Главная / Начальные классы / "Наблюдения - один из основных методов самостоятельного изучения природы" (1-4 класс)

"Наблюдения - один из основных методов самостоятельного изучения природы" (1-4 класс)

Безухова Лариса Петровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9 г. Новый Уренгой



Наблюдения – один из основных методов самостоятельного

изучения природы


Большое внимание в программах по окружающему миру для начальных классов уделяется наблюдениям детьми окружающей природы. Многие конкретные представления у школьников формируются на основе непосредственного наблюдения и изучения природы. А.Я. Герд - один из основателей методической системы преподавания природоведения - отмечал, что все реальные знания приобретены человечеством путем наблюдений, сравнений, опытов, а никак не чтением статей. Вот почему наблюдения являются одним из основных методов приобретения природоведческих знаний в начальных классах.

Под наблюдением понимают непосредственное восприятие учащимися объектов живой и неживой природы с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.

Наблюдения, во-первых, позволяют сформировать конкретные м образные представления и понятия об окружающей действительности и на этой основе развивать логическое мышление, устную и письменную речь младших школьников. Во-вторых, они способствуют формированию основ материалистического мира, убеждают детей в постоянном изменении и развитии природных явлений, их взаимосвязи и закономерности всего происходящего в природе. В третьих, наблюдения позволяют формировать одно из важнейших качеств личности – наблюдательность, которая связана с воспитанием устойчивого внимания, развитием памяти, пытливости, любознательности, умением устанавливать связи между различными природными явлениями.

Правильно организованные наблюдения помогают воспитанию таких необходимых качеств, как трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, чувство ответственности перед коллективом, бережное отношение к приборам, школьному имуществу, способствует воспитанию воли и упорства в достижении цели, выработке у учащихся умения работать систематически, развивают инициативу и самостоятельность.

Хорошо известная народная пословица гласит: «Мало смотреть, надо уметь видеть». Поэтому важно умело организовывать проведение наблюдений и методически правильно их построить. Эту работу можно проводить в следующей последовательности: выбор учителем объекта наблюдений; подготовка учащихся к наблюдениям; формирование простейших представлений и понятий (в ходе занятий); четкая постановка цели наблюдений; разработка заданий и распределение их между детьми; приготовление оборудования для наблюдений; запись результатов наблюдений; обработка наблюдений и предварительные выводы из них; установление простейших причин, следствий, связей; использование наблюдений в учебной работе и практической деятельности.

Основным требованием в организации наблюдений является глубоко продуманная программа, в которой не только раскрываются содержание, последовательность наблюдений, способы их проведения, но и указываются пути практического использования результатов.

Постоянный контроль за проведением наблюдений обеспечивает систематичность и правильность их выполнения учащимися, а также закрепление умения наблюдать.

Следует проводить специальную работу по обучению учащихся наблюдать, постепенно усложняя задачу. Можно выделить несколько этапов формирования таких умений: наблюдения под руководством учителя; кратковременные систематические наблюдения; длительные самостоятельные наблюдения; наблюдения, связанные с исследовательской работой.

Учителю необходимо овладеть структурой наблюдений, то есть приемами их организации: постановкой перед учащимися цели наблюдения и осознанным уяснением этой цели; четким выделением круга наблюдаемых природных объектов, организации обобщений и выводов.

Можно выделить следующие основные объекты для наблюдения в начальных классах: систематическое наблюдение за солнцем, его высотой и на этой основе за продолжительностью дня; за погодой, характером ее изменений в течение суток и по временам года; наблюдения за сезонными изменениями травянистой, кустарниковой и древесной растительности; за жизнью домашних и диких животных; за трудом детей и взрослых в городе и селе.

Чтобы познакомить детей с содержанием наблюдения, можно вывесить в классе памятку, в которой намечена программа наблюдений.

Например, памятка по изучению изменений, происходящих весной в природе (3-4 классы).

  1. Наблюдай погоду. Как изменяется продолжительность дня (запиши, когда день равен ночи)? Как меняется положение солнца над горизонтом? Наблюдай температуру воздуха по термометру; отметь, когда температура воздуха будет равна 00. Узнай (по Интернет, телевидению), какая температура стоит в эти дни в северных, южных районах. Заметь, когда теплее – при ясном или пасмурном небе. Ветры какого направления приносят осадки, похолодание? Где раньше всего появились первые проталины? Когда наступил ледоход?

  2. Наблюдай за растениями. Отметь, на каком дереве раньше других набухли почки. Собери веточки, показывающие, как появляются и растут листочки. Какое растение можно назвать первоцветом? Засуши и нарисуй цветы ивы. Подбери стихотворения о весне.

  3. Наблюдай за животными. Отметь, когда прилетели скворцы, грачи. Опиши их внешний вид и повадки. Каких еще животных можно наблюдать в это время в природе? Составь об этом рассказ. Расскажи товарищам о том, что ты прочитал о животных в книгах, журналах.

  4. Наблюдай за трудом людей. Когда начались полевые работы в сельском хозяйстве? Что делают весной в огороде, саду, парке? Наблюдай за новым строительством близ школы. Что ты знаешь о работе предприятий в своей местности? Какие общественно полезные дела можно провести весной?

Составляют отдельные памятки для наблюдения за отдельными объектами. Вот что могут отметить ученики при наблюдении за птицами весной: время прилета первых птиц. Где держатся грачи сразу после прилета? Как ведут себя галки, вороны, сорок в это время? Отметь порядок прилета птиц (жаворонков, скворцов, зябликов, трясогузок, чаек, чибисов и т.д.). Запиши названия птиц, пение которых ты слышал. Приготовь скворечник или дуплянку для птиц.

Для успешного использования индивидуальных дневников наблюдений в учебном процессе необходимо соблюдать следующие требования: учитель должен сам вести дневник, хорошо знать основные признаки сезонов, использовать данные фенологических наблюдений в своей местности (прилет птиц, сроки распускания листьев, цветения растений, появления первых насекомых и зверей, сроки вскрытия рек и т.д.) Необходимо перед детьми ставить вопросы, которые можно решить путем непосредственного общения с природой, например: почему так рано зацветает мать-и-мачеха? Почему грачи прилетаю первыми? Учителю надо постоянно контролировать состояние записей и ведения дневников.

Эффективность работы по организации наблюдений зависит от того, насколько они связаны с практическими работами. Виды практических работ разнообразны: общественно полезный труд; подготовка учебно-методических материалов.

Надо поощрять тех ребят, которым удалось понаблюдать какое-либо редкое явление природы: первым увидеть прилет птиц, появление цветущей мать-и-мачехи, распускание листочков, появление первых насекомых и т.д. В классе часто используется игровой момент: «Кто самый внимательный?»

Сезонный материал можно собирать в отдельный альбом, который можно назвать «Времена года». Материал, собранный в период наблюдений, необходимо как можно чаще использовать на уроках: он способствует укреплению связи обучения с жизнью.

Обработку и обобщение результатов наблюдений проводят письменно (таблицы, диаграммы); их можно сопровождать устными разъяснениями учителя и рассказами учеников. Вся работа должна быть направлена на установление причинно-следственных связей и взаимозависимостей.

Чтобы успешно провести работу по обобщению материалов наблюдений, необходимо продумать цели и задачи обобщения: за какой период будут подведены итоги и какие это были наблюдения? Какие знания получат дети на уроке? Какие умения и навыки приобретут в процессе обработки материалов и их обобщений? Какие воспитательные задачи решаются на уроке? Как будут использоваться знания, полученные на основе наблюдений в учебной работе?



3


"Наблюдения - один из основных методов самостоятельного изучения природы" (1-4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Представления об окружающем мире у школьников  формируются на основе непосредственного наблюдения за природой. Наблюдение - восприятие объектов живой и неживой природы с целью формирования правильного представления и понятий, умений и навыков.

Учитель начальных классов может научить ребенка быть внимательным, уметь анализировать происходящее в природе, обощать полученные знания.

Данный материал поможет учителям начальных классов правильно организовывать наблюдения. Подскажет формы и методы работы при организации наблюдений, выбрать вопросы и задания. 

 

Автор Безухова Лариса Петровна
Дата добавления 28.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 1425
Номер материала 5811
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓