Главная / Технология / нациолнальные обычаи приема гостей

нациолнальные обычаи приема гостей



Тема. Национальные обычаи приема гостей.
Цель: знакомство с традициями приема гостей разных национальностей проживающих в Казахстане.
Задачи:
- познакомить с традициями гостеприимства народов Казахстана.
- формировать умение применять знания, полученные на уроках технологии, казахского языка, литературы, истории;
-воспитывать интерес и уважение к национальным традициям и обычаям разных народов ,патриотизм, толерантность.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: наглядный, практический, частично-поисковый.
Формы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Наглядность:
- тематическое оформление класса;
- задания;
- работа на карточках.
Оборудование: слайды-иллюстрации национальных костюмов, национальные блюда, фонотека.
I. Организационная часть.
Приветствие.
Готовность к уроку.
II. Повторение темы прошлого урока.
Тест. Оценивание.
III. Новая тема. Беседа.
- Вы никогда не задумывались, зачем люди ходят в гости? (Ответы детей)
Учитель: Во время общения узнают новости, обсуждают события, советуются, делятся друг с другом радостью и горем.
Сообщение темы.
-Тема нашего урока «Национальные обычаи приема гостей».
- Как можно по- другому назвать прием гостей…(гостеприимство).
- Как вы понимаете слово "гостеприимство"?
- Ритуал гостеприимства, по существу, — это общение двух сторон,— хозяина и гостя.
Словарная работа.
Ученица: В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование значения слова “гость” - тот, кто посещает, навещает кого-нибудь с целью повидаться, побеседовать, вместе провести время. – От слова гость образовано много однокоренных слов. Назовите их.
Гостить – жить у кого-нибудь в качестве гостя.
Гостинец – подарок иди деньги гостя хозяину.
Гостеприимство – радушие к гостям
Казахское гостеприимство (қонақжайлық).
Записать в тетради темы урока, гость, гостинец, гостеприимство.
- Мы с вами проживаем в стране, где более 130 национальностей- в мире и согла¬сии. У каждого народа свои традиции и обычаи.«Сколько народов - столько традиций и обрядов». Однако каждый человек должен осознавать, что он представитель своего народа и должен уважать как свой народ, так и другие народы.На уроке мы с вами познакомимся с обычаями приема гостей нескольких народов проживающих в Казахстане. С традициями гостеприимства

Задание 1
Перечислите национальности, которые вы знаете (каждая ученица по цепочке говорит национальность).
Задание 2.Приложение №1
Работа в группах. Каждая группа получает информацию о гостеприимстве казахского, русского, украинского, немецкого народа. Учащиеся должны на листе бумаги отметить общие правила гостеприимства данного народа и представить краткую информацию для учащихся.
Учитель на карте «Евразия» флажками указывает страны Казахстан, Россия, Украина, Германия.
Слайды национальных костюмов.
- Есть ли общие традиции гостеприимства у этих национальностей? Назовите их.
Высказывание учащихся.
- Гостеприимство это, целое искусство - умение сделать так, чтобы гости остались довольными.
- Именно гостеприимство - это, пожалуй, самая главная черта многих народов.
- В народе говорят: "Гость доволен - хозяин рад".
- Что сохранилось из национальных традиций в наше время?
Многие традиции, объединяют людей разных националь¬ностей, это очень важно для многонационального государства.
- Некоторые современные правила приема гостей повторяют правила этикета.
Ученица: Этикет (от фр. Étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.
Задание 3.
Работа в группах.
- Составьте структуруприема гостей.
(приглашение, встреча, угощение, развлечение, прощание).
Перечисление, обобщение.
- Прием гостей в своем доме – это большая ответственность, ведь Вы должны все сделать так, чтобы гости приятно провели время. Поэтому принимать гостей нужно правильно.
- Как же это сделать?
- Как можно пригласить гостей?
(по телефону, лично, письменно).
1 этап "Приглашение"
- С каких слов мы чаще всего начинаем приглашение в гости?
Каждая группа говорит вариант приглашения.
- Приходите ко мне завтра…
- Я приглашаю вас к себе на…
- Я буду очень рад, если вы придете ко мне…
- Каким может быть повод для приглашения в гости?
- В зависимости от вида торжества, на которое Вы приглашаете, лично при встрече, по телефону или, выслав приглашение почтой, укажитедату, время и место проведения торжества, при необходимости, вид одежды.
Приглашая гостей, необходимо помнить, что приглашенные должны иметь достаточный запас времени на подготовку к торжеству, ведь каждый гость должен выбрать подарок хозяевам вечера, подобрать соответствующий наряд. Как правило, на свадьбу или значительный юбилей принято приглашать за месяц до торжества, на домашние праздники – не менее чем за неделю.
Задание 4
В устной форме пригласите своего друга на ваш праздник.
Работа в парах.
• День рождения
• Чаепитие
• Новый год
• Вечеринка
• Просмотр фильма
- Как вы думаете, можно ли ходить в гости без приглашения? (Ответы учеников).

2 этап "Встреча".
Встреча гостей должна происходить в приподнятом, праздничном настроении, чтобы уже с порога чувствовалась особая праздничная атмосфера.
- К назначенному времени вы должны быть при «полном параде», т.е. уже причесанными, одетыми в праздничную одежду, должно быть все готово, а хозяева свободны.
Ученица:Чтение стихотворения «Гостеприимство».
- Встаньте с этого дивана,
А не то там будет яма,
Не ходите по ковру -
Вы протрёте в нём дыру.
И не трогайте кровать –
Простынь можете помять.
И не надо шкаф мой трогать –
У вас слишком острый ноготь.
И не надо книги брать –
Их вы можете порвать.
И не стойте на пути…
Ах, не лучше ль вам уйти?
3 этап "Угощение"
У всех народов угощение - это важная традиция. Отличитель¬ная особенностьказахстанцевугощать гостей блю¬дами всех национальных кухонь.
- Сейчас познакомимся с национальными блюдами народов Казахстана.
Работа в группах.Приложение №2
Задание 5.«Национальные блюда».
Распределите национальные блюда на 4 группы: казахские, русские, украинские, немецкие и заполните таблицу.
Хлеб соль, кнедлики, вареники,уха, сосиски, соленое сала, бутерброд,бешбармак,пампушки,окрошка, манты, борщ, баурсаки, пироги, казы, кумыс, каша, шницель, цибуля, штрудель.
Казахские блюда Русские блюда Украинские блюда Немецкие блюда
Ответ:
Казахские блюда Русские блюда Украинские блюда Немецкие блюда
бешбармак хлеб соль вареники кнедлики
манты уха соленое сала сосиски
баурсаки окрошка пампушки бутерброд
казы пироги борщ шницель
кумыс каша цибуля штрудель

4 этап "Развлечение" Игры.
_Я предлагаю сейчас отдохнуть и поиграть в игру.
Проводится учащимися игра.

5 этап "Прощание с гостем"
- Ребята, еще одна традиция гостеприимства - это умение правильно попрощаться. Вам нужно подобрать слова, выражения, которые мы произносим, когда прощаемся с гостями.
- Как должны вести себя хозяева и гости во время прощания?
Например: - Спасибо, гости дорогие, что зашли к нам, проведали.
- Приходите к нам еще, мы всегда рады встрече с вами.
- Слова благодарности или прощания.
Викторина «Этикет»
Учащиеся отвечают "да" или "нет". Выигрывает тот, кто сумеет больше ответить на вопросы.
1. Если гость вручает Вам подарок, примите его с улыбкой и поблагодарите?
2. Предлагать ли гостям сменную обувь?
3. Если не все из приглашенных гостей знакомы между собой, то хозяева дома должны познакомить всех?
4. Размещая гостей за праздничным столом указывать каждому гостю его место движением руки, или вручить карточку с указанием его места?
5. Вы должны, учитывать места почетных гостей и чтобы соседям по столу было интересно друг с другом?
6. Можете тактично намекнуть гостям о том, что пора уходить?
7. Вы приметись за уборку стола и помещения, пока Ваш дом не покинет последний гость?
8. Если у хозяина или хозяйки плохое настроение, надо стараться, чтобы гости этого не заметили?
9. При приёме, хозяева должны отдавать предпочтение кому-нибудь из гостей?
10. Приглашает к столу хозяйка?
11. За столом мужчины и женщины рассаживаются вперемежку?
12. За столом старайтесь говорить на темы, интересные всем присутствующим.
13. На чужую тарелку можно класть кушанья без спросу?
14. Женщинам все подается раньше, чем мужчинам? да
Ответы:1-да ; 2-нет ; 3-да; 4-да; 5-да; 6- да; 7-нет; 8-да; 9-нет; 10-да; 11-да; 12-да; 13-нет; 14-да.
Задание 6.
-Назовите литературное, народное творчество о гостеприимстве.
(“Лиса и журавль”, “Вини Пух в гостях у Кролика”, «Жил был пес», «ЖАДНЫЙ БАЙ И АЛДАР-КОСЕ ….)Просмотр фрагмента из мультипликационного фильма «Вини Пух в гостях у Кролика”.
- Как вы оцениваете поведение Винни Пуха?
- Чему можно поучиться у Кролика?
Подведение итогов урока
- Давайте подведем итог нашего занятия.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Ответы учащихся. Обобщение.
- Эти традиции гостеприимства и дружбы объединяют все национальности проживающие в Казахстане.
- У казахов есть такая пословица: «Сколько в доме людей, столько друг другу гостей».
-Как вы понимаете смысл этих слов?
- Так давайте быть радушными хозяевами, благодарными гостями. Давайте делиться новостями, смотря друг другу в глаза, улыбаться и видеть улыбку хозяина или гостя, ощущать тепло и поддержку близкого человека, придя к нему в гости или принимая его у себя, в кругу друзей, знакомых и близких людей».
Каждая ученица получает памятку «Правила для гостеприимных хозяев. Правила для гостей». Приложение №3
- Ребята, спасибо всем за урок, посмотрите сколько у нас гостей, давайте мы их пригласим начаепитие и каждому скажем добрые слова.
Гости и учащиеся проходятна чаепитие.



нациолнальные обычаи приема гостей
  • Технология
Описание:

Тема. Национальные обычаи приема гостей.
Цель: знакомство с традициями приема гостей разных национальностей проживающих в Казахстане.
Задачи:
- познакомить с традициями гостеприимства народов Казахстана.
- формировать умение применять знания, полученные на уроках технологии, казахского языка, литературы, истории;
-воспитывать интерес и уважение к национальным традициям и обычаям разных народов ,патриотизм, толерантность.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: наглядный, практический, частично-поисковый.
Формы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Наглядность:
- тематическое оформление класса;
- задания;
- работа на карточках.
Оборудование: слайды-иллюстрации национальных костюмов, национальные блюда, фонотека.
I. Организационная часть.
Приветствие.
Готовность к уроку.
II. Повторение темы прошлого урока.
Тест. Оценивание.
III. Новая тема. Беседа.
- Вы никогда не задумывались, зачем люди ходят в гости? (Ответы детей)
Учитель: Во время общения узнают новости, обсуждают события, советуются, делятся друг с другом радостью и горем.
Сообщение темы.
-Тема нашего урока «Национальные обычаи приема гостей».
- Как можно по- другому назвать прием гостей…(гостеприимство).
- Как вы понимаете слово "гостеприимство"?
- Ритуал гостеприимства, по существу, — это общение двух сторон,— хозяина и гостя.
Словарная работа.
Ученица: В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование значения слова “гость” - тот, кто посещает, навещает кого-нибудь с целью повидаться, побеседовать, вместе провести время. – От слова гость образовано много однокоренных слов. Назовите их.
Гостить – жить у кого-нибудь в качестве гостя.
Гостинец – подарок иди деньги гостя хозяину.
Гостеприимство – радушие к гостям
Казахское гостеприимство (қонақжайлық).
Записать в тетради темы урока, гость, гостинец, гостеприимство.
- Мы с вами проживаем в стране, где более 130 национальностей- в мире и согла¬сии. У каждого народа свои традиции и обычаи.«Сколько народов - столько традиций и обрядов». Однако каждый человек должен осознавать, что он представитель своего народа и должен уважать как свой народ, так и другие народы.На уроке мы с вами познакомимся с обычаями приема гостей нескольких народов проживающих в Казахстане. С традициями гостеприимства

Задание 1
Перечислите национальности, которые вы знаете (каждая ученица по цепочке говорит национальность).
Задание 2.Приложение №1
Работа в группах. Каждая группа получает информацию о гостеприимстве казахского, русского, украинского, немецкого народа. Учащиеся должны на листе бумаги отметить общие правила гостеприимства данного народа и представить краткую информацию для учащихся.
Учитель на карте «Евразия» флажками указывает страны Казахстан, Россия, Украина, Германия.
Слайды национальных костюмов.
- Есть ли общие традиции гостеприимства у этих национальностей? Назовите их.
Высказывание учащихся.
- Гостеприимство это, целое искусство - умение сделать так, чтобы гости остались довольными.
- Именно гостеприимство - это, пожалуй, самая главная черта многих народов.
- В народе говорят: "Гость доволен - хозяин рад".
- Что сохранилось из национальных традиций в наше время?
Многие традиции, объединяют людей разных националь¬ностей, это очень важно для многонационального государства.
- Некоторые современные правила приема гостей повторяют правила этикета.
Ученица: Этикет (от фр. Étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.
Задание 3.
Работа в группах.
- Составьте структуруприема гостей.
(приглашение, встреча, угощение, развлечение, прощание).
Перечисление, обобщение.
- Прием гостей в своем доме – это большая ответственность, ведь Вы должны все сделать так, чтобы гости приятно провели время. Поэтому принимать гостей нужно правильно.
- Как же это сделать?
- Как можно пригласить гостей?
(по телефону, лично, письменно).
1 этап "Приглашение"
- С каких слов мы чаще всего начинаем приглашение в гости?
Каждая группа говорит вариант приглашения.
- Приходите ко мне завтра…
- Я приглашаю вас к себе на…
- Я буду очень рад, если вы придете ко мне…
- Каким может быть повод для приглашения в гости?
- В зависимости от вида торжества, на которое Вы приглашаете, лично при встрече, по телефону или, выслав приглашение почтой, укажитедату, время и место проведения торжества, при необходимости, вид одежды.
Приглашая гостей, необходимо помнить, что приглашенные должны иметь достаточный запас времени на подготовку к торжеству, ведь каждый гость должен выбрать подарок хозяевам вечера, подобрать соответствующий наряд. Как правило, на свадьбу или значительный юбилей принято приглашать за месяц до торжества, на домашние праздники – не менее чем за неделю.
Задание 4
В устной форме пригласите своего друга на ваш праздник.
Работа в парах.
• День рождения
• Чаепитие
• Новый год
• Вечеринка
• Просмотр фильма
- Как вы думаете, можно ли ходить в гости без приглашения? (Ответы учеников).

2 этап "Встреча".
Встреча гостей должна происходить в приподнятом, праздничном настроении, чтобы уже с порога чувствовалась особая праздничная атмосфера.
- К назначенному времени вы должны быть при «полном параде», т.е. уже причесанными, одетыми в праздничную одежду, должно быть все готово, а хозяева свободны.
Ученица:Чтение стихотворения «Гостеприимство».
- Встаньте с этого дивана,
А не то там будет яма,
Не ходите по ковру -
Вы протрёте в нём дыру.
И не трогайте кровать –
Простынь можете помять.
И не надо шкаф мой трогать –
У вас слишком острый ноготь.
И не надо книги брать –
Их вы можете порвать.
И не стойте на пути…
Ах, не лучше ль вам уйти?
3 этап "Угощение"
У всех народов угощение - это важная традиция. Отличитель¬ная особенностьказахстанцевугощать гостей блю¬дами всех национальных кухонь.
- Сейчас познакомимся с национальными блюдами народов Казахстана.
Работа в группах.Приложение №2
Задание 5.«Национальные блюда».
Распределите национальные блюда на 4 группы: казахские, русские, украинские, немецкие и заполните таблицу.
Хлеб соль, кнедлики, вареники,уха, сосиски, соленое сала, бутерброд,бешбармак,пампушки,окрошка, манты, борщ, баурсаки, пироги, казы, кумыс, каша, шницель, цибуля, штрудель.
Казахские блюда Русские блюда Украинские блюда Немецкие блюда
Ответ:
Казахские блюда Русские блюда Украинские блюда Немецкие блюда
бешбармак хлеб соль вареники кнедлики
манты уха соленое сала сосиски
баурсаки окрошка пампушки бутерброд
казы пироги борщ шницель
кумыс каша цибуля штрудель

4 этап "Развлечение" Игры.
_Я предлагаю сейчас отдохнуть и поиграть в игру.
Проводится учащимися игра.

5 этап "Прощание с гостем"
- Ребята, еще одна традиция гостеприимства - это умение правильно попрощаться. Вам нужно подобрать слова, выражения, которые мы произносим, когда прощаемся с гостями.
- Как должны вести себя хозяева и гости во время прощания?
Например: - Спасибо, гости дорогие, что зашли к нам, проведали.
- Приходите к нам еще, мы всегда рады встрече с вами.
- Слова благодарности или прощания.
Викторина «Этикет»
Учащиеся отвечают "да" или "нет". Выигрывает тот, кто сумеет больше ответить на вопросы.
1. Если гость вручает Вам подарок, примите его с улыбкой и поблагодарите?
2. Предлагать ли гостям сменную обувь?
3. Если не все из приглашенных гостей знакомы между собой, то хозяева дома должны познакомить всех?
4. Размещая гостей за праздничным столом указывать каждому гостю его место движением руки, или вручить карточку с указанием его места?
5. Вы должны, учитывать места почетных гостей и чтобы соседям по столу было интересно друг с другом?
6. Можете тактично намекнуть гостям о том, что пора уходить?
7. Вы приметись за уборку стола и помещения, пока Ваш дом не покинет последний гость?
8. Если у хозяина или хозяйки плохое настроение, надо стараться, чтобы гости этого не заметили?
9. При приёме, хозяева должны отдавать предпочтение кому-нибудь из гостей?
10. Приглашает к столу хозяйка?
11. За столом мужчины и женщины рассаживаются вперемежку?
12. За столом старайтесь говорить на темы, интересные всем присутствующим.
13. На чужую тарелку можно класть кушанья без спросу?
14. Женщинам все подается раньше, чем мужчинам? да
Ответы:1-да ; 2-нет ; 3-да; 4-да; 5-да; 6- да; 7-нет; 8-да; 9-нет; 10-да; 11-да; 12-да; 13-нет; 14-да.
Задание 6.
-Назовите литературное, народное творчество о гостеприимстве.
(“Лиса и журавль”, “Вини Пух в гостях у Кролика”, «Жил был пес», «ЖАДНЫЙ БАЙ И АЛДАР-КОСЕ ….)Просмотр фрагмента из мультипликационного фильма «Вини Пух в гостях у Кролика”.
- Как вы оцениваете поведение Винни Пуха?
- Чему можно поучиться у Кролика?
Подведение итогов урока
- Давайте подведем итог нашего занятия.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Ответы учащихся. Обобщение.
- Эти традиции гостеприимства и дружбы объединяют все национальности проживающие в Казахстане.
- У казахов есть такая пословица: «Сколько в доме людей, столько друг другу гостей».
-Как вы понимаете смысл этих слов?
- Так давайте быть радушными хозяевами, благодарными гостями. Давайте делиться новостями, смотря друг другу в глаза, улыбаться и видеть улыбку хозяина или гостя, ощущать тепло и поддержку близкого человека, придя к нему в гости или принимая его у себя, в кругу друзей, знакомых и близких людей».
Каждая ученица получает памятку «Правила для гостеприимных хозяев. Правила для гостей». Приложение №3
- Ребята, спасибо всем за урок, посмотрите сколько у нас гостей, давайте мы их пригласим начаепитие и каждому скажем добрые слова.
Гости и учащиеся проходятна чаепитие.

Автор Пак Ольга Васильевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1651
Номер материала 37077
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓