Урок по литературе в 7 классе по
повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
Цель:
1. Обучающая: обучение
выразительному чтению текста, умению работать в группе, с толковым словарем.
2.
Развивающая: развитие устной и письменной речи учащихся, монологической речи,
умения анализировать произведение .
3.
Воспитательная: воспитание в детях патриотизма, любви к своей Родине.
Оборудование:
.Иллюстрации
к повести «Тарас Бульба».
Толковый
словарь С.И.Ожегова .
Словарная работа (со словарями)
(слайды)
Групповая работа по задания учителя
Выразительное чтение текста и работа
Беседа по содержанию текста
Работа по развитию речи
Индивидуальные задания
Ход урока.
1. Вступление учителя.
Сегодняшний
урок по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» мы посвящаем теме «Запорожская Сечь,
ее нравы и обычаи». Цель урока: узнать, какая она Запорожская Сечь. На этот
вопрос необходимо дать ответ. Для этого мы отправимся туда на экскурсию,
поработаем в группах с текстом и словарями. В конце урока вы дадите ответ на
этот вопрос.
2.Работа в тетради.
Запишите
тему урока и эпиграф.
Так вот она, Сечь! Вот то (гнездо),
откуда вылетают все те гордые и крепкие , как (львы)! Вот откуда разливается
(воля) и козачество на всю Украйну.
Н.В.Гоголь.
-
Как вы поняли значение пропущенных слов: гнездо, львы, воля?
4. Экскурсия и показ слайдов.
5.Беседа по содержанию 1, 2 главы.
-Восстановите
цитаты:
«Ваша нежба - чистое ( поле) да
добрый (конь).
(Сабля) - вот ваша матерь!
(Запорожье) - вот где наука, так
наука! Там вам школа!:
-
Кому принадлежат эти слова? (Их сказал Тарас своим сыновьям).
-
Что является главным для казака Тараса Бульбы? (Главные атрибуты настоящего
казака: чистое поле, где он сможет развернуться, добрый конь, который никогда
не бросит казака и матерь –сабля, которая защитит.)
- В
чем видит он смысл своей жизни? (В служении своему отечеству, в защите Родины.)
-
Почему старый Тарас отправляет своих сыновей в Запорожье? (Он считает Запорожье
школой возмужания.)
- О
чем думал Тарас и его сыновья по дороге в Запорожскую Сечь? Зачитайте цитату.
(Каждый думал о своем. Цитата.)
6.Работа в группах
1
группа – работает со словарями. Объяснить значение слов и написать на доске.
Атаман – предводитель войска
Брань – битва, сражение
Гетман – главнокомандующий казацким
войском
Курень – шалаш, подразделение войска
Кошевой – предводитель стана
Казак – вольный поселенец
Рада- военный совет
2
группа – работает с текстом 2-3 главы. Главные герои Запорожской Сечи.
Ответить на вопросы, используя текст, привести цитаты, выразительно зачитать
их.
Что представляла из себя Сечь, когда
наши герои подъезжали к ней?
Занятия запорожцев, их внешность,
одежда.
Как Остап и Андрий влились в новую
жизнь?
Почему Тарасу не нравилась
праздная жизнь?
3
группа - работает с текстом 3 главы. Законы Запорожской Сечи.
Выразительное чтение эпизода «Нравы и
обычаи Сечи».
Прокомментируйте их.
Считаете ли вы их жестокими? Почему? Аргументируйте свой ответ.
Приемлемы ли они сейчас? Почему?
7.Работа по тексту.(Кроссворд)
1.
Он был из
числа коренных старых полковников…(Тарас Бульба)
2.
Остров,
на котором располагалась Сечь? (Хотрица)
3.
С кем
отец бился на кулаках? (Остап)
4.
Кого
Тарас назвал мазунчиком? (Андрий)
5.
Речка,
впадающая в Днепр. (Татарка)
6.
Как
называлось духовное училище? (Бурса)
7.
Подразделение
запорожского войска. (Курень)
8.
Как
назывался атаман? (Кошевой)
9.
Мучная
похлебка. (Саламата)
10.Каша с салом. (Кулиш)
8. Итог урока
- Какая же она, Запорожская Сечь?
Чему она нас учит? Ваше мнение?Как вы относитесь к герою?
9.Дом. задание. Чтение и пересказ.
v Оценки за урок. Заключительное слово
учителя.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.