Главная / Математика / На Всероссийский конкурс «Молодой учитель» для преподавателей физики, математики, химии и биологии Эссе с описанием собственной концепции обучения предмету математика

На Всероссийский конкурс «Молодой учитель» для преподавателей физики, математики, химии и биологии Эссе с описанием собственной концепции обучения предмету математика

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа посёлка Джонка

Нанайского района Хабаровского края


Учитель математики: Алексеева Татьяна Григорьевна

Эссе

с описанием собственной концепции обучения

предмету математика.


В работе я выразила свое мнение по следующим вопросам:

цели обучения;

роль практических и лабораторных работ;

значение олимпиад, кружков, летних школ и других видов дополнительного образования;

целесообразность изучения в школе последних достижений науки;

роль информатизации в образовании;

проблемные ситуации как способ формирования познавательной активности у школьников;

особенности преподавания для различных групп учащихся (одаренных детей, школьников, интересующихся теорией, прикладными вопросами, компьютерными технологиями, и других групп учащихся).

Ведущими целями обучения математике в школе являются 3 крупные группы целей: обучающие; воспитательные и развивающие; личностно-ориентированные. Я считаю, что эти цели отражают общедидактические цели и учитывают специфику самого предмета математики. В ходе своей педагогической деятельности я опираюсь на 3 этапа формирования действия целеполагания у учащихся: раскрываю структуру действия постановки цели; привлекаю детей к постановке цели и критическому осмыслению полученных результатов достижения цели. Под моим руководством обучающиеся конструируют цель изучения учебного материала и самостоятельно ставят цели, а весь класс анализирует данную цель.

Умение правильно формулировать цели уроков, мне, как начинающему учителю, пришло не сразу. Первоначальные умения и навыки были сформированы во время прохождения педагогической практики.

Особое место в изучении математики отводится математическим кружкам и олимпиадам. В ходе посещения математических кружков у обучающихся развивается математическое мышление, повышается их общая и профессиональная культура. Но я думаю, что самым важным является то, что в кружке создается своя особая среда. Многие дети, придя в кружок, находят там новых друзей, получают возможность общаться со сверстниками, с которыми у них есть общий интерес – интерес к изучению математики.

Практические работы по математике – это разновидность творческой деятельности. По моему мнению, они позволяют осознанно изучить вводимые понятия и утверждения, лучше их запомнить, включают в процесс восприятия смысловую, зрительную и моторную память. В процессе выполнения этих работ я старалась формировать интерес к предмету, повышать мотивацию учения. Такого плана работы развивают аккуратность, усидчивость, трудолюбие. Например, в ходе изучения темы «Треугольники» обучающиеся в ходе практической работы самостоятельно пришли к изучаемым определениям. И затрагивая этот вопрос мне хочется выделить тему моего самообразования «Проблемные ситуации как способ формирования познавательной активности у учащихся». Мне кажется, эта тема непосредственно связана с ролью практических работ на уроках математики, так как практические работы способствуют творческому развитию обучающихся.

Дидактическая характеристика проблемного обучения основана на применении проблемных ситуаций в учебно-педагогическом процессе. Я создаю проблемные ситуации задачного типа и тем самым оказываю необходимую помощь учащимся в анализе учебного материала и в организации мыслительного поиска для ее решения, регулирует процесс решения: ввожу необходимую информацию, руковожу ценностной организацией, определяю степень свободы выбора, направляю на поиск адекватных способов действий, способствую смысловому пониманию информации.

Проблемное обучение состоит из проблемного преподавания и проблемного учения. Проблемное преподавание основано на проектировании учебной деятельности, системы познавательных ситуаций, а также психолого-педагогическом управлении их разрешением со стороны учащихся. Проблемное учение может быть рассмотрено как полная структура учебной деятельности по усвоению знаний и способов действий, в которой представлен анализ задачи-ситуации с позиции информационного состава, целей и условий для решения, заканчивающийся формулировкой проблемы, выдвижением гипотезы и ее обоснованием, принятием решения и рабочей программы действий, исполнительской деятельностью и анализом полученных результатов.

Самостоятельная исследовательская деятельность, когда учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее с последующим контролем преподавателя, что обеспечивает продуктивную деятельность.

Я провожу проблемные семинары в форме практической игры, когда небольшие рабочие группы, организованные на базе группы (класса) учащихся, доказывают друг другу преимущества своей концепции, своего метода. Решение серии проблемных задач выношу на практическое занятие, посвященное проверке или оценке определенной теоретической модели или методики, степени их пригодности в данных условиях. В любом случае основная его цель — развитие творческих умений и навыков, формирование творческого профессионально ориентированного мышления. Принцип проблемности содержания обучения может быть реализован в форме учебных деловых игр.

Проблемы, которые я ставлю перед учениками, обычно разрешаются на протяжении одного или нескольких уроков.

Вот примеры совсем малых проблем — вопросов:

«Почему треугольник назван «треугольником»? Можно ли дать ему другое название, также связанное с его свойствами?»

«Как можно объяснить название «развернутый угол»?»

Наиболее часто я создаю проблемную ситуацию при помощи эксперимента, т.е. исследования частного случая.

Легко организую проблемную ситуацию, предложив ученикам задачу, для решения которой нужны новые знания. Полезно при этом поддерживать накал активности цепью проблемных вопросов, сменяющих один другой. Приведу пример.

Перед изучением теоремы Пифагора рассматривается практическая задача, для решения которой нужно уметь вычислить длину гипотенузы по длинам катетов. Дальнейшее исследование может быть построено по такой схеме. Поскольку в предлагаемую формулу входят величины а2, b2, с2, т.е. площади квадратов со сторонами а, bи с, построим эти квадраты.

При введении понятия «параллелограмм» у учащихся возникают трудности. Можно предложить учащимся упражнение: «Проведите две параллельные прямые. Пересеките их двумя параллельными прямыми. Вы получите четырёхугольник, который называют параллелограммом». Учащимся необходимо самостоятельно сформулировать определение параллелограмма. Выполнив упражнение, учащиеся обычно дают такую формулировку: «Параллелограммом называется четырёхугольник, противоположные стороны которого параллельны». Они не догадываются включить в эту формулировку слово «попарно». Поэтому можно дать ещё ряд подготовительных задач, подводящих учащихся к определению понятия, добившись того, чтобы они пришли к этой проблеме.

Исходя из решения этой проблемной ситуации, можно сделать вывод о том, что проблемное обучение представляет собой педагогический процесс, основанный на закономерностях управления учебной познавательной деятельностью и нацеленный на развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся. В ходе такого процесса у обучающихся вырабатываются обобщенные способы познания, формируются ориентировочные основы действий, воспитываются важнейшие характеристики личности — познавательная активность и самостоятельность, которые являются залогом становления профессиональной направленности. Можно утверждать, что организация проблемного обучения — одна из центральных задач методики обучения, выполнение подобных заданий помогает устранить плохую привычку учащихся: делать выводы исходя не из данных задачи, а из чертежа. Это является одной из особенностей практических работ на уроках математики.

Особое место в методике преподавания математики занимает информатизация образования. Я считаю, что она является одним из приоритетных направлений реформирования системы образования. Практически на каждом из своих уроков я показываю детям различные презентации, провожу видео-уроки. Благодаря этому урок становится более насыщенным, плодотворным и интересным для учащихся.

Для развития одаренных детей используются специальные программы элективных курсов, на которых учащиеся получают дополнительный объем знаний и всецелое внимание педагога. Для работы с такими детьми использую методы творческого характера: проблемные, поисковые, исследовательские, где одаренный ребенок выступает в роли лидера.

В своей работе я описала собственную концепцию обучения математике. Дальнейшую работу по данному вопросу хочу продолжить в ходе своей педагогической деятельности.

На Всероссийский конкурс «Молодой учитель» для преподавателей физики, математики, химии и биологии Эссе с описанием собственной концепции обучения предмету математика
  • Математика
Описание:

Эссе

с описанием собственной концепции обучения  

предмету математика.

 

В работе я выразила свое мнение по следующим вопросам:

цели обучения;

роль практических и лабораторных работ;

значение олимпиад, кружков, летних школ и других видов дополнительного образования;

целесообразность изучения в школе последних достижений науки;

роль информатизации в образовании;

проблемные ситуации как способ формирования познавательной активности у школьников;

особенности преподавания для различных групп учащихся (одаренных детей, школьников, интересующихся теорией, прикладными вопросами, компьютерными технологиями, и других групп учащихся).

Ведущими целями обучения математике в школе являются 3 крупные группы целей: обучающие; воспитательные и развивающие; личностно-ориентированные. Я считаю, что эти цели отражают общедидактические  цели и учитывают специфику самого предмета математики. В ходе своей педагогической деятельности я опираюсь на 3 этапа формирования действия целеполагания у учащихся: раскрываю структуру действия постановки цели; привлекаю детей к постановке цели и критическому осмыслению полученных результатов достижения цели. Под моим руководством обучающиеся конструируют цель изучения учебного материала и самостоятельно ставят цели, а весь класс анализирует данную цель.

Умение правильно формулировать цели уроков, мне, как начинающему учителю, пришло не сразу. Первоначальные умения и навыки были сформированы во время прохождения педагогической практики.

Особое место в изучении математики отводится математическим кружкам и олимпиадам. В ходе посещения математических кружков у обучающихся развивается математическое мышление, повышается их общая и профессиональная культура.  Но я думаю, что самым важным является то, что в кружке создается своя особая среда. Многие дети, придя в кружок, находят там новых друзей, получают возможность общаться со сверстниками, с которыми у них есть общий интерес – интерес к изучению математики.

Практические работы по математике – это разновидность творческой деятельности. По моему мнению, они позволяют осознанно изучить вводимые понятия и утверждения, лучше их запомнить, включают в процесс восприятия смысловую, зрительную и моторную память. В процессе выполнения этих работ я старалась  формировать интерес к предмету, повышать мотивацию учения. Такого плана работы развивают аккуратность, усидчивость, трудолюбие. Например, в ходе изучения темы «Треугольники» обучающиеся в ходе практической работы самостоятельно пришли к изучаемым определениям. И затрагивая этот вопрос мне хочется выделить тему моего самообразования «Проблемные ситуации как способ формирования познавательной активности у учащихся». Мне кажется, эта тема непосредственно связана с ролью практических работ на уроках математики, так как практические работы способствуют творческому развитию обучающихся.

Дидактическая характеристика проблемного обучения основана на применении проблемных ситуаций в учебно-педагогическом процессе. Я  создаю проблемные ситуации задачного типа и тем самым оказываю необходимую помощь учащимся в анализе учебного материала и в организации мыслительного поиска для ее решения, регулирует процесс решения: ввожу необходимую информацию, руковожу ценностной организацией, определяю степень свободы выбора, направляю на поиск адекватных способов действий, способствую смысловому пониманию информации.

Проблемное обучение состоит из проблемного преподавания и про­блемного учения. Проблемное преподавание основано на проектировании учебной деятельности, системы познавательных ситуаций, а также психолого-педагогическом управлении их разрешением со стороны учащихся. Проблемное учение может быть рассмотрено как полная структура учебной деятельности по усвоению знаний и способов действий, в которой представлен анализ задачи-ситуации с позиции информационного состава, целей и условий для решения, заканчивающийся формулировкой проблемы, выдвижением гипотезы и ее обоснованием, принятием решения и рабочей программы действий, исполнительской деятельностью и анализом полученных результатов.

Самостоятельная исследовательская деятельность, когда учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее  с последующим контролем преподавателя, что обеспечивает про­дуктивную деятельность.

Я провожу проблемные семинары в форме практической игры, когда небольшие рабочие группы, организован­ные на базе группы (класса) учащихся, доказывают друг другу преимущества своей концепции, своего метода. Решение серии проблемных задач выношу на практическое занятие, посвященное проверке или оценке определенной теоретической модели или методики, степени их пригодности в данных условиях. В любом случае основная его цель — развитие творческих умений и навыков, формирование творческого профессионально ориентированного мышления. Принцип проблемности содержания обучения может быть реализован в форме учебных деловых игр.

Проблемы, которые я ставлю  перед учениками, обычно разрешаются на протяжении одного или нескольких уроков.

Вот примеры совсем малых проблем — вопросов:

«Почему треугольник назван «треугольником»? Можно ли дать ему другое название, также связанное с его свойствами?»

«Как можно объяснить название «развернутый угол»?»

Наиболее часто я создаю проблемную ситуацию при помощи эксперимента, т.е. исследования ча­стного случая.

Легко организую проблемную ситуацию, предло­жив ученикам задачу, для решения которой нужны новые знания. Полезно при этом поддерживать накал активности цепью проблемных вопросов, сменяющих один другой. Приведу пример.

Перед изучением теоремы Пифагора рассматривается практическая задача, для решения которой нужно уметь вычислить длину гипотенузы по длинам катетов. Дальнейшее исследование может быть построено по такой схеме. Поскольку в предлагаемую формулу входят величины а2, b2, с2, т.е. площади квадратов со сторонами а, bи с, построим эти квадраты.

При введении понятия «параллелограмм» у учащихся возникают трудности. Можно предложить учащимся упражнение: «Проведите две параллельные прямые. Пересеките их двумя параллельными прямыми. Вы получите четырёхугольник, который называют параллелограммом». Учащимся необходимо самостоятельно сформулировать определение параллелограмма. Выполнив упражнение, учащиеся обычно дают такую формулировку: «Параллелограммом называется четырёхугольник, противоположные стороны которого параллельны». Они не догадываются включить  в эту формулировку слово «попарно». Поэтому можно дать ещё  ряд подготовительных задач, подводящих учащихся к определению понятия, добившись того, чтобы они пришли к этой проблеме.

Исходя из решения этой проблемной ситуации, можно сделать вывод о том, что проблемное обучение представляет собой педагогический процесс, основанный на закономерностях управления учебной познавательной деятельностью и нацеленный на развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся. В ходе та­кого процесса у обучающихся вырабатываются обобщенные способы познания, формируются ориентировочные основы действий, воспитываются важнейшие характеристики личности — познавательная активность и самостоятельность, которые являются за­логом становления профессиональной направленности. Можно утверждать, что организация проблемного обучения — одна из центральных задач  методики обучения, выполнение подобных заданий помогает устранить плохую привычку учащихся: делать выводы исходя не из данных задачи, а из чертежа. Это является одной из особенностей практических работ на уроках математики.

Особое место в методике преподавания математики занимает информатизация образования. Я считаю, что она является одним из приоритетных направлений реформирования системы образования. Практически на каждом из своих уроков я показываю детям различные презентации, провожу видео-уроки. Благодаря этому урок становится более насыщенным, плодотворным и интересным для учащихся.

Для развития  одаренных детей используются специальные программы элективных курсов, на которых учащиеся  получают дополнительный объем знаний и всецелое внимание педагога. Для работы с такими детьми использую методы творческого характера: проблемные, поисковые, исследовательские, где одаренный ребенок выступает в роли лидера.

В своей работе я описала собственную концепцию обучения математике. Дальнейшую работу по данному вопросу хочу продолжить в ходе своей педагогической деятельности.

Автор Алексеева Татьяна Григорьевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 480
Номер материала 17892
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓