Инфоурок Начальные классы Конспекты«Мягкий знак после шипящих на конце глаголов» (4 класс по УМК «Планета знаний»)

«Мягкий знак после шипящих на конце глаголов» (4 класс по УМК «Планета знаний»)

Скачать материал

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Сергиев Посад

 

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка по теме:

«Мягкий знак после шипящих на конце глаголов»

(4 класс по УМК «Планета знаний»)

 

 

 

 

Составитель: Степанова Елена  Александровна

учитель начальных классов высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

2014г.

 

Тема: Мягкий знак после шипящих на конце глаголов.

Цели: - формировать практические навыки правильного написания окончаний глаголов в форме 2-го лица единственного числа;

- способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

- содействовать воспитанию культуры общения через работу в группах.

Задачи (шаги достижения цели):

-организовать пространство поиска, диалога,  творчества;

-организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками;

-общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества;

- организовать атмосферу включенности каждого ученика в работу класса.

Оборудование: компьютер, проектор, экран;

-карточки с заданиями, маркеры;

- презентация.

Ход урока:

                              I.                          Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

- Проверьте, пожалуйста, готовность своих рабочих мест к уроку.

- Повернитесь, пожалуйста, друг к другу и улыбнитесь.

-А теперь посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им и скажите: «Мы рады Вас видеть».

- Ребята, я тоже очень рада вас видеть, видеть ваши улыбки, ваши глаза и, самое главное, ваше желание учиться.

- Садитесь, пожалуйста. (3 группы: выбор старшего)

- Сегодня мне понадобится ваше внимание, поддержка и  помощь. Готовы?

- Помните: все в наших руках! (слайд №2)

                           II.                          Актуализация знаний учащихся

1)                -Начать наш урок я предлагаю с прослушивания стихотворения об одной удивительной части речи.

Ученица: Интересная часть речи

В русском языке живет:

Кто, что делает – расскажет,

Чертит, пишет  иль  поёт.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит,

Все расскажет нам … (глагол)

      -Действительно, глагол –это самая живая часть речи, которая обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий.

- Именно о глаголах и пойдет речь на нашем уроке.

- Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам выполнить следующее задание.

2)                Проект «Собери букет».

a.    Работа в группах. Создание мини-проектов.

-В каждой группе на столе лежат лепестки цветка. На каждом лепестке записано слово.

 Прочитайте слова на каждом лепестке и определите, какая орфограмма объединяет их в одну группу (написание Ь в словах после шипящих)

                         - Молодцы! Вы абсолютно правы.

                         - Наша с вами задача создать проект под названием «Букет»

      -Для этого каждой группе необходимо создать мини - проект под названием «Собери цветок».

1-ая и 3-я группы: -Должны отобрать лепестки с теми словами, в которых пишется Ь после шипящих,  дописать его маркером.

2 – я группа: - Должна отобрать лепестки с теми словами, в которых не пишется Ь после шипящих и прикрепить эти лепестки к сердцевинке цветка.

Оборудование: - лепестки со словами (для 3-х групп);

-маркеры (3 шт.)

На доске: - магниты;

-сердцевинки цветов (3 шт);

-ваза;

- буквы: Ж, Р, М, Р, н.ф.

Лепестки для 1 –ой и 2-ой групп: Ноч…, плащ…, скрипач…, вещ…, карандаш…, помощ…, рож…, кирпич…, молодеж…, обруч…, камыш…, дрож…

Лепестки для 3-ей группы:  Хорош…, стрич…, береч…, дремуч…., сжеч…,  горяч…, испеч…, прилеч…, увлеч…

(Учащиеся работают в группах; после обсуждения на доске вывешиваются 3 мини-проекта)

3)                Защита мини-проектов.

a)    1-ая группа: Ночь, вещь, помощь, рожь, молодежь, дрожь. (ж.р)

      - Докажите, что в этих словах пишется мягкий знак (У сущ. женского рода после шипящих на конце пишется мягкий знак).

b)   2-ая группа: Плащ, скрипач, карандаш, кирпич, обруч, камыш. (м.р)

                         -Докажите, что в данных словах после шипящих пишется мягкий знак.    (У сущ. мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.)

c)    3-я группа: Стричь, беречь, сжечь, испечь, прилечь, увлечь.

      -Докажите, что в данных словах после шипящих пишется мягкий знак (н.ф.) (У глаголов неопределённой формы после шипящих пишется мягкий знак)

d)   –Посмотрите, какой красивый букет у нас с вами получился. Он нам сегодня понадобится. Для чего, вы узнаете чуть позже. А пока, давайте обобщим, когда же в словах после шипящих пишется мягкий знак. (У существительных женского рода, в глаголах неопределенной формы).

                       III.                          Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы.

1)   – Мы неслучайно начали урок с выполнения этого задания.

Как вы думаете, почему? (Это тесно связано с темой урока; речь пойдет о мягком знаке)

2)   Внимание на экран: (слайд №3)

Подумай! Читаеш? Умееш? Слушаеш? Стоиш?

- Какой частью речи являются данные слова? (глаголы)

- Какие признаки объединяют эти глаголы в одну группу? (Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящим на конце.)

- Как вы думаете, почему после каждого глагола стоит вопросительный знак? (необходимо выяснить, пишется ли в этих глаголах мягкий знак)

-Кто догадался, какова же тема нашего урока? (Мягкий знак после шипящих на конце глаголов) (слайд №4)

- На какой вопрос мы с вами должны найти ответ? (Пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица ед.числа.)

- А вы как думаете? Какие есть предположения? (ответы учащихся)

                        IV.                          Поиск решения проблемы.

1)   –Предлагаю вам провести наблюдение. Лучше всего эту работу проводить на основе какого-либо текста. Я предлагаю взять пословицы. Сколько в них  таится скрытого смысла, а главное, мудрых жизненных уроков.

–Вспомните, что такое «пословица»?

(Это краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющие поучительный смысл.)

- Как вы понимаете смысл данных пословиц? (слайд №5)

(1-ая группа – первая пословица, 2-ая группа – вторая пословица, 3-я группа – третья пословица)

-Какой частью речи являются выделенные слова? (глаголы)

-В какой форме употреблены данные глаголы (в форме 2 лица ед. числа)

-Обсудите, что общего в личных окончаниях глаголов в форме 2-го лица ед.числа (пишется Ь)

2)   -Сформулируйте вывод. (У глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих пишется мягкий знак ) (слайд №6)

-Теперь вы можете ответить на вопрос: пишется ли мягкий знак на конце данных глаголов? (слайд №7)

                           V.                          Физкультминутка

-Раз сегодня мы говорим о глаголах , то и физкультминутка будет связана именно с этой частью речи.

- Встаньте, пожалуйста.

Как живешь? (Вот так!)

Как идешь? (Вот так!)
Как плывешь? (Вот так!)
Как бежишь? (Вот так!)
Как шалишь? (Вот так!)
Как сидишь? (Вот так!)

- Молодцы! Назовите глаголы, которые встретились в тексте этой физкультминутки.

-Что вы можете рассказать об этих глаголах? (Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящими на конце; пишется мягкий знак.)

                        VI.                          Включение в систему знаний.

- А теперь попробуем применить получение знания на практике.

1) Творческая работа

На доске: пять иллюстраций с изображением различных действий.

а.    -Рассмотрите иллюстрации на доске.

-Подумайте, какими глаголами 2-го лица ед.числа можно заменить каждое изображение. Запишите эти глаголы. (1 уч-. у доски)

- Выделите личные окончания глаголов.

- Кто уверен, что правильно выполнил задание, поставьте на полях знак уверенности (!), а те, кто сомневается в чем-либо – знак неуверенности (?).

                         На доске: знаки: ! ?

б.    Проверка

- Кто поставил (!)?

- Кто поставил (?)?

- В чем сомневаетесь? (разбор задания)

- О какой орфограмме необходимо помнить при записи данных глаголов? (В глаголах 2-го лица ед. числа после шипящих пишется Ь знак.)

- Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.

2) Работа над предложением. (слайд №8)

- Обратите внимание на экран.

- Прочитайте предложение.

(Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, одеваюсь, завтракаю и иду в школу.)

- В какой форме употреблены глаголы в этом предложении? (В форме 1 –го лица ед. числа).

- Замените глаголы 1-го лица ед.числа на глаголы 2-го лица ед.числа. Запишите получившееся предложение.( 1 уч.-у доски)

(Утром ты встаешь, делаешь зарядку, умываешься, одеваешься, завтракаешь и идешь в школу.)

- Дайте характеристику этому предложению. (Повествоват., невоскл, простое с однородными сказуемыми,  распространенное.)

-Объясните расстановку знаков препинания.

-Подчеркните грамматическую основу.

-Выделите личные окончания глаголов.

-Что вы теперь знаете о написании глаголов в форме 2-го лица ед.числа с шипящими на конце? (пишется мягкий знак)

                    VII.                          Физкультминутка.

-Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Пишется – не пишется!» Я буду называть слова с шипящим на конце. Если в них надо писать Ь, то вы тянетесь вверх и хлопаете в ладоши.

Если мягкий знак не пишется, то вы приседаете. Готовы?

Стоишь                        Ключ

Мышь                          Рисуешь

Хорош                         Могуч

Скрипуч                       Плывешь

Стричь

-Молодцы! Садитесь, пожалуйста!

                VIII.                          Работа с учебником.

1)   -Откройте учебник на стр. 63

-Прочитайте здание к упражнению №132

2)   Чтение стихотворения учащимися. (1уч.)

-О каком празднике идет речь в этом стихотворении? (о дне рождении)

-Поднимите руку, кто действительно любит этот праздник и ждет его.

-Поделитесь с нами, почему вы так любите этот праздник и ждете его.

(Дарят подарки, приходят друзья, накрывают стол с различными угощениями.)

Ученица: День рождения – это день года, в который родился тот или иной человек.

В России дни рождения впервые стали отмечать примерно в 17-м веке.

Традиции этого праздника в то время были совсем непохожими на нынешние. Например, вечером накануне Дня рождения семья именинника пекла пироги и именные калачи. На сам день рождения взрослые (родители, родственники) пели имениннику песенку про каравай.

Одни из наиболее распространенных ритуалов в день рождения  в настоящее время является приготовление торта с воткнутыми в него свечами по количеству лет, исполняющихся имениннику. (слайд №9)

Перед разрезанием торта именинник, загадав желание, задувает все зажженные на торте свечи. Считается, что если свечи будут потушены с первого раза, то желание сбудется.

Существует и другой обычай – тянуть за уши именинника в количестве исполнившихся лет.  (слайд №10)

День рождения для многих является самым долгожданным праздником.

В этот день принято приглашать в дом гостей, накрывать праздничный стол, дарить виновнику торжества подарки.

Пусть и наш букет будет подарком для девочки Оли, написавшей это стихотворение.

3)   –Вернемся к тексту.

-Глаголы какого спряжения и в каком лице употреблены в стихотворении? (1 спр., 2 л.)

-Выпишите из текста стихотворения глаголы, дописывая их личные окончания. Подчеркните новую орфограмму. (1 уч.- у доски)

4)   Проверка: -Прочитай слова, которые ты выписала.

Ждешь, мечтаешь, позовешь, встречаешь, проведешь, накроешь, уберешь, помоешь.

-Все ли глаголы выписаны?

-Каким правилом пользовались при написании личных окончаний данных глаголов? (у глаголов 2-го лица ед. числа после шипящих пишется Ь)

-Поднимите руку, кто правильно выполнил это задание.

-Молодцы! Оцените свою работу.

                        IX.                          Работа в группах.

На столах: карточки с заданиями.

1)   1-ая группа: - К данным глаголам необходимо подобрать и записать слова – антонимы. (антонимы -это противоположные по смыслу слова) (слайд №11)

ненавидишь -………………..любишь

сядешь - ……………встанешь

хвалишь - …………….ругаешь

найдешь - …………….потеряешь

строишь - ……………..ломаешь

2- ая группа: - К данным именам существительным подобрать и записать подходящие по смыслу глаголы в форме 2 лица ед. числа.(слайд №12)

лопатой - ……………………копаешь

косой - …………………..косишь

карандашом-……………..рисуешь

солью - ……………………солишь

краской - ………………красишь

3-я группа: -От данных имен существительных образовать глаголы 2-го лица ед. числа. (слайд №13)

зелень -…….зеленеешь

крик - ……..кричишь

ошибка - …ошибаешься

обед-……..обедаешь

шум - ………шумишь

2)   Проверка: ( вывесить на доску)

1-ая группа – зачитывает пары слов

-Проверьте грамотность (слайд №14)

2-ая группа – зачитывает пары слов

-Проверьте грамотность (слайд №15)

3-я группа – зачитывает пары слов

-Проверьте грамотность (слайд №16)

-Каким правилом вы руководствовались при записи подобранных вами глаголов?

-Молодцы! Вы отлично справились и с этим заданием.

                           X.                          Итог урока. Рефлексия.

1)   –Давайте подведем итог урока.

-Какой вопрос стоял перед нами в начале урока? (пишется ли Ь после шипящих в глаголах 2-го лица ед. числа.)

-Знаете ли вы теперь вопрос на этот вопрос? (Да, знаем)

-Пожалуйста, ответьте на него.

-Поднимите руку те, кто считает, что он справится с этой учебной задачей.

-Какие вы молодцы!

2)   –Предлагаю вам поиграть в игру «Верно – неверно». Я буду предлагать Вам различные утверждения. Если вы с ними согласны – ставьте «плюс», если не согласны – ставьте «минус». (3 ученика- по одному из каждой группы)

а)    1. В словах стричь, беречь, стеречь, жечь, нужно писать мягкий знак, так как это глаголы неопределенной формы.

2. В словах хорош, свеж, горяч не пишется мягкий знак, так как это краткие прилагательные.

3. У существительных мужского рода после шипящих пишется мягкий знак.

4. В словах чертишь, знаешь, ходишь нужно писать мягкий знак, так как это глаголы  2-го лица единственного числа.

5. В словах тишь, дрожь, мышь не пишется мягкий знак, так как это существительные женского рода.

б)    –Проверьте себя: (слайд №17)

1+

2+

3-

4+

5-

-Поднимите руку, кто при выполнении этого задания не допустил ни одной ошибки.

-Молодцы! Оцените свою работу.

-Слово старшим групп: чью работу в группе вам хотелось бы отметить?

3)   –Ребята! Вы отлично работали на уроке, мне было с вами легко и интересно. Я очень довольна вашей работой. Похлопаем друг другу.

-В тетради на полях покажите, с каким настроением вы уходите с урока.

                         На доске: смайлики

                         -Спасибо всем за урок. (слайд №18)

                         - Урок окончен.

                         Задание – резерв

      - Задание на внимание. Прочитать словосочетания, запомнить их, записать только первое слово каждого словосочетания ( в столбик).

На доске:  желаеш(?)    удачи

                   встречаеш(?)  гостя

                    моеш(?)         окно

                    наполниш(?)  чашу

                    готовиш(?)     речь

-Обменяйтесь тетрадями: взаимопроверка.

-Какой частью речи являются записанные вами слова? (глаголами)

-Каким правилом вы руководствуетесь при записи данных глаголов?

(В глаголах 2-го лица единственного числа после шипящих на конце пишется мягкий знак)

-Дополним пропущенные слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Мягкий знак после шипящих на конце глаголов» (4 класс по УМК «Планета знаний»)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по студенческому спорту

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок формирует практические навыки правильного написания окончаний глагнолов в форме 2 - го лица ед.ч.; способствует формированию умений сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, формулировать свои мысли, высказывать их вслух; содействует воспитанию культуры общения через работу в группах. Шаги достижения цели: организовывать пространства поиска, диалога, творчества; организовывать обмен содержанием субъективного опыта между учениками; общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества; организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 249 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.04.2020 289
    • DOCX 29.3 кбайт
    • 13 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тоболев Геннадий Юрьевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тоболев Геннадий Юрьевич
    Тоболев Геннадий Юрьевич
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 70114
    • Всего материалов: 215

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 34 регионов

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие творческих способностей для дошкольников и младших школьников

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 27 регионов

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Создание контента и заработок в онлайн среде: регулирование, продвижение и монетизация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 151 человек из 51 региона

Мини-курс

Детское развитие: ключевые моменты взаимодействия с детьми и подростками

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 43 регионов

Мини-курс

Педагогические аспекты работы с баснями Эзопа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе