Одной из актуальных проблем, обсуждаемых на страницах
профессиональных журналов, адресованных педагогической аудитории, является
проблема применения инновационных педагогических технологий. Поэтому в
современных условиях для успешной организации учебного процесса перед педагогом
встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала.
Изучая
произведения художественной литературы, читая и разбирая различные тексты на
уроках русского языка, можно «приблизить» и «оживить» прошлое, совершить
увлекательные путешествия, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию
гражданских, патриотических, эстетических и этических качеств. И сделать это
можно с помощью возможностей, которые дает музейная педагогика.
Музейная педагогика позволяет реализовать поисковый
подход в учебном процессе, который, несомненно, является наиболее
востребованным современной школой. В рамках этого подхода целью обучения
является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт,
ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний,
способов действий, личностных смыслов
В широком
понимании музейная педагогика – это наука о воспитании средствами музея. Главное в музейной технологии - уроки доброты.
Музейная
технология дает неограниченные возможности учителю для проведения нестандартных
уроков. Это урок в музее, урок-описание экспоната музея, урок-защита проекта,
презентация поискового материала, интегрированные уроки с использованием
музейных материалов.
НО
основная форма работы музея - экскурсии
Экскурсии, как одна из форм организации учебного процесса,
возникли в конце XVIII – начале XIX века как метод обучения, способствующий
развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у учащихся. В течение
XIX века экскурсии постепенно становятся органичной частью учебного процесса в
школе.
С момента внедрения новых
информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к
экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные
экскурсии.
Термин «виртуальный»
происходит от английского слова virtual – похожий, неотличимый. Первые
виртуальные музеи стали появляться в Интернете в 1991 году. Они представляли
собой небольшие сайты с информацией о самом музее, о его географическом
положении и режиме работы. В дальнейшем на страницах виртуальных музеев стали
появляться виртуальные экспозиции. В настоящее время количество и глубина
изложенного материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и
возможно, уже через несколько лет свои собственные виртуальные экскурсии будут
иметь все музеи мира.
Виртуальные литературные
экскурсии можно разделить на следующие виды:
·
литературно-биографические –
это экскурсии, связанные с жизнью и биографией писателя;
·
литературно-краеведческие –
это экскурсии по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя,
поэта, драматурга;
·
историко-литературные –
экскурсии, раскрывающие определённые периоды развития русской национальной культуры
и литературы;
·
литературно-художественные –
экскурсии по мировым выставочным залам;
·
обзорные сайты, где собрано
несколько виртуальных экскурсий в рамках знакомства с одним писателем.
На практике деление
экскурсий на чётко определённые группы носит условный характер.
Использовать форму
работы в виде виртуальной экскурсии на уроке можно по-разному.
Сейчас
в системе интернет можно найти уже готовые к использованию на уроке
виртуальные экскурсии. http://ria.ru/video/20110518/375496713.html
http://www.youtube.com/watch?v=Ib9dsMr54EU
http://www.youtube.com/watch?v=W01jUg6sTKA
Эти
и подобные материалы можно использовать на уроках литературы ,когда мы ведем
разговор о биографии писателя, знакомимся с его творчеством в целом, а также
на уроках развития речи по русскому языку. Эти экскурсии носят характер
наглядности и обеспечивает видеоряд к той информации, которую мы хотим сообщить
ученикам.
В мультимедийной копилке нашего Методического объединения собрано большое
количество сайтов, где можно найти готовые экскурсии по различным музеям и
местам, связанным с жизнью великих людей.
Следующий
способ применения метода виртуальной экскурсии на уроке – это работа с
ресурсами интернет . Конечно, это возможно только при наличии подобного
подключения и необходимого количества компьютеров.
Проведение экскурсии следует начинать со вступительной
беседы с учащимися. Здесь педагог определяет цели и задачи экскурсии, раздаёт
маршрутные листы. Особое внимание учащихся следует обратить на способы
навигации по сайту, от одной экспозиции к другой.
Подготовка экскурсии осуществляется по определенному плану:
1.
Определяется цель экскурсии;
2.
Выбирается объект изучения;
3.
Поиск Интернет-ресурсов об изучаемом объекте;
4.
Формулируются проблемы;
5.
Определяются задачи, которые учащимся необходимо будет решить на уроке;
6.
Определяется последовательность ознакомления с сайтами и создание путеводителя
для
учащихся по сайтам (это может быть список URL-адресов);
7. Определение формы
отчета или наглядного оформления результатов экскурсии
На втором этапе
учащиеся знакомятся с материалами на сайтах.
1.
Сбор информации. Обмен информацией.
2.
Создание практической работы - презентации по ознакомлению или закреплению
изучаемого материала. В подготовке отчетности об экскурсии
гораздо ценнее умение учащихся работать с полученной информацией — вычленять
главное в информационных сообщениях, находить дополнительную информацию в
различных источниках, наконец, создавать свои собственные информационные
сообщения.
Огромную роль в
активизации деятельности учащихся во время виртуальных экскурсий играет
поисковый метод. Ученики не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и
занимаются активным поиском литературоведческой информации. Это достигается
путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением
определённых творческих заданий. Во время проведения экскурсии учащиеся могут
записывать тезисы в тетрадь, копировать материалы с сайта в свои папки, делать
пометки.
Заканчивается
экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с учащимися
обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное,
выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся; намечает творческие
задания для них: написать сочинения, подготовить доклады, составить альбомы. Особое
внимание нужно уделить продумыванию финала урока. В зависимости от
типа, темы и целей урока завершающий этап может быть разным. Лучшим
финалом можно считать открытый финал - когда возникнет много вопросов, и на них
нет однозначного ответа - финал обращен к сердцу каждого ученика.
Несмотря на кажущуюся
простоту проведения виртуальных экскурсий на уроке, учитель может столкнуться с
рядом проблем. Первая и главная проблема — это отсутствие подключения школы к
сети Интернет. Следующей проблемой может быть ограниченное количество
компьютеров и компьютерных классов в школе.
В данном случае на помощь
учителю могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные
самим учителем. И это уже третий способ применения данной формы организации
учебного процесса. Такие мультимедийные экскурсии также относятся к разряду
виртуальных, но для их организации нет необходимости подключения к сети
Интернет. Достаточно иметь в кабинете компьютер и мультимедийный проектор.
Достоинства данных экскурсий в том, что учитель сам отбирает нужный ему
материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно
поставленным целям. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео,
звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы,
портреты, фотографии. В материалы таких экскурсий могут быть включены
литературоведческие термины и определения, исторические карты, тезисы по теории
литературоведения.( пример экскурсии о Грибоедове) пример Андерсен,
Грибоедов.
Что касается уроков
русского языка, то применять элементы музейной технологии можно и здесь.
Так, изучая тему «Лексика» на уроках русского языка,
мы говорим о замечательном человеке, составителе «Толкового словаря живого
великорусского языка» В.И. Дале. Однако не каждый знает, что многие страницы
жизни собирателя слов связаны с Петербургом: в Морском кадетском корпусе он
учился, также В.И. Даль был хорошо знаком с А.С. Пушкиным. У смертного
ложа великого поэта на Мойке,12 был до последнего часа, стараясь
облегчить страдания друга (во время урока показать презентацию, слайды о местах
в Петербурге, связанных с именем В.И. Даля). Учащимся можно предложить
побыть в роли В.И. Даля, т.е. составить свой словарь некоторых слов и понятий:
игра «Кто больше?». Ребятам предлагается назвать как можно больше слов-описаний
настроения, утра, улыбки и т.д.
Так же использовать виртуальные экскурсии можно на
уроках развития речи, когда речь идет о работе с картинами . Здесь можно
обратиться как к биографии художника, так и к экспонатам того музея, где
находится картина.
Таким образом,
использование элементов музейной педагогики делает процесс обучения и
преподавания более интересным, качественным, результативным
Адреса
литературных музеев.
1. http://www.museum.ru
2. Литературные
места
3. Литературные
памятники Москвы
Государственный
историко-культурный и природный музей-заповедник А.С.Грибоедова
Хмелита
http://ria.ru/video/20110518/375496713.html
http://pushkin.novgorod.ru/
Всероссийский
музей А.С.Пушкина
Государственный музей А.С. Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина
"Михайловское"
Государственный историко-литературный
музей-заповедник А.С. Пушкина (усадьбы Захарово и Вяземы)
Главная
Государственный музей-заповедник Тарханы
Государственный
музей-заповедник М.Ю.Лермонтова
http://www.tarhany.ru/about
http://museum.prometey.org/
http://www.museum.transconsulting.ru/Московский
литературный музей-центр Константина Георгиевича Паустовского
www_school_edu_ru
Александр Николаевич Островский (1823-1886)
http://www.goncharow.net.ru/,
Музей Тютчева –
Овстуг
Музей-усадьба
Мураново_The Feodor Tyutchev State Museum
http://www.youtube.com/watch?v=Ib9dsMr54EU
http://www.youtube.com/watch?v=W01jUg6sTKA
Музей-заповедник И.С. Тургенева
"Спасское-Лутовиново"
http://www.spasskoye-lutovinovo.ru
http://www.turgenev.org.ru/museum/bougeval.htm
http://www.turgenev.org.ru/museum/moskva.htm
Литературный музей И.С. Тургенева
Государственный
мемориальный и природный музей-заповедник И.С.Тургенева
Спасское-Лутовиново
Государственный
литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А.Некрасова
Карабиха
Литературно-мемориальный
музей Ф.М. Достоевского
Государственный музей Л.Н. Толстого
http://www.yasnayapolyana.ru/index.html
Государственный
мемориальный и природный заповедник Музей-усадьба Л.Н.Толстого
Ясная Поляна
Государственный
литературно-мемориальный музей-заповедник А.П.Чехова (Мелихово)
www_school_edu_ru
Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)
Государственный музей А.М. Горького
www_school_edu_ru
Максим Горький (1868-1936)
Экспозиции
- Государственный музей А_М_Горького
www_school_edu_ru
Андрей Белый
www_school_edu_ru
Валерий Яковлевич Брюсов
www_school_edu_ru
Николай Степанович Гумилев (1886-1921)
www_school_edu_ru
Осип Эмильевич Мандельштам (1891-1938)
http://www.brusov.net.ru/
www_school_edu_ru
Александр Александрович Блок
http://shakchmatovo.amr-museum.ru/
Государственный
историко-литературный и природный музей-заповедник А_А_Блока
www_school_edu_ru
Сергей Александрович Есенин (1895-1925)
http://www.museum-esenin.ru/
Музей-заповедник С.А. Есенина
E-mail:
museum@mayakovsky.info
www_school_edu_ru
Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)
www_school_edu_ru
Владимир Галактионович Короленко (1853-1921)
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме
The Anna Akhmatova Museum
at The Fountain House Музей
Анны Ахматовой
в Фонтанном
Доме
www_school_edu_ru
Анна Андреевна Ахматова
Thwww_school_edu_ru
Борис Леонидович Пастернак
Музей
Бориса Пастернака
www_school_edu_ru
Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)
Дом-музей
Марины Цветаевой
www_school_edu_ru
Андрей Платонович Платонов
www_school_edu_ru
Алексей Николаевич Толстой
www_school_edu_ru
Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940)
Культурный
центр "Булгаковский дом"
http://www.museum-bulgakov.iatp.org.ua/russian/bulgmus0.html
Museum of M_A_ Bulgakov
in Moscow
Булгаковский
Дом, музей Булгакова в Москве. Дом Булгакова, клуб, кафе 302-бис
Литературно-мемориальный
музей Михаила Булгакова в Киеве
www_school_edu_ru
Александр Трифонович Твардовский
Шолоховский
район _ Станица Вешенская
www.shukshin.museum.ru
Музей
В_М_ Шукшина в Сростках - Василий Макарович
Шукшин
Всероссийский
мемориальный музей-заповедник В_М_Шукшина
www_school_edu_ru
Василий Макарович Шукшин
www_school_edu_ru
Валентин Григорьевич Распутин
www_school_edu_ru
Виктор Петрович Астафьев
www_school_edu_ru
Александр Исаевич Солженицын
www_school_edu_ru
Иосиф Александрович Бродский (1940-1996)
Музеи и сайты писателей и поэтов
Информационные страницы сайтов любых музеев России
можно найти с помощью поисковой системы на портале Музеи России – www.museum.ru.
Музеи и сайты А.С. Пушкина. В
России их несколько. Основные – два. Государст-венный музей А.С. Пушкина в
Москве: www.museum.ru/M291/ -
справочная страница; www.pushkinmuseum.ru
-.
собственный сайт. Всероссийский музей А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге:
справочная страница - www.museum.ru/M101/;.
собственный сайт – www.pushkin.ru,
поддерживается компанией "Петерлинк" с 1996
г. Литературный музей Института русской литературы РАН ("Пушкинский
дом") – www.museum.ru/M188/.
Пушкин Александр – www.online.ru/sp/eel/russian/Pushkin.Alexander/.
Музеи М.Ю. Лермонтова. Государственных
музеев –два: Дом-музей М.Ю. Лермон-това в Москве – www.museum.ru/M313/
и Государственный музей-заповедник М.Ю.
Лермонтова в Пятигорске (Ставропольский край) – www.museum.ru/M1837/.
По музеям М.Ю. Лермонтова в Сети есть много справочных и рекламных страниц.
Электронные вер-сии экспозиций пока отсутствуют.
Музей Н.В. Гоголя. Виртуальный
Миргород – Н.В. Гоголь, - страница Н.В. Гоголя в Сорочинцах на сайте Миргорода
(Украина) - mirgorod.virtualave.net/tree/rtop/gogol.htm.
Музеи И.С. Тургенева. Музей
И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново" – www.spasskoye-lutovinovo.ru.
Сайт Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев – turgenev.org.ru.
Сайты Государственного литературного музея И.С. Тургенева в Орле (три версии) –
www.valley.ru/~art/lit_main.htm,
www.media.orel.ru/lit_museum/,
www.art.oryol.ru/lit_main.htm.
Музей А.С. Грибоедова – www.museum.ru/M682/.
Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С.
Грибоедова "Хмелита" – пока единст-венный в России музей А.С.
Грибоедова. Располагается в селе Хмелита Вяземского рай-она Смоленской области.
Музеи и сайты Л.Н. Толстого. Государственный
Музей Л.Н. Толстого в Москве – www.museum.ru/M299/.
Другие музеи: Государственный мемориальный и природный за-поведник
Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная поляна" – www.museum.ru/M531/;
Музей Л.Н. Толстого на станции "Лев Толстой" в Липецкой области – www.museum.ru/M1791/.
Это бывшая станция "Астапово", где Л.Н. Толстой провёл последние 7
дней жизни и скончался 7(20) ноября 1910
г. Толстой Лев: жизнь и творчество – users.aol.com/Tolstoy28/.
Сайты и музеи А.П. Чехова. Антон
Чехов – www.online.ru/sp/eel/Chechov.Anton/.
Дом-музей А.П. Чехова в Москве – www.museum.ru/M309/.
Государственный литератур-но-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова в д.
Мелихово Чеховского района Мос-ковской области – www.museum.ru/M447/.
Музеи А.М. Горького. Их
более 10. Основной - Государственный музей А.М. Горького – www.museum.ru/M1886/.
Музей-квартира А.М. Горького в Нижнем Новгороде – www.museum.ru/M1891/.
Литературно-мемориальный музей А.М. Горького в Казани – www.museum.ru/M1813/.
Музей А.М. Горького Института мировой литературы им. А.М. Горького в Москве – www.museum.ru/M347/.
Сайты и музеи С.А. Есенина.
Есенин Сергей – www.online.ru/sp/eel/russian/Esenin.Sergey/.
Государственный музей С.А. Есенина в Мо-скве – www.museum.ru/M1122/.
Государственный музей-заповедник С.А. Есенина в с. Константиново Рыбновского
района Рязанской области – www.museum.ru/M1644/.
Государственный музей В.В. Маяковского – www.museum.ru/M292/.
М. Булгаков. Булгаковская
энциклопедия – www.bulgakov.ru.
Страницы Михаила Булгакова на Mediapolis.Com.Ru – mediapolis.com.ru/alphabet/b/bulgakov_mihail/.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.