Инфоурок Музыка КонспектыМузыкальная форма в жанрах танцевальной музыки

Музыкальная форма в жанрах танцевальной музыки

Скачать материал

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

«Казанское хореографическое училище» (техникум)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая работа

на тему

 

Музыкальная форма в жанрах танцевальной музыки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

Преподавателя

музыкально-теоретических

дисциплин

Колобовой А.О.

 

 

 

2016

Категория музыкальной формы, будучи многогранным и емким понятием, подразумевает различные ракурсы рассмотрения. Музыкальная форма – это воплощение содержания музыкального произведения, в то же время это и тип музыкальной композиции, структура произведения. Поскольку музыкальные формы являются результатом организации звукового материала в единое целое с помощью системы элементов и их отношений, в качестве формообразующих средств в музыке выступают метр, тематическое и гармоническое развитие. Музыкальная мысль воплощается в метрической организации, синтаксической структуре мелодии, аккордике и ладогармонических особенностях, тембрах и реализуется в музыкальной форме.

Фундаментальные принципы формообразования воплощаются в изложении тематического материала, его точном или видоизмененном (варьированном) повторении, его продолжении, его разработке, сопоставлении с новым контрастирующим материалом. Структурные единицы музыкальной формы объединяются в разделы формы в соответствии с распределением тематического материал, а также с выполнением определенных функций в рамках целого (экспозиция материала, разработка, реприза). 

         Приобщение детей к пониманию музыкальной формы желательно начинать с первых же шагов освоения игры на музыкальных инструментах. Осмысленное восприятие музыкальной формы способствует более глубокому проникновению в содержание музыкального произведения и помогает лучше понять музыкальный образ.

         Знакомство с музыкальной формой следует начинать с изучения музыкального языка. Музыкальный язык представляет собой комплекс средств музыкальной выразительности, создающих музыкальный образ, настроение, характер музыкального произведения.

         Освоение простых форм необходимо начинать с осмысления структуры периода, состоящего из двух, реже из трех построений, называемых предложениями. Очень важно научиться определять границы периода, опираясь на каденционные обороты. Периоды бывают весьма разнообразны: повторной и неповторной структуры, единого строения, разомкнутые, однотональные и модулирующие, квадратные и неквадратые, сложные.

         Период чаще всего является частью какой-либо формы. Если же период представляет собой самостоятельную форму небольшого законченного произведения, то образуется одночастная форма. Границы одночастной формы часто расширяются за счет вступления и заключения, а также дополнения.

         Как и вся история музыкального искусства, история формирования танцевальных жанров, в соответствии с этапами их эволюции, демонстрирует процессы трансформации жанров. Особого внимания заслуживает процесс «взаимной» жанровой трансформации, когда синтетические жанры, продолжая путь своего формирования, перевоплощаются в жанры чисто музыкальные или сугубо хореографические. Так, например, жанр танцевальной сюиты, получивший широкое распространение в Европе в XVIII веке, обрел жизнь и в качестве исключительно музыкального явления. Менуэты, аллеманды, куранты из сюит Баха и Генделя узнаваемо «танцевальны», поскольку запечатлели моторику движения в ритмоформулах, структуре.

          Классическая танцевальная сюита: аллеманда, куранта, сарабанда, жига, дополнительные номера. Характеристика основных частей сюиты (темповые, метроритмические особенности).

Формы, типичные для старинных танцев:

- простая двухчастная форма (единство музыкального образа, общность музыкального тематизма, отсутствие контраста).

Примеры: Ж.Ф. Рамо «Менуэт», «Ригодон», Ж.Б. Люлли «Гавот», И.С. Бах «Бурре», «Аллеманда».

- форма рондо (многочастность, несоответствие частей по масштабам, отсутствие резких контрастов между рефреном и эпизодами). Форма рондо в танцах Ф. Куперена и Ж.Ф. Рамо.

Примеры: Ф. Куперен «Кукушка», Ж.Ф. Рамо «Тамбурин», «Рондо».

         Простая трехчастная форма, ее связь со стилем венских классиков. Простая трехчастная форма в танцах Й. Гайдна, В. А. Моцарта.

Примеры: В.А. Моцарт «Менуэт» C-dur, Й. Гайдн «Менуэт» D-dur.

         Еще один пример трансформации жанра из области хореографии – вариации. Вариация – составная часть вариационной формы, представляющая собой видоизменение темы. Вариация как широко распространенный музыкальный жанр является частью вариационного цикла, основным назначением которого является варьирование, развитие первоначального материала – темы. Вариация, став жанром классического балета, перевоплотилась в одну из частей балета (дивертисмента или другого составного танцевального жанра) и утратила свое музыкальное предназначение, получив другое – выступление солиста-танцовщика.

Примеры: П.И. Чайковский. Балет «Лебединое озеро» -  вариация Принца, «Спящая красавица» - вариация «Авроры».

         Вариация в этом качестве довольно редко воплощает принципы музыкального, и тем более хореографического, варьирования.

         Интегративный  характер фортепианных занятий позволяет не только постигать основы исполнительства, но и изучать на конкретном и живом материале разнообразные музыкально-теоретические, музыкально-исторические и эстетические знания в их взаимосвязи.

         Эстетически-творческая деятельность учащихся в процессе анализа музыкальных произведений способствует их общему интеллектуальному развитию, создает предпосылки для формирования эстетических чувств, суждений и оценок, художественных взглядов и вкусов.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Музыкальная форма в жанрах танцевальной музыки"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по охране труда

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Методическая разработка предназначена для студентов хореографических училищ (колледжей), школ искусств, балетных студий. Эстетически-творческая деятельность учащихся в процессе анализа музыкальных произведений способствует их общему интеллектуальному развитию, создает предпосылки для формирования эстетических чувств, суждений и оценок, художественных взглядов и вкусов.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 780 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.01.2020 1089
    • DOCX 34.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ишмаметьева Елена Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ишмаметьева Елена Петровна
    Ишмаметьева Елена Петровна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 82243
    • Всего материалов: 235

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования

Воспитатель (Музыкальный руководитель)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 190 человек из 58 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 364 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания электромузыкальных инструментов и компьютерной музыки в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 33 человека

Курс повышения квалификации

Мировая музыкальная культура от Баха до Шнитке

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 80 человек

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного привлечения и удержания клиентов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные коммуникационные стратегии в образовательной среде: от управления до мотиваци

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психосемантика и социальная психология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек