Главная / Русский язык и литература / Мультимедийная презентация к уроку русского языка в 5 классе "Употребление в речи этикетных слов" по ФГОС.

Мультимедийная презентация к уроку русского языка в 5 классе "Употребление в речи этикетных слов" по ФГОС.

«Царство вежливости и доброты».
Настройся на успешную работу! Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудитьс...
Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999) советский и российский филолог, академи...
Подумайте, о каком важном и так нужном в наше время качестве человека говорит...
Ответьте на вопросы Есть ли в вашем классе воспитанные ученики? Почему вы счи...
Откройте тетради и запишите Двадцать третье декабря. Классная работа.
Давайте говорить друг другу комплименты.
УЗНАЙ СЛОВО Эта буква роет ямы, Вторит окрику упрямо И на палочке потом Шокол...
УЗНАЙ СЛОВО Живет в нем вся Вселенная, А вещь обыкновенная.
УЗНАЙ СЛОВО Тебе дано, А люди им пользуются.
УЗНАЙ СЛОВО Утка в море, хвост на заборе.
УЗНАЙ СЛОВО Енот жуёт, жуёт енот, Ежевику он жуёт, И на розовой стене  Он рис...
УЗНАЙ СЛОВО Она на антенну похожа И на зонт как будто тоже.
Что значит быть культурным человеком? Речевая культура – один из компонентов ...
Тема урока: Употребление в речи этикетных слов. Цель нашего урока: Дать понят...
Ключевое слово нашего урока ЭТИКЕТ Этикет - правила общения (произошло от фра...
Знакомство с новыми словами. Словарная работа, запись в тетрадь. Лексическое ...
Эти понятия известны людям очень давно, как и известны правила речевого повед...
Какая буква пропущена в слове и почему? Запишите пословицы, выделяя орфограмм...
Проверь себя! Слово не вОробей, вылЕтит – не __поймаешь. СЕрдеЧНое слово до с...
А теперь сформулируем основные правила речевого поведения, выраженные в посло...
ЗАДАНИЕ Работа в парах. Разделите слова на группы. Здравствуйте, будьте добры...
ПРОЩАНИЕ До свидания До скорой встречи Прощайте ПОЖЕЛАНИЕ Будьте здоровы Спо...
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ С кем я говорю? Когда происходит разговор? Где происходит ра...
«ЗДРАВСТВУЙТЕ!» Что значит здороваться? ! Фраза «Он перестал со мной здороват...
«ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!» В каких ситуациях вы использовали бы эти выражения: ! Пом...
Вежливые слова являются приобретением цивилизации. Невозможно представить се...
? Знаете ли вы, что слово «Спасибо» возникло в результате сращения устойчивог...
«ИЗВИНИТЕ» Какие из этих слов и выражений вы используете, когда вам нужно поп...
«ПРОШУ ВАС!» Мы часто обращаемся к людям с самыми разными просьбами. И от тог...
Иногда нам по разным причинам приходится отвечать на просьбу отказом. И это т...
«У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН» - Алло! - Алло! - Давай разговаривать. - Давай. А о...
Объясните, почему у ребят не получился разговор по телефону? Познакомьтесь с ...
При разговоре по телефону нужно учитывать, позвонили вы сами или кто-то звони...
Давайте говорить друг другу комплименты. Какие речевые ситуации вы увидели и ...
Тест-тренажёр «Формулы речевого этикета, в соответствии с ситуацией общения»....
Работая в группе, будьте взаимовежливы!
Клянемся вежливыми быть. Всегда спасибо говорить. Добрый день и до свидания Н...
Дифференцированное домашнее задание (по выбору учащихся). Написать сочинение ...
Рефлексия Напиши другу SMS-сообщение о том, как прошёл урок. «Сотовый телефон...
– Ребята, вы меня сегодня  очень порадовали своей работой. Большое вам спасиб...
1 из 50

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6 «Царство вежливости и доброты».
Описание слайда:

«Царство вежливости и доброты».

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8 Настройся на успешную работу! Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться.
Описание слайда:

Настройся на успешную работу! Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, Работаем старательно!

№ слайда 9 Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999) советский и российский филолог, академик Р
Описание слайда:

Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999) советский и российский филолог, академик Российской Академии наук, автор трудов, посвященных истории русской литературы и культуры.

№ слайда 10 Подумайте, о каком важном и так нужном в наше время качестве человека говорит Дм
Описание слайда:

Подумайте, о каком важном и так нужном в наше время качестве человека говорит Дмитрий Сергеевич? «Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и … у самого себя… Надо только знать, что такое настоящая воспитанность… В основе всех хороших манер лежит забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу… Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и… красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна». И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры – это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть…» (О воспитанности).

№ слайда 11 Ответьте на вопросы Есть ли в вашем классе воспитанные ученики? Почему вы считае
Описание слайда:

Ответьте на вопросы Есть ли в вашем классе воспитанные ученики? Почему вы считаете их воспитанными? Итак, подведём итог всему сказанному: воспитанным человека можно назвать, если он не мешает людям, заботится о чувствах окружающих и уважает их.

№ слайда 12 Откройте тетради и запишите Двадцать третье декабря. Классная работа.
Описание слайда:

Откройте тетради и запишите Двадцать третье декабря. Классная работа.

№ слайда 13 Давайте говорить друг другу комплименты.
Описание слайда:

Давайте говорить друг другу комплименты.

№ слайда 14 УЗНАЙ СЛОВО Эта буква роет ямы, Вторит окрику упрямо И на палочке потом Шоколадн
Описание слайда:

УЗНАЙ СЛОВО Эта буква роет ямы, Вторит окрику упрямо И на палочке потом Шоколадным тает льдом.

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16 УЗНАЙ СЛОВО Живет в нем вся Вселенная, А вещь обыкновенная.
Описание слайда:

УЗНАЙ СЛОВО Живет в нем вся Вселенная, А вещь обыкновенная.

№ слайда 17 УЗНАЙ СЛОВО Тебе дано, А люди им пользуются.
Описание слайда:

УЗНАЙ СЛОВО Тебе дано, А люди им пользуются.

№ слайда 18 УЗНАЙ СЛОВО Утка в море, хвост на заборе.
Описание слайда:

УЗНАЙ СЛОВО Утка в море, хвост на заборе.

№ слайда 19 УЗНАЙ СЛОВО Енот жуёт, жуёт енот, Ежевику он жуёт, И на розовой стене  Он рисует
Описание слайда:

УЗНАЙ СЛОВО Енот жуёт, жуёт енот, Ежевику он жуёт, И на розовой стене  Он рисует букву ...

№ слайда 20 УЗНАЙ СЛОВО Она на антенну похожа И на зонт как будто тоже.
Описание слайда:

УЗНАЙ СЛОВО Она на антенну похожа И на зонт как будто тоже.

№ слайда 21 Что значит быть культурным человеком? Речевая культура – один из компонентов общ
Описание слайда:

Что значит быть культурным человеком? Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Без речевой культуры не может быть современного образованного человека. -Ребята, а что значит быть культурным человеком? Что необходимо для этого делать? (Использовать правила этикета.)

№ слайда 22 Тема урока: Употребление в речи этикетных слов. Цель нашего урока: Дать понятие
Описание слайда:

Тема урока: Употребление в речи этикетных слов. Цель нашего урока: Дать понятие речевого этикета; познакомиться с этикетной лексикой; расширить знания о речевых формах этикета.

№ слайда 23 Ключевое слово нашего урока ЭТИКЕТ Этикет - правила общения (произошло от францу
Описание слайда:

Ключевое слово нашего урока ЭТИКЕТ Этикет - правила общения (произошло от французского слова, обозначающего «ярлык на чём-либо», «Этикетка») В русском языке есть особая группа слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником. Такие слова называются этикетными. Это слова приветствия (добрый день, привет, здравствуй), прощания (всего доброго, желаю удачи, до свидания), просьбы (будьте любезны, пожалуйста, не затруднит ли вас), благодарности (спасибо, благодарю), извинения (извините, не сердитесь) и т.д. Чем чаще, к месту и искреннее употребляет человек этикетные слова, тем приятнее с ним общаться, тем доброжелательнее к нему относятся окружающие!

№ слайда 24 Знакомство с новыми словами. Словарная работа, запись в тетрадь. Лексическое зна
Описание слайда:

Знакомство с новыми словами. Словарная работа, запись в тетрадь. Лексическое значение слова: Этикет – это установленный порядок поведения, форм обхождения. Этикетные слова –группа слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.д. Речевой этикет – это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.

№ слайда 25 Эти понятия известны людям очень давно, как и известны правила речевого поведени
Описание слайда:

Эти понятия известны людям очень давно, как и известны правила речевого поведения. И народ выразил их в пословицах и поговорках. Вот перед нами некоторые из них. Но они записаны с пробелами. Восстановим их.

№ слайда 26 Какая буква пропущена в слове и почему? Запишите пословицы, выделяя орфограммы,
Описание слайда:

Какая буква пропущена в слове и почему? Запишите пословицы, выделяя орфограммы, объясняя их правописание. Слово не в…робей, выл…тит – (не)поймаешь. С…рдеч(?)ное слово до сер…ца доходит. Красно поле пшеном, а реч…– слушанием.

№ слайда 27 Проверь себя! Слово не вОробей, вылЕтит – не __поймаешь. СЕрдеЧНое слово до серД
Описание слайда:

Проверь себя! Слово не вОробей, вылЕтит – не __поймаешь. СЕрдеЧНое слово до серДца доходит. Красно поле пшеном, а речЬ– слушанием.

№ слайда 28 А теперь сформулируем основные правила речевого поведения, выраженные в пословиц
Описание слайда:

А теперь сформулируем основные правила речевого поведения, выраженные в пословицах. Сначала подумай, потом говори. Будь доброжелателен в общении. Умей слушать.

№ слайда 29 ЗАДАНИЕ Работа в парах. Разделите слова на группы. Здравствуйте, будьте добры, д
Описание слайда:

ЗАДАНИЕ Работа в парах. Разделите слова на группы. Здравствуйте, будьте добры, до свидания, привет, спокойной ночи, добрый день, пожалуйста, счастливого пути.

№ слайда 30 ПРОЩАНИЕ До свидания До скорой встречи Прощайте ПОЖЕЛАНИЕ Будьте здоровы Спокой
Описание слайда:

ПРОЩАНИЕ До свидания До скорой встречи Прощайте ПОЖЕЛАНИЕ Будьте здоровы Спокойной ночи Приятного аппетита Доброго пути ПРОСЬБА Будьте добры Пожалуйста Будьте любезны Прошу Вас ПРИВЕТСТВИЕ Здравствуйте Добрый день Доброе утро Добрый вечер

№ слайда 31 РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ С кем я говорю? Когда происходит разговор? Где происходит разго
Описание слайда:

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ С кем я говорю? Когда происходит разговор? Где происходит разговор? С какой целью я говорю? Как я говорю? Выбор слов приветствия определяется речевой ситуацией и речевым этикетом, то есть зависит от того, моложе или старше тот, кого вы приветствуете, каково его положение по отношению к вам, знакомы вы или нет и от многих других причин.

№ слайда 32 «ЗДРАВСТВУЙТЕ!» Что значит здороваться? ! Фраза «Он перестал со мной здороваться
Описание слайда:

«ЗДРАВСТВУЙТЕ!» Что значит здороваться? ! Фраза «Он перестал со мной здороваться» означает: он прервал со мной добрые отношения, перестал меня уважать. Это значит пожелать человеку здоровья, долгих лет жизни. Это значит проявить доброжелательность и уважение. Это значит подтвердить, что ты хорошо относишься к человеку.

№ слайда 33 «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!» В каких ситуациях вы использовали бы эти выражения: ! Помнит
Описание слайда:

«ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!» В каких ситуациях вы использовали бы эти выражения: ! Помните, что от того, как звучит приглашение, зависит, захочется ли человеку им воспользоваться! Не хотите ли…? Разрешите пригласить Вас… Мне очень хотелось бы… Ты не против…? Давай сходим… Почему бы нам…? Закончите предложения.

№ слайда 34 Вежливые слова являются приобретением цивилизации. Невозможно представить себе
Описание слайда:

Вежливые слова являются приобретением цивилизации. Невозможно представить себе дикаря, обращающегося к соплеменнику со сло-вами: «Будьте так любезны, передайте, пожалуй-ста, вон ту кость. Благодарю Вас, извините за беспокойство». Но если современный человек не употреб-ляет в своей речи вежливых слов, он становится настоящим пещерным человеком! «БЛАГОДАРЮ ВАС!»

№ слайда 35 ? Знаете ли вы, что слово «Спасибо» возникло в результате сращения устойчивого с
Описание слайда:

? Знаете ли вы, что слово «Спасибо» возникло в результате сращения устойчивого сочетания «спаси Бог»? 1.Попробуйте объяснить, как это словосоче- тание стало формой выражения благодар-ности. 2. Поблагодарите кого-либо ЗАДАНИЕ: За приглашение на день рождения За помощь За подарок

№ слайда 36 «ИЗВИНИТЕ» Какие из этих слов и выражений вы используете, когда вам нужно попрос
Описание слайда:

«ИЗВИНИТЕ» Какие из этих слов и выражений вы используете, когда вам нужно попросить прощения? Простите. Извините. Прошу прощения. Виноват! Прошу извинить меня. Не сердитесь на меня. Примите мои извинения. Приношу свои извинения. Придумайте ситуации, в которых вы могли бы произнести эти слова. ! Чаще всего следует объяснить, за что вы просите прощения: Простите за опоздание. Извините за беспокойство.

№ слайда 37 «ПРОШУ ВАС!» Мы часто обращаемся к людям с самыми разными просьбами. И от того,
Описание слайда:

«ПРОШУ ВАС!» Мы часто обращаемся к людям с самыми разными просьбами. И от того, как мы это сделаем, зависит, услышат ли нас, захотят ли помочь. Какие из этих слов и выражений вы используете, когда вам нужно о чем-то попросить? Пожалуйста… Будьте любезны… Если Вас не затруднит… Сделайте одолжение… Не откажите в любезности… Если Вас не затруднит… Могли бы Вы…? Можно ли мне…? Нельзя ли…? Прошу Вас… Придумайте предложения с этими словами.

№ слайда 38 Иногда нам по разным причинам приходится отвечать на просьбу отказом. И это тоже
Описание слайда:

Иногда нам по разным причинам приходится отвечать на просьбу отказом. И это тоже надо делать вежливо. Желательно объяснить причину отказа и извиниться за то, что не смог помочь. ЗАДАНИЕ: Ответьте вежливым отказом на просьбу: Позвонить товарищу. Одолжить учебник. Дать списать. Сходить в магазин. Выступить на школьном концерте.

№ слайда 39 «У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН» - Алло! - Алло! - Давай разговаривать. - Давай. А о че
Описание слайда:

«У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН» - Алло! - Алло! - Давай разговаривать. - Давай. А о чем? - Ну о чем? О чем-нибудь. - Ну? - Что ну? - Чего же ты не разговариваешь? - А ты почему не разговариваешь? - Да я не знаю, о чем разговаривать! Прочитайте диалог из рассказа Н.Носова «Телефон».

№ слайда 40 Объясните, почему у ребят не получился разговор по телефону? Познакомьтесь с сов
Описание слайда:

Объясните, почему у ребят не получился разговор по телефону? Познакомьтесь с советами, которые дал писатель Карел Чапек любителям телефонных разговоров: Не звоните без дела. Уж если звонишь, запасись терпе-нием, чтобы або-ненту хватило времени добежать до аппарата. Телефон не забава, а средство экономии времени; разговор должен быть кратким. Тогда ухо не взмокнет от трубки, а кому-то не придется бесконечно набирать занятый номер.

№ слайда 41 При разговоре по телефону нужно учитывать, позвонили вы сами или кто-то звонит в
Описание слайда:

При разговоре по телефону нужно учитывать, позвонили вы сами или кто-то звонит вам. Если звоните вы: Начните разговор с приветствия. Назовите себя, объясните, кто вы. Извинитесь за беспокойство. Пригласите к телефону того, кому вы звоните. Если разговор прервался, то именно вы должны перезвонить. Не звоните людям в очень раннее или позднее время. Если звонят вам: Поздоровайтесь, даже если вы не знаете того, кто звонит. Если просят кого-то из ваших родных, а их нет, спросите, что передать. Не заканчивайте разговор, пока его не закончит тот, кто звонит.

№ слайда 42 Давайте говорить друг другу комплименты. Какие речевые ситуации вы увидели и как
Описание слайда:

Давайте говорить друг другу комплименты. Какие речевые ситуации вы увидели и какие формулы речевого этикета вы услышали в данном сюжете? Назовите? Приятно ли вам было слышать этикетные слова? Почему? (ответы детей) Произнося эти слова, мы желаем людям приятного настроения, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым. Если бы вы были режиссёром этого фильма, что бы вы изменили в нём? Почему? Какие этикетные слова русского языка вы знаете? Какие из названных вами этикетных слов являются самыми употребительными в русском языке? (здравствуйте, спасибо, пожалуйста).

№ слайда 43
Описание слайда:

№ слайда 44
Описание слайда:

№ слайда 45 Тест-тренажёр «Формулы речевого этикета, в соответствии с ситуацией общения». Са
Описание слайда:

Тест-тренажёр «Формулы речевого этикета, в соответствии с ситуацией общения». Самопроверка по эталону (каждое задание проверяется сразу же по ответам в презентации).

№ слайда 46 Работая в группе, будьте взаимовежливы!
Описание слайда:

Работая в группе, будьте взаимовежливы!

№ слайда 47 Клянемся вежливыми быть. Всегда спасибо говорить. Добрый день и до свидания Нет
Описание слайда:

Клянемся вежливыми быть. Всегда спасибо говорить. Добрый день и до свидания Нет в мире лучше звания! Клянемся добрыми мы быть, А лень и грубость позабыть! Учиться этикету! Науку помнить эту! Клянемся добрыми мы быть! клятва

№ слайда 48 Дифференцированное домашнее задание (по выбору учащихся). Написать сочинение – м
Описание слайда:

Дифференцированное домашнее задание (по выбору учащихся). Написать сочинение – миниатюру «Правила речевого этикета». Работа в парах. Выберите любую ситуацию, составьте и запишите диалог: « Встреча друга». « В библиотеке». «Приглашение в кино». « В магазине». « На перемене в школе».

№ слайда 49 Рефлексия Напиши другу SMS-сообщение о том, как прошёл урок. «Сотовый телефон».
Описание слайда:

Рефлексия Напиши другу SMS-сообщение о том, как прошёл урок. «Сотовый телефон». Оцени свою работу и работу учителя на этом уроке. Оценка выставляется в листе результативности. В качестве вывода по сегодняшнему разговору выберите себе любое предложение, запишите его в тетрадь. Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. Сердечность - такой же дар, как красота и ум. Любовь к людям - это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего.

№ слайда 50 – Ребята, вы меня сегодня  очень порадовали своей работой. Большое вам спасибо з
Описание слайда:

– Ребята, вы меня сегодня  очень порадовали своей работой. Большое вам спасибо за урок! Желаю вам успехов! Давайте говорить друг другу комплименты!

Мультимедийная презентация к уроку русского языка в 5 классе "Употребление в речи этикетных слов" по ФГОС.
  • Русский язык и литература
Описание:

Мультимедийная презентация у уроку русского языка в 5 классе "Употребление в речи этикетных слов"  по ФГОС.    Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Без речевой культуры не может быть современного образованного человека.n      Этикет - правила общения (произошло от французского слова, обозначающего «ярлык на чём-либо», «Этикетка»)

n      В русском языке есть особая группа слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником. Такие слова называются этикетными.

n      Это слова приветствия (добрый день, привет, здравствуй), прощания (всего доброго, желаю удачи, до свидания), просьбы (будьте любезны, пожалуйста, не затруднит ли вас), благодарности (спасибо, благодарю), извинения (извините, не сердитесь) и т.д.

n      Чем чаще, к месту и искреннее употребляет человек этикетные слова, тем приятнее с ним общаться, тем доброжелательнее к нему относятся окружающие!n      Лексическое значение слова:

 Этикет – это установленный порядок поведения, форм обхождения.

n      Этикетные слова –группа слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.д.

n      Речевой этикет – это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.

Очень важным аспектом речи является ежедневное поведение человека в общении с другими людьми, его способность разговаривать учтиво, вежливо, то есть, соблюдая правила речевого этикета. Русский речевой этикет  необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях.

 

Автор Медовкина Татьяна Николаевна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1060
Номер материала 11170
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓