Главная / Технология / Народный костюм и современная мода

Народный костюм и современная мода

Конспект урока

(7 класс)

(время проведения 2 часа)


Тема: Народный костюм и современная мода


Цели:

Образовательные: Проследить, как влияет национальный костюм и традиции на современный образ.

Коррекционные: Формировать и развивать зрительное восприятие.

Воспитательные: Воспитывать вкус.


Задачи:

- Ознакомление обучающихся с современными тенденциями моды, основанными на элементах и образе национального костюма.

- Развитие чувства гармонии и единения человека и природы на основе традиций в одежде, складывающейся годами.

- Привитие чувства гордости за свою национальную культуру.


Тип урока: комбинированный.


Оборудование: компьютер, платки, косынки, шали, шаблоны национального орнамента, эскизы сумок, карандаши, ластик.


План урока

  1. Организационный момент

1. Проверка готовности обучающихся к уроку;

2. Выявление отсутствующих.

  1. Главная часть

  1. Сообщение темы;

  2. Активизация знаний учащихся;

3. Использование народных мотивов в моделировании одежды;

4. Народный костюм и современная мода;

5. Разбор национального осетинского костюма и его трансформация во времени;

  1. Практическая часть

  1. Использование косынки в современном образе;

  2. Работа над эскизом сумки с элементами национального орнамента;

3. Анализ выполненной работы

  1. Заключительная часть

1. Подведение итогов урока;

2. Рефлексия;

3. Выставление оценок




Главная часть

1. Тема сегодняшнего занятия: «Влияние национального костюма на современный образ». На предыдущих занятиях мы с вами рассматривали костюм как средство, которое удовлетворяет потребностям человека, особенностям его поведения и образу его жизни. Иными словами: «для кого, для чего, из чего?».

2. Мы вместе с вами учились подбирать одежду таким образом, чтобы подчеркнуть ваши достоинства и скрыть недостатки. В зависимости от ваших вкусовых предпочтений образ каждого получился разным. Это и естественно, так как каждая из вас является личностью самобытной и неповторимой.

Вопрос: Какие образы мы с вами пытались создать?


Предполагаемые ответы учащихся: Образы: элегантный, традиционный, естественный, романтический, классический, яркий, «свободный художник».


Вопрос: Назовите мне места, куда бы уместно одеть костюм классического образа, романтического и естественного?


Предполагаемые ответы учащихся: Классический образ обычно одевают в школу, учреждение. Образ отличается небольшим количеством деталей и отсутствием декоративных элементов. Романтический образ больше уместен для похода на день рождения, дискотеку, вечеринку и т.п. Естественный образ характеризуется удобством и больше подходит для прогулок, занятий в школе.


Молодцы!

3. Как же рождается новый образ? Иногда отправной точкой становятся мимолетные впечатления от одежды, увиденной на улице, просмотра книг по истории костюма или старых журналов мод, фильмов, телепрограмм. Словом весь мир окружающий нас служит источником вдохновения. Это оперенье птицы, букет цветов, схема компьютера или портрет знаменитой личности. (слайды №№ 1, 2, 3, 4)

Так Ив Сен-Лоран создал несколько коллекций на этнические темы после поездок в Китай, Африку, Россию. А посещение египетского зала в Лувре (музей в Париже во Франции, где собраны многочисленные художественные полотна, произведения древних скульпторов, там же находится этнографический музей) подсказало идею создания знаменитого свадебного платья – саркофага. (слайды №№ 5,6)

Рассмотрим, как же можно создать неповторимый яркий, самобытный образ, используя народные мотивы.

Прежде чем говорить об использовании одежды, следует ответить на вопрос: «что же привлекает специалистов в народном искусстве при создании костюма сегодня?»

Это форма и покрой костюма, представляющие интерес рациональности и красоты, которая вырабатывалась столетиями. (слайды№ № 7, 8, 9, 10, 11, 12,13)

Это также декоративное убранство народной одежды, цвет, техника выполнения декора и т.п. (слайды №№ 14,15, 16, 17, 18)


Вопрос: Рассмотрите предложенные костюмы народной одежды и назовите декоративные элементы, которые могли бы заинтересовать художника (слайд № 19, 20, 21)

Предполагаемые ответы учащихся: На первом слайде интересен зонтик, весь образ комплекта, форма и пластика самого японского костюма; на втором слайде – декор, форма и цвет костюма; на третьем слайде – рисунок ткани, кайма веера, многослойность костюма и сам образ павлина.


4. Притягательная сила эстетического воздействия народного прикладного искусства, куда относится и костюм, передается зрителю любого времени вне зависимости от общепринятого общественного вкуса.

Вашему вниманию представляются слайды отображающие задумку модельеров в начале и середине XX века. (слайды №№ 22, 23, 24, 25) Вячеслав Зайцев взял за основу своих моделей форму русского сарафана и получились нарядные платья. Модель под девизом «Рязань» получилась благодаря традиционной расцветки женского национального костюма.

Вопрос: Какие элементы народного кавказского костюма были взяты для показанных моделей? Какой элемент национальной одежды стал прообразом модели со второго слайда?

Предполагаемые ответы учащихся: Папаха, газыри, силуэт; на втором слайде за основу взята косынка.

Сегодня наступил конец механическому введению народных мотивов в современный костюм. Народный костюм, словно ритм, мотив для композитора, который по-своему аранжируя мелодию, добивается новой выразительности, нового содержания. Кристиан Диор (один из величайших модельеров мира, работающий во Франции) говорил, что национальные мотивы должны больше угадываться, чем акцентироваться.

(слайды №№ 26, 27, 28, 29, 30) На представленных слайдах вы видите костюмы современных модельеров прообразом которых послужили национальные костюмы: Турции (Рифат Озбек), Китая (из коллекции Дома Лапидуса), Италии (Дольче и Габбана), Мексики (из коллекции Дома Диора)

(слайды №№ 31, 32, 33, 34) Сейчас я вам продемонстрирую эскизы моделей по мотивам осетинского национального костюма. Что же они взяли за основу этой коллекции? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть костюм наших предков, дошедший до наших дней. Он состоит из нижнего платья с узкими рукавами, верхнего распашного платья с широкими рукавами, и сборкой по линии талии, которая прикрывалась поясом.

У замужней женщины имелся головной убор, который состоял из шапочки и шелкового плетеного платка или тканевой косынки. Платок или шаль могли носиться как с шапочкой на праздниках, так и самостоятельно. Особо хочется обратить ваше внимание на нагрудные украшения, которые вначале исполняли роль застежки на кафтанчике. До начала XX века они выполнялись разъемными посередине.

Вопрос: Так что же они взяли для создания данных моделей?

Предполагаемые ответы учащихся: на первом слайде использовали частота застежки, каракуль, широкие рукава, силуэт, на втором слайде – форма мужского головного убора, силуэт и форму бурки.

Если говорить о теплой одежде женщины носили шубы из овчины или другого меха. Теплая одежда без меха выполнялась из ткани и шерсти путем стежки.

Практическая часть

1. Сегодня мы с вами попробуем стать юными модельерами. На ваших столах лежат косынки. Надевая ее, вряд ли кто-нибудь задумывался, что косынка, шаль – один из элементов национального костюма. Со временем он трансформировался и приобрел различные размеры, цветовое решение, отделку и т.д..

Каждый из вас возьмет тот платок, который ему больше нравится и предложит свой вариант его применения. На обдумывание дается 5 минут.

(После окончания практической работы, педагог анализирует соответствие стиля и интересного использования данной детали).

2. На этом наша практическая часть не заканчивается. Важно не только умело сочетать стиль, но и правильно использовать основы композиции. Каждый из вас получит эскиз сумки. На нем зарисуйте орнамент, шаблоны, которых вы найдете в коробке на столе. Шаблон необходимо обвести в том месте, которое вы считаете наиболее предпочтительным для этого оформления сумки.

(На работу ребятам дается 10 минут)


3. Педагог вместе с обучающимися анализирует выполненные эскизы. Он обращает их внимание на симметрию, центр, ритм или повтор рисунка.

Ребята, мне очень понравилась ваша активность, хорошо выполненные эскизы. Я хочу предложить вам выбрать те работы, которые вам бы хотелось выполнить из ткани, используя технику аппликации или оформленные шнуром «Алдыбынд»?

(Педагог вместе с обучающимися выбирает эскизы для дальнейшего исполнения их).



Итог урока

  1. Что нового мы сегодня узнали?

Предполагаемые ответы учащихся: с национальными костюмами осетин, русских, японцев, китайцев, турок и других народов, познакомились с работами ведущих модельеров мира и молодыми художниками по костюму Северной Осетии, научились закомпоновывать элементы рисунка или орнамента.

2. Сейчас, ребята, каждый из вас возьмет смайлик с улыбкой, если ему понравился урок, если не понравился, то смайлик нужно взять грустный. Каждый положит смайлик в коробку и говорит, что ему понравилось больше или почему не понравился урок или часть урока. Возможно, кто-то из вас устал. Если это имеет место, вы обязаны сказать мне об этом не стесняясь.

Народный костюм и современная мода
  • Технология
Описание:

Цели:

Образовательные: Проследить,  как влияет национальный костюм и традиции на современный образ.

Коррекционные: Формировать и развивать зрительное восприятие.

Воспитательные: Воспитывать вкус.

 

Задачи:

- Ознакомление обучающихся с современными тенденциями моды, основанными на элементах и образе национального костюма.

- Развитие чувства гармонии и единения человека и природы на основе традиций в одежде, складывающейся годами.

- Привитие чувства гордости  за свою национальную культуру.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Оборудование: компьютер, платки, косынки, шали, шаблоны национального орнамента, эскизы сумок, карандаши, ластик.

 

План урока

I.                   Организационный момент

1. Проверка готовности обучающихся к уроку;

2. Выявление отсутствующих.

II.                Главная часть

1.     Сообщение темы;

2.     Активизация знаний учащихся;

3. Использование народных мотивов в моделировании одежды;

4. Народный костюм и современная мода;

5. Разбор национального осетинского костюма и его трансформация во времени;

III.             Практическая часть

1.     Использование косынки в современном образе;

2.     Работа над эскизом сумки с элементами национального орнамента;

Автор Юрикова Елена Михайловна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1729
Номер материала 38160
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓