Главная / Информатика / Наглядные формы представления информации

Наглядные формы представления информации

Открытый урок по информатике ФГОС ООО в 5 классе


Тема: Наглядные формы представления информации.


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.


Цели урока:

для учителя:

  • актуализировать знания по теме «Способы представления информации» ;

  • познакомить с наглядными формами представления информации;

  • стимулировать познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету информатики;

  • активизировать взаимодействие между учащимися, развивать навыки групповой работы;

  • развивать умственную деятельность, умение логически мыслить.

для ученика:

  • убедиться в том, что наглядные формы представления информации необходимы в жизни людей;


Задачи урока:


Образовательные:

  • повторить знания по теме «Способы представления информации»;

  • подчеркнуть роль наглядных форм представления информации;

  • обеспечить закрепление знаний о наглядных формах представления информации.


Развивающие:

  • развивать сообразительность и быстроту мышления, развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы;

  • развивать у учащихся творческого и познавательного потенциала учащихся, его коммуникативных способностей;


Воспитательные:

  • воспитывать толерантность, дисциплинированность, ответственность перед коллективом;

  • формировать у учащихся навыки работы в групп, навыки самостоятельной работы;

  • расширить кругозор учащихся.



Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, электронная версия урока – презентация (PowerPoint).


Раздаточный материал: карточки с заданиями для групп, карточки с самостоятельной работой, карточки с дополнительными заданиями.


Предварительная подготовка к уроку: учащиеся заранее делятся на 3 групп, в которых выбираются ученики, которые анализируют материал, генерируют идеи, художники и защитники работ.


Структура урока

1. Организационный момент

2. Актуализации опорных знаний

3. Изучение новых знаний

4. Закрепление и контроль новых знаний

5. Подведение итогов

6. Информация о домашнем задании

2 мин

5 мин

25 мин

7 мин

3 мин

3 мин



Основные понятия:

  • наглядная форма представления;

  • рисунок;

  • фотография;

  • карта;

  • схема;

  • условные знаки;

  • диаграмма.






Технологическая карта урока


Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы, методы, приемы

1. Организационный момент (2 мин)

Подготовка учащихся к работе на занятии

Приветствие учащихся, настрой на работу

Слушают


2. Актуализация опорных знаний (5 мин)

Воспроизвести способы представления информации, классифицировать примеры по способам представления информации

На предыдущих уроках мы с вами изучили различные формы представления информации. Какие формы (или способы) представления информации вам уже известны?

Приведите пример, когда информация представляется с помощью чисел?




Каким способом можно представить графическую информацию с помощью чисел?


Расскажите о текстовой форме представления информации.










Когда удобно представлять информацию в виде таблицы?



Через проектор демонстрируются слайды с примерами различных форм представления информации. Учащимся предлагается отнести данные примеры к соответствующим им способам представления информации.


Предлагают свои варианты ответов:

Числовой, графический, текстовый способы представления информации



Методом координат



Текст – это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме. Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией.


Таблица удобна для представления и обработки однотипной информации

Анализируют и классифицируют предложенные примеры по способам их представления.





Фронтальный опрос

3. Изучение новых знаний

1) Формулирование темы урока (1 мин)






2)Постановка проблемы. Групповая работа учащихся (15 мин)











































3) Изложение нового материала (7 мин)












































4) Физкультминутка (2 мин)



Определить тему урока







Активизировать учащихся на осознание роли наглядных форм представления информации









































Сформировать знания о наглядных формах представления информации: рисунке, фотографиях, схемах, условных знаков, картах, диаграммах








































Снятие общего утомления





  1. Формулирует тему урока: Ребята, сегодня мы с вами будем продолжать изучать способы представления информации, а как будет называться наша с вами тема мы узнаем ответив на несколько вопросов из слайда. Правильно! Тема нашего урока «Наглядные формы представления информации». Посмотрите на нашу тему и попробуйте сказать, о чем сегодня будет идти речь.


  1. Ставится проблема: А нужна ли нам наглядная форма представления информации? Может быть, любой человек может получить также не меньше, а то и больше информации? Итак, цель нашего урока, вы



яснить, необходима ли наглядная форма представления информации? Давайте попробуем ответить на эти вопросы, проделав небольшую работу. Для этого вас заранее поделили на три группы. В каждой группе распределим роли: два человека будут придумывать, как представить данную им информацию, другие два человека будут рисовать, и один будет защитником вашего проекта. У всех на столах по листу ватмана, по пачке цветной бумаги, фломастеры, клей, ножницы.


Задание для 1 группы:

Вам дана информация, представленная в текстовой форме. Вам необходимо представить эту информацию так, чтобы она была понятна детям 2-3-х лет. Характеристика возраста прилагается. Приложение 2


Задание для 2 группы:

Вам дана информация, представленная в текстовой форме. Вам необходимо представить данную информацию так, чтобы она была понятна взрослым, не знающим русского языка.

Приложение 3


Задание для 3 группы:

Представить данную текстовую информацию в форме, которая была бы понятна детям 4-5 лет.

Характеристика возраста прилагается.

Приложение 4


После проделанной работы защитнику вашей группы необходимо представить то, что у вас получилось.




Итак, вернемся к цели нашего исследования. Какой вывод мы можем сделать?

В домашнем задании вам необходимо будет выполнить задание, подобное данным.



  1. Итак, мы выяснили, что наглядная форма представления информации необходима. Давайте посмотрим, какие наглядные формы представления информации вы использовали и узнаем о других примерах.


Демонстрация презентации, беседа с учащимися по слайдам данной презентации.

  1. Рисунок (картинка) - очень популярная и доступная форма представления информации.

  2. Что нагляднее всего может рассказать о ваших путешествиях, праздниках?

  3. Вы видите на слайде карту нашего Соль-Илецкого района. Из уроков природоведения вы знаете, что с помощью карты можно также получить большое количество информации о данной местности. На уроках географии будете использовать именно эту наглядную форму представления информации.

  4. Группа, которая делала информацию более понятной для иностранцев, использовала условные знаки. Условные знаки очень часто встречаются в нашей жизни. Поясните, пожалуйста, где вы их могли встретить или использовать.

  5. Также большое количество информации мы можем получить из схем. Они помогают лучше понять и запомнить новый материал. Посмотрите на схемы. Где вы их используете? Придумайте предложение по данной схеме.

  6. Третья группа представила свою информацию в виде так называемой диаграммы. Диаграммы помогают нам наглядно представить числовую информацию, особенно когда необходимо ее проанализировать. При наличии информации об учениках вашего класса. Скажите, можно ли быстро ответить на вопрос, каких зодиаков в вашем классе больше? Какую диаграмму вы для этого использовали?

Как изменилась картина успеваемости вашего класса во второй четверти по сравнению с первой?



  1. Физкультминутка

Теперь давайте немного отдохнем, снимем напряжение.


Демонстрация ролика.










Думают, предлагают варианты ответов














Работают в группах, анализируют и наглядно представляя информацию на ватмана, готовятся к защите своих проектов
















Спикер каждой группы в течении 1-2 минут представляют свои работы


Без наглядных форм представления информации не обойтись



Учащиеся отвечают на задаваемые учителем вопросы.








Фотографии













При объявлении прогноза погоды, на дороге




На уроках русского языка










Да, рыбы

Круговую

Выросло количество пятерочников по информатике



Беседа























Групповая деятельность






























Фронтальная беседа













































Физическая разминка





4. Закрепление и контроль новых знаний (7 мин)

Организовать деятельность по применению новых знаний, выявить уровень первичного усвоения нового материала

А теперь, после того как мы отдохнули, давайте проверим, как вы усвоили новый материал.


Раздаются карточки. (Приложение 5)

Вам необходимо напротив изображения поставить вид наглядной формы представления информации.


После выполняется самопроверка (на слайде правильные ответы) и выставляются оценки без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3».

Карточки с выполненными заданиями собираются.

Тот, кто работает вперед, получает дополнительное задание и дополнительную оценку.

Резерв: РТ – с. 41 № 42

Выполняют самостоятельную работу по карточкам, проставляя виды наглядной формы представления информации напротив каждого примера


Сравнивают полученные ответы с ответами, представленными на слайде , оценивают себя.

Самостоятельная работа учащихся








Самоконтроль


5. Рефлексия

(3 мин)

Анализ успешности усвоенного материала и деятельности учащихся

Итак, ребята, что мы выяснили сегодня на уроке?

Перечислите наглядные формы представления информации.

Что вам понравилось больше всего на уроке? На каком этапе вы были наиболее активны? Какие цели мы с вами ставили перед собой? Мы их добились?

Оценки за письменные работы вы уже знаете, а оценки за активную работу на уроке получают …

Перечисляют наглядные формы представления информации


6. Информация о домашнем задании (3 мин)

Заинтересовать учащихся творческим заданием

Вам необходимо узнать о профессии своих родителей и представить ее наглядно, а поможет вам выполнить вше домашнее задание §1.11, а для любознательных предлагаю прочитать §3.8

Слушают, задают вопросы, записывают в дневники

Работа с дневником














Приложение 1

Раздаточный материал для 1 группы


Задание для 1 группы

Вам дана информация, представленная в текстовой форме. Вам необходимо представить эту информацию так, чтобы она была понятна детям 2-3-х лет.


До чего хорош Мишутка! –

Хвалится Медведица. –

У него густая шубка

И глазенки светятся.

Полюбуйтесь, еж и утки, -

Нет красивее Мишутки!

Характеристика возраста:


Дети двух – трех лет не умеют читать, но у них развито наглядно-действенное мышление (любой текст сопровождается картинкой).


Алгоритм защиты:

  1. Прочитать задание.

  2. Описать то, что у вас получилось.

  3. Почему вы использовали данную форму представления информации.











Приложение 2

Раздаточный материал для 2 группы




Задание для 2 группы

Вам дана информация, представленная в текстовой форме. Вам необходимо представить данную информацию так, чтобы она была понятна взрослым, не знающим русского языка.


Внимание! При использовании электроинструмента в целях избегания ранений необходимо соблюдать перечисленные ниже основные меры предосторожности:

Носите защитные очки.

При высокой запыленности пользуйтесь специальной маской-фильтрм.

Применяйте средства защиты органов слуха.


Алгоритм защиты:

  1. Прочитать задание.

  2. Описать то, что у вас получилось.

  3. Почему вы использовали данную форму представления информации.













Приложение 3

Раздаточный материал для 3 группы


Задание для 3 группы

Представить данную текстовую информацию в форме, которая была бы понятна детям 4-5 лет.


Характеристика возраста:

Дети 4-5 лет не знают состав числа, не умеют сравнивать составные числа, но знают понятия выше, ниже, длиннее, короче.


На территории Хабаровского края протекают реки Амур, протяженность которой составляет 4444 км, Бурея протяженностью 623 км, Мая протяженностью 1053 км. Какая из данных рек имеет большую длину?


Алгоритм защиты:

  1. Прочитать задание.

  2. Описать то, что у вас получилось.

  3. Почему вы использовали данную форму представления информации.















Приложение 4

1 вариант

Напротив изображения указать какая наглядная форма представления информации приведена.

hello_html_6a17cef6.gif







hello_html_618a4886.gif


hello_html_m798742da.gif




hello_html_m20f19994.jpg



hello_html_m689c9f9a.jpg






2 вариант

Напротив изображения указать какая наглядная форма представления информации приведена.


hello_html_609f6e33.png



hello_html_m1614f16e.gif



hello_html_m2f6c90f6.gif



hello_html_m68ca9ea.gif



hello_html_222f0414.gif







Приложение 5

Дополнительные задания


hello_html_34fe89c.png





Представьте следующую информацию в наиболее наглядной с вашей точки зрения форме: длина Нила – 6671 км, Дуная – 2850 км, Волг – 3530 км, Дона – 1870 км.



Представьте следующую информацию в наиболее наглядной с вашей точки зрения форме: длина Нила – 6671 км, Дуная – 2850 км, Волг – 3530 км, Дона – 1870 км.


Представьте следующую информацию в наиболее наглядной с вашей точки зрения форме: длина Нила – 6671 км, Дуная – 2850 км, Волг – 3530 км, Дона – 1870 км.



Представьте следующую информацию в наиболее наглядной с вашей точки зрения форме: длина Нила – 6671 км, Дуная – 2850 км, Волг – 3530 км, Дона – 1870 км.





11


Наглядные формы представления информации
  • Информатика
Описание:

Цели  урока:

                      для  учителя:

·        актуализировать знания по теме «Способы представления информации» ;

·        познакомить с наглядными формами представления информации;

·        стимулировать познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету информатики;

·        активизировать взаимодействие между учащимися, развивать навыки групповой работы;

·        развивать умственную деятельность, умение логически мыслить.

                     для  ученика:

·        убедиться в том, что наглядные формы представления информации необходимы в жизни людей;

 

Задачи урока:

 

Образовательные:

·        повторить знания по теме «Способы представления информации»;

·        подчеркнуть роль наглядных форм представления информации;

·        обеспечить закрепление  знаний о наглядных формах представления информации.

 

Развивающие:

·        развивать сообразительность и быстроту мышления, развивать  умения анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы;

·        развивать у учащихся творческого и познавательного потенциала учащихся, его коммуникативных способностей;

 

Воспитательные:

·        воспитывать толерантность, дисциплинированность, ответственность перед коллективом;

·        формировать  у учащихся  навыки работы в групп, навыки самостоятельной работы;

·        расширить кругозор учащихся.

 

 

Автор Черновалова Ирина Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 1005
Номер материала 26610
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓