Тема урока: Музыка народов независимых государств
(Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Беларуси, России, Украины, Грузии,
Армении).
Итоговый урок-повторение.
Задачи урока.
Закрепить знания детей, полученные в
течение четверти.
Учить детей отвечать письменно на
поставленные учителем вопросы.
Внимательно слушать музыку разных народов,
уметь их различать, определять на слух по мелодии и музыкальным инструментам.
Знать и уметь описать музыкальные
инструменты разных народов.
Учить петь слаженно, хором под
аккомпанемент музыкального инструмента и минусовки.
Развивать в детях музыкальный слух, память,
чувство ритма, музыкальную отзывчивость.
Развивать эмоциональность через
музыкальные произведения, умение анализировать и выражать свои мысли.
Воспитывать уважение, интерес к музыке
других народов, любовь к музыке казахского народа.
Прививать интерес к урокам музыки.
Технические средства:
магнитофон,
кассеты, проигрыватель, пластинки, музыкальный инструмент.
Наглядность:
плакаты с фотографиями народов в национальных
костюмах, музыкальные инструменты.
Ход урока
1.
Организационный
момент:
А) посещаемость
детей
Б) объяснение
детям цели и задачи урока
(Вступительное слово учителя)
- Ребята, сегодня мы подведем итог наших уроков за
четверть. Домашним заданием было повторить такие темы, как «Музыкальный язык
казахского народа», «Музыка наших соседей», «Музыка народов Кавказа», «Музыка
славянских народов».
В 1 части урока мы прослушаем и вспомним музыку
разных народов. Далее вы ответите на мои вопросы письменно и устно.
И в последней части урока вы исполните песни, которые
были разучены в течение четверти.
2.
Учитель предлагает детям прослушать и вспомнить пять
произведений разных народов. Проходить прослушивание будет в виде музыкальной викторины.
Далее учитель включает музыкальные произведения
последовательно, а дети должны определить: музыка какого народа звучит, и
записать в тетрадь под определенным номером.
После прослушивания, дети проверяют друг у друга
правильность ответов вместе с учителем.
Музыкальные
произведения для прослушивания:
1. Узбекская
песня «Цветок тюльпана».
2. «Маш Ботой» (кыргызский
ансамбль комузистов).
3. « Сары арка»
Курмангазы (оркестр казахских народных инструментов).
4. Армянский
народный танец.
5. «Калинка» (оркестр русских народных инструментов).
3.
В этой части урока
учитель проверяет учащихся на знание музыкальных инструментов разных народов.
( Работа письменная)
|
Вопросы
учителя
|
Ожидаемые
ответы учащихся
|
1
|
Музыкальные
инструменты казахского народа (струнно-смычковые)
|
Домбра, кобыз,
жетыген
|
2
|
Музыкальные
инструменты народов Кавказа
|
Кеманча, чонгури
саз, зурна
|
3
|
Музыкальный
инструмент узбекского народа
|
Дойра
|
4
|
Музыкальный
инструмент кыргызского народа
|
Комуз
|
5
|
Музыкальные
инструменты русского народа
|
Гусли,
балалайка, гармошка
|
6
|
Музыкальный
инструмент украинского народа
|
Бандура
|
7
|
Музыкальный
инструмент белорусского народа
|
Цимбалы
|
Устные
ответы детей на вопросы учителя.
1. Что общего у тюркоязычных народов?
(язык разговорный - много общих слов, мелодика
народной музыки, национальная одежда, музыкальные инструменты, национальные
блюда и т.д.)
2. Какой народный казахский танец вы
знаете?
( «Камажай»)
А современный популярный танец?
( «Кара жорга»)
3. Все, что вы перечислили выше, тоже
объединяет народы Кавказа. Как называют музыканта- певца в Армении и
Азербайджане?
(ашуг)
А какой популярный любимый танец грузинского народа?
( лезгинка)
4. Назовите народный танец украинского народа.
(гопак)
5. Какой вы знаете эпос кыргызского народа, и кто его
исполняет?
( «Манас», манасчи)
А как называется эпос казахского народа, который мы
изучали в 3 классе, и кто его исполняет?
(« Алпамыс», жырау, жырши)
4.
Учитель предлагает
прослушать народный танец, и определить к какому народу он принадлежит (звучит
русская народная плясовая « Барыня» в исполнении русского народного оркестра.)
В 5-й,
последней части урока, учитель предлагает детям исполнить детскую песню
«Айголек», композитора
Б. Байкодамова. И
русскую народную песню « Во поле береза стояла…»
Дети исполняют
песни хором под аккомпанемент музыкального инструмента.
6.
Творческое задание
на дом: нарисовать музыкальные инструменты разных народов, которые по своему
внешнему виду похожи друг на друга (например: казахская домбра и кыргызский
комуз; русские гусли и казахский жетыген и белорусские цимбалы; узбекская дойра
и русский бубен.)
7.
Итог урока
подводит учитель: благодарит и хвалит детей за активность на уроке, за внимание
при прослушивании музыки, за правильные ответы.
(
Заключительное слово учителя)
- Ребята, очень
важно знать и уважать музыку разных народов, любить и понимать музыку своего
народа. Ведь знания дают возможность большего общения с разными людьми. В нашей
стране проживают много разных национальностей и все мы очень дружны - в этом
наша сила. И чем больше вы будете знать культуру, музыку других народов, тем
больше у вас будет знакомых и друзей.
Литература:
Программа-
Учебник « Музыка» (издание « Атамура» 2011г.)
Авторы: С.А.
Елеманова, Р.Н. Валиуллина, А.К. Маханова
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.