Главная / Музыка / Музыкально-ритмическое воздействие как средство коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка с интеллектуальной недостаточностью

Музыкально-ритмическое воздействие как средство коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка с интеллектуальной недостаточностью

Музыкально-ритмическое воздействие как средство коррекции

эмоционально-волевой сферы ребенка с интеллектуальной недостаточностью

Музыкально-ритмическое воспитание для ребёнка с ограниченными возможностями в развитии более значимо, чем для его нормально развивающегося сверстника. Это обусловлено тем, что дети с недостатками умственного развития характеризуются меньшими возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать получаемую из окружающей среды информацию. Воспитание может быть успешным, если учитывается уровень развития психических и физических возможностей воспитанников. Умение определять этот уровень позволяет найти в каждом конкретном случае верное соотношение между ходом развития ребенка и возможностями его воспитания. Своеобразие задач и методов воспитания учащихся со сниженным интеллектом обусловлено особенностями психики воспитанников, проявляющихся на разных возрастных этапах. Для них характерна интеллектуальная недостаточность. Она выражается в неспособности к отвлечённым обобщениям, к установлению связей и зависимостей между предметами и явлениями окружающей действительности, к их анализу и синтезу.

В совокупности психических черт личностного развития важнейшей является эмоционально-волевая сфера, которая проявляется в сознательных, целенаправленных действиях, эмоциональных переживаниях различного характера. Проблема эмоционально-волевого развития - это вопрос о том, какие мотивы и цели являются определяющими в тех или иных поступках и ситуациях. Может наблюдаться чрезмерная легкость и поверхностность переживания серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому и, наоборот, чрезвычайная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественным поводам.

Слабость интеллектуальной регуляции чувств обнаруживается в том, что дети ничем не корригируют своих эмоций сообразно ситуации, не могут найти удовлетворение какой-либо своей потребности в ином действии, замещающем первоначально задуманное.

Под влиянием коррекционно-воспитывающего воздействия развитие умственно-отсталого ребенка идет как бы сверху вниз: от исправления недостатков наиболее сложного и поздно формирующегося у ребенка психического процесса (логического мышления) к исправлению недостатков других форм психической деятельности как эмоционально-волевая сфера.

Музыкально-ритмическое воспитание направлено на решение оздоровительных, образовательных, эстетических, воспитательных, коррекционных задач.

Решение оздоровительных задач обусловлено теми отклонениями или недостатками в физическом состоянии детей, которые являются предрасполагающими факторами возникновении нарушений эмоционально-волевой сферы (дыхательные, голосовые, ритмические упражнения).

Образовательные задачи решаются с учетом ведущей деятельности воспитанников и программ специальной школы.

Решение эстетических задач предполагает обогащение эстетических чувств, совершенствование эстетического облика, вкуса. Беседы, обсуждения на музыкальные темы, анализ творчества исполнителей, композиторов, способствуют формированию или выявлению (отрицательных, положительных) эстетических правил, при необходимости их коррекцию. Особенностью музыки является то, что она влияет на человека ненавязчиво. Это позволяет учителю подбирать такие музыкальные произведения, которые влияют на коррекцию нравственных, волевых качеств.

Решение воспитательных задач направлено на развитие чувства взаимопомощи, ответственного отношения к выполнению задания, самостоятельности и др. Зарождение и развитие чувства коллективизма положительно влияет на воспитанников, косвенно помогает ему нормализовать свое поведение, правильно строить взаимоотношения с окружающими.

Коррекционные задачи решаются в тесной связи с коррекцией поведенческой и личностной сфер. Коррекционные упражнения должны устранять дефекты развития ребенка, развивать функциональные системы (дыхание, голос, артикуляционный аппарат, слуховое и зрительное внимание, слуховую и зрительную память, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения мелодии, движений), психические процессы. В ходе коррекции эмоционально-волевой сферы учитель организовывает самостоятельную деятельность учеников, анализирует совместно успехи и причины неудач, поощряет положительные поступки, формирует коммуникативные умения для общения с окружающими.

Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми искусство используется не только как средство их художественного развития и формирования художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.


Результаты эмоционального (положительного) фона воспитанников

на уроках «Музыки и пения»

(на начало/конец урока, %)



1 класс

2 класс

3 класс

4 А класс

4Б класс

5 класс

6 класс

Начало урока

73

87

83

67

70

45

85

Конец урока

78

89

92

77

75

85

85




hello_html_mbb8eebb.gif



hello_html_50981f5c.gifhello_html_m75152052.gifначало урока конец урока


Эмоциональный фон на конец урока « Музыки и пения» позитивен, повышается в среднем на 8-15%.


Слушание музыки. Отбирая музыкальный репертуар, музыкальный руководитель учитывает особенности психического развития воспитанников:

  • плохое внимание,

  • повышенную отвлекаемость,

  • эмоциональную неустойчивость и повышенную утомляемость.

Поэтому лучше подбирать музыкальные пьесы и песни, небольшие по объему и доступные по содержанию. Музыкальные образы этих произведений должны быть яркими, четкими и понятными.

Вhello_html_301982d9.jpgоспитанников знакомят с доступными их пониманию художественными образцами народной, классической и современной музыки; развивают способность адекватно эмоционально реагировать на звучание музыки, чувствовать настроение, передаваемое в музыке; формируют умение запоминать, узнавать знакомые мелодии, связывать музыку с предметами и явлениями окружающего; знакомят со средствами музыкальной выразительности; развивают способность воспринимать музыку осмысленно; формируют эстетические чувства и переживания, учат выражать свое отношение к музыке.

Важным моментом при организации работы по слушанию музыки является проведение подготовительной работы. Учитывая крайне низкий уровень предметных и игровых действий умственно отсталых воспитанников, с ними перед прослушиванием обязательно проводят обыгрывание, рассматривание игрушек, беседы о назначении тех или иных предметов, о характерных чертах или повадках животных (подбор таких объектов обусловлен программой по музыке). После таких игр степень осмысленности восприятия музыкальных пьес существенно повышается.

На музыкальных занятиях проводят специальные музыкально-дидактические игры, направленные на ознакомление воспитанников с различными средствами выразительности музыки. Различают игры: на ознакомление с тембром; ознакомление с силой звучания (громкостью); ознакомление с длительностью звучания и темпом; ознакомление с характером музыки; ознакомление с различными ритмическими рисунками.

Пение. Для воспитанников с интеллектуальной недостаточностью особое коррекционное значение приобретают работа над дыханием и голосом, развитие музыкального слуха, речи (а не только речевой моторики), умения участвовать в коллективном пении, прислушиваться к голосам учителя и своих одноклассников.

На практике часто бывает, что учителя, знакомя воспитанников с новой песней, ограничиваются ее называнием, кратким сообщением об ее основном содержании. После этого обычно сразу приступают к исполнению песни, а затем к непосредственному разучиванию. Однако необходима более детальная подготовка к восприятию новых песен. Это связано с тем, что для детей-олигофренов песня трудна для разучивания и из-за сложности музыкально-структурного характера, и из-за плохого понимания содержания песни.

Учителя музыки и пения часто жалуются на то, что воспитанники недостаточно запоминают слова песен, забывая их, не могут вовремя вступать в пение, так как не могут вспомнить слова. С целью формирования хотя бы самых первых представлений о событиях, о которых говорится в песне, чтобы учащиеся действительно хорошо поняли, о чем идет речь, также необходима предварительная работа. Тогда и слова, и мелодия, и музыкальное сопровождение будет восприниматься более осознанно.

Специального внимания требует работа над тем, чтобы воспитанники полностью произносили слова, соблюдали их ритмическую структуру. Выполнению этих задач в немалой степени способствует привлечение каждого ребенка к коллективному пению, даже если он совсем не умеет говорить. На первых порах достаточно, чтобы так называемые “безречевые” дети только открывали рот и подавали голос. С этими учащимися нужно особенно внимательно заниматься в ходе индивидуальной работы.

Педагог следит за тем, чтобы воспитанники пели сидя и стоя, меняя положение. Когда они долго сидят или долго стоят, у них возникает усталость, которая приводит к повышенной отвлекаемости, к снижению увлеченности, к исчезновению удовольствия от участия в пении. Это особенно важно соблюдать в работе с воспитанниками, у которых отмечается слабость опорно-двигательного аппарата.

При выборе музыкального репертуара для самостоятельного пения учитель ориентируется на возможности группы, на уровень речи, общий интеллектуальный уровень. Полезно петь, повторяя старые, уже хорошо знакомые песни, исполнение которых доставляет видимое удовольствие.

Музыкально-ритмические движения. Музыкальные игры - один из наиболее активных видов музыкальной деятельности, направленный на выражение эмоционального содержания музыки, ее ритмических особенностей. В ходе музыкальных игр учащиеся в наиболее доступной и интересной для них форме усваивают программные требования по развитию музыкально-ритмических движений. В музыкальных играх воспитанники учатся двигаться, соблюдая ритмическую структуру музыкального сопровождения, учитывая темп музыки и другие ее выразительные средства для перехода с одного вида движений на другой, подбирают движения, адекватные музыке, и пр. Они создают выразительные образы в соответствии с характером музыкального звучания. Среди музыкальных игр выделяют игры образного характера, в которых дети передают образы различных животных, птиц, сказочных персонажей; изобразительно-имитационные игры, в которых воспроизводят различные виды игровых, бытовых и трудовых действий; игры с воображаемыми предметами; музыкальные игры с правилами.

В воспитании умственно-отсталого ребенка большое внимание уделяется эстетическому воспитанию ребенка, способствующего развитию умения понимать и переживать прекрасное в природе, искусстве, во взаимоотношения людей. Свойственные воспитанникам недостаточность внимания, слабость волевых усилий препятствуют формированию у них умения внимательно всматриваться в картину, слушать музыку и т.д.

В результате эстетического, целенаправленного воздействия вырабатываются элементарные эстетические вкусы и потребности. Формирование эмоционально-волевых качеств ребенка осуществляется через преодоление недостатков также и его мыслительной деятельности.

Музыка является средством активизации умственных способностей воспитанников, т.к. её восприятие требует повышения концентрации внимания, наблюдательности, сообразительности, фантазирования. Воспитанники прислушиваются к музыке, сравнивают звуки между собой (по высоте, длительности), отмечают характерные особенности художественных образов песни, музыкального отрывка (быстрый, медленный, веселый, грустный и т.д.), учатся разбираться в структуре музыкального произведения (форма, разделы, части и т.д.).

Беседы о прослушанном музыкальном произведении учат делать первые обобщения и сравнения. Восприятие всегда связано с осмыслением и осознанием того, что ребенок видит, слышит, чувствует. Воспринять какой-либо объект или предмет – это, значит, суметь отнести его к какому-то определённому классу, как правило, более общему, чем данный предмет. Поэтому восприятие является первым этапом любого мыслительного процесса. На занятиях изучаются характеристики музыкального ритма (темп, характер, форма), динамическая насыщенность музыкального отрывка, своеобразие фразировки, детали ритмического рисунка. Даются примеры темпа музыкального произведения: быстрый, умеренный медленный. Также воспитывается устойчивость в темпе, поскольку это умение довольно трудно усваивается – после прекращения музыки у учащихся наблюдается тенденция к ускорению движения. Необходимо воспитывать переключение с одного темпа на другой, работать над движениями ускоряющимися и замедляющимися. Затем воспитанники осваивают динамические оттенки: тихо, громко, слабо и т.д.

Музыка тесно связана с движением. Музыка и движение – основные средства формирования ритмической тренировки. Художественный образ передается с помощью сочетания и чередования средств музыкальной выразительности. Движению, ритму присущи закономерность, организованность, цикличность и периодичность. При осознанном восприятии музыки и двигательном ее выражении происходит ее влияние на эмоционально-волевую сферу, поскольку чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. На эмоции ребенка оказывает влияние не только содержание музыкального произведения, но и его мелодия и гармония. Они, возбуждая эмоции, дают основу для его двигательного ритмического выражения. Человек – единственное живое существо, способное производить движение, которое всецело регулируемо его волей.

hello_html_m9735f60.jpgБольшое значение для формирования личности ребенка играют массовые хоровые выступления, подготовка к общешкольным мероприятиям, организация концертов. При этом необходимо привлекать воспитанников разных возрастных групп, учащихся, требующих коррекции тех или иных форм проведения, эмоционально-волевой сферы. При этом воспитываются дисциплинированность, самостоятельность, ответственность, терпение, взаимоподдержка, эстетика внешнего вида, культура сценического выступления, коллективизм, повышаются коммуникативные умения, развиваются умения слышать и слушать, владение своими эмоционально-волевыми чувствами, умение мобилизовать свои силы, преодолеть свой страх и волнение, повышается самооценка, социальная роль в детском коллективе.

При этом сам педагог своим личным примером должен показывать и воспитывать эстетику в общении, в отношениях, во внешнем виде, эмоциональном качестве и т.д.

Таким образом, музыкальное воспитание учащихся с нарушением интеллекта следует рассматривать как одну из составных частей всей коррекционно-воспитательной работы в специальных образовательных учреждениях. Применение адекватных состоянию и возможностям каждого воспитанника педагогических воздействий способствует в значительной степени не только общему музыкальному развитию учащихся, но и коррекции имеющегося у них недоразвития восприятия, внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы. Овладение навыками исполнительства, участие в музыкальной деятельности расширяют возможности воспитанников, положительно влияют на их личностный облик. Музыка, отражая действительность в звуковых образах, с особой яркостью раскрывает внутренний мир учащихся, его отношение к явлениям и событиям жизни, радостные и грустные переживания, раздумья, мечты, сомнения.

В процессе восприятия музыкального произведения у учащихся формируется способность эмоционально откликаться на музыку, накапливаются знания о её жанрах, средствах музыкальной выразительности, постепенно формируется оценочное отношение, умение следить за развитием музыкального образа. На систематических занятиях развиваются различные стороны музыкального слуха, а также внимание, память, музыкально-слуховые представления и ассоциации, образное мышление, эмоционально-волевая сфера.



Музыкально-ритмическое воздействие как средство коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка с интеллектуальной недостаточностью
  • Музыка
Описание:

Воспитание может быть успешным, если учитывается уровень развития психических и физических возможностей воспитанников. Умение определять этот уровень позволяет найти в каждом конкретном случае верное соотношение между ходом развития ребенка и возможностями его воспитания. Своеобразие задач и методов воспитания учащихся со сниженным интеллектом обусловлено особенностями психики воспитанников, проявляющихся на разных возрастных этапах. Для них характерна интеллектуальная недостаточность. Она выражается в неспособности к отвлечённым обобщениям, к установлению связей и зависимостей между предметами и явлениями окружающей действительности, к их анализу и синтезу.

 

 

Автор Селиверстова Светлана Григорьевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 1119
Номер материала 34567
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓