Инфоурок Музыка Другие методич. материалы«Музыкальная терапия» - исследовательская работа

«Музыкальная терапия» - исследовательская работа

Скачать материал

«Музыкальная терапия» - исследовательская работа Учитель музыки и зав. кафедрой художественно-эстетических дисциплин ГКУ «Гимназия № 2 им.
Ш. Уалиханова с дошкольным мини центром»:

Конева Анна  Александровна

    Дети – наше будущее, это не просто известное высказывание, это смысл нашей жизни. Все мы – и родители, и педагоги мечтаем, чтобы дети были умными, здоровыми, красивыми, талантливыми, образованными и счастливыми. Каждое из этих качеств важно, но самое главное – ЗДОРОВЬЕ! Будет ребёнок здоров, будет потребность, желание и возможность, обучаться и развиваться… 
     Для себя я поставила цель - помочь нашим современным детям, живущим в таком агрессивном информационном пространстве, попытаться научиться слышать себя, регулировать своё настроение, разбираться в музыкальном многообразии не навредив себе и окружающим. 

    Музыкальная терапия с детьми сама по себе реализует ряд целей: позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка — успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать; помогает установить контакт между психологом и ребенком; помогает развить коммуникативные и творческие возможности ребенка; повышает самооценку на основе самоактуализации; развивает эмпатические способности; помогает укрепить отношения с психологом и другими людьми, способствует установлению и развитию межличностных отношений; формирует ценные практические навыки — игры на музыкальных инструментах; помогает занять ребенка увлекательным делом — музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах; непродолжительное музицирование на каждом занятии хорошо усваивается детьми, плохо переносящими учебные нагрузки; увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей; замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими людьми. Улучшается речевая функция. Уже имеется опыт использования мелодической интонации для обучения речи детей с афазией. [3; 76]
    Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей по разным причинам. Сеансы музыкотерапии позволяют создать условия для эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряженность. Варьирование на занятиях знакомых и незнакомых произведений, их громкости, скорости дает возможность направленной работы с разными детьми.
Большие успехи достигнуты в лечении детей, больных аутизмом. Музыка, имея большое влияние на физиологию человека, благотворно воздействует через телесный уровень также и на эмоциональное состояние клиента, способствуя тем самым лечению психосоматических заболеваний.
    Музыка помогает ребенку расслабиться. Специально подобранная музыка с частотой ритма не более 60 ударов в минуту помогает ребенку сосредоточиться на создаваемых им образах, почувствовать мышечное расслабление, синхронизировать дыхание, так как музыкальный ритм влияет на длину волн, генерируемых человеческим мозгом, изменяет гемодинамику, обмен веществ, гуморальные реакции. Расслабившись, ребенок выстраивает с помощью психолога приятные ему образы, «оживляет» приятные воспоминания, которые помогут ему справиться с имеющимися фобиями или с напряжением по какому-либо поводу. [3; 84]
     Аристотель полагал, что музыка — средство не только лечения, но и очищения души. Музыка мощно действовала на человека, ее применяли с лечебной целью в психиатрии — в XIX веке психиатр Эскироль ввел лечение музыкой в медицинскую практику. В последние десятилетия музыкотерапия находит сторонников в таких странах, как Англия, Америка, Голландия, Германия.
      Она пришла в клиники и больницы, стала самостоятельной ветвью психотерапии благодаря могущественному действию на подсознание человека.
Здоровому человеку музыка доставляет наслаждение и радость, для заболевшего — она может стать средством излечения.
    В XX веке музыканты после I и II мировых войн шли в госпитали помочь ветеранам войны, страдающим от физических и эмоциональных травм. В 1944 году возникла первая программа музыкотерапии, а в 1950 году создана Ассоциация музыкотерапии в Америке.           Существуют центры музыкотерапии в Канаде, Германии, Англии. Специалист обучается 5 лет — он должен знать психологию, медицину и музыку. Существует много журналов по музыкотерапии. В европейских странах и Америке музыкотерапия используется в психиатрических лечебницах, центрах реабилитации, больницах, клиниках, лечебных центрах, центрах помощи людям с проблемами, центрах помощи музыкотерапии в хирургии. Приобщение к искусству помогает в психиатрии — музыкотерапия растворяет напряженность, помогает контролю за чувствами, улучшает контакт с людьми. [1; 139]
    Существует аналитическая музыкотерапия, помогающая в ле­ении психозов, неврозов, функциональных нарушений. Врач-психоаналитик судит о внутреннем мире пациента по его самовыражению в музыке — различные психологические и эмоциональные состояния пациента спонтанно и легко выражаются в музыке с помощью голоса или инструмента.     Пациент раскрепощается, выражая свое эмоциональное состояние, разрешает конфликт, достигая душевного равновесия. Специальную программу для помощи детям с проблемами создал выдающийся немецкий композитор Карл Орф. В нашем городе возник центр, созданный американским музыкотерапевтом Витенберот. Музыкотерапия для отсталых и больных детей — это импровизация с ребенком на инструментах, совместное музицирование гармонизирует ребенка, помогает контакту, снятию напряженности .Есть музыкотерапия для здоровых — она может снять стресс, помочь расслаблению энергии для деятельности, гармонизи­ровать чувства, отношения с людьми. Музыка используется для воздействия на беременных — она способна не только снять напряженность у будущих матерей, но и способствовать большей одаренности детей. Дети, матери которых слушали музыку во время беременности, опережают в развитии своих сверстников. Если в палате для недоношенных детей звучит музыка, они значительно быстрее прибавляют в весе. Английские специалисты для лучшего сна новорожденных применили запись ритмического шума сердцебиения матери — такая колыбельная музыка помогает уснуть не только детям, но и взрослым. В школах используется специальная программа — музыка может оживить творческие способности, помочь обучению. Американская школа музыкотерапии расценивает музыку как дополнительное средство психотерапии.                           Педагоги опираются на значительный экспериментальный опыт с психофизиологическим тестированием. Европейская школа считает музыку важнейшим самостоятельным методом влияния на подсознание. Он обнаружил, что мелодии, сыгранные беременной женщине, после рождения ребенок узнает и особо выделяет. Специалисты по музыкотерапии отрицают два распространенных предрассудка. Один из них состоит в том, что для успеха музыкотерапии от пациента требуются специальные музыкальные способности. Другое о преимуществе одного метода музыкотерапии перед другими. Оба эти положения неверны.
   Действующие факторы музыки изучены в психологических и физиологических методиках. Эмоционально-образное воздействие музыки под влиянием музыки возникают эстетические эмоции наслаждения искусством. (Эстетические переживания необходимы человеку, это одна из незаменимых основ существования, помогающая справить­ся с монотонностью жизни, нереализованностью многих чувств.) [5; 23]
Музыка помогает воплотить чувства, приспособиться к миру и реализовать себя в нем.            Музыка может дать радостные энергетические эмоции. Она озвучивает голоса души, совести и воли. По словам Л.Н.Толстого: «Музыка сразу переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое» Если человек выразит свои чувства, слушая музыку, или воплотит их инструментом или голосом, то он разрешит конфликт и решит свои проблемы. Многие наблюдения доказывают эффективность музыки не только в психологической помощи, но и в выздоровлении от различных заболеваний. Наше умственное и эмоциональное состояние определяет наше здоровье, депрессия подавляет иммунитет, заставляя нервную систему вырабатывать цитокинины, подавляющие иммунную систему. Хронический стресс заставляет нервную систему чрезмерно вырабатывать стимулирующие цитокинины и перенапрягает иммунную систему Эти данные говорят нам: смейся и думай о хорошем — тогда ты сохранишь здоровье. .Исследования психологов показали, что остро ритмичная музыка снижает эмоциональность, возникает более мрачная оценка образов живописи, краски на картинах кажутся более тусклыми и мрачными, происходит эмоциональное обесцвечивание, безразличие, агрессивность. 
     Музыкальная терапия во все времена считалась наиболее яркой формой воздействия на душу человека. Именно музыка делает человека чище, добрее и благороднее. Соприкосновение с музыкальным искусством способствует созданию в душе ощущения света, необыкновенной радости, гармонии, внутреннего подъема и вдохновения и восторга. 
        Музыкальная терапия — это контролируемое использование музыки влечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.
       Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия и повышения эффективности.
       Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений: отклонений в развитии, эмоциональной нестабильности, поведенческих нарушений, сенсорного дефицита, спинно-мозговых травм, психосоматических заболеваний, внутренних болезней, психических отклонений, афазии и аутизма.
В лечении душевнобольных пациентов и в уходе за ними. Совместное пение и музицирование (ежедневные уроки пения или организация праздников) является определенным видом музыкальных переживаний и создает благоприятные условия для лечения и ухода. Там, где пациенты научились импровизировать на музыкальных инструментах, музыкальная терапия может использоваться в качестве психотерапии для душевнобольных.
Универсальность музыки заключается в том, что она существовала, существует и будет существовать у всех народов и во всех культурах.
История взаимоотношений музыки и человека уходит корнями в далекое прошлое, к истокам человечества.
       В своей популярной книге «Эффект Моцарта» один из ведущих просветителей в области связи музыки и целительства американец Дон Кемпбелл пишет о том, что научные и исторические свидетельства показывают, что танцы, звуковое тонирование и песни появились раньше, чем членораздельная речь. Это означает, что музыка является первобытным и исходным языком человечества.
Использование музыки с лечебной целью также имеет давнюю историю. В прошлом музыка широко применялась во врачебной практике. Это известно из различных источников: из работ Платона, из жизнеописания царя Давида, из упоминаний в мифах об Аполлоне.
      Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще. Пронизывая насквозь все века и эпохи, всех мужчин и женщин, все расы, религии и национальности, музыка является общепонятным языком, состоящим из универсальных компонентов.
Психологическая потребность в искусстве во многом определяется его способностью «отрабатывать переживанием» чувства, оставшиеся невостребованными в повседневной жизни человека. Древнейшие истоки слухового, а следовательно, и музыкального восприятия восходят к тому непреложному факту, что слух изначально служит ориентирующим инструментом, который, информируя о состоянии внешнего мира, эмоционально настраивает человека по отношению к разнообразным внешним воздействиям.
      При активном восприятии музыки физиологические ритмы человека резонируют и непроизвольно подстраиваются под ее частотные и динамические показатели. «Показано, что музыкальный темп, ритм, структурное строение произведения и другие музыкальные факторы могут подчинять себе ритм внутренних физиологических процессов».
      Одной из причин физиологического воздействие музыки на человека является то, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма.
Известно множество вегетативных реакций нашего организма на музыку. Сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды.     При раздражающем же характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее.
Замедлив темп музыкального произведения или прослушивая более медленную музыку, можно углубить и замедлить дыхание, дать возможность успокоиться мозгу.
Более глубокий, медленный ритм дыхания является оптимальным, способствует покою, контролирует эмоции, более глубокое мышление и лучший метаболизм. Быстрое, сбивчивое дыхание может привести к поверхностному и рассеянному мышлению, импульсивному поведению и склонности делать ошибки.
     Известный музыкальный терапевт и научный исследователь в области воздействия музыки на организм человека С. В. Шушарджан отмечает в своих работах, что создаваемые мозгом волны можно изменять с помощью музыки и произносимых звуков.
Исполнение музыки может создать динамичный баланс между более логичным левым и более интуитивным правым полушариями мозга. Взаимообмен мыслями является основой творчества, на это указывает и Д. Кемпбелл.
Чтобы создать безопасное пространство для терапии, нужно учитывать множество факторов: физические условия, качество и набор музыкальных инструментов, количество людей в помещении и, помимо всего прочего, само развитие отношений между музыкой и людьми в этом пространстве.
     В идеале вся обстановка должна быть подобрана специально для музыкальной терапии: хорошо освещенная, теплая, но не душная, достаточно просторная комната, чтобы могли поместиться все участники занятия, с набором музыкальных инструментов, включая пианино или любой другой клавишный инструмент.
Нужно позаботиться и о звукоизоляции, чтобы были хорошая акустика в самой комнате и защита от посторонних звуков (с обеих сторон), которые могут помещать процессу. Для индивидуальных и групповых занятий нужны разные по размеру помещения.
      Существенной составляющей частью любых терапевтических отношений являет встреча двух душ. Вступать в отношения означает относиться, вступать в связь или соединяться. В современной терапии подчеркивается именно этот межличностный, двусторонний аспект отношений клиента и психолога. Слово «отношения» также подразумевает динамичный процесс развития, постоянное движение, рост и изменения. Многие современные теории личной терапии говорят об изменчивости отношений. Музыкальная терапия основана на этом принципе.
      На самом базовом уровне психологу необходимо «быть вместе» с человеком, который приходит на музыкальную терапию. В этой обманчиво простой фразе кроется одна из труднейших задач. Трудно сидеть рядом и быть вместе с тем чувством, которое выражает человек. Если человек испытывает боль, он расстроен или сбит с толку, трудно удержаться от искушения перейти к активной роли (возможно, чтобы избежать собственного чувства дискомфорта), в случае музыкальной терапии — поиграть на музыкальном инструменте или заполнить паузу звуком. Часто это совершенно противоречит потребностям клиента, который, возможно, хочет, чтобы психолог понаблюдал и подождал, даже если это означает помолчать и просто «побыть вместе» с клиентом. Невозможно построить терапевтические отношения с ребенком или взрослым, пока психолог не поймет, что значит «быть вместе».
Что подразумевается под сопереживанием? Есть, например, такое определение: сопереживание — временное проживание жизни других, осторожное движение, без вынесения оценок.
    Сопереживание включает в себя чувствительность, готовность к принятию изменений переживаемых ощущений, испытываемых данным человеком, — страха или ярости, или нежности, или недоумения, или любого другого чувства, которое он испытывает.
Психолог напряженно вслушивается в вербальные и невербальные звуки, темп, чувства, породившие данную музыку. Психолог проходит через различные измерения звука, вслушиваясь в мир клиента и в собственные музыкальные и личные реакции. Такие изменения связаны с различными уровнями сознания: миром клиента, профессиональным и личным миром психолога.
Демонстрируя сопереживание, психолог движется тем дальше, чем внимательнее вслушивание. Это движение связано и с открытостью по отношению к другому человеку, и с терапевтическим понятием резонанса.
Увидеть или услышать мир точно так, как это делает другой человек, невозможно, но нужно делать все возможное, чтобы понять мир клиентов с их точки зрения.
Можно издать приглушенные звуки и начать музыкальный диалог. В ответ на длительную тишину со стороны клиента можно сыграть задумчивую музыкальную фразу. Можно заметить, какие чувства вызывает у нас музыка клиента, и то, какая реакция следует за нашей музыкальной интервенцией. 

         Музыкальный терапевт слушает не музыку, а личность, которая выражается в спонтанном музыкальном произведении.
Благотворное воздействие на взрослого человека или ребенка, который расстроен и находится в состоянии страха и тревоги оказывает классическая музыка. Те музыкальные произведения, которые принадлежат золотому фонду на только нашей страны, но и других стран мира. Именно такая музыка снимает напряжение, создает в душе ощущение света радости счастья вдохновения и восторга, заставляет забыть о глубоких внутренних переживаниях, физических недугах (больных людей). Именно такая музыка заставляет расслабиться, вспомнить о том, что делает человека счастливым, о самом светлом и дорогом для каждого. Задача арт-терапевта в том, чтобы счастливые светлые мгновения жизни человек вспомнил и перенес в будущее. Можно посоветовать слушая музыку дивной красоты закрыть глаза. Каждый человек в этот момент видит свой образ.              Попросить поделиться своими впечатлениями. Если не захочет, то арт-терапевт не должен настаивать и этим раздражать клиента. Этот способ можно применить в работе с детьми. Работая в школе на уроках музыки я применяла этот способ и он всегда приносил положительные результаты. Для слушания можно использовать такие произведения, как: Людвиг Бетховен «К Элизе», Родриго «Адажио», Моцарт «Маленькая ночная серенада», А.С. Грибоедов «Вальс», К. Сен-Санс «Аквариум», мелодии Френсиса Гойи. Такие музыкальные сочинения не только способствуют воспитанию музыкального вкуса, нравственных качеств, они оказывают терапевтическое, исцеляющее воздействие н человека, который находится в нервном напряжении. Основная задача арт-терапевта — успокоить человека, создать вокруг него ауру радости и света, покоя, дать ему силу и надежду жить дальше. Музыкальные произведения нужно выбирать осторожно, не все классические музыкальные произведения снимают с человека напряжение и депрессию.     Например, некоторые произведения Бетховена звучат драматично, ярко, взволнованно, эмоционально, трагически (симфония № 5 Бетховена, Революционный этюд Ф. Шопена), они могут довести человека до слез, расстроить его, взволновать.
           Также можно посоветовать человеку обогащать себя новыми впечатлениями и положительными эмоциями. Для этого рекомендуется посещать художественные выставки, музыкальные театры (такие музыкальные спектакли как «Жизель» Адана, «Лебединое озеро», «Щелкунчик» Чайковского). Можно посоветовать посмотреть тот художественный фильм, который больше всего понравился. Искусство и любовь — это единственные вещи, которые дарят человеку необыкновенное ощущение счастья, вдохновения, восторга и внутреннего подъема. Например во время тихой, проникновенной мелодии можно дать клиенту краски и мелки, попросить нарисовать его то он хочет. Это задание поможет вывести человека из состояния постоянной тревоги, страха, постоянного волнения, напряжения. Он как бы выносит из себя эту проблему, ему становится легче. Арт терапевт узнает какие цвета он использовал, и узнает больше об этом человеке, это поможет узнать уровень его переживаний, страданий, уровень его темперамента и особенности характера. Ассоциации, рожденные музыкой, свободно выражаются на бумаге. 

        Сйчас уже не секрет, что лучшее и простое средство для самоисцеления психики, очищения ума от негативной информации и впечатлений, - это музыкотерапия или исцеление звуком. Звук по своей сути - это то, из чего мы состоим на атомном уровне. Просветлённые люди утверждают, что вся наша Вселенная состоит из разных звуковых вибраций и нет ничего, что не имело бы своей частоты звучания. Другое дело, что не все звуки (не все частоты звучания окружающих нас предметов) мы способны услышать.

        Замечено, что растения растут лучше под классическую музыку, чем без неё, а под рок-музыку хуже, чем в тишине. С людьми примерно так же. Громкие звуки убивают волосковые клетки, которые передают информацию о звуковых колебаниях в головной мозг. Городской и производственный шумы не менее опасны. У людей 70% неврозов возникают именно из-за шума. Длительное звуковое давление ведет к нарушению логики и неуравновешенности. Те, кто живут рядом с оживленными автомагистралями, часто страдают заболеваниями сердечно-сосудистой системы, гипертонией, расстройствами пищеварения.

        В Индии национальные напевы исполняются как профилактическое средство во многих больницах. А в Мадрасе открылся даже специальный центр по подготовке врачей-музыкотерапевтов. Ими уже найдены музыкальные пьесы для лечения гипертонической болезни и некоторых психических заболеваний, перед которыми традиционная медицина зачастую бессильна. Современные ученые так объясняют влияние музыки на здоровье: музыкальные звуки создают энергетические поля, которые заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма. Мы поглощаем "музыкальную энергию", и она изменяет ритм нашего дыхания, кровяное давление, частоту сердечных сокращений. Одна музыка помогает одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость, прибавляет силы. Другая способна ввергнуть в коматозное состояние, заставить паниковать или вызвать тошноту.

           Сегодня в Китае выпускают музыкальные альбомы с весьма неожиданными для европейца названиями: "Пищеварение", "Бессонница", "Мигрень". Есть также "Печень", "Легкие", "Сердце" и даже "Концерт для почки с оркестром". Китайцы "принимают" эти музыкальные произведения как таблетки или лекарственные травы, чтобы поправить здоровье. Подобные сборники музыки издаются также в Японии и США.

     Американские ученые, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: правильно подобранные мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Так, например, романтическая музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Шопена, Листа помогает снять стресс, сконцентрироваться. Эту музыку лучше всего использовать для того, чтобы активизировать симпатию, страстность и любовь. Мажорные мелодии джаза, блюза, регги поднимают настроение, избавляют от депрессии, разряжают накал чувств. Медленная музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди, Корелли) дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создает духовную стимулирующую среду, которая идеально подходит для учебы или творчества. Классическая музыка (Гайдн, Моцарт и т. д.) отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Она способна повышать концентрацию, память и пространственное восприятие.

      Музыка Моцарта успокаивает нервную систему, используется при лечении неврологических заболеваний. Известно, что «Реквием» Моцарта в период эпидемий использовался для изгнания болезней. Музыка Баха, Генделя, Брамса помогает стать людям собранными, внутренне очищает психику от всего ложного, наносного.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Музыкальная терапия» - исследовательская работа"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-организатор

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

«Музыкальная терапия» - исследовательская работа

 

    Дети – наше будущее, это не просто известное высказывание, это смысл нашей жизни. Все мы – и родители, и педагоги мечтаем, чтобы дети были умными, здоровыми, красивыми, талантливыми, образованными и счастливыми. Каждое из этих качеств важно, но самое главное – ЗДОРОВЬЕ! Будет ребёнок здоров, будет потребность, желание и возможность, обучаться и развиваться… 
     Для себя я поставила цель - помочь нашим современным детям, живущим в таком агрессивном информационном пространстве, попытаться научиться слышать себя, регулировать своё настроение, разбираться в музыкальном многообразии не навредив себе и окружающим. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 094 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 649
    • DOCX 119.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Конева Анна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Конева Анна Александровна
    Конева Анна Александровна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4410
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 182 человека из 57 регионов
  • Этот курс уже прошли 905 человек

Курс повышения квалификации

Преподавание музыки в дополнительном образовании: методы и приемы обучения и воспитания детей

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 169 человек

Курс повышения квалификации

Основы художественного анализа

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 11 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Педагогические аспекты работы с баснями Эзопа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками: применение туристических приемов для эффективного обучения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовое моделирование и управление инвестиционными проектами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе