Главная / Русский язык и литература / «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся…» (урок литеературы в 10 классе по творчеству поэтов-пейзажистов)

«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся…» (урок литеературы в 10 классе по творчеству поэтов-пейзажистов)

Обобщающий урок по лирике Ф.Тютчева и А.Фета.

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Ф.Тютчева и А. Фета.

Цель:

1. обобщить изученное о жизни и творчестве поэтов Тютчева и Фета;

2. Найти сходство и различие в изображении природы в стихах поэтов;

3. Подготовиться к написанию домашнего сочинения по лирике Тютчева и (или) Фета.

Ход урока

  1. Организационный момент: сообщение темы, целей и задач урока.

  2. Эпиграф к уроку:

  1. Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, —

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...


Учитель: эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова из небольшого стихотворения Ф.И.Тютчева. Слова эти имеют глубочайший смысл. А точнее множество смыслов: слова в поэзии, в отношениях любящих людей, в быту и на работе. Да везде, где человек общается с окружающими, он произносит слова, влекущие за собой различные последствия.

Сила слова, его воздействие на …Умы, сердца, души, отношения порой так огромны, а мы бросаемся словами, не задумываясь об их последствиях.

Иначе относились к слову великие писатели и поэты: с одной стороны они использовали его как материал для своих творений. С другой, как тончайший инструмент, позволяющий им выразить свои мысли и чувства, выплеснуть душу, спрятать в них страдания и обиды.

Как это им удавалось, мы узнали на уроках, посвящённых изучению творчества великих русских поэтов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Сегодня мы обобщим изученное, подберём материал для домашних сочинений, вспомним гениальные строки из их стихотворений. А начнём наш урок мы с поэтической разминки.

  1. Поэтическая разминка. Задание: по началу строчки определить автора, тематику и по возможности закончить четверостишье.

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа! (Тютчев)

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить. (Тютчев)


Как беден наш язык! - Хочу и не могу.-

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною.

Напрасно вечное томление сердец… (ФЕТ)


Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, —

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать... (Тютчев)



О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей! (Тютчев)



    Я тебе ничего не скажу,
    И тебя не встревожу ничуть,
    
И о том, что я молча твержу,
    Не решусь ни за что намекнуть.(ФЕТ)


О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней! (Тютчев)



Учись у них - у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора. (Фет)


Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала. (Тютчев)



Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май
! (Фет)


Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья. (Фет)


О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей! (Фет)



Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля. (Тютчев)


Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна, (Фет)



Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.( Тютчев)


Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык... (Тютчев)


Silentium!

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне .


УЧИТЕЛЬ: Сейчас мы с вами ещё раз услышали строки из стихов великих русских поэтов. Многие из них вам хорошо знакомы. Другие не очень. Но по слогу вы сумели определить авторов. А по отдельным строчкам тему стихотворений.

ЧТО общего вы можете сказать об авторах этих строк? Об их поэтическом даре?

- Гениальные лирики,

- тончайшие мастера стихотворного пейзажа,

- глубокие мыслители

- оба представители «Чистого искусства»;


Какие общие темы вы могли бы отметить?


- общие темы: Любовь, природа;

- оба представители «Чистого искусства»;



А в чём отличие?

- Лирика Тютчева - философская. Его стихи философичны по глубине, по темам:
жизнь и смерть, вера и безверие, хаос и космос. Есть стихи об истории и о самой России.

- В своей изобразительности Фет близок художникам - импрессионистам, его темы: любовь, природа и красота. Он стремиться передать то, что «мимолетно, неуловимо и невыразимо ничем, кроме ощущений».

Заключение

Итак, мы рассмотрели изображение природы в творчестве таких двух крупнейших русских поэтов, как Ф. Тютчев и А. Фет.

  1. Будучи близки к идеологии «чистого искусства»,

  2. Оба поэта сделали природу одной из центральных тем в своем творчестве.

Учитель: А есть ли различия в изображении природы у Тютчева и Фета?

Для Ф. Тютчева и А. Фета природа является могущественной силой, носительницей некой высшей мудрости. В их стихах повторяются общие мотивы природных стихий: звезд, неба, моря, огня, зари и так далее. Часто с помощью картин природы эти поэты передают состояние человеческой души. Однако для Ф. Тютчева более характерно отношение к природе с позиций разума, а для А. Фета - с позиций чувства.

Но бесспорно то, что оба поэта являются величайшими мастерами пейзажной лирики, и их творчество стало определяющим для многих литературных течений русского серебряного века. Едва ли без А. Фета было бы возможно явление в русской литературе Блока и Мандельштама. Ф. Тютчев же стал своего рода «учителем» русских символистов. Так своеобразно преломилась за столетие традиция пейзажной лирики, идущая от В. Жуковского и А. Пушкина.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...(Тютчев)


  1. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Тютчева и Фета.

Учитель: А теперь вернёмся к эпиграфу урока:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, —

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...


Возьмём первую часть этого стихотворения – 2 строчки:



Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся,



Представьте, что на экзамене по литературе вам досталось сочинение на подобную тему. Какое вступление вы бы написали?

- какие слова стали ключевыми: СЛОВО, ОТЗОВЁТСЯ, НЕ ДАНО ПРЕДУГАДАТЬ КАК.

(зачитывают вступления к сочинению «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся…»)

Ребята, давайте проанализируем эти вступления по такому плану:

  1. Отвечает ли это вступление поставленной в цитате теме (на тему ли);

  2. Есть ли авторская позиция, своё собственное мнение, отношение;

  3. Подводит ли к дальнейшим рассуждениям на эту тему;

  4. Объём сочинения;

  5. Какой проблемный вопрос вытекает из этого вступления? (интересно, какие последствие стали отзывом на эти слова?)

Учитель: Я просила вас вспомнить известные вам произведения. Где сказанное и написанное слово играло бы огромную роль в жизни людей, иногда решающую и даже трагическую.

(ученики вспоминают: «Письмо Татьяны Лариной»; слово, данное Машей Троекуровой перед алтарём; «Красные лапти» Бунина, где Нефёд погиб в буре, доставая красные лапти больному мальчику; «МУ-МУ» где приказ барыни – сломанные жизни дворовых).

Но это стихотворение Тютчева имеет небольшое продолжение с ещё более важным смыслом:



Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, —

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…



Учитель: Какие ключевые слова из двух вторых строчек несут на себе главную смысловую нагрузку? (СОЧУВСТВИЕ – БЛАГОДАТЬ ДАЁТСЯ как).

Сочувствие –это (подбираем синонимы)

  1. Жалость

  2. благожелательность

  3. благожелательство

  4. благосклонность

  5. соболезнование

  6. сожаление

  7. сострадание

  8. благорасположение

  9. доброхотство

  10. симпатия

  11. участливость

  12. участие

  13. отзывчивость

  14. жаление



Понимаю так, что сочувствие - такой же дар свыше, который снисходит к тебе не тогда, когда тебе этого хочется, или когда ты этого ждешь, и тем более не тогда, когда ты этого требуешь.. . Ведь к благодати надо быть готовым, нужно быть способным принять ее, т. е. быть НАСТРОЕННЫМ на нее.. . Когда ты исполнен сочувствия, ты не различаешь, где его пределы и источник, потому ты сам - и источник, и вместилище этой благодати... .


Из переписки в интернете: «Сочувствие – это когда ты чувствуешь все вокруг, а все вокруг чувствует тебя.. . когда ты с миром - в гармонии, в идиллии, в абсолютном единении. Разве это не благодать?» (из переписки в интернете)


«Тот, кто хочет принять более изобильную благодать Святого Духа, должен подготовить себя к ее восприятию, исполняя заповеди и очищаясь от страстей. Благодать Духа Святого дается верующим по мере их чистоты и веры» (Максим Исповедник в шестой сотнице богословских глав (гл. 13))



Учитель: Какая же связь между словом, благодатью, что нам даётся, и сочувствием?

СЛОВО ---- сочувствие ----- БЛАГОДАТЬ

IY. Работа с планом-схемой сочинения-рассуждения.

Задание на дом: написать сочинение-рассуждение по типу выпускного на одну из тем:

  1. «…нам сочувствие дается, как нам дается благодать…» (Ф.И.Тютчев)

  1. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется… (Ф.И.Тютчев)


  1. Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык... (по творчеству Ф.Тютчева и А.Фета)

  1. Покуда на груди земной

Хотя с трудом дышать я буду,

Весь трепет жизни молодой

Мне будет внятен отовсюду. (А.А.Фет)




















ПРИЛОЖЕНИЕ

«Silentium!» (МОЛЧИ!) Федор Тютчев

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои -
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими — и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими — и молчи.

Лишь жить в себе самом умей -
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью — и молчи!..

<1829>, начало 1830-х годов

Стихотворение «Шопену» А.А.Фет

Снова сердце задрожало,
Под чарующие звуки
То же счастье, те же муки,
Слышу трепетные руки —
Ты ещё со мной!

Час блаженный, час печальный,
Час последний, час прощальный,
Те же лёгкие одежды,
Ты стоишь, склоняя вежды, —
И не нужно мне надежды:
Этот час — он мой!

Ты руки моей коснулась,
Разом сердце встрепенулось;
Не туда, в то горе злое,
Я несусь в моё былое, —
Я на всё, на всё иное
Отпылал, потух!

Этой песне чудотворной
Так покорен мир упорный;
Пусть же сердце, полно муки,
Торжествует в час разлуки,
И когда загаснут звуки —
Разорвётся вдруг!
(Шопен; стихотворение «Шопену».)

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ???


  1. Что свои ранние произведения Федор Тютчев создавал исключительно для себя, формулируя таким необычным образом свои мысли и чувства. Будучи дипломатом и достаточно известным государственным деятелем, он не стремился к литературной славе.

  2. А знаете ли вы, что Фет писал свои стихи без помарок, без черновиков, они у него выпевались из груди, как песня у птицы.

  3. знаете ли вы, что Фет всегда особенно дорожил концовкой стихотворений – последним их аккордом. Например, вот концовка стихотворения “Далекий друг, пойми мои рыданья…” делает стихотворение не только любовным, но и философским.

Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет, и плачет, уходя.

  1. А знаете ли вы, какой художественный прием помогает поэтам показать природу одухотворенной? (олицетворение)

  2. А знаете ли вы, что в основе пейзажной лирики Ф.И. Тютчева лежит учение немецкого философа Шеллинга?

  3. А знаете ли вы, что творчество Фета оказало огромное влияние на творчество таких поэтов, как А. Блок, С. Есенин, К. Бальмонт, Н. Рубцов, Н. Рыленков, К. Ваншенкин и др.

  4. А знаете ли вы, что А.А. Фет считает вечным источником красоты? (Природу)


Природа  - сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней. (Тютчев)


Последний катаклизм

Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Всё зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них! (Тютчев)





ПЛАН-СХЕМА сочинения по литературе



  1. Вступление (общие рассуждения на предложенную тему со своей позицией; постановка проблемного вопроса, переход на аргументы).

  2. Обращение к литературе (вспомнить приёмы: спор с воображаемым оппонентом или методом от противного. Важно показывать свое отношение к фактам, анализировать каждый абзац текста, делать мини-выводы и обобщения.

Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема).

Какие литературные произведения можно привлечь к раскрытию темы? Какие детали, факты, образы вспоминаются при анализе литературного источника?

( 2 разных источника; 2 разных примера из одного источника)

Что можно использовать из других источников (история, жизнь, Интернет, СМИ).

По ходу раскрытия темы отвечайте на следующие вопросы:

--- Какие чувства вызывает поднятая проблема?

--- Задумывались вы раньше над этой проблемой?

--- Насколько важным вам кажется поднятый вопрос?

--- Что нового вы открыли для себя, размышляя над данной темой?

--- Насколько актуальной она может быть для других людей?

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное).

Заключительная часть должна быть: короткой, но емкой; органически связана с предыдущим изложением.

В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к поднятой проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части.

Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки.

Незаконченное сочинение не более привлекательно, чем недопечённый пирог.

(Вспомните произведения литературы, где тема сочувствия и сострадания была представлена наиболее ярко)


«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся…» (урок литеературы в 10 классе по творчеству поэтов-пейзажистов)
  • Русский язык и литература
Описание:

«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся…» Это обобщающий урок по лирике великих русских поэтов-пейзажистов Ф.Тютчева и А.Фета.

 Цели урока:

 1.  обобщить изученное о жизни и творчестве поэтов Тютчева и Фета;

2. Найти сходство и различие в изображении природы в стихах поэтов;

3. Подготовиться к написанию домашнего сочинения по лирике Тютчева и (или) Фета.

Хочется отметить, что подготовка к сочинению по творчеству Тютчева и Фета будет проводиться в особой форме, с учётом  требований к выпускному сочинению в 11 классе, что даст возможность учителю ещё раз повторить алгорятм работы над сочинением, а также встпомнить лучшие строки из стихов любимых поэтов.

Автор Борисенко Нина Петровна
Дата добавления 16.04.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 2789
Номер материала 59753
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓