Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
2 слайд
3 слайд
4 слайд
5 слайд
6 слайд
«Царство вежливости и доброты».
7 слайд
8 слайд
Настройся на успешную работу!
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно!
9 слайд
Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999)
советский и российский филолог, академик Российской Академии наук, автор трудов, посвященных истории русской литературы и культуры.
10 слайд
Подумайте, о каком важном и так нужном в наше время качестве человека говорит Дмитрий Сергеевич?
«Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и … у самого себя…
Надо только знать, что такое настоящая воспитанность…
В основе всех хороших манер лежит забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.
Надо уметь не мешать друг другу… Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и… красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна». И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры – это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть…»
(О воспитанности).
11 слайд
Ответьте на вопросы
Есть ли в вашем классе воспитанные ученики?
Почему вы считаете их воспитанными?
Итак, подведём итог всему сказанному: воспитанным человека можно назвать, если он не мешает людям, заботится о чувствах окружающих и уважает их.
12 слайд
Откройте тетради и запишите
Двадцать третье декабря.
Классная работа.
13 слайд
Давайте говорить друг другу комплименты.
14 слайд
УЗНАЙ СЛОВО
Эта буква роет ямы,
Вторит окрику упрямо
И на палочке потом
Шоколадным тает льдом.
15 слайд
16 слайд
УЗНАЙ СЛОВО
Живет в нем вся Вселенная,
А вещь обыкновенная.
17 слайд
УЗНАЙ СЛОВО
Тебе дано,
А люди им пользуются.
18 слайд
УЗНАЙ СЛОВО
Утка в море, хвост на заборе.
19 слайд
УЗНАЙ СЛОВО
Енот жуёт, жуёт енот,
Ежевику он жуёт,
И на розовой стене
Он рисует букву ...
20 слайд
УЗНАЙ СЛОВО
Она на антенну похожа
И на зонт как будто тоже.
21 слайд
Что значит быть культурным человеком?
Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Без речевой культуры не может быть современного образованного человека.
-Ребята, а что значит быть культурным человеком? Что необходимо для этого делать? (Использовать правила этикета.)
22 слайд
Дать понятие речевого этикета; познакомиться с этикетной лексикой; расширить знания о речевых формах этикета.
Тема урока:
Употребление в речи этикетных слов.
Цель нашего урока:
23 слайд
Ключевое слово нашего урока
ЭТИКЕТ
Этикет - правила общения (произошло от французского слова, обозначающего «ярлык на чём-либо», «Этикетка»)
В русском языке есть особая группа слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником. Такие слова называются этикетными.
Это слова приветствия (добрый день, привет, здравствуй), прощания (всего доброго, желаю удачи, до свидания), просьбы (будьте любезны, пожалуйста, не затруднит ли вас), благодарности (спасибо, благодарю), извинения (извините, не сердитесь) и т.д.
Чем чаще, к месту и искреннее употребляет человек этикетные слова, тем приятнее с ним общаться, тем доброжелательнее к нему относятся окружающие!
24 слайд
Знакомство с новыми словами. Словарная работа, запись в тетрадь.
Лексическое значение слова:
Этикет – это установленный порядок поведения, форм обхождения.
Этикетные слова –группа слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.д.
Речевой этикет – это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.
25 слайд
Эти понятия известны людям очень давно, как и известны правила речевого поведения.
И народ выразил их в пословицах и поговорках.
Вот перед нами некоторые из них.
Но они записаны с пробелами. Восстановим их.
26 слайд
Какая буква пропущена в слове и почему?
Запишите пословицы, выделяя орфограммы, объясняя их правописание.
Слово не в…робей, выл…тит – (не)поймаешь.
С…рдеч(?)ное слово до сер…ца доходит.
Красно поле пшеном, а реч…– слушанием.
27 слайд
Проверь себя!
Слово не вОробей, вылЕтит – не __поймаешь.
СЕрдеЧНое слово до серДца доходит.
Красно поле пшеном, а речЬ– слушанием.
28 слайд
А теперь сформулируем основные правила речевого поведения, выраженные в пословицах.
Сначала подумай, потом говори.
Будь доброжелателен в общении.
Умей слушать.
29 слайд
ЗАДАНИЕ Работа в парах.
Разделите слова на группы.
Здравствуйте,
будьте добры,
до свидания,
привет,
спокойной ночи,
добрый день,
пожалуйста,
счастливого пути.
30 слайд
ПРОЩАНИЕ
До свидания
До скорой встречи
Прощайте
ПОЖЕЛАНИЕ
Будьте здоровы
Спокойной ночи
Приятного аппетита
Доброго пути
ПРОСЬБА
Будьте добры
Пожалуйста
Будьте любезны
Прошу Вас
ПРИВЕТСТВИЕ
Здравствуйте
Добрый день
Доброе утро
Добрый вечер
31 слайд
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ
С кем я говорю?
Когда происходит разговор?
Где происходит
разговор?
С какой целью
я говорю?
Как я говорю?
Выбор слов приветствия определяется речевой ситуацией и речевым этикетом, то есть зависит от того, моложе или старше тот, кого вы приветствуете, каково его положение по отношению к вам, знакомы вы или нет и от многих других причин.
32 слайд
«ЗДРАВСТВУЙТЕ!»
Что значит здороваться?
!
Фраза «Он перестал со мной здороваться» означает: он прервал со мной добрые отношения, перестал меня уважать.
Это значит пожелать человеку здоровья, долгих лет жизни.
Это значит проявить доброжелательность и уважение.
Это значит подтвердить, что ты хорошо относишься к человеку.
33 слайд
«ДОБРО
ПОЖАЛОВАТЬ!»
В каких ситуациях вы использовали бы эти выражения:
!
Помните, что от того, как звучит
приглашение, зависит, захочется ли человеку им воспользоваться!
Не хотите ли…?
Разрешите пригласить Вас…
Мне очень хотелось бы…
Ты не против…?
Давай сходим…
Почему бы нам…?
Закончите предложения.
34 слайд
Вежливые слова являются приобретением цивилизации. Невозможно представить себе дикаря, обращающегося к соплеменнику со сло-вами: «Будьте так любезны, передайте, пожалуй-ста, вон ту кость. Благодарю Вас, извините за
беспокойство».
Но если современный человек не употреб-ляет в своей речи вежливых слов, он становится настоящим пещерным человеком!
«БЛАГОДАРЮ ВАС!»
35 слайд
?
Знаете ли вы, что слово «Спасибо» возникло в результате сращения устойчивого сочетания «спаси Бог»?
1.Попробуйте объяснить, как это словосоче- тание стало формой выражения благодар-ности.
2. Поблагодарите кого-либо
ЗАДАНИЕ:
За приглашение на день рождения
За помощь
За подарок
36 слайд
«ИЗВИНИТЕ»
Какие из этих слов и выражений вы используете, когда вам нужно попросить прощения?
Простите.
Извините.
Прошу прощения.
Виноват!
Прошу извинить меня.
Не сердитесь на меня.
Примите мои извинения.
Приношу свои извинения.
Придумайте ситуации, в которых вы могли бы произнести эти слова.
!
Чаще всего следует объяснить, за что вы просите прощения:
Простите за опоздание.
Извините за беспокойство.
37 слайд
«ПРОШУ ВАС!»
Мы часто обращаемся к людям с самыми разными просьбами. И от того, как мы это сделаем, зависит, услышат ли нас, захотят ли помочь.
Какие из этих слов и выражений вы используете, когда вам нужно о чем-то попросить?
Пожалуйста…
Будьте любезны…
Если Вас не затруднит…
Сделайте одолжение…
Не откажите в любезности…
Если Вас не затруднит…
Могли бы Вы…?
Можно ли мне…?
Нельзя ли…?
Прошу Вас…
Придумайте предложения с этими словами.
38 слайд
Иногда нам по разным причинам приходится отвечать на просьбу отказом. И это тоже надо делать вежливо. Желательно объяснить причину отказа и извиниться за то, что не смог помочь.
ЗАДАНИЕ:
Ответьте вежливым отказом на просьбу:
Позвонить товарищу.
Одолжить учебник.
Дать списать.
Сходить в магазин.
Выступить на школьном концерте.
39 слайд
«У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН»
- Алло!
- Алло!
- Давай разговаривать.
- Давай. А о чем?
- Ну о чем? О чем-нибудь.
- Ну?
- Что ну?
- Чего же ты не разговариваешь?
- А ты почему не разговариваешь?
- Да я не знаю, о чем разговаривать!
Прочитайте диалог из рассказа Н.Носова «Телефон».
40 слайд
Объясните, почему у ребят не получился разговор по телефону?
Познакомьтесь с советами, которые дал писатель Карел Чапек любителям телефонных разговоров:
Не звоните без дела.
Уж если звонишь, запасись терпе-нием, чтобы або-ненту хватило времени добежать до аппарата.
Телефон не забава, а средство экономии времени; разговор должен быть кратким. Тогда ухо не взмокнет от трубки, а кому-то не придется бесконечно набирать занятый номер.
41 слайд
При разговоре по телефону нужно учитывать, позвонили вы сами или кто-то звонит вам.
Если звоните вы:
Начните разговор с приветствия.
Назовите себя, объясните, кто вы.
Извинитесь за беспокойство.
Пригласите к телефону того, кому вы звоните.
Если разговор прервался, то именно вы должны перезвонить.
Не звоните людям в очень раннее или позднее время.
Если звонят вам:
Поздоровайтесь, даже если вы не знаете того, кто звонит.
Если просят кого-то из ваших родных, а их нет, спросите, что передать.
Не заканчивайте разговор, пока его не закончит тот, кто звонит.
42 слайд
Давайте говорить друг другу комплименты.
Какие речевые ситуации вы увидели и какие формулы речевого этикета вы услышали в данном сюжете? Назовите?
Приятно ли вам было слышать этикетные слова? Почему? (ответы детей)
Произнося эти слова, мы желаем людям приятного настроения, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым.
Если бы вы были режиссёром этого фильма, что бы вы изменили в нём? Почему?
Какие этикетные слова русского языка вы знаете?
Какие из названных вами этикетных слов являются самыми употребительными в русском языке? (здравствуйте, спасибо, пожалуйста).
43 слайд
44 слайд
45 слайд
Тест-тренажёр
«Формулы речевого этикета, в соответствии с ситуацией общения».
Самопроверка по эталону (каждое задание проверяется сразу же по ответам в презентации).
46 слайд
Работая в группе, будьте взаимовежливы!
47 слайд
Клянемся вежливыми быть.
Всегда спасибо говорить.
Добрый день и до свидания
Нет в мире лучше звания!
Клянемся добрыми мы быть,
А лень и грубость позабыть!
Учиться этикету!
Науку помнить эту!
Клянемся добрыми мы быть!
клятва
48 слайд
Дифференцированное домашнее задание
(по выбору учащихся).
Написать сочинение – миниатюру «Правила речевого этикета».
Работа в парах. Выберите любую ситуацию, составьте и запишите диалог:
« Встреча друга».
« В библиотеке».
«Приглашение в кино».
« В магазине».
« На перемене в школе».
49 слайд
Рефлексия
Напиши другу SMS-сообщение о том, как прошёл урок. «Сотовый телефон».
Оцени свою работу и работу учителя на этом уроке. Оценка выставляется в листе результативности.
В качестве вывода по сегодняшнему разговору выберите себе любое предложение, запишите его в тетрадь.
Во внутреннем мире человека доброта - это солнце.
Сердечность - такой же дар, как красота и ум.
Любовь к людям - это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего.
50 слайд
– Ребята, вы меня сегодня очень порадовали своей работой.
Большое вам спасибо за урок!
Желаю вам успехов!
Давайте говорить друг другу комплименты!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Мультимедийная презентация у уроку русского языка в 5 классе "Употребление в речи этикетных слов" по ФГОС. Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Без речевой культуры не может быть современного образованного человека.n Этикет - правила общения (произошло от французского слова, обозначающего «ярлык на чём-либо», «Этикетка»)
n В русском языке есть особая группа слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником. Такие слова называются этикетными.
n Это слова приветствия (добрый день, привет, здравствуй), прощания (всего доброго, желаю удачи, до свидания), просьбы (будьте любезны, пожалуйста, не затруднит ли вас), благодарности (спасибо, благодарю), извинения (извините, не сердитесь) и т.д.
n Чем чаще, к месту и искреннее употребляет человек этикетные слова, тем приятнее с ним общаться, тем доброжелательнее к нему относятся окружающие!n Лексическое значение слова:
Этикет – это установленный порядок поведения, форм обхождения.
n Этикетные слова –группа слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.д.
n Речевой этикет – это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.
Очень важным аспектом речи является ежедневное поведение человека в общении с другими людьми, его способность разговаривать учтиво, вежливо, то есть, соблюдая правила речевого этикета. Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях.
6 664 215 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Медовкина Татьяна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/144/180 ч.
Мини-курс
5 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.