Главная / География / Национальный состав населения России

Национальный состав населения России

Учитель географии школы- интернат Кашедова Лариса Васильевна

План-конспект урока по географии в 9 классе.


Тема: «Национальный состав населения России».

Цели: познакомить обучающихся с особенностями национального и религиозного состава населения России.

Задачи:

- образовательные: изучить особенности национального и религиозного состава населения страны, языковые семьи и группы; познакомить с национальным составом населения Новосибирской области, г.Купино;

- развивающие: продолжить работу над развитием умения анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками;

- воспитательные: воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и малой родины, населяющих ее народов, толерантность.

Оборудование: карты: политико-административная, народы России; учебник В. П.Дронова и В. Я.Рома «География: население и хозяйство России», 9 класс, Москва: Дрофа, 2009; раздаточный материал «Данные переписи населения 2010 года», атлас России, мультимедиа.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Этапы урока:

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. Изучение новой темы. Обобщение и закрепление знаний. Домашнее задание. Итог урока.

Ход урока.

Организационный момент.

( приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, наличие необходимого для работы оборудования).

Учитель: У вас на столах лежат карточки ( смайлики), отражающие эмоциональное состояние человека. Поднимите, пожалуйста, ту карточку, которая соответствует вашему настроению на начало урока. С хорошим настроением начнем нашу работу.

Мы продолжаем изучение раздела «Население России».

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: на предыдущем уроке мы изучили численный состав населения России, его изменения и демографическую ситуацию в стране. Вам необходимо выполнить письменную работу по домашнему заданию.

Географический диктант по теме « Численность населения России».

1.  Численность населения России составляет _______ млн. человек (142,9)

2.  В каком году прошла последняя перепись населения? (2010г.)

3.  Численность населения страны зависит от ___________________________ и_________________________________ ( естественного и механического движения)

4.  Естественный прирост – это ________________________________________________

( разница между рождаемостью и смертностью).

5.  Отрицательный естественный прирост является признаком ________________ населения ( убыли).

6.  Естественная убыль населения называется _____________________ ( депопуляцией)

7.  Переход от одного типа воспроизводства к другому называется _______________________________________ ( демографической революцией).

8.  Причины демографических кризисов – это ______________________, ________________________, ______________________. ( революции и войны, эпидемии, голод).

9.  Высокая рождаемость и высокая смертность наблюдаются при _________________________ типе воспроизводства ( традиционном).

10.  Высокий естественный прирост характерен для региона России ____________________

(Северный Кавказ).

( обучающиеся выполняют работу на листах с печатной основой).

Учитель: Прочтите, пожалуйста, слова и объясните их значение.( слайд №1). Написаны слова: национальность, национализм, толерантность, этнос).( обучающиеся объясняют значение слов, если возникают затруднения, то можно воспользоваться словарем).

Как вы думаете, почему я попросила дать толкование этих слов? О чем мы будем говорить с вами на сегодняшнем уроке? ( ответы обучающихся, подводящие к теме урока).

Тема урока - « Национальный и религиозный состав населения России» ( слайд №2 с темой урока). ( обучающиеся записывают тему урока в тетрадь).

3.Актуализация знаний.

Учитель: Как вы думаете, почему необходимо изучать эту тему в курсе географии ( варианты ответов обучающихся и вывод – знание особенностей культуры, традиций народов позволяет грамотно строить взаимоотношения между народами. При затруднении вывод делает учитель).

Сегодня мы работаем по следующему плану: (слайд №3)

1.  Россия – многонациональная страна.

2.  Национальный и религиозный состав населения России. Языковые семьи и группы. Религии.

3.  Особенности национального и религиозного состава населения Новосибирской области, г. Купино.

4.  Закрепление.

4.  Изучение новой темы.

1 вопросУчитель: Что такое Россия. Это наша страна, это наша Родина, наша родная земля. И на этой земле проживает более 160 разных народов. Живут бок о бок на протяжении многих веков 160 разных культур, традиций, обычаев.

Россия расположена на стыке Европы и Азии. Соседи России с запада (обучающиеся называют страны) Литва, Эстония, Белоруссия, Украина – с традициями христианства ( слайд №4 картинки христианских традиций). На Кавказе, имеющем очень пестрый национальный и религиозный состав, сильно влияние ислама. Какие обычаи или традиции вам известны? ( ответы обучающихся) ( слайд №5- традиции и обычаи населения Северного Кавказа).

Северный Кавказ – это сложный регион с преобладанием мусульман ( ислам), а христианами являются лишь осетины, армяне и грузины ( обучающиеся записывают в тетради).

С каким государством граничит Россия на юге? ( ответ обучающихся). Этнический и культурный мир Казахстана также довольно разнообразен. Здесь проживает много русских, украинцев, немцев, узбеков и других народов.

Взгляните на карту народов России ( атлас, страница ). Что указывает на многонациональность населения? (работают с картой и отвечают на вопрос – разнообразие фоновой окраски).

Мы уже отметили, что один народ отличается от другого культурой, обычаями, религией. А какие еще признаки отличия можно назвать? (ответы обучающихся)

2 вопрос. Учитель: каждый народ имеет свой язык, который является его визитной карточкой. По родству языка народы объединяются в языковые семьи. Какие это семьи? (обучающиеся анализируют таблицу №10 в учебнике на странице 36-37 и называют языковые семьи).

(слайд №6 – языковые семьи и их удельный вес)

- индоевропейская – 89% населения,

- алтайская - 7%,

- уральская – 2%,

- кавказская – 2%.

( обучающиеся записывают в тетради языковые семьи и их удельный вес).

Учитель: каждая языковая семья делится на группы, а группы - на народы (обучающиеся анализируют таблицу №10 учебника стр.36-37 и отвечают на поставленные учителем вопросы)

- Какие группы выделяются в индоевропейской семье?

- Какие народы называют братьями-славянами и почему?

И так, мы говорим о народах. А как вы объясните это слово? (обучающиеся отвечают на поставленный вопрос, учитель уточняет и дает определение понятию народ.) Народ - это общность людей, отличающихся укладом жизни, обычаями, традициями, языком. Наука, изучающая народы – этнография (обучающиеся записывают определения в тетрадь).

Какие же народы наиболее многочисленны на территории России? ( обучающиеся работают с раздаточным материалом « Национальный состав населения, 2010 г.», отвечают на поставленный вопрос и записывают в тетради) ( слайд №7).

Многочисленные народы: русские – 80%

татары – 3.7%

украинцы – 3%

чуваши – 1.2%

чеченцы

армяне

Учитель: Удельный вес каждой из остальных национальностей не превышает 1%. Но есть так называемые малые народы, численность которых порой составляет несколько десятков человек.

Какие это народы? ( обучающиеся находят ответ на вопрос в статистических материалах и записывают в тетрадь).

Малые народы: манси, чукчи, ненцы, вепсы и др. (слайд №:7)

Учитель: но русские являются не только преобладающим народом, но и русский язык также является языком межнационального общения. Он является родным для 86,6% населения России, а 97,7% населения свободно им владеет.

Из текста учебника на странице 35 определите места проживания народов этих четырех языковых семей (обучающиеся работают с текстом учебника) А теперь покажите эти места проживания народов на карте (обучающиеся работают с картой в атласе, один – у доски).

Учитель: одни народы широко расселялись за пределами своей республики – татары, мордва, другие живут в пределах своей республики. Это так называемый титульный народ – это народ, по названию которого называется республика.(обучающиеся записывают определение в тетради). Но титульный народ, как правило, не составляет большинство населения республики. Интенсивные контакты между народами привели к процессу «ассимиляции» - растворения одних народов среди других. Например, в Башкирии – башкир всего 21%, в Бурятии – бурят – 19%, в Коми – коми составляют около 25%.

( обучающиеся работают с таблицей №10 в учебнике на странице 36-37 и отвечают на поставленные учителем вопросы).

1.  Назовите народы, входящие в первую десятку по численности.

2.  Народы алтайской группы исповедуют преимущественно ислам ( мусульмане). Назовите народы этой семьи, исповедующие другие религии.

3.  Какой народ Северного Кавказа исповедует православие?

4.  Какой народ, исповедующий буддизм, живет в европейской части России?

Назовите основные религии, которые исповедует население России.( обучающиеся отвечают на поставленный вопрос и записывают в тетради)

Население России исповедует три мировые религии: христианство, ислам, буддизм. (слайд №7)

Что же является причиной столь многонационального состава населения на территории страны? (ответы обучающихся обобщаются учителем и записываются в тетрадь)

- историческое формирование и заселение территории страны;

- внешние миграции.

Итак, Россия – многонациональная страна, но и ее соседи имеют также сложный этнический и религиозный состав. Поэтому России очень важно проводить «мягкую» национальную политику. Это отражено в основном законе страны – Конституции, статься 46 ( слайд №8 с текстом статьи).

Однако, везде ли на территории страны соблюдается этот закон? (ответы обучающихся)

Одним из многонациональных регионов России является Северный Кавказ. Поэтому здесь очень сложные этнокультурные отношения. И этот регион является одним из самых конфликтных регионов страны. Политическая нестабильность и экономический кризис привели к открытым межнациональным столкновениям. Эти сложные отношения имеют глубокие исторические корни. Одной из причин является сложившееся национально-территориальное устройство региона.

В последние годы один из северных народов – чукчи стал героем анекдотов. Сочинять их – жестоко и безнравственно. Ведь численность некоторых народов Севера сократилась до нескольких десятков человек. И не смеяться надо над ними, а помочь сохранить свой народ, свою культуру. И я хочу вам сказать: «Будьте толерантны!».

3 вопрос. Учитель: мы проживаем на территории Новосибирской области г.Купино . Какие народы проживают на нашей территории? К какой языковой семье относятся и группе относятся русские ?( обучающиеся анализируют таблицу №10 учебника и отвечают на поставленный вопрос). Какие народы еще проживают на территории Новосибирской области? (слайд №9). Какие народы проживают на территории нашего города?

Посмотрите на таблицу в учебнике и определите к каким языковым семьям и группам относятся народы, живущие рядом с нами (обучающиеся анализируют таблицу и отвечают на поставленный вопрос).

Какие же причины определили национальный состав населения области? (обучающиеся отвечают, учитель обобщает ответы и результаты записывают в тетрадь)

- сталинские репрессии;

- освоение и добыча полезных ископаемых;

- внутренние миграции.

Как вы думаете, почему в нашем городе не возникают сложные национальные конфликты? (ответы обучающихся).

Закрепление изученного материала. В качестве закрепления изученного материала предлагаю выполнить тестовую работу. ( обучающиеся выполняют работу на листах с печатной основой), осуществляю взаимопроверку, оценивают работу, используя ответы и критерии оценки на слайде №10).

Содержание проверочной работы:

1.  Самый многочисленный народ России относится к языковой семье?

а) алтайской б) индоевропейской в) уральской

2. В славянскую группу вместе с русскими входит народ:

а) карелы б) белорусы в) якуты

3. Второй по численности народ России – это

а) украинцы б) башкиры в) татары

4. Народ европейской части России - это

а) буряты б) тувинцы в) коми

5. К какой группе относятся коми?

а) славянской б) монгольской в) фино-угорской

Учитель: Поднимите, пожалуйста руки, у кого работа выполнена на «отлично» и «хорошо».

Итог урока.

Учитель: сегодня мы рассматривали очень важные вопросы. Скажите, мы доказали, что Россия- многонациональное государство?

- Что нового для себя вы узнали?

-Какие качества необходимо воспитывать в себе, чтобы не допустить межнациональной напряженности? ( слайд №11)

обучающиеся отвечают на поставленные вопросы)

Учитель задает домашнее задание - ( обучающиеся записывают домашнее задание в дневник).

учитель выставляет отметки и комментарует)

Учитель: А теперь поднимите, пожалуйста, карточки, отражающие ваше настроение на конец урока. Вы удовлетворены своей работой на уроке?

Спасибо за работу.



5. Домашнее задание §6





















Тема: ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ГРАНИЦЫ РОССИИ.

Цель урока: -познакомить учеников с особенностями географического положения страны.

-развитие умений анализа тематических карт.

-выявить страны граничащие Россией (первого, второго, третьего порядка).

Оборудование: Политико-административная карта России

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

IIАктуализация опорных знаний

  1. Роль и значение географии населения и хозяйства в жизни людей,

  2. Особенности политико-государственного устройства России и стран СНГ.

III. Изучение нового материала.

Обобщая ответы учеников, учитель переходит к постановке целей урока, объясняя значимость географического положения в развитии хозяйства страны.

Особенности геополитического и экономико-географического положения России.

Геополитическое положение России- это оценка места страны на политической карте, ее отношение к различным государствам.

ЭГП – позволяет оценить положение страны на экономической карте мира по отношению к основным районам и центрам экономики.

ЭГП - государственная граница РФ (охрана войска)

-стр., сост. Ближнее окружение России.

-столицу России

-моря, крупнейшие порты

Геополитическое положение России, т.е. положение на политической карте мира и отношение к различным государствам, значительно изменилось по сравнению с бывшим СССР. Советский Союз находился в «двухполюсном» мире. Два экономических и военных блока (НАТО и Варшавский пакт), возглавляемые сверхдержавами - США и СССР, находились на стадии противоборства и «холодной» войны. Распад СССР полностью изменил геополитическую обстановку вокруг независимой России.

В связи с этим геополитическое положение России определяется:

  1. необходимостью установления новых форм взаимосвязей со странами СНГ;

  2. огромной протяженностью территории;

  3. с учетом того, что основная территория (64%) относится к зоне Севера, в связи с этим геополитика России должна быть ориентирована на многие группы государств (СНГ, страны Западной и Южной Европы, страны бассейна Балтийского и Черного морей , страны Азиатско- Тихоокеанского региона, США, Канаду, страны Северной Европы).

Уровни ЭГП стран:

- макро-Оценка положения страны по отношению к главным центрам мировой политики, экономики, торговли.

мезо-Оценка положения по отношению к крупным регионам мира, группам стран.

микро-Оценка границ, их отдельных участков, отношения с пограничными государствами, транспортные пути, пересекающие границы, жизнь людей в приграничных районах.

Оценка уровня ЭГП России ( анализ политико-административной карты).

  1. Страны Западной и Южной Европы, объединенные в Европейское сообщество, среди них возрастает роль Германии - лидера нового геополитического полюса, с которым у России установились прочные связи.

  2. Особое значение для России имеют региональные соглашения со странами Балтийского и Черного морей.

  3. Для России важны связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

  4. Особая роль принадлежит укреплению связей с США.

Протяженность сухопутных и морских границ России.

«Сухопутные» и «морские» соседи России. Соседи первого, второго, третьего» порядка.

Страны, граничащие

с Россией


Протяженность

границ,

км

Страны, граничащие

с Россией

Протяженность

границ,

км

Норвегия

Финляндия

Эстония

Латвия

Литва

Польша

Белоруссия

200

1300

440

250

300

240

990

Украйна

Грузия

Азербайджан

Казахстан

Монголия

Китай

Северная Корея

1270

250

370

7200

3400

4350

17

















  • Для обеспечения безопасности стран СНГ и по договоренности Россия имеет военные базы в Армении, Азербайджане, Таджикистане.

  • Имеет торговые отношения со странами Западной Европы (свыше 20%), 10-15% -Центральной Азией (Китай, Монголия), 5% -США, Канада, 1 до5% - Африка, Южная Америка, Мексика. Торговая связь со всеми странами мира необходима для купли – продажи. Это не всегда возможно из-за транспортно – географического положения.

  • Морские связи –через СЛО с Европой, поэтому крупные порты в Балтийском бассейне Выборг, Калининград, С-П, Архангельск, Мурманск (стр.22) проект строительства

  • Сухопутные связи- с Западной Европой. Существует проект создания новых автодорог, через Калининград в Германию.

  • Строительство ж –д и газопровода.



Ш Закрепление изученного материала.



Практическая работа. 1) На контурной карте отметить:

- Соседей первого порядка

  • Соседей второго порядка

  • Соседей третьего порядка

Стрелками (в масштабе) обозначить внешнеторговые связи России со странами Ближнего Зарубежья.

2) Выполнение заданий:

Используя данные таблииы№2 и картосхемы №1, определите: с какими странами ранее граничил Советский Союз? С какими из этих стран продолжает граничить Россия? С какими новыми независимыми государствами Россия граничит на западе и юге? Какие из них входят в СНГ, а какие нет? Какие страны СНГ не являются непосредственными соседями 1-го, 2-го и 3-го порядка?



IV Домашнее задание :§ 3























Национальный состав населения России
  • География
Описание:

Россия расположена на стыке Европы и Азии. Соседи России с запада (обучающиеся называют страны) Литва, Эстония, Белоруссия, Украина – с традициями христианства ( слайд №4 картинки христианских традиций). На Кавказе, имеющем очень пестрый национальный и религиозный состав, сильно влияние ислама. Какие обычаи или традиции вам известны? ( ответы обучающихся) ( слайд №5- традиции и обычаи населения Северного Кавказа).

Северный Кавказ – это сложный регион с преобладанием мусульман ( ислам), а христианами являются лишь осетины, армяне и грузины ( обучающиеся записывают в тетради).

 

С каким государством граничит Россия на юге? ( ответ обучающихся). Этнический и культурный мир Казахстана также довольно разнообразен. Здесь проживает много русских, украинцев, немцев, узбеков и других народов.

Автор Кашедова Лариса Васильевна
Дата добавления 25.11.2014
Раздел География
Подраздел Конспекты
Просмотров 1648
Номер материала 5391
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓