Главная / Русский язык и литература / Н и НН в суфффиксах прилагательных, образоваанных от существительных.

Н и НН в суфффиксах прилагательных, образоваанных от существительных.

Документы в архиве:

46.89 КБ Конспект урока.docx
537.04 КБ презентация.pptx
67.71 КБ Слайд1.JPG
98.61 КБ Слайд10.JPG
85.28 КБ Слайд11.JPG
99.52 КБ Слайд12.JPG
79.35 КБ Слайд13.JPG
96.65 КБ Слайд14.JPG
11.16 КБ Слайд15.JPG
81.75 КБ Слайд16.JPG
51.01 КБ Слайд17.JPG
91.31 КБ Слайд18.JPG
143.13 КБ Слайд19.JPG
105.93 КБ Слайд2.JPG
56.93 КБ Слайд3.JPG
78.95 КБ Слайд4.JPG
94.88 КБ Слайд5.JPG
97.34 КБ Слайд6.JPG
90.14 КБ Слайд7.JPG
99.24 КБ Слайд8.JPG
127.42 КБ Слайд9.JPG
6.83 МБ Фильм_0002.wmv

Название документа Конспект урока.docx

hello_html_15e39605.gifhello_html_m455a8d0b.gifhello_html_53226f0c.gifhello_html_191b73ba.gifhello_html_3a6eb84d.gifhello_html_m2f914099.gifhello_html_m192b8ddf.gifСценарий урока с использованием компьютера.


Автор – Люфахуан Нина Григорьевна

Образовательное учреждение – МБОУ «Маловская средняя школа» п. Маловский Баунтовского района Республики Бурятия

Предмет – Русский язык

Тема: «Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных».

Класс - шестой

Учебно-методическое обеспечение: «Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М. : «Просвещение», 2010 г.»

Время реализации занятия – 90 минут

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по изучению правописания Н и НН в суффиксах прилагательных; создание условий для саморазвития обучающихся.

Задачи урока:

Образовательные: Объяснить правописание н-нн в прилагательных, выработать умение правописания н-нн в прилагательных, образованных от существительных;

Развивающие Развивать навыки групповой работы учащихся, навыки устной и письменной речи, навыки работы с ИКТ. Продолжить работу над развитием логического мышления; способствовать развитию способностей и умений учащихся самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике.

Воспитательные Воспитание любви к родному языку и литературе; воспитание культуры интеллектуального труда ,формирование умения чувствовать красоту слова через работу с текстом,

Тип урока: Открытие нового знания;

Форма урока: урок-поиск


Оборудование: компьютеры, проектор, экран, карточки, тетради, ручки, доска.


План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

Этапы урока

Временная реализация

Оргмомент

3 мин.

Языковая разминка

6 мин.

Актуализация знаний

7 мин

Изучение нового

20 мин.

Воспроизведение новых знаний

40 мин.

Проверка знаний. Электронный тест.

10 мин.

Рефлексия.

3 мин.

Домашнее задание

1мин.











Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Запишите дату, классная работа. Начнём с языковой разминки.


Записывают в тетрадях.

Языковая разминка (комплексное повторение теоретических сведений по теме)

Повторение .

( прием «Закончи фразу»).

1 Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы….

2 Имена прилагательные изменяются по…

3 По значению и форме имена прилагательные делятся на….

4 В предложении имена прилагательные бывают…

5 Основные способы словообразования имен прилагательных…

6 Чаще всего имена прилагательные образуются ..

7 Сложные прилагательные пишутся через дефис…

8 Сложные прилагательные пишутся слитно…



Записывают в тетради конечную фразу.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (работа в парах)


1) Трёх(этажный), осе..ий , серо(глазый);

2) юго(западный), серебр...ный, темно(зеленый);

3) русско(немецкий), древне(русский)), утре...ий;

4) …… …….. …….

Прочитайте ряды слов. Внимательно их рассмотрите. Сформулируйте свое задание.

Какое слово можно исключить из первого ряда? Почему?






Учитель. Какое слово лишнее во втором ряду?






Учитель. Что можете сказать о третьем ряде слов?


Из каждого ряда надо исключить лишнее слово. Исключенные слова написать в четвертую строку. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки

Из первого ряда можно исключить слово осенний. Слова трёх(этажный) и серо(глазый) сложные имена прилагательные. Пишутся слитно.


Во втором ряду лишнее слово серебряный. Это простое прилагательное. Юго-западный, темно-зеленый сложные прилагательные. Они пишутся через дефис.

В третьем ряду лишнее слово утренний. Прилагательные русско(немецкий), древне(русский) сложные, первое слово пишется через дефис, а второе слитно.



I этап. Постановка учебной

проблемы.
















- Прочитайте слова, которые вы написали в четвертом ряду. Определите, к какой части речи они относятся.


- В какой части прилагательных пропущены буквы?

- А теперь сравните свои записи с правильным вариантом. (Учитель открывает образец с правильным написанием).

Все ли правильно записали слова? Почему? Чего мы не знаем? (побуждение к осознанию противоречия)



- Значит, какова тема урока?


- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные слова на доске.

  1. Познакомиться с правилом

2) учиться... .


Слова осенний, серебряные, утренний это имена прилагательные.

Буквы пропущены в суффиксах прилагательных.


Мы не знаем когда в прилагательных пишется -н-, а когда -нн-. (осознание противоречия)

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

Познакомиться с правилом написания буквы н в суффиксах прилагательных; учиться правильно писать суффиксы прилагательных с буквой н.


II этап.

Поиск решения учебной проблемы

Побуждающий к гипотезам диалог:


























































Решение проблемы

«Открытие нового знания».






Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных? (Побуждение к выдвижению гипотез):


- Все с этим согласны? (Побуждение к устной проверке).

-Все ли слова с НН имеют суффикс –ЕНН- (Подсказка к контраргументу).


Ещё какие есть гипотезы?
Учитель: С этой гипотезой все согласны? (Побуждение к устной проверке).




Учитель (побуждение к выдвижению гипотез): Другие гипотезы есть?

- Вспомните, в какой морфеме находиться наша орфограмма? ( в суффиксе)(подсказка к решающей гипотизе 1)

- От каких частей речи образованы прилагательные?


- С помощью каких суффиксов)

- Что вы заметили? Есть какие-нибудь гипотезы?

Обратимся к таблице. .(Подсказка к решающей гипотезе 2).

Образование и написание имен прилагательных


Существительное

суффикс

Прилагательное

исключения

I

Туман

Станция

Тыква

-ОНН

-ЕНН


-

-

ветрЕНый

II

Пчела

Кожа

Трава

-ИН

-АН

-ЯН


-

-

стеклЯННый

оловЯННый

деревЯННый

III

Полное прилагательное

Краткое прилагательное

Река медлЕННая.

Река медлЕННа.


Сначала поработаем со словами под цифрой 1. Образуйте от каждого имени существительного имя прилагательное с указанным суффиксом. В прилагательных выделите суффикс и определите количество Н

Обобщите первую часть нашей работы и скажите, в каких случаях пишутся две буквы Н в прилагательных, образованных от существительных?

Какое слово является исключением из этого правила?


Аналогичную работу ученики выполняют со словами под цифрой II.


Прочитайте запись под цифрой III с полным и кратким прилагательными. Сделайте вывод о написании в них суффикса.








А теперь, используя таблицу, сформулируйте полностью правило о правописании буквы Н и НН в суффиксах прилагательных.





НН пишется, если прилагательное образовано с помощью суффикса _ЕНН_ (Ошибочная гипотеза 1).

Нет.

В слове осенний нет суффикса –ЕНН-.



НН пишется, если суффикс ударный. (Ошибочная гипотеза 2).
Нет. В слове утренний суффикс безударный, но пишется НН (контраргумент).

Учащиеся молчат.


От существительных: осень, серебро, утро

_Н-, -ЯН-, -ЕНН-

Учащиеся молчат.













Выполняют задание коллективно. Один ученик работает с таблицей у доски, остальные пишут в тетрадях.

Делают вывод.


Делают вывод.









Формулируют правило – открытие нового знания


III. Воспроизведение нового знания


Обобщим все выше сказанное с помощью интерактивной таблицы

Работа в Интернете.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e4cd6a51-679c-40b8-bbdb-4d383c603aaf/%5BIS-TA_05-11_03%5D_%5BIA_10-AT%5D.swf


Учащиеся работают с таблицей и делают выводы.


Началоформирования умений. Составление алгоритма.


Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова? Давайте выработаем алгоритм наших действий.

http://festival.1september.ru/articles/608315/img2.gif

Нужно составить алгоритм.

Организация деятельности по применению новых знаний.

1. Коллективная работа.

Устно объяснить правописание слов:

Комиссионный комиссия+онн

Клюквенный клюква+енн

Лебединый лебедь+ин

Стеклянный стекло+янн

Телефонный телефон+н

Государственный государство+енн

Травяной трава+ян

2. Распределительный диктант

Распредели слова на две группы:

Песча…ый, оловя..ый, стекля..ый, лебеди..ый , шерстя..ой, ржа..ой, гуси..ый, авиацио..ый, глиня..ый, осе..ий, травя..ой, карти..ый, бето..ый.




3. Работа с фразеологизмами (в парах)

1) Глупый ч.. ловек

?


Без царя в г..л..ве

Б..лтливый чел..век



2) ? ?

Язык без к..стей

?

3)

Заячья душа ?


Справка: длин...ый язык, с...л...мен..ая душа, струн...ая балалайка, мякин...ая г...л...ва, трусливый чел...век.

- Внимательно прочитайте и рассмотрите записи под цифрами один, два, три. Проанализируйте их. Что в них написано и чем каждую надо дополнить? Обратите внимание на справку. Сформулируйте задание к этому упражнению.


Расскажите о написании слов с пропущенными орфограммами в этом упражнении. Объедините их в группы по самостоятельно найденному признаку.

















4. Буквенный диктант.

Напишите в тетради в одну строку цифры от 1 до 10. Я буду вам читать слова на изученную орфограмму, но записывать их не надо, под каждой цифрой вы напишите только букву н, одну или две, в зависимости от того, сколько их в слове.

Оловянный, дровяной, муравьиный, торжественный, даль туманна, юный, ветреный, старинный, песчаный, дивизионный.

Проверь себя.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

нн

н

н

нн

нн

н

н

нн

н

нн

Поставь себе оценку:

  • "5" - нет ошибок;

  • "4" - 1;






В первой группе даны фразеологический оборот без царя в голове и его значение глупый человек. Надо подобрать подходящий по смыслу фразеологический оборот с буквой Н в суффиксе. Его можно взять из справки.

Во вторую группу надо добавить два фразеологических оборота.

В третью надо дописать еще один фразеологический оборот и его значение. Вставить пропущенные буквы.











Дети выполняют задание и повторяют правило о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных.



  • "3" - 2,3;

больше - "2".


Физкультминутка




5. Письмо по памяти

Свет луны серебряный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя,
Но никто под окрик
журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
С. Есенин

- Какова основная мысль этого предложения? (Любовь к родине)

- Объясните лексическое значение слова "отчий". (Родной)

-Объясните правописание выделенных слов.




6. Просмотр видеофильма « Зимушка-зима».
Составьте предложения, используя словосочетания:

сонный лес, серебряный иней, торжественная тишина, звериные тропы, причудливые искусственные кружева, багряное солнце,



Проверка знаний

Электронный тест "Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test80.xml

Для подведения итогов нашего урока выполним электронное задание и ответим на вопрос «Когда в суффиксах прилагательных, образованных от существительных пишется Н и НН?»


Учащиеся выполняют задание, получают оценку.

1. Итог урока. Рефлексия.


Сегодня на уроке я:

1) узнал, открыл для себя…

2) научился, смог…

3) могу похвалить себя и своих одноклассников за …



Дети оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников по заданной схеме.


Домашнее задание

Используя предложения, составленные на уроке, написать мини-сочинение «Зимушка-зима».









Список использованной литературы:


1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие школьников. – Москва: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004г. – 256 с.

2. Богданова Г.А .Уроки русского языка в 7 классе.: Книга для учителя. Из опыта работы. - М.: Мнемозина,2000.

3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.;

4. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. – М.: Баласс, 2008. С. 272–286.

5. Русский язык: учебн. Для 6 кл. общеобразоват учреждений/(М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская,Л.А. Тростенцова и др.;науч. Ред.Н.М. Шанский).- 29-е изд.- М.: Просвещение, 2010.

6. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля, М.:Интеллект –Центр, 2006

7. Интерактивная таблица "Правописание Н и НН в прилагательных" http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e4cd6a51-679c-40b8-bbdb-4d383c603aaf/%5BIS-TA_05-11_03%5D_%5BIA_10-AT%5D.swf

8. Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевной. Тест «Имя прилагательное. Буквы Н и НН в именах прилагательных» №1для 6 класса http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test80.xml


Название документа презентация.pptx

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная шко...
Проблемная ситуация Из каждого ряда исключите лишнее слово. Исключенные слова...
 Осенний Серебряный Утренний
Буквы Н НН В суффиксах прилагательных
Цель урока: Познакомиться с правилом написания буквы Н в суффиксах прилагател...
Обратимся к таблице Образование и написание имен прилагательных существительн...
-НН- Н + Н 2. - ЕНН- 3. В исключениях: СТЕКЛЯННЫЙ ОЛОВЯННЫЙ ДЕРЕВЯННЫЙ -Н- 1...
Н и нн в суффиксах прилагательных Определи, от какой части речи образовано сл...
комиссионный клюквенный Лебединый стеклянный телефонный государственный травя...
Н НН Распредели слова на две группы: Песча…ый, оловя..ый, стекля..ый, лебеди...
Сформулируйте задания 1) Глупый ч.. ловек ? Без царя в г..л..ве Б..лтливый ч...
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ Правильно вставьте нужную букву Оловянный, дровяной, мура...
Письмо по памяти Свет луны серебряный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя,...
Составьте предложения, используя словосочетания: сонный лес, серебряный иней...
 Электронный проверочный тест
Я Сегодня на уроке узнал, открыл для себя… научился, смог… могу похвалить се...
Список использованной литературы: 1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие ...
1 из 19

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа
Описание слайда:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа поселка Маловский Баунтовского района республики Бурятия» Работа учителя русского языка и литературы Люфахуан Нины Григорьевны 2013 год

№ слайда 2 Проблемная ситуация Из каждого ряда исключите лишнее слово. Исключенные слова на
Описание слайда:

Проблемная ситуация Из каждого ряда исключите лишнее слово. Исключенные слова написать в четвертую строку. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки. Объяснить написание слов со скобками и пропущенными орфограммами. 1) Трёх(этажный), осе..ий , серо(глазый); 2) юго(западный), серебр...ный, темно(зеленый); 3) русско(немецкий), древне(русский)), утре...ий; 4) …… …….. …….

№ слайда 3  Осенний Серебряный Утренний
Описание слайда:

Осенний Серебряный Утренний

№ слайда 4 Буквы Н НН В суффиксах прилагательных
Описание слайда:

Буквы Н НН В суффиксах прилагательных

№ слайда 5 Цель урока: Познакомиться с правилом написания буквы Н в суффиксах прилагательны
Описание слайда:

Цель урока: Познакомиться с правилом написания буквы Н в суффиксах прилагательных; учиться правильно писать суффиксы прилагательных с буквой н.

№ слайда 6 Обратимся к таблице Образование и написание имен прилагательных существительное
Описание слайда:

Обратимся к таблице Образование и написание имен прилагательных существительное суффикс прилагательное исключения I Туман Станция Тыква -Н -ОНН -ЕНН - - ветрЕНый II Пчела Кожа Трава -ИН -АН -ЯН - - стеклЯННый оловЯННый деревЯННый III Полное прилагательное Краткое прилагательное РекамедлЕННая. РекамедлЕННа.

№ слайда 7 -НН- Н + Н 2. - ЕНН- 3. В исключениях: СТЕКЛЯННЫЙ ОЛОВЯННЫЙ ДЕРЕВЯННЫЙ -Н- 1. –
Описание слайда:

-НН- Н + Н 2. - ЕНН- 3. В исключениях: СТЕКЛЯННЫЙ ОЛОВЯННЫЙ ДЕРЕВЯННЫЙ -Н- 1. –АН-, -ЯН- 2. -ИН- 3. В исключениях: ВЕТРЕНЫЙ В суффиксах полных и кратких прилагательных

№ слайда 8 Н и нн в суффиксах прилагательных Определи, от какой части речи образовано слово
Описание слайда:

Н и нн в суффиксах прилагательных Определи, от какой части речи образовано слово. От существительного? Да Определи, какой суффикс прибавлен к основе? -онн, -енн, -н -ан, -ян, -ин Да Да Пиши - нн Пиши - н Исключения: ветреный (но безветренный) Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный

№ слайда 9 комиссионный клюквенный Лебединый стеклянный телефонный государственный травяной
Описание слайда:

комиссионный клюквенный Лебединый стеклянный телефонный государственный травяной Комиссия +ОНН исключение Клюква+ЕНН Лебедь+ИН Телефон + Н Государство+ЕНН Трава+ЯН Объясни, применяя алгоритм рассуждения

№ слайда 10 Н НН Распредели слова на две группы: Песча…ый, оловя..ый, стекля..ый, лебеди..ы
Описание слайда:

Н НН Распредели слова на две группы: Песча…ый, оловя..ый, стекля..ый, лебеди..ый , шерстя..ой, ржа..ой, гуси..ый, авиацио..ый, глиня..ый, осе..ий, травя..ой, карти..ый, бето..ый. Проверка Песчаный лебединый шерстяной ржаной гусиный глиняный травяной оловянный стеклянный авиационный осенний картинный бетонный Распределительный диктант

№ слайда 11 Сформулируйте задания 1) Глупый ч.. ловек ? Без царя в г..л..ве Б..лтливый чел.
Описание слайда:

Сформулируйте задания 1) Глупый ч.. ловек ? Без царя в г..л..ве Б..лтливый чел..век   2) Язык без к..стей ? ? ? 3) Заячья душа ?   Справка: длин...ый язык, с...л...мен..ая душа, струн...ая балалайка, мякин...ая г...л...ва, трусливый чел...век.

№ слайда 12 ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ Правильно вставьте нужную букву Оловянный, дровяной, муравьи
Описание слайда:

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ Правильно вставьте нужную букву Оловянный, дровяной, муравьиный, торжественный, даль туманна, юный, ветреный, старинный, песчаный, дивизионный. Проверка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

№ слайда 13 Письмо по памяти Свет луны серебряный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя, Но
Описание слайда:

Письмо по памяти Свет луны серебряный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя, Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля. С. Есенин -Какова основная мысль этого предложения? -Объясните лексическое значение слова "отчий". -Найдите слова на изученную орфограмму. Объясните.

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15 Составьте предложения, используя словосочетания: сонный лес, серебряный иней, т
Описание слайда:

Составьте предложения, используя словосочетания: сонный лес, серебряный иней, торжественная тишина, звериные тропы, причудливые искусственные кружева, багряное солнце

№ слайда 16  Электронный проверочный тест
Описание слайда:

Электронный проверочный тест

№ слайда 17 Я Сегодня на уроке узнал, открыл для себя… научился, смог… могу похвалить себя
Описание слайда:

Я Сегодня на уроке узнал, открыл для себя… научился, смог… могу похвалить себя и своих одноклассников за …

№ слайда 18 Список использованной литературы: 1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие шко
Описание слайда:

Список использованной литературы: 1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие школьников. – Москва: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004г. – 256 с. 2. Богданова Г.А .Уроки русского языка в 7 классе.: Книга для учителя. Из опыта работы. - М.: Мнемозина,2000. 3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.; 4. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. – М.: Баласс, 2008. С. 272–286. 5. Русский язык: учебн. Для 6 кл. общеобразоват учреждений/(М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская,Л.А. Тростенцова и др.;науч. Ред.Н.М. Шанский).- 29-е изд.- М.: Просвещение, 2010. 6. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля, М.:Интеллект –Центр, 2006 7. Интерактивная таблица "Правописание Н и НН в прилагательных" http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e4cd6a51-679c-40b8-bbdb-4d383c603aaf/%5BIS-TA_05-11_03%5D_%5BIA_10-AT%5D.swf 8. Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевной. Тест «Имя прилагательное. Буквы Н и НН в именах прилагательных» №1для 6 класса http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test80.xml

№ слайда 19
Описание слайда:

Н и НН в суфффиксах прилагательных, образоваанных от существительных.
  • Русский язык и литература
Описание:

   Урок разработан в рамках ФГОС в соответствии с технологией проблемно-диалогического обучения

     Цель урока: Организовать деятельность  учащихся   по  изучению  правописания Н и НН в суффиксах прилагательных; создание условий для саморазвития обучающихся. Развивать навыки групповой работы учащихся, навыки устной и письменной речи, навыки работы с ИКТ. Продолжить работу над развитием логического мышления; способствовать развитию способностей и умений учащихся самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике.

 

 

 

 

Автор Люфахуан Нина Григорьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 533
Номер материала 24717
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓