Главная / Классному руководителю / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Сероштан Н.Б.

учитель начальных классов

сш № 25 г. Астана


НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ



Нельзя представить себе народную педагогику не услышав голоса народа, а голос народа отражён в памятниках народной мудрости: эпосы, легенды, пословицы, загадки, поговорки, сказания, песни, назидания.

Те обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полной утраты. Мы - потомки и духовные наследники людей, заложивших их основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать и передать нашим детям.

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наша задача сегодня:

- уважительно относиться к своим древним корням;

- чтить и уважать память предков;

- систематически и целенаправленно приобщать детей к истокам народной культуры.

Начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире.

Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.

Одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Главное назначение песни - привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу материнской любви.

Глаз моих усталых зренье,

Сердца моего биенье,

Крови жаркое течение,

Солнышко моё, малыш.

Баю- баю, беленький

В белой колыбеленке.

Уложу на бочок,

Подстелю потничёк,

Принакрою тонкой,

Вышитой попонкой.

Среди детей подросткового возраста были более всего распространены веселые, задорные, шуточные песни. Самый богатый репертуар у юношества. Это свадебные плачи невесты, обрядовые, ритуальные. Каждому возрасту соответствуют свои песни. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Воздействуя на чувства человека, они одновременно влияют на его сознание и поведение. Вот почему их с полным основанием можно отнести к средствам народного воспитания. Мы должны знать различные песни, уметь убеждать родителей в необходимости разучивать их с детьми.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течении столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.

Используя на уроках фрагменты сказок, учитель сделает урок более ярким и запоминающимся. На урок могут прийти герои таких сказок, как

Алдар Косе или Ер Тостик.

В сказках поднимаются многие проблемы народного воспитания.

Использование сказки на уроке развивает интерес ребёнка к казахским национальным сказкам.

Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Она связана с песней, танцами, плясками, сказками, загадками и другими видами народного творчества как средствами воспитания народной культуры.

Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему учитель должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе и во внеклассной работе.

Одним из средств народной культуры являются пословицы.

«Пословицы - это речевые самородки и самоцветы»- писал Д.К. Ушинский.

В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, осуждения. У всех народов трудовое воспитание является главной задачей. Праздность осуждалась народом как явление чуждое. Однако в воспитательной работе с детьми необходимо использовать те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку.

Труд- первое лекарство от всех болезней.

Труд- народы кормит.

Труд города украшает, безделье их опустошает.

Кто работает, тот и сыт.

Ключи к счастью -в труде.

Основным фактором народного воспитания является природа. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Очень много казахских пословиц именно на эту тему.

Как родина дорога поймешь,

Когда на чужбину попадешь.

Родимый край для каждого рай.

Тепло родины своей, огня намного горячей.

Родина – народу мать, народ – джигиту мать.

Цветет бутон там, где прижился.
Джигит силен там, где родился.

На родине и дни, и ночи прекрасны.

Родину предать – заживо себя похоронить.

В семьях традиционно проявлялась забота о воспитании детей. В народе она чаще строилось по принципу «Делай как я», т.е. в основу семейного воспитания был положен авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции. В качестве образца выступал отец, глава семьи.

Для отца все дети одинаковы.

Отец- дерево могучее, дети его листья.

Отец- гора, мать- родник у подножия горы,

Сын – тростник на берегу родника.

Отец- судья своим детям.

Путь отцов- детям дорога.

Сын берёт пример с отца, а дочь с матери.

Отец-учитель своим детям.

Патриотические пословицы учат наших детей любить свою землю. Чем баем быть у чужого народа, лучше быть пастухом у своего народа.

Добрый сын живёт заботами народа,

Джигита доля - за Родину стоять.

В народной педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Пособием для воспитания является вся жизнь с ее трудовыми буднями, праздниками, пословицами, песнями, сказками.

Нам необходимо воспользоваться этим пособием мудрости и применять его в своей работе.


НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
  • Классному руководителю
Описание:

Нельзя представить себе народную педагогику не услышав голоса народа, а голос народа отражён в  памятниках народной мудрости: эпосы, легенды, пословицы, загадки, поговорки, сказания, песни, назидания.

Те обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полной утраты. Мы - потомки и духовные наследники людей, заложивших их основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать и передать нашим детям.

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. 

Автор Сероштан Наталья Борисовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 856
Номер материала 45086
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓