Инфоурок Директору, завучу Другие методич. материалыМысли о необходимости преобразования образования

Мысли о необходимости преобразования образования

Скачать материал

 

Обоснование необходимости преобразований

Важным показателем степени  развития любой  страны является образование. Казахстан молодое  развивающее государство, стремящееся в тридцатку  экономически  развитых стран. Государство, которое идет в будущее уверенными шагами. Одним из основных и положительных  моментов быстрого роста, на мой взгляд, является обращение к мировому опыту.  Реформируя и совершенствуя школу в духе требований нового времени, все страны изучают положительные и отрицательные уроки других народов, чтобы использовать их, не повторяя ошибок и учитывая положительные результаты. В настоящее время в Казахстане назрела необходимость создания новой модели общеобразовательной школы, соответствующей целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы страны. В мировом образовательном пространстве широко обсуждается новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного подхода к обучению и воспитанию.

Анализируя изученную литературу по данной проблеме, я задаюсь вопросом: для чего существует образование? Ее цели и назначения? До сегодняшнего дня мы получили бы один и тот же ответ:  для того чтобы подготовить детей к взрослой жизни. Еще лет 10-15 этот ответ удовлетворил бы всех. С одной стороны, объем, и уровень знаний полученные в школе хватило бы на всю жизнь. С другой стороны, с окончанием школы завершится процесс образования. Но сегодня совершенно новый подход к образованию.

По мнению Молевич Е. Ф., преподавателя кафедры социологии и политологии Самарского государственного университета, автора статьи  «Реформа образования как мировой кризис» который утверждает, что «“школа” должна перенести главный акцент в своей работе с традиционной количественной ориентации на насыщение учащихся знаниями на качественно иное – формирование у них умения работать с этими знаниями, уметь их анализировать, применять, критически осмысливать. И как бы подводя итоги вот уже треть века идущей дискуссии по этому поводу, ее активный участник французский социолог образования М.Крозье приходит к следующему заключению: “Мы должны сегодня признать, что развитие умения размышлять важнее накопления знаний”» (Крозье М. Новые размышления об образовании  c. 7).

В XXI  веке  личность должна не знать, а уметь жить, т.е. иметь сформированные жизненно необходимые компетенции. Мы, учителя, должны подготовить обучающихся жить в режиме постоянного саморазвития и самообучения. Научить их успешно адаптироваться к требованиям быстро меняющихся условий общественной жизни. Или, говоря словами известного американского футуролога А.Тоффлера, задача рождающейся на наших глазах новой школы – учить “учиться, отучиваться и переучиваться” [8. С. 338].

Рассматривая научно-технический процесс, происходящий в мире необходимо отметить, что темпы научно-технического прогресса увеличились во много раз.  Девиз «образование на всю жизнь» сегодня устарело. Девиз сегодняшнего дня «Образование – через всю жизнь». Это значит, что любой человек в нужный для него момент может обратиться в любую образовательную структуру для получения необходимой подготовки и переподготовки в профессиональной своей деятельности. А сама система образования должна быть готова дать или оказать образовательную услугу.

Для многих западных стран это уже вчерашний день реформы, а сегодня этот путь активно пропагандируется специалистами Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию в ХХI веке.

Современные информационно-коммуникативные возможности общества открывают двери для широкой “дешколизации” учебного процесса. Для выхода его за стены учебного заведения – дистантное образование, телекоммуникационные формы обучения, интернет, видеосредства, экстернат и т.д. Все популярнее становится и “восстановление в правах” домашнего образования: в США и Канаде им сегодня охвачено свыше миллиона детей.

Процесс глобализации, общемировой интеграции всех сторон общественной жизни настойчиво потребовал от национальных систем образования целого ряда принципиальных новаций. И среди  важнейших задач  – задача всестороннего содействия полноценной адаптации большинства населения земли к тем новым, вестернистским по своей сути условиям и ценностям жизни, которые несет глобализация. Соответственно, перед обучаемой составляющей мировой системы образования встает ответственная задача “учиться быть” гражданином этого нового глобального мира, учиться жить и работать в условиях “вызовов глобализации” рынка, демократии, правового общества, индивидуалистических ценностей культуры и морали. “Перед политиками встает проблема: как реформировать образование, чтобы оно вписалось во все более “глобализируемый” мир” (Халлак Ж. Политика в области образования и содержание обучения развивающихся странах  Перспективы: сравнительные исследования в области образования. c. 9).

В документах ООН и ЮНЕСКО с 90-х годов перед мировым образованием ставится и еще одна принципиально новая и глобальная задача: вместе с принятием большинством стран разработанной на уровне ООН международной программы устойчивого развития в перспективе ХХI в. мирового содружества наций были приняты и соответствующие международные решения, в частности в рамках общей Программы “Повестка дня на ХХI век”. О переориентировании систем национального образования в “целях устойчивого развития” на широкое социоэкологическое просвещение всех слоев населения и особенно, естественно, подрастающей молодежи. В целом ряде стран законах социоэкологическое просвещение рассматривается как базисное основание для построения всей системы учебной работы. В правительственном документе США “Америка и устойчивое развитие” в специальном разделе об образовании предлагается, например, целая система рекомендаций о том, как “существующая в стране традиционная система образования должна быть реформирована, чтобы лучше служить выполнению задач создания устойчивого общества” (Америка и устойчивое развитие. С. 49). Для координаций этой работы в международном масштабе при ЮНЕСКО с 90-х годов действует специальный междисциплинарный проект “Образование в целях устойчивого развития”.

Процесс глобализации требует решения и еще одной проблемы: на растущей интегрированности мирового содружества государств, формирующихся мировых и региональных рынках труда и образования сильно сказывается и повсеместно сохраняющаяся неунифицированность национальных систем образования. Но в сегодняшнем все более интегрирующемся мире такого рода национальные спецификации образования становятся тормозом для международной аттестации и правопризнания соответствующих национальных документов об образовании. Между тем такое правопризнание делается совершенно необходимым в условиях становящейся правилом международной трудовой и образовательной миграции. И в этой связи необходимо особенно подчеркнуть, что наряду с ростом унифицированности организационных и аттестационных форм образования необходимым становится и полноценное овладение в системе образования английским языком как общепризнанным языком современного международного общения.

И еще один несколько неожиданный и очень важный аспект рассматриваемой проблемы мировой унификации образовательного процесса: как свидетельствуют документы ЮНЕСКО, унифицированность образования повышает толерантность вступающих в жизнь поколений, их готовность и способность жить и работать среди “других”, снижает масштабы ксенофобии, неприятия всего “чужого”, столь изобильного, по необходимости, в практике глобального общения. И тем самым реализуется еще один основополагающий девиз мировой реформы образования – “учиться жить вместе”.

Правительства и лица, принимающие решения в сфере образования, обращают повышенное внимание на качественный  анализ и оценку результатов деятельности учащихся, преподавателей, руководителей учебных заведений, школ и системы образования. Их используют как инструменты для более глубокого понимания того, насколько хорошо учащиеся овладевают знаниями, для предоставления информации родителям и обществу в целом об образовательной деятельности и для совершенствования школы, руководства школой и методов обучения.

 Итоги качественного анализа и оценки результатов становятся критически важными для выявления того, насколько  хорошо работают школьные системы, и для предоставления обратной связи – все это с целью помочь учащимся лучше овладевать знаниями. Данный отчет сравнивает опыт 28 странчленов  ОЭСР, анализирует сильные и слабые стороны различных подходов, и предлагает практические рекомендации по использованию качественного анализа и оценки результатов в целях повышения качества, объективности и эффективности образования. Он опирается на основное исследование «Обзор ОЭСР по системе качественного анализа и оценки результатов для улучшения показателей обучения в школе»  К расширению использования качественного анализа и оценки результатов ведут несколько факторов, включая:

ü   Рост спроса на эффективность, объективность и качество в образовании для соответствия экономическим и социальным требованиям.

ü   Тенденции в сфере образования к большей автономии школы, что ведет к необходимости отслеживать, как работают школы.

ü   Модернизация в области информационных технологий, которая позволяет разработать как крупномасштабную, так и индивидуальную оценку учащихся, и способствует обмену и управлению данными.

ü   Больше доверия результатам качественного анализа при принятии решений на основе документов.

 Подписание Казахстаном Лиссабонской Конвенции делает нашу страну участницей целого ряда международных соглашений, проектов и программ. Концепция развития системы образования в Республике Казахстан до 2015 года как основополагающий методологический документ процесса модернизации всей системы образования отражает современные тенденции ее развития. В 2010 году, в год председательствования Казахстана в ОБСЕ, реализовано решение по присоединению нашей страны к Болонскому процессу. Цель участия Казахстана в Болонском процессе – расширение доступа к европейскому образованию, дальнейшее повышение его качества. В соответствии со взятыми на себя обязательствами по присоединению к Болонской Декларации, Казахстан должен до 2020 года осуществить ряд мероприятий. Интеграция системы образования Республики Казахстан в мировое образовательное пространство – один из долговременных стратегических приоритетов успешного международного сотрудничества. Основное условие интеграции нашей страны в мировое образовательное пространство – адаптация Казахстанской образовательной системы к положениям Лиссабонской конвенции и Болонской декларации, что предполагает: 12–13-летнее школьное образование, являющееся допуском к высшему образованию; двухуровневую систему высшего образования, внедрение зачетных единиц ECTS – European Credit Transfer System, переход на целостную систему подготовки высококвалифицированных специалистов: бакалавриат, магистратура, докторантура (PhD) и т.д

Сегодня, в период становления информационного общества, когда для успешного функционирования государства необходимо эффективное использование и дальнейшее развитие высоких технологий, нехватка специалистов технического профиля является для Казахстана серьезной проблемой. Об этом на 2 съезде работников образования и науки сказал Н.А. Назарбаев: "Текущая динамика интереса абитуриентов может привести к тому, что мы окажемся страной лишь дипломированных юристов и экономистов. В то же время инженерно-технические специальности не обеспечены абитуриентами"    

(Казахстанская правда.- 2001,  Сверили часы по новому времени участники II съезда работников образования и науки). В связи с этим в последние годы в республике быстро развивается инженерное образование. Резко возросло число грантов, выделяемых на технические специальности (объем госзаказа на группу технических специальностей в 2006 г. составил 10 тысяч 940 грантов, то есть 34%, по сравнению с 2005 г. количество грантов в этом секторе увеличено на 280) (Казахстанская правда.- 2007, 27 апреля  Глобальная экономика и Казахстан)

Если рассматривать систему школьного образования  Казахстана, то можно констатировать что у нас доминирует еще «знаниевая» модель образования. Школа по-прежнему существует в условиях общепринятых образцов классно-урочной системы, репродуктивной деятельности учителя по передаче учащимся содержания учебных программ.

   Среди основных проблем общеобразовательной школы в Казахстане существуют такие, которые вполне решаемы финансовым путем, как то: отсутствие современной мебели и оборудования, спортивного инвентаря (особенно в сельских школах), отсутствие в ряде школ предметных кабинетов, специализированных лабораторий, необходимость капитального ремонта, аварийное состояние школ и т.д. Однако для решения главных проблем, проблем стратегического плана по перестройке школьной системы необходимо внедрение зарубежного опыта реформ. Республика Корея, не смотря на всю специфику подхода, придерживается западного стандарта образования. В связи с этим может стать своего рода образцом для нашего государства в решении следующих вопросов: увеличение сроков обучения до 12 лет, внедрение системы внешней оценки учебных достижений и профильного обучения учащихся старшей ступени.

Мировое общество, и  Казахстан, в частности, во все возрастающих масштабах нуждаются в специалистах экстракласса, которых можно подготовить путем обучения талантливых и одаренных  детей. Особенно остро проблема обучения и воспитания и талантливых и  одаренных детей встала в последние 10—20 лет.  Острота этой проблемы увеличивалась по мере развития общественного производства. Вследствие чего во  всех развитых странах мира появились школы для одаренных и талантливых детей. Особенно много таких школ в США, Японии, ФРГ, Англии. Эти школы носят разные названия, в которых часто нет эпитетов, указывающих на одаренность их учеников, но социальная функция этих школ одна и та же: отыскать в народе наиболее талантливых детей, обучить их и воспитать в интересах государства. Одаренный человек может дать обществу значительно больше, чем человек с обычными способностями. Поэтому перед обществом и школой всегда стояла и продолжает стоять проблема обучения и воспитания одаренных детей. Талант — достояние не только личности, им обладающей, но и всего народа. И этим достоянием необходимо умело распорядиться. У нас в стране также были созданы и функционируют специализированные школы для одаренных и талантливых детей. Сегодня, наше государство уделяет большое внимание интеллектуальному развитию общества.

Проблема, где и как учить одаренных детей, достаточно сложна и не изучена. Для ее решения необходимо глубоко и объективно изучить опыт работы специализированных  школ, проследить судьбу ее выпускников. 

По- моему мнению, постановка преподавания во всех образовательных и  специализированных школах должна быть такой, чтобы талантливый ребенок мог наиболее полно развить свой талант в школе по месту его жительства, без отрыва от семьи. Я считаю, что поиск готовых талантов — это не решение проблемы. Проблема заключается в том, чтобы воспитать талант, развить природные задатки, а это надо уметь делать в каждой школе. Для этого надо в каждой школе создать соответствующие условия. Чтобы создать эти условия, надо знать, что такое талант, что такое талантливый  и одаренный ребенок. Я согласна с мнением многих педагогов исследователей, что в общеобразовательной школе нужна  дифференциация  и индивидуализация обучения учащихся.

         Почему подобные преобразования необходимы для моей школы?   Проблемно-ориентированный анализ, проведенный в школе-гимназии,  выявил ряд ключевых проблем, которые необходимо решать при переводе ее в новое состояние. Структура, содержание, программно-методическое, информационное обеспечение, применяемые технологии, формы, методы учебно-воспитательного процесса не в полной мере соответствуют концептуальным основам личностно-ориентированного, деятельностного, компетентного подходов, индивидуализации образования. Индивидуальные образовательные программы для учащихся старшего звена школы-гимназии, только начали разрабатываться и частично апробироваться в школе-гимназии. Индивидуализация образования не охватила полностью все этапы школы-гимназии. Система внедрения личностно-ориентированного образования, индивидуализация процесса обучения, воспитания, развития является ключевой проблемой школы-гимназии и по рангу является первой.

Новые социально-экономические условия, приоритеты развивающей парадигмы образования, заложенные в документах, анализ социального заказа рынка труда, семей учащихся выявили проблему создания непрерывной, целостной системы личностного роста участников образовательного процесса.

Почему приемлемы  для моей школы и что дадут преобразования мне?

Я думаю, что наш коллектив и я, в частности, готовы к изменениям.  Мы целенаправленно работаем над совершенствованием  профессионального  мастерства и  созданием  благоприятной среды  для   самореализации  творческого  потенциала   учителя  и  ученика. Проводим мониторинг эффективности образовательного процесса, образовательная деятельность осуществляется на диагностической основе. Результаты опроса, проведенного по итогам учебного года,  свидетельствуют о позитивном отношении учащихся и их родителей к общеобразовательному учреждению - авторитете школы-гимназии  в окружающем социуме.

В основе деятельности педагогического коллектива лежит адаптивная система образовательного процесса, основанная на личностно-ориентированном развивающем обучении, направленная на создание необходимых условий для самореализации личности школьника, на развитие его творческого потенциала, формирование базовых, ключевых и предметных  компетенций, обеспечение повышения качества образования. Нам, учителям, нельзя останавливаться на достигнутом.

Для остановки нет причин,

Иду, скользя…

И в мире нет таких вершин,
Что взять нельзя.

(Владимир Высоцкий)

 

Использованная литература

1.     Америка и устойчивое развитие. М., 1996.

2.     Ермекова Ж.К. , Майлыбаева Г.Ж. , Тойшыбекова Н.Е. Интеграционные процессы образовательной системы в современном мире

3.     Казахстанская правда.- 2001,  Сверили часы по новому времени участники II съезда работников образования и науки.

4.     Казахстанская правда.- 2007, 27 апреля  Глобальная экономика и Казахстан

5.     Крозье М. Новые размышления об образовании // Перспективы: сравнительные исследования в области образования. 1999. № 4. С.7.

6.     Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире: системный анализ. М., 1970

7.     Молевич Е.Ф.Реформа образования как мировой кризис. Интернет ресурс, 2003

8.     Тоффлер А.Футурология. М., 1997.

9.     Халлак Ж. Политика в области образования и содержание обучения           развивающихся странах  Перспективы: сравнительные исследования в области образования. 2001. № 2.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Мысли о необходимости преобразования образования"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Ректор

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная статья предназначена для заместителей директора по УВР.

Обучаясь по уровневым программам повышения квалификации педагогических работников разработанным центром педагогического мастерства  АОО "Назарбаев интеллектуальные школы" совместно с факультетом образования Кембриджского университета много в своей деятельности переосмысливаешь и понимаешь. что необходим новый подход в образовании.

Реформируя и совершенствуя школу в духе требований нового времени, все страны изучают положительные и отрицательные уроки других народов, чтобы использовать их, не повторяя ошибок и учитывая положительные результаты.

В статье пытаюсь сделать обзорный анализ образования других стран.

Пытаюсь проанализировать деятельность школы в которой работаю и ответить на вопрос "Почему преобразования необходимы для нашей школы?"

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 199 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.12.2014 445
    • DOCX 31.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кабденова Роза Тюлюгуновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кабденова Роза Тюлюгуновна
    Кабденова Роза Тюлюгуновна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 11191
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Курс профессиональной переподготовки

Социология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель социологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 85 человек

Курс повышения квалификации

Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 143 человека

Мини-курс

Психологическая экспертиза в работе с детьми и родителями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 44 человека

Мини-курс

Путь к внутреннему спокойствию: освобождение от тревоги, злости и стыда

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 630 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Мини-курс

Технологии в онлайн-обучении

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе