Главная / Музыка / «Музыкальная драматургия в увертюре «Эгмонт».

«Музыкальная драматургия в увертюре «Эгмонт».

Тема урока: «Музыкальная драматургия в увертюре «Эгмонт».

Разработала:

учитель музыки высшей квалификационной категории

Трифонова Ольга Дмитриевна

МОБУ Гимназия № 14. г. Белорецк


Краткая аннотация урока.


1.Организационный момент. Вход под музыку Л.Ван Бетховена.

1) Кто автор этого произведения.

2) Основные образные сферы музыки Л.Ван Бетховена, его девиз.

2. Введение в тему.

1) Вспомнить примеры из знакомых произведений, где ярко показаны образы борьбы.

2) Рассказ о содержании трагедии Гете «Эгмонт».

3) Бетховен создает увертюру на основе музыки к спектаклю.

4) Что такое увертюра.

3. Формулировка проблемы.

1) Создание увертюры вместе с композитором, руководствуясь знанием содержания литературного источника.

2) Выразительные средства для характеристики образов.

3) Принципы сонатной формы и ее основные разделы.

4. Работа в микро группах.

1) Предлагается заполнить таблицу, которые готовит заранее педагог. Учащиеся работают в группах по 4 человека, у которых есть распечатанный вариант таблицы. «Написать» музыку, пользуясь средствами музыкальной выразительности, тем врага и народа.

2) Заполнить поочередно каждый раздел предлагаемой таблицы.

3) После каждого раздела – прослушивание видеофрагмента из увертюры «Эгмонт».

5. Защита выполненных заданий.

1) После очередного этапа заполнения таблицы, одна из групп защищает свою позицию, приводя аргументы, почему именно так они ее заполнили.

2) После заполнения каждого раздела, на интерактивной доске появляется правильный ответ.


6. Прослушивание Увертюры «Эгмонт» на видеопроекторе.

7. Рефлексия полученных результатов.

1) Еще раз вспоминаем о драматургии произведения, ее основных образных сферах.

2) Рассказ по таблице о структуре увертюры Бетховена «Эгмонт».

3) Актуальность темы на сегодняшний день.

8. Домашнее задание.


Разработка урока для 6 класса.


Тема четверти: Музыкальный образ.

Тема урока: «Музыкальная драматургия в увертюре «Эгмонт».

Цель урока: - формирование музыкальной культуры учащихся как часть общей духовной культуры через творчество Л.Ван Бетховена;

- формирование понятия «музыкальная драматургия», через анализ увертюры «Эгмонт»;

- пробуждать и активизировать художественно-образное мышление,

- фантазию, любовь к музыке.

Задачи урока:

1) развитие музыкального мышления;

2) развитие творческих способностей;

3) развитие осознанного восприятия музыки;

4) расширение кругозора;

5) освоение понятий «симфоническая увертюра», «сонатная форма»;

6) воспитание потребности в слушании и изучении классической музыки;

7) углубление знаний о симфоническом творчестве Л. Ван Бетховена.


Тип урока: расширение и углубление знаний.

Вид урока: интегрированный.

Используемые методы:

1) метод погружения;

2) метод проекта;

3) метод наблюдения за музыкой.


Основные термины и понятия: увертюра, театральная музыка, сонатная форма, программная музыка, драматургия, хорал.


ЛИТЕРАТУРА:

Программа по музыке для средних и общеобразовательных школ. – Мн., 1997.

И.В.Гёте «Избранные произведения». – Мн., 1977.

Музыкальная литература зарубежных стран для 5-го класса ДМШ. – М., 2000.


ОБОРУДОВАНИЕ:

Видеопроектор

Интерактивная доска

Портрет Л. Бетховена, книга Гёте «Эгмонт» Хрестоматия для 7 класса. – Мн., 1992.

Фортепиано.



ХОД УРОКА.

1этап. Организационный момент.

Вход в класс под музыку III части 5 симфонии Л. Бетховена.

Учитель: Какое произведение сейчас прозвучало, кто его автор?.. Верно, это Людвиг Ван Бетховен (слайд 1).

Сегодня мы будем сочинять произведение этого композитора как бы вместе с ним. А кто знает, какая ведущая тема творчества этого композитора? ... Верно: «через борьбу – к победе!».

Учитель: приведите примеры музыкальных произведений, в основе которых показан героизм народа. (Опера «Князь Игорь» (слайд 2), кантата «Александр Невский» (слайд 3), опера «Салават Юлаев» (слайд 4), опера «Иван Сусанин» (слайд 5)).

Учитель: Что общего между этими людьми? (Они все очень любили свою Родину, и отстаивали ее честь и свободу в трудные для нее времена).

А что же такое «музыкальная драматургия»? (Воплощение автора в музыке своих героев, противоречащих друг другу).

Сегодня в рамках темы полугодия мы сочиним «образ героической борьбы и победы». Приведите примеры из произведений Бетховена, где тема борьбы особенно ярко проявлена (3,5 симфонии).

2 этап. Введение в тему. Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним ярким произведением этого великого мастера (слайд 6).

Сочинение увертюры.

Учитель: Итак, сюжет, который ляжет в основу нашего с Бетховеном произведения, взят из трагедии великого немецкого драматурга Гёте «Эгмонт» (слайд 7).

Данил подготовил краткое содержание трагедии Гёте «Эгмонт».

Сообщение.

В XVI веке Эгмонт, граф Литораль, возглавил восстание нидерландского народа против испанского короля Филиппа II, желавшего поработить нидерландцев. Восстание было жестоко подавлено, погибли воины, стоявшие плечом к плечу с Эгмонтом.

Эгмонт был схвачен, а затем казнен. Перед казнью он призывал свой народ (читает): «Кровь моя пролита не напрасно! Шагайте через нее! Отважный народ! Как море прорывается сквозь ваши молы, так прорвите, так размечите в прах нагромождение тиранства и смойте его, утопающее, с вашей земли, которую оно себе присвоило, - долой!.. Я умираю за свободу, для нее жил я, за нее сражался и ныне в муках ей приношу себя в жертву... Смыкайте ряды свои, защищайте свое достояние! И за спасение любимого сокровища умирайте радостно, чему пример вам ныне подаю». А далее ремарка автора: «музыка затихает, победной симфонией кончая пьесу», год создания 1788.

Учитель: Можно ли считать данное произведение программным? Почему? (Конечно, т.к. оно написано на основе литературного сюжета.)

Учитель: Эта музыка звучала перед началом спектакля. Как вы думаете, для чего она нужна? (Она помогает понять содержание спектакля, который будет показан зрителям, и создать определенный настрой).

Учитель: Спустя время Бетховен на основе музыки к трагедии пишет отдельное произведение – увертюру «Эгмонт».

Учитель: Что такое увертюра? Где мы с этим понятием уже встречались? (Открывать, предвосхищать; начало в опере и балете).

Учитель: Народ Нидерландов победил. А в 1810 году Бетховен создал музыку к этой трагедии, которую мы, уже в XXI веке, воссоздадим заново.

3 этап. Формулировка проблемы.

Класс делится на группы по 4 человека.

Учитель: если бы вы писали эту музыку, то какие бы средства музыкальной выразительности вы выбрали? Ребята на листках заполняют таблицу. (Динамика, тембр, темп, регистр, жанр, интонация…) Какими средствами музыки можно передать XVI век? (Подводит мнения к сарабанде). Как вы думаете, один инструмент, группа, инструментальный ансамбль или оркестр будут исполнять произведение?

(Симфонический оркестр).

Учитель: Давайте подумаем: с чего можно начать произведение? Какие основные образные сферы здесь показать? (Образ врага и образ угнетенного народа).

Итак, для воплощения той борьбы нам нужны следующие образы (слайд 8).

Итак, «образ испанцев - угнетателей» - каким вы его видите? Какие инструменты его передадут? В каком темпе, ладу?.. (Школьники на листке заполняют левую колонку). Затем каждая группа защищает свои ответы.

Учитель: Бетховен передал этот образ через такую тему: исполнение на фортепиано темы врага. На экране таблица.

Учитель: а теперь давайте посмотрим, насколько вы верно все сделали и смогли приблизиться к замыслу автора? (слайд 9).

Учитель: Следующий - «образ угнетенных». Каков он, в какой инструментовке, темпе, ладу, динамике?

Чтобы показать, что народ покорен судьбе, какая будет мелодическая линия? (После заполнения таблицы и защиты своих ответов, звучит на фортепиано тема народа).

А в каком произведении мы сталкивались с интонацией плача? (Моцарт «Лакримоза»).

(Краткое сравнение начальной темы из «Лакримозы» и темы народа – нисходящие интонации) (слайд 10).

А теперь создадим «образ народного возмущения». Я вам помогу: попробуйте представить себя возмущенными. А теперь это – «народное возмущение», помните? – «пусть ярость благородная вскипает как волна».

Итак, ваши мнения... (По «нахождении» исполняет тему восставшего народа). Вслушайтесь, это какие инструменты (исполняет партию правой руки) ... А это? (Исполняет партию левой руки). Как изменилась тема по сравнению со вступлением? (Решительная, активная, действенная).

Наконец, «образ противостояния» – кто кому противостоит, как может Бетховен передать это в музыке? Его стиль вы уже усвоили из предыдущих тем

... (исполняет тему врага).

Отлично. У нас 4 образа. Какая же форма в музыке в состоянии вместить в себя не только показ всех этих тем, но и их развитие, борьбу...?

Верно, это сонатная форма.

Учитель: назовите ее основные разделы.

(Экспозиция, Разработка, Реприза и, чаще всего, Кода,- (слайд 11).

Учитель: но в этом произведении есть еще один раздел, который необходим, исходя из содержания музыкального произведения.

Как же он будет называться? (Слайд 12).

(Слайд 13).

На экране – таблица сонатной формы, которая в процессе урока будет заполняться.

Мы уже с вами разобрали 1-ый раздел - вступление. Я попрошу его заполнить. (Работа в группах. На листочках заполняется 1-ый раздел).

Экспозиция – раздел, где показаны 2 темы, которые будут «бороться». Из них одна – Главная – яркий образ, определяющий всю музыкальную и образную ткань произведения (запись на доске «Г.п.»)

Побочная партия – тема, которая одним своим появлением противостоит Главной, вытесняет ее из нашего сознания (запись на доске «П.п.»). Их проведение как бы говорит: «продолжение следует» ... А почему нужно П.п. написать другим цветом? (Она звучит в другой тональности).

Учитель: Между двумя темами есть еще одна, которая выполняет роль связки.

Что же она может связывать и для чего? (П.п. и Г.п., чтобы сделать более плавный переход от одной к другой). (Учитель исполняет на фортепиано).

А чем будет завершаться экспозиция? (Исполнение на фортепиано З.п.). Какова ее роль? (Подводит краткий итог разделу экспозиция, заполнение таблицы на доске). (Слайд 14).

А теперь прослушивание экспозиции.

Наступает Разработка – столкновение тем, их изменение, столкновение, дробление. Они рвутся на клочки, вытесняя друг друга.

Учитель: Хорошо, какие темы столкнутся в Разработке? …

Учитель: Какие элементы развития вы знаете? (Заполнение таблицы в группах).

Учитель: Давайте сравним ваши записи с тем, что вы видите на доске. (Слайд 15).

Послушайте, правильно мы указали элементы развития или можно еще что-нибудь добавить?

Слушание раздела разработка.

Учитель: А теперь послушаем репризу.

Успокоение приносит Реприза (показ). Главная партия выходит победителем, в прежнем виде, а вот Побочная (запись на доске «Г.п.» и «П.П.». – в новом виде, состоянии, в другой тональности, а то и ладу. Происходит тот же повтор тем из Экспозиции, но с одной разницей – Г.п. и П.п. проходят в одной тональности, поэтому мы должны указать их одним цветом. Так, в Репризе Главная Партия останется прежней, а как изменится Побочная, ведь она состоит из двух частей (исполнение учителем).

Подводит итог - Кода (заключение).

Итак, давайте вспомним: Эгмонт погиб. Как передать гибель Эгмонта? …

Представьте, вас вел человек великий, храбрый, мужественный на борьбу. Он сражался вместе с вами и вдруг погиб, кто будет вести вас? – Пустота… И в музыке должно быть ощущение пустоты, растерянности.

Композитор необычно показал в музыке момент гибели Эгмонта. (Тема в исполнении учителя). Что вы можете о ней сказать? (Еле слышимая звучность, высокий регистр, зыбкие аккорды – так народ оплакивает гибель своего героя). Этот момент можно назвать хоралом – церковное песнопение.

Учитель: А затем? Вы ведь пойдете побеждать? (Смерть Эгмонта не должна быть напрасной). Народ должен победить. Поэтому должен быть заключительный раздел, где подводится итог всему предшествующему развитию, это вывод всего произведения.

Давайте подумаем, какой он будет?

Заполнение коды. (Игра учителем на инструменте).

Таким образом, мы сочинили симфоническую увертюру. (Слайд 16).

4.Слушание увертюры «Эгмонт».

Давайте послушаем и посмотрим, как звучит эта увертюра в исполнении японского симфонического оркестра (слушание увертюры в полном объеме, Просмотр видеозаписи). (Слайд 17).

5. Рефлексия.

По окончании слушания – полная таблица еще раз от начала и до конца рассказ для полного понимания структуры произведения и его драматургии.

Работа со словарем.

Учитель: Записать в тетради понятие: «симфоническая увертюра». (Самостоятельно работают, затем зачитывают записи в тетради – 1 представитель каждой группы).

Учитель: Так почему же Бетховен выбрал для характеристики угнетателей сарабанду?

«торжественное погребальное шествие в честь погребения героев, знатных людей» … (слайд 18).

Бетховен уже во вступлении говорил: «Это тема испанского гнета, несущая смерть главному герою».

Раздается небольшой тест, чтобы проверить знания ребят, полученных на уроке.

6. Итог урока.

Вывод: Учитель: Скажите, пожалуйста, а имеет ли значимость тема борьбы за свободу в наше время? (Примеры из истории современного мира).

Людвиг Ван Бетховен обратился к вечной теме, которая никогда не утратит своей значимости, не смотря на то, какой на дворе век. Это тема противостояния добра и зла, светлых и темных сил, образа народа, сумевшего отстоять свою свободу и независимость. Сегодня эта тема не утратила своей злободневности. Во всем мире многие народы, в том числе и в России, борются за свою независимость. Хочется верить и надеяться, что, как и в произведении «Эгмонт», они смогут отстоять свои права. Ведь защищать свое отечество, свободу и независимость не только своей земли, но и личную,- всегда было огромной честью, и считалось правым делом.

Вы сегодня очень хорошо работали, поэтому все получаете отличную оценку.

Слайд 19.

5. Домашнее задание.

В тетради нарисовать и заполнить таблицу по увертюре Л. Ван Бетховена «Эгмонт».

Понятие из «музыкального» словаря – симфоническая увертюра.

Благодарю за урок. Урок окончен.

До свидания!


Предлагаемый тест для проверки знаний по теме

Драматургия в произведении Л.Ван Бетховена «Эгмонт».


Задание 1. Увертюра «Эгмонт» - музыка к спектаклю.

А) да

Б) нет

Задание 2. В основе содержания лежит произведение Шиллера.

А) да

Б) нет

Задание 3. Увертюра – заключение, итог.

А) да

Б) нет

Задание 4. Основная тема произведений Бетховена – борьба.

А) да

Б) нет

Задание 5. Увертюра «Эгмонт» написана в з-х частной форме.

А) да

Б) нет

Задание 6. Увертюру «Эгмонт» исполняет инструментальный ансамбль.
А) да

Б) нет

Задание 7. Начинается увертюра с сонатного аллегро.

А) да

Б) нет

Здание 8. Главный герой вместе с народом празднует победу.

А) да

Б) нет

Задание 9. Произведение основано на противостоянии 2-х тем.

А) да

Б) нет

Методические рекомендации к уроку.

  1. При подготовке к данному уроку нужно четко представлять и знать, что сонатная форма является одной из самых сложных музыкальных форм, тем более для понимания и осознания ее детьми.

  2. Для того чтобы не отбить охоту у ребят к изучению этой темы, нужно продумать, как сделать это более доступно, интересно и понятно.

  3. Можно придумать различные творческие задания, которые очень нравятся детям. Например: написать произведение «Эгмонт» с использованием цветовой гаммы.

  4. Использовать как можно больше наглядных пособий. Можно использовать нотные примеры, которые выведены на доску через проектор, можно показывать темы врага и народа с помощью пластического интонирования, можно на доске рисовать мелодические линии основных тем, представляя себя в роли композитора.

  5. Особое внимание уделить моменту введения в тему, так как именно от этого зависит, сумеете ли вы заинтересовать данной темой своих учеников.

  6. Нужно хорошо знать содержание трагедии Гете «Эгмонт», которую я прочитала при подготовке к уроку.

  7. Можно использовать иллюстрации к трагедии Гете «Эгмонт».

  8. Я считаю, что в самой структуре урока принципиально ничего менять не нужно, но можно материал преподнести по-своему. Можно сделать больший акцент на характеристику творчества Л.Ван Бетховена и меньше уделить внимания детальному разбору каждой темы в произведении.

  9. Можно посвятить этой теме 2 часа: 1 урок – введение в тему, характеристика творчества Бетховена со слушанием фрагментов из его сочинений и общее содержание увертюры «Эгмонт»; 2 урок - Полностью посвящается структуре и музыкальной драматургии увертюры.

  10. При подготовке к данному уроку я пользовалась хрестоматией по музыкальной литературе для музыкальных школ, а также для музыкальных училищ, Интернетом, так как именно там я нашла видеоматериал с исполнением увертюры «Эгмонт» симфоническим оркестром.

  11. Для ребят, у которых нет возможности ходить на концерты классической музыки, исходя из условий проживания (маленький город), особенно необходимо ставить музыку с видеоизображением. Тем самым у ребят повышается интерес к классической музыке, а заодно и они изучают инструменты и тембры симфонического оркестра.

  12. Педагог, который проводит такой урок, должен быть теоретически подкован, владеть специальной терминологией, уметь анализировать произведение и фрагменты из произведения с точки зрения семантики, а также прекрасно владеть инструментом.



Учебный предмет, класс

Музыка, 6 класс

Название темы или раздела учебного курса

«Музыкальная драматургия».

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал

Компьютерная программа word, программа создания презентации Microsoft office power point

Цели, задачи дидактического материала

Проверка имеющихся знаний; помощь в доступности восприятия нового материала; более четко понимать и воспринимать сложную информацию.

Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)

  1. Анкета для учащихся по проверке знаний по теме Музыкальная драматургия в увертюре «Эгмонт» (в конце урока).

  2. Карточки схемы для каждой группы учащихся.

Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.)

  1. Портрет Людвига Ван Бетховена.

  2. Портрет немецкого драматурга Гете.

  3. Фотографии и картины с Фильма «Александр Невский», «Салават Юлаев», оперы «Князь Игорь», оперы «Иван Сусанин», иллюстрации к трагедии Гете «Эгмонт».

  4. 2 таблицы - разделы сонатной формы.

  5. Таблица – тема врага и тема народа, у детей – на листках в печатном варианте.

  6. Таблица – разделы сонатной формы.

  7. Таблица структура и схема увертюры «Эгмонт».

  8. Музыкальный файл с видеоматериалом выступления японского симфонического оркестра.

Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.)

Хрестоматии по музыкальной литературе для музыкальной школы и училищ. Интернет.

Возможности использования дидактического материала:

- педагогом на уроке (указать этапы урока);

























- учащимися

1. Организационный момент.

Портрет Людвига Ван Бетховена.

  1. Введение в тему.

Портрет немецкого драматурга Гете.

Фотографии и картины с Фильма «Александр Невский», «Салават Юлаев», оперы «Князь Игорь», оперы «Иван Сусанин», иллюстрации к трагедии Гете «Эгмонт».

  1. Формулировка проблемы.

2 таблицы - разделы сонатной формы.

Таблица – тема врага и тема народа, у детей – на листках в печатном варианте.

Таблица – разделы сонатной формы.

Таблица - структура и схема увертюры «Эгмонт».

  1. Слушание с просмотром видеоматериала японского симфонического оркестра.

  1. Формулировка проблемы.

Карточки схемы для каждой группы учащихся.

  1. Рефлексия.

Анкета для учащихся по проверке знаний по теме Музыкальная драматургия в увертюре «Эгмонт».



«Музыкальная драматургия в увертюре «Эгмонт».
  • Музыка
Описание:

Тема урока: «Музыкальная драматургия в увертюре «Эгмонт».

 

Разработала:

учитель музыки высшей квалификационной категории

Трифонова Ольга Дмитриевна

МОБУ Гимназия № 14. г. Белорецк

 
Краткая аннотация урока.
 
1.Организационный момент. Вход под музыку Л.Ван Бетховена.
    1) Кто автор этого произведения.
    2) Основные образные сферы музыки Л.Ван Бетховена, его девиз.
2. Введение в тему.
     1) Вспомнить примеры из знакомых произведений, где ярко показаны образы борьбы.
     2) Рассказ о содержании трагедии Гете «Эгмонт».
     3) Бетховен создает увертюру на основе музыки к спектаклю.
     4) Что такое увертюра.
   3. Формулировка проблемы.
       1) Создание увертюры вместе с композитором, руководствуясь знанием содержания литературного источника.
        2) Выразительные средства для характеристики образов.
        3) Принципы сонатной формы и ее основные разделы.
4. Работа в микро группах.
       1) Предлагается заполнить таблицу, которые готовит заранее педагог. Учащиеся работают в группах по 4 человека, у которых есть распечатанный вариант таблицы. «Написать» музыку, пользуясь средствами музыкальной выразительности, тем врага и народа.
       2) Заполнить поочередно каждый раздел предлагаемой таблицы.
       3) После каждого раздела – прослушивание видеофрагмента из увертюры «Эгмонт».
5. Защита выполненных заданий. 
       1) После очередного этапа заполнения таблицы, одна из групп защищает свою позицию, приводя аргументы, почему именно так они ее заполнили.
       2) После заполнения каждого раздела, на интерактивной доске появляется правильный ответ. 
 
6. Прослушивание Увертюры «Эгмонт» на видеопроекторе.
7. Рефлексия полученных результатов.
    1) Еще раз вспоминаем о драматургии произведения, ее основных образных сферах.
     2) Рассказ по таблице о структуре увертюры Бетховена «Эгмонт».
     3) Актуальность темы на сегодняшний день.
8. Домашнее задание.
 
Разработка урока для 6 класса.
 
        Тема четверти: Музыкальный образ.

Тема урока: «Музыкальная драматургия в увертюре «Эгмонт».

        Цель урока: - формирование музыкальной     культуры учащихся как часть общей духовной культуры через творчество Л.Ван Бетховена;

        - формирование понятия «музыкальная драматургия», через анализ увертюры «Эгмонт»;

      - пробуждать и активизировать художественно-образное мышление,

      - фантазию, любовь к музыке.

   Задачи урока:
      1) развитие музыкального мышления;
      2) развитие творческих способностей;
      3) развитие осознанного восприятия музыки;
      4) расширение кругозора;
      5) освоение понятий «симфоническая увертюра», «сонатная форма»;
      6) воспитание потребности в слушании и изучении классической музыки;
      7) углубление знаний о симфоническом творчестве Л. Ван Бетховена.
 

    Тип урока: расширение и углубление знаний.

     Вид урока: интегрированный.

    Используемые методы: 
1) метод погружения; 
2) метод проекта;
3) метод наблюдения за музыкой.
 
     Основные термины и понятия: увертюра, театральная музыка, сонатная форма, программная музыка, драматургия, хорал. 
 
ЛИТЕРАТУРА:
   Программа по музыке для средних и общеобразовательных школ. – Мн., 1997.
   И.В.Гёте «Избранные произведения». – Мн., 1977.
   Музыкальная литература зарубежных стран для 5-го класса ДМШ. – М., 2000.
 
ОБОРУДОВАНИЕ:
   Видеопроектор
   Интерактивная доска
   Портрет Л. Бетховена, книга Гёте «Эгмонт» Хрестоматия для 7 класса. – Мн., 1992.
   Фортепиано.

 

 

ХОД УРОКА.

1этап. Организационный момент.

   Вход в класс под музыку III части 5 симфонии Л. Бетховена.

   Учитель: Какое произведение сейчас прозвучало, кто его автор?.. Верно, это Людвиг Ван Бетховен (слайд 1).

  Сегодня мы будем сочинять произведение этого композитора как бы вместе с ним.  А кто знает, какая ведущая тема творчества этого композитора? ...  Верно: «через борьбу – к победе!».

   Учитель: приведите примеры музыкальных произведений, в основе которых показан героизм народа. (Опера «Князь Игорь» (слайд 2), кантата «Александр Невский» (слайд 3), опера «Салават Юлаев» (слайд 4), опера «Иван Сусанин» (слайд 5)).

   Учитель: Что общего между этими людьми? (Они все очень любили свою Родину, и отстаивали ее честь и свободу в трудные для нее времена).

А что же такое «музыкальная драматургия»?  (Воплощение автора в музыке своих героев, противоречащих друг другу).

Сегодня в рамках темы полугодия мы сочиним «образ героической борьбы и победы». Приведите примеры из произведений Бетховена, где тема борьбы особенно ярко проявлена (3,5 симфонии).

2 этап. Введение в тему. Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним ярким произведением этого великого мастера (слайд 6).

Сочинение увертюры.

   Учитель: Итак, сюжет, который ляжет в основу нашего с Бетховеном произведения, взят из трагедии великого немецкого драматурга Гёте «Эгмонт» (слайд 7).

 Данил подготовил краткое содержание трагедии Гёте «Эгмонт».

Сообщение.

  В XVI веке Эгмонт, граф Литораль, возглавил восстание нидерландского народа против   испанского короля Филиппа II, желавшего поработить нидерландцев.  Восстание   было жестоко подавлено, погибли воины, стоявшие плечом к плечу с Эгмонтом.

Эгмонт был схвачен, а затем казнен. Перед казнью он призывал свой народ (читает): «Кровь моя пролита не напрасно!  Шагайте через нее!  Отважный народ! Как море прорывается сквозь ваши молы, так прорвите, так размечите в прах нагромождение тиранства и смойте его, утопающее, с вашей земли, которую оно себе присвоило, - долой!.. Я умираю за свободу, для нее жил я, за нее сражался и ныне в муках ей приношу себя в жертву...  Смыкайте ряды свои, защищайте свое достояние! И за спасение любимого сокровища умирайте радостно, чему пример вам ныне подаю».  А далее ремарка автора: «музыка затихает, победной симфонией кончая пьесу», год создания 1788.

Учитель: Можно ли считать данное произведение программным? Почему? (Конечно, т.к. оно написано на основе литературного сюжета.)

 Учитель: Эта музыка звучала перед началом спектакля. Как вы думаете, для чего она нужна? (Она помогает понять содержание спектакля, который будет показан зрителям, и создать определенный настрой).

 Учитель: Спустя время Бетховен на основе музыки к трагедии пишет отдельное произведение – увертюру «Эгмонт».

 Учитель: Что такое увертюра? Где мы с этим понятием уже встречались? (Открывать, предвосхищать; начало в опере и балете).

 Учитель: Народ Нидерландов победил. А в 1810 году Бетховен создал музыку к этой трагедии, которую мы, уже в XXI веке, воссоздадим заново.

3 этап.   Формулировка проблемы.

Класс делится на группы по 4 человека.

      Учитель: если бы вы писали эту музыку, то какие бы средства музыкальной выразительности вы выбрали? Ребята на листках заполняют таблицу. (Динамика, тембр, темп, регистр, жанр, интонация…)   Какими средствами музыки можно передать XVI век?  (Подводит мнения к сарабанде). Как вы думаете, один инструмент, группа, инструментальный ансамбль или оркестр будут исполнять произведение?

(Симфонический оркестр).

Учитель: Давайте подумаем: с чего можно начать произведение? Какие основные образные сферы здесь показать? (Образ врага и образ угнетенного народа).

Итак, для воплощения той борьбы нам нужны следующие образы (слайд 8).

   Итак, «образ испанцев - угнетателей» - каким вы его видите?  Какие инструменты его передадут? В каком темпе, ладу?.. (Школьники на листке заполняют левую колонку).  Затем каждая группа защищает свои ответы.

Учитель: Бетховен передал этот образ через такую тему: исполнение на фортепиано темы врага. На экране таблица.

   Учитель: а теперь давайте посмотрим, насколько вы верно все сделали и смогли приблизиться к замыслу автора? (слайд 9).

Учитель: Следующий - «образ угнетенных». Каков он, в какой инструментовке, темпе, ладу, динамике?

Чтобы показать, что народ покорен судьбе, какая будет мелодическая линия? (После заполнения таблицы и защиты своих ответов, звучит на фортепиано тема народа).

А в каком произведении мы сталкивались с интонацией плача? (Моцарт «Лакримоза»).

(Краткое сравнение начальной темы из «Лакримозы» и темы народа – нисходящие интонации) (слайд 10).

 А теперь создадим «образ народного возмущения». Я вам помогу: попробуйте представить себя возмущенными.  А теперь это – «народное возмущение», помните? – «пусть ярость благородная вскипает как волна».

   Итак, ваши мнения... (По «нахождении» исполняет тему восставшего народа).  Вслушайтесь, это какие инструменты (исполняет партию правой руки) ... А это?  (Исполняет партию левой руки). Как изменилась тема по сравнению со вступлением? (Решительная, активная, действенная).

   Наконец, «образ противостояния» – кто кому противостоит, как может Бетховен передать это в музыке? Его стиль вы уже усвоили из предыдущих тем

 ... (исполняет тему врага).

   Отлично. У нас 4 образа. Какая же форма в музыке в состоянии вместить в себя не только показ всех этих тем, но и их развитие, борьбу...?

   Верно, это сонатная форма.

   Учитель: назовите ее основные разделы.

(Экспозиция, Разработка, Реприза и, чаще всего, Кода,- (слайд 11).

Учитель: но в этом произведении есть еще один раздел, который необходим, исходя из содержания музыкального произведения.

Как же он будет называться? (Слайд 12).

(Слайд 13).

На экране – таблица сонатной формы, которая в процессе урока будет заполняться.

Мы уже с вами разобрали 1-ый раздел - вступление. Я попрошу его заполнить. (Работа в группах. На листочках заполняется 1-ый раздел).

   Экспозиция – раздел, где показаны 2 темы, которые будут «бороться». Из них одна – Главная – яркий образ, определяющий всю музыкальную и образную ткань произведения (запись на доске «Г.п.»)

   Побочная партия – тема, которая одним своим появлением противостоит Главной, вытесняет ее из нашего сознания (запись на доске «П.п.»).  Их проведение как бы говорит: «продолжение следует» ... А почему нужно П.п. написать другим цветом? (Она звучит в другой тональности).

Учитель: Между двумя темами есть еще одна, которая выполняет роль связки.

Что же она может связывать и для чего? (П.п. и Г.п., чтобы сделать более плавный переход от одной к другой). (Учитель исполняет на фортепиано).

А чем будет завершаться экспозиция?  (Исполнение на фортепиано З.п.). Какова ее роль?  (Подводит краткий итог разделу экспозиция, заполнение таблицы на доске). (Слайд 14).

А теперь прослушивание экспозиции.

 Наступает Разработка – столкновение тем, их изменение, столкновение, дробление.  Они рвутся на клочки, вытесняя друг друга.   

Учитель: Хорошо, какие темы столкнутся в Разработке? …

Учитель: Какие элементы развития вы знаете? (Заполнение таблицы в группах).

Учитель: Давайте сравним ваши записи с тем, что вы видите на доске. (Слайд 15).

Послушайте, правильно мы указали элементы развития или можно еще что-нибудь добавить?

Слушание раздела разработка.

 Учитель: А теперь послушаем репризу.

Успокоение приносит Реприза (показ). Главная партия выходит победителем, в прежнем виде, а вот Побочная (запись на доске «Г.п.» и «П.П.». – в новом виде, состоянии, в другой тональности, а то и ладу. Происходит тот же повтор тем из Экспозиции, но с одной разницей – Г.п. и П.п. проходят в одной тональности, поэтому мы должны указать их одним цветом. Так, в Репризе Главная Партия останется прежней, а как изменится Побочная, ведь она состоит из двух частей (исполнение учителем).

Подводит итог -  Кода (заключение).

   Итак, давайте вспомним: Эгмонт погиб.  Как передать гибель Эгмонта? …

Представьте, вас вел человек великий, храбрый, мужественный на борьбу.  Он сражался вместе с вами и вдруг погиб, кто будет вести вас? – Пустота…  И в музыке должно быть ощущение пустоты, растерянности.

   Композитор необычно показал в музыке момент гибели Эгмонта. (Тема в исполнении учителя). Что вы можете о ней сказать? (Еле слышимая звучность, высокий регистр, зыбкие аккорды – так народ оплакивает гибель своего героя). Этот момент можно назвать хоралом – церковное песнопение.

   Учитель: А затем?  Вы ведь пойдете побеждать?  (Смерть Эгмонта не должна быть напрасной).  Народ    должен победить. Поэтому должен быть заключительный раздел, где подводится итог всему предшествующему развитию, это вывод всего произведения.

Давайте подумаем, какой он будет?

 Заполнение коды. (Игра учителем на инструменте).

Таким образом, мы сочинили симфоническую увертюру. (Слайд 16).

4.Слушание увертюры «Эгмонт».

Давайте послушаем и посмотрим, как звучит эта увертюра в исполнении японского симфонического оркестра (слушание увертюры в полном объеме, Просмотр видеозаписи). (Слайд 17).

 5. Рефлексия. 

   По окончании слушания – полная таблица еще раз от начала и до конца рассказ для полного понимания структуры произведения и его драматургии.

Работа со словарем.

Учитель: Записать в тетради понятие: «симфоническая увертюра». (Самостоятельно работают, затем зачитывают записи в тетради – 1 представитель каждой группы).

Учитель: Так почему же Бетховен выбрал для характеристики угнетателей сарабанду?

– «торжественное погребальное шествие в честь погребения героев, знатных людей» … (слайд 18).

   Бетховен уже во вступлении говорил: «Это тема испанского гнета, несущая смерть главному герою». 

Раздается небольшой тест, чтобы проверить знания ребят, полученных на уроке.

6. Итог урока.

Вывод: Учитель: Скажите, пожалуйста, а имеет ли значимость тема борьбы за свободу в наше время? (Примеры из истории современного мира).

   Людвиг Ван Бетховен обратился к вечной теме, которая никогда не утратит своей значимости, не смотря на то, какой на дворе век. Это тема противостояния добра и зла, светлых и темных сил, образа народа, сумевшего отстоять свою свободу и независимость. Сегодня эта тема не утратила своей злободневности. Во всем мире многие народы, в том числе и в России, борются за свою независимость. Хочется верить и надеяться, что, как и в произведении «Эгмонт», они смогут отстоять свои права. Ведь защищать свое отечество, свободу и независимость не только своей земли, но и личную,- всегда было огромной честью, и считалось правым делом.

Вы сегодня очень хорошо работали, поэтому все получаете отличную оценку.

Слайд 19.

5. Домашнее задание.

   В тетради нарисовать и заполнить таблицу по увертюре Л. Ван Бетховена «Эгмонт».

Понятие из «музыкального» словаря – симфоническая увертюра.

Благодарю за урок. Урок окончен.  

До свидания!

 

Предлагаемый тест для проверки знаний по  теме

Драматургия в произведении Л.Ван Бетховена «Эгмонт».

 

Задание 1. Увертюра «Эгмонт» - музыка к спектаклю.

А) да

Б) нет

Задание 2.  В основе содержания лежит произведение Шиллера.

А) да

Б) нет

Задание 3. Увертюра – заключение, итог.

А) да

Б) нет

Задание 4. Основная тема произведений Бетховена – борьба.

А) да

Б) нет

Задание 5. Увертюра «Эгмонт» написана в з-х частной форме.

А) да

Б) нет

Задание 6. Увертюру «Эгмонт» исполняет инструментальный ансамбль.
А) да

Б) нет

Задание 7. Начинается увертюра с сонатного аллегро.

А) да

Б) нет

Здание 8. Главный герой вместе с народом празднует победу.

А) да

Б) нет

Задание 9. Произведение основано на противостоянии 2-х тем.

А) да

Б) нет

Методические рекомендации к уроку.

  1. При подготовке к данному уроку нужно четко представлять и знать, что сонатная форма является одной из самых сложных музыкальных форм, тем более для понимания и осознания ее детьми.
  2. Для того чтобы не отбить охоту у ребят к изучению этой темы, нужно продумать, как сделать это более доступно, интересно и понятно.
  3. Можно придумать различные творческие задания, которые очень нравятся детям. Например: написать произведение «Эгмонт» с использованием цветовой гаммы.
  4. Использовать как можно больше наглядных пособий. Можно использовать нотные примеры, которые выведены на доску через проектор, можно показывать темы врага и народа с помощью пластического интонирования, можно на доске рисовать мелодические линии основных тем, представляя себя в роли композитора.
  5. Особое внимание уделить моменту введения в тему, так как именно от этого зависит, сумеете ли вы заинтересовать данной темой своих учеников.
  6. Нужно хорошо знать содержание трагедии Гете «Эгмонт», которую я прочитала при подготовке к уроку.
  7. Можно использовать иллюстрации к трагедии Гете «Эгмонт».
  8. Я считаю, что в самой структуре урока принципиально ничего менять не нужно, но можно материал преподнести по-своему. Можно сделать больший акцент на характеристику творчества Л.Ван Бетховена и меньше уделить внимания детальному разбору каждой темы в произведении. 
  9.  Можно посвятить этой теме 2 часа: 1 урок – введение в тему, характеристика творчества Бетховена со слушанием фрагментов из его сочинений и общее содержание увертюры «Эгмонт»; 2 урок -  Полностью посвящается структуре и музыкальной драматургии увертюры.
  10.  При подготовке к данному уроку я пользовалась хрестоматией по музыкальной литературе для музыкальных школ, а также для музыкальных училищ, Интернетом, так как именно там я нашла видеоматериал с исполнением увертюры «Эгмонт» симфоническим оркестром.
  11. Для ребят, у которых нет возможности ходить на концерты классической музыки, исходя из условий проживания (маленький город), особенно необходимо ставить музыку с видеоизображением. Тем самым у ребят повышается интерес к классической музыке, а заодно и они изучают инструменты и тембры симфонического оркестра.
  12. Педагог, который проводит такой урок, должен быть теоретически подкован, владеть специальной терминологией, уметь анализировать произведение и фрагменты из произведения с точки зрения семантики, а также прекрасно владеть инструментом.

 

 

Учебный предмет, класс

Музыка, 6 класс

Название темы или раздела учебного курса

«Музыкальная драматургия».

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал

Компьютерная программа word, программа создания презентации Microsoft office power point

Цели, задачи дидактического материала

Проверка имеющихся знаний; помощь в доступности восприятия нового материала; более четко понимать и воспринимать сложную информацию.

Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)

1.       Анкета для учащихся по проверке знаний по теме Музыкальная драматургия в увертюре «Эгмонт» (в конце урока).

2.       Карточки схемы для каждой группы учащихся.

Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.)

1.                        Портрет Людвига Ван Бетховена.

2.                        Портрет немецкого драматурга Гете.

3.     Фотографии и картины с Фильма «Александр Невский», «Салават Юлаев», оперы «Князь Игорь», оперы «Иван Сусанин», иллюстрации к трагедии Гете «Эгмонт».

4.                   2 таблицы - разделы сонатной формы.

5.                   Таблица – тема врага и тема народа, у детей – на листках в печатном варианте.

6.              Таблица – разделы сонатной формы.

7.              Таблица структура и схема увертюры «Эгмонт».

8.              Музыкальный файл с видеоматериалом выступления японского симфонического оркестра.

Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.)

Хрестоматии по музыкальной литературе для музыкальной школы и училищ. Интернет.

Возможности использования дидактического материала:

- педагогом на уроке (указать этапы урока);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- учащимися

1. Организационный момент.

Портрет Людвига Ван Бетховена.

2.     Введение в тему.

Портрет немецкого драматурга Гете.

Фотографии и картины с Фильма «Александр Невский», «Салават Юлаев», оперы «Князь Игорь», оперы «Иван Сусанин», иллюстрации к трагедии Гете «Эгмонт».

  1. Формулировка проблемы.

2 таблицы - разделы сонатной формы.

Таблица – тема врага и тема народа, у детей – на листках в печатном варианте.

Таблица – разделы сонатной формы.

Таблица -  структура и схема увертюры «Эгмонт».

  1. Слушание с просмотром видеоматериала японского симфонического оркестра.
  1. Формулировка проблемы.

Карточки схемы для каждой группы учащихся.

  1. Рефлексия.

Анкета для учащихся по проверке знаний по теме Музыкальная драматургия в увертюре «Эгмонт».

 

 

Автор Локоцкова Марина Вячеславовна, Трифонова Ольга Дмитриевна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Музыка
Подраздел Конспекты
Просмотров 6411
Номер материала 3254
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓