Инфоурок География Другие методич. материалыНачало великой отечественной войны.

Начало великой отечественной войны.

Скачать материал
Скачать материал "Начало великой отечественной войны."

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Юрист

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ТЕМА:    Коренной переломв ходе войны.Автор: учитель истории...

    1 слайд

    ТЕМА: Коренной перелом
    в ходе войны.

    Автор: учитель истории
    Волкова А.А.


  • ПЛАН  УРОКА:
1.Начало освобождения.
Прорыв блокады Ленинграда.
2.Курская битв...

    2 слайд

    ПЛАН УРОКА:
    1.Начало освобождения.
    Прорыв блокады Ленинграда.
    2.Курская битва.
    3.Битва за Днепр.
    4.Итоги 2 периода войны.

  • 1.2.3.4..

Задание: 
Приведите в соответствие цифры и буквы....

    3 слайд

    1.
    2.
    3.
    4..



    Задание:
    Приведите в соответствие цифры и буквы.
    А) Малиновский Р. Я.
    Б) Жуков Г. К.
    Г) В)Ворошилов К. Е.
    Г) Рокоссовский К.К.

  • А) С.Ильюшин, С.Лавочкин, Н.Поликарпов, А.Туполев, А.Яковлев?Б) Б.М.Шапошн...

    4 слайд


    А) С.Ильюшин, С.Лавочкин, Н.Поликарпов, А.Туполев, А.Яковлев?
    Б) Б.М.Шапошников, Г.И.Кулик, И.С.Конев,
    Н.А.Булгарин

    По какому принципу образованы логические ряды:

  • Проанализируйте данные, помещенные в таблице, и запишите ответы на вопросы.С...

    5 слайд

    Проанализируйте данные, помещенные в таблице, и запишите ответы на вопросы.
    Соотношение сил сторон на советско – германском фронте 1942г.

    лошго








  • 1.О каких коренных изменениях на советско-германском фронте свидетельствуют...

    6 слайд



    1.О каких коренных изменениях на советско-германском фронте свидетельствуют данные таблицы?
    2.Какие факторы позволили изменить соотношение сил и средств в пользу СССР?
    3.Как советские войска реализовали это преимущество зимой 1943 г.?
    ПОДУМАЙ:

  • определим1.Направления ударов советских войск.2.направление контрудара танк...

    7 слайд

    определим
    1.Направления ударов советских войск.
    2.направление контрудара танковой группы Манштейна.
    Работа с картой:

  • РАБОТА С КАРТОЙ 1.Сталинградская битва.   

    8 слайд

    РАБОТА С КАРТОЙ 1.Сталинградская битва.

     

  • Контрнаступление под Сталинградом  началось __________ силами Юго-Западного (...

    9 слайд

    Контрнаступление под Сталинградом началось __________ силами Юго-Западного (командующий генерал ______ и Донского (командующий генерал ________) фронтов. ___________ перешли в наступление воины Сталинградского фронта (командующий генерал ________ прорвав оборону врага южнее города. Танковые группировки Юго-Западного и Сталинградского фронтов устремились навстречу друг другу, замыкая вражеские дивизии и огромном котле между Волгой и Доном. _______________ передовые части этих фронтов соединились в районе города _________. В котле оказались ________

    Работа с документом: Заполни пропуски в тексте.

  • 2.Начало  освобождения.Блокада продолжалась около 900 дней - с 8 сентября 19...

    10 слайд

    2.Начало освобождения.

    Блокада продолжалась около 900 дней - с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года, когда она была окончательно снята. За это время на город было сброшено 107 тыс. авиабомб, выпущено около 150 тыс. снарядов. Только по официальным данным там умерли от голода 641 тыс. ленинградцев, погибли от бомбежек и обстрелов около 17 тыс. человек, около 34 тыс. были ранены.

  •  Ленинград-суровые годы войны, Санкт – Петербург -2010 г.

    11 слайд

    Ленинград-суровые годы войны, Санкт – Петербург -2010 г.


  • 3.Курская       битва.1.Проследить
направления 
планируемых ударов  немецких...

    12 слайд

    3.Курская битва.

    1.Проследить
    направления
    планируемых ударов немецких войск;
    2.Показать линию фронта на 12 июля 1943г.;
    3. Показать линию фронта на 5 и 23 августа 1943 г.;
    4. Назвать по карте место, где произошло
    Крупнейшее в истории второй мировой войны встречное танковое сражение;

  • Цифры:«Советская сторона имела 6,4 млн. человек против 5,3 млн. у противника...

    13 слайд

    Цифры:

    «Советская сторона имела 6,4 млн. человек против 5,3 млн. у противника (в числе которых было еще около полумиллиона солдат союзников Гитлера). По артиллерии соотношение было 99 тысяч орудий против 54 тысяч, по танкам - 9 600 против 5 850, по самолетам - 8 300 против 3000».

    (Дж. Боффа.)

  • 




ФОТОМАТЕРИАЛЫ О     КУРСКОЙ ДУГЕ

    14 слайд






    ФОТОМАТЕРИАЛЫ О КУРСКОЙ ДУГЕ

  • 3. Битва за Днепр.
Самостоятельная работа с п. 4 § 34 по вопросам:      
1.Ка...

    15 слайд

    3. Битва за Днепр.
    Самостоятельная работа с п. 4 § 34 по вопросам:
    1.Какое значение имела победа под Курском?
    2.Докажите, что немцы серьезно подготовились к защите Днепра.
    3.Как был форсирован Днепр?
    4.Какие и где происходили бои в летне-осеннюю кампанию?

  • 4.Итоги 2 периода войны.
Выводы (2 мин.)
Несмотря на поражения Красной армии...

    16 слайд

    4.Итоги 2 периода войны.

    Выводы (2 мин.)
    Несмотря на поражения Красной армии весной;— летом 1942 г., на советско-германском фронте сложились предпосылки коренного перелома в Великой Отечественной войне в пользу Советского Союза, которые были реализованы в ходе Сталинградской битвы и битвы на Курской дуге.

  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО:Выберите правильный ответ.
Кто руководил действиями со...

    17 слайд

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО:
    Выберите правильный ответ.
    Кто руководил действиями советских войск по
    ликвидации окруженной группировки
    немецких войск в Сталинграде:
    а) В. И. Чуйков; б) К. К. Рокоссовский; в) Р. Я. Малиновский?
    2. В честь какого события в Москве впервые был дан
    победный салют:
    а) капитуляции немецких войск в Сталинграде;
    б) провала немецкого наступления на Курской дуге;
    освобождения Орла и Белгорода; в) освобождения Киева?
    3. Где немецкие оборонительные сооружения получили
    название «Восточный вал»:
    а) на правом берегу Днепра;
    6) на Таманском полуострове;
    в) на южном берегу Сивашского залива?

  • Домашнее задание (3 мин.)
1.Прочитать § 34, записи в тетради.
2.Подготовиться...

    18 слайд

    Домашнее задание (3 мин.)
    1.Прочитать § 34, записи в тетради.
    2.Подготовиться к проверочной работе.
    3.Нанести на контурную карту направления главных
    ударов противника и Красной Армии.
    4. Желающие учащиеся могут подготовить доклады, эссе,
    рефераты, презентации на темы:
    а) «Партизанское движение в годы войны»;
    б) «Советский тыл в годы войны»;
    в) «Советская культура в годы войны»;
    г) «Значение событий 1942 г. для хода Великой
    Отечественной войны»;
    д) «Значение помощи союзников СССР в годы Великой
    Отечественной войны»;
    е) «Мой родной край и моя семья в 1942— 1943гг.».

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: «НачалоВеликойОтечественнойвойны»

 

 

 

 

Автор: учитель истории Муниципального общеобразовательного учреждения

            средней общеобразовательной школы № 52 поселка Ильский

            муниципального образования Северский район Волкова Александра Анатольевна

 

2010год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «НачалоВеликойОтечественнойвойны»

Целиурока:

— познакомить   учащихся   с   обстоятельствами вступления СССР во Вторую мировую войну, дать ха­рактеристику начальному периоду Великой Отечест­венной войны;

— повторение пройденного, создание мотивации к изучению новой темы;

— выработка навыка работы с историческим до­кументом, умений анализировать, составлять схемы.

Основные понятия: блицкриг, Ставка верховного главнокомандования, Государственный комитет обо­роны                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Оборудование: карта «Великая Отечественная вой­на 1941—1945 гг.», учебник, тетрадь, презентация.

План изучения новой темы:

1. Накануне Великой Отечественной войны.

2. Оборонительные сражения на границе.

3. Битва за Москву.                                                                                                                                                       

Ход урока

 Организационный момент (2 мин.)

Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Учи­тель отмечает отсутствующих, устанавливает дисцип­лину в классе.

Изучение новой темы (30—35 мин.)

1. Накануне Великой Отечественной войны.  Слайд №

Актуализируем представления учащихся по изу­ченным темам Новейшей истории в ходе краткой по­вторительной беседы.

Вопрос учителя:

—   Как началась Вторая мировая война?

 Вероятный ответ:

—   Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 г, с нападения Германии на Польшу.

Вопрос учителя:

—   Почему германо-польская война стала миро­вой?

Вероятный ответ:

—  Англия и Франция заступились за Польшу, объявив Германии войну 3 сентября 1939 г. Так как у Англии и Франции колонии были разбросаны по всему миру, то война сразу же стала мировой.

Вопрос учителя:

Почему первый период Второй мировой войны называется «странная война»?

Вероятный ответ:

— Польша капитулировала уже в начале октября 1939 г. Англия и Франция ничего не сделали для ее спасения. На германо-французской границе шла «странная война». Англо-французские и герман­ские войска стояли друг против друга и ничего не предпринимали, дело доходило даже до совместных пикников и футбольных матчей на нейтральной по­лосе.

Работа с документом  Слайд №

¨  Прочитайте документ и ответьте на вопросы. Из воспоминаний К. Симонова

¨  Сталин несет ответственность не просто за тот факт, что он с непостижимым упорством не желал считаться с важнейшими донесениями разведчиков. Главная его вина перед страной в том, что он создал гибельную атмосферу, когда десятки вполне компетентных людей, располагавших неопровержимыми документальными данными, не располагали возможностью доказать главе государства масштаб опасности и не располагали правами для того, чтобы принять достаточные меры к ее предотвращению.

¨  1. Согласны ли вы с мнением известного писателя? Проиллюстрируйте высказывание К.Симонова конкретными историческими примерами.

¨  2.Как вы думаете, почему Сталин столь упорно игнорировал все предупреждения о готовящемся  немцами  ударе против СССР?

2. Первый период Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г. — ноябрь 1942 г.)

Изложение материала также сопровождается рассмотрением слайдов №    , учителем и учащимися. План «Барбаросса» назначил вторжение в СССР германских войск и войск их союзников на 22 июня 1941 г. К осени немцы концентрированными ударами танковых колонн при поддержке с воздуха авиации планировали выйти на линию Архангельск—Астра­хань. Это был план блицкрига — молниеносной вой­ны, уже опробованный в Европе.

Что представляла оборона СССР на этот момент? Строительство оборонных сооружений на новых границах было незавершенно. Численность Крас­ной армии была значительно увеличена благодаря введению в 1939 г. всеобщей воинской повинности мужчин с 18 лет. Ранее армия комплектовалась добровольцами. Но не хватало квалифицированных командиров. Их не успевали  готовить военные училища, а многие командиры были репрессирова­ны в 1937—1938 гг. Вооружение Красной Армии было в основном устаревшим, да и тем пользовать­ся, еще раз отметим, красноармейцы были плохо обучены.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Противник имел отличную боевую выучку, са­мое современное вооружение и высокий боевой дух, который сформировался благодаря легким победам в Европе. Сталин, чтобы не спровоцировать герман­скую агрессию раньше времени, строжайше запре­тил Красной Армии демонстрировать на западных границах военные приготовления. Поэтому к втор­жению она оказалась не готова. Кроме эффекта неожиданности, слабой готовности Красной Армии большую роль в первоначальных успехах герман­ской агрессии сыграли действия диверсионных : групп в советском тылу. Они сеяли панику, разрушали линии связи и транспортные пути. В резуль­тате большая часть советских боевых самолетов бы­ла уничтожена на аэродромах, связь между частями Красной Армии и командованием была нарушена, а немцы и их союзники уже к сентябрю 1941 г. вышли на линию Ленинград — Москва — Ростов-на-Дону.

        Но разгрома Красной Армии не получилось. СССР капитулировать не собирался, и план блицкрига вы­полнен не был. Почему? Немцы встретили ожесто­ченное сопротивление даже окруженных частей Крас­ной Армии. Например, гарнизон Брестской крепости больше месяца сражался, не имея надежды получить помощь. Ленинградцы сражались 900 дней в бло­каде.

        Германское руководство ожидало, что СССР немед­ленно распадется сразу после начала войны из-за мас­сового недовольства политикой Сталина. Действи­тельно, в СССР было много недовольных политикой

русификации, раскулаченные, родственники и друзья репрессированных. Но война не раскола общест­во, а, наоборот, сплотила его. Независимость родины оказалась большинству советских людей дороже лич­ных обид. Кроме того, не последнюю роль в патриоти­ческом подъеме, который вызвала война, сыграли бесчеловечные бомбардировки немцами заведомо не­военных объектов — жилых районов городов и ко­лонн беженцев. Немцы, таким образом, хотели посе­ять панический ужас, а вызвали озлобление и жела­ние мстить. Советские люди вступали в армию добровольцами, жертвовали деньги и вещи на нужды фронта. Война приобрела характер «Отечественной» войны.

      Необходимо отметить, что руководители совет­ского правительства и армии быстро справились с паникой первых недель войны и приняли меры к ор­ганизации обороны. Была создана Ставка Верховного главнокомандования и Государственный Комитет Обороны (ГКО). Верховным главнокомандующим и председателем ГКО стал И.В. Сталин. В короткие сроки в азиатскую часть СССР было эвакуировано 10 млн. человек и несколько тысяч промышленных предприятий из областей,  захваченных врагом. С Дальнего Востока на фронт были переброшены войска, которые прикрывали границу на случай войны с Японией. Это стало возможным потому, что 13 апреля 1941 г. СССР заключил с Японией пакт о ненападении. Еще раз отметим, что участники  Вто­рой мировой войны, даже находясь в одном лагере, преследовали в первую очередь собственные цели. В данном случае Япония, заключая пакт о ненапа­дении с СССР, получала свободу рук в отношении Китая и Юго-Восточной Азии.

5 декабря 1941 г. Красная армия перешла в контр­наступление под Москвой и к февралю 1942 г. отбро­сила врага на 100—250 км к западу. Решающую роль в этом успехе сыграл выдающийся советский полко­водец Г.К. Жуков.

Работа с  документом  Слайд №

Прочитайте документ и ответьте на вопросы.

Неудачи Красной армии в начале войны

¨  Прочитайте документ и запишите ответы на вопросы. Из приказа Ставки Верховного Главнокомандования

№ 270 от 16 августа 1941 г.

..Приказываю:

1. Командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших

свою Родину дезертиров.

Обязать всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать на месте подобных дезертиров из начсостава.

¨  2. ...Обязать каждого военнослужащего, независимо от его служебного положения, потребовать от вышестоящего начальника, если часть его находится в окружении, драться до последней  возможности,  чтобы  пробиться  к своим,  и,  если такой начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться в плен,— уничтожать их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи.

¨  1.  Каковы были причины появления столь сурового приказа?

¨  2.  О каких особенностях военного времени можно узнать из данного приказа?

Работа с документом  Слайд №

Оборонительные сражения на границе

Основная статья: Оборона Брестской крепости  (отрывок)

К 22 июня 1941 года в крепости дислоцировалось 8 стрелковых батальонов и 1 разведывательный, 1 артиллерийский полк и 2 артиллерийских дивизиона (ПТО и ПВО), сборы приписного состава 6-й Орловской и 42-й стрелковой дивизий 28-го стрелкового корпуса 4-й армии, подразделения 17-го Краснознаменного Брестского пограничного отряда, 33-го отдельного инженерного полка, часть 132-го батальона конвойных войск НКВД, штабы частей (штабы дивизий и 28-го стрелкового корпуса располагались в Бресте), всего 7-8 тысяч человек, не считая членов семей (300 семей военнослужащих).  С немецкой стороны штурм крепости был поручен 45-й пехотной дивизии (около 17 тысяч человек), во взаимодействии с частями соседних соединений (31-я пехотной и 34-й пехотных дивизий 12-го армейского корпуса 4-й немецкой армии, а также 2 танковые дивизии 2-й танковой группы. По плану, крепостью следовало овладеть к 12 часам первого дня войны.22 июня в 3:15 по крепости был открыт ураганный артиллерийский огонь, заставший гарнизон врасплох. В результате были уничтожены склады, водопровод, прервана связь, нанесены крупные потери гарнизону. К вечеру 24 июня немцы овладели Волынским и Тереспольском укреплением; В тот же день немцы овладели Восточным фортом. Одна из надписей в крепости гласит: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20.VII.41 г.»

Разбор пункта плана 3.«Битва за Москву»  сопровождается работой с картой  

Слайд №

Определим  по карте:

1.Направление ударов немецких войск.

2. Окруженные группировки советских войск

3. Линию фронта на  5 декабря 1941 года.

 

Битва за Москву (Московская битва, Битва под Москвой) (30 сентября 1941 — 20 апреля 1942) — боевые действия советских и немецких войск на московском направлении.
Делится на 2 периода: оборонительный (30 сентября — 4 декабря 1941) и наступательный, который состоит из 2 этапов: контрнаступления (5-6 декабря 1941 — 7-8 января 1942) и общего наступления советских войск (7-10 января — 20 апреля 1942).
Адольф Гитлер рассматривал взятие Москвы, столицы СССР и самого большого советского города, как одну из главных военных и политических целей операции Барбаросса. В германской и западной военной истории известна как «Операция Тайфун».

 III. Закрепление: работа с текстом учебника  стр. 201 и  ДОКУМЕНТОМ  Слайд №

 

¨  Заполните пропуски в тексте.

¨  Важнейшим стратегическим объектом в наступательных планах вермахта была   ______. Захватить ее должна

¨  была  __________________ . Наступательная  операция   по   взятию   ______________ называлась  «                 »  .             

Для ее проведения  были созданы три  ударные группировки. Две из них должны были огромными клешнями охватить __________ севера и юга и отрезать ее от тыла страны, а третья, центральная группировка  - нанести удар непосредственно   на _______________.                                                                                                                                                            

¨  Наступление началось ___________ силами южной

¨  группировки противника, действовавшими в направлении _________ против войск Брянского фронта.  Центральная  и северная группировки немецких войск перешли в наступление ________.

¨  Работа с документом  Слайд №

 

¨  Можайская линия обороны

¨  Неблагоприятное развитие военных действий в районе Вязьмы и Брянска создало большую опасность Москве. В целях объединения руководства войсками западного направления оставшиеся войска Резервного фронта были 10 октября переданы в состав Западного фронта, командующим войсками которого в этот день был назначен генерал армии Г. К. Жуков (И. С. Конев оставлен его заместителем).
12 октября Западному фронту были подчинены войска Можайской линии обороны. Однако положение войск Западного фронта, занявших оборону на Можайской линии, оставалось исключительно тяжёлым. На фронте от Московского моря до Калуги в составе Западного фронта насчитывалось лишь около 90 тыс. чел. В этих условиях командование фронтом стремилось прочно прикрыть только важнейшие направления, ведущие к Москве: Волоколамское, Можайское, и калужское.

¨  О каких событиях идет речь в документе?

¨  Какие направления являются важнейшими и почему?

самостоятельное заполнение схемы работа  

Слайд №

Домашнее задание
1.Прочитать § 32, записи в тетради

2. Подготовить устный развернутый ответ на вопрос: Как проходило отступление Красной Армии в первые дни войны?

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 120 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 667
    • PPTX 3.1 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Волкова Александра Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 33579
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Курс повышения квалификации

Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 327 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 219 человек

Мини-курс

Музыка в мире: народные и культурные аспекты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Возрастные кризисы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Политическое проектирование и международные отношения"

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе