Главная / Директору-завучу / Мысли о необходимости преобразования образования

Мысли о необходимости преобразования образования

Кабденова Роза Тюлюгуновна

ГУ «Аулиекольская школа-гимназия имени Султана Баймагамбетова

отдела образования Аулиекольского района»


Обоснование необходимости преобразований

Важным показателем степени развития любой страны является образование. Казахстан молодое развивающее государство, стремящееся в тридцатку экономически развитых стран. Государство, которое идет в будущее уверенными шагами. Одним из основных и положительных моментов быстрого роста, на мой взгляд, является обращение к мировому опыту. Реформируя и совершенствуя школу в духе требований нового времени, все страны изучают положительные и отрицательные уроки других народов, чтобы использовать их, не повторяя ошибок и учитывая положительные результаты. В настоящее время в Казахстане назрела необходимость создания новой модели общеобразовательной школы, соответствующей целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы страны. В мировом образовательном пространстве широко обсуждается новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного подхода к обучению и воспитанию.

Анализируя изученную литературу по данной проблеме, я задаюсь вопросом: для чего существует образование? Ее цели и назначения? До сегодняшнего дня мы получили бы один и тот же ответ: для того чтобы подготовить детей к взрослой жизни. Еще лет 10-15 этот ответ удовлетворил бы всех. С одной стороны, объем, и уровень знаний полученные в школе хватило бы на всю жизнь. С другой стороны, с окончанием школы завершится процесс образования. Но сегодня совершенно новый подход к образованию.

По мнению Молевич Е. Ф., преподавателя кафедры социологии и политологии Самарского государственного университета, автора статьи «Реформа образования как мировой кризис» который утверждает, что «“школа” должна перенести главный акцент в своей работе с традиционной количественной ориентации на насыщение учащихся знаниями на качественно иное – формирование у них умения работать с этими знаниями, уметь их анализировать, применять, критически осмысливать. И как бы подводя итоги вот уже треть века идущей дискуссии по этому поводу, ее активный участник французский социолог образования М.Крозье приходит к следующему заключению: “Мы должны сегодня признать, что развитие умения размышлять важнее накопления знаний”» (Крозье М. Новые размышления об образовании c. 7).

В XXI веке личность должна не знать, а уметь жить, т.е. иметь сформированные жизненно необходимые компетенции. Мы, учителя, должны подготовить обучающихся жить в режиме постоянного саморазвития и самообучения. Научить их успешно адаптироваться к требованиям быстро меняющихся условий общественной жизни. Или, говоря словами известного американского футуролога А.Тоффлера, задача рождающейся на наших глазах новой школы – учить “учиться, отучиваться и переучиваться” [8. С. 338].

Рассматривая научно-технический процесс, происходящий в мире необходимо отметить, что темпы научно-технического прогресса увеличились во много раз. Девиз «образование на всю жизнь» сегодня устарело. Девиз сегодняшнего дня «Образование – через всю жизнь». Это значит, что любой человек в нужный для него момент может обратиться в любую образовательную структуру для получения необходимой подготовки и переподготовки в профессиональной своей деятельности. А сама система образования должна быть готова дать или оказать образовательную услугу.

Для многих западных стран это уже вчерашний день реформы, а сегодня этот путь активно пропагандируется специалистами Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию в ХХI веке.

Современные информационно-коммуникативные возможности общества открывают двери для широкой “дешколизации” учебного процесса. Для выхода его за стены учебного заведения – дистантное образование, телекоммуникационные формы обучения, интернет, видеосредства, экстернат и т.д. Все популярнее становится и “восстановление в правах” домашнего образования: в США и Канаде им сегодня охвачено свыше миллиона детей.

Процесс глобализации, общемировой интеграции всех сторон общественной жизни настойчиво потребовал от национальных систем образования целого ряда принципиальных новаций. И среди важнейших задач – задача всестороннего содействия полноценной адаптации большинства населения земли к тем новым, вестернистским по своей сути условиям и ценностям жизни, которые несет глобализация. Соответственно, перед обучаемой составляющей мировой системы образования встает ответственная задача “учиться быть” гражданином этого нового глобального мира, учиться жить и работать в условиях “вызовов глобализации” рынка, демократии, правового общества, индивидуалистических ценностей культуры и морали. “Перед политиками встает проблема: как реформировать образование, чтобы оно вписалось во все более “глобализируемый” мир” (Халлак Ж. Политика в области образования и содержание обучения развивающихся странах Перспективы: сравнительные исследования в области образования. c. 9).

В документах ООН и ЮНЕСКО с 90-х годов перед мировым образованием ставится и еще одна принципиально новая и глобальная задача: вместе с принятием большинством стран разработанной на уровне ООН международной программы устойчивого развития в перспективе ХХI в. мирового содружества наций были приняты и соответствующие международные решения, в частности в рамках общей Программы “Повестка дня на ХХI век”. О переориентировании систем национального образования в “целях устойчивого развития” на широкое социоэкологическое просвещение всех слоев населения и особенно, естественно, подрастающей молодежи. В целом ряде стран законах социоэкологическое просвещение рассматривается как базисное основание для построения всей системы учебной работы. В правительственном документе США “Америка и устойчивое развитие” в специальном разделе об образовании предлагается, например, целая система рекомендаций о том, как “существующая в стране традиционная система образования должна быть реформирована, чтобы лучше служить выполнению задач создания устойчивого общества” (Америка и устойчивое развитие. С. 49). Для координаций этой работы в международном масштабе при ЮНЕСКО с 90-х годов действует специальный междисциплинарный проект “Образование в целях устойчивого развития”.

Процесс глобализации требует решения и еще одной проблемы: на растущей интегрированности мирового содружества государств, формирующихся мировых и региональных рынках труда и образования сильно сказывается и повсеместно сохраняющаяся неунифицированность национальных систем образования. Но в сегодняшнем все более интегрирующемся мире такого рода национальные спецификации образования становятся тормозом для международной аттестации и правопризнания соответствующих национальных документов об образовании. Между тем такое правопризнание делается совершенно необходимым в условиях становящейся правилом международной трудовой и образовательной миграции. И в этой связи необходимо особенно подчеркнуть, что наряду с ростом унифицированности организационных и аттестационных форм образования необходимым становится и полноценное овладение в системе образования английским языком как общепризнанным языком современного международного общения.

И еще один несколько неожиданный и очень важный аспект рассматриваемой проблемы мировой унификации образовательного процесса: как свидетельствуют документы ЮНЕСКО, унифицированность образования повышает толерантность вступающих в жизнь поколений, их готовность и способность жить и работать среди “других”, снижает масштабы ксенофобии, неприятия всего “чужого”, столь изобильного, по необходимости, в практике глобального общения. И тем самым реализуется еще один основополагающий девиз мировой реформы образования – “учиться жить вместе”.

Правительства и лица, принимающие решения в сфере образования, обращают повышенное внимание на качественный анализ и оценку результатов деятельности учащихся, преподавателей, руководителей учебных заведений, школ и системы образования. Их используют как инструменты для более глубокого понимания того, насколько хорошо учащиеся овладевают знаниями, для предоставления информации родителям и обществу в целом об образовательной деятельности и для совершенствования школы, руководства школой и методов обучения.

Итоги качественного анализа и оценки результатов становятся критически важными для выявления того, насколько хорошо работают школьные системы, и для предоставления обратной связи – все это с целью помочь учащимся лучше овладевать знаниями. Данный отчет сравнивает опыт 28 стран членов ОЭСР, анализирует сильные и слабые стороны различных подходов, и предлагает практические рекомендации по использованию качественного анализа и оценки результатов в целях повышения качества, объективности и эффективности образования. Он опирается на основное исследование «Обзор ОЭСР по системе качественного анализа и оценки результатов для улучшения показателей обучения в школе» К расширению использования качественного анализа и оценки результатов ведут несколько факторов, включая:

  • Рост спроса на эффективность, объективность и качество в образовании для соответствия экономическим и социальным требованиям.

  • Тенденции в сфере образования к большей автономии школы, что ведет к необходимости отслеживать, как работают школы.

  • Модернизация в области информационных технологий, которая позволяет разработать как крупномасштабную, так и индивидуальную оценку учащихся, и способствует обмену и управлению данными.

  • Больше доверия результатам качественного анализа при принятии решений на основе документов.

Подписание Казахстаном Лиссабонской Конвенции делает нашу страну участницей целого ряда международных соглашений, проектов и программ. Концепция развития системы образования в Республике Казахстан до 2015 года как основополагающий методологический документ процесса модернизации всей системы образования отражает современные тенденции ее развития. В 2010 году, в год председательствования Казахстана в ОБСЕ, реализовано решение по присоединению нашей страны к Болонскому процессу. Цель участия Казахстана в Болонском процессе – расширение доступа к европейскому образованию, дальнейшее повышение его качества. В соответствии со взятыми на себя обязательствами по присоединению к Болонской Декларации, Казахстан должен до 2020 года осуществить ряд мероприятий. Интеграция системы образования Республики Казахстан в мировое образовательное пространство – один из долговременных стратегических приоритетов успешного международного сотрудничества. Основное условие интеграции нашей страны в мировое образовательное пространство – адаптация Казахстанской образовательной системы к положениям Лиссабонской конвенции и Болонской декларации, что предполагает: 12–13-летнее школьное образование, являющееся допуском к высшему образованию; двухуровневую систему высшего образования, внедрение зачетных единиц ECTS – European Credit Transfer System, переход на целостную систему подготовки высококвалифицированных специалистов: бакалавриат, магистратура, докторантура (PhD) и т.д

Сегодня, в период становления информационного общества, когда для успешного функционирования государства необходимо эффективное использование и дальнейшее развитие высоких технологий, нехватка специалистов технического профиля является для Казахстана серьезной проблемой. Об этом на 2 съезде работников образования и науки сказал Н.А. Назарбаев: "Текущая динамика интереса абитуриентов может привести к тому, что мы окажемся страной лишь дипломированных юристов и экономистов. В то же время инженерно-технические специальности не обеспечены абитуриентами"

(Казахстанская правда.- 2001, Сверили часы по новому времени участники II съезда работников образования и науки). В связи с этим в последние годы в республике быстро развивается инженерное образование. Резко возросло число грантов, выделяемых на технические специальности (объем госзаказа на группу технических специальностей в 2006 г. составил 10 тысяч 940 грантов, то есть 34%, по сравнению с 2005 г. количество грантов в этом секторе увеличено на 280) (Казахстанская правда.- 2007, 27 апреля Глобальная экономика и Казахстан)

Если рассматривать систему школьного образования Казахстана, то можно констатировать что у нас доминирует еще «знаниевая» модель образования. Школа по-прежнему существует в условиях общепринятых образцов классно-урочной системы, репродуктивной деятельности учителя по передаче учащимся содержания учебных программ.

Среди основных проблем общеобразовательной школы в Казахстане существуют такие, которые вполне решаемы финансовым путем, как то: отсутствие современной мебели и оборудования, спортивного инвентаря (особенно в сельских школах), отсутствие в ряде школ предметных кабинетов, специализированных лабораторий, необходимость капитального ремонта, аварийное состояние школ и т.д. Однако для решения главных проблем, проблем стратегического плана по перестройке школьной системы необходимо внедрение зарубежного опыта реформ. Республика Корея, не смотря на всю специфику подхода, придерживается западного стандарта образования. В связи с этим может стать своего рода образцом для нашего государства в решении следующих вопросов: увеличение сроков обучения до 12 лет, внедрение системы внешней оценки учебных достижений и профильного обучения учащихся старшей ступени.

Мировое общество, и Казахстан, в частности, во все возрастающих масштабах нуждаются в специалистах экстракласса, которых можно подготовить путем обучения талантливых и одаренных детей. Особенно остро проблема обучения и воспитания и талантливых и одаренных детей встала в последние 10—20 лет. Острота этой проблемы увеличивалась по мере развития общественного производства. Вследствие чего во всех развитых странах мира появились школы для одаренных и талантливых детей. Особенно много таких школ в США, Японии, ФРГ, Англии. Эти школы носят разные названия, в которых часто нет эпитетов, указывающих на одаренность их учеников, но социальная функция этих школ одна и та же: отыскать в народе наиболее талантливых детей, обучить их и воспитать в интересах государства. Одаренный человек может дать обществу значительно больше, чем человек с обычными способностями. Поэтому перед обществом и школой всегда стояла и продолжает стоять проблема обучения и воспитания одаренных детей. Талант — достояние не только личности, им обладающей, но и всего народа. И этим достоянием необходимо умело распорядиться. У нас в стране также были созданы и функционируют специализированные школы для одаренных и талантливых детей. Сегодня, наше государство уделяет большое внимание интеллектуальному развитию общества.

Проблема, где и как учить одаренных детей, достаточно сложна и не изучена. Для ее решения необходимо глубоко и объективно изучить опыт работы специализированных школ, проследить судьбу ее выпускников.

По- моему мнению, постановка преподавания во всех образовательных и специализированных школах должна быть такой, чтобы талантливый ребенок мог наиболее полно развить свой талант в школе по месту его жительства, без отрыва от семьи. Я считаю, что поиск готовых талантов — это не решение проблемы. Проблема заключается в том, чтобы воспитать талант, развить природные задатки, а это надо уметь делать в каждой школе. Для этого надо в каждой школе создать соответствующие условия. Чтобы создать эти условия, надо знать, что такое талант, что такое талантливый и одаренный ребенок. Я согласна с мнением многих педагогов исследователей, что в общеобразовательной школе нужна дифференциация и индивидуализация обучения учащихся.

Почему подобные преобразования необходимы для моей школы? Проблемно-ориентированный анализ, проведенный в школе-гимназии, выявил ряд ключевых проблем, которые необходимо решать при переводе ее в новое состояние. Структура, содержание, программно-методическое, информационное обеспечение, применяемые технологии, формы, методы учебно-воспитательного процесса не в полной мере соответствуют концептуальным основам личностно-ориентированного, деятельностного, компетентного подходов, индивидуализации образования. Индивидуальные образовательные программы для учащихся старшего звена школы-гимназии, только начали разрабатываться и частично апробироваться в школе-гимназии. Индивидуализация образования не охватила полностью все этапы школы-гимназии. Система внедрения личностно-ориентированного образования, индивидуализация процесса обучения, воспитания, развития является ключевой проблемой школы-гимназии и по рангу является первой.

Новые социально-экономические условия, приоритеты развивающей парадигмы образования, заложенные в документах, анализ социального заказа рынка труда, семей учащихся выявили проблему создания непрерывной, целостной системы личностного роста участников образовательного процесса.

Почему приемлемы для моей школы и что дадут преобразования мне?

Я думаю, что наш коллектив и я, в частности, готовы к изменениям. Мы целенаправленно работаем над совершенствованием профессионального мастерства и созданием благоприятной среды для самореализации творческого потенциала учителя и ученика. Проводим мониторинг эффективности образовательного процесса, образовательная деятельность осуществляется на диагностической основе. Результаты опроса, проведенного по итогам учебного года, свидетельствуют о позитивном отношении учащихся и их родителей к общеобразовательному учреждению - авторитете школы-гимназии в окружающем социуме.

В основе деятельности педагогического коллектива лежит адаптивная система образовательного процесса, основанная на личностно-ориентированном развивающем обучении, направленная на создание необходимых условий для самореализации личности школьника, на развитие его творческого потенциала, формирование базовых, ключевых и предметных компетенций, обеспечение повышения качества образования. Нам, учителям, нельзя останавливаться на достигнутом.

Для остановки нет причин,

Иду, скользя…

И в мире нет таких вершин,
Что взять нельзя.

(Владимир Высоцкий)


Использованная литература

  1. Америка и устойчивое развитие. М., 1996.

  2. Ермекова Ж.К. , Майлыбаева Г.Ж. , Тойшыбекова Н.Е. Интеграционные процессы образовательной системы в современном мире

  3. Казахстанская правда.- 2001, Сверили часы по новому времени участники II съезда работников образования и науки.

  4. Казахстанская правда.- 2007, 27 апреля Глобальная экономика и Казахстан

  5. Крозье М. Новые размышления об образовании // Перспективы: сравнительные исследования в области образования. 1999. № 4. С.7.

  6. Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире: системный анализ. М., 1970

  7. Молевич Е.Ф.Реформа образования как мировой кризис. Интернет ресурс, 2003

  8. Тоффлер А.Футурология. М., 1997.

  9. Халлак Ж. Политика в области образования и содержание обучения развивающихся странах Перспективы: сравнительные исследования в области образования. 2001. № 2.




7


Мысли о необходимости преобразования образования
  • Директору-завучу
Описание:

Данная статья предназначена для заместителей директора по УВР.

Обучаясь по уровневым программам повышения квалификации педагогических работников разработанным центром педагогического мастерства  АОО "Назарбаев интеллектуальные школы" совместно с факультетом образования Кембриджского университета много в своей деятельности переосмысливаешь и понимаешь. что необходим новый подход в образовании.

Реформируя и совершенствуя школу в духе требований нового времени, все страны изучают положительные и отрицательные уроки других народов, чтобы использовать их, не повторяя ошибок и учитывая положительные результаты.

В статье пытаюсь сделать обзорный анализ образования других стран.

Пытаюсь проанализировать деятельность школы в которой работаю и ответить на вопрос "Почему преобразования необходимы для нашей школы?"

 

Автор Кабденова Роза Тюлюгуновна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 877
Номер материала 10681
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓