Музейная педагогика в ДОУ
В какой-то момент маленького
философа начинают интересовать вечные вопросы: «Что такое искусство, как и
почему оно возникло?", «В чем секрет красоты?», «Почему все люди и народы
на планете Земля разные?» и т.п. Бывает не просто ответить ребенку на подобные
вопросы, да еще и говорить при этом простым, доступным, ясным языком.
И тут на помощь взрослым наставникам
приходит музейная педагогика. Музейная педагогика в детском саду
со своими методами, средствами, программами поможет не только ответить на
бесконечные "Зачем?" и "Почему?", но и покажет связь
времен, культуру и историю народа, духовный опыт человечества. Кроме того,
музей - это еще и прекрасная среда, в которой организуется патриотическое воспитание дошкольников. Но,
чтобы воспользоваться ее помощью, необходимо следовать неким правилам и
постулатам
Правило
первое. К посещению любого музея необходимо серьезно, целенаправленно готовиться,
а потом закрепить полученные впечатления и знания.
Включение музеев в
образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое, как может
показаться на первый взгляд. Педагоги, воспитатели, родители, знавшие великое и
незаменимое значение музея как воспитательного и образовательного феномена,
выражают порой недоумение: водят своих воспитанников в музей едва ли не каждый
месяц, а ожидаемый результат все не достигается. Дети продолжают скучать, не
могут сосредоточиться, не ведут себя положенным образом, а нередко отказываются
от очередного посещения благородного учреждения. Словом, количество никак не
переходит в качество.
Оказывается, дело вовсе не в
частоте посещений, а в степени подготовленности ребенка к восприятию
предметного, условного музейного языка. Иными словами, необходима «прививка»
музейной культуры. Привести детей в музей и ожидать от них полноценного
восприятия музейной информации (эмоциональной реакции, выявления главной идеи
экспозиции или экспозиционного комплекса, эстетического наслаждения и т.д.) -
дело наивное и безнадежное. Это все равно, что уповать на то, что человек,
впервые взявший в руки скрипку, кисть, глину, начнет создавать шедевры.
Музейный педагог
(воспитатель) должен отдавать себе отчет в том, что ребенок не подготовлен к
восприятию сложно символического языка музея, к постижению скрытого смысла
окружающих его вещей. Задача в том и состоит, чтобы помочь маленькому человеку
в этой непростой очень важной познавательной деятельности. Освоение (открытие)
окружающего мира начинается с малого. С «путешествия» по своей комнате,
квартире, с ново взгляда на привычные вещи. Если малыш научится в простом,
обыденном видеть важное, интересное, он сумеет распознавать скрытые смыслы в
отдаленных сложных явлениях и фактах культуры. Мир обыкновенных вещей более
доступен и близок детям. Педагогу в сфере культурологического образования и
эстетического воспитания отводится роль проводника в этот мир. Вооружившись
методами музейной педагогики, он может повести начинающих следопытов дорогами
познания к бесчисленным открытиям.
На предваряющих музейное
посещение занятиях в детском саду педагог должен раскрыть своим питомцам смысл
такого непростого феномена, каким является музей, познакомить со скрытыми
смыслами и значениями предметов из окружающего мира как знаков культуры.
«Говорящий» предмет помогает раскрыть сущность абстрактного культурологического
или философского понятия («время», «культура», «музей», «памятник», «реликвия»
и т.д.), объяснить сложные закономерности. В стенах музея маленькие посетители
вместе с музейным педагогом продолжают начатый в дошкольном учреждении
разговор, опираясь на материал музейной экспозиции.
«Бабушкины чердаки и сундуки», семейные
альбомы и реликвии - незаменимые помощники в изучении истории и культуры. К
тому же в распоряжении педагога имеется большой выбор видеоматериалов и
других иллюстративных материалов, открывающих богатейший мир коллекций
российских и зарубежных музеев.
Правило
второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности - формирование творческой личности, способной заинтересованно
воспринимать культурное наследие как часть настоящего и сознавать свою ответственность
не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия
другим поколениям.
Слова, звучащие несколько
пафосно, на самом деле обозначают весьма конкретное явление и призывают к
целенаправленным действиям. Культурное наследие во всем его многообразии
должно служить в качестве противоядия против псевдоценностей, массовой
культуры, стремительно и агрессивно захватывающих сегодня
культурное пространство. Следовательно, мы обязаны учить ребенка с дошкольного
возраста отличать настоящее от подделки, истинное искусство от китча,
прекрасное от дурного. А где, как не в музее, хранящем отобранные временем и
оцененные поколениями и экспертами произведения искусства и артефакты
истории, формировать развитый вкус, истинные ценности. Начать эту непростую
работу можно и нужно еще за пределами музея - в детском саду, на предваряющих
занятиях. Так, участниками «диалога» могут быть старинные предметы,
отличающиеся изысканным вкусом: неброским рисунком, изящными линиями,
совершенной формой, например старинная амфора, изящная чашечка и др. В диалог
с ними вступают вещи, олицетворяющие современный китч, - та же «игрушечная»
амфора, но с ярким, кричащим, псевдоантичным рисунком, утрированными формами.
Словом, осуществлению этой
важной миссии по формированию у ребенка личностного, эмоционального отношения
к культурному наследию может способствовать музейное образование.
Правило третье.
Культурологическое и эстетическое образование с помощью музейных средств
возможно только на основе знания и учета особенностей детского восприятия,
строгого следования психолого-педагогическим принципам, разработанным
отечественными и зарубежными специалистами
Я слышу - и забываю.
Я вижу - и вспоминаю.
Я делаю - и постигаю.
Это приписываемое Конфуцию
изречение может служить своеобразным эпиграфом к музейной педагогике, ибо в
нем заключен важнейший принцип данного направления образовательной
деятельности. Изречение осмыслили современные ученые и выразили его на сухом
языке цифр:
То, что слышим, - 10%.
То, что видим, - 50%.
То, что делаем, - 90%.
В основе развивающих методик
музейной педагогики лежит и постулат выдающегося русского психолога и
педагога Л.С. Выготского, и постоянное обращение к опыту зарубежных психологов
и педагогов, и рекомендации выдающихся швейцарских ученых - психолога Жана
Пиаже и педагога Иоганна Генриха Песталоцци.
Уникален опыт
психолого-педагогической деятельности известного итальянского педагога Марии
Монтессори, свидетельствующий: основа обучения и воспитания детей - сенсорное
воспитание. Под воспитанием органов чувств Монтессори понимала не умение
различать цвет, форму и различные качества предметов, а утончение чувств, развитие
внимания, способности к собственному суждению о предмете. Важно и интересно
для музейной педагогики предлагаемое Монтессори широкое использование чувства осязания,
которым оно часто заменяет зрение, учить видеть руками. И ныне музейные
педагоги действуют согласно этому принципу, когда вместе со своими воспитанниками
с трепетом касаются старинных предметов, памятников архитектуры... Этот
важнейший принцип освоения ребенком окружающей действительности дополняется
другим: «Помоги
ему сделать это самостоятельно». Когда речь идет о
таких сложных и тонких материях, как познание себя, других, окружающего мира,
пагубным может оказаться любое насилие, давление, авторитарное суждение,
которыми подчас грешат и педагоги, и воспитатели: «Делай, как я. Люби то, что
близко мне». Музейная педагогика в детском саду
призывает дать ребенку возможность самому манипулировать предметами, извлекать
заложенную в них информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор.
Изучив эти и другие исследования, отечественные специалисты в области музейного
образования сделали для себя единственный вывод: лишь апеллируя к эмоциональной
сфере детей, мы вправе говорить о решении сложнейшей психолого-педагогической
задачи - включении общечеловеческих ценностей во внутренний духовный мир
каждого ребенка. Иными словами, главный методический принцип музейной
педагогики совпадает с главным принципом ценностного освоения действительности: «Ценностям нельзя научиться, ценности необходимо пережить».
На практике принцип включения ребенка в
активный познавательный процесс в пространстве музея воплощается в заявленном
девизе детских музеев и специализированных экспозиций для детей - hand's on - «знание через руки». В большинстве зарубежных музеев
знакомство с экспозицией, как правило, заканчивается творческой работой детей в
музейных классах или мастерских. Здесь непосредственно закрепляются полученные
знания, которые тем самым становятся личным приобретением каждого
ребенка. Изучение и анализ практической и теоретической деятельности
отечественных и зарубежных ученых, опыта работы музейных педагогов Москвы и
других регионов позволили предложить следующие методы, наиболее точно
отвечающие психолого-педагогическим установкам. Речь идет социальных ролях, создании игровых
ситуаций, практическом манипулировании предметами, об использовании
ассоциативных связей, о театрализации самостоятельной
поисково-исследовательской деятельности.
Широкий спектр методов определяет
неограниченный набор всевозможных приемов и форм работы: викторины, кроссворды,
шарады, ребусы, командные соревнования. Они тесно взаимосвязаны между собой,
поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях. Отсюда творческие задания,
выполняемые как в дошкольном учреждении, так и на музейных экспозициях, а также
праздники, театральные постановки и т.п.
Ведущий метод в работе с
детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно игре, моделируя
разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми
навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально
развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного
исторического времени, а значит, осваивать преобразовывать и присваивать
накопленные историко-культурные ценности. В процессе игры решаются и обратные
задачи: развивается память, творческая фантазия, воображение, образное
мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь.
Правило
четвертое. Музейное образование предполагает необходимость четкой, структурно и
содержательно выверенной программы.
Формирование у ребенка
целостной картины мира, стимулирование его творческих способностей и интереса к
окружающему миру возможны на основе специальных занятий в музеях разного
профиля, снабженных соответствующими творческими заданиями, маршрутными листам
и др., на основе специальных музейно-образовательных программ, в которые
включены музеи разного профиля. К таким программам относятся: «Музей и культура»,
«Предметный мир культуры», «Музей и окружающий мир», «Здравствуй, музей!»
(авторы этих программ - работники Русского музея в Санкт-Петербурге); в них
каждая тема или раздел курса комплексно освещается под разными углами зрения на
основе музейного, предметного материала.
Правило
пятое. Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость.
Тогда исторические и культурологические
факты, великие имена, стиль, вкусовые ориентиры эпохи - то, что составляет
понятие «чувство времени», - останутся не только в сознании, но и в сердцах
детей навсегда. Такими могут быть сценарии вводных занятий при подготовке детей
к посещению музея или организация выставок-экспозиций в детском саду и
образовательная работа в них.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.