Главная / Русский язык и литература / Н.В. Гоголь. «Ревизор» (история создания, первая постановка, жанровое своеобразие произведения) (8 класс)

Н.В. Гоголь. «Ревизор» (история создания, первая постановка, жанровое своеобразие произведения) (8 класс)

Тема: «Н.В. Гоголь. «Ревизор» (история создания, первая постановка, жанровое своеобразие произведения)»

Цели:

Учебная - познакомить с историей создания комедии и с первой постановкой на сцене, дать определение жанра комедии, познакомить со строением пьесы.

Развивающая - пробудить интерес к чтению пьесы, развивать память и внимание, логическое мышление, выяснить уровень умения выразительно незнакомый текст.

Воспитательная - воспитывать любовь к театру.

Основная задача - эмоционально подготовить учащихся для полноценного осмысления комедии.

Ход работы:

  1. Вступительное слово учителя:

Хочу начать урок со слов: «Человек жив, пока его помнят». Догадались, о ком я? Более 160 лет назад не стало Гоголя, но его произведения по-прежнему вызывают интерес у нас, читателей. И вчерашний урок показал, что вы тоже не только помните, но и любите его произведения. Таким образом, для нас с вами Гоголь жив. Сегодня на уроке речь пойдет о его комедии «Ревизор».

  1. Проверка домашнего задания по вопросам:

    1. О какой деятельности мечтал Гоголь в юности? (О гос. службе, которая дает возможность «сделать что-то для общего добра», мечтал служить на благо родины).

    2. Какое умение, развившееся в Гоголе, помогло ему стать писателем? (Умение угадывать человека).

    3. Какую задачу ставил перед собой Гоголь, приступая к созданию комедии «Ревизор»? («... собрать в одну кучу все дурное в России ... и за одним разом посмеяться над всем»).

    4. Какое влияние оказал на Гоголя Пушкин? (Задумав написать комедию, Гоголь искал смешной сюжет и обратился за помощью к Пушкину. Именно Пушкин подсказал сюжет «Ревизора», рассказав, как его приняли за важное лицо, прибывшее в Петербург с тайным поручением, когда он в Оренбурге собирал сведения о Пугачеве.)

  1. Слово учителя о создании комедии:

  • Итак, сюжет есть. Пьеса была написана очень быстро - за 2 месяца. «Дни за днями летели так быстро, что Гоголь не ощущал их смены. Не замечал, как доходил до конца страницы и быстро перевертывал ее, чтобы заполнить следующую. Ложился совершенно измученный, но мечтал, чтобы скорее миновала ночь и скорее пришел день - так увлек его «Ревизор». Действующие лица будто сами пробирались на страницы тетради - наглые, бесцеремонные, протискивались вперед и садились без приглашения. Он не мог отойти от них - разве лишь когда охватывала смертельная усталость - вставал из-за стола и удивлялся, что на дворе уже светает. Бросался на кровать. Но долго не засыпал: воображение ... подсказывало ... новые сцены.., его рука не поспевала за мыслью. Начинал строку, а три наперед уже были готовы ... Нельзя было терять ни минуты, приходилось прямо-таки бежать по белому полю страниц ... И вот настал день: комедия была готова».

(А. Полторацкий. «Гоголь в Петербурге». М., Л., 1962, с. 227).

  • И сейчас мы совершим заочную экскурсию в Петербург, в 1836 г., в то время, когда состоялась премьера, т.е. первое представление «Ревизора».

    1. Заочная экскурсия.

Первый ученик:

В 1836 г. На сцене Петербургского театра состоялась премьера «Ревизора». Автора публика уже знала и стекалась в театр в нетерпеливом ожидании.

Гоголь вышел из своего дома и тоже отправился в театр. На бледном лице напряженно горели глаза. Так страшно, если его комедию, в которой он решился «собрать в одну кучу все дурное в России», примут за веселый пустячок. А ведь могут принять, ведь публика привыкла забавляться в театре.

В зале много знакомых, но Гоголь минует всех. Его страшит чужая публика. В первых рядах он видит важных чиновников, а царской ложе - Николая I.

Второй ученик:

Но вот пошел занавес. Началось! Сначала смеялись охотно. Ведь комедия - это смешно! Один из современников после рассказывал: «Уже после I акта недоумение было написано на всех лицах. Оно возрастало с каждой минутой».

Царь на представлении долго смеялся и аплодировал, желая, вероятно, подчеркнуть, что комедия безобидная и не стоит принимать ее всерьез. Он отлично понимал, что его гнев оказался бы еще одним подтверждением правдивости гоголевской сатиры. Оставшись наедине со свитой, царь не выдержал и сорвался: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!».

V. Беседа.

-Что вы скажете об этой реакции на пьесу? Каков смысл фразы? (он допустил все безобразия, которые творились в городе, и ему предстоит большая работа. Мол, ничего страшного нет.)

-Так ли это? Как сам автор определял замысел пьесы? («собрать в кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости ... и за один раз посмеяться над всем»).

-Почему же так боялся Гоголь первой постановки? (боялся, что не поймут его замысел и примут «за пустячок»)

-К какому роду литературы принадлежит это произведение? (к драматическому)

-Что это значит? (предназначено для постановки на сцене)

Учащиеся записывают определение в тетрадь. Далее- знакомство со строением пьесы.

Учитель:

-Ребята, жанр произведения «Ревизор» звучал на уроке уже неоднократно, это ... (комедия).

-Что такое комедия? (учащиеся пытаются дать определение)

Запись в тетрадь:

Комедия - это драматическое произведение с веселым сюжетом.

-А как вы понимаете значение слова ревизор? (лицо, которое проверяет, все ли законно).

-Разве позволительно ставить рядом такие понятия, как ревизор и комедия? Это каким же надо быть ревизором, чтобы угодить в комедию? И какой он после этого ревизор?! Т.е. здесь мы сталкиваемся с какой-то загадкой.

А здесь еще и вторая загадка. Сразу после заглавия - интересные слова. Прочитаем их: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».

У Гоголя он издевательский: «зеркало» и «рожа», в нем отраженная. К чему это? Здесь еще одна загадка, которую нам придется разрешить в ходе изучения пьесы. Между прочим, ни один автор так пьесу не открывал: чтобы в ней еще ничего не произошло, не поднялся занавес, ни одного персонажа на сцене, и вместе с тем едва ли не все состоялось, т.е. мы уже не можем удержаться от смеха.

  1. Знакомство с действующими лицами.

-Гоголь говорил, что «если мы хотим понять драматическое произведение и его творца, мы должны вступить в его область, познакомиться с действующими лицами ...»

  1. Чтение пьесы подготовленными учащимися (д. I, явл. I)

  2. Итоги.

Хочется ли читать «Ревизора» дальше?

Что узнали нового? Интересного?

IX. Оценки.

X. Домашнее задание.

Дочитать действие 1. Стр. 220, вопрос №6 (устно), выучить определения, записанные на уроке.







Н.В. Гоголь. «Ревизор» (история создания, первая постановка, жанровое своеобразие произведения) (8 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

 История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.

Цели:

Учебная - познакомить с историей создания комедии и с первой постановкой на сцене, дать определение жанра комедии, познакомить со строением пьесы.

 

Развивающая - пробудить интерес к чтению пьесы, развивать память и внимание, логическое мышление, выяснить уровень умения выразительно незнакомый текст.

Воспитательная - воспитывать любовь к театру.

Основная задача - эмоционально подготовить учащихся для полноценного осмысления комедии.

 

Автор Остроухова Людмила Ивановна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1348
Номер материала 40215
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓