Главная / Классному руководителю / Мультимедийная беседа " Сийское сокровище" 9 класс

Мультимедийная беседа " Сийское сокровище" 9 класс

Название документа Сийское сокровище -текст беседы.doc







« Сийское сокровище»

интерактивная беседа.





















Автор: Худякова Наталья Александровна

библиотекарь детского отдела

библиотеки семейного чтения с. Конёво






Цель: Содействовать развитию интереса читателей к истории Севера

и в частности к истории Антониево-Сийского мужского монастыря.

Задачи:

-познакомить с жизнью и подвижнической деятельностью святого Антония Сийского;

-привлечь к чтению и изучению лучшей северной агиографической литературы.


Читательское назначение: старшеклассники


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, клип

« Святая обитель земли русской»


Ход проведения.

Слайд1.

Вступительное слово:

Здравствуйте уважаемые читатели! Мы рады видеть вас в нашей библиотеке и сегодня мы предлагаем вам интерактивную беседу « Сийское сокровище». В этом году проводится конкурс по истории Антониево-Сийского монастыря. Организаторы конкурса - Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь и государственное бюджетное учреждение культуры Архангельской области "Архангельская областная научная ордена "Знак Почета" библиотека имени Н. А. Добролюбова".

Готовясь к этому конкурсу, мы открыли для себя очень интересный материал по истории Сийского монастыря». И подготовили в нашей библиотеке беседу с презентацией на основе этого материала.

Слайд 2

Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь — всероссийская святыня и духовно-просветительский центр Русского Севера — четыре столетия привлекал к себе не только паломников, но и писателей, художников, ученых.

Слайд 3.

Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом острове Михайловского озера, у истоков реки Сия (ныне - Холмогорский район Архангельской области). По своему первому и главному храму ноcит имя - Свято-Троицкий монастырь.


  Слайд 4.

Антоний Сийский, чудотворец, родом из села Кехта Двинской волости, находившейся в 30 верстах от Архангельска. Родился в 1477 году и наречен был Андреем. Отец его Никифор был родом из Новгорода, а мать Агафья – кехотская крестьянка.
    После смерти родителей, на 25 году жизни ушел в Новгород, служил в боярской семье 5 лет, вступил в законное супружество. Через год молодая жена умерла. Будучи 30 лет от роду возвратился на родину, продал часть имущества в пользу бедных, а затем ушел в Онежский Кенский монастырь, в Онежском уезде, близ реки Кены.
    Игумен Спасо-Преображенской обители Пахомий постриг его с именем Антония Великого (1508 год). Позднее, по желанию игумена и братии он принял священнический сан. Его глубоко уважали за трудолюбие и молитвенные подвиги.
    Через несколько лет преподобный Антоний попросил благословения у игумена Пахомия «отойти от всех в пустыню». По рукоположению в иеромонахи, он был отпущен с двумя иноками Александром и Иоакимом. Поселившись там, построил келию и храм во имя святителя Николая Чудотворца и присовокупил себе в братство четыре старца. Через семь лет насельники были изгнаны местными крестьянами, им пришлось уйти дальше на Север

    Вместе с шестью братьями, преподобный Антоний достиг озера Угловатого, находящегося в восьми верстах от Сийской обители. Водрузил крест в том самом месте, где стояла деревянная Крестовоздвиженская церковь. На пути встретился преподобному Антонию крестьянин по имени Самуил, житель деревни Бросачево Емецкого стана, который привел странствующих иноков на реку Сию. Здесь, на пустынном Михайловском озере, монахи построили в 1520 году часовню и келию. С того времени, как братия начала умножаться, преподобный Антоний по согласию всей братии был избран игуменом. В конце его жизни братии в монастыре собралось до 70 человек.

  Во время своего игуменства преподобный Антоний отлучался в пустынные места на безмолвие: на остров, окруженный Дудницким озером, и на озеро Падун. Первое располагалось от монастыря за 3, а второе за 8 верст. Он пробыл там два года. В это время монастырем управлял его ученик иеромонах Феогност. По возвращении в монастырь Антоний снова сам управлял в монастыре.
    7 декабря 1556 года преподобный Антоний, совершивший в жизни своей много различных чудес, преставился, будучи 79 лет от рождения. Он жил в своей обители и игуменствовал 37 лет. После упокоения преподобного Антония, его мощи были похоронены в храме Живоначальной Троицы. В 1579 году преподобный Антоний был причислен к лику святых. Память о нем отмечается 7 декабря.


Слайд 5.

Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 17 веке монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами на Двине и Емце, семужьими тонями в Беломорье. В монастырских вотчинах жили ремесленники, развивались промыслы – соляной, рыболовный, морской. Монастырь имел подворья в Москве, Вологде, Архангельске.

С середины 17 века монастырь имел небольшую типографию.

В 1920 году монахи организовали трудовую коммуну; в Благовещенской церкви советская власть открыла детскую колонию. Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома (12.06.1923) и решением президиума Архангельского губисполкома (11.07.1923). В последние годы монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.

Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости (например, 2-х этажный каменный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной церковью Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). С 1970-х по 1992 год здесь находился летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, одновременно часть территории и монашеский корпус занимала дача Архангельского облисполкома.

Слайд 6. Патриарх Филарет

1601-1606 годы: В обители отбывает ссылку боярин Федор Никитич Романов – отец Михаила Федоровича, основателя царской династии Романовых. В монастыре Федор Никитич по воле царя Бориса Годунова принимает монашеский постриг с именем Филарет. Позднее (в 1619 г.) Филарет становится Патриархом Московским и всея Руси.

Родился около 1550 года .Высокого роста, стройный и красивый, Федор слыл в Москве за первого франта. Природа наделила его большим умом и государственными способностями. Все это, вместе с богатством, создало Федору Никитичу в Москве популярность и открыло широкое поприще для государственной деятельности.

  Он занял влиятельное положение при дворе. Между Федором Никитичем и Борисом Годуновым при царе Федоре установился «завещательный союз дружбы». Федор Никитич быстро двигался по службе. В 1585 г. был наместником в Нижнем, в 1590 г. – воеводой в шведском походе, в 1593 г. наместником в Пскове и вел переговоры с послом императора Рудольфа, в 1596 г. – снова воеводой. Счастливо сложилась и семейная жизнь Федора Никитича. Он был женат на дочери костромского помещика И.В. Шестова, Ксении.

После смерти царя Федора блестящая карьера Федора Никитича прервалась. Вопрос о замещении престола развел Романовых с Годуновым, сделал их врагами. Воцарившийся Борис Годунов стал искать случая избавиться от главного претендента на престол Федора Никитича. Годунов приказал всех Романовых арестовать и отправить в ссылку, а своего главного соперника постричь.

В 1601 году Федор Никитич был отправлен в ссылку в Антониево-Сийский монастырь. Там его насильно постригли в монахи под именем Филарет, приставили к нему пристава Воейкова, который должен был наблюдать за каждым его шагом и обо всем доносить Годунову. Жену Федора Никитича Ксению Ивановну постригли под именем Марфы и сослали в Заонежье в Егорьевский погост. Их малолетних детей сослали на Белоозеро.

Внезапная смерть Годунова принесла Филарету свободу и снова открыла доступ к государственной власти.   24 июня 1619 г. Филарет был посвящен в сан патриарха и до своей смерти стоял во главе церковного управления, принимая деятельное участие в управлении государством. Все акты издавались от имени обоих государей, но фактически государством правил Филарет.

Слайд 7   Архимандрит Никодим

(в миру - Василий Мамонтов) , родился в д. Шуренге на Онеге, это наш с вами земляк. В 1673 году постригся в монахи в Антониево-Сийском монастыре под именем Никодима, был в Москве «в строителях», затем назначен казначеем Антониево-Сийского монастыря, затем стал его первым архимандритом.

  Никодим – составитель Жития игумена Феодосия и Сийского иконописного толкового подлинника, писец рукописей, владелец келейной библиотеки, иконописец. В 1670 году Никодим передал в книгохранилище Антониево-Сийского монастыря коллекцию оттисков икон. Он собирал их более полувека. На страницах Сийского лицетворного иконописного подлинника имеются авторские надписи, дающие биографические сведения о Никодиме.

  Где и у кого обучался иконописец неизвестно. К 1681 году он стал книгохранителем и руководил перепиской и иллюстрированием книг монастырской библиотеки. У архимандрита Никодима была своя келейная библиотека, в состав которой входили как рукописи, так и печатные издания, которые свидетельствует о широте его интересов. В его келейной библиотеке были житийные книги, словари, литературные повести, переводная литература. Среди его книг были и книги с гравюрами. Можно предполагать, что иеромонах Никодим был инициатором создания отдельных гравюр и гравированных книг.

  Особо значимой является работа иконописца Никодима над созданием Сийского иконописного подлинника. Именно в этом труде он описал рекомендации по сохранению икон в неотапливаемых помещениях путем их постепенного проветривания. Он также описал методы реставрации икон. Иконописный подлинник существовал в двух частях – толковый и лицевой. Сийский иконописный подлинник оказал большое влияние на русскую иконописную культуру, несмотря на то что был создан иконописцем отдаленного северного монастыря. Толковый иконописный подлинник и сопровождавший его альбом прорисей икон и западноевропейских гравюр позволяют представить высокий эстетический уровень интересов Никодима.

  Никодим умело сочетал многочисленные хозяйские заботы с чтением, перепиской и украшением книг. Скончался в Сийском монастыре 18 июля 1721г.
Слайд 8.

Несколько столетий Антониев-Сийский монастырь оставался хранилищем древних памятников русской культуры. В XIX веке наиболее редкие предметы были переданы из обители для "особого сбережения" в Архангельское древлехранилище. В 1903 г. туда же поступило из монастыря 327 рукописных книг. Позднее сийские древности разошлись по разным музеям, библиотекам, архивам.

Слайд 9.

Сийское евангелие- апракос XVII века дар патриаршего казначея старца Паисия. Рукопись состоит из 946 лис. Размером 44,5Х 33 см.Переплетена по обрезу в золоте. Богато иллюстрированная цветными миниатюрами. Хранится в БАН.   Сийское Евангелие 17 века, подаренное Сийскому монастырю патриаршим казначеем Паисием,  рукопись, которая занимает особое место в истории русской книжной культуры. Известный русский исследователь Н.В. Покровский оценил его как самое великолепное произведение русской живописи 17 столетия.
  Каждый, кому хоть раз доводилось видеть Сийское Евангелие, поражался прежде всего его величиной, ведь весит книга  почти 23 кг. А если удавалось перелистать, то все, и специалисты, и неискушенные в тонкостях рукописного искусства, неизменно высказывали восхищение богатством и роскошью ее оформления.
  Рукопись состоит из 945 л. Размером 44,5х33 см., переплетена по обрезу в золоте, переплетом служат обтянутые вишневого цвета кожей доски. Книга написана на большой, так называемой александрийской бумаге в «десть» (в лист) густыми черными чернилами крупным поздним уставом. Бумага, на которой выполнена рукопись – голландского производства, имеет два вида водяных знаков.
  По композиции и составу Сийское Евангелие - апракос. Рукописи типа апракос предназначались для богослужения. Композиция апракоса построена согласно тому, как текст четырех евангелистов, читался в православной церкви во время служб на определенные дни года. Сийский апракос – евангелие напрестольное, и уже поэтому должно быть декорировано особенно нарядно. В рукописи встречаются практически все основные виды иллюминаций: миниатюры с изображением персонажей и сюжетов в живописной технике, заставки-рамки орнаментальные и с сюжетными композициями, концовки, цветки на полях, инициалы и строки, писанные вязью. Разнообразие представленных в кодексе орнаментов позволила исследователю Свирину назвать страницы Евангелия «энциклопедией орнаментальных мотивов». На одном листе иногда размещается сразу несколько миниатюр. По количеству миниатюр Сийское Евангелие превосходит все известные памятники православной традиции. На 945 листах –

2 138 иллюстраций.  История Сийского Евангелия насчитывает более 300 лет, но краски, которыми выполнены рисунки по-прежнему ярки.  Евангелие достаточно изучено, во всяком случае, более или менее полный анализ его и приводится почти во всех трудах, посвященных рукописной книге. Библиография посвященных ему научных работ и статей, в которых оно неизменно упоминается, достаточно также достаточно велика.

Слайд 10.

В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры – Сийский иконописный подлинник - собрания переводов икон, которым пользовались иконописцы Сийского монастыря во 2-й половине XVII века. Иконописный подлинник – образец целенаправленного собирательства. Снимки с изображений Спасителя, Богоматери, апостолов, ангелов и некоторых святых составляют главное содержание сборника. Местный оттенок ему сообщают снимки с изображений северных святых, редко встречающихся в обычной иконописной практике. Иконографическое разнообразие и полнота составляют одно из достоинств Сийского подлинника. Время его происхождения совпадает с эпохой расцвета русского искусства и иконографии, и если бы он в своем содержании предавал только старинные и однообразные иконографические и художественные формы, то он не смог бы иметь такого широкого исторического значения. Древнее и новое сошлись в одном сборнике.

Слайд 11.

Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его Русской православной церкви, при настоятеле игумене Трифоне (1992). Случившийся пожар уничтожил кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. В эти тяжелые дни монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (23.08.1992).

Слайд 12.

В настоящее время в обители 13 человек братии, постоянно проживают около 60 трудников. Возрождается богослужебная, духовно-просветительская, социально-благотворительная, миссионерская деятельность. Монахи Антониево-Сийского монастыря участвовали в церковно-археологической экспедиции в окрестности Кожезерского (1997) и Красногорского (1998) монастырей.

По древней традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека, иконописная мастерская, свечное производство. В хозяйстве имеются сенокосы, пашни, небольшие лесные участки, животноводческая ферма, конюшня, построены теплицы, оборудован гараж, действую пекарня, механическая, столярная, скорняжная, чеботная мастерские. Ведется восстановление храмов. Антониево-Сийский монастырь осуществляет окормление нескольких приходов епархии, не имеющих священников. Ежегодно обитель посещают до 5 тыс. российских и зарубежных паломников.

Слайд 13.

Посмотрите, пожалуйста, клип « Святая обитель земли русской», созданный библиотекарем Худяковой Н.А.



Интернет-ресурсы:

http://www.emezk.ru/

http://siya.aonb.ru/

Песню « Господи помилуй! исполняет Жанна Бичевская

Audio/Duhovnye…Bichevskay…Bichevskay


8



Название документа Сийское сокровище презентация.pptx

Сийское сокровище Автор : Худякова Н.А. библиотекарь библиотеки семейного чте...
Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на ...
Преподобный Антоний Сийский Жалованная грамота монастырю.
1601-1606 годы: В обители отбывает ссылку боярин Федор Никитич Романов – отец...
   Архимандрит Никодим (в миру - Василий Мамонтов) родился в д. Шуренге на О...
Несколько столетий Антониев-Сийский монастырь оставался хранилищем древних па...
Историческое наследие монастыря Сийское евангелие- апракос XVII века дар патр...
В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры – Сийский и...
Уникальный снимок, сделанный Б.Э. Захаровым, – момент официальной передачи м...
 Спасибо за внимание! До свидание.
Интернет-ресурсы: htt://www.emezk.ru/ http://siva.aonb.ru Песню « Господи по...
1 из 15

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Сийское сокровище Автор : Худякова Н.А. библиотекарь библиотеки семейного чтения
Описание слайда:

Сийское сокровище Автор : Худякова Н.А. библиотекарь библиотеки семейного чтения с. Конёво 2014г.

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на неб
Описание слайда:

Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом острове Михайловского озера, у истоков р. Сии (ныне - Холмогорский район Архангельской области). По своему первому и главному храму носит имя - Свято-Троицкий монастырь.

№ слайда 4 Преподобный Антоний Сийский Жалованная грамота монастырю.
Описание слайда:

Преподобный Антоний Сийский Жалованная грамота монастырю.

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6 1601-1606 годы: В обители отбывает ссылку боярин Федор Никитич Романов – отец Ми
Описание слайда:

1601-1606 годы: В обители отбывает ссылку боярин Федор Никитич Романов – отец Михаила Федоровича, основателя царской династии Романовых. В монастыре Федор Никитич по воле царя Бориса Годунова принимает монашеский постриг с именем Филарет. Позднее (в 1619 г.) Филарет становится Патриархом Московским и всея Руси. Икона"Богоматерь Владимирская". Вклад 1628 г. патриарха Филарета. Патриарх Филарет

№ слайда 7    Архимандрит Никодим (в миру - Василий Мамонтов) родился в д. Шуренге на Онег
Описание слайда:

   Архимандрит Никодим (в миру - Василий Мамонтов) родился в д. Шуренге на Онеге. В 1673 году постригся в монахи в Антониево-Сийском монастыре под именем Никодима, был в Москве «в строителях», назначен казначеем Антониево-Сийского монастыря, затем стал его первым архимандритом. Архимандрит Никодим

№ слайда 8 Несколько столетий Антониев-Сийский монастырь оставался хранилищем древних памят
Описание слайда:

Несколько столетий Антониев-Сийский монастырь оставался хранилищем древних памятников русской культуры. В монастыре был собран огромный архив, насчитывающий свыше 20 тыс. единиц хранения: сотные, вкладные, переписные, приходо-расходные книги и т.д.

№ слайда 9 Историческое наследие монастыря Сийское евангелие- апракос XVII века дар патриар
Описание слайда:

Историческое наследие монастыря Сийское евангелие- апракос XVII века дар патриаршего казначея старца Паисия. Рукопись состоит из 946 лис. Размером 44,5Х 33 см. Переплетена по обрезу в золоте. Богато иллюстрированная цветными Миниатюрами ( 2138). Хранится в БАН.

№ слайда 10 В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры – Сийский икон
Описание слайда:

В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры – Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр.

№ слайда 11 Уникальный снимок, сделанный Б.Э. Захаровым, – момент официальной передачи мона
Описание слайда:

Уникальный снимок, сделанный Б.Э. Захаровым, – момент официальной передачи монастыря облисполкомом.

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14  Спасибо за внимание! До свидание.
Описание слайда:

Спасибо за внимание! До свидание.

№ слайда 15 Интернет-ресурсы: htt://www.emezk.ru/ http://siva.aonb.ru Песню « Господи помил
Описание слайда:

Интернет-ресурсы: htt://www.emezk.ru/ http://siva.aonb.ru Песню « Господи помилуй! исполняет Жанна Бичевская Audio/Duhovnye…Bichevskay…Bichevskay

Мультимедийная беседа " Сийское сокровище" 9 класс
  • Классному руководителю
Описание:

Интерактивная беседа « Сийское сокровище» посвящена Свято-Троицкому Антониево-Сийскому мужскому монастырью— всероссийской святыне и духовно-просветительскому центру Русского Севера . Монастырь вот уже четыре столетия привлекет к себе не только паломников, но и писателей, художников, ученых. В беседе рассказывается о святынях монастыря, которые являются "сокровищем" и святыней не только монастыря, но и всей России.  
Основатель мрнастыря Антоний Сийский, чудотворец, родом из села Кехта Двинской волости, находившейся в 30 верстах от Архангельска. Родился в 1477 году и наречен был Андреем. Отец его Никифор был родом из Новгорода, а мать Агафья – кехотская крестьянка.
После смерти родителей, на 25 году жизни ушел в Новгород, служил в боярской семье 5 лет,  вступил в законное супружество. Через год молодая жена умерла. Будучи 30 лет от роду возвратился на родину, продал часть имущества в пользу бедных, а затем ушел в Онежский Кенский монастырь, в Онежском уезде, близ реки Кены.
Вместе с шестью братьями, преподобный Антоний достиг озера Угловатого, находящегося в восьми верстах от Сийской обители. Водрузил крест в том самом месте, где стояла деревянная Крестовоздвиженская церковь. На пути встретился преподобному Антонию крестьянин по имени Самуил, житель деревни Бросачево Емецкого стана, который привел странствующих иноков на реку Сию. Здесь, на пустынном Михайловском озере, монахи построили в 1520 году часовню и келию. С того времени, как братия начала умножаться, преподобный Антоний по согласию всей братии был избран игуменом. В конце его жизни братии в монастыре собралось до 70 человек.

Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 17 веке монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами на Двине и Емце, семужьими тонями в Беломорье. В монастырских вотчинах жили ремесленники, развивались промыслы – соляной, рыболовный, морской. Монастырь имел подворья в Москве, Вологде, Архангельске.

В настоящее время в обители 13 человек братии, постоянно проживают около 60 трудников. Возрождается богослужебная, духовно-просветительская, социально-благотворительная, миссионерская деятельность. Монахи Антониево-Сийского монастыря участвовали в церковно-археологической экспедиции в окрестности Кожезерского (1997) и Красногорского (1998) монастырей.

По древней традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека, иконописная мастерская, свечное производство. В хозяйстве имеются сенокосы, пашни, небольшие лесные участки, животноводческая ферма, конюшня, построены теплицы, оборудован гараж, действую пекарня, механическая, столярная, скорняжная, чеботная мастерские. Ведется восстановление храмов. Антониево-Сийский монастырь осуществляет окормление нескольких приходов епархии, не имеющих священников. Ежегодно обитель посещают до 5 тыс. российских и зарубежных паломников

 

 

Автор Худякова Наталья Александровна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 492
Номер материала 3174
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓