Обоснование необходимости преобразований
Важным показателем степени развития любой страны
является образование. Казахстан молодое развивающее государство, стремящееся в
тридцатку экономически развитых стран. Государство, которое идет в будущее
уверенными шагами. Одним из основных и положительных моментов быстрого роста,
на мой взгляд, является обращение к мировому опыту. Реформируя и совершенствуя
школу в духе требований нового времени, все страны изучают положительные и
отрицательные уроки других народов, чтобы использовать их, не повторяя ошибок и
учитывая положительные результаты. В настоящее время в Казахстане назрела
необходимость создания новой модели общеобразовательной школы, соответствующей
целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы страны.
В мировом образовательном пространстве широко обсуждается новая система
ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на
идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного
подхода к обучению и воспитанию.
Анализируя изученную литературу по данной проблеме, я
задаюсь вопросом: для чего существует образование? Ее цели и назначения? До
сегодняшнего дня мы получили бы один и тот же ответ: для того чтобы
подготовить детей к взрослой жизни. Еще лет 10-15 этот ответ удовлетворил бы
всех. С одной стороны, объем, и уровень знаний полученные в школе хватило бы на
всю жизнь. С другой стороны, с окончанием школы завершится процесс образования.
Но сегодня совершенно новый подход к образованию.
По мнению Молевич Е. Ф., преподавателя кафедры
социологии и политологии Самарского государственного университета, автора
статьи «Реформа образования как мировой кризис» который утверждает, что
«“школа” должна перенести главный акцент в своей работе с традиционной
количественной ориентации на насыщение учащихся знаниями на качественно иное –
формирование у них умения работать с этими знаниями, уметь их анализировать,
применять, критически осмысливать. И как бы подводя итоги вот уже треть века
идущей дискуссии по этому поводу, ее активный участник французский социолог
образования М.Крозье приходит к следующему заключению: “Мы должны сегодня
признать, что развитие умения размышлять важнее накопления знаний”» (Крозье М.
Новые размышления об образовании c. 7).
В XXI веке личность должна не знать, а уметь
жить, т.е. иметь сформированные жизненно необходимые компетенции. Мы, учителя,
должны подготовить обучающихся жить в режиме постоянного саморазвития и
самообучения. Научить их успешно адаптироваться к требованиям быстро меняющихся
условий общественной жизни. Или, говоря словами известного американского
футуролога А.Тоффлера, задача рождающейся на наших глазах новой школы – учить
“учиться, отучиваться и переучиваться” [8. С. 338].
Рассматривая научно-технический процесс, происходящий
в мире необходимо отметить, что темпы научно-технического прогресса увеличились
во много раз. Девиз «образование на всю жизнь» сегодня устарело. Девиз
сегодняшнего дня «Образование – через всю жизнь». Это значит, что любой человек
в нужный для него момент может обратиться в любую образовательную структуру для
получения необходимой подготовки и переподготовки в профессиональной своей
деятельности. А сама система образования должна быть готова дать или оказать
образовательную услугу.
Для многих западных стран это уже вчерашний день
реформы, а сегодня этот путь активно пропагандируется специалистами
Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию в ХХI веке.
Современные информационно-коммуникативные возможности
общества открывают двери для широкой “дешколизации” учебного процесса. Для
выхода его за стены учебного заведения – дистантное образование,
телекоммуникационные формы обучения, интернет, видеосредства, экстернат и т.д.
Все популярнее становится и “восстановление в правах” домашнего образования: в
США и Канаде им сегодня охвачено свыше миллиона детей.
Процесс глобализации, общемировой интеграции всех
сторон общественной жизни настойчиво потребовал от национальных систем
образования целого ряда принципиальных новаций. И среди важнейших задач –
задача всестороннего содействия полноценной адаптации большинства населения
земли к тем новым, вестернистским по своей сути условиям и ценностям жизни,
которые несет глобализация. Соответственно, перед обучаемой составляющей
мировой системы образования встает ответственная задача “учиться быть”
гражданином этого нового глобального мира, учиться жить и работать в условиях
“вызовов глобализации” рынка, демократии, правового общества,
индивидуалистических ценностей культуры и морали. “Перед политиками встает
проблема: как реформировать образование, чтобы оно вписалось во все более
“глобализируемый” мир” (Халлак Ж. Политика в области образования и содержание
обучения развивающихся странах Перспективы: сравнительные исследования в
области образования. c. 9).
В документах ООН и ЮНЕСКО с 90-х годов перед мировым
образованием ставится и еще одна принципиально новая и глобальная задача:
вместе с принятием большинством стран разработанной на уровне ООН международной
программы устойчивого развития в перспективе ХХI в. мирового содружества наций
были приняты и соответствующие международные решения, в частности в рамках
общей Программы “Повестка дня на ХХI век”. О переориентировании систем
национального образования в “целях устойчивого развития” на широкое
социоэкологическое просвещение всех слоев населения и особенно, естественно,
подрастающей молодежи. В целом ряде стран законах социоэкологическое просвещение
рассматривается как базисное основание для построения всей системы учебной
работы. В правительственном документе США “Америка и устойчивое развитие” в
специальном разделе об образовании предлагается, например, целая система
рекомендаций о том, как “существующая в стране традиционная система образования
должна быть реформирована, чтобы лучше служить выполнению задач создания
устойчивого общества” (Америка и устойчивое развитие. С. 49). Для координаций
этой работы в международном масштабе при ЮНЕСКО с 90-х годов действует
специальный междисциплинарный проект “Образование в целях устойчивого
развития”.
Процесс глобализации требует решения и еще одной
проблемы: на растущей интегрированности мирового содружества государств,
формирующихся мировых и региональных рынках труда и образования сильно
сказывается и повсеместно сохраняющаяся неунифицированность национальных систем
образования. Но в сегодняшнем все более интегрирующемся мире такого рода
национальные спецификации образования становятся тормозом для международной
аттестации и правопризнания соответствующих национальных документов об
образовании. Между тем такое правопризнание делается совершенно необходимым в
условиях становящейся правилом международной трудовой и образовательной
миграции. И в этой связи необходимо особенно подчеркнуть, что наряду с ростом
унифицированности организационных и аттестационных форм образования необходимым
становится и полноценное овладение в системе образования английским языком как
общепризнанным языком современного международного общения.
И еще один несколько неожиданный и очень важный аспект
рассматриваемой проблемы мировой унификации образовательного процесса: как
свидетельствуют документы ЮНЕСКО, унифицированность образования повышает
толерантность вступающих в жизнь поколений, их готовность и способность жить и
работать среди “других”, снижает масштабы ксенофобии, неприятия всего “чужого”,
столь изобильного, по необходимости, в практике глобального общения. И тем
самым реализуется еще один основополагающий девиз мировой реформы образования –
“учиться жить вместе”.
Правительства и лица, принимающие решения в сфере
образования, обращают повышенное внимание на качественный анализ и оценку
результатов деятельности учащихся, преподавателей, руководителей учебных
заведений, школ и системы образования. Их используют как инструменты для более
глубокого понимания того, насколько хорошо учащиеся овладевают знаниями, для
предоставления информации родителям и обществу в целом об образовательной
деятельности и для совершенствования школы, руководства школой и методов
обучения.
Итоги качественного анализа и оценки результатов
становятся критически важными для выявления того, насколько хорошо работают
школьные системы, и для предоставления обратной связи – все это с целью помочь учащимся
лучше овладевать знаниями. Данный отчет сравнивает опыт 28 стран‑членов ОЭСР,
анализирует сильные и слабые стороны различных подходов, и предлагает
практические рекомендации по использованию качественного анализа и оценки
результатов в целях повышения качества, объективности и эффективности
образования. Он опирается на основное исследование «Обзор ОЭСР по системе
качественного анализа и оценки результатов для улучшения показателей обучения в
школе» К расширению использования качественного анализа и оценки результатов
ведут несколько факторов, включая:
ü
Рост
спроса на эффективность, объективность и качество в образовании для
соответствия экономическим и социальным требованиям.
ü
Тенденции
в сфере образования к большей автономии школы, что ведет к необходимости
отслеживать, как работают школы.
ü
Модернизация
в области информационных технологий, которая позволяет разработать как
крупномасштабную, так и индивидуальную оценку учащихся, и способствует обмену и
управлению данными.
ü
Больше
доверия результатам качественного анализа при принятии решений на основе
документов.
Подписание Казахстаном Лиссабонской Конвенции делает
нашу страну участницей целого ряда международных соглашений, проектов и
программ. Концепция развития системы образования в Республике Казахстан до 2015
года как основополагающий методологический документ процесса модернизации всей
системы образования отражает современные тенденции ее развития. В 2010 году, в
год председательствования Казахстана в ОБСЕ, реализовано решение по
присоединению нашей страны к Болонскому процессу. Цель участия Казахстана в
Болонском процессе – расширение доступа к европейскому образованию, дальнейшее
повышение его качества. В соответствии со взятыми на себя обязательствами по
присоединению к Болонской Декларации, Казахстан должен до 2020 года осуществить
ряд мероприятий. Интеграция системы образования Республики Казахстан в мировое
образовательное пространство – один из долговременных стратегических
приоритетов успешного международного сотрудничества. Основное условие
интеграции нашей страны в мировое образовательное пространство – адаптация
Казахстанской образовательной системы к положениям Лиссабонской конвенции и
Болонской декларации, что предполагает: 12–13-летнее школьное образование,
являющееся допуском к высшему образованию; двухуровневую систему высшего
образования, внедрение зачетных единиц ECTS – European Credit Transfer System,
переход на целостную систему подготовки высококвалифицированных специалистов:
бакалавриат, магистратура, докторантура (PhD) и т.д
Сегодня, в период становления информационного
общества, когда для успешного функционирования государства необходимо
эффективное использование и дальнейшее развитие высоких технологий, нехватка
специалистов технического профиля является для Казахстана серьезной проблемой.
Об этом на 2 съезде работников образования и науки сказал Н.А. Назарбаев:
"Текущая динамика интереса абитуриентов может привести к тому, что мы
окажемся страной лишь дипломированных юристов и экономистов. В то же время
инженерно-технические специальности не обеспечены абитуриентами"
(Казахстанская
правда.- 2001, Сверили часы по новому времени участники II съезда работников
образования и науки). В связи с этим в последние годы в республике быстро
развивается инженерное образование. Резко возросло число грантов, выделяемых на
технические специальности (объем госзаказа на группу технических специальностей
в 2006 г. составил 10 тысяч 940 грантов, то есть 34%, по сравнению с 2005 г.
количество грантов в этом секторе увеличено на 280) (Казахстанская правда.-
2007, 27 апреля Глобальная экономика и Казахстан)
Если рассматривать систему школьного образования Казахстана,
то можно констатировать что у нас доминирует еще «знаниевая» модель
образования. Школа по-прежнему существует в условиях общепринятых образцов
классно-урочной системы, репродуктивной деятельности учителя по передаче
учащимся содержания учебных программ.
Среди основных проблем общеобразовательной школы в
Казахстане существуют такие, которые вполне решаемы финансовым путем, как то:
отсутствие современной мебели и оборудования, спортивного инвентаря (особенно в
сельских школах), отсутствие в ряде школ предметных кабинетов,
специализированных лабораторий, необходимость капитального ремонта, аварийное
состояние школ и т.д. Однако для решения главных проблем, проблем
стратегического плана по перестройке школьной системы необходимо внедрение
зарубежного опыта реформ. Республика Корея, не смотря на всю специфику подхода,
придерживается западного стандарта образования. В связи с этим может стать
своего рода образцом для нашего государства в решении следующих вопросов:
увеличение сроков обучения до 12 лет, внедрение системы внешней оценки учебных
достижений и профильного обучения учащихся старшей ступени.
Мировое общество, и Казахстан, в частности, во все
возрастающих масштабах нуждаются в специалистах экстракласса, которых можно
подготовить путем обучения талантливых и одаренных детей. Особенно остро
проблема обучения и воспитания и талантливых и одаренных детей встала в
последние 10—20 лет. Острота этой проблемы увеличивалась по мере развития
общественного производства. Вследствие чего во всех развитых странах мира
появились школы для одаренных и талантливых детей. Особенно много таких школ в
США, Японии, ФРГ, Англии. Эти школы носят разные названия, в которых часто нет
эпитетов, указывающих на одаренность их учеников, но социальная функция этих
школ одна и та же: отыскать в народе наиболее талантливых детей, обучить их и
воспитать в интересах государства. Одаренный человек может дать обществу
значительно больше, чем человек с обычными способностями. Поэтому перед
обществом и школой всегда стояла и продолжает стоять проблема обучения и
воспитания одаренных детей. Талант — достояние не только личности, им
обладающей, но и всего народа. И этим достоянием необходимо умело
распорядиться. У нас в стране также были созданы и функционируют
специализированные школы для одаренных и талантливых детей. Сегодня, наше
государство уделяет большое внимание интеллектуальному развитию общества.
Проблема, где и как учить одаренных детей, достаточно
сложна и не изучена. Для ее решения необходимо глубоко и объективно изучить
опыт работы специализированных школ, проследить судьбу ее выпускников.
По- моему мнению, постановка преподавания во всех
образовательных и специализированных школах должна быть такой, чтобы
талантливый ребенок мог наиболее полно развить свой талант в школе по месту его
жительства, без отрыва от семьи. Я считаю, что поиск готовых талантов — это не
решение проблемы. Проблема заключается в том, чтобы воспитать талант, развить
природные задатки, а это надо уметь делать в каждой школе. Для этого надо в
каждой школе создать соответствующие условия. Чтобы создать эти условия, надо
знать, что такое талант, что такое талантливый и одаренный ребенок. Я согласна
с мнением многих педагогов исследователей, что в общеобразовательной школе
нужна дифференциация и индивидуализация обучения учащихся.
Почему
подобные преобразования необходимы для моей школы? Проблемно-ориентированный
анализ, проведенный в школе-гимназии, выявил ряд ключевых проблем, которые
необходимо решать при переводе ее в новое состояние. Структура, содержание,
программно-методическое, информационное обеспечение, применяемые технологии,
формы, методы учебно-воспитательного процесса не в полной мере соответствуют
концептуальным основам личностно-ориентированного, деятельностного,
компетентного подходов, индивидуализации образования. Индивидуальные
образовательные программы для учащихся старшего звена школы-гимназии, только
начали разрабатываться и частично апробироваться в школе-гимназии.
Индивидуализация образования не охватила полностью все этапы школы-гимназии.
Система внедрения личностно-ориентированного образования, индивидуализация процесса
обучения, воспитания, развития является ключевой проблемой школы-гимназии и по
рангу является первой.
Новые социально-экономические условия, приоритеты
развивающей парадигмы образования, заложенные в документах, анализ социального
заказа рынка труда, семей учащихся выявили проблему создания непрерывной,
целостной системы личностного роста участников образовательного процесса.
Почему приемлемы для
моей школы и что дадут преобразования мне?
Я думаю, что наш
коллектив и я, в частности, готовы к изменениям. Мы целенаправленно работаем
над совершенствованием профессионального мастерства и созданием
благоприятной среды для самореализации творческого потенциала учителя
и ученика. Проводим мониторинг эффективности образовательного процесса, образовательная
деятельность осуществляется на диагностической основе. Результаты опроса,
проведенного по итогам учебного года, свидетельствуют о позитивном отношении
учащихся и их родителей к общеобразовательному учреждению - авторитете
школы-гимназии в окружающем социуме.
В основе деятельности педагогического коллектива лежит
адаптивная система образовательного процесса, основанная на
личностно-ориентированном развивающем обучении, направленная на создание
необходимых условий для самореализации личности школьника, на развитие его
творческого потенциала, формирование базовых, ключевых и предметных
компетенций, обеспечение повышения качества образования. Нам, учителям, нельзя
останавливаться на достигнутом.
Для
остановки нет причин,
Иду, скользя…
И в мире нет таких вершин,
Что взять нельзя.
(Владимир Высоцкий)
Использованная литература
1. Америка и
устойчивое развитие. М., 1996.
2. Ермекова
Ж.К. , Майлыбаева Г.Ж. , Тойшыбекова Н.Е. Интеграционные процессы
образовательной системы в современном мире
3. Казахстанская
правда.- 2001, Сверили часы по новому времени участники II съезда работников
образования и науки.
4. Казахстанская
правда.- 2007, 27 апреля Глобальная экономика и Казахстан
5. Крозье М.
Новые размышления об образовании // Перспективы: сравнительные исследования в
области образования. 1999. № 4. С.7.
6. Кумбс Ф.
Кризис образования в современном мире: системный анализ. М., 1970
7. Молевич
Е.Ф.Реформа образования как мировой кризис. Интернет ресурс, 2003
8. Тоффлер
А.Футурология. М., 1997.
9. Халлак Ж.
Политика в области образования и содержание обучения развивающихся
странах Перспективы: сравнительные исследования в области образования. 2001. №
2.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.