Главная / Русский язык и литература / Наречие? Нет ничего проще!

Наречие? Нет ничего проще!

hello_html_79451ad0.gifhello_html_79451ad0.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_752729e7.gifhello_html_752729e7.gifhello_html_752729e7.gifhello_html_752729e7.gifhello_html_752729e7.gifhello_html_752729e7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifТема: «Наречие? Нет ничего проще!» (Степени сравнения наречий. Образование наречий). 7 класс

Цель: образовательные – познакомить со способами образования сравнительной и превосходной степени наречий; научить определять синтаксическую роль в наречиях сравнительной и превосходной степени; повторить способы образования степеней сравнения имён прилагательных;

развивающие – развивать умение логически излагать свои мысли; развивать умение аргументировать, доказывать; развивать умение разграничивать прилагательные и наречия в сравнительной степени;

воспитательные – воспитывать интерес к познанию русского языка и ответственное отношение к активной самостоятельной учебной деятельности, формировать навыки сотрудничества в решении поисковых задач.

Оборудование: учебник, карточки, презентация.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

Организационный этап

I. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа.

  • Какая часть речи называется наречием?

  • Какие грамматические признаки свойственны наречию и деепричастию?

  • В чём их сходство и в чём различие?

  • Какие разряды наречий вам известны?


Слабоуспевающие учащиеся в это время выполняют задания на карточках:

Найти наречия в тексте, указать, на какие вопросы они отвечают. Подчеркнуть их как члены предложения.

Накануне ураганный ветер оглушительно завыл за стенами замка, а дождь полил еще сильнее, чем прежде.  В коридорах и классах стало так темно, что пришлось дополнительно зажечь факелы и лампы.  Пригнувшись и напряженно всмотревшись в потоки дождя, команда дружно приземлилась в грязь.


2. Практическая работа. Синтаксический разбор.

Задание: записать предложение, произвести его неполный разбор, выбрать словосочетания с наречиями,

указать группу наречий по значению.


Окружавшая мгла осе(нн,н)ей ноч.. вздраг..вала и, пугливо отодв..гаясь, открывала на миг слева безгр..ничную


степь, справа было бе..конечное море, а далеко впереди лениво вставало солнце.


II.Новая тема: образование наречий.

1.Словарная работа

претензия (сущ), фр. - 1.предъявление своих прав, 2, жалоба.

претенциозный (прилаг).

- Укажите сомнительные буквы в данных словах, которые можно написать неправильно.

- Догадайтесь, какое наречие можно образовать от прилаг. претенциозный. (претенциозно).

- Сделайте вывод, от какой части речи образуются наречия? (от прилаг.)

- Как вы думаете, о чем будет сегодняшний урок? (способы образования наречий)

( Запись даты, вида работы, темы урока, словарных слов).

- Сформулируйте цель урока и поставьте задачи.

- Обратите внимание, как могут быть образованы наречия (см. видеоуроки «Образование наречий», «Рецепты образования наречий»).

- Данные слова претензия претенциозный претенциозно образуют словообразовательное гнездо.

2.Чтение статьи учебника (стр.108). Беседа о прочитанном:

- От каких еще частей речи могут быть образованы наречия? (глагол, местоимение, наречие)

- Какие аффиксы (части слова) служат для их образования? (префиксы, постфиксы)

- Какие это способы образования наречий? (¬, ^, ¬ + ^, ˽+˽ , сложение слов и синонимичных слов.)


3. Практическая работа.

Задание: образовать наречия от слов четверо, дружеский, утро, начало, сухой, молодой, весенний.

(Четырежды, дружно, по-дружески, поутру, поначалу, сухо, молодо, по-весеннему)


III. Новая тема: степени сравнения наречий. Постановка темы и цели урока. Актуализация опорных знаний.

1. Комплексная работа над предложением.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

- Кому принадлежат эти строки? (А.С. Пушкину)

- Какие слова являются однокоренными? К каким частям речи они относятся и почему?

- Обозначьте состав этих слов. ( печальные, печально)


- К какому разряду относится прилагательное? (качественное, т.к. м. иметь краткую форму печален, употребляется со словом очень, имеет признаки в различной степени).

- Образуйте от имени прилагательного возможные формы степени сравнения. Составьте опорную схему.

Степени сравнения имён прилагательных

сравнительная превосходная

простая составная простая составная

печальнее, более печальные печальнейшие самые печальные,

печальней) менее печальные печальнее всех


2. Этап усвоения новых знаний. Совместная исследовательская деятельность учащихся.

Чтение учебного материала и составление в ходе беседы опорного конспекта «Образование степени сравнения нареч»

- Найдите в тексте А. С. Пушкина наречия и определите их принадлежность к группе разрядов.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она. (как? - способ и образ образования .)

- От какой части речи образовалось наречие печально?

- От прилагательных какого разряда образуются наречия, оканчивающиеся на суффикс –о и –е? (качественные)

- Прочитайте правило образования степеней сравнения наречий (стр. 114) и рассмотрите таблицу (стр. 115).

- Образуйте степени сравнения от наречия печально. Отразите это в опорной схеме.


Степени сравнения наречий

сравнительная степень превосходная степень

простая форма составная форма простая форма составная форма

(печальнее) (более печально) (характерна только (печальнее всего,

(менее печально) для единичных наречий: печальнее всех)

строжайше,нижайше,

покорнейше)


- Какой вывод можно сделать на основании опорных схем? Есть ли сходство и различие в образовании степени сравнения прилагательных и наречий?

(Способ образования наречий с суффиксами –о, -е в сравнительной степени, сходно с образованием простой формы сравнительной степени имён прилагательных. )


3. Выборочное выполнение тренировочного упражнения: 1-ый ряд –А, 2-ой ряд – Б, 3-ий ряд – В.

Задание: образуйте формы степеней сравнения (простые и составные) от данных наречий. Поставьте ударения.

А) Бойко, гибко, красиво. Б) Хорошо, сладко, круто. В) Упруго, низко, просто.


IV. Этап первичной проверки и обобщения изученного.

Установление осознанности усвоения учащимися нового учебного материала.

Дифференцированная организация деятельности учащихся по применению изученных знаний.

1. Раздаточный дидактический материал (совместная работа с учителем).

Задание: Вставьте по смыслу наречия или прилагательные, выявите их синтаксическую роль и укажите часть речи.

1. Ученик стремится писать … .

2. Сестра … брата.

3. Отец … посадил ребёнка.

4. Лиса … и … других зверей.

5. Погода становилась всё … .

6.Лучи померкли, … тени.

7. С горы … ложится тень.

2. Самостоятельная работа.

Задание: запишите со следующими словами предложения с наречиями и прилагательными в сравнительной степени:

Легче, дружней, громче, ниже, шире, прозрачнее, светлее.


V. Подведение итогов урока, выставление оценок.

VI. Дифференцированное домашнее задание. Параграфы 30 , 32 (правила)

1. Уровень А. упр.230 стр.109.; упр 250, стр 116 (по заданию)

2. Уровень Б. Задание: составить небольшой текст на тему «Мой друг и я» («Моя подруга и я»), употребив

прилагательные и наречия в сравнительной или превосходной степени.




Наречие? Нет ничего проще!
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема: «Наречие? Нет ничего проще!» (Степени сравнения наречий. Образование наречий).                             7 класс

Цель:  образовательные – познакомить со способами образования сравнительной и превосходной степени наречий; научить определять синтаксическую роль в наречиях сравнительной и превосходной степени; повторить способы образования степеней сравнения имён прилагательных;

развивающие – развивать умение логически излагать свои мысли; развивать умение аргументировать, доказывать; развивать умение разграничивать прилагательные и наречия в сравнительной степени;

 воспитательные – воспитывать интерес к познанию русского  языка и ответственное отношение к активной самостоятельной учебной деятельности,  формировать навыки сотрудничества в решении поисковых задач.

Оборудование:  учебник, карточки, презентация.

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

Ход урока

Организационный этап

I. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа. 

Ø   Какая часть речи называется наречием?

Ø   Какие грамматические признаки свойственны наречию и деепричастию?

Ø   В чём их сходство и в чём различие?

Ø   Какие разряды наречий вам известны?

 

Слабоуспевающие учащиеся в это время выполняют задания на карточках:

Найти  наречия в тексте, указать, на какие вопросы они отвечают. Подчеркнуть их как члены предложения.

Накануне ураганный ветер оглушительно завыл за стенами замка, а дождь полил еще сильнее, чем прежде.  В коридорах и классах стало так темно, что пришлось дополнительно зажечь факелы и лампы.  Пригнувшись и напряженно всмотревшись в потоки дождя, команда дружно приземлилась в грязь.

 

2. Практическая работа. Синтаксический разбор.

Задание: записать предложение, произвести его неполный разбор, выбрать  словосочетания  с наречиями, 

указать группу  наречий по значению.

 

Окружавшая мгла осе(нн,н)ей ноч.. вздраг..вала и, пугливо отодв..гаясь, открывала на миг слева безгр..ничную

 

степь, справа было  бе..конечное море, а далеко впереди лениво вставало солнце.

 

II.Новая тема: образование наречий.

1.Словарная работа

претензия (сущ), фр. - 1.предъявление своих прав, 2, жалоба.

претенциозный (прилаг).

- Укажите сомнительные буквы в данных словах, которые можно написать неправильно.

- Догадайтесь, какое наречие можно образовать от прилаг. претенциозный. (претенциозно).

- Сделайте вывод, от какой части речи образуются наречия? (от прилаг.)

- Как вы думаете, о чем будет сегодняшний урок?  (способы образования наречий)

( Запись даты, вида работы, темы урока, словарных слов).

- Сформулируйте цель урока и поставьте задачи.

- Обратите внимание, как могут быть образованы наречия (см. видеоуроки «Образование наречий», «Рецепты образования наречий»).

- Данные слова   претензия          претенциозный          претенциозно образуют словообразовательное гнездо.

2.Чтение статьи учебника (стр.108). Беседа о прочитанном:

- От каких еще частей речи могут быть образованы наречия? (глагол, местоимение, наречие)

- Какие аффиксы (части слова) служат для их образования? (префиксы, постфиксы)

- Какие это способы образования наречий?  (¬, ^, ¬ + ^, ˽+˽ , сложение слов и синонимичных слов.)

 

3. Практическая работа.

Задание: образовать наречия от слов четверо, дружеский, утро, начало, сухой, молодой, весенний

(Четырежды, дружно, по-дружески, поутру, поначалу, сухо, молодо, по-весеннему)

 

III. Новая тема: степени сравнения наречий. Постановка темы и цели урока. Актуализация опорных знаний.

1. Комплексная работа над предложением.

              Сквозь волнистые туманы

              Пробирается луна,

              На печальные поляны

              Льёт печально свет она.

- Кому принадлежат эти строки?  (А.С. Пушкину)

- Какие слова являются однокоренными? К каким частям речи они относятся и почему?

- Обозначьте состав этих слов.    ( печальные,   печально)

 

- К какому разряду относится прилагательное?  (качественное, т.к. м. иметь краткую форму печален, употребляется со словом очень, имеет признаки в различной степени).

- Образуйте от имени прилагательного возможные формы степени  сравнения. Составьте опорную схему.    

                                       

Степени сравнения имён прилагательных

                 сравнительная                                                                                             превосходная

простая                              составная                                                     простая                                        составная

печальнее,                  более печальные                                      печальнейшие                                самые печальные,

печальней)                  менее печальные                                                                                            печальнее всех

 

2. Этап усвоения новых знаний. Совместная исследовательская деятельность учащихся.  

Чтение учебного материала и составление в ходе беседы опорного конспекта «Образование степени сравнения нареч»

- Найдите в тексте А. С. Пушкина наречия и определите их принадлежность к группе разрядов.

              Сквозь волнистые туманы

              Пробирается луна,

              На печальные поляны

              Льёт печально свет она.        (как? - способ и образ образования .)

- От какой части речи образовалось наречие печально?

- От прилагательных какого разряда образуются наречия, оканчивающиеся на суффикс –о и –е?   (качественные)

- Прочитайте правило образования степеней сравнения наречий   (стр. 114) и рассмотрите таблицу (стр. 115).

- Образуйте степени сравнения от наречия печально. Отразите это в опорной схеме.

 

Степени сравнения наречий

сравнительная степень                                               превосходная  степень

        простая форма                  составная  форма                  простая форма                          составная форма

  

 (печальнее)                               (более печально)                       (характерна только                       (печальнее всего,

                                                        (менее печально)                      для единичных наречий:                   печальнее всех

                                                                                                           строжайше,нижайше,

                                                                                                                             покорнейше)                                                                                      

 

- Какой вывод можно сделать на основании опорных схем? Есть ли сходство и различие в образовании степени сравнения прилагательных и наречий?

(Способ образования наречий с суффиксами –о, -е  в сравнительной степени, сходно с  образованием простой формы сравнительной степени  имён прилагательных. )

 

3. Выборочное выполнение  тренировочного упражнения: 1-ый ряд –А, 2-ой ряд – Б, 3-ий ряд – В.

Задание: образуйте формы степеней сравнения (простые и составные) от данных  наречий. Поставьте ударения.

А) Бойко, гибко, красиво.       Б) Хорошо, сладко, круто.       В) Упруго, низко, просто.

 

IV. Этап первичной проверки и обобщения изученного.

Установление осознанности усвоения учащимися нового учебного материала.

Дифференцированная организация деятельности учащихся по применению изученных знаний.

1. Раздаточный дидактический материал (совместная работа с учителем).

Задание: Вставьте по смыслу наречия или прилагательные, выявите их синтаксическую роль и укажите часть речи.

1. Ученик стремится писать … .

2. Сестра … брата.

3. Отец … посадил ребёнка.

4. Лиса … и … других зверей.

5. Погода становилась всё … .

6.Лучи померкли, … тени.

7. С горы … ложится тень.

2. Самостоятельная работа.

Задание: запишите со следующими словами предложения с наречиями и прилагательными в сравнительной степени:

Легче, дружней, громче, ниже, шире, прозрачнее, светлее.

 

V. Подведение итогов урока, выставление оценок.

VI. Дифференцированное домашнее задание.  Параграфы  30 , 32 (правила)

1. Уровень А. упр.230  стр.109.;   упр 250, стр 116  (по заданию)           

2. Уровень Б. Задание: составить небольшой текст на тему «Мой друг и я» («Моя подруга и я»), употребив   

    прилагательные и наречия в сравнительной или превосходной степени.

 

 

Автор Капитанова Ольга Михайловна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1024
Номер материала 2549
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы