Главная / Начальные классы / Музейная педагогика в повышении познавательного интереса учащихся

Музейная педагогика в повышении познавательного интереса учащихся





hello_html_m6ea8af78.gif



























Субачева Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

муниципального автономного

общеобразовательного учреждения –

средней общеобразовательной

школы № 11 города Тимашевска, телефон: сот. 89184864291









2014 год



(Слайд 1, 2) Предмет «Кубановедение» является важной частью образования на территории Краснодарского края и призван также решать основные задачи ФГОСа. Для развития познавательных универсальных учебных действий считаю актуальной тему моего выступления: «Музейная педагогика в повышении познавательного интереса учащихся».

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.

Задачи музейной педагогики:

  • воспитание любви к школе;

  • воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;

  • формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;

  • развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами;

  • формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

  • формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

Над данной проблемой работаю в течение трех лет. Выбор темы неслучаен: считаю необходимым на уроках «Кубановедения» и на внеурочных занятиях создать условия для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной педагогики и интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Из опыта могу сказать, что музейная педагогика позволяет мне значительно расширить возможности реализации идей авторов учебников по «Кубановедению» и помогает более качественно реализовать образовательные задачи, несомненную помощь оказывает в этом материал школьного музея, который располагает достаточным наглядным материалом.

Музейная экспозиция отвечает необходимым требованиям, она содержательна, убедительна, доступна, способствует изучению базисного учебного плана.

В школьном музее «Боевой славы» представлены следующие разделы:

  1. Заселение казаками Кубани; (Слайд 3)

  2. Великая Отечественная война; (Слайд 4)

  3. Афганская и Чеченские войны; (Слайд 5)

  4. Стенд, посвященный великому полководцу Георгию Константиновичу Жукову;

(Слайд 6)

  1. История школы. (Слайд 7)

Наш школьный музей «Боевой славы» в 2013-2014, 2014-2015 учебных годах занял I место в муниципальном этапе краевого ежегодного конкурса по военно-патриотическому воспитанию граждан, проживающих на территории Краснодарского края, на приз имени маршала Жукова. (Слайд 8)

Среди достопримечательностей музея:

    • Подлинные документы, награды, удостоверения, письма с фронта земляков.

    • Оружие периода Великой Отечественной войны.

    • Литературно - художественные и документально - публицистические издания.

    • Уникальные экспонаты – подлинные фотографии участников боевых действий.

    • Папка №1 «Письма огненных лет» (подлинники писем с фронта)

Все разделы экспозиций школьного музея активно используются мною на уроках «Кубановедения» и во внеурочной деятельности.

Интересно проходят в музее уроки. Обстановка музея «погружает» в культуру и быт казаков, помогает усвоить такие, например, темы, как: «Особенности труда и быта казаков»; «Казачья хата», «История моего города», «Великая Отечественная война на Кубани» и многие другие. (Слайд 9, 10, 11)

Опыт подтверждает целесообразность проведения уроков в музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций при изучении определенных тем учебной программы по «Кубановедению».

Чтобы уроки «Кубановедения» не отличались  нехваткой наглядного материала, прибегаю к помощи (Слайд 12) нашего музея семьи Степановых, с которым поддерживаю тесную связь: экскурсии, посещение выставок, мероприятий. Кроме этого, я с детьми бываю и на подворье семьи Степановых. (Слайд 13)

21 век требует перемен, и сегодня, шагая в ногу со временем, в рамках музейной педагогики активно использую современные образовательные технологии:

1. информационно-коммуникационные технологии;

2. проектные технологии;

3. игровые технологии.

Использование новых технологий в образовательном процессе не только улучшает показатели уровня усвояемости материала учащимися, но и развивает их знания о возможностях применения новейших информационных технологий.

Использование информационных технологий имеет свои преимущества:

  • повышение мотивации к обучению;

  • совершенствование практических умений и навыков;

  • обеспечивает условия для использования наглядности.

Проектная деятельность при изучении «Кубановедения» используется мною как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Особенно большую роль проектная деятельность играет на уроках «Кубановедения», в кружковой деятельности и во внеклассной работе. Конкретные дела в условиях школы всегда значимы. Дети любят что-то делать своими руками и демонстрировать конечный результат окружающим. Это способ самовыражения детей. При этом решаются очень многие учебные задачи, имеющие исследовательскую, организационную, конструкторскую и технологическую направленность. В ходе работы над проектом сильнее выражаются и ярче проявляются способности и интересы детей.

Для примера приведу опыт построения проекта "Ты и твое имя". К осуществлению проекта привлекаются родители.

Дети с удовольствием выбирают тематику творческих работ, собирают и обобщают материал, но при этом в своих работах ребята используют различные формы и методы: электронные носители, работа в Интернете, поисковая, исследовательская работа, работа с архивными материалами и наглядными пособиями.

В организации проектной работы на уроках «Кубановедения» выделяю несколько этапов, каждый из которых имеет определенные задачи:

1. Определение темы, уточнение целей исходного положения, выбор рабочей группы. Тема проекта определяется учителем, предпочтение отдаётся тем темам, на которые выделяется большее количество часов в соответствии с календарно-тематическим планированием, на те темы, которые интересны учащимся. Такие проекты, предложенные самими детьми, более успешны в реализации. Поскольку они не навязаны учителем, а идут от желания самих детей получить новые знания по данной теме.

2. Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде. На данном этапе важную роль играет распределение детей по группам.

3. Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности. На данном этапе, который может длиться от нескольких дней до нескольких недель, школьники собирают и уточняют информацию, собранную ими по теме проекта. В качестве источников могут быть книги, справочная литература, материалы электронных учебников, ресурсы Интернет. Особое внимание уделяю уже имеющимся знаниям, которые получены младшими школьниками в процессе их жизненного опыта.

4. Выполнение проекта. Этот этап связан с практической деятельностью учащихся, содержание которой связано с получением конкретного продукта деятельности, непосредственно связанной с темой проекта.

Например, работая по теме «Ты и твое имя» (Слайд 14), учащиеся выполняют аппликацию из различных материалов своего имени, проект «Казачья хата» - модель казачьих хат (Слайд 15), проект «Лекарственные растения Краснодарского края» - создание мини-энциклопедии лекарственных растений своей местности и т.д. На данный этап отводится от 3-5 дней до двух недель. При этом практическая работа учащихся не ограничивается уроками «Кубановедения», её интегрирую с уроками трудового обучения, изобразительного искусства и т.д.

5. Анализ выполнения проекта и достигнутых целей. Этот этап проектной деятельности можно рассматривать с двух сторон. Для учителя – это контроль знаний, полученных учащимися по данной теме. Информацию, собранную учащимися по теме, использую в дальнейшем, при объяснении нового материала, на уроках по закреплению изученного. Такая наглядность более интересна учащимся, ведь они её сделали сами.

6. Объяснение полученных результатов. Этот этап работы не виден ученикам, это работа учителя по сопоставлению тех целей, которые он ставил на первом этапе работы, с результатами, полученными в итоге. Пытаюсь вести такой анализ не в целом по результатам всего класса, сделали или не сделали работу, а индивидуально, как проявил себя каждый ученик, чему он научился за этот период.


Результатами проектной деятельности в рамках музейной педагогики являются многочисленные экспонаты и оформленные разделы экспозиций школьного музея (Слайд 16)


Кроме проектной деятельности, как средство для воспитания гражданской позиции и гражданского поведения учащихся как жителей Кубани использую, как было сказано выше, игровую технологию.

По способу существования и выражения содержания в своей учебной деятельности я использую следующие виды игр:

    1. тренинги и упражнения;

    2. конкурсы;

    3. викторины;

    4. интерактивные игры.

Учебная игра продолжает оставаться одним из наиболее широко используемых мной в практике преподавания средств обучения на уроках «Кубановедения» и во внеурочной деятельности. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет школьников, обогащает впечатлениями, помогает мне избежать назойливой назидательности, создает в классном коллективе атмосферу дружелюбия. В ходе игры все учащиеся незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов, начинают размышлять, т. к. положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации. (Слайд 17)

Воспитывая патриотизм и интернационализм, толерантное отношение к людям разных национальностей, развивая интеллектуальные способности учащихся, воспитывая стремления стать образованным человеком, способным в полной мере реализовать свой человеческий потенциал, организую встречи с интересными людьми: есаулом Тимашевского районного казачьего общества Дмитриевым Михаилом Владимировичем, участником боевых действий в Чечне, руководителем районной общественной организации «Боевое братство» Сапожниковым Иваном Ивановичем, ветераном боевых действий в Чечне, бывшим учеником нашей школы Бобровым Владимиром. (Слайд 18)

Как видно, широко использую возможности музея и во внеклассной работе. Мною, как учителем начальных классов и педагогом-организатором, создан отряд юных жуковцев из числа моих бывших учеников. В данном направлении работаю на основе положения о создании отряда «Юные жуковцы». На протяжении трех лет мы с учащимися принимали активное участие во многих мероприятиях: акции «Милосердие» и «Цветик – семицветик», оказание помощи и поздравление ветеранов и солдатских матерей-выпускников, уход за памятниками. (Слайд 19, 20)


На вопрос "Зачем это необходимо детям?" можно ответить следующее: это даст ощущение почвенности и будет способствовать формированию целостности картины мира и исторического процесса. В мире все закономерно и обусловлено, ничего не возникает на пустом месте и не уходит в никуда. Разрушение до основания непродуктивно и расточительно, такой подход обессиливает народ и ведет к исчезновению сначала культуры, а затем и его самого. 

Погружение детей в существующую музейную среду или создание музейной среды в школе предоставляет уникальную возможность приобщения учащихся к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности. Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива педагогов, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями.

Таким образом, использование музейной педагогики в развитии познавательного интереса учащихся при изучении «Кубановедения» способствует:

1. Развитию мотивов учебной деятельности учащихся, их познавательных потребностей, связанных с историей края, города, семьи.

2. Развитию способностей анализировать и оценивать явления социальной жизни, творческо-поисковых способностей.

3. Формированию жизненной позиции учащихся и мировоззрению как жителя Кубани.

4. Социализации личности школьника как гражданина мира, России, Кубани.


Результатом использования музейной педагогики является активное участие учащихся во всех конкурсах, мероприятиях, олимпиадах по «Кубановедению» и достижение ими высоких результатов. (Слайд 21)

Предмет «Кубановедение» стал одним из любимых предметов в школе, а главным мотивом при изучении предмета стал познавательный интерес.

Также показателем выводов является мониторинг успеваемости и качества знаний учащихся. Так, например, качество знаний учащихся постоянно растет в течение трех лет, успеваемость учащихся составляет - 100% .

Данное выступление по повышению познавательной активности учащихся на уроках «Кубановедения» и во внеурочное время на основе музейной педагогики получило общественное признание в сети Интернет, где я сотрудничаю со многими образовательными порталами («Учительский портал», «Сеть творческих учителей»).

Таким образом, данная работа по повышению познавательного интереса учащихся посредством музейной педагогики позволяет не только расширить, обобщить и углубить знания учащихся о своей малой родине, но и сформировать устойчивый интерес к предмету, сделать его жизненно необходимым и значимым для человека, считающего себя грамотным, воспитанным и любящим Родину, человеком, за которым будущее России и Кубани.



Музейная педагогика в повышении познавательного интереса учащихся
  • Начальные классы
Описание:

Предмет «Кубановедение» является важной частью образования на территории Краснодарского края и призван также решать основные задачи ФГОСа. Для развития познавательных универсальных учебных действий считаю актуальной тему моего выступления: «Музейная педагогика в повышении познавательного интереса учащихся».

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.

Задачи музейной педагогики:

·             воспитание любви к школе;

·             воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;

·             формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;

·             развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами;

·             формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

·             формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

Над данной проблемой работаю в течение трех лет.  Выбор темы неслучаен: считаю необходимым на уроках «Кубановедения» и на внеурочных занятиях создать условия для  гражданского и патриотического воспитания  учащихся посредством музейной педагогики  и интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Из опыта могу сказать, что музейная педагогика позволяет мне значительно расширить возможности реализации идей авторов учебников по «Кубановедению» и  помогает более качественно реализовать образовательные задачи, несомненную помощь оказывает в этом материал школьного музея, который располагает достаточным наглядным материалом.

Музейная экспозиция отвечает необходимым требованиям, она содержательна, убедительна, доступна, способствует изучению базисного учебного плана.

В школьном музее «Боевой славы» представлены следующие разделы:

1.      Заселение казаками Кубани; (Слайд 3)

2.      Великая Отечественная война; (Слайд 4)

3.      Афганская и Чеченские войны; (Слайд 5)

4.      Стенд, посвященный великому полководцу Георгию Константиновичу Жукову;

(Слайд 6)

5.      История школы. (Слайд 7)

Наш школьный  музей «Боевой славы» в 2013-2014, 2014-2015 учебных годах занял I место в муниципальном этапе краевого ежегодного конкурса по военно-патриотическому воспитанию граждан, проживающих на территории Краснодарского края, на приз имени маршала Жукова. (Слайд 8)

Среди достопримечательностей музея:

üПодлинные документы, награды, удостоверения, письма с фронта земляков.

üОружие периода Великой Отечественной войны.

üЛитературно - художественные и документально - публицистические издания.

üУникальные экспонаты – подлинные фотографии участников боевых действий.

üПапка №1 «Письма огненных лет» (подлинники писем с фронта)

 Все разделы экспозиций школьного музея активно используются мною на уроках «Кубановедения» и во внеурочной деятельности.

Интересно проходят в музее уроки. Обстановка музея «погружает» в культуру и быт казаков, помогает усвоить такие, например, темы, как: «Особенности труда и быта казаков»; «Казачья хата», «История моего города», «Великая Отечественная война на Кубани» и многие другие. (Слайд 9, 10, 11)

 

Опыт подтверждает целесообразность проведения уроков в музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций при изучении определенных тем учебной программы по «Кубановедению». 

Автор Субачева  Татьяна Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 448
Номер материала 25760
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓