М.В.Ломоносов

Учитель начальных классов: Потапова Прасковья Николаевна

Республика Саха (Якутия)

Класс: 4

Урок: русская литература

Тема: Жизнь и деятельность М.В.Ломоносова

Цели урока: познакомить с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова, показав его вклад в развитие России.

Задачи урока:

  • учебная – способствовать формированию у детей представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

  • развивающая – способствовать развитию кругозора, умение делать вывод, коммуникативные способности;

  • воспитательная – способствовать воспитанию в детях чувства гордости, восхищения, уважения к своей Родине.

Оборудование: презентация,  

Ход урока

(1 слайд) Звучит сонет. Под музыку заходят дети.

Ребята, сегодня у нас необычный урок.

Вам знакомо имя великого учёного, поэта, просветителя Михаила Васильевича Ломоносова. В 2016 году мы отмечаем его славный юбилей – 305-летие со дня рождения!

(2 слайд) Могучий, многогранный, самобытный талант Ломоносова коснулся всех сторон науки и культуры своего времени. Ломоносов известен как физик, химик и геолог, художник и филолог, астроном, географ и технолог, литератор, историк и философ, - казалось, всюду он успевал и везде привносил новое, неожиданное, прогрессивное.

Ломоносов безгранично верил в ум и созидательную силу русского народа, неисчерпаемость его таланта, сам являлся тому ярчайшим примером.

(3 слайд) Детство и юность М.В. Ломоносова. (Рассказ Беляевой Насти)

Родился Михайло в 1711 году в деревне Мишанинской Архангельской губернии. Отец Василий Дорофеевич Ломоносов имел участок земли, которым владел на правах собственника. Человек он был умный, предприимчивый. Первым он построил парусный корабль, прозванный за быстрый ход «чайкой». На этом судне отец с сыном уходили далеко в море, перевозил грузы и людей. Мать Елена Ивановна умерла очень рано. Когда мальчику исполнилось 9 лет, отец начал брать его с собой в море в качестве юнги. Поездки с отцом закалили Михайла физически, обогатили разнообразными наблюдениями.

(4 слайд) 1721 – 1723г.г. обучался «российской грамоте» у местного дьячка Семёна Сабельникова. Ещё мальчиком, Миша очень любил смотреть на звезды, читать книги. У него была удивительная тяга к знаниям. Он впитывал их как губка. Мачехе не нравилось, что мальчик постоянно сидит за книгами. И поэтому он читал в уединенных местах, терпел стужу и холод.

Дончакова Анжела

А. С. Пушкин

Невод рыбак расстилал по брегу студёного моря;

Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!

Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:

Будешь умы уловлять, будешь помощник царям.


(5 слайд) «Путь в Москву» и карта пути. (Рассказ Мискичекова Дмитрия)


В декабре 1730 года Михайло тайно ушёл из дома в Москву. Он хотел поступить в Академию. Денег не было. Его земляки-рыбаки везли в Москву рыбу на продажу. Взяли и его с собой. Ломоносова ожидала долгая и нелегкая зимняя дорога. Преодолев весь путь за три недели, в начале января 1731 года он прибыл в Москву. Поступив в Академию, Михаил жил очень бедно. Он тратил три копейки в день – этого хватало только на хлеб, кашу и бумагу для занятий. Его товарищи вначале смеялись над ним: «Такой большой, а только начал учиться!». Но у Михаила было много упорства, старания и способностей. Он быстро догнал и перегнал остальных.

Иванова Галина

С. И. Стромилов

Ломоносов

Сонет

В соседстве двух морей, на родине метели,
Вблизи бродящих льдов и стужи он рожден;
Снегами полюса он встречен у купели
И пышным севера сияньем озарен.

Покинув дом отца, в стране чужой, далеко,
Как хлеба, он искал познаний и наук.
Он в тайны естества сошел умом глубоко
И первый вырвал нам из лиры стройный звук.

Законник языка! ты стоишь поздней славы.
Ты первый красоту и дух его постиг,
Ты дал ему права, законы и уставы,
Хаос его стихий ты жизнию проник,
И, прелестью его украсив величавой,
Ты к силе творческой вдруг вызвал свой язык!

(6 слайд) Великий ученый.

В ноябре 1735 года Ломоносова как лучшего студента послали на учебу в Петербургскую академию наук. Россия в то время очень нуждалась в специалистах горного дела, и в 1736 году трех лучших учеников академии направили на обучение за границу, в Германию в город Марбург для изучения химии и горного дела, математике и физике, философии и металлургии. За границей он пробыл 5 лет и стал отличным ученым.

Николаев Ростислав

Н. И. Рыленков

Ломоносов


Не он ли в школе Заиконоспасской

Одной латынью голод утолял,

Молокососов укрощал указкой

И сметкою монахов удивлял?

Поднявшись вне параграфов и правил,

Везде дыханьем родины храним,

Не он ли в старом Марбурге заставил

Немецких буршей трепетать пред ним?


(7 слайд) В Россию вернулся он в 1741 году сформировавшимся ученым. Начал работать в Петербургской академии наук в 1742 году адъюнктом физики – это был самый низкий чин. Создал там хорошие химическую и физическую лаборатории. В 1745 году получил звание профессора химии. Ломоносов знал едва ли не все науки того времени. Он сделал множество замечательных открытий.

М.В. Ломоносов внес огромный вклад во множество наук и искусство: естествознание, риторику, математику, физику, литературу, астрономию, изобразительное искусство.

(8 слайд) «Ломоносов – филолог»

Открытия в области литературы, поэзии:

а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу «Российская грамматика»;
б) выпустил «Риторику», которая стала по сути первой в России хрестоматией мировой литературы;
в) в 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова».

Лобанов Вадим

А. Н. Майков

Ломоносов

Встаёт избранный богатырь:

Велик, могуч, как та природа,

Сам – как одно из тех чудес,-

Встаёт для русского народа

Желанным посланцем с небес…

О дивный муж!.. С челом открытым,

С орлиным взглядом, как глядел

На оном море Ледовитом

На чудеса Господних дел,-

Наукой осиян и рвеньем

К величью родины горя,

Явился ты – осуществленьем

Мечты великаго царя!

(9 слайд) «Ломоносов – физик»

Открытия в области физики:

а) открыл закон сохранения материи;
б) сконструировал термометр;
в) изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений.

(10 слайд) «Ломоносов – химик»

Открытия в области химии:

а) открыл первую в России химическую лабораторию;
б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;
в) разработал принципы новой науки «Физической химии».

В своей химической лаборатории Ломоносов провел много опасных опытов, достигнув интересных результатов. Даже дома он делал смелые опыты с электрической машиной. Его друг, профессор Рихман, погиб от электрического разряда, повторяя опыт Ломоносова.

Глухова Кристина.

С. Н. Марков

Ломоносов (отрывок)

«Ужо! Свершится сей великий миг»,-

И он заре протягивает руку,

Спокойный, как куростровский мужик,

Постигший навигацкую науку.

Вокруг легла, прекрасна и светла,

Оледенев огромная Россия…

И есть ещё: Небесные тела,

И Вечность, и Бессмертье, и Химия.

(11 слайд) «Ломоносов – астроном»

Открытия в области астрономии:

а) в 1761 году предположил наличие атмосферы на Венере;
б) построил телескоп.

Крыжов Максим.

(12 слайд) «Ломоносов – географ и геолог»

Открытия в области географии:

а) составил «Полярную карту»;
б) разработал приборы для морского кораблевождения;
в) доказал возможность Северного морского пути в Индию;
г) вывел теорию возникновения металлов и минералов;
д) «О причине землетрясения».

(13 слайд) «Ломоносов – историк»

Открытия в области истории:

а) закончил 1-й том Российской истории;
б) составил «Краткий летописец с родословием».

(14 слайд) «Ломоносов – художник»

Большой клад в развитие изобразительного искусства внес Ломоносов, как художник:

а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин;
б) изготовил 40 мозаичных картин, в том числе «Полтавскую битву»;
в) избран почетным членом Петербургской Академии художеств. Им построена целая фабрика по изготовлению цветного стекла – одна из лучших в Европе.

(15 слайд) Первый университет.

– Главное дело в жизни Ломоносова – создание первого русского университета. Он открылся в 1755 году в Москве. Наука благодаря этому стала развиваться в России гораздо быстрее. Теперь не нужно было ездить за границу, чтобы получить знания и стать ученым.

Сегодня Московский государственный университет носит имя своего основателя, гениального русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.

– В рассказе вы услышали слово – университет, что означает это слово?

Словарная работа: Университет – высшее учебное заведение;

М.В. Ломоносов, прожив яркую, полную творческих дерзаний жизнь, оставил глубокий след в науке и художественной литературе, в искусстве и просвещении. Еще при жизни имя великого ученого было широко известно не только в России, но и за рубежом. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлен в произведениях живописи, графики, скульптуры; его имя носят в нашей стране города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы.


Дегтярёв Степан

Ф. И. Тютчев (отрывок)

Уж не опутанная боле,

От прежних уз отрешена,

На всей своей разумной воле

Его приветствует она…

И мы, признательные внуки,

Его всем подвигам благим

Во имя правды и науки

Здесь память вечную гласим.

Да, велико его значенье –

Он, верный Русскому уму,

Завоевал нам Просвещенье,

Не нас поработил ему, -

Как тот борец ветхозаветный,

Который с Силой неземной

Боролся до звезды рассветной

И устоял в борьбе ночной.


Вывод: не надо думать, что Ломоносов целыми днями занимался наукой, был нелюдимым и скучным человеком. Он был очень подвижным, энергичным. Говорят, что у него был неуравновешенный и взрывной характер и это иногда ему мешало в работе. Трудно перечислить все открытия, сделанные им. Он отдавал работе всё своё время и все силы. Это привело к тому, что ученый рано постарел; здоровье, подорванное в молодости изнуряющими занятиями, часто изменяло ему. Умер он случайно, от пустяковой весенней простуды в 54 года.


Сунгатуллина Диана

М. И. Алигер (отрывок)

Нет, ничего вокруг не проглядел

Могучий ум, внимательный и щедрый.

Его пути - ветрам наперерез.

Его стремленья благо для народа

Жизнь человека – чудо из чудес!

Всего- то пятьдесят четыре года!

Нет тишины, покоя нет,

Жизнь человека - вечное горенье.


Н. А. Некрасов
Школьник

— Ну, пошел же, ради Бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога...
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь...
Не стыдися! что за дело?
Это многих славных путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так, учиться ты идешь...
Знаю: батька на парнишку
Издержал последний грош.

Знаю, старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый —
Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь...
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай, —

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!


Тест по биографии М.В.Ломоносова


1.Где и когда родился Ломоносов?:
А) в 1711г в Архангельской губернии б) в 1900г в Хабаровском крае в) в 1890г на юге страны г) в 1700г в Прибалтике

2.Когда и куда уходит Ломоносов из дома в 19 лет?
А) В Москву в 1500г б) с Санкт Петербург в 1700г в) в 1730г в Москву

3. Какое учебное заведение заканчивает Ломоносов в Москве?
А) Славяно-греко-латинскую академию б) университет В) институт Г) училище

4. Когда и куда из Германии возвращается М.В.Ломоносов?
А) в Холмогоры в 1930г Б) в Петербург в 1741г в) в 1741г в Москву

5. Какое учебное заведение было открыто по инициативе Ломоносова?
А) училище им. Гнесина Б) консерватория В ) Московский университет

6. Что было смыслом жизни Ломоносова?
А) утверждение наук в отечестве Б) писать стихи в) ловить рыбу


Подведение итогов.





М.В.Ломоносов
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели урока: познакомить с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова, показав его вклад в развитие России.

Задачи урока:

учебная – способствовать формированию у детей представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова; развивающая – способствовать развитию кругозора, умение делать вывод, коммуникативные способности; воспитательная – способствовать воспитанию в детях чувства гордости, восхищения, уважения к своей Родине.
Автор Потапова Прасковья Николаевна
Дата добавления 29.01.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 331
Номер материала MA-064237
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓