Главная / Русский язык и литература / Музейный уголок «Сибирская старина» как средство формирования духовной культуры в развитии личности

Музейный уголок «Сибирская старина» как средство формирования духовной культуры в развитии личности

Музейный уголок «Сибирская старина» как средство формирования духовной культуры в развитии личности


Ф.А. Гареева, Е.В.Нартикоева

г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская обл.


Без прошлого нет будущего

Пословица


Каждое современное учебное заведение ставит своей целью создание благоприятных условий для самоопределения и самореализации учащихся. Несомненно, для достижения этой цели необходимы кадровые и материальные ресурсы, готовые работать в этом направлении. В МБОУ «Гимназия №12» города Ленинска-Кузнецкого на протяжении двадцати лет создаются все необходимые условия для воспитания и развития личности, любящей свой народ, свой край и свою Родину;  уважающей и принимающей ценности семьи и общества; любознательной, активно и заинтересованно познающей мир. Одним из направлений деятельности в гимназии является музейная педагогика, которая осуществляется на базе музея истории школы «Назад в будущее», класса-музея им. А.С. Пушкина, музейного уголка «Сибирская старина».

Музейный уголок «Сибирская старина» был задуман в 2012 году. Учитель технологии Гареева Ф.А. с группой учащихся среднего звена на протяжении двух лет собирали экспонаты и изучали быт сибирской деревни. В июне 2014 года состоялось открытие музейного уголка. Его целью является формирование у учащихся интереса к отечественной культуре, познанию истории родного края, уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений; содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы в различных видах музейной деятельности.

Также была разработана и апробирована программа внеурочной деятельности для учащихся 5-8 классов «История сибирской старины» [1]. Эта программа способствует воспитанию патриотического сознания школьников, гражданского самосознания, высокой нравственности;
вовлечению учащихся в общественно-полезные дела, развитию их инициативы; приобщению к историческому и культурному наследию малой Родины, формированию представлений о различных сторонах жизни своего города, края, района; пополнению и обновлению экспозиций музея, изучению быта как культурного наследия будущих поколений, научно - исследовательской работе по материалам музейных выставок; формированию у учащихся навыков лекционной деятельности, навыков работы с выставочным материалом.

Главная задача состоит в том, чтобы максимально использовать экспонаты музейного уголка в образовательном процессе на уроке технологии и во внеурочное время.

Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения в течение года организуется работа учащихся в музее, посещение музейных уроков и использование музейных материалов в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами. Работают три экспозиции: макет русской печи, быт старинной сибирской избы, декоративно-прикладное творчество.

Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Много практических навыков приобретают дети в процессе исследовательской деятельности музея. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов, экспонатов к родственникам, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках гимназии, муниципалитета, области. Учёт и хранение собранного материала производится на бумажном носителе. Существует инвентарная книга. Находится в разработке создание электронного носителя.

В соответствии с требованиями ФГОС музейный уголок используется и во внеурочной деятельности. Классные руководители имеют информацию обо всех возможных музейных занятиях, в соответствии с воспитательными задачами класса планируется работа на год. К формам работы во внеучебное время относятся беседы, экскурсии, организация встреч с ветеранами, старожилами, проведение игр, помощь в проведении праздников, народные календарные праздники.

В рамках работы музея организовано сетевое взаимодействие с городским краеведческим музеем, выставочным залом, библиотеками города, жителями, учителями, родителями. В отличие от государственного музея музейный уголок гимназии позволяет ребёнку выступить в качестве активного создателя. 

Школьный музей обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю родного края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

В текущем учебном году в нашем музее запланированы мероприятия, направленные на постижение духовного склада и обихода сибирского народа: проведение праздников и знаменательных дат православного и народного календаря; русских посиделок и игр; конкурсов на лучшую творческую работу по проблематике музея; конкурсов знатоков народных обрядов, обычаев и русского языка; встреч с представителями национальных обществ города и области. Также разработаны циклы лекций и лекций-концертов по теме «Крестьянские календарные праздники и обряды».

Привлекая актив учащихся, совет направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея, организует учет и хранение существующих фондов, проводит экскурсии по экспозициям музея, разрабатывает план работы.

Таким образом, музейный уголок «Сибирская старина» помогает реализовать новые образовательные стандарты, укрепляет связь между учащимися и их малой Родиной, способствует формированию самосознания, становлению активной жизненной позиции учащихся. Совместная деятельность педагогов, учащихся и их родителей формирует доверительные межличностные отношения, основанные на взаимопомощи, поддержке и общих интересах. Также формируются проектно-исследовательские умения и навыки учащихся, развивается их речь, активно пополняется словарный запас.


Литература


  1. Гареева, Ф.А. История Сибирской старины: программа внеурочной деятельности по направлению «духовно-нравственное» для учащихся 5-8 классов [Текст]/ Ф.А. Гареева. – Ленинск-Кузнецкий: МБОУ «Гимназия №12», 2014. – 56 с.

Музейный уголок «Сибирская старина» как средство формирования духовной культуры в развитии личности
  • Русский язык и литература
Описание:

Каждое современное учебное заведение ставит своей целью создание благоприятных условий для самоопределения и самореализации учащихся. Несомненно, для достижения этой цели необходимы кадровые и материальные ресурсы, готовые работать в этом направлении. В МБОУ «Гимназия №12» города Ленинска-Кузнецкого на протяжении двадцати лет создаются все необходимые условия для воспитания и развития личности, любящей свой народ, свой край и свою Родину;  уважающей и принимающей ценности семьи и общества; любознательной, активно и заинтересованно познающей мир. Одним из направлений деятельности в гимназии является музейная педагогика, которая осуществляется на базе  музея истории школы «Назад в будущее», класса-музея им. А.С. Пушкина,  музейного уголка «Сибирская старина».

Автор Нартикоева Евгения Викторовна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 326
Номер материала 18475
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓