Музыкальные
забавы Мажора и Минора
(Внеклассное мероприятие по музыке для
учащихся 1-5 классов)
1 Мажор: Тихо, тихо рядом сядем-
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены-
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой…
Это музыка торопит
И ведёт нас за собой.
Здравствуйте,
мои юные друзья! Я приглашаю вас заглянуть в страну музыкальных звуков и
мелодий. Ах да, я забыл представиться – меня зовут клоун Мажор, а весёлые
мелодии в этой стране называются мажорными, и поэтому я весёлый клоун.
А
вот мелодии спокойные и немножко грустные – называются минорными. Да, кстати, а
где же Минорчик? Этот клоун мой дружок, и как вы догадались, он грустный
немножко, частенько по пустякам расстраивается.
(слышится
плач, появляется Минор, в руках у него ноты)
Вот
и он! Ну что я говорил, у Минора опять неприятности… Милый Минорчик, что опять
случилось?
Минор:
(минор появляется с нотами в руках) Я так спешил сюда на встречу с ребятишками,
нёс вот эти ноты, споткнулся об камень... упал и уронил все ноты, и вдруг
поднялся ветер и раскидал все ноты по кустам. Я их собрал, но в каком порядке
они были, я забыл…(начинает реветь)
Мажор:
Какие пустяки, Минор! Я думаю не стоит расстраиваться, ребята знают ноты. (обращается
к залу) Ребята вы знаете ноты? (ответ). И поможете Минору расставить их по
порядку? (ответ). Ну и замечательно! А ты, Минор, встань у нотного стана…
Минор:
( перебивая и показывая на 5 линеек) Это те линейки, на которых музыканты пишут
ноты?
Мажор:
Правильно! Так вот, мы с ребятами будем сейчас вспоминать ноты, а ты Минор…
(Минор
начинает снова рыдать)
Мажор:
Ну что опять случилось?
Минор(плача)
Я ключ потерял…
Мажор:
Да какой ещё ключ?
Минор
Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ – дверной.
Мажор:
Ну и какой ты ключ потерял?
Минор
Конечно, скрипичный, музыкальный ключ…
Мажор:
Точно, а я и не заметил, что на нашем стане нет скрипичного ключа, а ведь без
него у нот нет названия.
Минор:
Что же делать будем?
Мажор:
Я придумал. Ты, Минорчик, сходи и принеси краску, кисточку и лист бумаги.
(Минор
уходит) Ребята а вы знаете как выглядит скрипичный ключ? (дети отвечают)
Замечательно! Значит, вы сейчас нам поможете.
(Мажор
выбирает из зала ученика. Появляется Минор, он принёс краски, кисточку и лист
бумаги)
Минор
Мажор, я никак не могу понять, зачем нам краски и бумага?
Мажор:
А затем, что наш помощник нам сей час нарисует скрипичный ключ, и мы его укрепим
на своё место.
Минор
Не может быть…
Мажор:
Ты только не волнуйся, всё готово. Всё! И так внимание! А, ты, Минорчик, вместе
с ребятами считай до… сколько у нас нот?
Минор:
Семь!
Мажор:
Вот до семи и считайте, но не спешите, а мы будем творить волшебство…
Вместе с музыкой хорошей к нам
Приходит волшебство.
Осторожней, осторожней –
Не спугнуть бы нам его!
(ребята
и Минор считают до семи, а Мажор вместе с помощником выводят по контуру
скрипичный ключ)
Минор
Ну что получилось?
Мажор
: Смотрите!
(Минор
поднимает лист с нарисованным ключом и благодарит за помощь)
Мажор:
Ну , а теперь, Минор, укрепи ключ на своё место – на нотном стане ( Минор
укрепляет) А теперь мы с ребятами будем вспоминать ноты, а ты, Минорчик, будешь
ноты на своё место устанавливать.
Мажор:
Звукоряд от До до До,
Впереди всех нота ДО,
А за нею на горе
Машет ручкой нота РЕ
Третья нота из семи,
Безусловно, нота МИ.
Нарисована графа,
А под нею нота ФА.
В огороде есть фасоль –
Здесь же в нотах только СОЛЬ.
Быстро пальцем шевеля,
Проиграла нота ЛЯ.
У ребят у всех спроси,
Как закончить гамму? СИ!
Гамма вся от ДО до ДО…
Минор
Вот теперь на нашем нотном стане
Получился звукоряд.
И давайте-ка все ноты
Дружно пропоём подряд.
Минор
показывает ноты у нотного стана, а Мажор и зал хором их поют.
Мажор.
Пять линеек нотной строчки
Мы назвали – нотный стон
А на нём все ноты-точки
Разместили по местам.
Минор.
Ребята, а с помощью этих нот музыканты играют на разных инструментах…
( Минор и Мажор шепчутся)
(Минор
и Мажор шепчутся между собой.)
2 Мажор: Загадаем вам, ребятки,
Очень трудные загадки.
Отгадаешь, не зевай,
Дружно хором отвечай!
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути.
Я и крикун, я и буян,
Я звонкий, круглый … (барабан)
Движенья
плавные смычка
Приводят
в трепет струны.
Мотив
звучит издалека,
Поёт
про вечер лунный.
Как
ясен звуков перелив,
В
них радость и улыбка,
Звучит
мечтательный мотив,
Играет
нежно… (скрипка)
3 Минор. : Ребята! А как называется большой
коллектив музыкантов, руководимый дирижёром? (оркестр) Молодцы! И вот
представьте – большой эстрадно- симфонический оркестр. Какие инструменты можно
увидеть и услышать в таком оркестре?
(дети
называют инструменты) Замечательно! А сейчас будет звучать музыка, во время
которой я буду называть музыкальные инструменты и стану изображать, как на них
играют. А вы все движения повторяйте за мной. Если я в чём-то ошибусь, подайте
мне сигнал – громко похлопайте в ладоши. Договорились? Тогда начинаем!
(звучит
весёлая музыка, Минор проводит игру) Взяли в руки барабанные палочки. Играем на
барабане…на скрипке, на трамбоне, на баяне, на трубе, на мясорубке…(зал хлопает
в ладоши) Ой, оговорился! На балалайке, на флейте, на рояле. Молодцы!
Мажор:
Да, на музыкальных инструментах и даже голосом можно воспроизвести звуки, а
звуки бывают разные: Звонкие, глухие, мягкие, звенящие, свистящие и даже
скрипящие. Одни мелодичные, другие похожи на шум. Кстати, как зовётся детский
коллектив «музыкантов», которые играют на таких инструментах, как пустые банки,
бутылочки, кастрюли и т.п. (шумовой оркестр)
Точно!
Шумовой оркестр! В этом оркестре можно играть на любых предметах, имеющихся под
рукой и издающих красивые, звонкие звуки.
Минор.
Это детские погремушки, ложки, кастрюли, бутылки пустые, банки с камушками…
Мажор
(прерывает) Минорчик, подожди! Ты прекрасно знаешь, что мы кое-что из такого
шумового оркестра приготовили… принеси, пожалуйста, а я пока коллективчик
наберу в оркестр.
(Минор
уходит за инструментами.) Ну как вы догадались уже, руководить этим шумовым
оркестром, а точнее дирижёром буду-я!
Итак,
мне нужны теперь музыканты. Желающие есть? Прошу, смелее выходите…
Минор
возвращаясь с инструментами Это что!?
Мажор:
Шумовой оркестр!
Минор
Но на всех не хватит… Инструментов только шесть
Мажор:
Что же делать? Инструментов всего шесть, а желающих вон сколько!
Минор
Придумал! Нужно всех посчитать, и для этого у меня есть интересная считалка…
До-ре-ми-фа-соль-ля-си!
Едет кошка на такси!
А котята прицепились
И бесплатно прокатились!
Минор
выбирает шесть ребят для оркестра
Мажор:
Через некоторое время зазвучит всем известная мелодия. Как только я взмахну
дирижёрской палочкой, вы начинаете играть на инструментах в такт мелодии.
Понятно?
А
когда я палочкой покажу в зал, все сидящие в зале ребята начинают дружно
хлопать в ладоши в такт музыке…
Минор
То есть станут участниками нашего «Шумового оркестра»!
Мажор:
Совершенно верно, Минорчик. Давайте прорепетируем.
(проходит репетиция)
Но это ещё не всё. Кода я сложу руки вот так и сделаю жест в зал – это значит,
что ребята сразу же должны перестать аплодировать, а если я покажу это жест
оркестру, то они должны сразу замолчать. Понятно?
(звучит
музыка в такт которой играют участники)
Мажор:
За такое уменье играть
Полагается вас награждать…
Первое: бурные аплодисменты зрителей (зал аплодирует) И второе: всему «Шумовому
оркестру» сладкие призы.
Минор
Мажорчик, а мне конфету?
Мажор:
За что? Ты же не играл в оркестре.
Минор(обиженно)
Ну вот, опять обижаешь меня. Подумаешь песенку сыграли (передразнивает)
Антошка, Антошка, не ходи копоть картошку! Мы картошку не нашли и копать
картошку не пошли…
Эх,
Минорчик, песенку не знаешь и спел не правильно.
4 Минор Ой, е-ей! Подумаешь! А что, ребята
знают песни?
Мажор:
А вот смотри, они по первому слогу догадаются, какая это песня, и споют
правильно. Итак, сейчас я вам буду показывать карточку с первым слогом из всем
известной детской песни, а вы должны сказать, что это за песня, и спеть 1
куплет или припев. Понятно? Тогда начинаем…
5 Минор Вот это да, по первым буквам
догадались, молодцы! Мажорчик, а можно я тоже ребят проверю?
Мажор: Конечно можно! И ребята не против.
Минор:
Ну, что же… и для этого мне нужны команды… Так! Ребята, которые играли в
«Шумовом оркестре» поднимите правую руку вверх… ( ребята выполняют) Теперь
погладьте по голове соседа справа… (дети выполняют) А теперь тех кого погладили,
прошу выйти сюда ( дети выходят)
А
теперь поднимите левую руку и погладьте ею по голове, сидящего впереди вас, а
тех кого погладили, тоже прошу выйти сюда.( Всех кто вышел делят на три команды
по 4 человека) А теперь, друзья, внимание! Да, петь вы умеете и песни хорошо
знаете! А ну-ка, песенку про кузнечика спойте ещё разок…( участники поют)
Сейчас будет звучать мелодия из этой песенки, а та команда, на которую я укажу,
будет петь, но петь не как люди, а как животные. Первая команда – как кошки, вторая-
как собаки, третья – как поросята – Хрю. Вы готовы? Музыка! (исполнение)
(
исполнение)
Мажор:
Молодцы, ребята! И Минорчик молодец, как интересно придумал исполнять песню! За
это вам сладкие призы!
Мажор:
А вы, ребята хотите узнать, как появляются хорошие песни? (ответ) Тогда я вам
открою три секрета композиции. Секрет первый: хорошую песню может сочинить
только добрый и весёлый человек, а у скучного человека ничего не получится.
Секрет
второй: весёлую песню надо сразу же подарить всем знакомым и друзьям.
Секрет
третий: хорошую песню нужно записать, чтобы не забыть!
6 . Минор А кстати, вы не забыли, как
записывается музыка? (нотами) Сейчас проверим, помните ли вы их. Мы с Мажором
будем вам показывать ребусы с нотами, а вы должны их расшифровать.
Мажор:
Кто знает ответ – поднимает руку. Итак, внимание!
(Минор
показывает листы бумаги с ребусами…)
Мажор:
И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки:
Песни, пляски, шутки, смех.
(
под вальсовую мелодию проводится игра)
А
ну-ка похлопай как я…
Мажор:
Здорово у нас получилось!
Какой
интересный и забавный этот мир звуков и мелодий…
Минор
: Музыка вдруг смолкла, но так ли это? Кажется, сейчас она звучит!
(прислушивается) И долго, долго ещё будет звучать для каждого из вас!
(начинает
звучать музыка)
Мажор:
И каждый день с волненьем будем ждать,
Когда мы вместе дверь в страну мелодий
Ключом скрипичным отомкнём опять!
(музыка
усиливается) на фоне музыки
Минор:
Льётся музыка рекой
Вьётся нотною строкой.
Мажор:
Снова звуков половодье
Захлестнуло всё вокруг.
Вместе:
До свиданья, до свиданья,
До свиданья , милый друг!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.