Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыНапример:Открытый урок по русскому языку на тему "Существительное" (5 класс)Урок по русскому языку на тему :

Например:Открытый урок по русскому языку на тему "Существительное" (5 класс)Урок по русскому языку на тему :

Скачать материал

 

Открытый урок русского языка по теме "Имя существительное. Повторение изученного в 4-м классе"

·         Жумадилова  Шолпан Калиевна учитель русского языка

 

План урока

Цели урока:

сформировать навык правописания имени существительного

Обучающая:

·         повторение имеющиеся у детей сведения о существительном как части речи, его морфологических признаках, синтаксической роли;

·         расширение сведений учащихся об имени существительном;

·         повторение основных орфограмм, связанных с правописанием имен существительных.

Воспитывающая:

·         формирование коммуникативных качеств личности учащихся, развитие мышления, памяти.

Развивающая:

·         развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей: сопоставлять, делать выводы по теме;

·         обучение правильной монологической речи, приемам самоанализа выполненных работ.

Виды работы:

·         работа над выразительностью чтения;

·         словарная работа;

·         выборочный диктант;

·         орфографический тренинг;

·         теоретический ринг;

·         творческая работа;

·         устная самостоятельная работа

Оборудование:

·         использование мультимедийного проектора для введения тестовых заданий “Школы Кирилла и Мефодия”;

·         презентация к теме, доска, цветные карточки, карточки с индивидуальными заданиями

Эпиграф к уроку:

Имя существительное – хлеб языка
Лев Успенский

 

Ход урока

1.     Организационный момент.

o    Приветствие.

o    Проверка готовности класса к уроку.

2.     Вводно-мотивационный этап.

А теперь посмотрим на доску. На ней написан эпиграф к уроку.

Эпиграф – это изречение, характеризующее идею. Как вы догадались, наш урок будет вновь посвящен повторению имени существительного. Перед вами план урока (записан на доске или на слайде презентации). Ребята, на уроке вы вспомните то, что узнали об этой части речи в начальной школе, углубите свои знания, повторите основные орфограммы, связанные с правописанием имен существительных. Будьте внимательны, так как знания и умения, полученные на уроке, понадобятся вам при написании диктанта на повторение, а в перспективе – при сдаче ГИА и ЕГЭ. Желаю удачи!

3. Проверка домашнего задания

- Ребята, мы начнем сегодняшний урок с поэтической странички. Дома несколько ребят подготовили чтение стихотворения Афанасия Фета. “Шепот, робкое дыханье…”

Чем примечательно оно?

(Оно состоит почти из одних существительных: из 22 слов 14 существительных.)

Давайте вспомним, что такое существительное? (рассказывают выученное дома правило)

На дом было задано упр. 93.

Ребята, вы должны были обозначить склонение имен существительных. Посмотрите на экран и проверьте, правильно ли выполнил задание Незнайка. (Ребята находят и исправляют ошибки.)

4. На орфографическую дуэль к доске вызываются…

(К доске выходят 2 человека и пишут под диктовку слова, объясняя по очереди орфограммы).

Единица, долина, гигант, солдат, кровать, морковь, спортсмен, футбол, окрестность

5. Обратная связь

Проверьте написание данных слов по слайду в презентации.

Поднимите руку, кто написал без ошибок. Молодцы!

6. Вызываются к доске еще 2 ученика: первый определяет склонение написанных существительных,второй ставит данные существительные в предложный падеж, используя подходящие по смыслу предлоги. Остальные школьники выполняют эти же задания по группам, впоследствии проверяя и оценивая работы.

7. Индивидуальная работа

Два ученика работают по карточкам, вставляя пропущенные буквы в окончания существительных, определяя склонение и падеж, затем взаимно проверяют и оценивают.

На площад.., в тетрад.., на парт…, у бабушк.., о подруг…, к полуноч…

8. Задача. Кто первым решит?

В каком случае написание слова с пропущенной орфограммой зависит от склонения?

Уж..с, мои лыж…, мож…м, в этой луж…

8.     Теоретический ринг.

·         Как определить склонение существительных?

·         Какие существительные относятся к 1 , 2, 3 склонениям?

·         Когда пишем Е, а когда И в окончаниях существительных?

(ответы проверяются по слайдам презентации)

Упражнение на релаксацию зрения (используются интерактивные упражнения)

9. Род, число и падежи крепко в памяти держи!

Мы с вами повторили склонения и падежи, теперь вспомним число и род существительных.

Работа с учебником. Групповая работа

Выписать из упр. 94

1. Существительные женского рода, 3 склонения

2. Существительные мужского рода

3. Существительные множественного числа

10. Обратная связь.

Проверьте по слайду написание данных слов. Поставьте себе отметки за задание.

Какие правила вы использовали, выполняя данную работу?

Физкультминутка

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ.
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп.
Качаем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И руки разведем, 
И побежим кругом.

11. В стране Существительное жили два брата: имя нарицательное и имя собственное. Заспорили братья о том, кого с какой буквы писать.

Мы сейчас разрешим их спор, рассудим.

Спишите с доски предложения, вспомните написание собственных имен существительных.

Мне выписали журнал (М, м) урзилка. Любимая газета папы (С, с)аши Аргументы и факты. Сказка (В,в)асилиса Прекрасная – волшебная.

Для проверки вызывается к доске ученик, который выбирает варианты написания, комментирует. Остальные работают попарно, проверяя и оценивая работы друг друга.

12. Один из учеников (более сильный) в это время выполняет тест по компьютеру (оценивает компьютер).

(Виртуальная школа “Кирилл и Мефодий”. Уроки русского языка для 5 класса. Существительное. Тренажер. Собственные имена существительные.)

13. Словарная работа.

Запомните, как пишутся названия праздников, запишите их в свои словарики.

Новый год, Праздник Победы, День знаний, День учителя, Рождество Христово

14. Творческая работа.

Составьте предложение, включив в него одно из названий праздника. Прочитайте. Молодцы!

15. Устная проверочная работа с сигнальными карточками. Е, И, Ь

( у каждого ученика на парте сигнальные карточки)

В доме, на уроке, в проруби, на диване, у девочки, нож, чертеж, из училищ, морж, блиндаж, малыш, гараж.

16. Подведение итогов.

Ребята, отгадайте загадку:

Давно живу я в мире этом, 
Даю названья всем предметам
 (существительное).

Какие правила о правописании имени существительного мы сегодня повторили?

17. Домашняя работа.

Упражнение 97 (дифференцированные задания)

1.     Выполнить упражнение по образцу

2.     Дополнительно: выписать слова с непроверяемыми безударными гласными в корне.

3.     Произвести морфемный разбор данного слова.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Например:Открытый урок по русскому языку на тему "Существительное" (5 класс)Урок по русскому языку на тему :"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по учету энергопотребления

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Открытый урок русского языка по теме "Имя существительное. Повторение изученного в 4-м классе"

·         Жумадилова  Шолпан Калиевна учитель русского языка

 

План урока

Цели урока:

сформировать навык правописания имени существительного

Обучающая:

·         повторение имеющиеся у детей сведения о существительном как части речи, его морфологических признаках, синтаксической роли;

·         расширение сведений учащихся об имени существительном;

·         повторение основных орфограмм, связанных с правописанием имен существительных.

Воспитывающая:

·         формирование коммуникативных качеств личности учащихся, развитие мышления, памяти.

Развивающая:

·         развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей: сопоставлять, делать выводы по теме;

·         обучение правильной монологической речи, приемам самоанализа выполненных работ.

Виды работы:

·         работа над выразительностью чтения;

·         словарная работа;

·         выборочный диктант;

·         орфографический тренинг;

·         теоретический ринг;

·         творческая работа;

·         устная самостоятельная работа

Оборудование:

·         использование мультимедийного проектора для введения тестовых заданий “Школы Кирилла и Мефодия”;

·         презентация к теме, доска, цветные карточки, карточки с индивидуальными заданиями

Эпиграф к уроку:

Имя существительное – хлеб языка
Лев Успенский

 

Ход урока

1.     Организационный момент.

o    Приветствие.

o    Проверка готовности класса к уроку.

2.     Вводно-мотивационный этап.

А теперь посмотрим на доску. На ней написан эпиграф к уроку.

Эпиграф – это изречение, характеризующее идею. Как вы догадались, наш урок будет вновь посвящен повторению имени существительного. Перед вами план урока (записан на доске или на слайде презентации). Ребята, на уроке вы вспомните то, что узнали об этой части речи в начальной школе, углубите свои знания, повторите основные орфограммы, связанные с правописанием имен существительных. Будьте внимательны, так как знания и умения, полученные на уроке, понадобятся вам при написании диктанта на повторение, а в перспективе – при сдаче ГИА и ЕГЭ. Желаю удачи!

3. Проверка домашнего задания

- Ребята, мы начнем сегодняшний урок с поэтической странички. Дома несколько ребят подготовили чтение стихотворения Афанасия Фета. “Шепот, робкое дыханье…”

Чем примечательно оно?

(Оно состоит почти из одних существительных: из 22 слов 14 существительных.)

Давайте вспомним, что такое существительное? (рассказывают выученное дома правило)

На дом было задано упр. 93.

Ребята, вы должны были обозначить склонение имен существительных. Посмотрите на экран и проверьте, правильно ли выполнил задание Незнайка. (Ребята находят и исправляют ошибки.)

4. На орфографическую дуэль к доске вызываются…

(К доске выходят 2 человека и пишут под диктовку слова, объясняя по очереди орфограммы).

Единица, долина, гигант, солдат, кровать, морковь, спортсмен, футбол, окрестность

5. Обратная связь

Проверьте написание данных слов по слайду в презентации.

Поднимите руку, кто написал без ошибок. Молодцы!

6. Вызываются к доске еще 2 ученика: первый определяет склонение написанных существительных,второй ставит данные существительные в предложный падеж, используя подходящие по смыслу предлоги. Остальные школьники выполняют эти же задания по группам, впоследствии проверяя и оценивая работы.

7. Индивидуальная работа

Два ученика работают по карточкам, вставляя пропущенные буквы в окончания существительных, определяя склонение и падеж, затем взаимно проверяют и оценивают.

На площад.., в тетрад.., на парт…, у бабушк.., о подруг…, к полуноч…

8. Задача. Кто первым решит?

В каком случае написание слова с пропущенной орфограммой зависит от склонения?

Уж..с, мои лыж…, мож…м, в этой луж…

8.     Теоретический ринг.

·         Как определить склонение существительных?

·         Какие существительные относятся к 1 , 2, 3 склонениям?

·         Когда пишем Е, а когда И в окончаниях существительных?

(ответы проверяются по слайдам презентации)

Упражнение на релаксацию зрения (используются интерактивные упражнения)

9. Род, число и падежи крепко в памяти держи!

Мы с вами повторили склонения и падежи, теперь вспомним число и род существительных.

Работа с учебником. Групповая работа

Выписать из упр. 94

1. Существительные женского рода, 3 склонения

2. Существительные мужского рода

3. Существительные множественного числа

10. Обратная связь.

Проверьте по слайду написание данных слов. Поставьте себе отметки за задание.

Какие правила вы использовали, выполняя данную работу?

Физкультминутка

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ.
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп.
Качаем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И руки разведем, 
И побежим кругом.

11. В стране Существительное жили два брата: имя нарицательное и имя собственное. Заспорили братья о том, кого с какой буквы писать.

Мы сейчас разрешим их спор, рассудим.

Спишите с доски предложения, вспомните написание собственных имен существительных.

Мне выписали журнал (М, м) урзилка. Любимая газета папы (С, с)аши Аргументы и факты. Сказка (В,в)асилиса Прекрасная – волшебная.

Для проверки вызывается к доске ученик, который выбирает варианты написания, комментирует. Остальные работают попарно, проверяя и оценивая работы друг друга.

12. Один из учеников (более сильный) в это время выполняет тест по компьютеру (оценивает компьютер).

(Виртуальная школа “Кирилл и Мефодий”. Уроки русского языка для 5 класса. Существительное. Тренажер. Собственные имена существительные.)

13. Словарная работа.

Запомните, как пишутся названия праздников, запишите их в свои словарики.

Новый год, Праздник Победы, День знаний, День учителя, Рождество Христово

14. Творческая работа.

Составьте предложение, включив в него одно из названий праздника. Прочитайте. Молодцы!

15. Устная проверочная работа с сигнальными карточками. Е, И, Ь

( у каждого ученика на парте сигнальные карточки)

В доме, на уроке, в проруби, на диване, у девочки, нож, чертеж, из училищ, морж, блиндаж, малыш, гараж.

16. Подведение итогов.

Ребята, отгадайте загадку:

Давно живу я в мире этом, 
Даю названья всем предметам
 (существительное).

Какие правила о правописании имени существительного мы сегодня повторили?

17. Домашняя работа.

Упражнение 97 (дифференцированные задания)

1.     Выполнить упражнение по образцу

2.     Дополнительно: выписать слова с непроверяемыми безударными гласными в корне.

Произвести морфемный разбор данного слова

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 606 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.01.2015 563
    • DOCX 23.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Жумадилова Шолпан Калиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Жумадилова Шолпан Калиевна
    Жумадилова Шолпан Калиевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 4627
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 28 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов

Мини-курс

Стартап: стратегия, развитие, и инвестиции

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические концепции и практики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективная корпоративная коммуникация

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе