Главная / Русский язык и литература / Музейная педагогика на уроках русского языка и литературы

Музейная педагогика на уроках русского языка и литературы

Одной из актуальных проблем, обсуждаемых на страницах профессиональных журналов, адресованных педагогической аудитории, является проблема применения инновационных педагогических технологий. Поэтому в современных условиях для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала.

Изучая произведения художественной литературы, читая и разбирая различные тексты на уроках русского языка, можно «приблизить» и «оживить» прошлое, совершить увлекательные путешествия, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию гражданских, патриотических, эстетических и этических качеств. И сделать это можно с помощью возможностей, которые дает музейная педагогика.

Музейная педагогика позволяет реализовать поисковый подход в учебном процессе, который, несомненно, является наиболее востребованным современной школой. В рамках этого подхода целью обучения является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт, ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов

В широком понимании музейная педагогика – это наука о воспитании средствами музея. Главное в музейной технологии - уроки доброты.

Музейная технология дает неограниченные возможности учителю для проведения нестандартных уроков. Это урок в музее, урок-описание экспоната музея, урок-защита проекта, презентация поискового материала, интегрированные уроки с использованием музейных материалов.

НО основная форма работы музея - экскурсии

Экскурсии, как одна из форм организации учебного процесса, возникли в конце XVIII – начале XIX века как метод обучения, способствующий развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у учащихся. В течение XIX века экскурсии постепенно становятся органичной частью учебного процесса в школе.

С момента внедрения новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии.

Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual – похожий, неотличимый. Первые виртуальные музеи стали появляться в Интернете в 1991 году. Они представляли собой небольшие сайты с информацией о самом музее, о его географическом положении и режиме работы. В дальнейшем на страницах виртуальных музеев стали появляться виртуальные экспозиции. В настоящее время количество и глубина изложенного материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и возможно, уже через несколько лет свои собственные виртуальные экскурсии будут иметь все музеи мира.

Виртуальные литературные экскурсии можно разделить на следующие виды:

  • литературно-биографические – это экскурсии, связанные с жизнью и биографией писателя;

  • литературно-краеведческие – это экскурсии по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга;

  • историко-литературные – экскурсии, раскрывающие определённые периоды развития русской национальной культуры и литературы;

  • литературно-художественные – экскурсии по мировым выставочным залам;

  • обзорные сайты, где собрано несколько виртуальных экскурсий в рамках знакомства с одним писателем.

На практике деление экскурсий на чётко определённые группы носит условный характер.


Использовать форму работы в виде виртуальной экскурсии на уроке можно по-разному.

Сейчас в системе интернет можно найти уже готовые к использованию на уроке виртуальные экскурсии. http://ria.ru/video/20110518/375496713.html

http://www.youtube.com/watch?v=Ib9dsMr54EU

http://www.youtube.com/watch?v=W01jUg6sTKA

Эти и подобные материалы можно использовать на уроках литературы ,когда мы ведем разговор о биографии писателя, знакомимся с его творчеством в целом, а также на уроках развития речи по русскому языку. Эти экскурсии носят характер наглядности и обеспечивает видеоряд к той информации, которую мы хотим сообщить ученикам.

В мультимедийной копилке нашего Методического объединения собрано большое количество сайтов, где можно найти готовые экскурсии по различным музеям и местам, связанным с жизнью великих людей.

Следующий способ применения метода виртуальной экскурсии на уроке – это работа с ресурсами интернет . Конечно, это возможно только при наличии подобного подключения и необходимого количества компьютеров.

Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с учащимися. Здесь педагог определяет цели и задачи экскурсии, раздаёт маршрутные листы. Особое внимание учащихся следует обратить на способы навигации по сайту, от одной экспозиции к другой.

Подготовка экскурсии осуществляется по определенному плану:

1. Определяется цель экскурсии;

2. Выбирается объект изучения;

3. Поиск Интернет-ресурсов об изучаемом объекте;

4. Формулируются проблемы;

5. Определяются задачи, которые учащимся необходимо будет решить на уроке;

6. Определяется последовательность ознакомления с сайтами и создание путеводителя для

учащихся по сайтам (это может быть список URL-адресов);

7. Определение формы отчета или наглядного оформления результатов экскурсии

На втором этапе учащиеся знакомятся с материалами на сайтах.

1. Сбор информации. Обмен информацией.

2. Создание практической работы - презентации по ознакомлению или закреплению изучаемого материала. В подготовке отчетности об экскурсии гораздо ценнее умение учащихся работать с полученной информацией — вычленять главное в информационных сообщениях, находить дополнительную информацию в различных источниках, наконец, создавать свои собственные информационные сообщения.

Огромную роль в активизации деятельности учащихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ученики не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском литературоведческой информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий. Во время проведения экскурсии учащиеся могут записывать тезисы в тетрадь, копировать материалы с сайта в свои папки, делать пометки.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся; намечает творческие задания для них: написать сочинения, подготовить доклады, составить альбомы. Особое внимание нужно уделить продумыванию финала урока. В зависимости  от типа, темы и целей урока завершающий этап  может быть разным. Лучшим финалом можно считать открытый финал - когда возникнет много вопросов, и на них нет однозначного ответа - финал обращен к сердцу каждого ученика.

Несмотря на кажущуюся простоту проведения виртуальных экскурсий на уроке, учитель может столкнуться с рядом проблем. Первая и главная проблема — это отсутствие подключения школы к сети Интернет. Следующей проблемой может быть ограниченное количество компьютеров и компьютерных классов в школе.


В данном случае на помощь учителю могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим учителем. И это уже третий способ применения данной формы организации учебного процесса. Такие мультимедийные экскурсии также относятся к разряду виртуальных, но для их организации нет необходимости подключения к сети Интернет. Достаточно иметь в кабинете компьютер и мультимедийный проектор. Достоинства данных экскурсий в том, что учитель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии. В материалы таких экскурсий могут быть включены литературоведческие термины и определения, исторические карты, тезисы по теории литературоведения.( пример экскурсии о Грибоедове) пример Андерсен, Грибоедов.

Что касается уроков русского языка, то применять элементы музейной технологии можно и здесь.


Так, изучая тему «Лексика» на уроках русского языка, мы говорим о замечательном человеке, составителе «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Дале. Однако не каждый знает, что многие страницы жизни собирателя слов связаны с Петербургом: в Морском кадетском корпусе он  учился, также В.И. Даль был хорошо знаком с А.С. Пушкиным. У смертного ложа великого поэта на Мойке,12 был до  последнего часа,  стараясь облегчить страдания друга (во время урока показать презентацию, слайды о местах в Петербурге, связанных с именем В.И. Даля).  Учащимся можно предложить побыть в роли В.И. Даля, т.е. составить свой словарь некоторых слов и понятий: игра «Кто больше?». Ребятам предлагается назвать как можно больше слов-описаний настроения, утра, улыбки и т.д.

Так же использовать виртуальные экскурсии можно на уроках развития речи, когда речь идет о работе с картинами . Здесь можно обратиться как к биографии художника, так и к экспонатам того музея, где находится картина.


Таким образом, использование элементов музейной педагогики делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным

Адреса литературных музеев.


1. http://www.museum.ru

2. Литературные места

3. Литературные памятники Москвы


Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С.Грибоедова Хмелита



http://ria.ru/video/20110518/375496713.html

http://pushkin.novgorod.ru/

Всероссийский музей А.С.Пушкина

Государственный музей А.С. Пушкина 

Музей-заповедник А.С.Пушкина "Михайловское"

Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина (усадьбы Захарово и Вяземы)


Главная Государственный музей-заповедник Тарханы

Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова

http://www.tarhany.ru/about



http://museum.prometey.org/

http://www.museum.transconsulting.ru/Московский литературный музей-центр Константина Георгиевича Паустовского


www_school_edu_ru Александр Николаевич Островский (1823-1886)



http://www.goncharow.net.ru/,


Музей Тютчева – Овстуг

Музей-усадьба Мураново_The Feodor Tyutchev State Museum

http://www.youtube.com/watch?v=Ib9dsMr54EU

http://www.youtube.com/watch?v=W01jUg6sTKA


Музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново" 

http://www.spasskoye-lutovinovo.ru

http://www.turgenev.org.ru/museum/bougeval.htm

http://www.turgenev.org.ru/museum/moskva.htm

Литературный музей И.С. Тургенева

Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С.Тургенева Спасское-Лутовиново


Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А.Некрасова Карабиха


Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского


Государственный музей Л.Н. Толстого 

http://www.yasnayapolyana.ru/index.html


Государственный мемориальный и природный заповедник Музей-усадьба Л.Н.Толстого

Ясная Поляна


Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П.Чехова (Мелихово)


www_school_edu_ru Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)


Государственный музей А.М. Горького 

www_school_edu_ru Максим Горький (1868-1936)

Экспозиции - Государственный музей А_М_Горького


www_school_edu_ru Андрей Белый

www_school_edu_ru Валерий Яковлевич Брюсов

www_school_edu_ru Николай Степанович Гумилев (1886-1921)

www_school_edu_ru Осип Эмильевич Мандельштам (1891-1938)

http://www.brusov.net.ru/


www_school_edu_ru Александр Александрович Блок

http://shakchmatovo.amr-museum.ru/

Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А_А_Блока


www_school_edu_ru Сергей Александрович Есенин (1895-1925)

http://www.museum-esenin.ru/

Музей-заповедник С.А. Есенина 


E-mail: museum@mayakovsky.info

www_school_edu_ru Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)


www_school_edu_ru Владимир Галактионович Короленко (1853-1921)


Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме 

The Anna Akhmatova Museum at The Fountain House Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме

www_school_edu_ru Анна Андреевна Ахматова


Thwww_school_edu_ru Борис Леонидович Пастернак

Музей Бориса Пастернака


www_school_edu_ru Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)

Дом-музей Марины Цветаевой


www_school_edu_ru Андрей Платонович Платонов


www_school_edu_ru Алексей Николаевич Толстой


www_school_edu_ru Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940)

Культурный центр "Булгаковский дом"

http://www.museum-bulgakov.iatp.org.ua/russian/bulgmus0.html

Museum of M_A_ Bulgakov in Moscow

Булгаковский Дом, музей Булгакова в Москве. Дом Булгакова, клуб, кафе 302-бис

Литературно-мемориальный музей Михаила Булгакова в Киеве


www_school_edu_ru Александр Трифонович Твардовский


Шолоховский район _ Станица Вешенская


www.shukshin.museum.ru

 Музей В_М_ Шукшина в Сростках -  Василий Макарович Шукшин  

Всероссийский мемориальный музей-заповедник В_М_Шукшина

www_school_edu_ru Василий Макарович Шукшин


www_school_edu_ru Валентин Григорьевич Распутин


www_school_edu_ru Виктор Петрович Астафьев


www_school_edu_ru Александр Исаевич Солженицын


www_school_edu_ru Иосиф Александрович Бродский (1940-1996)



Музеи и сайты писателей и поэтов

Информационные страницы сайтов любых музеев России можно найти с помощью поисковой системы на портале Музеи России – www.museum.ru.


Музеи и сайты А.С. Пушкина. В России их несколько. Основные – два. Государст-венный музей А.С. Пушкина в Москве: www.museum.ru/M291/ - справочная страница; www.pushkinmuseum.ru -. собственный сайт. Всероссийский музей А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге: справочная страница - www.museum.ru/M101/;. собственный сайт – www.pushkin.ru, поддерживается компанией "Петерлинк" с 1996 г. Литературный музей Института русской литературы РАН ("Пушкинский дом") – www.museum.ru/M188/. Пушкин Александр – www.online.ru/sp/eel/russian/Pushkin.Alexander/.


Музеи М.Ю. Лермонтова. Государственных музеев –два: Дом-музей М.Ю. Лермон-това в Москве – www.museum.ru/M313/ и Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова в Пятигорске (Ставропольский край) – www.museum.ru/M1837/. По музеям М.Ю. Лермонтова в Сети есть много справочных и рекламных страниц. Электронные вер-сии экспозиций пока отсутствуют.


Музей Н.В. Гоголя. Виртуальный Миргород – Н.В. Гоголь, - страница Н.В. Гоголя в Сорочинцах на сайте Миргорода (Украина) - mirgorod.virtualave.net/tree/rtop/gogol.htm.


Музеи И.С. Тургенева. Музей И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново" – www.spasskoye-lutovinovo.ru. Сайт Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев – turgenev.org.ru. Сайты Государственного литературного музея И.С. Тургенева в Орле (три версии) – www.valley.ru/~art/lit_main.htm, www.media.orel.ru/lit_museum/, www.art.oryol.ru/lit_main.htm.


Музей А.С. Грибоедова – www.museum.ru/M682/. Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова "Хмелита" – пока единст-венный в России музей А.С. Грибоедова. Располагается в селе Хмелита Вяземского рай-она Смоленской области.


Музеи и сайты Л.Н. Толстого. Государственный Музей Л.Н. Толстого в Москве – www.museum.ru/M299/. Другие музеи: Государственный мемориальный и природный за-поведник Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная поляна" – www.museum.ru/M531/; Музей Л.Н. Толстого на станции "Лев Толстой" в Липецкой области – www.museum.ru/M1791/. Это бывшая станция "Астапово", где Л.Н. Толстой провёл последние 7 дней жизни и скончался 7(20) ноября 1910 г. Толстой Лев: жизнь и творчество – users.aol.com/Tolstoy28/.


Сайты и музеи А.П. Чехова. Антон Чехов – www.online.ru/sp/eel/Chechov.Anton/. Дом-музей А.П. Чехова в Москве – www.museum.ru/M309/. Государственный литератур-но-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова в д. Мелихово Чеховского района Мос-ковской области – www.museum.ru/M447/.


Музеи А.М. Горького. Их более 10. Основной - Государственный музей А.М. Горького – www.museum.ru/M1886/. Музей-квартира А.М. Горького в Нижнем Новгороде – www.museum.ru/M1891/. Литературно-мемориальный музей А.М. Горького в Казани – www.museum.ru/M1813/. Музей А.М. Горького Института мировой литературы им. А.М. Горького в Москве – www.museum.ru/M347/.


Сайты и музеи С.А. Есенина. Есенин Сергей – www.online.ru/sp/eel/russian/Esenin.Sergey/. Государственный музей С.А. Есенина в Мо-скве – www.museum.ru/M1122/. Государственный музей-заповедник С.А. Есенина в с. Константиново Рыбновского района Рязанской области – www.museum.ru/M1644/.


Государственный музей В.В. Маяковского – www.museum.ru/M292/.

М. Булгаков. Булгаковская энциклопедия – www.bulgakov.ru. Страницы Михаила Булгакова на Mediapolis.Com.Ru – mediapolis.com.ru/alphabet/b/bulgakov_mihail/.




Музейная педагогика на уроках русского языка и литературы
  • Русский язык и литература
Описание:

Одной из актуальных проблем, обсуждаемых на страницах профессиональных журналов, адресованных педагогической аудитории, является проблема применения инновационных педагогических технологий. Поэтому в современных условиях для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала.

Расширить кругозор учащихся, способствовать развитию гражданских, патриотических, эстетических и этических качеств можно  с помощью возможностей, которые дает музейная педагогика.

 


Автор Анохина Елена Юрьевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1060
Номер материала 37697
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓