Главная / Музыка / Музыкальное восприятие как социокультурная и психолого-педагогическая проблема

Музыкальное восприятие как социокультурная и психолого-педагогическая проблема

Панфилова Нина Валериевна

Музыкальное восприятие как социокультурная и психолого-педагогическая проблема


Роль восприятия музыки в музыкальной культуре многогранна и всеобъемлюща; во-первых, это конечная цель музицирования, на которую направлено творчество композитора и исполнителя; во-вторых, это средство отбора и закрепления тех или иных композиционных приемов, стилистических находок и открытий – то, что принято воспринимающим сознанием публики, становится частью музыкальной культуры, приживается в ней; и, наконец, музыкальное восприятие – это то, что объединяет все виды музыкальной деятельности от первых шагов ученика до зрелых сочинений композитора: всякий музыкант является неизбежно и своим собственным слушателем.

Музыкальное восприятие множественно и многолико, так же как множественна и многолика музыкальная культура. Для каждого стиля, для каждого вида и жанра музыки характерен тот или иной способ восприятия: различны психологические установки, фокус внимания и манера поведения слушателей рок-концертов и любителей оперы, посетителей джаз-клубов и вечеров симфонической музыки. Такие различия можно назвать объективными, поскольку они обусловлены различной социально-культурной направленностью и внутренней структурой разных типов музыки – каждый из них предполагает у своего «идеального слушателя» разные слуховые навыки. Вместе с тем существуют большие индивидуальные различия в восприятии даже одних и тех же или близких друг другу стилей и музыкальных произведений: каждый слушатель пользуется собственными стратегиями восприятия, каждый по-своему интерпретирует, расшифровывает содержание музыкального произведения, и эти различия, которые можно назвать субъективными, делают музыкальное восприятие поистине неповторимым.

Какие психологические механизмы являются инструментом, фундаментом музыкального восприятия? Как происходит истолкование психологического «отпечатка» услышанной музыки, своего рода соединение звука и смысла, слияние звукового и эстетического начал музыкального искусства? Исследование музыкального восприятия ищет ответы на эти и другие подобные вопросы оно направлено, прежде всего, на изучение тех способов и операций, которыми пользуется сознание в ходе многостороннего и сложного процесса превращения совокупности слуховых раздражителей в явлении музыкальной культуры.

Современная культурная реальность отличается невероятной множественностью продуктов культуры, которые предлагаются читателю, зрителю и слушателю. Эта множественность особенно заметна в музыке, где за внимание слушателя соперничают не просто разнообразные жанры и стили музыки, но и разные ее виды: классика, джаз, эстрадная и рок-музыка. Каждый из этих видов обладает своей инфраструктурой с исполнительскими коллективами, прессой, радиостанциями, концертными залами; каждый из этих видов музыки обращен к своей аудитории и, как правило, эти аудитории не смешиваются.

Положение классической музыки в конкурентной борьбе за внимание аудитории весьма непросто, хотя сама мысль об этой конкуренции представляется ученому-музыковеду едва ли не кощунственной. С одной стороны, на стороне музыкальной классики многовековая история и чрезмерно высокий социальный престиж, сливающиеся в сознании общества с такими понятиями, как «непреходящие культурные ценности», «высокая духовность» и «интеллектуализм». с другой стороны, восприятие музыкальной классики представляет особую трудность для слушателя: язык классической музыки высокодифференцирован и детализирован, ее формы пространны и насыщены интенсивным развитием, ее стили и жанры постоянно эволюционируют. Благодаря высокой сложности классической музыки как таковой, ее восприятие требует особой сосредоточенности, которой современный ритм городской жизни вовсе не способствует.

Тот факт, что классическая музыка уступает по популярности другим видам музыкального искусства, принимается музыкантами и музыковедами как неизбежность. Тем более что высокое искусство на протяжении столетий функционировало преимущественно в кругу культурной элиты. Однако в отличие от XX века на протяжении столетий так называемая «легкая» музыка пользовалась, по сути дела, тем же музыкальным языком и тем же инструментарием, что и серьезные жанры. Большим подспорьем, формирующим слух для восприятия высокой классической музыки, было домашнее музицирование – пение романсов, исполнение инструментальных ансамблей, хоровое пение и т.д.

Сегодня ситуация изменилась – концертные организации, и фирмы звукозаписи, и оперные театры нуждаются в поддержке массовой аудитории. Проблема «общительности» классической музыки, ее способности захватывать и привлекать к себе людей становится особенно актуальной.

Для того чтобы решить эту проблему, наука должна предложить практике определенные подходы и методы помощи воспринимающему сознанию, которое сталкивается в классическом языке с весьма сложным материалом. Понятно, что если речь идет о сознании невоспитанном, не обладающем достаточной музыкальной и общей культурой, то вопрос: как найти наиболее оптимальный способ общения со слушателем, как облегчить ему нелегкий путь вхождения в мир высокой музыки? – становятся достаточно острыми. Бесспорно, эти подходы и методы нужны детской музыкальной педагогике и общему музыкальному образованию, прежде всего школьному. Однако вполне возможно и дальнейшее музыкальное развитие взрослых, по тем или иным причинам не получивших достаточной музыкальной подготовки. В области изучения закономерностей музыкального восприятия и расширения его возможностей практика ждет от науки действенных рекомендаций, способствующих приобщению к музыке широкой слушательской аудитории.

В последние десятилетия исследование музыкального восприятия начало привлекать к себе внимание ученых-музыковедов. Появились труды Е. Назайкинского, В. Медушевского. Значительно возрос интерес к проблемам музыкального мышления, которое стало естественной составной частью. Стало центром многих теоретических работ М. Арановского, Е. Ручьевской, А. Климвавицкого, а в последние годы – В. Вальновой, М. Бонфельда и др. Данные авторы рассматривают музыкальное мышление как процесс моделирования отношений человека к реальной действительности. При этом можно выделить ряд этапов:

1. Музыкальное мышление как процесс постижения музыкального произведения личностью.

2. Музыкальное мышление как способ мышления человека при его соприкосновении с музыкой как видом искусства.

3. Музыкальное мышление, как один из способов общения человека с миром, Вселенной через музыку.

В результате музыкального мышления человек получает, в конечном счете, знания о самом себе, своей душе. Именно здесь кроется механизм восприятия музыки как откровения.

Психология мышления – достаточно развитая отрасль общей психологии, накопившая богатейший теоретический и экспериментальный материал.

Помимо основных этапов мышления, в общей психологии принято выделять операции: определение, обобщение. А так же сравнение и различение, анализ, абстрагирование, группировка и классификация, суждение, умозаключение.

Если при чтении литературного произведения можно, а зачастую и нужно возвращаться назад и забегать вперед, то при слушании музыки это невозможно.

Музыкальное познание обязательно предполагает сравнение звучащего в данный момент с предыдущем звучанием, причем этот механизм действует на всех уровнях музыкального синтаксиса:

  1. сравнение звуков на высоте и длительности дает представление о ладовой и ритмической организации интонаций и мотивов;

  2. сравнение мотивов и фраз позволяет воспринимать масштабно-тематические структуры;

  3. сравнение частей и разделов приводит к осмыслению формы и типа развития;

  4. сравнение данного произведения с другими выявляет жанровые и стилистические особенности.

Весь этот багаж позволяет сегодня особенно активно продолжать разработку проблем музыкального восприятия в рамках музыкознания, отвечая тем самым на назревшую общественную потребность в обогащении и конкретизации наших знаний о восприятии музыки.


Музыкальное восприятие как социокультурная и психолого-педагогическая проблема
  • Музыка
Описание:

Проблема когнитивных стратегий музыкального восприятия актуальна и мало исследована в современной науке.

В современной психологии данной проблемой занимались: К. Тарасова, Ш. Цагарелли, Н.Л. Нагибина (1994 г.), М.С. Старчеус (1986 г.).

Многое сделано в этой области классиками психологической науки, которые хотя и не занимались специально вопросами музыкального восприятия, но ставили ценные обобщающие идеи по поводу природы и механизмов работы человеческого сознания: труды Л. Выготского (1968 г.), С. Рубинштейна, А. Леонтьева, Л. Веккера и друие играют роль методологического базиса исследований музыкального восприятия.

Проблема нашего исследования в широком контексте – это разработка методов индивидуального подхода, учета индивидуальных особенностей музыкального восприятия обучающихся. Очевидно, что без диагностических методов невозможно установить особенности развития личности, что необходимо для реализации индивидуального подхода, прежде всего в обучении.

Автор Дмитриев Михаил Владимирович
Дата добавления 12.03.2015
Раздел Музыка
Подраздел Другое
Просмотров 539
Номер материала 57889
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓