Главная / Музыка / Музыкальная форма в жанрах танцевальной музыки

Музыкальная форма в жанрах танцевальной музыки


Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

«Казанское хореографическое училище» (техникум)










Методическая работа

на тему


Музыкальная форма в жанрах танцевальной музыки











Преподавателя

музыкально-теоретических

дисциплин

Колобовой А.О.




2016

Категория музыкальной формы, будучи многогранным и емким понятием, подразумевает различные ракурсы рассмотрения. Музыкальная форма – это воплощение содержания музыкального произведения, в то же время это и тип музыкальной композиции, структура произведения. Поскольку музыкальные формы являются результатом организации звукового материала в единое целое с помощью системы элементов и их отношений, в качестве формообразующих средств в музыке выступают метр, тематическое и гармоническое развитие. Музыкальная мысль воплощается в метрической организации, синтаксической структуре мелодии, аккордике и ладогармонических особенностях, тембрах и реализуется в музыкальной форме.

Фундаментальные принципы формообразования воплощаются в изложении тематического материала, его точном или видоизмененном (варьированном) повторении, его продолжении, его разработке, сопоставлении с новым контрастирующим материалом. Структурные единицы музыкальной формы объединяются в разделы формы в соответствии с распределением тематического материал, а также с выполнением определенных функций в рамках целого (экспозиция материала, разработка, реприза).

Приобщение детей к пониманию музыкальной формы желательно начинать с первых же шагов освоения игры на музыкальных инструментах. Осмысленное восприятие музыкальной формы способствует более глубокому проникновению в содержание музыкального произведения и помогает лучше понять музыкальный образ.

Знакомство с музыкальной формой следует начинать с изучения музыкального языка. Музыкальный язык представляет собой комплекс средств музыкальной выразительности, создающих музыкальный образ, настроение, характер музыкального произведения.

Освоение простых форм необходимо начинать с осмысления структуры периода, состоящего из двух, реже из трех построений, называемых предложениями. Очень важно научиться определять границы периода, опираясь на каденционные обороты. Периоды бывают весьма разнообразны: повторной и неповторной структуры, единого строения, разомкнутые, однотональные и модулирующие, квадратные и неквадратые, сложные.

Период чаще всего является частью какой-либо формы. Если же период представляет собой самостоятельную форму небольшого законченного произведения, то образуется одночастная форма. Границы одночастной формы часто расширяются за счет вступления и заключения, а также дополнения.

Как и вся история музыкального искусства, история формирования танцевальных жанров, в соответствии с этапами их эволюции, демонстрирует процессы трансформации жанров. Особого внимания заслуживает процесс «взаимной» жанровой трансформации, когда синтетические жанры, продолжая путь своего формирования, перевоплощаются в жанры чисто музыкальные или сугубо хореографические. Так, например, жанр танцевальной сюиты, получивший широкое распространение в Европе в XVIII веке, обрел жизнь и в качестве исключительно музыкального явления. Менуэты, аллеманды, куранты из сюит Баха и Генделя узнаваемо «танцевальны», поскольку запечатлели моторику движения в ритмоформулах, структуре.

Классическая танцевальная сюита: аллеманда, куранта, сарабанда, жига, дополнительные номера. Характеристика основных частей сюиты (темповые, метроритмические особенности).

Формы, типичные для старинных танцев:

- простая двухчастная форма (единство музыкального образа, общность музыкального тематизма, отсутствие контраста).

Примеры: Ж.Ф. Рамо «Менуэт», «Ригодон», Ж.Б. Люлли «Гавот», И.С. Бах «Бурре», «Аллеманда».

- форма рондо (многочастность, несоответствие частей по масштабам, отсутствие резких контрастов между рефреном и эпизодами). Форма рондо в танцах Ф. Куперена и Ж.Ф. Рамо.

Примеры: Ф. Куперен «Кукушка», Ж.Ф. Рамо «Тамбурин», «Рондо».

Простая трехчастная форма, ее связь со стилем венских классиков. Простая трехчастная форма в танцах Й. Гайдна, В. А. Моцарта.

Примеры: В.А. Моцарт «Менуэт» C-dur, Й. Гайдн «Менуэт» D-dur.

Еще один пример трансформации жанра из области хореографии – вариации. Вариация – составная часть вариационной формы, представляющая собой видоизменение темы. Вариация как широко распространенный музыкальный жанр является частью вариационного цикла, основным назначением которого является варьирование, развитие первоначального материала – темы. Вариация, став жанром классического балета, перевоплотилась в одну из частей балета (дивертисмента или другого составного танцевального жанра) и утратила свое музыкальное предназначение, получив другое – выступление солиста-танцовщика.

Примеры: П.И. Чайковский. Балет «Лебединое озеро» - вариация Принца, «Спящая красавица» - вариация «Авроры».

Вариация в этом качестве довольно редко воплощает принципы музыкального, и тем более хореографического, варьирования.

Интегративный  характер фортепианных занятий позволяет не только постигать основы исполнительства, но и изучать на конкретном и живом материале разнообразные музыкально-теоретические, музыкально-исторические и эстетические знания в их взаимосвязи.

Эстетически-творческая деятельность учащихся в процессе анализа музыкальных произведений способствует их общему интеллектуальному развитию, создает предпосылки для формирования эстетических чувств, суждений и оценок, художественных взглядов и вкусов.




Музыкальная форма в жанрах танцевальной музыки
  • Музыка
Описание:
Методическая разработка предназначена для студентов хореографических училищ (колледжей), школ искусств, балетных студий. Эстетически-творческая деятельность учащихся в процессе анализа музыкальных произведений способствует их общему интеллектуальному развитию, создает предпосылки для формирования эстетических чувств, суждений и оценок, художественных взглядов и вкусов.
Автор Колобова Анастасия Олеговна
Дата добавления 09.10.2016
Раздел Музыка
Подраздел Конспекты
Просмотров 112
Номер материала MA-067900
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы