотах же левое направление обозначает левой рукой, вытянутой вперёд, правое – аналогично – правой рукой, благодаря чему оба эти направления совпадают в значении « вперёд». Схему тела сидящего напротив человека путает.

Дима Л. - 8лет, 2 класс.

Ведущие правые рука и глаз совпадают, ведущая нога – правая. Схему собственного тела воспринимает правильно. Задания выполняет верно, но иногда из – за рассеянности путает. Хорошо определяет схему тела стоящего напротив. Остальные части тела ( ухо, щёку, плечо) соотносит с рукой и определяет правильно.

Б) Состояние двигательных функций руки.

Снежана - « Пересчёт» пальцев выполняет координировано, уверенно, проговаривая.

Одновременное чередование кулака и ладони выполнить не смогла ( показывает одновременно 2кулака, 2ладони ). С громким проговариванием счета чередование ударов целом передаёт ( повторяет ), но паузы неравномерны, ритма не создаётся. На лице при этом гримаса равнодушия. Изредка ошибки: один удар вместо двух или три – вместо одного.

Дима – «Пересчёт» пальцев чётко, уверенно выполняет верно. Чередование « кулак – ладонь», «кулак – кольцо», « кулак – ребро – ладонь » выполняет последовательно, уверенно. Удаётся передача ритма отстукиванием. Соблюдает паузы / - // - / ; / - /// - / - /// - . Символические движения « поманить пальцем», « указать », « размешать чай » делает правильно и уверенно, хотя палец несколько напряжён.

В) Состояние ориентировки во времени.

Снежана – называет, но неуверенно основные временные единицы ( времена года, месяцы, дни недели в их последовательности ). Бытовое время ( утро, вечер, вчера, завтра, скоро, недавно, потом ) называет иногда ошибочно. При выполнении задания по математики в восстановлении числового ряда нередко допускает ошибки, воспринимая предлог «перед» в значении «после», а предлог «после» как « перед».

Дима – Тест в ориентировании во времени прошёл на отлично.

Г) Состояние слухо – моторных координаций

Снежана. – допустила многочисленные ошибки в заданиях всех типов. По слуховому образцу ( ритм отстукивался вне поля зрения ) воспроизвела предложенные ритмы с ошибками. По словесной инструкции « Ударяй по 2 раза» уловила ритм только с третьей попытки, только после примера.

Дима – правильно выполнил все задания, допустил лишь единичные ошибки. Ритм два сильных, 3 слабых выполнил со второй попытки.

Д) Состояние речевого внимания фонематического восприятия.

Снежана – После прочтения текста с заданием найти неправильность, сказала, что здесь всё наоборот.

Дима – «У баранов нет крыльев».


Текст к заданию (Е ).

Если б не было рогов у коров,

Если б не было ушей у мышей,

Если б не было хвостов у котов,

Гребешков – у петушков,

Пятачков у поросят,

Красных лапок – гусят,

Лёгких крыльев - у баранов

И усов – у тараканов…

Если б слушал ты внимательно,

То исправил обязательно.


Е) Состояние звукового анализа и синтеза слов.

Снежана – при анализе слов по количеству звуков (у значительной группы слов) отмечалось стремление к пересчёту звуков по пальцам. Прослушав звуки, с трудом объединяет их в слова. При записи слова часто теряет гласные звуки. При вычленении звука из слова допускает следующие ошибки : ь и ъ относит к звукам ; искажает последовательность звуков ; забывает звуки, долго думает.

Дима – задание выполняет с единичными ошибками. В основном хорошо ориентируется в задании. Находит лишний звук. Продиктованные звуки К , Т , О предлагает переставить и получить слово КОТ . Таким образом демонстрируя умение чётко воспринимать и переосмысливать задание. Это указывает так же и на творческий характер.


Ж) Особенности словарного запаса.

Снежана – часто смешивает по значению слова, имеющие сходный звуковой состав. В речи использует только общеупотребляемые слова и выражения. Устные ответы однообразные. Не может составить правильно предложения.

Дима – речь засорена словами паразитами. Часто употребляет слова – архаизмы. С трудом формируются функции словообразования и словоизменения. Главным образом усваивает продуктивные формы образования и изменения слов, встречающихся в обиходной речи.



З) Особенности грамматического строя речи.

Снежана – ярко выраженные трудности в синтаксической конструкции предложений. Допускает так же ошибки в согласовании и управлении слов в предложении.

Дима – предложения строит с аграмматизмами (ошибками согласования и управления. Часто затрудняется в определении границ предложения. Преобладают простые однотипные фразы, типа: « Мальчик идёт в школу » Изъясняясь простыми банальными фразами, он и в письменной работе использует бедные синтаксические конструкции.


Выводы по тестированию.

После проведения тестов можно сделать вывод о том, что нарушение письменной речи имеют место при значительном своеобразии как в речевом развитии детей, так и в формировании ряда функций неречевого характера ( процесса пространственных и временных ориентировок, двигательных функций руки, слухо – моторных координаций). Эти функции либо задержаны в своём развитии, либо имеют искаженное развитие.

В данном случае из двух ребят, взятых для тестирования, об одном можно говорить как о гармонично развитом с нормальным умственным развитием ( Дима ), другая (Снежана) с налицо развитыми нарушениями, задержкой психического и умственного развития. Но оба ребёнка допускают частые ошибки при чтении и письме.


И) Особенности учебной деятельности.

При поступлении в школу ребёнок должен не только обладать определенным уровнем развития познавательных процессов, и иметь соответствующее возрасту моторное развитие. Главной причиной затруднений в учебной работе определённо являются отставание познавательных и моторных функций. Можно говорить о существовании дислексии и дисграфии у школьника, если его поведение и рассуждения в областях, не требующих использование письменной речи, находятся на уровне, примерно сопоставимом с уровнем детей его возраста. Иногда компенсаторные механизмы помогают и преодолеть трудности, не вызывая заметного отставания, например, при хороших зрительном процессе и опыте правильного списывания.


К) « Школьная зрелость» и готовность к усвоению грамоте.

Понятие школьной зрелости включает показания как физического, так и психического развития ребёнка. Формирование ребёнка начинается ещё в садике и затем продолжается в школе. Готовность к обучению включает не только запас знаний и представлений, но и уровень развития мышления, умение обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира. Для развития готовности к обучению в первом классе существует добукварный период (2–3 недели). Задача этого периода: научить звуковому анализу и синтезу слов, укрепить внимание, приучить к слушанию. Для овладения письменной речью необходимы два условия : осознание своей речи и произвольное владение ею. Формирование письменной речи происходит в течении всего процесса обучения.


Проверка навыков письма.


Основные задачи : выяснение степени овладения грамотой с учётом этапа обучения и требований школьной программы на момент обследования ; выявление нарушений письма ( характер специфических ошибок, степень выраженности ).

Задания :

  1. Списать слова и предложения с рукописного текста.

Птицы.

Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замёрзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зёрен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай.


  1. Списать слова и предложения с печатного текста.

Идёт весна.

Солнце светит ярче. Снег потемнел. Кругом большие лужи. На ветках надулись почки. На лужайках зелёная трава. Журчат быстрые ручьи. Идёт весна.

  1. Записать под диктовку строчные и прописные буквы.

А) строчные : п,р,и,ш,м,щ,з,ц,е,ч,л,д,у,б,э,ф,й,в,ь,х,ъ.

Б) прописные : Р,И,М,С,В,З,К,А,Ч,Б,У,Ц,Х,Ю,Т,Я,Г.

  1. Диктовка слогов.

Ас, мо, осе, лы ,ри ,але ,яр ,мя , жу ,са , шо, чи, ац, бало, дожу, лери, шази, жне, ащу, зню, лох ,кор ,пла , кро ,аст, глу,кро, сми, кра., гро, астка, глор, ижбо, щац, вздро, чит, щус, хвы, айка, шос, крет, вач.

  1. Диктовка слов различной структуры.

Лыжи куст глазок уснёт

Ключ щука природа грач

Круги улица сильный утки

Жили бант пружина чищу

Старушка аист убрал шарф

Заснуть насмешка чтение крыльцо

  1. Записать после однократного прослушивания.

У ёлки пушистый зайчик.

  1. Слуховой диктант.

Коршун.

Круги коршуна в воздухе стали меньше, ближе к земле. Вот птица ринулась вниз, схватила когтями грызуна. Многие хищники питаются мышами, сусликами. Когда грызуны замечают коршуна, они сразу прячутся. Тогда коршун сядет возле норы и ждёт добычу. Коршуна нужно считать полезной птицей.


2) Преодоление нарушений письменной речи.

    1. Виды письма В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ.

На протяжении первых лет обучения школьники упражняются в различных видах письма, каждый из которых имеет определённое значение для формирования навыков полноценной письменной речи, отвечая задачам обучения, закрепления и проверки соответствующих знаний и умений.

А) Списывание с рукописного текста

с печатного текста

осложненное заданиями логического и грамматического характера.

Б) Слуховой диктант.

В) Графический диктант : обозначение звуков стуком. (……)

количество слогов (слива -и, -а )

обозначение предлогов

( У входа в дом стоял старик с фонарём.)

. * - * - - - * -


    1. Развитие и уточнение пространственно – временных представлений.


а) Пространственные представления.

В первом квадратике (окончании) выделить карандашом первую верхнюю точку, затем первую нижнюю, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Аналогично выделить вторую нижнюю точку и соединить её стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх.


б) Работа с цифровым рядом. Назовите первое число слева; первое число справа. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду?

(слева направо.)

в) « Вернуть число на место » 1, 2, 4, 5, 8, 9.

г) Назови следующую букву. – а, б, в, г, д, е…

- у, п, р, с, т…

2) Временные представления.

а) Выявить понимание детьми понятий: времена года, год, месяц, неделя, сутки, утро, вечер, сегодня, вчера, завтра.

Ночь и день.

  • Как тебя сегодня зовут, Ночь? - спросил День.

  • Как зовут? Никак не зовут, Ночь да Ночь.

  • А как будут звать завтра?

  • Что, значит, звать завтра? Завтра тоже будут звать Ночь.

  • А как звали тебя вчера?

  • Тоже Ночь.

  • А меня сегодня зовут Вторник, завтра будут звать …, а … звали Понедельником, сказал День.

б) Уточнить представления детей о человеческом возрасте, сопоставляя понятия: дед – отец – сын – брат; бабушка – мать- дочь – сестра.

в) Установить последовательность событий, изображенных в серии сюжетных картинок.

г) Записать под диктовку серии из 2 –5 цифр, букв, слогов.

3) Дифференциация упражнений для исправления некоторых выявленных нарушений.

а) Фонетика.


Человека постоянно окружает множество шумов и звуков: шум улицы, шорох бумаги, постукивание указки, звуки животных. Эти звуки разного происхождения, разного качества. Познавая мир, ребёнок в первую очередь знакомится со звуками. Поэтому, планируя упражнения по коррекции на фонетическом уровне удобнее пользоваться жизненным опытом ребёнка.

Использую следующие задания.

  1. Закрепить узнавание печатных букв, используя стихи:

На арене А стоит,

начинает алфавит.

2. Найдите букву, которая «рычит», «жужжит», «звенит», «фыркает», «мычит», «свистит» и т. д.

3. Вычлени согласный звук на слух в начальной позиции то – на – ту. Или. Вот сколько на «К» я сумею сказать: кастрюля, кофейник, коробка, кровать, корова, квартира, картина, ковёр, кладовка, калитка, комод, коридор.

4. Из данных ниже слов получить другие путём замены начальной согласной точка, бочка, балка, лук, лак, конечной согласной сыр, сон, кот.

5. Рассмотреть рисунок, посчитать, сколько названий предметов начинается на звук Б.

6. Прочитай скороговорку, правильно произнося звуки С, Ш.

Шёл Саша по шоссе,

Нёс сушки в мешке.

Есть сушки Проше,

Васюше и Антоше.

б) Лексика.

Основные задачи лексической работы:

1) количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений)

2) качественное обогащение словаря (путём усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний)

3) очищение словаря от искажённых, прочно речных и жаргонных слов.

При выборе заданий при работе на лексическом уровне выбираю следующие задания:

а) Назвать действия (метель) (что делает?) метёт; гром, ветер, снег, солнце, ливень, молния, мороз.

б) Назвать другой предмет с тем же признаком.

Мел белый (и снег белый).

в) Сравнить по вкусу - лимон и мёд

По цвету - василёк и гвоздику

По высоте - дом и шалаш

г) Угадать предмет по его признакам или действиям (Мама машет, Паша пашет, Валя валит, Катя катит.

д) Слова сорняки ( Да вроде, у-у м-м-м).

е) Указать четвертое « лишнее» слово:

  • грустный, печальный, унылый, глубокий

  • думать, ехать, размышлять, соображать.

ж) указать близкие по значению слова: свежая пища, запас корма, вкусная еда.

з) вставить пропущенные слова.

и) отгадывание загадок:

Мне неженки - сандалии

Доверчиво сказали:

- Боимся мы щекотки

Большой сапожной….

(щетки.)

к) Образуйте фамилии от следующих слов по образцу: любимый – Любимов.

Светлый-…,быстрый -…, серый - …,малый - …,чёрный - .

л) Дополни предложение.

У зайца косые …. К забору привязана ….


в) Синтаксис.

Очень важно привести детей к пониманию связи слов в предложении, которая выявляется при помощи вопроса от главного слова в словосочетании к зависимому слову. Основной задачей является преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений.

1.Составлекние предложений по опорным картинкам.

2. Как по интонации (понижению голоса) угадать закончилось ли предложение.

3. Согласовать слова в числе: «Две мамы купили своим детям четыре панамки. Первая мама купила белую панамку, вторая – голубые панамки. Сколько детей было у каждой мамы?

У первой был один ребёнок (одна белая панама), а у второй – трое (голубые панамки, значит три).

4) Согласование в роде.

У каждого месяца свой цвет. Январь – бел, июнь – зелен, а вот март голуб…. Голуб небо, снега голуб. На снегах тени как син молнии. Голуб даль, голуб льды, голуб на снегу следы. Перв голуб лужи и послед голуб сосульки. А на горизонте син полоска далёкого леса.

Весь мир голуб!

(По Н. Сладкову.)

5) Согласование в падеже.

Маша пришла к (Шуре, Шура, Шурой). Женя ждал (Миша, Мишу, Мишей). Саша живёт в одном доме с (Жора, Жоры, Жорой).

6) Составь слова из данных слогов.

За, ча, да, ка, щу, тре, щать, ча, све.



Выводы:


Таким образом, дисграфия есть одно из проявлений системного нарушения, затрачивающего, в одних случаях, речевое развитие ребёнка, в других формирование ряда важных неречевых процессов и функций в ходе общего развития, либо включающего сочетание тех и других факторов.

Формирование письменной речи происходит в течение всего процесса обучения. Развитие психических процессов происходит равнонаправленно и длительно. Поэтому вариативность разноуровневость и возможность многократного использования материала позволяет выявлять и исправлять особо часто встречающиеся ошибки.

Дифференцированные упражнения носят комплексный характер. Поэтому при составлении заданий учитываю, что в каждом задании должны решаться две группы взаимосвязанных задач: центральные (на исправление конкретных ошибок) и вспомогательные (общее развитие письменной и устной связной речи).

Работая на уроке с различными видами упражнений, замечаю заинтересованность и увлеченность детей, что проявляется в их общем развитии и успеваемости.




Литература:

1) Лайло В.В. Развитие памяти и повышение

грамотности.

М. Издательство дом Дрофа. 1999г.


2) Лайло В В Повышение грамотности и развитие

мышления.

М. Издательство. Дом Дрофа 1999г.


3) Русский язык. М. Энциклопедия. 1973г.


4) Грановская Р.М. Элементы практической психологии.


5) Сукач Л. М. Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма.




















Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников в условиях уровневой дифференциации
  • Начальные классы
Описание:

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

 

Выбирая тему: «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников в условиях уровневой дифференциации» я ставила задачу не только выявить типичные нарушения письменной речи у детей своего класса, но и правильно провести коррекционную работу по их исправлению. Моя задача состояла ёщё и в том, чтоб провести наблюдения и сделать определённы выводы о том, какие изменения произошли после занятий по определённой системе коррекционных упражнений. Кроме того целью работы вижу и расширение и углубление знаний по вопросам данной темы.

Автор Мордвина Елена Николаевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 520
Номер материала 24175
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓