Главная / Музыка / Музыкальная сказка 5 класс

Музыкальная сказка 5 класс

Урок музыки в 5 классе.



Тема урока:

«Музыкальные сказки»



Учитель музыки СОШ №1 г.

Лихославль Тверской области

Полякова Наталья Валерьевна





Урок музыки в 5 классе 11 триместр

Вид музыкальной деятельности

Задачи

Тема урока: «Музыкальные сказки».

Цель: воспитание интереса к классической музыке, нравственное воспитание.

План:

1 .Беседа по теме четверти «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки». Беседа по теме урока «Музыкальные сказки»

  1. «У лукоморья»-распевание. Повторение

  2. «Музыкант-чародей»( сказка). Слушание :Мелодия Аладов

  3. «Волшебный смычок»-повторение, беседа

  4. «Старый повар» К. Паустовский , рассказ.

  5. «Фантазия»ре-минор В.А.Моцарт . Слушание.

  6. «Судьба барабанщика»-отрывок из рассказа А.Гайдара

  7. «Жаворонок» М.И. Глинка-Повторение

Ход урока:

На предыдущих уроках мы увидели, как много бы потеряла литература, если бы не было музыки. Прежде всего, если бы не было музыки, то все стихи, сколько бы их не писали поэты всего мира, остались бы только стихами и никогда не смогли бы превратиться в песни. А ведь многие стихи писали специально для того, чтобы композиторы сочинили на них музыку. Стихи, написанные специально для песни лишены достаточной силы для самостоятельной жизни. Все дело в том, что тексты наших любимых популярных песен намеренно упрощены для облегчения запоминания самих песен . Можно ли в самом деле представить себе, что на каком-нибудь концерте выйдет артист на сцену и начнет читать : «Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла, лю-ли стояла». А ведь с музыкой эти стихи звучат прекрасно.

Но музыка обогащает литературу не только превращая стихи в песню, писателями и поэтами написано очень много разных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке, а в некоторых музыка даже становится «главным действующим лицом». Это прежде всего сказки, которые можно

















Организационный момент


назвать музыкальными сказками.

Давайте вспомним, какими словами начинает А.С.Пушкин поэму «Руслан и Людмила».

Сейчас я исполню наше распевание, вы же активно артикулируя пойте про себя:

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом:

Идет направо песнь заводит

Налево сказку говорит


Теперь послушаем как звучит это распевание в вашем исполнении.

Музыка является главным героем многих сказок у всех народов мира. Вот и белорусская народная сказка « Музыкант чародей» не могла бы появиться без музыки.

Жил был на свете музыкант. Начал он играть еще с малых лет. Пасет, бывало, волов, срежет лощину, сделает дудочку и как заиграет, так волы и перестанут щипать траву, насторожат уши и слушают. Птички в лесу притихнут , даже лягушки по болотам не квакают. Когда играл маленький музыкант, каждому казалось, будто сладость какая-то прилипла ему на сердце, какая-то неведомая сила подхватывает его и несет все выше и выше- в чистое синее небо к ясным звездам.

И хочется сидеть так вот всю жизнь и слушать игру музыканта. Играл он весело-все веселились. Играл печально- на всех тоска нападала. Вот такой был музыкант -чародей.

Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку и пошел гулять по свету. Простые, добрые люди любили его, поили, кормили. А злые люди не любили, потому что послушав музыканта чародея, переставали люди служить им.

И решили злые паны погубить музыканта. И сговорились с чертями, и черти наслали на него, когда он по лесу шел, двадцать





Тема на доске


Звучит распевание «У Лукоморья».

Учащиеся слушают, артикулируют, следят за развитием мелодии.

Учащиеся исполняют распевание.









Сказка звучит в грамзаписи в сопровождении мелодии Аладова.







Формирование умений следить за развитием мелодии.

Формирование вокально-хоровых навыков, формирование простейших представлений о выразительности минора и мажора.








Воспитание любви к народной музыке.

голодных волков. Загородили волки музыканту дорогу, зубами щелкают, глаза горящими огоньками горят. А у музыканта в руках ничего нет, только скрипка в котомке. Достал он из котомки скрипку, чтобы еще раз поиграть перед смертью, прислонился к дереву и провел смычком по струнам. Как живая заговорила скрипка. Замерли цветы и деревья. А волки как стояли, разинув пасть, так и застыли. Слушают во все уши и голод забыли. Перестал музыкант играть, а волки как сонные в лес потянулись...»

Вот такой был музыкант -чародей. Та же идея- значение музыки в жизни человека и в норвежской песне « Волшебный смычок» где говорится о необыкновенной силе искусства, которое так же необходимо человеку, как пища и кров.


Пришел к нам в село музыкант старичок

В руках музыканта волшебный смычок

Ударил по струнам сбежался народ

Танцует, играет, смеется поет.

2.Шел мимо богач, услышал скрипача,

И вспыхнула зависть в душе богача –

Продай свою скрипку ты беден и стар

Я дам за нее тебе хлеба амбар!

З.Нет! Скрипку свою не продам ни кому

Нужна эта скрипка не мне одному

Под звуки ее веселится народ

Танцует, играет, смеется , поет


Песня «Волшебный смычок» по сути своей это диалог двух совершенно разных людей. Как вы думаете, можно ли, не изменяя мелодии, показать расчетливый, завистливый характер богача и передать с помощью музыки тонкую, как звук скрипки, душу старика?

Конечно, нужно изменить интонацию музыкального текста.

Я предлагаю, мелодию относящуюся к музыканту, петь более мягко, приподнято, а мелодию относящуюся к богачу петь остро,


















Школьники исполняют знакомую песню


















Формирование вокально-хоровых навыков. Обогащение представления о выразительности повтора.

затеняя тембровую окраску голоса.

Подумайте, почему музыкант отказался продать свою скрипку? Зачем нужна скрипка богачу?

В этой музыкальной истории ярко показано, как музыка изменила жизнь музыканта к лучшему. Он счастлив лишь от того, что он нужен людям, что он имеет возможность дарить людям радость.

В рассказах музыка тоже является «главным действующим лицом». Она часто звучит в произведениях одного из самых музыкальных писателей- К.Паустовского.

Сегодня мы послушаем рассказ «Старый повар»:

«Почти 200 лет тому назад на окраине Вены ( столицы Австрии) в маленьком деревянном доме умирал слепой старик-бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей.

Все убранство комнаты составляли кровать, простые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, и наконец, клавесин - единственное богатство жившей вместе с поваром его 18-летней дочери Марии.

Когда Мария вошла к умирающему и надела на него чистую рубаху , старик сказал : « Я всегда не любил священников и монахов. Но мне нужно перед смертью очистить свою совесть. Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедовать умирающего. Тебе никто не откажет.»!

Мария повязала платок, побежала через сад и остановилась. Она долго ждала и присматривалась. Наконец она вернулась домой. Вместе с ней в комнату вошел очень молодой, худой, маленький человек. Совсем по мальчишечьи он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, помолившись, пристально посмотрел в лицо умирающему. -«Говорите»! сказал он,- Может быть властью, данной мне от искусства, которому служу, я облегчу ваши последние минуты, сниму тяжесть с вашей души».

И старый повар рассказа незнакомцу о том, как когда-то,когда





Повторное исполнение песни











Звучит рассказ





Определение инструмента на доске
















Воспитание интереса и любви к классической музыке




Учащиеся знакомятся со старинными инструментами.

жена Марта тяжело заболела и врач прописал ей дорогие лекарства -он украл из сервиза графини золотое блюдо, разбил его на кусочки и продал. Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери : старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!»

А вы ребята, как думаете, что мог ответить повару незнакомец?. «То, что вы совершили , не есть грех и не является кражей,-сказал незнакомец,- а наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю».

«Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии»- -«Я сделаю это. А еще что вы хотите?»

Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал : « Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно. Не сердитесь на меня.»

«Хорошо, сказал незнакомец и встал, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет. -Слушайте и смотрите : и он заиграл.» Звучит фантазия ре-минор.

Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой. Затем встал и подошел к кровати. Старик сказал,задыхаясь: «Я видел все так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умереть, не узнав ...имя, имя»

Меня зовутВольфганг Амадей Моцарт.

Ребята, Моцарт творец гениальной музыки, ставшей символом красоты и гармонии. Вот что сказал о композиторе П.И.Чайковский : «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота достигла в сфере музыки. Из-за огромной любви к музыке Моцарта Чайковский всегда стремился , чтобы и его музыка приносила людям подпору и утешение..Паустовский своим рассказом показывает прекрасный пример того, как музыка может принести человеку…






























Портрет Моцарта на доске.

Звучит «Маленькая ночная серенада» Моцарта














Воспитание нравственности.

Другой пример связи музыки и литературы -фрагмент из повести А.Гайдара «Судьба барабанщика» . Главный герой повести Сережа, очень удивлен, что отец относит к солдатской песне романс «Жаворонок».

«...Сережа приметил, как дороги отцу солдатские песни: отец даже зимой распахивал окно, когда с улицы слышалась солдатская песня. Но, когда мальчик попросил отца спеть солдатскую песню , тот запел «Жаворонока» Глинки.

Сережа удивился : пусть это и замечательная песня, но вовсе она не солдатская.

Как не солдатская?- возражает отец и рисует сыну фронтовую картину : весеннее утро перед боем. А в ясном небе льется песня жаворонка. Лежит солдат, слушает и мечтает : может быть , и про него кто-нибудь вспомнит, украдкой. Мальчику трудно согласиться с отцом: к чему в солдатской песни такая нежность. Марш-вот это подходит солдату. А отец хочет убедить Сережу, что в душе солдата живет большая любовь к людям , к жизни, к ее красоте- ко всему , чем так богата и прекрасна мелодия «Жаворонка»


1 .Между небом и землей песня раздается

Неисходною струей громче, громче льется.

Не видать певца полей, где поет так громко

Над подруженькой своей жаворонок звонкий

2.Ветер песенку несет, а кому не знает,

Та кому она поймет, от кого узнает

Лейся песенка моя, песнь надежды сладкой

Кто-то вспомнит про меня и вздохнет украдкой



Урок заканчивается на высокой эмоциональной ноте.









Звучит фрагмент повести.




















«Жаворонок» повторение
























Формирование вокальнохоровых навыков. Воспитание интереса к классической музыке



Музыкальная сказка 5 класс
  • Музыка
Описание:

Тема урока: «Музыкальные сказки».

Цель: воспитание интереса к классической музыке, нравственное воспитание.

План:

1 .Беседа по теме четверти «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки». Беседа по теме урока «Музыкальные сказки»

2.    «У лукоморья»-распевание. Повторение

3.  «Музыкант-чародей»( сказка). Слушание :Мелодия Аладов

4.    «Волшебный смычок»-повторение, беседа

5.    «Старый повар» К. Паустовский , рассказ.

6.  «Фантазия»ре-минор В.А.Моцарт . Слушание.

7.  «Судьба барабанщика»-отрывок из рассказа А.Гайдара

 

8.  «Жаворонок» М.И. Глинка-Повторение

Автор Полякова Наталья Валерьевна
Дата добавления 27.02.2015
Раздел Музыка
Подраздел Конспекты
Просмотров 3046
Номер материала 57188
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы